АННОТАЦИЯ
Тема: Хоминг как форма группового поведения амфибий на примере лягушки озерной /Rana ridibunda/ в условиях Калмыкии
Автор: Бадма – Горяева Цагана
Россия, Республика Калмыкия, Яшкульский район, МБОУ «Яшкульская СОШ», 9 класс.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ - применимо ли понятие «Хоминг» для лягушки озерной /Rana ridibunda/ в условиях республики Калмыкия.
Провести данное исследование на протяжение двух лет автору помогали такие методы, как работа с библиографией, изучение специальной литературы по зоологии позвоночных, по изучению поведенческих реакций амфибий, экологии, географии; изучение авторской методики Л.А.Бабенко; практическая работа по исследованию водоемов, прилежащих к п.Яшкуль; исследование особенностей поведения различных популяций вида Лягушка озерная; анализ полученных данных.
В данной работе автором предпринята еще одна попытка по выяснению особенностей поведения амфибий, в частности хоминга в условиях резко – континентального климата Калмыкии. Отработана методика Л.А.Бабенко. Получены интересные данные, доказывающие явление хоминга. Выводы вытекают из результатов собственных исследований, проведенных в поселке Яшкуль Яшкульского района республики Калмыкия. Автор доказал, что хоминг является наиболее интересной и сложной задачей в современной биологии; понятие «Хоминг» применимо для засушливого климата Калмыкии; влажность воздуха, почвы и растительности повышают миграцию амфибий.
Новизна данной работы заключается в том, что через краеведческую работу можно раскрыть сущность и значение сложного поведения амфибий в различных условиях.
Актуальность работы состоит в том, что литературы, посвященной сложному поведению амфибий в нашей республике не так много. И на сегодняшний день существует необходимость систематизировать эти знания. Данная работа может быть использована в качестве дополнительного материала на школьных занятиях, посвященных охране природы родного края. В этом состоит ее практическая значимость.
Руководитель: Шурганова А.Ю.
Вложение | Размер |
---|---|
hom.el_.docx | 599.68 КБ |
Содержание
Содержание
Введение 2
Обзор литературы………………………………………………………… 3
1.1. Описание места исследования………………………………………… 3
1.2. Экологическая характеристика лягушки озерной Rana ridibunda…… 3
1.3. Виды поведения животных, в том числе амфибий…………………….4
Методика 6
2.1. Работа Л.А. Бабенко по хомингу………………………………………..6
Собственные результаты исследования………………………………….. 10
3.1. Сбор лягушки озерной Rana ridibunda……………………………… 10
3.2 Место исследования…………………………………………………… 11
3.3.Результаты исследования и их обсуждение………………………… 12
Выводы……………………………………………………………………….15
Список используемой литературы…………………………………………16
Поведение животных является одной из наиболее сложных интересных и актуальных задач в современной биологии. Существует большое множество классификаций форм и видов поведения животных. Большое внимание ученые в последнее время уделяют репродуктивному поведению, различного рода «брачным танцам», «хоровому поведению». В последнее время стали изучать способность животных ориентироваться в пространстве, их удивительное свойство возвращаться к местам нереста, водопоя, то есть ориентация по «хомингу». [1].
Понятие «хоминг» произошло от английского слова дом. Это удивительное врожденное чувство, которым наделено большинство животных, в числе которых и земноводные. Им дана замечательная возможность распознавать благодаря памяти места своего рождения или первого успешного размножения, а также постоянного обитания. Они стараются возвратиться к своему родному участку, местности, причем делают это со значительных расстояний, пользуясь способностью к ориентации и навигации. [2].
Каким образом животные, в том числе и амфибии, способны находить свой дом, для ученых остается загадкой.
Мы решили внести свою лепту в эту одну из интереснейших и сложных задач современной биологии. Нами было проведено ряд исследований по данной теме. В связи с этим нами была сформулирована цель: применимо ли понятие «Хоминг» для лягушки озерной Rana ridibunda в условиях республики Калмыкия.
Для этого нами были сформулированы несколько задач:
Обзор литературы
1.1. Описание места исследования.
Исследования проводились в пос.Яшкуль. Яшкульский район граничит на юге с Ики-Бурульским, на северо-западе - с Целинным, на северо-востоке – с Юстинским, а на юго-востоке – с Черноземельским районами.
Особенностью климата Черных земель является его резкая континентальность, лето жаркое и сухое с температурой воздуха, доходящей до +45С, а зимой в отдельные годы – до –35С. Но зимой часто бывают длительные оттепели с температурой до 4 – 6 тепла. Среднегодовая температура в районе Черных Земель примерно равна +9. Безморозный период длится от 240 до 265 дней. Среднегодовое количество осадков незначительно и составляет в среднем в зависимости от сезона 180 – 250 мм. Самый жаркий месяц – июль, самый холодный – январь.
Необходимо отметить господство сухих ветров восточного и юго-восточного направлений, которые достигают в весенние и осенние месяцы наибольшей силы. Для лета типичны суховеи и пыльные бури (125 дней в году).
Преобладающим типом рельефа района является волнисто-гривистая равнина, сложенная песками и супесями. Встречается отдельные массивы развеянных бугристых песков.
1.2.Экологическая характеристика лягушки озерной Rana ridibunda.
Лягушка озерная (Rana ridibunda) самый крупный вид среди земноводных нашей фауны. Наибольший ее размер - 170 мм. Самки всегда крупнее самцов. Неподвижную озерную лягушку нелегко заметить среди водной или прибрежной растительности, благодаря тому, что она окрашена сверху в зеленый, оливковый или темно-коричневый цвет с большим или меньшим количеством черных или темно-зеленых пятен. Иногда вдоль спины у нее тянется светлая полоса. Снизу она грязно-белого или желтоватого цвета, обычно с темными пятнами. (Рис.1.3.1.). У самцов в брачное время на первом пальце передней ноги развиваются утолщения серого цвета – брачные мозоли[10].
Рисунок 1.2.1. Лягушка озерная Rana Ridibunda.
Всю жизнь эта лягушка проводит в воде или неподалеку от нее, населяя самые разнообразные типы водоемов, в том числе и большие, глубокие, быстротекущие реки. В любое время суток общее число озерных лягушек, плавающих на поверхности воды и прыгающих в зарослях прибрежной растительности по берегам старицы, остается примерно одинаковым. Однако дважды в сутки они совершают перемещение на сушу и обратно. На берегу их много с 21 до 7 часов и с 11 до 17 часов. Самое большое число лягушек на суше наблюдается в час ночи и час дня. Количество лягушек в воде уменьшается соответственно тому, как оно возрастает на суше. Во время пребывания лягушек на берегу желудки их наполнены максимально. Прибрежные заросли оказываются для них главным местом охоты. В воде животные спокойно лежат на поверхности или лениво передвигаются. В это время происходит переваривание пищи и опустошение желудка.[11,12].
Водоем – это место отдыха с наиболее благоприятными условиями температуры и влажности, дающее в то же время и надежное укрытие от врагов. Появляясь на суше и ночью и днем, озерные лягушки оказываются животными с круглосуточной активностью. Во время дневной активности лягушки все время ненадолго уходят в водоем пополнить запас влаги в теле, благодаря этому днем какое-то количество лягушек встречается не только на суше, но и в воде. Ночью же в часы наибольшей активности все лягушки на суше и не идут в водоем, так как при более низких температурах они не подвергаются опасности высыхания[13].
В период размножения самцы держатся на поверхности воды, образуя большие скопления. Они очень подвижны и громкоголосы. Их «брачные песни» привлекают самок. Откладке икры предшествует спаривание. Манера обхвата самки при этом у всех лягушек, в том числе и у озерной, своеобразна. Самец схватывает ее позади передних лап так, что его лапы сходятся на груди у самки. Это своеобразное спаривание имеет большое биологическое значение. Оно стимулирует одновременное выметывание в воду икры и сперматозоидов, увеличивая процент оплодотворенных яиц при наружном оплодотворении. Икра откладывается в виде комка, образовавшегося благодаря склеиванию слизистых лицевых оболочек. Период икрометания растянут. Личинки озерных лягушек первое время остаются на тех местах, где они появились на свет, и держатся кучкой, но затем очень скоро расплываются по всему водоему.[14,15].
1.3. Виды поведения животных, в том числе амфибий.
Поведение великого множества живых существ, в том числе и земноводных настолько разнообразно, что до настоящего времени так и не создано единой его классификации. Но все же существуют некие общие критерии, позволяющие, по мнению некоторых ученых, объединить все формы поведения животных в три основные группы: индивидуальное поведение, репродуктивное и социальное. Это позволяет изучать как индивидуальные особенности поведения особи, так и взаимоотношения между самцами и самками, родителями и детьми, членами сообщества, а также межвидовые взаимоотношения.
Т.Д. Жданов в своей хромографии «Особенности строения и поведения земноводных» дал следующие определения поведений.
Индивидуальное поведение. Это поведение включает широкий спектр целесообразных поведенческих актов, направленных на жизнеобеспечение отдельных особей. Основными его видами являются:
1.пищедобывательное поведение- отыскание, схватывание, удержание добычи и последующее манипулирование ею;
2.оборонительное (защитное) поведение, сопровождаемое как пассивно- оборонительными реакциями, так и активной защитной, например, с помощью ядовитых выделений кожи;
3.исследовательская активность- комплекс реакций, знакомящих амфибий с окружающей средой, например, при нахождении места для гнезда или выборе ориентиров. Эта активность создает базу для выработки целесообразного поведения особи;
4.ювенильное поведение - поведенческие возможности молоди амфибий. Например, головастики в отличие от своих родителей предпочитают общество себе подобных. В компании они, по-видимому, чувствуют себя более комфортно, т.к. растут быстрее сверстников, находящихся в изоляции. Установлено, что головастики каким-то образом узнают друг друга.
Социальное поведение.Такое поведение проявляется во взаимодействиях животных в сообществе себе подобных. Это может быть хоровое пение, совместное преодоление пространства. Известны случаи массовых миграций, например, молодых чесночниц или зеленых жаб, которые тысячами двигались стройными рядами в определенном направлении. Каким образом собираются вместе такое их огромное количество, кто определяет цель и время миграций? Эти вопросы остаются пока без ответа.
Репродуктивное поведение - это достаточно сложный поведенческий комплекс, куда входит все, что связано с размножением земноводных: миграция к местам нереста, брачные игры, танцы, брачная сигнализация, бои за самку, строительство сооружений, откладывание икры, выведение и защита потомства и т.д. Конечно, большинство представителей класса земноводных не обременены брачными связями, заботой об икре и молоди. Но некоторые виды амфибий наделены удивительным репродуктивным поведением. Им дано не только выводить свое потомство в сложнейших условиях обитания, но также создавать временные пары и заботиться об икре и молоди не хуже многих «высших» животных. Например, саламандр и тритоны демонстрируют удивительные танцы ухаживания, когда брачная пара как бы вальсирует. Самыми заботливыми среди них слывут американские безлегочные саламандры. Родители, будучи слабыми крохотными созданиями, смело защищают свое потомство. Десятисантиметровые папы и мамы набрасываются и кусают любого врага - жук ли это, птица или даже человек.[9].
Методика
2.1. Работа Л.А. Бабенко по хомингу
Очень большую работу по хомингу провел Л.А. Бабенко. Как он пишет: «мы провели 938 опытов по изучению целенаправленной ориентации постоянноводных амфибий- лягушек прудовой (Rana esculenta L.), озерной (R. Ridibunda) и жерлянки краснобрюхой (Bombina bombina). Цель опытов - определение роли различных анализаторов, с помощью которых лягушки выбирают нужное направление движения, и выяснение значения факторов среды при избрании животными этого направления. Опыты проведены в
Закарпатской обл., в Киеве (район Жукова о-ва) и Киевской обл. (г. Ирпень) при температуре воздуха 10-30 градусов, его влажности 60-100% и атмосферном давлении 740-760 мм. рт. ст., по разработанной нами методике».
Методика
Амфибий отлавливали и заносили на различные расстояния от водоема (от 10 до 100м). Во время опытов учитывали направление заноса, расстояние до водоема, время выпуска, погодные условия – направление ветра, облачность. Чтобы исключить возможность ориентации и выбора нужного направления с помощью зрительного, обонятельного и слухового анализаторов, лягушкам повреждали соответствующий орган. Время проведения одного опыта было различным (от 20мин до 2часов).
Цель первой серии опытов состояла в выяснении возможного влияния на ориентацию лягушек некоторых внешних факторов: облачности, времени суток и года, повторных заносов и увеличения расстояния до водоема. На ориентацию лягушек большое влияние оказывают изменения относительной влажности и температуры воздуха (Лялюшко,1972). Поэтому опыт проводили при одинаковой влажности и одинаковой температуре воздуха. Полученные результаты свидетельствуют о наличии у лягушек способности к ориентации (табл.2.1.1).
Первые результаты Л.А. Бабенко.
Таблица 2.1.1.
Время проведения опытов | Общее количество лягушек, экз. | Количество лягушек, вернувшихся в водоем | |
Экз. | % | ||
Период размножения | 126 | 109 | 86 |
Остальные сезоны года | 312 | 253 | 81 |
Рисунок 2.1.1. Первая серия опытов Л.А. Бабенко.
Большинство подопытных животных возвращается к месту вылова в материнский водоем, не зависимо от степени облачности и времени суток. В период размножения лягушки ориентируются лучше. Это, несомненно, связано с физиологическим состоянием организма, потребностью отложить икру. При повторных (три раза) заносах и одновременном увеличении расстояния до водоема (от 15 до 100) правильность ориентации лягушек практически не изменялась.
Краснобрюхих жерлянок заносили на расстояние 75м. от водоема. При относительной влажности воздуха 55-75% (400 опытов) за 3часа к водоему вернулось 62,6% самок, 53%самцов, 52,1% неполовозрелых особей (в опыте было 134 самки, 126 самцов и 140 неполовозрелых особей). При более высокой влажности воздуха(85-100%; 400 опытов) жерлянки расходятся во все стороны почти равномерно. За 3часа к водоему вернулось 41,1%самок, 39%самцов, 41,6% неполовозрелых особей (в опыте было 136 самок, 124 самца, 120 неполовозрелых особей). Следовательно, повышение относительной влажности ухудшает «Хоминг» жерлянок. Самки весной ориентируются несколько лучше, чем самцы.
Вторая группа опытов была посвящена изучению роли органов чувств в ориентации лягушек, пишет Л.А. Бабенко. Зрение, слух и обоняние исключали механическим, химическим и оперативным путем. При повреждении органов слуха острым способом (у подопытных животных разрушали Columella внутреннего уха) ориентация у лягушек не нарушалась. Для выключения органа зрения, мы применяли различные методы: надевали темные мешочки на голову животных, закапывали в глаза пергидроль. При прижигании или проколе глаз у многих лягушек наблюдалось длительное (20-100 мин) как бы шоковое состояние, после чего животные выбирали нужное направление и двигались к водоему, но значительно медленнее, чем особи с неповрежденными глазами. Как видно в табл.2.1.2., повреждение органа зрения мало влияет на ориентацию амфибий. В ряде случаев одновременно повреждали органы слуха и зрения. Результаты получены такие же, как и при отключении только зрения.
Ориентация лягушек, с поврежденным зрением.
Таблица2.1.2.
Группа животных | Общее количество лягушек, экз. | Количество лягушек, вернувшихся в водоем | |
Экз. | % | ||
Опыт | 80 | 58 | 72,5 |
Контроль | 80 | 63 | 79,5 |
Рисунок 2.1.2.Роль органов зрения при ориентации амфибий.
Для выяснения роли органа обоняния применяли два метода. В первом случае между водоемом и местом выпуска лягушек разбрызгивали сильно пахнущие вещества (бензин с соляркой, нашатырный спирт), а в ноздри животным вводили ватные тампоны, смоченные растительным маслом. Способность к ориентации у лягушек нарушается (табл.2.1.3.).
Данные, полученные при повреждении органов осязания сильно пахнущими веществами.
Таблица 2.1.3.
Группа животных | Общее количество лягушек, экз. | Количество лягушек, вернувшихся в водоем | |
Экз. | % | ||
Опыт | 80 | 36 | 45,0 |
Контроль | 80 | 63 | 79,5 |
Рисунок 2.1.3. Роль органов обоняния при нарушении первым методом у амфибий.
Во втором случае ноздри лягушек заклеивали клеем или забивали густым вазелином. Способность амфибий к ориентации заметно нарушались - они двигались в разных направлениях, иногда противоположному водоему (табл.2.1.4.).
Показатели хоминга при заклеивании ноздрей амфибиям.
Таблица 2.1.4.
Группа животных | Общее количество лягушек, экз. | Количество лягушек, вернувшихся в водоем | |
Экз. | % | ||
Опыт | 80 | 31 | 38,5 |
Контроль | 80 | 65 | 81,0 |
Рисунок 2.1.4. Второй метод нарушения органов обоняния.
Изучая роль органов обоняния в ориентации краснобрюхих жерлянок, их ноздри и носовые каналы наполняли вазелином или вводили в них 0,5%-ный раствор новокаина (в последнем случае через 2-3часа функции обонятельных органов восстановились). В опытах участвовало 270 (150 самок и 120 самцов). За 2,5часа к водоему вернулось 30 экз., остальные выбрали другие направления, иногда даже противоположные водоему. [10].
Проведя ряд опытов, группа Бабенко сделали следующее выводы:
1.При повреждении у лягушек органа слуха способность к ориентации не нарушается.
2.При повреждении органов зрения лягушки не сразу выбирают правильное направление движения и передвигаются к водоему медленнее.
3.У постоянноводных амфибий- лягушек прудовой и озерной и жерлянки краснобрюхой при выборе направления движения к материнскому водоему существенную роль играет обоняние. [10].
Собственные результаты исследования.
3.1. Сбор лягушки озерной Rana ridibunda.
Озерная лягушка населяет зарастающие озера, пруды, канавы, болота. Вся их жизнь протекает в воде или непосредственной близости от нее. Этих амфибий можно ловить сачком и при помощи простого орудия, на изготовление которого требуется несколько минут. Берут легкую длинную палку. К ее более тонкому концу привязывают раскрытую большую английскую булавку так, чтобы половина с застежкой располагалась вдоль палки, а другая половина с острием торчала назад. Палку осторожно подводят под плавающую или сидящую на листе лягушку, а затем быстрым движением поддевают ее крючком и выбрасывают на берег.[13]. Еще проще ловить это животное обычной удочкой, наживляя на крючок какое-либо насекомое или небольшой листик. Приманку, двигая вперед и назад, осторожно подводят к голове лягушки. Обычно животное бросается на приманку и попадается на крючок. В мелких водоемах при теплой погоде можно применить и еще один способ ловли лягушек. Тихо идя вдоль берега, замечают, где зарылось в ил обеспокоенное животное. Опустив обе руки в воду, пальцами нащупывают спрятавшуюся в иле лягушку и схватывают ее. Ловля земноводных сачком, наиболее приемлемый метод. Этот метод у нас получил наиболее широкое применение.
3.2 Место исследования.
Место исследования были 2 пруда Карьеры (старый и новый) близ п. Яшкуль Яшкульского района. Целью наших исследований было проверить наличие хоминга у лягушки озерной - Rana Ridibunda на территории Республики Калмыкия. Отлов проводился ручным сбором, с помощью сачка. Так как мы не смогли придумать метку, по которой можно было заметить объект исследования, то мы наблюдали за лягушками, находясь на расстоянии 2-4 метра .
Расстояние между прудами составляет 110м.
Рисунок 3.2.1. Пруд №1.
Пруд №1, представленный на рисунке 3.2.1. – это искусственное водохранилище, созданное в 70-х годах ХХ века. Истоков он не имеет. Запуск воды осуществляется каждую осень.
На рисунке 3.2.2. представлен пруд №2. Это также искусственное водохранилище, но он был построен позднее предыдущего. В народе называется новым. В отличие от предыдущего он имеет небольшой по объему приток и исток воды, т.е. вода текучая. Он относится к сети каналов Волго – Чограя.
Рисунок 3.2.2. Пруд №2.
3.3.Результаты исследования и их обсуждение.
Нами было проведено несколько исследований.
При первом исследовании мы вылавливали особей и заносили их на расстояние 100м. Особи, выловленные в пруду №1, оказывались параллельно своему водоему, другие же оказывались на 100м. севернее своего водоема. Параллельное расположение особей было невозможным, в связи с прохождением в этом месте канала. Необходимо отметить, что опыты проводились в течение одного дня, как правило, вечером или утром, так как днем в солнечную погоду при 350 жары амфибии находили ближайший куст, либо какое-нибудь любое другое увлажненное место и никуда не двигались. Наблюдение проводилось 1,5-3,5 часа. Если особь после 1,5 часового наблюдения выбирала параллельное водоемам направление, то наблюдение прекращалось. Через 3 дня проводился контроль. Исследование проводилось в солнечную погоду, при температуре 30 градусов. Первые полученные результаты отражены в таблице 3.3.1. [Приложение 1]
Общее количество вернувшихся особей составило 44,1%. Из первого же опыта, очевидно, что лягушка озерная Rana Ridibunda способна ориентироваться на местности, выбирать нужное для себя направление.
На этом исследовании мы не остановились, и через несколько дней мы повторили опыт, слегка упростив его.
При следующем исследовании мы вылавливали особей и относили (в пластиковых бутылках) на расстояние 50м., то есть практически посередине. Из пруда №1 было выловлено 8 особей, из них 5 вернулось в родной водоем. Из пруда №2 были пойманы 6 особей, из них 3 вернулось, причем одна особь пришла к старому пруду. Контроль дал следующие результаты: 9/5 и 6/4(Таблица 3.3.2.). [Приложение 2]
Общий процент вернувшихся особей составил 60%. Отсюда следует, что расстояние имеет большое значение, при выборе водоема. Уменьшив расстояние вдвое, % особей увеличился на 16.Но есть вероятность того, что, попав не в свой водоем, на следующий день они возвращались обратно.
В следующий раз особи относились на расстояние 70м., то есть лягушки из первого водоема оказывались на расстоянии ко второму водоему в 40м. Соответственно, особи, выловленные во втором водоеме, оказывались ближе к первому. Из 9 объектов вернулось 4, во втором из 7 выловленных особей, в родной водоем вернулось всего 2. Контроль показал следующие результаты:8/4 и 6/3 соответственно, что составило 43,3%.
( Таблица 3.3.3.). [Приложение 3]
Результаты первого и третьего опыта практически совпадают 44,1% и 43,3% соответственно. Однако разница в расстоянии составляет 80м. Данные результаты показывают, что амфибии могут с большой вероятностью находить водоем, однако могут ошибиться при выборе родного водоема.
Следующие опыты проводились после дождя, при температуре 21-25 градусов, при высокой влажности воздуха. Особи заносились на расстояние 100м. Вылов особей происходил намного легче, так как большинство из них находились на берегу и при нашем виде не устремлялись в воду, а прыгали в разные стороны. Результаты были следующими:13/5 и 10/5, контроль16/6 и 10/4 соответственно. Время опытов увеличилось, так как у лягушек 1,5-2 часа было хаотичное движение в разные стороны, без выбранного направления. ( Таблица 3.3.4.). [Приложение 4]
Полученные результаты также свидетельствует о том, что высокая влажность воздуха повышает миграционную способность амфибий, и уменьшает хоминг. Общее количество вернувшихся особей составило 51,3%. Как мы и ожидали, амфибии неплохо ориентируются во влажных условиях. Влажность воздуха, почвы и растительности имеет большое значение для ориентации земноводных.
После предыдущих опытов, мы решили вновь повторить опыт на расстояние. Однако в этот раз выловленных особей относили на расстояние 70 м. в разные стороны от водоема. При этом многие особи оказывались вблизи населенных участков. Из 8 выловленных животных вернулось 6. Во втором пруду показатель составил 5 из 7. Контроль был проведен, как обычно, несколько дней спустя. Результаты были следующими: из 10 особей 6 и 5 из 6, соответственно. (Таблица 3.3.5.). [Приложение 5]
71% выловленных особей вернулись, что в очередной раз свидетельствует о том, что амфибии прекрасно чувствуют, где находится водоем.
При обработке данных, мы решили сравнить способность к хомингу у амфибий первого и второго водоемов. Для этого мы суммировали полученные результаты, независимо от расстояния, на которое заносились животные и погодные условия (в нашем случае повышенная влажность воздуха). Данные, полученные в результате опытов, мы также отделяли от результатов полученных при контроле. Полученные результаты мы отразили в таблице 3.3.6. и на рисунке 3.3.6. [Приложение 6].
Найдя среднее значение опыта и контроля одного пруда, мы получаем результат 49% и 52,9% соответственно. Что свидетельствует о том, что существенных различий при ориентации по хомингу у земноводных, обитающих в стоячей воде и проточной не замечено. Однако это также можно объяснить тем, что оба пруда имеют одинаковое питание.
Подводя итог нашему исследованию, и отвечая на главный вопрос, поставленный нами, мы суммировали все полученные результаты. Общий процент вернувшихся особей составил 50,6%. (Таблица 3.3.7.). [Приложение 7]
Это свидетельствует о том, что на вопрос, поставленный нами перед началом исследования, мы можем ответить положительно.
Выводы.
Таким образом, в данной работе нами предпринята еще одна попытка по выяснению особенностей хоминга амфибий в условиях резко – континентального климата Калмыкии. Отработана методика Л.А.Бабенко. Получены интересные данные, доказывающие явление хоминга. Выводы вытекают из результатов собственных исследований, проведенных в поселке Яшкуль Яшкульского района республики Калмыкия:
Список используемой литературы
Прекрасное далёко
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Злая мать и добрая тётя
Девчата
Кто грамотней?