• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Слова-паразиты в речи

Опубликовано Русских Галина Ивановна вкл 13.05.2015 - 20:46
Автор: 
Ананьина Валерия

Наряду с курением, ленью и привычкой всегда опаздывать одной из самых частых  является привычка употреблять в речи слова-паразиты.

Словесный мусор – бич современного общества в целом. Использование слов-паразитов не ограничено определённой социальной или возрастной средой. Эти слова звучат в речи теле- и радиожурналистов, политиков, преподавателей учебных заведений разного уровня, оказывая негативное влияние на экологию русской речи. И дело даже не в обрастании языка новой лексикой – проблема в том, что наша «прекрасная, богатая, могучая» речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Присутствие в нашей речи слов-паразитов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2014.rar1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

пгт Стрижи Оричевского района Кировской области.

                                                                                                           

                                               

                                                                                         

                                                                                         

                                                                                        Работу выполнила                                                                                                  ученица 6Б класса

                                                                               Ананьина Валерия.

                                                                               Руководитель:

                                                                     учитель  русского языка                                                        

        Русских Галина Ивановна.

                                                                                                 

2014 г.

Содержание

       Введение……………………………………………………………………..3

       Глава 1. Слова-паразиты в речи

            1.1.Определение термина..........................................................................5

            1.2.Как слова-паразиты  характеризуют человека …………………….6

            1.3. Классификация слов-паразитов.........................................................9

       Глава 2. Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся

           2.1. Анкетирование на тему «Слова-паразиты в моей речи»………….10

           2.2. Причины употребления……………………………………………11

       Глава 3. Способы избавления от слов-паразитов………………………..12

       Заключение....................................................................................................14

       Библиографический список.........................................................................15

       Приложение 1...............................................................................................16

      Приложение 2………………………………………………………………17

Введение

Обоснование темы

         «Какую привычку вы считаете самой плохой?» Наряду с курением, ленью и привычкой всегда опаздывать одной из самых частых  является привычка употреблять в речи слова-паразиты.

Словесный мусор – бич современного общества в целом. Использование слов-паразитов не ограничено определённой социальной или возрастной средой. Эти слова звучат в речи теле- и радиожурналистов, политиков, преподавателей учебных заведений разного уровня, оказывая негативное влияние на экологию русской речи. И дело даже не в обрастании языка новой лексикой – проблема в том, что наша «прекрасная, богатая, могучая» речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Присутствие в нашей речи слов-паразитов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседником.

Гипотеза

Большинство учащихся школы бессознательно употребляют в своей речи слова-паразиты. Подобные слова есть и в речи взрослых (педагогов и родителей), хотя качественный состав этих элементов иной и зависит от общей культуры человека, речевой ситуации, психологических факторов.

Цель проекта

Изучение проблемы засорённости речи словами-паразитами в среде учащихся нашей школы, выявление действенных способов борьбы с данным вредным языковым явлением, привлечение внимания школьников и учителей к проблеме необходимости очищения речи от словесного мусора.

Задачи

1) определить, что такое слова-паразиты;

2) выяснить причины употребления слов-паразитов и их функцию;

3) провести исследование употребления слов-паразитов подростками нашей школы;

4) составить частотный словарь слов-паразитов в речи подростков;

5) выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами.

Объект исследования:

Речь учащихся 5 и 6 классов Стрижевской школы.

Предмет исследования

Слова-паразиты, используемые учениками в устной речи.

Методы исследования

  • Метод теоретического исследования (синтез, анализ, сравнение и умозаключение)
  • Метод эмпирического исследования (изучение учебных литературоведческих материалов по теме исследовательской работы, наблюдение, сравнение, изучение и обобщение журналистского опыта)
  • Опросные методы: беседа, анкетирование, тестирование,
  • Метод изучения продуктов творческой деятельности (творческие работы учащихся – сочинения, изложения)

Глава 1. Слова-паразиты в речи

Определение термина

Слова паразиты живут внутри нас, оказывают пагубное влияние на нашу жизнь, на наш успех, на нашу волю…  Словно какая лихорадка эти слова передаются от одного «больного» к другому, они убивают и оскверняют приютивших их людей.

Этим словам посвящено стихотворение Э.Мошковской:

Жил-был этот, как его,

Ну и, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был ещё один чудак –

Это в общем значит так.

И его любимый зять

Звали зятя так сказать

А жену звали…ну…

А соседа звали… это…

А его родители –

Видишь ли и видите ли.

А ещё какой-то эээ

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Так что же такое слова- паразиты и почему мы их так называем?

Слова- паразиты - лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном тексте слов.  Это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы.  

 

Как слова-паразиты  характеризуют человека

Частота употреблений слов-паразитов заставила взяться за их изучение психоаналитиков, которые выдвинули интересную теорию о том, что слово-паразит, характерное для речи определённого человека, может рассказать о его натуре.

Так, словом «просто» отягощают свою речь люди, которые считают, что в жизни все должно быть легко и просто. Этим словом злоупотребляют люди зависимые, часто оправдывающиеся: «Я просто хотела помочь, но не смогла».

«Сами понимаете» говорит, что перед нами «маленький» человек – неуверенный, робкий и постоянно перед всеми извиняющегося.

Слово «короче» характерно для человека, который не любит разговоры и не расположен к общению, и поэтому хочет сократить свою речь.

Слова «типа» и «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно. Часто их можно слышать в подростковой среде.

Популярное у молодежи словечко «как бы», говорит об условности всего существующего, этим словом злоупотребляют неуверенные в себе интроверты, которые во всём сомневаются.

«На самом деле» используют экстраверты – реалисты, которые считают правильной только свою точку зрения и готовы постоянно всем это доказывать.        

 «Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.

«Это самое» украшает речь  людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.

 «Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.

«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.

«Так сказать» и «собственно» – используют в речи интеллектуалы.

«Типа»- соответствует неопределённому артиклю английского языка (кстати, пользуясь им, можно понять, для чего нужны артикли и как их использовать), помогает относиться ко всему произнесённому несерьёзно, понарошку. Произнося это слово, говорящий автоматически относит себя к поколению MTV — ведь именно оно использует «типа» виртуозно.

«Бла-бла-бла» - разбавляет речь, создаёт иллюзию богатого словарного запаса и молодости души.

«Пипец» - очищает речь от откровенного сквернословия.

«Жесть» - делает говорящего ближе к молодежи. Также можно смело добавлять «шок, инфа 100%» и «ученые доказали». «Жесть, такого вы ещё не видели.

«Блин» - используется в эмоциональном, негативно окрашенном, разговоре. Употребляется людьми простыми, непосредственными.

« В принципе»- сомнительные сравнения, безапелляционные выводы, произносится противным голосом.

« Всё такое»- избавляет от необходимости вдаваться в детали.

« Вообще (-то)» - обращение внимания на себя и на свое исключительное

мнение.

«Грубо говоря»- смелое обобщение, предваряет шокирующие факты, чаще всего

сексуального, политического или религиозного характера.

«Так» - используют люди нервные, пытающиеся в уме сосчитать все, что нужно упомянуть или сделать.

« Дык» - вариант слова «так». Употребляется интеллигентами, которые стремятся быть ближе к народу, к почве.

« Етить-колотить» - выражает яростное негодование.

«Ёперный театр»- выражение недовольства средней степени, характерно для особ, желающих показать свое отношение к культуре.

 «Ё-моё» - короткое ругательство, используют люди, живущие на больших

 пространствах, преимущественно в степной местности.

 «Извините за выражение» - сглаживание, используется нежными людьми,

живущими в жестоких условиях реальной жизни.

«Ладно» - придает речи цинично-пренебрежительный оттенок

«Ну» - выражение неловкости при необходимости говорить очевидные вещи большому количеству людей. Свойственно подросткам и тугодумам.

«Прикинь» - выражение удивления, используется, чтобы вызвать эмпатию(осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека) .

«Реально» - описывает доподлинное и волнующее явление, применяется, когда хочется добавить веса своим словам и убедить собеседника.

«Хм» - слово-паразит из книг. Доподлинно неизвестно, произносил ли его кто-то на самом деле вслух или все это выдумка писателей.

«Че» - обогащает речь контрапунктом.

« Ща» - придает повествованию динамичности.

« Ядрён батон» - выражение, характеризующее серьезную неприятность. Произносится с ярко выраженной артикуляцией.

Классификация слов-паразитов

Чаще всего в качестве слов-паразитов выступают:

частицы: указательная – вот, резюмирующая – ну, сравнительная – как бы,
модальная – пожалуй, вопросительная – да, утвердительная – так, эмоционально-экспрессивные просто и прямо;

вводные слова: конечно, короче, понимаешь, наверное, кажется, так сказать, вероятно, вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, например, слушай, собственно говоря, стало быть;

местоимения: указательное местоимение – это, сочетание указательного и определительного местоимений – это самое, местоименное наречие – там, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения – как его.

Получается, что обычные вводные слова, частицы, местоимения, междометия, служащие для выражения разнообразных модальных и прочих оттенков смысла высказывания, при их неоправданном употреблении превращаются в паразитический словесный материал: «Ну… многие слова вошли, так сказать, из-за границы. Вот. Если в средствах массовой информации раньше с этим было строго, то теперь, мне кажется, этому вообще не придают значения. Речь построена как-то коряво».

Речь загрязняют и грубые, просторечные слова, ненормативная лексика, варваризмы, жаргонизмы. Многие люди речевые паузы заполняют звуками «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м» – так называемые «паузы  хезитации» или звуки-паразиты.

Глава 2.  Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся.

Анкетирование на тему «Слова-паразиты в моей речи»

Я провела опрос среди учащихся 5-6 классов с целью выяснить, употребляют ли они слова-паразиты. И если да, то какие именно.

15% опрошенных не употребляют данные слова совсем либо употребляют их очень редко. Среди них девочек больше половины.

Для проведения исследования была составлена анкета «Слова-паразиты в вашей речи», проведены эксперимент «Частота употребления слов-паразитов» и исследование «Употребление слов-паразитов обучающимися разных полов»

 В анкетировании и устном опросе принимали участие 35 учащихся 5-6 классов Стрижевской школы.

 Результаты анкетирования «Слова-паразиты в вашей речи» показали:

5 опрошенных  (15%) учащихся не употребляют слова-паразиты, причём девочек из них 3,  остальные 20 учащихся (85%) используют их в своей речи.  

Самыми употребительными среди учащихся стали слова: «блин» , «чё»,  «это», «как это»,  «как его» , « это самое» , « ну» , «ну да», «короче», « походу» ( Приложение № 1) . Многие из опрашиваемых хотели бы избавиться от пагубной привычки употреблять совсем не нужные, не красящие нашу речь слова.

Опрошенные учащиеся не смогли назвать никаких способов борьбы со словами-паразитами. Они писали, что нужно применять физические методы искоренения слов- паразитов («ругать», «наказывать») Другие считают, что «нужно меньше говорить» Только 3 ученика отметили, что нужно повышать культуру речи. Следовательно, большинство учащихся нашей школы не знают способов борьбы с ними.  

Причины употребления

Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.

Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как   сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.

Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-сорняки говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.

Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-сорняками являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека.

Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учащихся нашей школы, я могу сделать вывод, что слова-паразиты - это пустые слова, которые сбивают ритм речи. Говорящий человек их обычно не замечает.

Причины употребления слов- паразитов  можно разделить на следующие группы:

  1. повышение эмоциональности речи, взволнованность;
  2. снятие психологического напряжения;
  3. демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов;
  4. демонстрация принадлежности говорящего к «своим»;
  5. недостаточный  словарный запас;    
  6. намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
  7. быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
  8. мода на некоторые слова.

Глава 3. Способы избавления от слов-паразитов         

 В литературе  я нашла несколько интересных способов избавления от слов-паразитов. Вот некоторые из них.

  1. Не нужно бояться тишины. Вы совершенно напрасно пытаетесь заполнить паузы, вы просто не привыкли молчать во время выступления. Ничего страшного в этом нет. К тому же, вы даете время слушателям осознать сказанное вами.
  2. Практика, практика и еще раз практика. Читайте вслух ваш доклад, можно стоя перед зеркалом. Вы сразу почувствуете те проблемы, которые возникают в вашей речи, и с практикой начнете правильно расставлять акценты, обретете уверенность в себе. Вы увидите, что начали говорить спокойно, естественно и уверенно. А с неуверенностью возникают и слова-«паразиты».
  3. Как только вы захотите сказать «эээ…мм», сделайте вдох, пауза лучше, чем ваши слова-«паразиты».
  4. Посчитайте. Зачитайте доклад своему другу, а он пусть посчитает, сколько раз вы произнесли слова-«паразиты». И тогда вы поймете, насколько остро стоит проблема.
  5. Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения – долгие.
  6. Пытайтесь контролировать свою речь, сделать её размеренной, анализировать поток слов, правильно расставляя интонацию.
  7. Обретайте спокойствие. Слова-«паразиты» – результат волнения. Но вы просто представьте, насколько портят речь в кульминационных моментах такие слова.
  8. Потренируйтесь  ясно, грамотно и лаконично выражать свои мысли. Помните, лучше промолчать и додумать мысль, чем употреблять слова-«паразиты»!
  9. Спланируйте те моменты речи, когда вы начинаете нервничать. Например, если вы хотите сделать деловое предложение, четко продумайте, в какую часть речи вам его вставить.
  10. Краткость – сестра таланта. Чем объемнее доклад, тем больше слов-«паразитов» вы начинаете произносить. Сократите его, сделайте более информативным, не лейте «воду», и тогда у вас не останется места для слов-«паразитов»

Заключение

Как показало данное исследование, присутствие в нашей речи слов-паразитов нарушает правильное восприятие речи и является вредным и опасным лингвистическим явлением для языка, поэтому бороться с ним крайне необходимо.

Моя исследовательская работа может иметь несомненную практическую значимость, например, при организации школьного учебного курса по русскому языку о «Культуре речи», а также поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к русскому языку.

Мой проект смог собрать большинство известных слов-паразитов русского языка. С помощью данного проекта я хочу привлечь внимание широкого круга учащихся и учителей к проблемам сохранения чистоты русского языка, воспитывать активную позицию в решении языковых проблем, повышать популярность языковой культуры. Становится грустно от того, что «великий и могучий» русский язык, как утверждают классики, в нашей речи уже не кажется таким богатым и красивым.

 Мною была проделана следующая  работа:

1. Составлен список слов « Ловушка слов-паразитов»

2. Выпущен буклет – памятка Рекомендации школьникам. « Как избавиться от слов – паразитов».( Приложение 2)

4. В перспективе: инсценирование сказки, выпуск стенгазеты, проведение классных часов по теме.

Полученные результаты в ходе работы над проектом подтвердили  гипотезу, что большинство учащихся школы бессознательно употребляют в своей речи слова-паразиты.

Я считаю, что слова-паразиты, несомненно, заслуживают того, чтобы объявить им войну. Если кто-то ещё имеет такую привычку, советую срочно провести генеральную чистку и дезинфекцию своей речи. В этом вам поможет мой проект.

Библиографический список

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2007.

2.. Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. N 15.

3. Манкевич О. Статья. Речевая паразитология, или что такое слова-паразиты?

4. Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/.

5. http://feelgood.com.ua/psychology/articles/poleznyie-slova-parazityi-zachem-oni-nuzhnyi

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EB%EE%E2%E0-%EF%E0%F0%E0%E7%E8%F2%FB

7. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=444769

Приложение 1.

Слова-«паразиты», употребляемые  учащимися нашей школы

% от количества опрошенных

«Блин»

«Чё»

«Капец»

«Короче»

«Это»

«Ну»

«Как это»

«Ну да»

«Это самое»

«Как его»

«Ёшкин кот»

«Походу»

51%

9%

3%

14%

3%

17%

3%

3 %

6 %

3%

3%

3%


Поделиться:

Астрономический календарь. Апрель, 2019

Рисуем осень: поле после сбора урожая

Астрономы получили первое изображение черной дыры

Снежная книга

Девчата