• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проектная работа по теме "Наш приятель - карандаш"

Опубликовано Конашева Елена Владимировна вкл 21.05.2015 - 19:59
Автор: 
Худи Валентина, Салиндер Ульяна

Проектная работа учащихся  по теме "Наш приятель - карандаш"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2-_a_klassa_nash_priyatel_-_karandash.docx116.52 КБ

Предварительный просмотр:

        

Введение

Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко,

И работе круглый год

Он сердечко отдает.

Чертят им или рисуют.

Грифель по листку танцует.

Он большой помощник наш,

И зовётся … .КАРАНДАШ.

Мотив выбора темы исследования:

Мы учимся во втором классе. В свободное время мы любим рисовать цветными карандашами. Они яркие, красивые. Кроме них есть ещё и простой карандаш. Он сопровождает людей в школе, на работе и дома. Мы задумались об истории его возникновения и его особенностях.  О чем же может рассказать нам простой карандаш?

Тема исследовательской работы «Наш приятель  – карандаш».

Актуальность: Карандаш - очень простой и приятный в использовании инструмент. Но при всей своей простоте карандаш совершенно незаменимая в жизни вещь. Даже в современном мире, охваченном компьютеризацией, карандаш всегда под рукой у каждого человека любой профессии.

Проблема: Почему в век компьютеров простой карандаш остаётся необходимым предметом нашей жизни?

Объект исследования: простой карандаш и материал для его изготовления – графит. 

Гипотезы (наши предположения):  lapiz_sgcursos.gif

  • карандаш – уникальный школьный инструмент,
  • история карандаша уходит далеко в прошлое,
  • карандаш можно легко сделать самим,
  • состав грифеля влияет на качество рисунков.

Мы определили цель своей работы:

  • раскрыть  свойства и возможности простого карандаша.

Задачи:

  • узнать сколько лет простому карандашу и что было, когда карандаша не было;
  • познакомиться с устройством карандаша;
  • познакомиться с производством карандашей;
  • изучить виды, свойства карандаша и материала - графита;
  • провести анкетирование и опрос с целью определения знаний о карандаше у детей и взрослых;
  • рассмотреть разнообразное использование карандашей.

План работы над проектом:

1. Сбор информации: беседа со взрослыми (учителями, воспитателями, интервью с продавцом канцелярских товаров в магазине); работа с литературой в библиотеке,  поиск информации в сети Интернет.

2. Исследовательская деятельность: опыты с материалом - графитом, наблюдение, рассматривание и сравнение разных  карандашей, выводы.

3. Практическая работа: анкетирование учащихся и учителей, беседа с продавцом канцтоваров, изготовление карандаша в домашних условиях.

4. Оформление исследования: создание буклета; презентации.

5. Подведение итогов, выводы.

Методы и приёмы исследования: беседа, поиск информации в сети Интернет, чтение,  рассматривание иллюстраций, наблюдение, опыты, эксперименты, практическая работа по изготовлению карандаша, анализ и обобщение результатов деятельности.

Результаты: изготовление карандаша, презентации, буклета для учащихся подготовительных и  первых классов «Наш приятель – карандаш».

Практическая значимость исследования для окружающих: результаты исследовательского проекта   будут  интересны  и полезны учащимся младшего школьного возраста, для которых карандаш является неотъемлимым атрибутом рисования; данные материалы можно использовать педагогам на уроках рисования и технологии, с целью приобщения детей к бережному отношению к предметам, которые им служат, а также для  приобщения к художественному творчеству.

Теоретическая часть

История карандаша.

История карандаша началась несколько тысяч лет тому назад. Первым карандашом в руках человека можно считать уголёк из костра. Позже люди писали деревянными, костяными или бронзовыми заострёнными палочками на сырых глиняных дощечках. Древние египтяне писали кисточками из тростника, римляне царапали палочками на восковых книжечках.В качестве карандаша применялась и  тонкая проволока из серебра, которая была припаяна к деревянной ручке или хранилась в футляре.

XVI век. Пастухи из английской местности Камберленд найденной в земле тёмной массой метили овец. Потом начали изготовлять из него заострённые на конце тонкие стержни, которые использовали для рисования. Они получались мягкими, сильно пачкали руки и подходили исключительно для рисования, но абсолютно не годились для письма. Считается, что именно тогда и появились графитные карандаши.

XVII век. Художники того времени придумали корпус для стержня карандаша – зажимали графитовые палочки между кусками дерева или ветками. Оказалось, что так рисовать намного удобней!

XVIII век. Современный карандаш был изобретен в 1794 году французским изобретателем Никола Жаком Конте. Конте разработал рецепт смеси графита с глиной и создал производство высококачественных графитовых стержней. Грифель стал плотным.

XIX век. В самом конце XIX века граф Лотар фон Фаберкастл заметил, что карандаши с круглым сечением легко скатываются с наклонных поверхностей, он изобрел шестигранный карандаш.

Такой карандаш сопровождает нас и в третьем тысячелетии. Изменяется только материал «рубашки», форма и внешний вид.

Из чего сделан карандаш?

Простой карандаш состоит из грифельного стержня и деревянного корпуса – «рубашки». Грифель карандаша имеет следующие составные части:

  • графит (углеродный минерал, для производства карандашей он подвергается очистке);
  • ил (используется как связующее вещество, является закрепителем);
  • сажа – для придания черного цвета и мягкости стержня;
  • вода и крахмал – для формирования однородной массы.

«Рубашка» карандаша – деревянная. Самый дешевый материл – ольха. Самые хорошие карандаши производят из кедра.

Производство карандашей.

Для изготовления только одного карандаша совершают свыше 80 производственных операций.

Стержень (грифель)  –  основная рабочая часть карандаша. При производстве грифеля сухой порошок графита смешивают с глиной и водой. Чем больше глины, тем тверже карандаш, больше графита – мягче грифель. Графитную смесь пропускают через формовочный пресс, получая тонкие липкие веревочки. Их распрямляют, разрезают по размеру, сушат и направляют в печь для обжига. Готовые стержни отправляются на карандашную фабрику. Процесс изготовления карандашей начинается с производства карандашной дощечки. При изготовлении карандашей на карандашных дощечках делают канавки для стержней.. В канавку дощечек укладывают стержни, закрывают их другими дощечками, с нанесенным на них слоем клея. Полученные блоки зажимают и выдерживают определенное время в тепловой камере. Заключительная часть процесса производства карандашей  –  фрезеровка карандашей заданной формы (круглые, граненые) специальным режущим инструментом. Итак, карандаш готов. На корпус карандаша должно быть нанесено не менее семи слоев краски, иначе образуются «заусенцы». Чем карандаш дороже, тем большим количеством слоев краски он покрыт.

Сегодня производится более 300 видов карандашей для различных видов деятельности. Существуют карандаши для нанесения надписей на стекле, ткани, целлофане, пластмассе и кинопленке.

Виды простых карандашей.

Карандаши различаются по твёрдости грифеля, которая обычно указана на карандаше и подбирается по бумаге. Чем плотнее и тверже бумага, тем тверже должен быть графитный стержень карандаша. Слишком твердый стержень портит поверхность бумаги. В России выпускаются графитные чертёжные карандаши нескольких степеней твёрдости, которая обозначается буквами, а также цифрами перед буквами.

М - обозначается мягкий карандаш.

Т -  для обозначения твёрдого карандаша.

ТМ - твёрдо мягкий карандаш .

Практическая часть

Опыты и наблюдения.

Вопрос, который нас заинтересовал – почему за всю историю существования карандаша, люди не придумали более уникального и удобного инструмента для рисования? Чем бы мы рисовали, если бы не было карандаша?

Мы решили провести ряд опытов и экспериментов с карандашом:

1.Запись, сделанная карандашом на бумаге, легко стирается самым обыкновенным ластиком (в отличие от следов от ручки и фломастера). Тот же результат был получен и при письме на других поверхностях  (столе, парте, стуле, обложке, коже руки).

2. При перевернутом состоянии карандаш тоже пишет, в отличие от ручки.

3. На морозе (при низкой температуре окружающей среды)  с карандашом не происходят никакие изменения, в отличие от  ручки или фломастера, чернила которых замерзают.

4. В огне (при высокой температуре окружающей среды) «рубашка» карандаша  лишь слегка обуглилась и даже не была слишком  горячей. Карандаш писал без проблем. А ручка и фломастер совсем расплавились.

5. В воде (при высокой влажности окружающей среды) карандаш тоже пишет, а ручка и фломастер нет.

6. Сравнили разных предшественников карандаша.

Проделав несколько опытов с карандашом, ручкой, мелом, тушью с пером, воском, красками, углём  и фломастером мы смогли наглядно увидеть преимущества карандаша: он оказался самым удобным, прочным и надёжным пишущим инструментом. Это, вероятно, и объясняет столь продолжительное существование в истории человечества такого простого, на первый взгляд, предмета.

7.Выделили свойства и узнали об его  уникальных особенностях:

Свойства простого карандаша.

Карандаш:

  • сравнительно дешёвый;
  • в воде не тонет;
  • не течёт и не требует заправки чернилами;
  • легко удаляется;
  • обломок карандаша тоже пишет;
  • экологически чистый;
  •  имеет приятный запах (особенно кедровый карандаш);
  • пишет перевёрнутый вверх, под водой и в космосе.

Замечательные способности карандаша.

Карандаш:

  • чертит линию длиной 56 км;
  • пишет около 45000 слов;
  • может быть заточен 17 раз;
  • многие известные писатели и учёные работали только простым карандашом;
  •  я и мои одноклассники работаем с карандашом в школе и дома в тундре;
  • карандаш в талантливых руках творит произведения искусства.

Рисование простым карандашом.

Простым карандашом можно рисовать в любое время и в любом месте. Рисование карандашом не требует специально оборудованного рабочего места, как, к примеру, рисование красками. Рисование простым карандашом – занятие чрезвычайно увлекательное и не такое простое, как кажется на первый взгляд. Качество карандашного рисунка зависит не только от твердости карандаша, но и от заостренности его грифеля. Следует также учитывать силу нажима на карандаш и качество бумаги для рисования. Возможности обыкновенного простого карандаша очень велики! Линия может быть мягкой и жесткой, еле заметной и сочной. Рисунок  –  нежным, с плавным переходом тонов, или энергичным с размашистыми, смелыми штрихами. Ни один другой материал для рисования не обладает такой способностью передавать оттенки черно–белого, тени и контуры, как простой карандаш.

Конечно, с появлением новых материалов и технологий будут видоизменяться и пишущие инструменты. Но деревянные карандаши, перешедшие вместе с нами в третье тысячелетие, еще долго будут служить детям и взрослым, людям разнообразных профессий.

Заключение

  1. Изучив литературу, мы узнали историю карандаша, состав и технологию его производства.

История карандаша очень интересна. Прошло много веков, прежде чем появился настоящий карандаш. В  1775 году  его изобрёл французский учёный Николя Жак Конте. Карандаш постоянно совершенствовался. Круглый карандаш скатывается со стола, поэтому придумали делать его шестигранным. Затем, для удобства, в верхнюю часть карандаша поместили стирательную  резинку. Появились цветные карандаши, в которых вместо графита в грифелях используется мел со специальным клеем (каолин) и красящим веществом. Люди продолжали искать материал для замены древесины. Так появились карандаши в пластмассовой оправе. Был  изобретён механический карандаш в металлическом корпусе. Сейчас выпускаются ещё и восковые карандаши.

  1. Узнали о замечательных свойствах и возможностях этого простого предмета.
  2. Провели опрос учителей, анкетирование учащихся, интервью с продавцом канцелярских товаров. Предложили свои советы по выбору карандашей одноклассникам.
  3. Создали буклет «Наш приятель - карандаш», где прорекламировали возможности творческого использования карандаша.
  4. Изготовили непростой простой карандаш своими руками. 
  5. Нарисовали рисунки различными приспособлениями (уголь, мел, перо с тушью, краски, графит, простой карандаш) и сделали вывод, что простой карандаш это самое универсальное для рисования  изобретение человечества.
  6. Ответили на главный вопрос - почему в век компьютеров простой карандаш остаётся необходимым предметом нашей жизни?

Простой карандаш  –  самый распространенный канцелярский товар, уже много лет известен всему миру. В эпоху всемирной компьютеризации он не теряет своей популярности благодаря своим уникальным свойствам. Он нужен всем и всегда, им можно писать, штриховать, обводить, рисовать, а главное – его можно стирать!

Чтобы оценить преимущества карандаша, необходимо вспомнить, что писать многие века приходилось гусиными и, позже, металлическими перьями, чернилами или тушью. Человек пишущий был прикован к столу. Появление карандаша позволило вести записи в пути или в процессе работы. Общеизвестный факт: ручка более популярный инструмент для письма, чем карандаш. Но, тем не менее, карандаш более надёжный. Карандаш выручит вас тогда, когда ручка может «закапризничать» и отказаться работать. Карандаши берут с собой аквалангисты, чтобы делать зарисовки под водой. На карандаш не оказывает губительного влияния даже невесомость и мороз! Так что в космосе и на полярных станциях без карандашей никак не обойтись.

Из карандашей создается множество красивых, иногда причудливых, но всегда удивительных вещей: поделки, бижутерия, мебель, предметы декора, скульптуры, открываются целые выставки.

Карандаш – школьный приятель наш, помощник и  символ творческих идей.  C:\Users\Дмитрий\Desktop\КАРАНДАШ проект\рисунки карасндашей\18kh.jpg

Ну, волшебные дела!
Пишет палочка сама!
На листе и на газете
Пишут взрослые и дети,
Пишут в школе, пишут в доме,
И в тетрадке, и в альбоме.
Пишет Слава, пишет Коля,
Старшая сестренка Оля…
Пояснил мне папа наш:
Это просто карандаш!

Список литературы  

  1. История мировой культуры. Справочник школьника. – М., 1996 г., 608 с.
  2. Осипенко В. История карандаша.// «Юный художник».
  3. Толковый словарь Ожегова. - М., 1997 г.
  4. Филонов М. Возьмите в руки карандаш.// Книжное обозрение. – 1998. –
  5. Я познаю мир. История вещей. – М., «Издательство АСТ», 1998 г. – 512 с.

Интернет – источники

http://t3.deti.spb.ru/books/proza/karand/

www.katod.com.ru

http://www.rusarticles.com/vse-dlya-ofisa-statya/istoriya-karandasha-1410519.html

http://7kilometr.com/rus/article/vozmite-v-ruki-karandash

http://www.stranamam.ru/post/855744/

http://leo-dikiy.livejournal.com/29861.html


Поделиться:

Есть ли лёд на других планетах?

Рисуем ветку берёзы сухой пастелью

Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны

Вокруг света за 80 дней

Сверчок