• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Валентина Хуриганова "Дороги войны"

Опубликовано Семенова Ольга Валерьевна вкл 23.05.2015 - 10:37
Семенова Ольга Валерьевна
Автор: 
Хуриганова Валентина

В работе описывается боевой путь ветерана Великой Отечественной войны, участника Висло-Одерской операции Степанова Степана Осиповича

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Дороги войны, пройденные Степановым Степаном Осиповичем69 КБ
Microsoft Office document icon prilozheniya.doc2.89 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТАНГУТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

«Дороги войны»

                                                                                                                                                        Автор:

  Хуриганова Валентина,

ученица 10 класса

Тангутской средней школы

Руководитель:

Семёнова Ольга Валерьевна,

учитель истории.

 

 

Тангуты,

2015 г.

Оглавление

                                                                                                                                 

Введение…………………………………………………………………….…3                                                                                                  

Глава I.  Детство и юность  ………………..………………….……………. .5    

Глава II.  Дороги войны. ……………………………………………………..7    

Глава III. Учитель……………………………………………………………..9    

Заключение……………………………………………………………………10    

Источники…………………………….……………………………………….11      

Приложение 1…………………………………………………………………12    

Приложение 2…………………………………………………………………14

Приложение 3………………………………………………………………….15    

 

Введение

Война… Сколько жизней унесла и сколько судеб покалечила,  оставив неизгладимый след в истории нашего народа.  О героизме советских солдат можно прочитать в книгах или посмотреть фильмы, но нам, родившимся в 90-е годы никогда в полной мере не представить и не прочувствовать все тяготы и страдания военных лет.  

        В моей семье тоже есть герой. Дядя моего отца Степанов Степан Осипович (1924-2002) – ветеран Великой Отечественной войны.  Мне самой не довелось встретиться с ним, но по рассказам моего отца, я всегда представляла себе человека-героя, недосягаемого для моего детского понимания.   Почему-то тогда, наверно в силу возраста я не так это все воспринимала. Но сейчас я понимаю, что любой солдат – это живой человек, а значит с ним его чувства  – ненависть к врагу,  боль от потери боевых товарищей, тоска по дому, мечты о счастливой жизни.  К тому же у любого человека со временем скапливается личный архив: документы, фотографии, письма и т.д.   По ним можно проследить жизненный путь любого человека.

        В процессе моей исследовательской работы были использованы следующие источники:

  1. Воспоминания вдовы Степана Осиповича, его детей; односельчан; его учеников.
  2. Семейный архив семьи Степановых: фотографии, документы, награды;
  3. Вырезки статей из районной газеты «Свет Октября» разных лет;
  4. Интернет – сайт Министерства Обороны РФ «Подвиг народа»;

   Цель моего исследования:   исследование  жизненного и боевого пути дяди моего отца Степанова Степана Осиповича.    

Задачи:

  1. Проанализировать архивные материалы, награды,  документы;
  2. Систематизировать собранный материал;
  3. Расширить знания о Великой Отечественной войне;

Объектом моего исследования  является жизнь и деятельность ветерана ВОВ Степанова Степана Осиповича.

Предмет исследования: вклад  моего родственника Степанова С.О. в Великую Победу.

Методы работы: Исследование, интервью, наблюдение.

Этапы исследования:

  1. изучение проблемы;
  2. наблюдение;  
  3. экскурсия в школьный музей;
  4. работа с архивными материалами.
  5. беседы, опрос;
  6. фотографирование.
  7. обработка полученных данных и написание работы.

Результатом работы стало создание презентации о жизненном и боевом пути ветерана Великой Отечественной войны Степанова Степана Осиповича.

      Практическая значимость работы состоит в то, что ее можно использовать во внеклассной работе, на классных часах, посвященных ВОВ,  уроках истории и как экcпозицию школьного музея.

Глава I. Детство и юность

         По моей просьбе рассказать о дедушке,   Роза Платоновна  достает какой-то старенький деревянный чемодан.  В любое другое время он и его содержимое никогда не привлекли бы мое внимание. Так, какие-то пожелтевшие бумажки и фотографии.  Но сейчас этот чемодан представлял для меня  огромную ценность.  В этом немецком трофейном чемоданчике Роза Платоновна бережно хранит документы, вырезки из газет, фотографии и награды  своего мужа, ветерана Великой Отечественной войны, Степанова Степана Осиповича.  Перебирая  документы и фотографии, Роза Платоновна не спеша начинает свой рассказ.  

         Степан Осипович родился в улусе Урда–Тангут Нукутского аймака Иркутской области 27 сентября 1924 года в большой бурятской семье.   В семье всегда царила атмосфера доброты. Детей учили честности, трудолюбию, справедливости.   Хоть и жили бедно, но жили дружно.

       Степан с малых лет познал все тяготы крестьянского быта: помогал косить и грести сено, ухаживал за скотом, готовил дрова. С друзьями  любил порыбачить.  Ведь его улус стоял на живописном берегу  реки Унги, что несет свои воды в величественную Ангару.

       Весть о начале войны грозным эхом прокатилась по улусу.  И хотя Нукутский аймак находился далеко от фронта,  война ворвалась в каждый дом, принося с собой лишения и беды.  Один за другим ушли на фронт одноулусники, старшие товарищи  Степана.

         С уходом мужчин на фронт  на плечи стариков, женщин и детей легла  непомерная ноша – ежедневный, тяжелый труд во имя Победы. Жители Тангут, да и всей страны, оставшиеся в тылу, совершили беспримерный подвиг. Жизнь в деревне имеет свои особенности. Главная из них та, что работа не прекращается ни в одно из времен года  Детям приходилось помогать взрослым на животноводческих фермах, на заготовке кормов и дров.  Зимой ребята ходили на ферму, убирали навоз, весной сеяли хлеб, капусту, морковь, а летом поливали, пололи, ухаживали. Хлеб убирали жатками и серпами. Девушки и мальчишки садились на трактора, работали прицепщиками.  

           Еще неокрепшие руки и плечи Степана и его сверстников познали непосильный труд.  Работал прицепщиком,  таскал тяжелые мешки с зерном, пас скот.  Осенью  работал на заготовке дров. Из подручных средств были только топор и самодельная пила. Но никто не плакал, не роптал на трудности. Наоборот, все работали с усердием, стараясь перевыполнить план, чтобы помочь стране изгнать фашистов. Полуголодные, плохо одетые и обутые, они работали на пределе своих сил и возможностей.          

           Детей военной поры ждала не только ежедневная работа. Нужно было продолжать учиться.  В таких трудных, иногда невыносимых условиях продолжала работать школа.   Невыспавшиеся,  полуголодные дети сидели за партами несмотря на холод, писали на газетах, т.к. ни о каких тетрадях не было и речи.  Электричества не было, керосина тоже, поэтому писали при свете лучины.

          Стало традицией собирать подарки для бойцов Красной Армии. Вечерами женщины и девушки шили и вязали  рукавицы, носки, шапки,  в  посылки клали сухари, сахар.  И ждали вестей с фронта. Вся деревня радовалась, если в какой-то дом приходил треугольничек с фронта. Жители улуса сбегались, и письмо читалось вслух. Но порой почтальон приносил другие «форменные» синие письма. И это было общим горем.

         Мальчишек душила жажда мести за погибших жителей деревни, за поругание Родины фашистами. Они рвались на фронт. Но и здесь, в тылу, они совершили беспримерный подвиг, заменив мужчин в хозяйстве         Долгожданная повестка в ряды Красной Армии пришла дедушке в феврале 1943 года, когда он учился в 10 классе.

Глава II. Дороги войны

  Сначала его направили на Иркутский авторемонтный завод, где готовили технику для фронта.  Затем начались военные дороги.  Правда, сначала на восток,  в  Монголию, где он готовил коней для отправки на фронт. После нескольких месяцев службы его и подготовленных им лошадей отправили  через всю страну, к фронту, где так нуждались в них кавалеристы.  В пути за лошадьми надо было ухаживать. Во время коротких остановок на станциях бежали с ведрами к колонке. Пока напоишь лошадей, эшелон трогался, где уж тут самому успеть напиться. Всех лошадей доставили в сохранности.  

          После краткосрочных курсов радистов Степан попадает на 1-ый Белорусский фронт под командование маршала Рокоссовского.  Служить радистом – дело нелегкое и опасное. От радиста зависит, будет ли ясна для командования картина сражения, дойдут ли вовремя боевые приказы. Степана отличала высокая степень дисциплинированности,  четкость в работе,  умение безошибочно определять координаты.   При этом действовать осторожно – ведь засекут немцы радиосигнал,  и - прощай, жизнь.  

      Участвовал в кровопролитных боях при  освобождении Минска,  Белоруссии, Польши,  Померании.  Степан в составе Красной Армии  шел по Восточной Европе, освобождая народы от фашистов.  Нашим войскам все еще противостояли крупные вражеские силы.  Серьезные бои разгорелись в середине марта на штеттинском направлении: наши части натолкнулись на глубоко эшелонированную оборону противника. Враг  оборонялся артиллерийским и пулеметным огнем.   

        На сайте Министерства Обороны «Подвиг Народа» имеется запись из Приказа о награждении  Степана медалью «За отвагу»:  «в боях на штеттинском направлении в момент отражения контратак противника обеспечил бесперебойной связью батальона с НП полка» (Приложение 2).

         Тяжелыми и мучительными  путями двигалась Красная Армия к логовищу фашизма. Утомительные переходы, во время которых отдыхали урывками,  спали на сырой земле под открытым небом.  Один из  путей лежал через Одер. В середине апреля войска Красной Армии приступили к форсированию реки.    Вода буквально бурлила от снарядов и мин.  Степан выполняет свою задачу:  обеспечение связи с командным пунктом, корректировка огня и все это под ураганным огнем противника.

       На сайте «Подвиг народа» есть запись из наградного листа о награждении    Степанова С.О. орденом Отечественной войны I степени: «…будучи радистом вместе с командиром батальона переправился на западный берег реки Одер и несмотря на сильный артиллерийско-минометный и ружейно-пулеметный огонь противника на маленьком плацдарме вместе с начальником радиостанции развернул радиостанцию и держал беспрерывную связь с КП полка…» (Приложение 2).          

       Войска всех армий фронта успешно развивали наступление. Отступая,  немецкие войска взрывали за собой мосты, минировали и разрушали дороги, пытались дать  бой в каждом удобном для обороны населенном пункте. Но,  наши войска, сметая все преграды на своем пути, неудержимо продвигались вперед,  к Берлину. 

       Победа!  Гремит артиллерийский салют. Солдаты ликовали.  Это счастье -  сознание того, что ты помог своему народу победить врага, отстоять свободу Родины, вернуть ей мир.  

        После разгрома врага еще долгих два года служил дед в оккупационных войсках, еще свистели пули недобитых фашистов, и тем горше были смерти товарищей от них.  Приказ о демобилизации вышел в 1947 году.  Снова дорога. Теперь победная,  домой.  Грудь ветерана украшают орден Отечественной войны I степени (орден Отечественной войны II степени он получит в 1986 году), медали «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и др.  Ратный труд отмечен также  благодарностями от Верховного Главнокомандующего (Приложение 1).

Глава III. Учитель

        Радостная встреча с родными и односельчанами. Встретил и свою бывшую одноклассницу Розу, не дождавшуюся с войны двух старших братьев.  Смертью храбрых пали они на поле брани, защищая Отечество.  Степан и Роза создали семью.

        Как и для всех молодых фронтовиков вернувшихся с войны, перед Степаном встал  выбор будущей работы.  Он с детства мечтал стать учителем,  поэтому сразу поехал поступать в  Черемховское педучилище.  После его окончания   начал трудиться учителем в родной Тангутской школе.

         Работал учителем начальных классов, в средних классах преподавал математику.  Одно время работал воспитателем в интернате для приезжих учащихся. Всегда по-отечески любил и опекал своих  питомцев.   По их воспоминаниям, он научил их некоторым солдатским премудростям. Например, завязывать портянки. Любил подвижные игры. Зимой катался с детьми на санках с горки,  весной и осенью играли в лапту. До выхода на пенсию проработал он в Тангутской школе. В работе был добросовестным,  требовательным, справедливым.  

         Тяжелые испытания, выпавшие на долю  Степана Осиповича, не сломили его. Он оставался человеком, сохранившим в себе веру в жизнь, в доброту и при этом до конца выполнивший свой солдатский долг, даже после окончания войны. Своим ученикам, детям и внукам, он рассказывал о духе товарищества, преданности Отечеству каждого солдата, защищавшего Родину. Он, прошедший горнило страшной войны, учил детей честности, смелости, любви к родной земле.    Он был Учителем с большой буквы, оставившим яркий, неизгладимый след в памяти своих учеников.  

      Дороги войны не прошли бесследно.  Хоть и прошел он голод и холод, огонь и воду и получил только царапину, через много-много лет это сказалось на здоровье.  В 2002 году ветеран ушел из жизни.   Память о нем: о дедушке, дяде, ветеране, учителе и просто хорошем человеке навсегда останется в сердцах многих людей.

Заключение

        Война… Сколько судеб коснулась она своим жестоким, убийственным крылом!  Война принесла нашей стране огромное горе, страдания, тяжелейшие испытания. Наш народ оказался в нечеловеческих условиях.  Массовый героизм советского солдата, с необычайной силой раскрывшийся в годы Великой Отечественной войны, навсегда останется в людской памяти.

      Взяв интервью у бабушки и односельчан, исследовав и проанализировав документы из его личного архива, с сайта Министерства Обороны «Подвиг народа»,  я достигла своей цели - исследовать  жизненный и боевой путь дяди моего отца Степанова Степана Осиповича.  

       Таким образом,  в результате  проведенного исследования жизненного и боевого пути Степанова  Степана Осиповича можно сделать следующий вывод:    путь к Победе был тяжелым и долгим.  Каждый день войны – это смерть тысяч советских солдат. Победа досталась нашему народу очень дорого - ценой огромных жертв и материальных потерь. Во имя победы погибло 27 миллионов наших соотечественников. Советский народ проявил массовый героизм на фронте и в тылу.  Я горжусь, что мой дедушка геройски внес огромный вклад в дело освобождения нашей страны от немецко-фашистских захватчиков.        

         С детства познавший тяготы крестьянского быта,  неустанный труд в  тылу в первые годы войны,  невиданная стойкость и героизм на полях сражений,  долгие годы педагогической деятельности – такова жизнь ветерана Великой Отечественной войны Степанова Степана Осиповича.

        Я хочу, чтобы каждый подросток и взрослый, задумался, пропустил через свое  сердце и помнил, какой ценой завоевана свобода и независимость нашей страны.

 


Источники

Информаторы:

  1. Махутова Роза Платоновна, супруга ветерана, 1924 г.р.,  село Тангуты Нукутского района Иркутской области;
  2. Степанов Василий Степанович, сын ветерана, 1956 г.р, село Тангуты Нукутского района Иркутской области;
  3. Степанов Константин Николаевич, племянник ветерана, 1959 г.р., село Тангуты Нукутского района Иркутской области;
  4. Бадмаев Петр Андриянович, в 1960-е годы учащийся Тангутской СОШ, 1950 г.р., село Тангуты Нукутского района Иркутской области;
  • Фотографии, благодарности, ордена и медали из семейного архива семьи Степановых.
  • Интернет сайт «Подвиг народа» http://podvignaroda.mil.ru/?#id=45555546&tab=navDetailManAward;

Периодическая печать:

Свет Октября, от 23.02.1974 г. Всегда солдат.

Свет Октября, от 22.11.1994 г. Несчитанные версты.

Свет Октября, 07.08.2001 г. Весна сорок пятого.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Поделиться:

У меня в портфеле

Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"

Цветущая сакура

Астрономический календарь. Июнь, 2019

Отчего синичка развеселилась

Комментарии

Яковлева Маргарита Сергеевна

Валя! Спасибо за рассказ о

23.05.2015 - 18:44

Валя! Спасибо за рассказ о Степане Осиповиче,за участие в Вахте памяти. Ты начала записывать историю семьи,стала семейным летописцем. Молодец! Хорошая исследовательская работа, только приложения,о которых ты написала,нужно добавить в работу. Спасибо,Ольга Валерьевна,за активную работу на Вахте памяти

Яковлева Маргарита Сергеевна
  • изменить
  • ответить