• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

2014 год Базарон Света. ВЛИЯНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННУЮ БУРЯТСКУЮ СЕМЬЮ (НА ПРИМЕРЕ БУРЯТСКИХ СЕМЕЙ В ЕРАВНИНСКОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ): ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Опубликовано Шоноев Тимур Иванович вкл 14.06.2015 - 15:56
Шоноев Тимур Иванович
Автор: 
Базарон Светлана

В работе рассматривается актуальная проблема – особенности перехода бурятской семьи, от традиционных отношений к модернизированным. Автор в теоретической части доклада пояснил ряд понятий используемых в исследовании. 
Исследование раскрывает особенности каждого типа бурятской семьи, определенного современной социологией и особенности перехода каждого из них к модернизированным отношениям. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bazaron_sv.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННУЮ БУРЯТСКУЮ СЕМЬЮ (НА ПРИМЕРЕ БУРЯТСКИХ СЕМЕЙ В ЕРАВНИНСКОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ): ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 
Bazaron S.A., Shonoev T.I. 
THE IMPACT OF MODERNIZATION ON MODERN BURYAT FAMILY (AS AN EXAMPLE BURYAT FAMILIES IN THE ERAVNINSKY DISTRICT THE REPUBLIC OF BURYATIA): ACCORDING TO THE MATERIALS OF SOCIOLOGY RESEARCH
В работе рассматривается актуальная проблема – особенности перехода бурятской семьи, от традиционных отношений к модернизированным. Автор в теоретической части доклада пояснил ряд понятий используемых в исследовании. 
Исследование раскрывает особенности каждого типа бурятской семьи, определенного современной социологией и особенности перехода каждого из них к модернизированным отношениям. 
The actual problem of this work is features of the transition Buryat family from traditional relations to modernized. The author in the theoretical part of the report, explained some of the concepts used in the study. 
The study reveals the characteristics of each type of Buryat family, certain modern sociology and features of each of them upgraded to the relationship.
Ключевые слова: ...
Keywords: ...
Современный кризис семейных отношений особенно сильно затронул традиционную бурятскую семью, с ее патриархальными устоями, сложившейся системой ценностей. И как следствие, сегодня, бурятская семья проходит серьезные испытания модернизацией. 
Мы не утверждаем, что кризис семьи стал массовым явлением, однако растущее количество разрушенных семей говорит о тенденции к деградации института семьи. На этом фоне существуют семьи, которые очень удачно и безболезненно адаптируют функции традиционной семьи в модернизированную. Предполагаем, что столь удачное сочетание двух типов семьи во многом зависит от следующих факторов: отношения в семье к модернизационным процессам, воспитания подрастающего поколения в лучших национальных традициях, грамотной государственной политики в отношении семьи, как главного структурообразующего элемента общества. 
Для исследования данной проблемы мы исследовали три типа семьи – патриархальную, семью переходного типа и современную (модернизированную) семьи.
Первым объектом нашего исследования стали патриархальные семьи. Изучив несколько таких семей, мы пришли к выводу, что, как правило, именно отец считается полным и единичным хозяином всего состояния, что и определяет его положение в семье. Хотя ему принадлежит неограниченная власть, случаев жестокости, и самоуправства с его стороны не наблюдалось. При решении каких-либо вопросов он все же советуется с остальными членами семьи, однако последнее слово всегда принадлежит ему.
Меньшими правами пользуется женщина. Как правило, она занимается домашним хозяйством, обучает этому младших дочерей, невестку, внучек. (связано с экономической зависимостью от отца)
Такие семьи буквально «пропитаны» почтением к старшим, мнение которых играет первенствующую роль. Не позволяется здесь им перечить или оскорблять их. К тому же не разрешается перебивать старших, когда они что-либо говорят или же разговаривают друг с другом. Это глубокое уважение является одним из примеров традиций и норм поведения в патриархальной семье [2].
В исследовании данного типа семьи мы предпочли следующие качественные методы: наблюдение, интервьюирование [3].
Наблюдались семьи традиционного типа, родственные автору, что значительно облегчило сбор данных для анализа и последующих выводов. Это дает нам право охарактеризовать наше наблюдение, как систематическое, полевое, включенное и формализованное. Из методов интервьюирования оптимальным для нас вариантом стало частично формализованное интервью.
Из современных бурятских семей можно выделить семью переходного типа, для которого характерно сочетание признаков традиционной и модернизированной семьи. Такие семьи наиболее распространены в современном бурятском этносе, так как они являются наиболее оптимальным вариантом устройства межличностных отношений. В подобных семьях роль женщины становится гораздо более значительной, не останавливаясь лишь на ведении домашнего хозяйства. Младшие члены семьи, которыми являются дети, приобретают больше прав. Кроме всего прочего выравниваются экономические роли членов семьи, в большинстве своем роль женщины. 
Следующим объектом исследования стали семьи модернизированного типа. Здесь уже все члены семьи имеют одинаковые права. Утрачиваются некоторые духовные ценности – становится менее важным мнение старших. Религия также отходит на второй план. приоритетом для этих семей становится хорошая работа, карьера. В отличие от традиционной семьи увеличивается число разводов. Как положительную сторону можно выделить то, что в таких семьях дети и женщины выходят на равную ступень с мужьями.
Один из наших респондентов, вступивший в активную фазу вторичной социализации в конце 1980-х и в «бурные 90-е» годы, воспитывался в семье патриархального типа. На сегодняшний день он чиновник районной администрации, уважаемый человек, который прекрасно владеет бурятским языком и придерживается национальных традиций. Вот что он рассказывает о своей семье:
«…Бурное возрождение бурятской культуры пришлось на время, когда я учился в старших классах и в институте. Мой папа активно включился в эту работу по возрождению традиций, уклада бурятского народа. Многое из того, что возрождалось, было для меня и моих братьев нормой с самого рождения. Беспрекословно подчинялись отцу, слушались учителей, успешно занимались борьбой, дома всегда отмечали сагаалган и другие национальные и религиозные праздники. То есть, для меня было мало нового в обычаях и традициях бурят. И, конечно же, свою семью я построил по таким же принципам. Дети учатся хорошо, жену такое положение дел вполне устраивает. Думаю, что благодаря воспитанию, которое нам с братьями дали родители, моя семья крепка и счастлива, надеюсь, что и у моих детей будут такие же семьи, во всяком случае, все для этого сделаю…» 
В этом рассказе хорошо прослеживаются характерные черты воспитания в патриархальной бурятской семье. Носит ли подобное воспитание положительный характер, вопрос спорный, но то, что эффективный, с точки зрения функциональности семьи, сомнению не подлежит.
Наш следующий респондент воспитывался в семье переходного типа:
«Мы с братом воспитывались в такой семье, где нас всегда учили соблюдать традиции своего народа. Родители с детства учили нас уважать старших, как, на мой взгляд, учат в каждой семье. Поэтому, мы всегда обращаемся к ним на «вы». Интересуемся при встрече с пожилыми знакомыми об их самочувствии, здоровье, стараемся обязательно поздравлять их с праздниками. Этому же я стараюсь приучить и своих детей.
У меня в семье довольно демократичная обстановка, наверное, потому, что я и сам воспитывался в таком укладе жизни. Мой отец всегда уважает не только мнение моей матери, но и даже наши какие-то идеи… Иногда я могу поспорить со своими, уже пожилыми, родителями, если считаю, что они не правы. Хотя я и стараюсь их не расстраивать. В свою очередь мои дети также могут свободно высказать свою точку зрения. В отношениях между мною и женой, достаточно много свободы. Вполне допускаем, что каждый из нас имеет право на личную жизнь, в пределах разумного, конечно.
При решении каких-либо жизненных проблем я и моя супруга обращаемся за советом в дацаны, стараемся внимательно выслушать, что нам посоветуют. Но мы не всегда следуем их указаниям. Мы понимаем, что шаманы и ламы – это тоже люди и возможно они могут ошибаться». 
Это интервью является ярким описанием жизни в семье переходного типа. Для этого типа, который сформировался в условиях модернизирующегося общества, характерны спонтанность поведенческих реакций и неопределенность модели поведения. С определенной долей уверенности можно сказать, что подобный тип наиболее распространен. Для семьи этого типа характерно стремление адаптировать Модерн к привычному укладу жизни, который постепенно уходит в прошлое. Это маргинальное положение, зачастую является причиной неустойчивости современных бурятских семей. 
Модернизированная бурятская семья, еще достаточно редкое явление, особенно в деревне, но автору удалось понаблюдать и проинтервьюировать такую семью. Причем эта семья живет в гражданском браке, что является нормой для модернизированного общества. 
«…Мы с мужем – рассказывает супруга – живем в городе. Хотя он у меня деревенский, я же выросла в городе. Мои родители давно не живут вместе, мама у меня всегда была передовая, энергичная женщина. Отец, бывший партийный работник, стал довольно удачливым бизнесменом. Муж тоже из неполной семьи, у него одна мать. Работал в милиции, сейчас он трудится в одной солидной фирме, неплохо зарабатывает. Когда мы сошлись, то я сразу поставила условие, что мы будем свободны в личной жизни. Муж был сначала против, но сейчас, по-моему, он очень доволен существующим положением дел. Наш сын живет в основном у моей мамы, у меня свой маленький бизнес, на жизнь нам хватает, и вряд ли мы что-то будем менять, хотя все в жизни бывает, возможно, и надоест такая свобода, и не захочется мне «своего» куда-то, отпускать».
Здесь мы видим, яркий пример того, как один из супругов, вопреки воле другого, построил в семье современные модернизированные отношения. У этой семьи велика вероятность распада, так как нет того, что объединяло бы семью: единого хозяйства, оба супруга экономически самостоятельны, детей как постоянного объекта заботы, ребенок проживает у матери. Большую роль в становлении таких отношений сыграл тот факт, что оба супруга из неполных семей, что по нашему мнению, сыграло решающую роль в становлении этой современной бурятской семьи. Отсутствие примера в строительстве семейных отношений может привести к углублению кризиса в подобных этой семьях. 
Мы попытались выявить прямую связь между воспитанием в семье, воспитанием примером родителей и успешностью в браке. Значимость родительского примера в становлении семьи подтверждается наблюдениями наших респондентов, выросших без родителей и в неполных семьях.
«…Многие из моих знакомых и друзей, окончивших интернат, не смогли построить свою семейную жизнь, видимо сказалось отсутствие опыта налаживания семейных отношений, отсутствие примера родителей в решении мелких бытовых, и больших семейных проблем…».
То есть, мы видим, как проявляются последствия отрыва от семьи, важного фактора сохранения народных традиций. 
Таким образом, мы затронули одну из актуальных проблем современности кризис важнейшего социального института – семьи. Особенно сильно он затронул малочисленные этносы, каковым являются буряты. 
Выводы, сделанные в результате данного исследования следующие. 
Во-первых; модернизация, со всеми её положительными моментами, как можно меньше должна затрагивать семью. 
Во-вторых; особенно негативно она отражается на этносах, находящихся в состоянии догоняющей модернизации, вынужденных совершать резкий переход от традиционных семейных отношений к модернизированным, теряя при этом положительный потенциал, созданный национальной культурой, традициями. 
В-третьих; не стоит слепо копировать стереотипы поведения, систему ценностей традиционной семьи, с их авторитарной сущностью. Модернизированность, с её инновационным характером должна приспособиться к ним, мягко и безболезненно их видоизменяя. 
Главный путь выхода из кризиса авторы видят в сугубо индивидуальном, личностно ответственном отношении каждого представителя бурятского этноса к семье, в воспитании себя и своих детей в духе уважения и приоритета семейных ценностей. 
Список литературы
1.Балханов И.Г. Традиционная культура и социализация, Улан-Удэ, 2001
2.Басаева К.Д. Семья и брак у бурят, Улан-Удэ,1991 
3.Конкрен Ч. Методы выборочного исследования. М., 1976
4.Табарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1998. 
5. Кавченко А.И.. Введение в социологию. 4-е издание – М.: Просвещение, 2001

Базарон Светлана Арсалановна / Bazaron Svetlana Arsalanovna 
МБОУ «Сосново-Озёрская средняя общеобразовательная школа №2» Еравнинского района Республики Бурятия / Municipal budgetary educational institution ”Sosnovo-Ozersk secondary school №2”, Eravninsky district, Republic of Buryatia.
Ученица 11 класса.

Шоноев Тимур Иванович / Shonoev Timur Ivanovich
МБОУ «Сосново-Озёрская средняя общеобразовательная школа №2» Еравнинского района Республики Бурятия / Municipal budgetary educational institution ”Sosnovo-Ozersk secondary school №2”, Eravninsky district, Republic of Buryatia.
Учитель истории.
sosh-2@mail.ru 
671430 с.Сосново-Озёрское Еравнинского района Республики Бурятия, у. Первомайская, 102 тел. 21-2-55

http://www.psytolerance.info/tolerance/img/star/star0.png
голосов 0  
голосовать

Базарон Светлана Арсалановна
09.10.2014


Поделиться:

Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев

Выбери путь

Астрономы получили первое изображение черной дыры

Как нарисовать ветку ели?

Астрономический календарь. Июнь, 2019