В рамках МБОУ "Гимназия №12" проходила научно-практическая конференция, в которой принимали участие все учащиеся гимназии.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_shvydkova.doc | 117 КБ |
Введение
Глава 1.Что такое имя?
1.1. История имён.
1.2. Характер человека в значении имени.
Глава 2. Популярность имен учащихся 1 классов в Гимназии № 12
Глава 3. Откуда появились имена первоклассников.
Вывод
Список литературы
Приложение
Введение
Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от других, единственный и неповторимый.
С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как имя.
Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми.
Наше имя связывает нас с малой и большой Родиной.
Поэтому объектом нашего исследования являются имена всех первоклассников.
Цель данной работы: с помощью изучения имён показать индивидуальность каждого человека.
Гипотеза - имя – это не просто слово, которое дают родители ребёнку при рождении.
Для достижения цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить истории и значения имён
2. Развивать навыки исследовательской деятельности
3. Прививать любовь к своему имени и к имени окружающих
Методы исследования: анализ и синтез, сравнение.
Глава 1.Что такое имя?
Имя – название, наименование, особенное слово.
Имена – привычные на слух слова, а за ними открывается целый мир и неповторимая судьба человека.
Имена должны быть у всех людей.
Имя много значит для человека. Оно раскрывает характер человека, может повлиять на судьбу человека. Каждое имя что-то значит. Для удобства человечество отказалось от уникальности первых имен «Острый глаз», «Утренняя заря». Однако все наши имена произошли от слов, имеющих свое значение. Какие то из них утратили свою непосредственную связь с изначальным смыслом. Например, не прочитав в справочнике, что Алексей - это «защитник», а Пётр – «камень», мы вряд ли об этом догадаемся.
Происхождением имен занимается определенная наука – ономастика, которая разделяется на два раздела: топонимику – название местностей и антропонимику – имена людей. Большой вклад в изучение влиянии имени на судьбу человека внёс Павел Флоренский. В его работе «Имена» он на достаточно большом фактическом материале показал, что имя, данное при рождении, формирует «типический склад личности».
Не меньший вклад в изучение ономастики внесли такие выдающиеся русские мыслители, как С.Н. Булгаков и А.Ф. Лосева. Они они доказали, что имя определяет место и роль своего носителя в общестае и предназначение человека. Во многих именах, как им удалось установить, содержаться предопределенные события и ритм их повторения.
Тайна имени волновала людей испокон веков. Древние были убеждены: судьба не только человека, но и города заведомо предначертана его именем, названием. Поэтому им нередко давали по два имени, одно из которых держали в глубокой тайне, ибо по их мнению, зная настоящее имя, на него всегда можно было нанести порчу. Лишь достойнейшие из достойных знали настоящее имя города, а значит, обладали и властью.
1.1. История имён.
Рис. 1
Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить, поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.
Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.
Анализ любого имени и определение его значения имеет смысл начинать с изучения происхождения имен, так как именно то, откуда оно произошло и как оно образовалось, может подсказать смысл и тайну, заложенные в значении имени. Как известно, большинство русских имён, имеют греческие, славянские, еврейские и скандинавские корни. Поэтому первым этапом в изучении значения имени будет определение того, какова была история его происхождения.
Имя — в традиционной культуре непосредственно связано с судьбой человека. Поэтому ритуалы, относящиеся к наречению именем, занимают важное место в родинно - крестильной обрядности славян.
Имя ребенку выбирали обычно крестные родители (часто согласуя свой выбор со святцами и советуясь со священником). Это имя сохранялось втайне и сообщалось родителям только после крещения по возвращении крестных с новорожденным домой. Часто присутствующие на крестинном обеде должны были сами отгадать имя; за это крестный отец награждал отгадавшего вином, а тот, в свою очередь, одаривал ребенка деньгами. Раскрытие имени до крещения считалось тяжким грехом и могло повлечь за собой смерть новорожденного.
Чаще же имя держали втайне, опасаясь вмешательства нечистой силы: вештицы, могущей навредить ребенку, босорки, “бисыцы” и других женских демонов, способных подменить новорожденного на своего ребенка.
Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка). Давались имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.
Известный советский археолог Арциковский сообщил, что в древнем Новгороде жила семья волховских рыбаков. Отец носил фамилию Линев (от рыбы линь). У Линева было 4 сына. Он оказался
человеком не без юмора и назвал всех сыновей “по-рыбьи”: Сом Линев, Ерш Линев, Окунь Линев и Судак Линев.
В русском языке есть русские имена, например, Владимир, Всеволод, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие. Почему мы сразу поняли, что они русские? Потому что, если мы послушаем их внимательно, то сразу поймем, что они значат. Всеволод – «владеет всем», Владимир – «владеет миром», Владислав – «владеет славой».
А еще в русском языке есть много имен, которые пришли к нам из греческого, древнееврейского и латинского языков. В этих языках у имен тоже есть значения.
Именины – это не день рождения, а день памяти святого, имя которого вы носите. Так что вы можете отмечать не только день рождения, но и именины (день ангела).
Известно, что имена растут вместе с людьми. Сегодня ты мал и имя у тебя маленькое. Когда ты подрастешь, твое имя подрастет вместе с тобой и станет полным. Когда ты станешь взрослым, тебя станут величать по имени – отчеству. В русской культуре отчество дается ребенку по имени отца. Если отца зовут Сергеем, то сына величают Сергеевичем.
1.2. Характер человека в значении имени.
В имени важно и имеет значение буквально всё, начиная с его смысла, с первой и последней буквы до количества букв и слогов. Имя выступает в жизни человека как носитель некой священной сакральной формулы, представляющей самого человека. С древности имя для человека было большой гуманитарной ценностью. Любое имя является ключом к той отмеченности, которую человек может получить к жизни в результате своей деятельности. Имя – это ключ к сокровенным нитям судьбы.
Глава 2. Популярность имен учащихся 1 классов в Гимназии № 12
Имена бывают женские и мужские. Каждое имя имеет свою историю. Считается, что имя влияет на судьбу человека. У имени есть свой святой, день ангела. Существуют народные приметы, связанные с именами. Каждое имя что-то означает.
В нашем исследовании мы хотим узнать тайны имени и имён первоклассников, показать насколько разнообразны наши имена, совпадают ли наши черты характера со значением наших имён?
Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от других, единственный и неповторимый.
На основании первоклассников, мы провели исследование. В данное исследование попали 112 учащихся. Из них мальчиков - 56, девочек - 56.
Среди девочек, оказались самыми популярными – Алина и Валерия, таких ребят у нас по 5, Екатерин - 4, Полина, Арина, Алёна, Софья - по 3, Александра, Виолетта, Виктория, Анна, Татьяна, Дарья, Анастасия – по 2 раза. 15 имён девочек осталось по 1.
Среди мальчиков, оказались самыми популярными - Артём и Иван, таких ребят у нас по 5, Алексей – 4, Александр, Дмитрий и Максим - по 3, Михаил, Кирилл, Вадим, Никита, Владислав, Вячеслав, Антон, Даниил – по 2. 19 имён мальчиков осталось по 1.
По графику мы можем сделать вывод, что у мальчиков чаще повторяются имена, чем у девочек.
Глава 3. Откуда появились имена первоклассников.
На данном этапе мы раздали анкеты всем первоклассникам и попросили с родителями их заполнить. Итак, у нас получается, что,
∙ Родился в день ангела - 10 учащихся.
Значит, имя не только различает людей, но и соединяет их – вводит в один ряд в случаях одноименности.
У каждого имени есть своя тайна, своя история. Мы покажем, раскроем тайны распространенных имен наших первоклассников. Создадим словарик толкования имен (приложение 1), в приложении 2 подобраны скороговорки, пословицы с нашими именами. В приложении 3 подобрано значение распространенных имен первоклассников.
Вывод
В конце исследования были подведены итоги. Гипотеза подтвердилась. Имя – это не просто слово!
Имя – самое важное слово для человека.
Оно даётся человеку не только в честь родственников. Его могут выбрать по значению или по гороскопу.
За каждым стоит определённая личность, человек, который отличен от других, единственный и неповторимый. Именно поэтому имена людей пишутся с заглавной буквы.
Мы убедились, что у каждого из вас благозвучные имена. Кому-то не нравилось свое имя, потому что оно единственное в школе, или это имя вы считали некрасивым. Однако люди оценивают вас не по вашему имени, а по вашим делам и поступкам.
С другой стороны, исследования показывают, что гениальные догадки древних о судьбоносном значении имени вовсе не пустяк. Имя, безусловно, влияет на личность, предопределяя его психологические характеристики. Люди с одинаковыми именами имеют во многом схожие характеры. Но характер зависит не только от имени. Важно, в какое время года человек родился, и какое отчество носит.
Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.
С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.
Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.
Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.
Список литературы
Приложение 1
Краткий словарик толкования имён
Имя | Значение | С какого языка пришло |
Михаил | Равный Богу | древнееврейское |
Артём | невредимый | древнегреческое |
Кирилл | Повелитель, владыка | Древнегреческое |
Виктор | победитель | Латинское |
Александр | Защитник | Греческое |
Даниил | Мой судья - Бог | Древнееврейское |
Владимир | Владеет миром Царить + знатный | Древнегерманское |
Владислав | Владеть + слава | Славянское |
Татьяна | Устроительница, от имени сабинского царя Tatias | Древнегреческое |
Валерия | Сильная, здоровая | От римского родового имени |
Иван | Дарован богом | Древнееврейское |
Карина | Дорогая | Испанское |
Татьяна | Устроительница, от имени сабинского царя Tatias | Древнегреческое |
Никита | Победитель | Греческое |
Дмитрий | Посвящённый богине Деметре | Греческое |
Алексей | Защитник, помощник. | Древнегреческое |
Максим | Превеликий | От латинского слова "максимус" |
Алина | Благородная | Древнегерманское |
Полина | Самостоятельная | Латинское |
Екатерина | Вечно читая | Греческое |
Анна | Благодать, милостливая | Древнегреческое |
Арина | Мир | Греческое |
Дарья | Повелительница | Древнеперсидское |
Анастасия | Воскресшая, возрожденная. | Древнегреческое |
Алёна | Светлая | Древнегреческое |
Софья | Мудрая | Древнегреческое |
Приложение 2
Скороговорки:
Пословицы:
Приложение 3
Алина - болезненная в детстве девочка, очень раздражительная, упрямая и дерзкая, не терпящая никаких замечаний. У нее хорошая память, она быстро схватывает услышанное и в школе Алина учится хорошо. Она любит рисовать и читать исторические романы. Алина самолюбива, стремится всеми командовать, конфликтна и умудряется в школе испортить отношения едва ли не со всеми учителями, да и с матерью постоянно ссорится из-за пустяков. Предпочитает дружить с мальчиками.
Алины - способные люди. Работают они в разных областях, есть среди них инженеры и художники, врачи и продавцы, журналисты и архитекторы, музыканты и педагоги, хотя последняя профессия, учитывая невыдержанный характер таких женщин, им противопоказана.
Валерия – это яркая и достаточно авторитетная женщина, на которую часто равняются окружающие люди. В ее характере присутствует дисциплина и одновременно гибкость к различным жизненным ситуациям. Валерия позиционирует себя как уверенная в своих убеждениях личность с "наполеоновскими" планами по отношению ко всему происходящему.
Полина обаятельна, очаровательна и очень контактна. Поддержит разговор на любую тему, прекрасно держится в любом обществе. Ей в жизни требуется успех. Кажется гордой и неприступной, хотя ей частенько приходится преодолевать себя, чтобы взяться за какое-то дело или с кем-то пообщаться. Равновесие Полины колеблется от некоторой серьезности, и даже строгости, до веселой жизнерадостности. Это же касается и связанной с именем ассоциации - поле, которое может быть и полем боя, и полем для игры. На веру Полина ничего не принимает.
Екатерина - Как правило, обладает спокойным, уравновешенным нравом, она несколько самолюбивая, гордая, субъективная, но часто страдает нерешительностью и самокритичностью. В детском возрасте маленькая Екатерина любит шумные игры, стремится быть в центре внимания, а дружить хочет только с самыми популярными в коллективе девочками. Обычно она хорошо учится, имеет развитое воображение, всегда придумывает какие-то развлечения. Вырастая, Екатерина обретает рассудительность, неприступность, тщательно выбирает с кем дружить, никогда не даёт посмеяться над собой, но сама способна к иронии. Иногда обладательницы этого имени любят ярко одеваться или вызывающе краситься, могут жить насыщенной жизнью. Друзей у Екатерины много, она ищет в них надёжности и сильной воли. Но дружить с ней сложно, так как всё в жизни обладательницы этого имени зависит от собственного настроения.
Иван несёт ощущение чего-то доброго, сильного и светлого. И верно: мужчины с этим именем, как правило, являются волевыми и открытыми. Они преданны своей семье, дружелюбны и трудолюбивы, часто сочетают в своём характере аналитическое мышление и добрый нрав.
Артём – это имя производит впечатление чего-то хорошего, храброго, прочного, в энергетическом же плане отличается уверенностью и спокойной силой.
Маленькому Артёму никогда не нужно напоминать о домашних заданиях или тренировках, у него всегда всё под контролем. При этом такой мальчик сам выберет себе вид хобби или спортивных интересов, поэтому насильно записать его в музыкальную школу у родителей не выйдет. Как в детстве, так и во взрослом возрасте Артём очень активный и инициативный, пытается занять позицию лидера. Такое стремление само по себе не является плохим качеством, однако, родителям следует контролировать действия Артёма в этом отношении, так как часто он не видит грань и может перегнуть палку в проявлении начальственного отношения к людям.
Алексей - это имя производит впечатление чего-то сильного, твёрдого, тем не менее, Алексеи лишь частично соответствуют этим качествам, так как сочетают “сильный” характер с чувственностью и умением уступать. В целом, характер Алексея можно назвать почти идеальным: чаще всего это спокойные, доброжелательные, обаятельные и трудолюбивые люди. Они не являются признанными лидерами, однако, за советом окружающие всегда обращаются к справедливым, благоразумным и деятельным обладателям этого имени.
Волшебная фортепианная музыка
Сладость для сердца
Щелкунчик
Круговорот воды в пакете
Лиса и волк