• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

День святых жён-мироносиц

Опубликовано Бедова Ольга Андреевна вкл 19.06.2015 - 10:41
Бедова Ольга Андреевна
Автор: 
Мадоян Лианна

Работа представлена на областных Кирилло-Мефодиевских чтениях, приз зрительских симпатий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_svyatyh_zhen_mironosets.2015._madoyan.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

XVIII городские школьные Кирилло-Мефодиевские чтения

Секция

 «Православие и российская государственность»

Тема

День святых жен-мироносиц

Работу подготовила:

Мадоян Лианна Мамиконовна,

11 «А» класса,

МБОУ СОШ №123 г.о. Самара

Научный руководитель:

Бедова Ольга Андреевна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ СОШ №123 г.о. Самара

Самара 2015

Содержание:

  1. Введение. Листая православный календарь………………………….3
  2. По зову сердца……….....………………………………………………4
  3. Кто они, жены-мироносицы?..………………………………………...6
  4. День святых жен-мироносиц………………………………………….10
  5. Заключение. Гимн женщине…………………………………………..11

Библиография……………………………………………………………...13

Приложения


Введение

«Прильни с любовию к подножью

Креста Христова, позабыв

Весь мир с его грехом и ложью…

И оттолкни греха порыв…

Прими Христа с живой надеждой,

Любовью, верою – держись

За край святой Его одежды,

Им укрепляйся, Им борись.

Взывай к нему ты неустанно

Своею жаждущей душой –

И будешь видеть непрестанно

Его в себе и пред собой.

(«Видение Христа»

Протоиерей Николай (Гурьянов))

          Как быстро летит время! Не успела оглянуться – прошел любимый праздник Новый год, закончились православные Рождество Христово и Крещение Господне. Рассматривая церковный календарь, удивлялась: сколько же праздников у христиан!

Церковный год — это чередование будней и праздников. В будни человек призван трудиться, «в поте лица добывать хлеб свой». Праздники же даны для того, чтобы почувствовать раскрепощение, подняться над суетой и обыденностью мира, ощутить себя причастным к высшему из миров, «где нет болезней, печалей и воздыхания, но жизнь бесконечная».

Каждый из праздников посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников.

Церковные праздники делятся на переходящие и непереходящие. Непереходящие всегда отмечаются в один и тот же день года. Например, Рождество Христово всегда празднуется 7 января, Сретенье Господне — 15 января, Крещение Господне – 19 января.  А даты переходящих, такие как Вербное Воскресение, День Святой Троицы, связаны с самым светлым праздником года — Пасхой. Она всегда бывает весной, всегда в воскресенье, но дата издавна вычисляется особо на каждый год и определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, только после весеннего равноденствия и после первого весеннего полнолуния). Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней. Таким образом, обе части календаря (подвижная и неподвижная)  в совокупности определяют календарь православных праздников.

Мое внимание привлек День святых жен-мироносиц, отмечаемый на пятнадцатый день (третье воскресенье), начиная с Пасхи.

«День святых жен-мироносиц» – так звучит тема моей работы. В ней я попробую ответить на вопросы:

  • что это за праздник, куда уходят его корни;
  • кто они, жены-мироносицы?

Что мы о них знаем? К сожалению, очень мало. Это всего несколько строк Евангелия, повествующих о подвиге этих женщин. Поэтому я и решила принять участие в данном проекте.

Объект исследования – христианский праздник День святых жен-мироносиц.

Исходя из вышеизложенного, ставлю задачу:

  • Рассказать о роли и месте женщин в служении Русской Православной церкви.

По зову сердца.

          В те далекие времена по земле ходил Христос со своими учениками, и среди них были не только апостолы, но и женщины. В своем земном служении Христос часто обращался к ним. И не только прощая грехи, исцеляя, но и беседуя с ними о Тайнах Царствия Божия. Достойно внимания то, что Господь впервые прямо и открыто указал на Себя как Мессию, то есть Христа, именно женщине (Ин. 4,25-26). Как и апостолы, женщины, следовавшие за Христом, именовали Его своим Учителем (Ин. 20,16). Правда, в отличие от апостолов, которых Господь избирал и призывал на служение, женщины следовали за Ним исключительно по зову своего сердца, доказывая, что способны слышать призыв Божий, не нуждаясь в его словесном подтверждении.

     Когда пришли дни испытания, Спаситель говорил апостолам: «Да не смущается сердце ваше. Веруйте в Бога и в Меня веруйте» (Ин. 14,1). Но даже они, любящие Христа, дрогнули и разбежались. С Господом остались лишь те, о ком почти ничего не повествуется в Евангелии до Голгофских событий.

         Это были тихие, скромные женщины, всюду следовавшие за Христом и служившие Ему своими имениями (Лк. 8,1-3). Теперь же, когда униженного и истерзанного пытками Христа, как преступника, вели на распятие, женщины были рядом. Среди беснующейся толпы, истошно вопящей: «Распни, распни Его!», они не дрогнули, не убежали. Когда читаешь строки Евангелия, то перед мысленным взором встает трогательная картина идущих за Христом на Голгофу женщин. Растерянные и напуганные, еле сдерживая рыдания, они идут в молчаливой скорби. Почти не видя от слез дороги, поддерживая друг друга, они следуют за своим любимым Учителем, поруганным и осмеянным. Только в любви эти слабые женщины черпают свои силы и идут до конца.

     На следующий день, после распятия Мария Магдалина и другие женщины пошли к пещере, где был похоронен Христос. В руках они несли кувшины с дорогим ароматным маслом – миром, чтобы помазать им тело умершего.

Утро было совсем раннее и безлюдное, и женщины очень беспокоились: кто же поможет им отвалить тяжелый камень от пещеры? Когда они вошли в сад, в котором находилась гробница, то увидели, что камень отвален от гроба, а пещера пуста. Мария Магдалина с плачем побежала в город к апостолам и сообщила им: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его».

Затем она вернулась ко гробу, осталась одна и плакала. И вдруг увидела в саду между ветвей человека. «Что ты делаешь? Кого ищешь?» - спросил он у нее.

Мария подумала, что это садовник, и спросила, не он ли унес Иисуса из гроба. Но человек, вместо ответа, тихо позвал ее по имени: «Мария».

Она узнала бы этот голос из тысячи. Это был голос Иисуса Христа. Мария кинулась к Нему с радостным криком…

«День наступил,  зажглась денница,

Лик мертвой степи заалел;

Заснул шакал, проснулась птица…

Пришли взглянуть – гроб опустел!..

И мироносицы бежали

Поведать чудо из чудес:

Что нет Его, чтобы искали

Сказал: «Воскресну!» - и воскрес!»

(«Воскрес!» К. Случевский)

        Первым благую весть о Своем воскресении, Он даровал женщинам. «Радуйтесь!», -говорил Он им, повелевая идти и рассказать апостолам о Его победе над смертью. А когда те не поверили, Христос явился и «упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» (Мк. 16,14).

     В подвиге жен-мироносиц раскрылась вся высота женского служения Богу и миру. Их жизнь, по словам священномученика митрополита Серафима (Чичагова), «многопоучительна и теперь для современных христианок». Подражание мироносицам в жертвенной любви и на миссионерском поприще находило себе место на протяжении всей более двухтысячелетней истории Христианской Церкви. Трудно переоценить роль женщины в сохранении православной веры в нашем Отечестве.

Кто они, жены-мироносицы?

      Ходившие за Христом галилейские женщины родились и выросли в одном из самых прекрасных уголков земли — Галилее. На западном берегу Генисаретского озера, южнее города Капернаума. Среди тенистых садов и виноградников располагался в те времена город Магдала. Здесь, как и в прочих городах на побережье Галилейского моря, жили ремесленники, рыбаки, пастухи и земледельцы. Магдала прославилась тем, что здесь родилась одна из самых известных женщин — Мария, прозванная Магдалиной. Место рождения еще двух жен-мироносиц можно определить с большой вероятностью, указав на Назарет. Это дочери праведного Иосифа Обручника Саломия и Мария, прозванная по мужу Клеоповой, Иоанна, жена Хузы, Сусанна и Мария, мать Иакова и Иосии, - тоже, вероятнее всего, галилейские женщины. И только сестры Лазаря — Марфа и Мария родились в Иудее, близ Иерусалима.

     Первое упоминание о женах-мироносицах мы находим в Евангелии от Луки: «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя  Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых он исцелил от злых духов и болезней».

     Женщины, следовавшие за Христом, были  не просто частью «множества народа», толпы, которая окружала и теснила Христа в жажде чуда исцеления. Нет, эти женщины были, по выражению евангелиста, «некоторые», следующие за Христом и служащие Ему, то есть они не только внимали поучениям Христа, но и служили Ему (Лк. 10; 40-42). Указание евангелиста Луки на то, что жены-мироносицы служили Христу «имением своим», говорит о том, что эти женщины были из состоятельных семей. То есть, по сути дела, жены-мироносицы жертвовали свои деньги на содержание апостольской общины.

Мария Магдалина

     Родом Мария была из небольшого селения Магдалы, расположенного на западном берегу Генисаретского озера, между Капернаумом и Тивериадой. Родители Сир и Евхаристия были людьми состоятельными, раз впоследствии их дочь могла служить Христу «своим имением». Мария страдала неизвестным тяжким недугом, от которого ее исцелил Христос, и после этого она уже постоянно следовала за Ним до самой Голгофы и стала первой, кому явился Воскресший Христос.

     После Пятидесятницы Мария Магдалина отправилась проповедовать Христа на Запад. Она явилась во дворец к императору Тиверию и преподнесла ему красное яйцо со словами «Христос воскрес!». После этого установился обычай подносить на Пасху крашеное яйцо.
    Покинув Рим, она, по некоторым преданиям, прибыла в Галлию и проповедовала там Христа. Затем отправилась в Фес, где пребывала до своей смерти, разделяла с апостолом Иоанном Богословом его миссионерские труды. С ее слов ап. Иоанн написал 20 главу своего Евангелия. По своей блаженной кончине равноапостольная Мария была погребена в Эфессе.

Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода.

     Если о Марии Магдалине предание церковное сохранило нам немного сведений о ее жизни после Евангельских событий, то об Иоанне, наоборот, предание приоткрывает страницы ее жизни до прихода к Христу. Об ее участии после Евангельских событий нам ничего не известно. Память этой святой, так же, как и Магдалины, Церковь празднует и на неделе жен-мироносиц, и 27 июня. Но не пытайтесь найти ее житие в четьях-минеях за это число. Его там нет. Мария Магдалина- единственное исключение.
    Об Иоанне можно узнать в четьях-минеях под 29 августа, когда празднуется Усекновение главы Иоанна Крестителя. Там и рассказывается, что Иоанна, будучи женой домоправителя Ирода Антипы, узнав, что Иродиада закопала голову Иоанна Крестителя в нечистом месте, тайно откопала эту главу и перезахоронила в другом месте на Елеонской горе.Когда Иродиада, терзаемая страхами, решилась сжечь ( то есть совсем уничтожить) главу Крестителя, она ее не нашла.

    Таким образом Иоанна спасла великую святыню христианства и не дала надругаться над прахом великого Пророка.

Саломия

           Дочь праведного Иосифа, Обручника. Была замужем за Заведеем, занимавшимся рыбным промыслом на Генисаретском озере. Двое ее сыновей от этого брака, Иаков и Иоанн, были одними из первых призваны на апостольское  служение Христом. Вслед за своими сыновьями и Саломия отправилась служить Христу.

Мария Клеопова

     Мария Клеопова — младшая дочь праведного Иосифа Обручника, а значит, является родной сестрой Саломии. Она была еще девицей, когда Пресвятая Дева, обрученная Иосифу, вошла к нему в дом, и они жили вместе с дочерью Иосифа, как родные сестры. Когда Иосиф с Девой Марией и младенцем Иисусом вернулся из Египта в Назарет, он выдал свою дочь Марию замуж за своего младшего брата Клеопу. Это факт свидетельствуют такие авторитетные церковные историографы, как Евсевий Кесарийский, Георгий Кедрин и Никифор Каллист. В те времена практика брачных союзов с близкими родственниками была не таким уж редким и вполне нормальным явлением.
    Муж Марии Клеопа уверовал во Христа еще при Его жизни и был призван на апостольское служение в числе 70-ти учеников. Именно этот Клеопа повстречал Воскресшего Христа на пути в Эммаус, куда шел вместе с апостолом Лукой. С душевной тоской он беседует с Христом о последних печальных событиях, произошедших в Иерусалиме и не узнает своего Божественного Учителя. Он уже не верит в Мессианство Иисуса Христа, именуя Его хоть и «сильным в деле и слове пред Богом и всем народом», но только лишь пророком, но не тем, «который должен избавить Израиль».
    Вот ведь парадоксальный случай: жена свидетельствует мужу о явлении ей и другим женам Ангелов, благовествующих о Воскресении Христа, а он этому не верит. И только тогда «открылись у них глаза», когда Господь исчез, Клеопа и его спутник с волнением вспоминают, как горело их сердце во время беседы с Христом(Лк. 24; 13-35).

     А у его жены сердце горело всегда,  не переставая. И Господь явил Марии Клеоповой свою славу раньше, чем ее муж.

Сусанна

     О жизни Сусанны нет ни одного церковного сказания. Евангелие от Луки только один раз упоминает имя этой жены-мироносицы (Лк. 8,3). Но зная только ее одно имя, мы можем возносить ей молитвы и называть в честь нее своих дочерей, а это уже немало.

     Святая блаженная Сусанна, моли Бога о нас! (Лк. 8,3).

Мария, мать Иакова меньшего и Иосии.

Хотя об этой жене-мироносице упоминают три евангелиста — Матфей, Марк и Лука, - но никаких сведений о ее жизни мы не имеем.
    Некоторые толкователи видели в Марии Клеоповой и
Марии, матери Иакова меньшего и Иосии, одно лицо. Но это противоречит церковному преданию, которое ясно указывает на Марию Клеопову как на младшую дочь Иосифа Обручника и жену Клеопы, младшего брата Иосифа Обручника, причисленного к 70-ти апостолам. У Марии и Клеопы был один сын Симеон, тоже ставший апостолом и вторым епископом Иерусалимским. Вторая же Мария называется у евангелистов матерью Иакова и Иосии.

Марфа и Мария, сестры четверодневного Лазаря.

     Хотя Евангелисты не упоминают о Марфе и Марии во время страданий спасителя нашего Иисуса Христа, но несомненно, что сестры находились вместе с другими женами-мироносицами на Голгофе. А потом были свидетелями славного Воскресения Христова. Невозможно представить, что их любимого Учителя арестовали, а Мария с Марфой безучастно отсиживаются на расстоянии получасовой ходьбы от Иерусалима. Участие сестер подтверждается и литургическим преданием, поскольку синаксарь на неделе жен-мироносиц причисляет Марфу и Марию к их числу.
    Из церковного предания известно, что Марфа и Мария совершали миссионерские поездки по Римской империи, а затем перебрались на остров Кипр, к своему брату.

     Лазарь около тридцати лет был епископом Кипра, и сестры ревностно помогали своему брату проповедовать Христа среди язычников и утверждать обращенных в христианской вере.

День святых жен-мироносиц

           Память всех жен-мироносиц празднуется Церковью в третью неделю по Пасхе. Только память двух – Марии Магдалины (22 июля) и Иоанны, жены Хузы (27 июня), отмечаются два раза в году.

Этот праздник издавна чтился на Руси особо.

Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности — особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа — вот жизненный идеал Православной Руси. Другая черта древнерусской праведности — особый «чин» вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа. Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах — святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы. Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей. Неделя (воскресенье) жен-мироносиц — это праздник каждой православной христианки, православный женский день.

Заключение. Гимн женщине.

      Уместно сейчас вспомнить о подвигах женщин в трагический период для России – Великой Отечественной войне. Гимн женщине как прекрасному символу жизни и бессмертия рода человеческого – повесть  Виталия Закруткина «Матерь человеческая». Писатель поведал историю простой русской женщины Марии, воздал ей должное за преодоление страшных ударов судьбы. На ее глазах немцы повесили мужа и сына, расстреляли хуторян, сожгли все селение. Вражеские танки прорвали за речкой слабую линию советской обороны, выбили солдат из окопов и, сопровождаемые пехотой и самоходной артиллерией, устремились на восток. Мария не знала, что на неубранном кукурузном поле осталось одна в глубоком немецком тылу.

     Все, что она пережила в тяжком одиночестве, будучи беременной, не надломило ее, не ожесточило.

     Она даже пыталась помочь молоденькому раненому немецкому солдату, которого нашла в своем погребе. После смерти Вернера Брахта Мария вновь осталась одна в окружении мертвых. Тянулись осенние дни. Ни одного дня Мария не оставалась без работы. Она копала картофель, резала тесаком кукурузные бодылья, разбирала завалы кирпичей. Работала с утра до темноты, руки и ноги ныли от усталости. Но третья бригада колхоза имени Ленина была жива. Однажды морозным зимним днем Мария нашла в стогу сена семерых детей. Она их спасла от голода и холода. В поле выли метели, а в жарко натопленном, скрытом от людских глаз погребе всегда было тепло. Апрельским утром у Марии родился сын. В тихом младенческом дыхании рожденного ею человека заключалась вся ее жизнь, все помыслы и надежды. Когда гвардейский каваллерийский полк обнаружил Марию с младенцем на руках, босую, с распущенными волосами, командир полка опустился перед нею на колени.

     «Таких, как Мария, у нас на земле великое множество, и придет время — люди воздадут им должное...», - писал Виталий Закруткин.

     Я считаю, что Мария совершила настоящий подвиг и согласна со словами автора: «Засияет над землей образ матери Человеческой, нашей нетленной веры, нашей надежды, вечной нашей любви...».

Библиография

  1. Протоиерей Николай Агафонов. Жены-мироносицы: - Самара: ООО «Кредо», 2009
  2. Николай Агафонов. Мы очень друг другу нужны. – Самара: ООО «Право»,2010
  3. Моя березовая Русь. Сборник поэзии и прозы. – Самара :ОАО «Издательство» «Самарский дом печати», 2007
  4. «Православная радуга». Журнал для семейного чтения. АНО ПЦ «Пересвет», 2006 г. №32; 2008 г №4
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/жены-мироносицы 


Поделиться:

Каргопольская игрушка

Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна

Горка

Девочка-Снегурочка

Браво, Феликс!