Исследование темы маскарада в лирике М.Ю.Лермонтова
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.28 МБ |
Слайд 1
ТЕМА МАСКАРАДА В ЛИРИКЕ М.Ю.Лермонтова Автор: Кабанов Алексей, ученик 9Б класса МАОУ гимназия №18 Научный руководитель: Стукова Ольга Ивановна, учитель русского языка, литературыСлайд 2
В драме «Маскарад» (1835-1836), Лермонтов изобразил жизнь «большого света», где нет места истинным чувствам и где под маской благопристойности и блеска скрывается порок.
Слайд 3
Цель нашей работы : исследование темы маскарада в лирике М.Ю.Лермонтова .
Слайд 4
ЗАДАЧИ: анализ исторических, культурологических, литературоведческих источников по проблеме исследования; изучение маскарада как социально-культурного явления России XVIII – XIX веков, его истории, основных принципов организации; описание маскарада как художественного образа русской литературы XIX века, в том числе, в драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад»;
Слайд 5
поиск и анализ лирических произведений М.Ю.Лермонтова, связанных с темой маскарада; выявление общего и различного в раскрытии темы, поиск закономерностей и «внутреннего движения» темы маскарада в поэтическом наследии поэта;
Слайд 6
историко-культурный и образный анализ стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…» обобщение результатов исследования
Слайд 7
Объект исследования : лирические произведения М.Ю.Лермонтова, раскрывающие тему маскарада («Как луч зари, как розы Леля…»,(«К*»- «Мы случайно сведены судьбою», «Умирающий гладиатор», «Договор», «Из-под таинственной, холодной полумаски», Как часто, пестрою толпою окружен…» ).
Слайд 8
Предмет исследования : тема маскарада, ее содержание, выражение и значение в лирике М.Ю.Лермонтова.
Слайд 9
Гипотеза исследования : тема маскарада, помимо драмы Лермонтова, раскрывается и в его поэтическом творчестве, выражая проблему существования и самовыражения личности в искусственном мире фальши и социальной разобщенности.
Слайд 10
Исследовательские приемы : изучение и анализ научных источников, выделение из творческого наследия поэта текстов, отвечающих теме исследования, их сравнительная характеристика, анализ образных средств, историко-культурный анализ поэтического текста
Слайд 11
Первая глава « Маскарад как социально-культурное явление России XVIII – XIX веков»
Слайд 12
Вторая глава «Реализация темы маскарада в поэзии М.Ю.Лермонтова» посвящена исследованию маски как эмблемы маскарада в лирике М.Ю.Лермонтова и анализу темы маскарада в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…».
Слайд 13
История маскарада XVIII – XIX веков интересна и разнопланова, традиции российских маскарадов берут свое начало в европейской культуре
Слайд 14
Костюмы и маски выполняли помимо эстетической социально-психологическую функцию
Слайд 15
Маскарад создавал для всех участников ситуацию социальной игры, противоположную бытовой обстановке светского этикета;
Слайд 16
Основными принципами организации и проведения маскарада можно назвать игру, демонстрацию костюма, интригу, узнавание маски;
Слайд 17
Художественный образ маскарада актуализировал трагическую тему - невозможность самовыражения в мире разобщенности и одиночества, он трагически напоминал мир разобщенности, фальши и условности, где невозможна истинная свобода
Слайд 18
По нашим наблюдениям, центральным образом-эмблемой темы маскарада в лирике поэта явился образ маски
Слайд 19
«Как луч зари, как розы Леля…» (1832) намечена характерная для Лермонтова тема уничтожающего и даже агрессивного воздействия светского общества, его «нарядной маски» на человеческую душу
Слайд 20
(«К*»- «Мы случайно сведены судьбою» (1832)) Тема маскарада несколько видоизменяется, приобретая черты театрального действа: Я рожден, чтоб целый мир был зритель Торжества или гибели моей.
Слайд 21
«Умирающий гладиатор» (1836)
Слайд 22
Что знатным и толпе сраженный гладиатор? Он презрен и забыт... освистанный актер.
Слайд 23
«Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал») (1838) Стихотворение о назначении поэзии, о месте поэта в обществе
Слайд 24
Нас тешат блестки и обманы; Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны ... Я МЫ
Слайд 25
«Договор» (1841) Была без радостей любовь, Разлука будет без печали
Слайд 26
«Из-под таинственной, холодной полумаски» (1841) Маска здесь не только не позволяет увидеть лицо, но и расширяет круг значений: непроницаемы и непоняты внешность, тело, душа. Весь человек маска — женский образ лишь создан в сознании лирического героя, который обречен на одиночество.
Слайд 27
«Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840) 1 января
Слайд 28
Структура стихотворения представляет собой «сплав» жанровых форм, когда один жанр входит в другой на правах «вставного». противопоставление двух разных образов мира САТИРА - ИНВЕКТИВА ЭЛЕГИЯ
Слайд 31
Таким образом, в художественной структуре стихотворения оказывается выделенным, «окольцованным» (прошлое — настоящее — прошлое) элегическое «пространство» — «царство дивное», мир мечты-воспоминания, словно «свежий островок» «средь» «пустыни» житейского моря, который лирический герой оберегает от равнодушного любопытства «толпы людской» как свое последнее и единственное прибежище.
Слайд 33
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Эта весёлая планета
По морям вокруг Земли
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Снежная сказка