• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательский проект "Прозвища"

Опубликовано Ярош Наталья Анатольевна вкл 05.07.2015 - 22:22
Ярош Наталья Анатольевна
Автор: 
Клокова Александра

В работе рассматриваются причины появления прозвищ в школьной среде, исследуется прозвище как лингвистическое явление, даётся классификация прозвищ школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_prozvishcha.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Добросельская основная  общеобразовательная школа»

Грайворонского района Белгородской области

Информационный проект

«Прозвища»

Проект рассчитан на учащихся 5-6 классов

в рамках учебных дисциплин  русский язык, литература

                                                                                               

                                                                                                 Работу выполнила

                                                                                                  обучающаяся 6 класса

                                                                                                      Клокова Александра

Руководитель проекта Ярош Н.А.

Доброе

Прозвище – категория вечная,

существует всегда и повсюду.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема

  Что такое прозвище? Каковы особенности употребления прозвищ

Актуальность проблемы

         Прозвища – широко распространённое явление среди школьников, присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка русского языка.

Объект исследования

Школьная среда. Прозвища.

Предмет исследования

Лингвистическое явление – прозвища  

 Цель проекта

  • Изучение наличия прозвищ у школьников 2-9 классов;
  • Выявление особенностей употребления прозвищ и отношения   к  ним.

 

Задачи исследования

  • Расширить и уточнить представление о лингвистической культуре;
  • Изучить научно-популярную литературу по данной теме;
  • Провести анкетирование с целью изучения особенностей прозвищ;
  • Составить картотеку школьных прозвищ;
  • Выявить, все ли школьники имеют прозвища;
  • Проанализировать отношение школьников к прозвищам.

Гипотеза

       Прозвище – категория вечная, существует всегда и повсюду, особенно распространена среди школьников. Так ли это?

Предполагаемые продукты проекта: презентация по теме «Прозвища»,

буклет «Ты и твоё имя»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Этапы работы над проектом

  1. Организационный

  • Разработка плана исследования;
  • Изучение научно-популярной литературы

  1. Сбор информации

  • Сбор информации по теме исследования в библиотеке, на Интернет-ресурсах, в словарях4
  • Обработка информации

  1. Практический

  •  Проведение анкетирования среди школьников 2-9 классов;
  •  Классификация прозвищ;
  •  Создание буклета по теме «Ты и твоё имя»;
  •  Публикация материалов по данной теме в сети Интернет

Аннотация проекта

 Исследовательская работа направлена на изучение лингвистического явления в языке – прозвищ. Это чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей. Прозвища существуют во всех школах, во всех классах, городах и селах. Бывает, прозвище настолько прочно закрепляется за учеником, что его вообще по имени перестают называть. Есть довольно популярные прозвища.

Для выяснения этого проведено анкетирование 73 школьников 2-9 классов, по результатам которого определено: как и многие другие социальные явления, система прозвищ, вероятно, является не только формой солидарности, но и источником иных форм социальной активности, например поддразнивания и унижения.

1 этап исследования

  1. Разработка плана исследования:

  • Изучить литературу по данной теме;
  • Выяснить, что такое прозвища, какова история их возникновения;
  • Классифицировать прозвища  по способу образования;
  • Провести анкетирование среди учащихся 2-9 классов на наличие прозвищ  и отношения к ним;
  • Выяснить мнение психолога  о влиянии прозвищ на отношения между учениками.

  1. Изучение  научно-популярной литературы по теме
  • Мурашова Р.С. Мотивация школьных прозвищ. http:www.phiyoung.nw.ru
  • Никонов В.А. Имя и общество. М., 1989 г.
  •    www.1september.ru 

  1. Этап.   Сбор информации

Собрала и обработала информацию по данной теме, нашла поэтические строки:

Эти прозвища и клички                          

Раздаются, как таблички.

Как родился человек,

С ним и прозвище навек.

По фамилии едва ли

Вы разыщете кого.

Если прозвище назвали – вмиг укажут вам  его.

Есть Лагун, Племяш, Телёнок.

И Курам, и Курамята, Шмот, Пиджак и Тарзанята,

Торгаши и Кудряши – как все люди хороши!

Есть и Бог, и Боженята, Сноготок, Гусак, Утята,
И Буржуй, и Кот, и Рыжий!
Подскажи – садись поближе,
Мне поведай, что и как –
Кто был Ком, а кто Гусак?

И откуда всё идет?
Кто же прозвища даёт?  ( Г. Фёдорова)

       3   Этап исследования - практический

  1. История возникновения прозвищ

Возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду.

После крещения Руси в Х веке среди русских и других восточных славян в обязательном порядке стали вводиться церковью личные имена  в честь православных святых. Например: Александр, Петр, Татьяна (греческие), Ирина, Виктор, Марина (лат.); Святослав, Людмила, Игорь (славянские); Нона, Таисия (египетские) и др.  Церковь стала признавать только эти узаконенные, так называемые,  канонические имена иностранного  происхождения. Дохристианские имена, как следы язычества, должны были исчезнуть.

Прозвища давались по имени или профессии предка и передавались по наследству, теперь большинство прозвищ дается   школьникам от их фамилий и имен.

В отличие от имени, прозвище отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя и фиксирует особый смысл, который имели эти свойства и качества для   окружающих. Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны ограниченному кругу людей.

     Ожегов С.И. Словарь русского языка.

Прозвище – это название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте.

     Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка.

Прозвище — это название, данное человеку помимо его имени, обычно указывающее на какую-либо заметную черту его характера, наружности, деятельности.

  1. Классификация прозвищ
  • образованные от фамилии;
  • образованные от имени;
  • данные внешности;
  • данные поведения ученика, свойств его характера;
  • местожительство;
  • особенности речи.
  1. Образование школьных прозвищ

От фамилии - 66%. Норка, Фечка, Разум, Курица, Бырка;

По «наследству» (от родственников)  - 16%. Атаман, Тюндик, Борман

По внешности - 9%. Суслик, Макака, Цыган

Другие причины - 5%. Бабочка, Джеки Чан, Малой, Мура

От имени - 4%. Лизун, Катях, Дарёнка

Прозвища - чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей. Прозвища существуют во всех школах, во всех классах, городах и селах. Бывает, прозвище настолько прочно закрепляется за учеником, что его вообще по имени перестают называть. Есть довольно популярные прозвища.

Прозвища создаются школьниками очень активно, что в значительной степени объясняется психологическими свойствами детей– стремлением к необычному, новому, что проявляется в речевом поведении школьников.

            Как часто в школе и на улице вместо имени мы слышим клички. Кто-то  из ребят страшно обижается, кого-то это приводит в ярость, есть и такие, кому всё равно.

            Выяснила это проведением анкетирования 73 школьника 2-9 классов.

  1. Результаты анкетирования

По мнению ребят, прозвище – это

  • Кличка – 36 чел.
  • второе имя человека – 8 чел.
  • популярность – 5 чел.
  • нормальное явление – 12 чел.
  • ник – 12 чел.

Нужны ли прозвища?

  • Да – 30 человек
  • Нет, не нужны – 32  человека
  • Мне всё равно – 11 человек

Употребляете ли вы прозвища?

  • Употребляю, если человек  не против - 35 человек
  • Употребляю, даже если кому-то не нравится - 29 человек
  • Нет, не употребляю - 9 человек
  1. Мнение психолога
  1. Прозвища часто травмируют психику ребёнка, отрицательно влияют на отношения между учениками.
  2. Ведь прозвище может быть неприятным для человека, а может  нанести ему ужасную психологическую травму.
  3. Но все же главное – это реакция самого человека на прозвище.
  4. Зависит реакция от темперамента человека – один, к примеру, будет плакать, другой полезет в драку.
  5. Зависит реакция от отношения с человеком, давшим прозвище.
  6. В основном прозвища появляются в переходном возрасте, с 12 лет, когда человеку очень важно общение с другими, ведь прозвище несёт на себе очень важную коммуникативную функцию, и прозвищный обмен становится своеобразной игрой.  Но иногда прозвища так прикрепляются к человеку, что даже учителя не зовут его по имени, и имя, само по себе содержащее эмоциональную окраску, отходит на второй план.
  7. Некоторые ребята сами выбрали себе прозвища: Дик, Бизон, Тата и др. Их правильней было бы назвать никами, которые они используют в Интернет-общении, но в школе их так не называют.
  8. Прозвища создаются школьниками очень активно, что в значительной степени объясняется психологическими свойствами детей– стремлением к необычному, новому, что проявляется в речевом поведении подростков и молодежи.
  9. Психолог считает, что прозвище – это всегда плохо, ведь у человека есть свое имя.

IV. Результаты

  • В результате опроса, анкетирования можно сделать вывод, что  прозвище человека - нечто большее, чем просто средство общения. Прозвище может возникнуть как  в результате долгого наблюдения над  человеком, так и мгновенно, по воле случая, когда метко сказанное слово подхватывается остальными.

           Как и многие другие социальные явления, система прозвищ, вероятно, является не только формой солидарности, но и источником иных форм социальной активности, например поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления. Хотя и оскорбление выступает своего рода признанием

  • Материалы размещены в сети Интернет
  • Выпущен буклет «Ты и твоё имя»

  1. Создана презентация по данной теме для мероприятия в классе (Приложение №1).

  1. Опубликованы материалы по данной теме в сети Интернет на сайте «nsportal» (Приложение №3)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        V. Вывод

  • Прозвища – одна из форм общения в школьной среде,
  • К 65% ребят обращаются не по имени,
  • 60% школьников считает прозвища нормальным явлением,
  • 24% учеников негативно относится к прозвищам.

Гипотеза подтвердилась!

Проанализировав наши школьные прозвища, выяснив причину их появления, хочется

посоветовать  ребятам не реагировать на них болезненно, а отнестись к ним с определённой долей юмора. Тогда прозвище, скорее всего, исчезнет  из обращения к этому человеку.

Информационные источники

  • Мурашова Р.С. Мотивация школьных прозвищ. http:www.phi young.new.ru
  • Никонов В.А.Имя и общество.М.1989 г.
  • www.1september.ru 


Поделиться:

Рукавичка

В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое

Весёлые польки для детей

Учимся ткать миленький коврик

Горка