• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исторический клуб "Алые маки".

Опубликовано Нефедова Ольга Юрьевна вкл 11.07.2015 - 19:19
Нефедова Ольга Юрьевна
Автор: 
Троценко Алина

Исторический клуб  "Алые маки"  в нашей школе   был основан в 1978 г.

В 2011  году  бывшие  выпускники - представители седьмого  поколения  клуба,   передали  нам эстафету поисково - краеведческой  работы и мы решили воссоздать историю «Алых маков», что и является целью нашего исследования.

Исходя из этого решаются задачи:

  • Изучить историю создания клуба «Алые маки»;
  • Раскрыть структуру,  принципы, условия и  направления  деятельности  клуба;
  • Охарактеризовать роль  «Алых маков» в военно-патриотическом воспитании учащихся школы.

Совместно с активом школьного музея, мы собирали, оформляли весь наработанный материал и сегодня представляем коллективный результат нашего исследования по теме «История создания исторического клуба «Алые маки»».

     В своей работе мы использовали следующие формы работы:

- встречи с учителями – ветеранами;

- встречи с участниками клуба прошлых лет;

- работа с архивными документами и периодической печатью;

- публикации о краеведческой работе на сайте школы;

-  встречи поколений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoricheskiy_klub_alye_maki.docx51.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  автономное учреждение

средняя  общеобразовательная школа

с углубленным  изучением отдельных предметов № 1

       

                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                   Выполнила:

                                                                                              Троценко Алина-

                                                                                      учащаяся 8 А класса.

                                                                                 Научный руководитель:

                                                                            Нефедова Ольга Юрьевна,

                                                                                         учитель  истории  и

                                                                               обществознания  высшей

                                                                                                          категории.         

 

                                                               

        

 

                             

                                                                г. Белогорск - 2014 г.     

                                         

                                                 Содержание.

  1. Введение.

      Исторический клуб  "Алые маки"  в первой школе города Белогорска  был основан в 1978 г. Его основателем является  заслуженный учитель школы РСФСР, учитель истории  Каредина  Клавдия  Андреевна.  С 1988 года и по настоящее время руководит клубом Нефедова Ольга Юрьевна, учитель истории и обществознания. В 2011  году  бывшие  выпускники - представители седьмого  поколения  клуба,   передали  нам эстафету поисково - краеведческой  работы и мы решили воссоздать историю «Алых маков», что и является целью нашего исследования.

Исходя из этого решаются задачи:

  • Изучить историю создания клуба «Алые маки»;
  • Раскрыть структуру,  принципы, условия и  направления  деятельности  клуба;
  • Охарактеризовать роль  «Алых маков» в военно-патриотическом воспитании учащихся школы.

Совместно с активом школьного музея, мы собирали, оформляли весь наработанный материал и сегодня представляем коллективный результат нашего исследования по теме «История создания исторического клуба «Алые маки»».

     В своей работе мы использовали следующие формы работы:

- встречи с учителями – ветеранами;

- встречи с участниками клуба прошлых лет;

- работа с архивными документами и периодической печатью;

- публикации о краеведческой работе на сайте школы;

-  встречи поколений.

                               

  1. Основная  часть.

                   1.  История  создания клуба «Алые маки».

            В 1978 г. Клавдия Андреевна вместе со старшеклассниками   школы  основала политический клуб "Алые маки", существующий  и сегодня. На базе кружковой работы проводились  открытые занятия. В областном конкурсе на тему "Исторические памятники" её ученики заняли I место. Юные следопыты под руководством Клавдии Андреевны вели большую поисковую работу. Они первыми собрали материал об учителях и выпускниках школы - участниках войны. Много интересного узнали  мы из рассказа Клавдии Андреевны. Клуб создавался как политический. Девиз клуба был лаконичен:

"В бой же ум и сердца молодых".

       Первым президентом клуба была Никитина Светлана – бывший Председатель Комитета по образованию и делам молодёжи. А членами клуба были десятиклассники: Семерова Жанна,  Ермолаев Игорь, Рыженкова Марина,  Погребниченко Слава,  Бойко Сергей и другие.   При клубе был образован вокально-инструментальный ансамбль, которым руководил Игорь Ермолаев. Именно  эти ребята  стояли у истоков  создания  нашего клуба «Алые маки».  Со многими из них Клавдия Андреевна поддерживает дружественные отношения.

У клуба как объединения учащихся был свой устав, который гласил о том, что:

  1. Клуб - добровольное объединение учащихся, созданное для расширения кругозора и повышения знаний.
  2. Членом клуба является каждый, активно участвующий в жизни клуба и сделавший что-либо полезное.
  3. Член клуба должен быть в курсе политических событий современности, должен уметь давать им классовую оценку.
  4. Член клуба должен последовательно отстаивать свои взгляды.

 5.   Участнику клуба необходимо быть примером гражданского поведения, политической зрелости для всех окружающих.

Клуб решал следующие задачи:

 1. Пробудить у учащихся интерес к политическим событиям в нашей стране и за ее пределами;

  1. Приучать учащихся к работе с разнообразной периодической литературой;
  2. Расширять кругозор ребят, научить их отстаивать свои взгляды и убеждения;
  3. Способствовать воспитанию политической культуры школьников.

 

       С  1988 года клубом руководит  учитель истории и обществознания Нефедова Ольга Юрьевна.  В последнее время неуклонно возрастает роль исторического краеведения, которое становится обязательной составляющей  школьного образования. Велика его роль не только применительно к истории как к учебному предмету, но и как распространенной и  весьма успешной формы внеклассной работы. Вся краеведческая работа в школе осуществляется через исторический клуб «Алые маки».

  1. Устав,  принципы, условия и  направления  деятельности

                                                клуба.

     Исторический клуб - добровольное объединение школьников,  интересующихся  историей нашей  страны, области, города и родной школы.

     Своеобразным эпиграфом работы является высказывание  римского историка Цицерона:  "История-учительница жизни. Потому что не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда  остаться ребенком". А девизом  клуба служат слова поэта Эдуарда Асадова:  « Плохой ли, хорошей рождается птица, ей суждено летать.  Человеку же так не годится,  человеком мало родится,  им ещё надо стать».

Цель работы нашего клуба состоит в воспитании личности, любящих  свой край, бережно относящейся к человеческим ценностям. Одной из задач клуба  является привитие интереса к истории, обществознанию, не только как к школьному предмету, но и как к науке жизни.  

Принципы работы:

  • Добровольное вступление в клуб (работа юных летописцев истории родного края будет успешной и плодотворной, если учащиеся поймут необходимость своего участия в работе клуба);
  •  Гласность в работе (не только члены исторического клуба, но и все учащиеся школы должны знать о поиске юных следопытов). Это достигается путем проведения бесед, лекций, выступлений на конференциях, собраниях, публикаций в прессе.
  • Ответственное отношение к порученному делу.
  •  Воплощение итогов в конкретном деле (учащиеся должны не только собрать материалы в соответствии с заданием, но и воплотить итоги поиска в конкретном деле: в организации выставок, бесед, классных часов, лекций, конференций).
  • Серьезное и вдумчивое определение задания членам клуба

(нельзя давать задания ради самого задания, учащиеся должны видеть необходимость этой работы, его полезность, видеть перспективу работы).

Основной принцип работы «Алых маков» - исследовательский. Есть два вида открытий: первый — открытие нового, ещё неизвестного (школьное краеведение стремится к таким открытиям, но редко их делает); второй вид открытий — открытие известных истин, но неизвестных самому школьнику. Ученик выступает в роли исследователя, а тем самым это воспитывает у него уважение к историческим фактам, стремление к самостоятельному поиску. Поэтому и определили «Алые маки» основным принципом своей деятельности – поисково - исследовательскую работу.

         В процессе исследования   мы учимся работать с разнообразной литературой, использовать социологические методы исследования, формируем  научный стиль написания работ. В целом научная работа позволяет расширить нашу деятельность в тех направлениях, на которые в процессе учебного урочного времени просто не хватает времени. Очень важно и то, что такая работа позволяет привлечь к активным поисковым исследованиям одарённых ребят, заинтересованных в предмете и желающих углубить свои знания в  нём.

         Работа ведётся одновременно с несколькими ребятами в разных направлениях в течение ряда лет. И поэтому 15 лет назад  возникла необходимость создания младшей группы в структуре клуба «Алые маки», в которой бы занимались учащиеся среднего звена (5-8 классов). Младшие школьники осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Мы учимся общаться,  самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия, пробовать себя не только в учебной, но и в других видах деятельности.

          Важно и то, что учащиеся среднего звена во время работы школьной  конференции могут воочию наблюдать выступления старшеклассников с их более солидными исследованиями, а это играет свою роль в выборе будущего профиля обучения.

            В ходе подобной работы  реализуется преемственность обучения.   Учащиеся ведут свою научно-исследовательскую работу в течение нескольких лет,  постоянно расширяя и углубляя свои знания по отдельным интересующих их вопросам.

 

     В последние три года  мы определили следующие направления работы исторического клуба «Алые маки»:

  • Пополнение  фондов и систематизация материалов музея;
  • История профильных классов;
  • Ветераны  педагогического труда;
  • Судьба школы в  судьбах её  выпускников;
  • Создание новой электронной презентации «История родной школы».

 

     Помимо исследовательской деятельности клуба, не менее значимой   является  система краеведческой работы, сложившаяся в нашей школе. Её основа - движение «Отечество» - форма массовой туристско-краеведческой деятельности учащихся, которое служит целям воспитания всесторонне развитых, творческих личностей, готовых защищать Родину, хранить и умножать её духовные и материальные богатства.  Участие в движении «Отечество» является частью воспитательного процесса клуба.

Решаются следующие  задачи краеведческой работы:

  • Проведение поисковой, научно-исследовательской работы учащихся по изучению историко-краеведческого наследия своей малой Родины.
  • Развитие умений и навыков краеведческой работы.
  • Воспитание у школьников чувства гордости за причастность к истории родного края.
  • Пропаганда знаний о крае, школе среди школьников и их родителей.

 

          Одной из форм  внеурочной краеведческой работы является музей. Главный итог многолетней работы клуба «Алые маки» - открытие школьного комплексно – исторического музея, которое состоялось 6 мая 2005г. Его основательницей стала Нефедова Ольга Юрьевна.  Ещё в 1994г. она вместе с ребятами  создали школьный музейный уголок на базе кабинета истории. И все последующие годы  вынашивали мечту о настоящем школьном музее. Была проделана колоссальная работа по сбору, оформлению краеведческого материала. Сегодня наш музей - хранитель исторической памяти школы, в нём оформлена вся её история. В создании музея принимали участие учителя - ветераны, учащиеся и их родители. Музей  является центром всей краеведческой работы и местом встреч поколений учащихся и ветеранов школы и города. На Интернет - сайте  школы любой желающий может осуществить виртуальную экскурсию в наш музей.

     Два года подряд, в 2007 и 2008 гг., наш музей становился победителем городских конкурсов музеев общеобразовательных учреждений. А в 2008 г. стал лауреатом заочного областного смотра - конкурса «Музей года - 2008» в номинациях «Отражение тематики к 150-летию Амурской области» и «Развитие поисковой исследовательской деятельности музея».  В 2008-2009 г. учащиеся нашей школы приняли активное участие в областном конкурсе исследовательских работ «Мы этой памяти верны»,  и в номинации «Оружие Победы» поисково-краеведческое объединение МОУ СОШ № 1 заняло первое место.

    В 2010-2011 гг. - I место в городском и II место в  областном заочном конкурсах на лучшее детское объединение.

    В 2012 году в областном конкурсе  «Музей года»  наш музей стал победителем в номинации «Разработка и реализация модульных образовательных школьного программ и проектов на базе музея».

       Члены клуба «Алые маки» - постоянные участники городских краеведческих слётов, областных, российских  конкурсов и конференций.

       Поскольку клуб «Алые маки» - это добровольное объединение всех учащихся 5 – 11 классов, то внутри этого разновозрастного коллектива должна действовать определенная воспитательная система, основанная на краеведческих началах. Поэтому руководитель клуба Нефедова Ольга Юрьевна  разработала и успешно применяет такую воспитательную систему. Программа  «Воспитательный аспект деятельности исторического клуба «Алые маки»  дает положительный результат. Опыт  работы нашего исторического клуба обобщён в городе и области.  На  Интернет-сайте  школы  можно познакомиться  с «Алыми маками».    

 

  1.        Роль  «Алых маков» в военно-патриотическом воспитании

                               учащихся школы.

       

      Нельзя не сказать и о важности патриотического воспитания учащихся современной школы.  Активными участниками научно – исследовательской секции «Алых маков» являются учащиеся кадетских классов, интересующиеся военной историей.  С заинтересованностью и  увлечением  работают они над проектами по военной  тематике.

      В соответствии с этим решаются задачи:

1.  Изучение  избранных  страниц  военной  истории  России,  личностей

     полководцев, оказавших влияние на развитие военной науки;

  1. Развитие умений анализа исторических источников, характеристики военных деятелей, сражений и военных кампаний;
  2. Воспитание  чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества; чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине.
  3. Понимание  проблемы и реалий современного мира, осознание необходимости  патриотического служения.

    За последние три   года учащимися 10-х – 11-х профильных классов подготовлено 20 групповых и типовых (индивидуальных) проектов по истории и обществознанию, в том числе 11 их них по военной истории.  Многие выпускники школы охотно занимаются проектной деятельностью, и ее результаты выносят на школьную  научно-практическую конференцию «Человек. Природа. Общество».   Ежегодно растет количество учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью.

Можно привести следующие примеры проектов:

 

  • Молодежь и армия.
  • Организация вооруженных сил  русской армии в XIII  вв.
  • Организация и вооружение шведских  рыцарей в  XIII  вв.
  • Немецкие  рыцари и их вооруженные силы  в  XIII  вв.
  • Организация и вооружение русского войска в VIII – XIII  вв.
  • Куликовская битва.
  • Гражданская война и иностранная интервенция на Дальнем Востоке

и Амурской области.

  • Сталинградская битва.
  • Курская битва.
  • Партизанское движение в годы  Великой Отечественной войны.

  В ходе ежегодной предметной  НЕДЕЛИ  ИСТОРИИ «Алые маки» проводят конкурсы среди кадетских классов:

  • Ратная слава Отечества.
  • Турнир знатоков Военной истории.
  • Исторические кругосветки.
  • Народное творчество в годы Великой отечественной войны и др.

  Одним из результатов проектной деятельности учащихся является их заинтересованное и успешное участие во Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество». Так, в 2007-2008 учебном году Савенко Сергей стал лауреатом в номинации  «Сталинградская битва», а  Кротовский  Михаил занял III место в номинации "Боевая техника сегодняшнего дня». Сегодня они курсанты третьего курса ХПИ ФСБ РФ. В 2009-2010 учебном году стал лауреатом в номинации  «Никто не забыт, ничто не забыто» учащийся 10 «Д» класса Шлома Алексей, а Веклич Илья занял III место в  этой же номинации.  В мае 2011 года  Морозов Антон и Горин Дмитрий стали лауреатами в конкурсе «Познание и творчество» в   номинации «Московская битва: оборонительный период».

Крючка Илья трижды становился лауреатом Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество»:

- зимний тур, 2012/2013 учебный год - номинация «Легендарные спортсмены Советского  Союза», 4 место;

- осенний тур, 2012/2013 учебный год – номинация «История государства Российского»;

зимний тур, 2013/2014 учебный год – номинация «Флотоводцы России».

     Таким образом,  проектное направление в работе «Алых маков» углубляет  и развивает  наши знания по военной истории России, способствует  формированию национального самосознания, уважения к многовековой российской истории, развивает   обучающихся гражданственность и патриотизм как важнейшие духовно-нравственные ценности.

                                          III.  Заключение.

         В  2013 году историческому клубу «Алые маки»  исполнилось 35 лет. За это время  поисково – исследовательскую школу прошло 8 поколений выпускников. Мы воссоздали его историю, представили  весь материал в презентации. Поэтому считаем, что с поставленными в нашем  исследовании задачами, мы справились. 

      Убеждены, что материалы  исследования могут быть использованы при проведении уроков истории с элементами регионального компонента, а также в подготовке  внеклассных мероприятий для учащихся нашей школы.

      Историческое краеведение способствует решению задач  нашей

социальной адаптации в обществе, формированию у нас  готовности жить и трудиться в своём городе, области, участвовать в их развитии, социально – экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально - педагогических задач нашего времени, успешно решаемая в нашей школе.

                                  Список литературы.

  1. Архивный материал школьного музея.
  2. Воспоминания учителей – ветеранов.
  3. Воспоминания бывших  выпускников.
  4. Выпуски газеты «Школьная пора».

                                    Приложения.

  1. Презентация «Исторический клуб «Алые маки».
  2. Презентация «Заслуженный учитель школы РСФСР - Каредина К.А.
  3. Система деятельности исторического клуба «Алые маки".
  4. Воспитательный аспект  деятельности исторического клуба «Алые

маки».


Поделиться:

Акварельные гвоздики

Плавает ли канцелярская скрепка?

Позвольте, я вам помогу

В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое

Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка