• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Научно- исследовательский проект "Природное богатство - почва"

Опубликовано Хайбуллова Гельсиня Ибрагимовна вкл 14.07.2015 - 0:40
Хайбуллова Гельсиня Ибрагимовна
Автор: 
Хветте Данил

Представлен проект ученика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodnoe_bogatstvo_-_pochva.docx24.09 КБ
Файл pochva.pptx1.4 МБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ № 2 р.п. Новая Майна

Мелекесского района

Ульяновской области

Научно-исследовательский проект

Тема : Природное богатство - почва

Автор проекта: Хветте Данил,

ученик 3 а класса

МКОУ СОШ № 2

 р.п. Новая Майна

                                                                                       Руководитель проекта:

Хайбуллова Г.И.,

учитель начальных классов

МКОУ СОШ № 2

р.п. Новая Майна

2014

Цель исследования: выяснить, что такое почва, каков состав почвы и определить ее  значение в нашей жизни.

Задачи исследования: 

  • собрать и изучить информацию о почве;
  • узнать о проблемах почвы и её охране;
  • Знакомство с "подземным царством": обитателями почвы, их особенностями, их ролью в формировании почвы.
  • проанализировать полученные результаты

Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Всем известная и знакомая, непознанная и таинственная!

Гипотеза исследования Мы предположим, что в почве  есть воздух и вода. Это можно выяснить при лабораторных исследованиях.

Практическое значение исследования в том, что оно может быть использовано на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, обратит внимание на необходимость бережного отношения к почве родного края. Я в этом году уже выступал с сообщением в 3а классе.

План реализации проекта  таков

1. Собрать материал.

2. Провести исследования.

3. Подготовить сообщение.

4. Сделать презентацию.

"Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна - а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Это наша земля. Землю  правильно  называть -  почва.       . «…Родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни. Её мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа»

Сказал Константин  Паустовский 

Если выкопать ямку в земле глубокую яму и рассмотреть стенки ямы, то можно увидеть несколько слоев земли. Я подготовил для вашего внимания модель слоев  в масштабе 1 к 1 (в 1 см 1 метр). Верхний тёмный слой - это почва. В ней находятся корни растений, живут черви, насекомые и их личинки. В нижней части почва постепенно светлеет и переходит в слои горных пород: песок, глину и другие.  

 Рассмотрим верхний слой – почву.

Почва – это плодородный слой земли, на котором растут растения. Русский учёный Василий Васильевич Докучаев создал науку почвоведение, которая изучает почву. Над созданием почвы беспрерывно трудятся солнце и ветер, бактерии и лишайники превращают горные породы в песок и глину. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Вот как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Чем больше перегноя, тем плодороднее почва.

Докажем, что в почве есть вода, воздух, остатки растений и животных. Провел опыты.

 Я взял небольшой комок почвы и положил в стакан с водой. Понаблюдал. Из почвы выделяются пузырьки – это воздух. Он легче воды, поэтому они поднимаются на поверхность. Этот опыт доказывает, что в почве есть воздух.

Положил прокаленную почву в воду и размешал. Дал воде отстояться и  увидел, на поверхность всплыли остатки иголок, листьев, мусора  на дно осели мелкие частицы песка и глины. Сделал вывод, что в почве есть песок и глина, остатки растений

 Положим немного почвы в железную банку и нагреем её на огне. Подержим над почвой небольшое стекло и увидим ,что стекло запотело. Это доказывает, в почве присутствует вода.  Если продолжить нагревать, то почувствуется неприятный  запах. Это сгорают остатки

Понаблюдал за почвой, которая находится в цветочных горшках. Если растение долго не пересаживали, то на почве наблюдается белый налет, это минеральные вещества, которые растворились при поливе почвы.

 А сейчас расскажу о «жителях» почвы.

В почве обитают различные животные: мыши, суслики, кроты, хомяки, черви и другие многочисленные насекомые. Все они разрыхляют почву, выкапывая в ней ходы и норы. Огромную пользу приносят дождевые черви. Дождевые черви питаются гниющими растениями и затаскивают их с поверхности земли в свои норки. От этого увеличивается количество перегноя в почве, значит плодородие. По ходам  червей  к корням растений в почву просачивается дождевая вода и легко проникает воздух.

Все может родная земля: накормить душистым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. Вот только защитить сама себя она не может.

Большой проблемой является мусор. Папа мне  рассказывал, что, когда  были детьми, они играли в лесу, собирали цветы и грибы. Но сейчас, когда мы с семьей приходим в лес чтобы отдохнуть, то обнаруживаем огромную свежую свалку: большое количество пластиковых бутылок, пакетов, стаканчиков, старые вещи, бумаги валяются на поляне. Мусором засыпаны ручьи и берега рек. На все это невозможно смотреть без слез! Что же мы делаем? Ведь ядовитые отходы свалок не только обезображивают природу, но и уничтожают почву и все живое в ней.            Не зря в народе говорят «Земля заботу любит», «Богатство соразмерно плодородию земли», «Цена земли - цена плодородия», «На необработанной земле лишь бурьян растёт».

Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране и бережном отношении. Под действием сильных ветров, потоков воды почва разрушается. Ливневые дожди или бурные потоки весенних вод иногда так размывают землю, что появляются овраги. Люди ведут постоянную борьбу с ними: высаживают деревья и кустарники, которые своими корнями укрепляют почву. Растения задерживают снег на полях, чтобы талая вода увлажняла почву, а не стекала быстро по склонам.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно подвести итоги экспериментов Результатом исследовательской работы считаю то, что были проведены  наблюдения за свойствами почв. При  изучении почвы с помощью наблюдений и опытов, я  пришёл к следующим выводам:

- в состав почвы входят: воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина;

- Пришли к выводу, если мы сейчас не будем заботиться о природе, об охране почвы, может случиться непоправимая беда!

Призываю - не оставлять мусор после отдыха на природе.

Список источников информации:

Литература:

  1. Большая детская энциклопедия: Химия / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.
  2. Ивченкова Г.Г.Окружающий мир. Учебник для 3 класса нач. школы. - М.: , 2013.

Сайты в Интернете:

1. http://greenplaneta.3dn.ru/index/chuvashskie_pogovorki_i_poslovicy_o_zemle/0-8

2.  http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%F7%E2%E0

Иллюстрации:      Фотографии из личного архива


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научно – исследовательский проект « Природное богатство - почва » Подготовил Хветте Данил, ученик 4 А класса МКОУ СОШ №2, р.п. Новая Майна

Слайд 2

«… Родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни. Её мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа » К. Паустовский

Слайд 3

Цель : выяснить состав почвы и ее значение в нашей жизни. Задачи: узнать какие вещества содержатся в почве; есть ли в почве живые организмы; какое влияние оказывает человек на почву.

Слайд 4

План реализации проекта. Собрать материал. Провести исследования. Подготовить сообщение. Сделать презентацию .

Слайд 5

Почва

Слайд 6

Состав почвы . Опыт 1. В стакан с водой бросил комочек почвы. Из почвы стали выходить пузырьки. Вывод : это воздух, содержащийся в почве.

Слайд 7

Опыт 2. В стакан с водой добавил почвы и размешал. Через некоторое время на поверхность всплыли остатки иголок, листьев, мусора. На дно стакана осел песок, а поверх него глина. Вывод . В почве находятся: остатки растений, песок, глина.

Слайд 8

Опыт 3. Немного почвы нагрел на огне. Над почвой подержал холодное стекло. Оно запотело. Вывод . Это водяной пар, выделившийся при нагреве.

Слайд 9

Опыт 4. Продолжил нагревать почву дальше и почувствовал неприятный запах. Вывод. Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Он придает почве темный цвет.

Слайд 11

«Жители» почвы .

Слайд 14

Пословицы «Земля заботу любит» «Богатство соразмерно плодородию земли» «Цена земли - цена плодородия» «На необработанной земле лишь бурьян растёт»

Слайд 15

Вывод: Почва – это верхний плодородный слой земли. Почва состоит из воды, воздуха, перегноя, солей, песка, глины. Она питает растения. В ней обитает множество живых организмов. Почва образуется очень медленно. Её необходимо охранять от разрушения и загрязнения.

Поделиться:

На берегу Байкала

Акварельные гвоздики

Стеклянный Человечек

Именинный пирог

Городецкая роспись