• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Наркомания как девиантное поведение подростков

Опубликовано Музалевская Елена Александровна вкл 18.08.2015 - 15:53
Автор: 
Селезнёва Полина

В проектной работе автор ставит проблему наркотизации подростков в России и задается вопросом, как можно предотвратить данный процесс. Для решения этой проблемы в работе ставятся следующие задачи: дать характеристику подросткового периода; выяснить причины и последствия наркомании как формы девиантного поведения; выяснить, как проводится профилактика наркомании среди подростков; попытаться предложить свои рекомендации для предотвращения распространения наркотиков.

В работе представляются статистические данные ВЦИОМ, акцентируется внимание на тенденциях современных подростков, изменении вкусов и предпочтений. Особое внимание в работе уделяется психологическим причинам наркотизации подростков и отдельно рассматривается ситуация в семье.

В заключении автор предлагает один из способов профилактики наркомании среди подростков, разрабатывает сценарий классного часа для учащихся 5-6 классов, разрабатывает небольшую брошюру для данного классного часа.

Работа будет интересна учащимся при изучении темы «Девиантное поведение» курса «Обществознание».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narkomaniya_kak_deviantnoe_povedenie_podrostkov_tekstovyy_dokument_opendocument.odt30.18 КБ

Предварительный просмотр:

План

  1. Введение...............................................................................................с. 2 - 3

  1. Характеристика подросткового периода,......................................с 3 - 9

  1. Наркомания как форма девиантного поведения: причины и последствия..........................................................................................с 9 - 14

  1. Профилактика наркозависимости среди подростков................с. 15 - 17

  1. Заключение.........................................................................................с. 18

  1. Литература...........................................................................................с.19

Введение

Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны жизни подростка. Успешное становление ребенка, подростка, а в последующем молодого человека как личности, определяет не только включение в общественную жизнь, но и нахождение им своей ниши.

Начиная с 90-х годов XX века в России наблюдался рост негативных явлений в обществе, в частности увеличением случаев девиантного поведения, к числу которых относятся алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция, вандализм, суицид, бродяжничество и др. И большую тревогу вызывает  факт увеличения количества подростков, которые склонны к девиантному поведению.

По данным статистических исследований в России постоянно употребляют наркотики около 6 миллионов человек.  Статистика 2014 года приводит данные в 500 тысяч наркозависимых людей, тех, кто добровольно встал на медицинский учет. Из них более 60% наркоманов – молодые люди в возрасте от 17 до 35 лет, 20% — дети, школьники, и только 15% — люди старше 35 лет.[1]  По данным ВЦИОМ (Всероссийский центр исследования общественного мнения) существенно выросла озабоченность россиян проблемой   наркомании (с 34% в марте до 42% в июне 2014 г).  Значимость проблемы наркомании за год возросла в полтора раза (с 29% в июне 2013 г.), а в большей степени эта тема сегодня волнует жителей городов-миллионников (54%)[2].

Но в большей степени эта проблема очень острая, т. к. затрагивает молодое подрастающее поколение. Если перевести проценты в цифры, то получится, что 100 тысяч подростков принимают наркотики и встали на учет в 2014 г., а по всей стране эта цифра достигает 1200 тысяч человек.

Цель данной работы: выяснить, как можно предотвратить наркотизацию подростков.

В связи с данной целью были поставлены следующие задачи:

  1. дать характеристику подросткового периода;
  2. выяснить причины и последствия наркомании как формы девиантного поведения;
  3. выяснить, как проводится профилактика наркомании среди подростков;
  4. попытаться предложить свои рекомендации для предотвращения распространения наркотиков.

Характеристика подросткового периода

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

Социальная ситуация развития - это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

Ведущая деятельность - эта та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе. Если у младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.

В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация. Пытаясь вернуть прежние школьные успехи, родители стараются ограничить детей в общении со сверстниками. Однако важно помнить, что именно общение со сверстниками является наиболее важной для подростков деятельностью и оно необходимо для полноценного психического развития ребенка.

Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка.

Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:

  • целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
  • неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
  • повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
  • развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
  • потребность в общении сменяется желанием уединиться.
    Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - на 13-15 лет.

В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Кризис идентичности.Что касается первого кризиса, то кратко можно сказать, что в это время происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и к миру. Внешне это проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей через прохождение тестов, участие в олимпиадах.

Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. Поэтому любая оценка со стороны значимых взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию.

Становление нового уровня самосознания, Я-концепции выражается также в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость. Познание себя через отличие зачастую происходит через противопоставление себя миру взрослых. Отсюда может идти негативизм в отношении норм и ценностей взрослых, их обесценивание. «Я не такой как вы! Я никогда не стану таким!», - вот достаточно характерные для подросткового возраста фразы.
Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители. Требования, идущие со стороны родителей, в этот период сохраняют свое влияние на подростка лишь при условии, что они значимы и за пределами семьи, в противном случае они вызывают протест.

Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в референтной группе. Внешне это противоречит бунту против норм взрослых, но именно в такой ситуации формируется самосознание – социальное сознание, перенесенное вовнутрь.

Таким образом, можно сказать, что в подростковом возрасте резко падает авторитет взрослого и возрастает значимость мнения сверстников. И не удивительно, что родители жалуются на то, что их ребенок «совсем от рук отбился… не слушает моего мнения, хотя я желаю ему только добра… для него важны только друзья…». Их попытки «достучаться» до внутреннего мира ребенка, как правило, ни к чему не приводят, а лишь усугубляют ситуацию. Здесь важно помнить, что подросток вряд ли будет обсуждать со взрослыми личностно значимые вещи, но зато с удовольствием поговорит о социальных явлениях.
Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Отечественные психологи выделяют еще одну важную особенность подросткового возраста – чувство взрослости. Внешне это выглядит как стремление к самостоятельности и независимости. Он стремиться расширить свои права, делать так, как он сам хочет, знает, умеет. Такое поведение часто провоцирует запреты. Но это необходимо, т.к. именно подобном противостоянии со взрослыми подросток исследует свои границы, пределы своих физических и социальных возможностей, рамки дозволенного. Через такую борьбу за независимость он удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, узнает свои возможности и учиться действовать самостоятельно.

Важно, чтобы эта борьба происходила в безопасных условиях и не принимала крайних форм. Ведь для подростка важна не столько сама возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности. В этом возрасте они считают, что между ними и взрослым нет принципиальной разницы. Однако не нужно путать безопасные условия с попустительством и вседозволенностью. Как уже говорилось выше, подросткам необходимы ограничения для того, чтобы познать свои границы. Кроме того, еще одной характерной чертой подросткового возраста является несоответствие представлений о своих желаемых и реальных возможностях. Вседозволенность в этой ситуации может привести к непоправимым последствиям, вплоть до криминальных действий.

Очень часто родители, уже прошедшие период становления и самоутверждения в жизни, но, имея в своем жизненном опыте ошибки и трудности, стараются оградить от них своих детей. Забывая при этом, что человек не может учиться только на положительном опыте. Чтобы «познать, что такое хорошо и что такое плохо» подросток должен все это пропустить через себя. Роль родителей в этом процессе заключается в том, чтобы ребенок не допускал фатальных и неисправимых ошибок, смягчая и не допуская до крайности процесс жизненного познания.

Существует еще и кризис тринадцати лет – это фаза, в течение которой подросток изживает свое детство, фаза крушения прежних интересов, фаза общей неопределенности и раздражимости, повышенной возбудимости, быстрой утомляемости, острых и резких колебаний настроения, протеста, крушения авторитетов. В целом, это период ломки и отмирания старых интересов и вызревания биологической основы, на которой развиваются новые интересы[3].

Итак, для подросткового возраста характерны следующие особенности:

  • половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;
  • изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;
  • смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;
  • открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;
  • познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;
  • появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.

Это далеко не все изменения, происходящие в этот период. Но именно они, в первую очередь и наиболее ярко, сказываются на взаимоотношениях «родитель-ребенок».[4] 

Подростки в сравнении со своими младшими товарищами в 6 раз чаще проявляют упрямство, в 9 раз чаще бравируют своими недостатками, в 10 раз чаще противопоставляют себя родителям. В целом количество немотивированных отрицатель ных поступков подростков отмечается в 42 раза(!) боль ше, чем у младших школьников.[5]

Наркомания как форма девиантного поведения подростков: причины и последствия

Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих действий, поступков, видов деятельности, распространенным в обществе или группах, нормам, правилам поведения, идеям, установкам, ценностям. Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В естественных и общественных науках норма понимается, как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем .

Наркомания - это общее название для комплекса причин и следствий, связанных с употреблением наркотических веществ. К наркотическим веществам относятся те, что вызывают особое состояние нервной системы - наркотическое опьянение. Наиболее известные среди них: опий, морфий, гашиш, болеутоляющие лекарства. Наркомания - это болезнь века. Десять лет назад этой болезнью было поражена лишь небольшая часть праздношатающейся молодежи. Сегодня и занятые, скромные подростки, не против того, чтобы побаловаться наркотиком. Общими причинами приобщения молодежи к наркотикам являются:

  • лишнее, не задействованное продуктивной работой, время;
  • отсутствие контроля в семье за тем, чем занимаются дети;
  • конфликтная атмосфера в семье и возникшая на этой основе детская тревожность и напряженность;
  • употребление наркотиков родителями, другими членами семьи;
  • хранение наркотиков дома;
  • наркотическая наследственность;
  • состояние фрустрации, в которое впадает часть детей после того, как их надежды на что-то достичь, не осуществились[6]

Также можно выделить следующие причины наркотизации подростков:

  1. Причины психофизиологического характера. Как показали наблюдения наркомания развиваются с большей вероятностью у детей, имеющих органические поражения головного мозга, причиной которых может стать родовая травма, полученная в результате асфиксии при появлении ребенка на свет; кроме того, неблагоприятные психофизические воздействия оказывают и различные заболевания центральной нервной системы, которые ребенок переносит в возрасте около трех лет; тяжелые отравления; черепно-мозговые травмы и инфекции мозга (менингит, вирусные заболевания). Если ребенок в детстве перенес те или иные заболевания мозга или нервной системы, родителям с особенной тщательность нужно контролировать его, так как риск развития алкоголизма и наркомании в этом случае существенно возрастает.
  2. Особенности подросткового возраста. Подростковый период сам по себе наиболее уязвим: характер и психика ребенка в этот период крайне неустойчивы, способность противостоять отрицательному внешнему влиянию выражена слабо. Именно неустойчивость психики в этом возрасте становится причиной не только развития алкогольной и наркотической зависимости, но и других нарушений, к примеру, социального характера — подростковой преступности. Особенности подросткового возраста, создающие благоприятную почву для развития пагубных привычек: незрелость психики; крайняя подверженность различным внешним влияниям; стремление к самоутверждению; желание доказать всем, что он уже взрослый человек; отсутствие развитого чувства ответственности за собственные поступки и их последствия; легкомыслие. Как правило, подростки начинают принимать наркотики, находясь в группе сверстников или более старших подростков. Желание выделиться или не "отстать" от других, склонность к подражанию, стремление следовать групповым нормам поведения, желание что-то "доказать" родителям, как правило, действуют в комплексе. Ни один подросток, впервые затянувшийся сигаретой с наркотическим "дурманом", никогда не допускает мысли о том, что когда-то может приобрести болезненную зависимость от спиртного и наркотиков. Он воспринимает все это как "баловство", не отдавая себе отчета в том, что развитие зависимости начинается уже с самого первого момента употребления наркотика. Естественно, в том, что подросток попадает под негативное влияние группировки, есть и вина взрослых.
    Отсутствие со стороны родителей интереса к жизни подростка, безнадзорность, поглащенность собственными проблемами, мнимое бессилие, конфликтная обстановка в семье — все это в той или иной степени способствует постепенному "отторжению" подростка, ищущего возможности самореализации, понимания, дружеского участия, признания.
  3. Стремление объединяться в группы — нормальное, здоровое стремление ребенка, находящегося в подростковом периоде. Ограничить его общение стенами дома и школы невозможно, да и не нужно. Однако родителям следует обязательно быть в курсе того, чем занимаются подростки в свободное время, какие люди составляют окружение ребенка. Очень часто подростки в компании начинают выпивать просто от "безделья".  Отсутствие интереса к учебе, спорту, отсутствие возможности провести время приятно и полезно — эта духовная пустота окружающего мира и толкает подростков на то, чтобы как-то "разнообразить" свою жизнь. Инициатором, как правило, становится кто-то один; однако в силу особенностей возраста, о которых уже неоднократно говорилось выше, члены подростковой группировки начинают тянуться за "лидером". Кто-то стремится к подражанию, хочет "не отстать" от других; кто-то, в глубине души понимая, что поступает неправильно, просто боится быть осмеянным приятелями за то, что оказался таким "положительным". Безусловно, подросток, воспитывающийся в неблагополучной семье, гораздо легче поддается негативному влиянию сверстников: во-первых, потому что зачастую с раннего детства имеет перед глазами "пример для подражания" в лице собственных родителей; во-вторых, потому что не имеет должного контроля со стороны взрослых, четких положительных ориентиров. Однако членами подобных подростковых группировок, в которых происходит развитие наркомании, становятся дети и из благополучных семей, в которых родители вообще не употребляют спиртного. Подростки очень сильно подвержены влиянию. Переоценка жизненных ценностей, смешение позиций и приоритетов может произойти с любым из них, включая и тех, кто до поры до времени относился к категории "благополучных". Родители не должны забывать об этом.
  4. Стремление к подражанию — достаточно стабильно встречающееся у большинства подростков явление, которое не во всех случаях может оказать отрицательное влияние. Иногда это стремление оказывается для подростка полезным, так как в качестве объекта для подражания выбирается герой положительный. Подростки в своем стремлении подражать доходят до имитации, иначе говоря, создают себе кумира. Они стремятся быть похожими на него абсолютно во всем: одеваются так же, как он, стараются подражать его походке, речи, манере разговора. Задача родителей подростка — не допустить, что бы он выбрал в качестве примера для подражания отрицательного героя — будь то персонаж фильма, книги, телепередачи или же (что особенно важно!) реально существующий человек. Формирование положительного идеала, позитивного образца для подражания в какой- то степени уже само по себе способно оградить подростка от дурного влияния. Известно, что собственная нравственная позиция у подростка отсутствует, его эстетические понятия формируются под влиянием окружающих людей. Если по тем или иным причинам подросток не получает позитивного влияния от родителей, он легко попадает под воздействие любого человека, который внушает ему чувство уважения.
  5.  Еще одной причиной смешения идеалов в подростковом периоде является так называемая реакция протеста. В данном случае речь идет, опять же, о благополучных детях и благополучных семьях, о ситуации, когда, казалось бы, ничто не предвещает беды. Реакция протеста в подростковом возрасте проявляется наиболее часто. Как правило, она возникает у подростка в ответ на непонимание или нанесенную взрослыми обиду, повышенные требования, которым он не в состоянии соответствовать, ущемление самолюбия близкими людьми, родителями или педагогами. В состоянии обиды на родителей подросток способен совершить все, что угодно, просто "назло" матери или отцу; к тому же, именно употребление наркотиков способно на какое-то время притупить обиду, заглушить ее, поднять настроение, повысить свою самооценку. Реакция протеста возникает у подростка и в том случае, когда он становится свидетелем конфликтов между родителями. Конфликты между родителями подросток на уровне подсознания часто воспринимает направленными против себя самого. В этом случае возникает все та же реакция протеста, желание заглушить обиду, что и провоцирует в дальнейшем возникновение патологического пристрастия к наркотикам или алкоголю[7].

Каковы последствия принятия наркотиков подростками?

При приёме наркотиков возникает эйфория, тело становится как будто невесомым, исчезают временные и пространственные границы. Однако цена острых ощущений очень высока: человек быстро попадает в физическую и психологическую зависимость от принимаемых средств и приобретает толерантность (устойчивость к воздействию), вынуждающую постоянно повышать дозу. Передозировка же нередко приводит к угнетению дыхательного центра и смерти от остановки дыхания.

Помимо сильнейшей тяги к употреблению наркотика, будь то алкоголь или наркотики в общепринятом понимании этого слова, у человека возникают и другие серьезные проблемы:

·непосредственное изменение психики, вызванным наркотиком во время его действия (опьянение, галлюцинации);

·вред, наносимый собственно веществом (цирроз при алкоголизме) или процессом его употребления (гепатит у внутривенных потребителей наркотиков);

· ломка;

·психические расстройства, отличные от обычного эффекта (различные мании);

·разрушение психики под воздействием наркотика (слабоумие, амнезия);

·повреждения, вызванные нарушением инстинкта самосохранения, координации движений и т.п. под воздействием наркотика (отморожения у алкоголиков, падения с окон из-за появления мнимой способности к полёту у потребителей ряда галлюциногенов или стимуляторов).

Под действием наркотиков человек совершает правонарушения,суицид, насилие, может отличаться особой жестокостью.

Наркоманом в той или иной степени может стать практически любой человек - жизнь непредсказуема, однако существуют люди, более склонные, чем другие, к наркозависимости. Человек, ставший наркоманом, довольно быстро проходит все стадии деградации (распада) личности, и в скором времени становится проклятием для своей семьи, своих близких и  обузой для окружающих.[8]

Таким образом, мы приходим к выводу, что основной причиной наркомании среди подростков является неблагоприятная обстановка в семье.

Профилактика наркомании среди подростков

В целях профилактики употребления наркотиков важно проводить профилактические мероприятия.

Все виды профилактической деятельности, реализуемые в обществе, разделяются на ряд направлений:

  1. профилактика в учебных заведениях (школьные программы);
  2. профилактика, основанная в семье (семейные и родительские программы);
  3. профилактика в организованных общественных группах населения;
  4. профилактика с помощью средств массовой информации;
  5. профилактика, направленная на группы риска в учебных заведениях и вне их;
  6. систематическая подготовка специалистов в области профилактики.

Профилактика наркомании должна стать неотъемлемой частью просвещения. Для этого в школах проводятся  лекции и занятия по профилактике наркомании, демонстрируются документальные и художественные фильмы. Хорошая профилактическая работа среди подростков дает ощутимые результаты, и она должна вестись постоянно и в широких масштабах. Правильно проведенные профилактические мероприятия среди подростков обязательно станут сдерживающим фактором и уменьшат количество молодых людей, «присевших» на наркотики.

Профилактика должна соответствовать следующим требованиям:

  • быть позитивной и не иметь оттенка безысходности;
  • негативная информация должна освещать трагические последствия употребления алкоголя и наркотиков;
  • в СМИ не должны демонстрироваться сцены употребления наркотиков и алкоголя;
  • любая публикация должна иметь вывод в виде понятной информации и рекомендациям по профилактике употребления алкоголя и наркотиков;
  • каждая публикация должна иметь мотивационное воздействие на адресную аудиторию;
  • подготовку материалов должны осуществлять только специалисты – наркологи,  психологи, сотрудники правоохранительных органов, социальные работники;
  • любую информацию по профилактике наркомании и алкоголизма должен одобрить специальный экспертный совет.

Также в комплексе мер по профилактике наркомании должно быть организовано телефонное консультирование.

Три телефонные службы, работающие в одной системе, смогут стать своеобразным информационным мостом для населения и помогут отслеживать координаты наркопунктов. Это следующие службы:

  1. «Горячая линия». Ее цель – информировать население по вопросам алкоголизма и наркомании, а также давать сведения о лечебных и реабилитационных учреждениях.
  2. Круглосуточный телефон поддержки для наркозависимых. На телефоне работают специалисты по химической зависимости.
  3. «Телефон доверия». От телефона поддержки отличается тем, что на вопросы отвечают и дают рекомендации профессиональные психологи.

Наркомания – это не личное дело отдельно взятого человека. Из-за наркотизации у зависимых очень высокий риск заболевания СПИДом, венерическими болезнями, гепатитами, и не меньшая возможность их распространения.

Сочетать наркотики и учебу невозможно, поэтому молодежь, втянутая в наркоманию, быстро дезадаптируется в обществе, втягивается в криминал, теряет семью и становится потенциально опасной для окружающих.

Для обеспечения активной работы по профилактике  наркомании,  больным требуется соответствующая законодательная база. Ведь, в первую очередь, необходима административная ответственность за употребление наркотиков и возможность обследования подозреваемых в наркомании лиц.[9]

Но несмотря на все профилактические действия, результат может быть и не достигнут, если не будет активной воспитательной роли семьи. Семья - это первый социальный институт в жизни ребенка. Для подростков семья должна осуществлять следующие функции:

1. источник эмоциональной поддержки;

2. носитель властных полномочий;

3. пример для подражания;

4. источник жизненного опыта

Благополучное протекание подросткового возраста очень во многом зависит от того, насколько полно эти функции реализуются.

Заключение.

В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

  1. Подростковый возраст самый уязвимый в жизни ребенка, т. к. происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности. Поэтому в этом возрасте меняются ценностные ориентации, ребенок может попасть под влияние сверстников и из чувства взрослости или солидарности пристраститься к пагубным привычкам.
  2. Особенность подросткового возраста может стать одной из причин девиантного поведения подростка (наркомании). Так же причинами являются стремление к подражанию, реакция протеста, а также природные (физиологические) особенности.
  3. Последствиями приема наркотиков для подростка являются противоправные действия, суицид, полная деградация личности.
  4. Профилактикой наркомании среди подростков должны заниматься в первую очередь родители, так как семья — это самый важный институт социализации. В семье очень важна эмоциональная обстановка, чувство защищенности, понимание того, что в любой ситуации семья не бросит, не предаст, придет на помощь. Чем крепче ценностные установки семьи, тем сложнее привлечь подростка к употреблению наркотиков.
  5. Обязательна профилактика в школе. Здесь главная роль отводится классному руководителю,  психологам, педагогам, воспитателям.

 Но в любом случае и семья, и школа, и психологические службы должны действовать вместе, в одном направлении, иначе никакого результата не будет.

Список литературы

  1. Аверин В.А.  Психология детей и подростков: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 1998.
  2. Битенский В.С., Личко А.Е., Херсонский Б.Г. Психологические факторы в развитии токсикомании у подростков // Психологический журнал. 1991. Том 12
  3. Выгодский Л.С.Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. - Т.4.

Интернет-ресурсы

  1. http://vsemstop.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-2014-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0/
  2. http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114889
  3. http://psy.s548.ru/rekomendacii-roditelam-i-pedagogam/obsaa-harakteristika-podrostkovogo-vozrasta
  4. http://psixolog.by/ru/podrostokm/66-alkoginarkomvpodrvozraste.html
  5. http://www.narcomaniac.ru/file/posledstvia.htm
  6. http://prozavisimost.ru/narkomaniya/profilaktika-narkomanii.html


[1]http://vsemstop.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-2014-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0/

[2]http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=11488

[3]Выгодский Л.С.Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. - Т.4. С. 20-27.

[4]http://psy.s548.ru/rekomendacii-roditelam-i-pedagogam/obsaa-harakteristika-podrostkovogo-vozrasta

[5]Аверин В.А.  Психология детей и подростков: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 1998. С. 314.

[6]Битенский В.С., Личко А.Е., Херсонский Б.Г. Психологические факторы в развитии токсикомании у подростков // Психологический журнал. 1991. Том 12, с.53

[7]http://psixolog.by/ru/podrostokm/66-alkoginarkomvpodrvozraste.html

[8]http://www.narcomaniac.ru/file/posledstvia.htm

[9]http://prozavisimost.ru/narkomaniya/profilaktika-narkomanii.html


Поделиться:

Цветок или сорняк?

По морям вокруг Земли

Бабочка

Шум и человек

Убунту: я существую, потому что мы существуем