• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект «Скороговорки»

Опубликовано Воронина Галина Михайловна вкл 21.08.2015 - 21:04
Воронина Галина Михайловна
Автор: 
Каландарова Анна

Скороговорка - жанр устного народного творчества. Изначально скороговорки были придуманы для развлечения детей. Однако вскоре обнаружились полезные свойства этой шуточной забавы. Детские скороговорки стали использовать для развития речи, дикции, воображения. С помощью скороговорок можно исправить неправильное произношение звуков. Скороговорки в школе используют для веселого и интересного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_4_klass.docx22.14 КБ
Office presentation icon skorogovorki.ppt2.09 МБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение 4 класс

             Скороговорка - жанр устного народного творчества. Изначально скороговорки были придуманы для развлечения детей. Однако вскоре обнаружились полезные свойства этой шуточной забавы. Детские скороговорки стали использовать для развития речи, дикции, воображения. С помощью скороговорок можно исправить неправильное произношение звуков. Скороговорки в школе используют для веселого и интересного обучения.

Проблема

Школьники и взрослые не используют в своей речи скороговорки, так как не знают, зачем они нужны.

Основополагающий вопрос

В чём суть скороговорок?

Гипотеза

Предположу, что частое использование скороговорок делает нашу речь более качественной, образной, эмоциональной.

Что такое скороговорка?

1.Быстрая речь.

2.Специально придуманная  фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.

            (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь. М., 2001 г.)

  Шуточная фраза, построенная так, что её трудно произносить.

 (высказывание родителей)

Анкетирование

  -Знаете ли вы скороговорки?

Мною были опрошены  дошкольники - 4ч., школьники- 30ч.,  взрослые

(учителя - 8ч. и родители - 15ч.).Оказалось, что взрослые знают немного больше скороговорок, чем дети, но только самые простые.

  -Часто ли вы используете скороговорки?

Взрослые и дети редко используют скороговорки, так как    считают их неактуальными.

  -Считаете ли вы, что скороговорки помогают вырабатывать хорошую  дикцию?

Почти все согласны, что скороговорки помогают вырабатывать хорошую дикцию, но не обращают на это внимание

Вывод по опросу

1) Скороговорки

  • от родителей и учителей (часто повторяются)

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

На дворе трава, на траве дрова.

Проворонила ворона воронёнка.

Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

  • от школьников

Шашки на столе шишки на сосне.

Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.

Волки рыщут, пищу ищут.

В своей работе часто используют скороговорки учитель музыки

для развития артикуляционного аппарата, учителя начальных

классов.

Немного истории

Скороговорки еще называют «потешками» или «чистоговорками».

На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогали детям быстрее освоить родную речь и научиться «чисто»говорить.

Первым, кто обратил внимание на скороговорки, был известный собиратель русского фольклора В. И. Даль, который в своей книге «Пословицы русского народа» их записал.

Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, дикторов, преподавателей и всех тех, кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно.

Скороговорки

1)Скороговорки на звуки [Г, Ш], [Ж], [Ч и Щ]

На дворе галка, на берегу галька.

Нес Григорий пирог через порог. Стал на горох и упал на порог.

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не дошила.

 Шашки на столе, шишки на сосне.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

2)Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:  жи, же, жа, жу.

   У ежа – ежата, у ужа – ужата.

              Ужа ужалила ужица.

    Ужу с ужицей не ужиться.

    Уж уж от ужаса стал уже –

    ужа ужица съест на ужин.

3) Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

             В чемодане у чечетки

   Щетки, четки, счеты - тетке.

   Четки, счеты, щетки - дядьке,

   Счеты, щетки, четки - няньке.

   Лишь чечетка - для себя.

   Пляшет четкая семья.

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

Сочиняем (продукт деятельности)

   У мышки ушки на макушке,

  И на макушке ушки у подружки.

Летели тетери, в окошко смотрели,

Смотрите, тетери, закрыты все двери.

Пёстрый перепел всех птиц

пёстрых поперепел.

Играем

   Чистоговорки

Лю-лю-лю – я дрова в лесу...

Са-са-са – ?

Ко-ко-ко -   ?  

Бы-бы-бы – у реки растут... (дубы).

Фы-фы-фы – повязали все... (шарфы).

Цы-цы-цы – прилетели к нам... (скворцы).

Сы-сы-сы – у кота длинны... (усы).

Ты-ты-ты – норку вырыли... (кроты).

Лы-лы-лы – сам я подмету... (полы)

Скороговорка-физкультминутка

Ловко я беру пилу и дрова в лесу пилю.

Раз-два, раз-два – вот как пилятся дрова!

Упражнения для работы над дикцией

  • Если язык у вас заплетается, читайте скороговорки сначала по слогам.
  • Выберите из списка короткие скороговорки.
  • Средние и длинные скороговорки прочитайте сначала медленно, затем быстрее.
  • Выберите 10-12 скороговорок и повторите их несколько раз, переставляя слова.
  • Выберите несколько скороговорок и произнесите их шёпотом, но ясно и точно.
  • Выберите 2-3 скороговорки, близкие по смыслу, и произнесите их несколько раз.

Рекомендации

  • Учитесь говорить ясно и отчётливо, для этого читайте ежедневно по 10-12 скороговорок медленно, чётко проговаривая все звуки.
  • При произношении гласных шире открывайте рот.
  • Учитесь произносить слова чётко и ясно!

Выводы

          Гипотеза оказалась верна. Если постоянно пользоваться скороговорками, то:

  • наша речь станет более качественной, образной, эмоциональной;
  • мы научимся свободно владеть своим голосом;
  • будем иметь чёткое и ясное произношение, это поможет нам в жизни.

Список  ресурсов

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь. М., 2001 г.

http://sputnik.master-telecom.ru/Seans/Kvant/1985/05/fiziki_-_frontu.ru

http://kvant.mirror1.mccme.ru/1980/05/razmagnichivanie_korablej_v_go.htm


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Скороговорки МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 г. ЕЛЬЦА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Автор: Каландарова Анна, ученица 4 «В» класса

Слайд 2

Проблема Школьники и взрослые не используют в своей речи скороговорки, так как не знают, зачем они нужны.

Слайд 3

Основополагающий вопрос В чём суть скороговорок?

Слайд 4

Гипотеза Предположу, что частое использование скороговорок делает нашу речь более качественной, образной, эмоциональной.

Слайд 5

Что такое скороговорка? 1.Быстрая речь. 2.Специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка. (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь. М., 2001 г.) Шуточная фраза, построенная так, что её трудно произносить . (высказывание родителей)

Слайд 6

Результаты опроса Знаете ли вы скороговорки? Мною были опрошены дошкольники - 4ч., школьники- 30ч., взрослые (учителя- 8ч. и родители- 15ч.).Оказалось, что взрослые знают немного больше скороговорок, чем дети, но только самые простые.

Слайд 7

Результаты опроса Часто ли вы используете скороговорки? Взрослые и дети редко используют скороговорки, так как считают их неактуальными.

Слайд 8

Результаты опроса Считаете ли вы, что скороговорки помогают вырабатывать хорошую дикцию? Почти все согласны, что скороговорки помогают вырабатывать хорошую дикцию, но не обращают на это внимание.

Слайд 9

Вывод по опросу Скороговорки от родителей и учителей (часто повторяются) Шла Саша по шоссе и сосала сушку. На дворе трава, на траве дрова. Проворонила ворона воронёнка. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. от школьников Шашки на столе, шишки на сосне. Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела. Волки рыщут, пищу ищут. В своей работе часто используют скороговорки учитель музыки для развития артикуляционного аппарата, учителя начальных классов для развития эмоциональной правильной речи.

Слайд 10

Немного истории Как появились скороговорки и что они означали? Для чего предназначались? Скороговорки еще называют «потешками» или «чистоговорками». На Руси скороговорки появились в глубокую старину. Они помогали ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. Первым, кто обратил внимание на скороговорки, был известный собиратель русского фольклора В. И. Даль, который в своей книге «Пословицы русского народа» их записал. Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, дикторов, преподавателей и всех, кто хочет говорить выразительно, разборчиво и внятно.

Слайд 11

Скороговорки на звуки [Г ] , [ Ш ] На дворе галка, на берегу галька. Нес Григорий пирог через порог. Стал на горох и упал на порог. Смешные шутки у Саши и Мишутки. Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не дошила. Шашки на столе, шишки на сосне. Шесть мышат в шалаше шуршат.

Слайд 12

Скороговорки на звук [Ж] Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу: жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата. Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж уж от ужаса стал уже – ужа ужица съест на ужин.

Слайд 13

Скороговорки на звуки [Ч ] , [ Щ] Щетинка у чушки, чешуя у щучки. В чемодане у чечетки Щетки, четки, счеты - тетке. Четки, счеты, щетки - дядьке, Счеты, щетки, четки - няньке. Лишь чечетка - для себя. Пляшет четкая семья. У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

Слайд 14

Скороговорки для маленьких

Слайд 15

Сочиняем У мы ш ки у ш ки на маку ш ке И на маку ш ке у ш ки у подру ж ки. Ле т ели т е т ери, в окошко смо т рели, Смо т рите т е т ери закры т ы все двери. П ёстрый п ере п ел всех п тиц п ёстрых п о п ере п ел.

Слайд 16

Играем Чистоговорки Лю-лю-лю – я дрова в лесу... Са-са-са – ? Ко-ко-ко - ? Бы-бы-бы – у реки растут... (дубы). Фы-фы-фы – повязали все... (шарфы). Цы-цы-цы – прилетели к нам... (скворцы). Сы-сы-сы – у кота длинны... (усы). Ты-ты-ты – норку вырыли... (кроты). Лы-лы-лы – сам я подмету... (полы) Скороговорка-физкультминутка Ловко я беру пилу и дрова в лесу пилю. Раз-два, раз-два – вот как пилятся дрова!

Слайд 17

Упражнения для работы над дикцией Если язык у вас заплетается, читайте скороговорки сначала по слогам. Выберите из списка короткие скороговорки. Средние и длинные скороговорки прочитайте сначала медленно, затем быстрее.

Слайд 18

Упражнения для работы над дикцией Выберите 10-12 скороговорок и повторите их несколько раз, переставляя слова. Выберите несколько скороговорок и произнесите их шёпотом, но ясно и точно. Выберите 2-3 скороговорки, близкие по смыслу, и произнесите их несколько раз.

Слайд 19

Рекомендации Учитесь говорить ясно и отчётливо, для этого читайте ежедневно по 10-12 скороговорок медленно, чётко проговаривая все звуки. При произношении гласных шире открывайте рот. Учитесь произносить слова чётко и ясно!

Слайд 20

Вывод Ы Гипотеза оказалась верна. Если постоянно пользоваться скороговорками, то: наша речь станет более качественной , образной, эмоциональной; мы научимся свободно владеть своим голосом,произношение станет чётким и ясным, это поможет нам в жизни.

Слайд 21

Список ресурсов Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь. М., 2001 г. http://sputnik.master-telecom.ru/Seans/Kvant/1985/05/fiziki_-_frontu.ru http://kvant.mirror1.mccme.ru/1980/05/razmagnichivanie_korablej_v_go.htm

Поделиться:

Сказка об одной Тайне

Акварельные гвоздики

Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики

Загадочная система из шести экзопланет

Выбери путь