• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект ученицы 7 класса Исаевой Полины "Прекрасная Дама"

Опубликовано Арипова Инзия Кабировна вкл 20.09.2015 - 4:21
Арипова Инзия Кабировна
Автор: 
Исаева Полина Эдуардовна

а.Представлен проект ученицы 7 класса СОШ п. Сосновка  В проекте рассматривается образ прекрасной дамы. Проект является участником муниципального и призёром федерального конкурса проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon http://nsportal.ru/sites/default/files/isaeva_polina_prekrasnaya_dama.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

[Введите текст]

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА ХМАО – ЮГРЫ

«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА п. СОСНОВКА»

Проект в номинации № 4 «История, право, обществознание, экономика»

Тема проекта:

«Прекрасная Дама»

Автор проекта:

Исаева  Полина Эдуардовна

Класс: 7

Научный руководитель проекта:

Арипова  Инзия  Кабировна

Муниципальное общеобразовательное

учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа п. Сосновка»

учитель истории и обществознания

2014-2015 учебный год

Введение

3

Глава I.  Прекрасная Дама

Кто такая Прекрасная Дама?

5

            Какой след оставил образ Прекрасной Дамы в литературе и искусстве?

7

            Во что была одета Прекрасная Дама?

9

Глава II. Практическая часть

            Можно  ли сшить костюм Прекрасной Дамы своими руками?

12

Заключение

13

Литература и ресурсы

14

Список приложений

15

Приложения

16


        Введение        

Средневековье – время чудес. Не представляете, как мне нравится смотреть фильмы, читать книги  об это загадочном времени. Меня волнуют дошедшие  из глухих времён, окутанные плотным туманом легенд и христианской мистики развалины  старинных  замков,  рассказы о турнирах, войнах, чуме, разгуле инквизиции, а также образы  благородного рыцаря и  Прекрасной Дамы. Зародившись тысячу лет назад, они и по сей день остаются предметом восхищения женщин и идеалом поведения мужчин.

 Но в ХХI веке нет рыцарей, и они не поют серенады. А жаль! Хотя, возможно, отсутствие благородных рыцарей можно объяснить отсутствием Прекрасных Дам.  Для себя я обозначила проблему - может ли современная представительница прекрасного пола соответствовать той   Прекрасной  Даме, волновавшей умы и сердца рыцарей, поэтов и художников, живших даже и не в эпоху Средневековья.

Как я узнала, само понятие «Прекрасная Дама» пришло  в переводе с латыни означает буквально «ангелоподобная женщина». Поклонение Даме культивировалось  при  многих дворах  Западной  Европы. Рыцарство и культ поклонения Прекрасной даме легли в основу светской, так называемой куртуазной литературы (от французского court -двор) - рыцарской лирики и рыцарского романа. В изобразительном искусстве  образы Прекрасных Дам предстают перед нами на витражах, в скульптуре средневековых соборов и книжной миниатюре. Просуществовало поклонение Прекрасной Даме примерно до конца XIII века и вместе с эпохой рыцарства пришло в упадок. Но, несмотря на это, понятия о рыцарской любви к Прекрасной Даме через много веков дошли до наших дней.

Проанализировав эту информацию, я уточнила цель моей работы: узнать, какой  она была, та, Прекрасная Дама из старинных романтических баллад?

 Также обозначила задачи проекта:

  • определить исторические  истоки и характеристики образа Прекрасной Дамы
  • проследить путь изменения внешнего облика Прекрасной Дамы на всем протяжении существования самого образа;
  • определить, как образ Прекрасной Дамы отразился и каким изменениям подвергался  в литературе и искусстве;
  • для пробуждения интереса моих сверстников, опираясь на найденный исторический материал, воссоздать костюм Дамы.

Предметом моего исследования является образ самой Дамы, объектом -  её внешний вид, костюм.

  В процессе создания проекта я использовала следующие методы: работа с учебной литературой, художественной литературой,  интернет-ресурсами,  анализ информации, практическое изготовление костюма.

Исходя из поставленных мной задач, я определила этапы работы над проектом:

  • определение круга источников по теме проекта;
  • поиск информации в учебной литературе и на сайтах Интернета;
  • поиск иллюстраций по данной теме;
  • подготовка теоретической части проекта;
  • выбор модели костюма;
  • подбор материал, из которого будет изготовлен костюм;
  • шитьё платья, головного убора и обуви, подбор аксессуаров;
  • оформление работы, подготовка к защите.

Вопросы, на которые мне хотелось бы ответить в своем проекте:

  • Кто такая Прекрасная дама?
  • Какой след оставил образ прекрасной Дамы в литературе и искусстве?
  • Во что она была одета?
  • Можно  ли изготовить  костюм Прекрасной Дамы своими руками?

Актуальность моей работы  заключается  в том, что на уроках истории Средних веков изучается тема «Рыцарство», рассмотрение которой было бы неполным без образа Прекрасной Дамы. Таким образом, если я подробно изучу этот образ, если мне удастся создать  её костюм, то моя работа пригодится для проведения уроков истории учителям и будущим шестиклассникам нашей школы.

Кто такая  Прекрасная Дама?

Опираясь на составленный план проекта, я стала собирать информацию. Изначально необходимо было выяснить, какова же была роль женщины в изучаемый период. Как и предполагала, оказалось, что  Средневековье знает два полярных взгляда на положение женщины – женщина:

  • воплощение греховности, она изначально порочна, она - Ева, ставшая виновницей изгнания человечества из рая.  Для неё характерны (по - мнению мужчин, скорее всего): изменчивость, коварство, жадность, лицемерие, завистливость, хитрость, глупость и прочие нелицеприятные качества. Считалось, что её основное (и единственное) право - рожать детей и заниматься их воспитанием. Кроме того, средневековая мораль не просто разрешала, а рекомендовала мужьям регулярно «воспитывать» жен кулаками, поскольку они назывались «домашним имуществом» [2] ;
  • в образе святой небесной красоты, в образе святой Девы Марии - матери спасителя - Христа. Христианский образ Богоматери придавал женщине определённую таинственность, сакральность. Еще в IV веке был выдвинут важный тезис: «С женщины-Евы началось зло,  но с женщины-Марии началось добро». Дева Мария спасла человечество, подарив ему Спасителя. Именно в ней «женская природа поднялась над мужской в достоинстве и власти своей». [10] Она была воплощением идеала женщины,  обладающей всеми добродетелями.[1] Двенадцать служанок Девы Марии  символизируют  женские добродетели.   Имена   их — Умеренность,  Замкнутость,  Стыдливость,  Внимание,  Благоразумие,  Робость,   Честь, Усердие, Целомудрие,  Послушание,  Смирение,  Вера. Таковы были требования, предъявлявшиеся  средневековым  обществом женщине. Этот взгляд возвысил и возвел на пьедестал земную женщину, научил мужчин уважать ее. Нельзя сказать, что широкое распространение культа Девы Марии влекло за собой улучшение положения женщины, но все же земная любовь к ней получала все более возвышенный, более духовный характер и окрашивалась особыми поэтическими тонами. [2]Таким образом, культ Девы Марии получил в рыцарской среде свое подобие в виде поклонения Прекрасной Даме.

Так возникла легенда о Прекрасной Даме. С относительной точностью можно сказать, что на свет она появилась в конце XI - начале XII века. Местом её рождения считается южная область Франции, Прованс. [4] 

Таким образом, я выяснила обстоятельства появления образа героини моего проекта. Её образ - скорее эфемерный, бесплотный, нежели реальный. Однако определенными чертами, как характера, так и внешности, дама сердца все-таки должна была обладать, что мне и хотелось бы выяснить. Итак, в этом вопросе моим главным источником могут стать песни трубадуров, воспевавшие Даму. Из этих-то песен, к счастью сохранившихся до наших дней, можно узнать кое-что о ней самой, а также о её современниках мужчинах, знаменитых трубадурах, которые и исполняли эти песни. Трубадурами назывались поэты, слагавшие свои песни именно на языке «ок»(языке населения Окситании, часть Прованса). [10](приложение 1) Стихи на этом языке, посвящённые Прекрасной Даме, были первыми произведениями высокой литературы, написанные не на «вечной» латыни, а на разговорном языке, что делало их понятным всем. [1] Итак, моя героиня:

  • идеал совершенства как духовного, так и телесного. Идеал женской красоты этой этого времени определяет образ пресвятой девы Марии – удлинённый овал лица, подчёркнуто высокий лоб, огромные глаза и маленький рот. Трубадуры прославляли высоких, хрупких, белокожих дам – королев рыцарских турниров, беззащитных и беспомощных на вид. Они воспевали  их тонкий гибкий стан, подобный виноградной лозе, длинные золотистые, завитые в кудри, волосы, продолговатое лицо, прямой тонкий нос, тёмные несросшиеся брови, ясные, непременно голубые или зелёные глаза, маленький улыбающийся ротик, полные алые, как спелая вишня, губы и ямочку на подбородке. Женщина должна была выглядеть подобно свежему персику. Проповедники поучали: «Красота – явление быстротечное, и попытки приукрасить будущий труп тщетны», «зеркало – «врата ада» [9] Считалось, что в возрасте 25 лет изнурённая материнством женщина уже не являлась объектом красоты, а ещё через 10 лет она превращалась в старуху. Согласно этикету, Прекрасная Дама должна была ходить мелкими шагами, опустив глаза, слегка склонив на бок голову, изящным движением руки уметь подхватывать платье, не волоча его по земле; [2]
  • это женщина знатного происхождения, замужняя, как правило, хозяйка замка и жена сеньора, которому служит рыцарь. Именно замужество считалось преградой, которая придавала поклонению рыцаря черты трагичности и безнадежности.  К тому же, только знатная дама, но никак не простолюдинка, любовь к которой, как считалось, не могла духовно обогатить рыцаря, обладала привилегией  быть рыцарским идеалом; [3]
  • главная её  цель - почувствовать всю прелесть служения, оставаясь недоступной. Поклонение Прекрасной Даме - не просто личное дело трубадура, это обычай всего сословия, ведь каждый посвященный в рыцари обязан был избрать даму сердца и добиться позволения служить. При этом главная его задача - охранять свою повелительницу и выполнять все ее прихоти, а также регулярно произносить клятвы в вечной любви, сражаться в ее честь на турнирах и носить цвета ее герба;[3]
  •  она обходительна со своим поклонником, но, часто, капризна. Если дама была удовлетворена количеством подвигов воздыхателя, она могла принять его в свои рыцари. Это сопровождалось обрядом, напоминающим вассальную присягу, поскольку рыцарь обещал сохранять верность избраннице, при этом она не брала на себя никаких обязательств. Однако добиться подобного посвящения было непросто, ведь капризные красавицы зачастую требовали исполнения самых невероятных желаний. [9] Например, известен случай, когда дама потребовала от рыцаря участия в турнире без кольчуги, в одной рубашке. После смерти героя она с гордостью носила на запястье окровавленный кусочек той самой рубашки; [3]
  • достаточно самостоятельна: в периоды войн, затем в эпоху крестовых походов она вполне научилась управлять имуществом, интриговать при королевских дворах, устанавливать моду. В одиночестве приходилось самой находить себе развлечения, принимать трубадуров и менестрелей, которые, находясь на хлебах принимающей стороны, и воспели первыми куртуазную любовь. Дворцы и замки превратились в центры поэзии.

Таким образом,   в мире рыцарской доблести и чести женщина неожиданно приобретает огромные права, возносится в сознании мужского окружения на недосягаемую высоту – вплоть до небывалой до сих пор возможности вершить суд над мужчиной. [9] Правда, все эти права и возможности осуществлялись в очень узкой сфере  - сфере любви, но и это уже было победой женщины. Но не надо обольщаться, все свои новые права Прекрасная Дама приобрела благодаря мужской воле, который вдруг захотела смирения.

Какой след оставил образ Прекрасной Дамы в литературе и искусстве?

Уже в первой половине XIII века, в период с 1209 по 1240 год  Прованс подвергся четырём крестовым походам из Северной Франции. С падением Прованса трубадурское искусство быстро пришло в упадок и скоро забылось. [4] Но забылось ли?  Искать"Следы"  Прекрасной Дамы мне помогали научный руководитель и родители, тоже заинтересовавшиеся темой моего проекта. Действительно, отражение образа Прекрасной Дамы  нами  были найдены в литературе и искусстве многих исторических эпох и периодов. Кроме того, как  рыцарство и культ поклонения Прекрасной даме легли в основу светской, так называемой куртуазной литературы (от французского court -двор) - рыцарской лирики и рыцарского романа, в  изобразительном искусстве  образы Прекрасных Дам предстают перед нами на витражах, в скульптуре средневековых соборов и книжной миниатюре. Портретов Прекрасных Дам написано не было, так как этот жанр в живописи появился позже, в XIV веке. При дворе Элеоноры Аквитанской  впервые появился прототип будущего героя знаменитого рыцарского романа "Тристан и Изольда". Будучи королевой Франции, она отправилась с мужем в крестовый поход в Иерусалим. Её дочь - Мария Шампанская сама стала поэтессой и Прекрасной Дамой поэтов. Она же вдохновила Кретьена де Труа на написание куртуазного романа о знаменитом рыцаре Ланселоте. [3] 

Прекрасная Дама продолжала жить в последующих веках. Она меняла имена, изменялась внешне, преобразовывалась в загадочную незнакомку...Данте поклонялся своей Беатриче - это был идеал платонической духовной любви. Безответная любовь к Лауре стала главным источником вдохновения Петрарки. А вот в романе Сервантеса у дон Кихота Ламанческого была своя Прекрасная Дама, "свет очей и дама сердца" - крестьянка Дульсинея. Образы, связанные с творчеством трубадуров, были представлены в операх Верди и Вагнера. [3] 
        Прекрасная Дама стала именем собственным в русской поэзии XX века.
Марина Цветаева писала:
"Из строгого, стройного храма
Ты вышла на визг площадей...
-Свобода! - Прекрасная Дама
Маркизов и русских князей."
 [5]
        Русский символизм не мог пройти мимо образа Прекрасной Дамы. Тому свидетельство прекрасный цикл стихов Александра Блока. В ёё образе для Блока воплощалось некое всеединое божественное начало, долженствующее "спасти мир" и возродить человечество к новой, совершенной жизни:
"Предчувствую Тебя. Года проходят мимо-
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо.
И молча жду,- тоскуя и любя..."
 [6]
Неземные черты Прекрасной Дамы органично сливаются в запоминающийся и узнаваемый образ музы Блока(супруги, дочери Менделеева).Он преклоняется перед "вечной женственностью":

"Я искал голубую дорогу
И кричал, оглушённый людьми.
Подходя к золотому порогу,
Затихал пред Твоими дверьми.
Проходила Ты в дальние залы,
Величава, тиха и строга.
Я носил за Тобой покрывало
И смотрел на Твои жемчуга".
 [6]
Прекрасная Дама, но уже больше в одиночестве, продолжала жить весь XX  век, как например, в стихах В.Набокова:
"Шла полем Прекрасная Дама,
Чародейки неведомой дочь:
Змеи - локоны, лёгкая поступь,
А в очах - одинокая ночь..."
 [7]
А поэт А.Галич удивлялся её земной реальности:
"Как мне странно, что ты жена,
Как мне странно, что ты жива!
А я думал, что просто
Ты мной воображена..."
 [8]

Да, Прекрасная Дама стала женой или возлюбленной в самой обыденной нашей жизни. Неземная красота стала земной, и Прекрасная Дама спустилась на Землю для свершения только ей подвластных земных дел в этом усложнившемся мире. Таким образом, влияние образа Прекрасной Дамы огромно. Поэты всё равно будут её воспевать и наверняка однажды опять вознесут на высокий пьедестал. Всё в этой жизни повторяется и возвышенное необходимо человечеству, чтобы оставаться им.

Во что была одета Прекрасная Дама?

Меня, как представительницу прекрасного пола, не мог не заинтересовать внешний облик Прекрасной Дамы. Проанализировав имеющуюся литературу,  выяснила, что темпы изменения женского костюма в Средневековье были не столь велики как, например, в современности. Например, так называемая сюрко (удлинённая туника) имела распространение, начиная с VI по XVI век.  Силуэт костюма был близок к трапеции: одежда узкая в плечах и сильно расширенная книзу. Обычно платья имели глухой, закрытый ворот. Линия талии была завышена. С XI в. длинный подол юбки стали подбирать сбоку или спереди и драпировать на животе. Такая драпировка была связана с тем, что в этот период большим почётом пользовались беременные женщины, - ведь массы людей погибали в бесконечных войнах, от эпидемий холеры, чумы, и нужно было пополнять население. [11] 

В XI в., после первых крестовых походов, в средневековой культуре начинают всё больше и больше появляться светские элементы. Новое влияние ощущается в быту, в поэзии и в изобразительном искусстве, а также в костюме. Обходя запреты церкви, костюмы высшего класса становятся более пышными, более сложными по силуэту и богатым по отделке. Более богатое сословие носили одежду из ярких тканей: голубых, зелёных, синих, более бедное – из коричневых.  [12] При помощи костюма дворяне стараются подчеркнуть своё привилегированное положение и пренебрежение к труду. Однако в это время ещё нет того заметного несоответствия между костюмами знати, горожан и народа.

К XII-XIII вв. талия платья стала удлинённой, юбка приобрела шлейф, верхняя часть костюма стала более декольтированной. Используются ткани: бархат, шёлк, тонкая шерсть.   В моду входит безрукавное сюрко, обшитое по вырезу и огромным проймам мехом. Это платье было принадлежностью знати. [13] Рукава были различными: то длинными и узкими, низ которых завязывался узлом, чтобы не волочить их по земле, то широкие, колокообразные, а иногда короткие с пришитой до локтя длинной декоративной полосой ткани, свисающей до пола. В юбку иногда вшивали сборку ткани, так как в это время считалось модным комбинировать фактуры и цвета тканей. Во всех слоях населения женщины носили накладные нарамники ( тип плаща XIII—XV вв. Представлял собой кусок ткани, сложенный пополам с отверстием для головы на месте сгиба иногда длинные, иногда укороченные до середины икр). Нарамники иногда опоясывались. Верхней одеждой был плащ, полукруглый и круглый, с передним разрезом, застёгивающийся фибулой( прототип броши) на груди. Знатные женщины часто носили пенулу  (это узкий плащ без рукавов, который застегивался спереди (по виду схожий с современным пончо)), с прорезями для рук. Иногда пенула была с таким большим вырезом для головы, что благодаря ему опускалась на плечи. Обычно вырез окаймляли меховым оплечьем в виде круглого воротничка. Пенула имела шлейф. [14]

Обувь имела заострённый нос и изготовлялась из мягкой цветной кожи, или дорогих плотных тканей.

В качестве головных уборов сохраняются платки. Самый характерный из них – барбет – представлял собой небольшую косынку, закрывающую подбородок, концы завязывались на голове. При выходе на улицу поверх поверх барбета накидывали покрывало. Также  носили омюз – головной убор, похожий на разрезанный спереди капюшон с концами, завязанными вокруг шеи. Носили его чаще горожанки. Ещё один головной убор, который носили все сословия женского населения от простолюдинок до герцогинь и который просуществовал до XV века – это горж. Он напоминал сшитую из ткани трубу, расширенную по концам, с разрезом сзади.(  приложения 2-4) [11]

Безусловно, такая экстравагантность была присуща только костюмам богатых сословия, в то время как костюм горожан, знатных, но небогатых вельмож сохранил свой строгий облик почти без изменений с романтической эпохи.

Таким образом,  я пришла к выводу, что и внешний облик Прекрасной Дамы должен был одновременно подчеркнуть её красоту и недоступность.


Можно ли сшить костюм Прекрасной Дамы своими руками?

Изучив женский костюм данной эпохи, я решила смоделировать собирательный образ Прекрасной Дамы, для этого я

  • подобрала куклу;
  • подобрала необходимый материал: ткань для платья, туфель; материал для отделки причёски, пояса;
  • сшила  платье, туфли;
  • сделала причёску, дополнила платье поясом.

Пошив платья начался с выкраивания силуэта платья. В качестве ткани взяла плотный шёлк, что характерно для более богатого костюма, но коричневого цвета, что было характерно для костюма небогатых дам. При раскрое я руководствовалась информацией из истории костюма о простых прямых линиях платья, зауженных в верхней части и расширенных книзу[14].

Рукава сделала не такими длинными, чтобы спускались до земли, но скрывающими кисти, расширенными  в нижней части.

Глубокий декольтированный вырез я оформила вставкой из драпированной лёгкой ткани. Таким образом, платье оказалось глухим в верхней части. В качестве отделки использовала блестящие пайетки, имитирующие драгоценные камни.

Туфли сшила из плотной бархаткой ткани зелёного цвета, заострённые в области носа.

Пояс сплела из золотого шнура с люрексом и пайеточной нити голубого цвета. Пояса костюма Прекрасной Дамы отличались разнообразием. Думаю, что пояс, сделанный мной к костюму, является подобным пояса костюма средневековья.

Моя модель-кукла – замужняя женщина. Это видно по причёске. Если молодые незамужние девушки носили косы, распущенные завитые волосы, то замужние – прятали под различные головные уборы. Я использовала сетку, украшенную обручем из пайеточной нити с вуалью средней длины. Сетки стали входить в моду в конце XIII века. Их изготовляли из золотых нитей, украшали жемчугом, другими драгоценными камнями. Вуали были разной длины: от коротких, заканчивающихся на уровне головы, до длинных, спускающихся до земли и больше, которые дамы перекидывали через руки. [13] (приложения 5-6)

Теперь учителя истории и шестиклассники нашей школы смогут наглядно представить образ моей героини - Прекрасной Дамы, и, несомненно, возрастёт интерес.

Заключение

Меня очень заинтересовала тема проекта, понравился творческий процесс выполнения.

Познакомившись с литературой, интернет - статьями, я больше узнала о том, какой  она была, та, Прекрасная Дама из старинных романтических баллад, определила исторические  истоки её появления и смогла дать обобщённые характеристики героини моего проекта. Более всего мне понравилось искать и находить информацию о влиянии Прекрасной Дамы на  литературу и искусство; я сделала ещё один шаг в мир прекрасного - в мир ИССКУСТВА, соприкоснулась с произведениями великих зарубежных и русских писателей и поэтов. Очень важной для меня стала помощь моих родителей, мы почувствовали себя единой командой.

 Также мне удалось проследить путь изменения внешнего облика Прекрасной Дамы на всем протяжении существования самого образа, и, опираясь на найденный исторический материал, воссоздать её  костюм. Чтобы сшить платье, я детально изучила элементы костюма средневековья. Изготовление собирательной модели потребовало от меня усидчивости, терпения, навыков шитья, а также творческой фантазии. Теоретическую часть проекта я выполняла под руководством учителя истории, практическую часть мне помогли сделать учитель технологии и родители. Надеюсь, что моя модель средневекового платья станет наглядным пособием для уроков истории в 6 классе и учителя будут её использовать при изучении темы «Рыцарство». Я  надеюсь, что тот, кого заинтересует наше исследование, станет ближе к  загадочному миру Средневековья, который отличается от наших меркантильных времен тем, что честь, благородство, вера были в нем не пустым звуком и  в общении моих ровесников друг с другом станет больше тонкости, чуткости, благородства.

В начале своего проекта для себя я обозначила проблему - может ли современная представительница прекрасного пола соответствовать той   Прекрасной  Даме, волновавшей умы и сердца рыцарей, поэтов и художников? Несомненно! Нравы стали изысканнее и гуманнее, а Прекрасная Дама, сменившая с тех пор тысячи имён, жива по сей день и находится в каждой из нас. Да, современная женщина, возможно, выглядит иначе, возможно у неё не длинные золотистые, завитые в кудри, волосы, не голубые или зелёные глаза и нет ямочки на подбородке. Самое главное, что сближает Прекрасную Даму и современную женщину - это возможность быть предметом поклонения,  они  любимы, умеют сочетать свои интересы и потребности семьи, наполнены знаниями и являются источником заряда для окружающих ее людей.

Литература и ресурсы:

  1. Басовская Н.И. Человек в зеркале истории. Москва, Астрель, 2011
  2. Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. Иваново, 1999
  3. Малов В.И. Рыцари. АСТ. Астрель, Москва, 2004
  4. Андреева А. Средневековье: культ Прекрасной Дамы// Наука и жизнь-2005-№ 1-с.26-27
  5. Цветаева М.И.Собрание сочинений: в 7 т./ сост. А. Саакянц и Л.Мнухина.-М.:Эллис-Лак,1994-1995, Т.1
  6. Блок А.А. Избранные произведения. -К.: Веселка, 1985
  7. http://nabokov.niv.ru/nabokov/stihi.htm
  8. http://aleksandr-galich.ru/stixi/
  9. http://vestnikk.ru/dosug/interesting/6098-krasota-i-srednevekove.html
  10. http://ageiron.ru/epoha-ryitsarey/kult-prekrasnoy-damyi
  11. http://moda-history.ucoz.ru/publ/moda_srednevekovja/odezhda_i_moda_ehpokhi_srednevekovja/
  12. http://rif-club.ru/publ/vykrojki/obshhaja_informacija_po_vykrojkam/srednevekovyj_kostjum/
  13. http://www.liveinternet.ru/community/3299606/post165750217/
  14. http://www.liveinternet.ru/users/fox-cub77/post163521954

        


         

        

        

[Введите текст]


Поделиться:

Агния Барто. Сережа учит уроки

Шум и человек

Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)

Весенние чудеса

Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"