УРОК ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-КЛАССОВ
Вложение | Размер |
---|---|
dobro.zlo_.terpimost.doc | 60 КБ |
Урок толерантности в 9 классе
«ДОБРО. ЗЛО. ТЕРПИМОСТЬ».*
Форма проведения: дискуссия.
Цель: разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпимость»; убедить в необходимости добра и недопустимости зла.
Задачи:
1.Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.
2.Учить вырабатывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
3.Учить задумываться о своём месте в жизни.
4.Формировать навыки самоорганизации в индивидуальной работе и участия в коллективной деятельности.
5.Развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения.
Ход часа общения.
Добро и зло творить всегда*
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Фаруххи.
Добро не терпит промедленья *– Назавтра может опоздать.
Б.Щеглов
Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня я предлагаю вам поговорить на одну из актуальных тем. Называется она «Добро. Зло. Терпимость». Актуальна она потому, что основными передачами на телевидении на всех каналах, статьями в газетах и журналах стала информация о преступлениях и их расследованиях, причём часто с подробным описанием жестокости происходящего. Создаётся впечатление, что нас окружает только зло, и мы разучились творить добро. А может быть, мы его не видим?
Обратите внимание на эпиграф. Согласны ли вы с этим высказыванием? Ответить на этот вопрос сразу трудно. Давайте вернёмся к нему в конце разговора.
Итак, сегодня наш диалог о добре и зле. А задумывались ли вы о себе: добрый я или злой? Скорее всего нет. Давайте выясним это с помощью теста (см. приложение).
После обсуждения итогов теста учитель продолжает.
Недавно мы с 9 классом писали диктант, касающийся именно этой темы.
* «Чистая детская наивность, инстинктивное желание добра и справедливости сопровождает нас, когда мы углубляемся в дебри невымышленной жизни, в которой добро и припаздывает, и ошибается адресом, а в некоторых случаях просто не является, будто позабыв о своей обязанности расправляться со злом.
Но детство сопровождает нас не так долго, как хотелось бы. И постепенно наивность превращается в ограниченность, а святое желание справедливости в обыкновенную нравственную самооборону, когда человек походит уже не на малого ребёнка, а на взрослого страуса. И хочется ему, чтобы всё на свете было хорошо при помощи того, что голова кладётся под крыло и думает о совершенстве, закрыв глаза. И хочется, чтобы ничего не происходило такого, на что нужно тратить душу, нервы, сердце».
Хорошо в сказках: «Там всё на месте. Там зло маленькое, как муха, а добро большое, как лист липучки. И с самого начала муха вязнет в этом листе, и с первой строчки ей хана. Там зло глупое, как пень, а добро умное, как лисица. А лисица любой пень обдурит».
Л.И.Лиходеев.*
Т.е. в жизни труднее, чем в сказках, но они очень многому учат нас, а потому послушаем внимательно сказку.
( Дмитриева К.).
*Сказка «Награда».
Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слёзно просить:
- Сжалься надо мной, человек! Вызвали меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.
Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выскочил наружу и говорит:
- Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!
Страшно стало путнику.
- Ох, тигр,- сказал он,- неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить меня за добро?
- Она и есть,- ответил тигр.
- Какая же это награда – платить злом за добро – возразил путник.
- Давай спросим кого- нибудь награда это или нет?
Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:
- Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?
- Злом!- ответило дерево. –Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придёт пора уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят мне злом за моё гостеприимство.
- Ну теперь- то я тебя съем! – обрадовался тигр.
- Давай ещё кого – нибудь спросим !- взмолился путник. Прошли они ещё немного. Видят: на пустоши пасётся корова.
-Эй, корова! – окликнули они её. – скажи, чем платят за добро?
- Злом! – отвечает корова. Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди на мясо сдадут!
Выслушал её тигр и сказал путнику:
- Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя!
- подожди немного- попросил человек. – Давай спросим ещё кого – нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тогда, нечего делать, ешь меня…
(всю сказку до конца, потом вопросы)
ВОПРОСЫ.*
(проецируются на экран)
1.Почему путник решил помочь тигру? Можно ли назвать его помощь бескорыстной?
2.Как поступил тигр? Если бы он почувствовал, что помощь путника продиктована совсем другими соображениями, поступил бы он также?
3.Так нужно ли платить за добро? А чем платят за зло?
Ученица (продолжает сказку).
Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг увидели перед собой птицу и спросили её:
- Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?
- Добром, - ответила птица. – Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.
Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.*
Учитель. Какой вывод можно сделать из сказки? Нужно ли верить в добро и совершать добрые поступки?
(после обсуждения) Давайте попробуем дать определение словам «добро» и «зло», «добрый человек» и «злой человек». После обсуждения на экран проецируются формулировки понятий.
*ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
*ЗЛОБА – чувство недоброжелательности, враждебности по отношению к
кому - либо; желание причинить зло.
Обсуждение. Существует мнение: «Всем всё равно не поможешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуждающихся». Вы с этим согласны? Нужно ли помогать? (погорельцы, бедняки, попавшие в аварию, землетрясения…)
Если можете, расскажите о таких ситуациях.
Ситуация 1. Скажи, Петров, зачем ты снова
Смирнову дёрнул за косу?
Смирнов ответил:
- Что такого…..
Быть может я её спасу?!
А вдруг она пойдёт купаться,
А вдруг она начнёт тонуть?
Мне ж надо потренироваться:
Как из воды её тянуть.
Вопрос: Зло или добро творит Петров?
На доске появляется листок со словами: «Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела….» Р. Ролан.
После обсуждения учитель продолжает.
Ситуация 2. Возвращаясь домой после уроков, ребята обсуждают вопрос о том, как избежать завтрашней контрольной работы? И вдруг идея: «Колька, только у тебя есть телефон. Позвони, что в школе бомба заложена. Тебе что телефона жалко?» Что должен ответить Николай?
Учитель продолжает.
Да, быть добрым очень трудно, потому, что добрые дела делаются не для себя, а для кого- то, значит, человеку надо уделить внимание, потратить время и силы.
Как же научиться быть добрым? Наверное, ответов много…
Вот как считает поэт Б.Щеглов:
Сумей преодолеть преграды,
И боль,
И призрачный успех.
Живи, не требуя награды,
За свой поступок ради всех.
Добро не терпит промедленья –
Назавтра может опоздать.
А вот точка зрения поэта Ю.Рачкова:
Ещё печалью мир простужен,
Исподтишка разит беда.
Ты должен быть кому-то нужен
Всегда как хлеб или вода.
Быть добрым НАДО ПО ПРИВЫЧКЕ,
НЕ ПО РАСЧЁТУ.
Пригодись
Хотя бы маленькой синичке –
Пусти её из клетки ввысь.
Учитель. Мы с вами много внимания уделили понятиям «добро» и «зло». А что же такое терпимость? (ответы детей, затем формулировка этого понятия на листке).
*ТЕРПИМОСТЬ – способность мириться с кем – либо, чем – либо, относиться снисходительно к кому – нибудь.
* Давайте попробуем ответить на такие вопросы: (проецируются на экран)
*1.Как надо вести себя, чтобы не провоцировать людей на злые, грубые поступки?
2.Как нужно относиться к окружающим тебя людям?
3.Ко всему ли в окружающем мире надо относиться примирительно, терпимо?
Делаем вывод: каждый из нас должен проявлять терпимость к чужим мнениям, поведениям, традициям. Именно понятие терпимость включает в себя мысль о том, что люди должны жить в мире друг с другом, уважать друг друга, стремиться к взаимопониманию и познанию друг друга.
КАК СТАТЬ
ДОБРЫМ , ТЕРПИМЫМ. И СПОСОБНЫМ К ВЗАИМОПОНИМАНИЮ.
Не будь горьким выплюнут, не будь сладким – сосмокчут, будь самим собой.
Живи в согласии с самим собой и с другими людьми.
Будь уверен в себе.
Умей прощать и не будь обидчив.
Будь верен и надёжен.
Учись сопереживать другим
Ставь интересы других людей выше своих собственных.
Терпимо относись к другим точкам зрения.
Воспринимай людей как равных себе.
Проявляй чуткость.
Будь свободен от лжи и обмана.
Умей контролировать свои желания и поступки.
Стремись делать всё как можно лучше.
Эти высказывания записаны на листках и укреплены так, что их можно перемещать. Вместе с детьми расставляем их в порядке значимости для детей.
Ведущий.
Этические вопросы, касающиеся добра и зла, интересовали людей с древности.
В священном писании сказано:
Не будь побеждён злом,
но побеждай зло добром.
(Священное писание).
Согласны ли вы с этим утверждением? Это будет вашим домашним заданием, которое вы обсудите с Ольгой Ивановной на занятиях кружка «Православная культура»
Ведущий. Итак, ребята, подведём итог сегодняшнему разговору - вернёмся к эпиграфу. Понятен ли теперь его смысл? К чему надо стремиться?
И в заключение послушайте ещё одно стихотворение – напутствие.
На мир смотрите добрыми глазами,
Чтоб добрым было слово, добрым труд,
Пусть дураки сочтут вас дураками,
Злодеи малодушными сочтут.
Нам, людям, лишь добро приносит счастье,
Оно в конце сильнее зла всегла;
Погибнет в яме волк с кровавой пастью,
Пожар погасят ветер и вода
Пусть у глупца спокойней жизнь и краше,
Пусть в жизни сам злодей не знает зла,
Добро вовеки будет богом нашим,
Ему - молитва наша и хвала.
Тест «Добрый я или злой?»
1.У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
2.Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже, если это так?
3.Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
4.Часто ли вы говорите приятное людям, просто, чтобы им настроение?
5.Любите ли вы злые шутки?
6.Вы злопамятны?
7.Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
8.Умеете ли вы на практике применять свои способности?
9.Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
10.Если уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11.Вы охотно выполняете просьбы?
12.Станете ли вы подтрунивать над кем – то, чтобы развеселить окружающих?
ТЕСТ « Добрый ли вы человек?»
1.У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
2.Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже, если это так?
3.Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
4.Часто ли вы говорите приятное людям, просто, чтобы им настроение?
5.Любите ли вы злые шутки?
6.Вы злопамятны?
7.Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
8.Умеете ли вы на практике применять свои способности?
9.Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
10.Если уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11.Вы охотно выполняете просьбы?
12.Станете ли вы подтрунивать над кем – то, чтобы развеселить окружающих?
Расшифровка анкеты.
Поставьте очко за ответ «да» на вопросы 1,3,4,7, и за ответ «нет» на вопросы: 2,5,6,8,9,10,12. подсчитайте баллы.
Больше 8 баллов. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете обращаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.
От 4 до 8 баллов. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более, чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж неплохо. Но, наверное надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.
Меньше 4 баллов. Общение с вами, надо признаться, порой бывает мукой даже для самых близких для вас людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.
О путнике
Огонь фламенко
Девочка-Снегурочка
«Течет река Волга»
Осенняя паутина