Актуальность темы исследования.
Проблема депортации калмыцкого и других репресированных в годы Великой Отечественной войны народов - одна из острых и до последнего времени "закрытых" тем - приобретает ныне всё более актуальное значение.
Цель - формирование у молодого поколения чувства патриотизма и сопричастности к истории калмыцкого народа, увековечивание памяти невинных жертв репрессий.
Вложение | Размер |
---|---|
mutrenov_istoriya_moey_semi.doc | 79 КБ |
МБОУ «Бага – Тугтунская средняя общеобразовательная школа»
XI районная научно – практическая конференция школьников
«Первые шаги в науку»
Направление: История
Название работы: История моей семьи в истории народа
Автор работы: Мутренов Савр Бадмаевич
Место выполнения работы: МБОУ «Бага - Тугтунская средняя
общеобразовательная школа»
Яшалтинский район
Республика Калмыкия
Руководитель:
Кравченко И.В., учитель истории и культуры родного края
2015 г.
Содержание
Краткая аннотация.
В своей исследовательской работе «История моей семьи в истории народа» я отразил историю моей семьи, моих бабушки, дедушки, других родственников и калмыцкого народа в целом. Как и почему насильственно выселяли из родных мест в Сибирь? За что им выпали тяжелые испытания?
Хочу рассказать о трагедии моей семьи, моих бабушек и дедушек, изучая исторические корни, проблемы ответить на вопрос: кто и при каких обстоятельствах оказался виновным в насильственном выселении калмыков в Сибирь в те далёкие годы.
Я использовал воспоминания очевидцев тех далёких событий, историю их жизни, их судьбы.
В детстве я много слушал рассказы моих дедушки и бабушки. Их стойкость и жизнелюбие помогали и помогают определять мои интересы в жизни.
Актуальность темы исследования.
Проблема депортации калмыцкого и других репрессированных в годы Великой Отечественной войны народов - одна из острых и до последнего времени "закрытых" тем - приобретает ныне все более актуальное значение.
Цель – формирование у молодого поколения чувства патриотизма и сопричастности к истории калмыцкого народа, увековечивание памяти невинных жертв репрессий.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить документы, на основе которых осуществлялась депортация калмыцкого народа;
- рассмотреть процесс выселения калмыцкого народа и антиконституционной ликвидации его национальной государственности;
- охарактеризовать юридическое положение калмыцкого народа, социально - экономические условия его жизни в период депортации в местах спецпоселения;
Объектом исследования является депортация калмыцкого народа, подвергшегося выселению в 1943-1944 гг. с территории исторического проживания. В законе РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" дано четкое юридическое определение понятия "репрессированные народы": "это народы (нации, народности и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например, казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения".
Введение
Накануне Отечественной войны в СССР складывалась сложная ситуация. Фактически государство погружалось в открытое бифуркационное состояние, при котором общество могло разделиться в отношении к функциональному режиму власти. Именно так и случилось. Одна его часть поддерживала существующий строй, другая же представляла альтернативную силу. Безусловно, в этой обстановке власть делала все, чтобы не пошатнулись ее позиции, не были подорваны каким бы то ни было образом ее устои. Ужесточались меры, применяемые к отдельным народам и группам населения, выступавшим в открытой или скрытой форме против режима. И это обосновывалось сложившийся обстановкой и непосредственно уже самой войной и характером государственной национальной политики.
В результате наступления германских войск и отхода частей Красной Армии через Дон к Волге и на Кавказ летом 1942 года, Ростовская, часть Сталинградской областей, Краснодарский и Орджоникидзевский края подверглись оккупации немецко-фашистскими войсками. Гитлеровские войска оккупировали часть территории Калмыкии. Полностью было захвачено 5 улусов: Западный, Яшалтинский, Приютненский, Троицкий и Сарпинский.
Среди мер «наказания» непослушных, неблагонадежных всемерно использовалась и депортация. Все акции по переселению того или иного народа, групп населения имели юридическую базу: постановления ГКО, Президиума Верховного Совета Союза ССР, решение ЦК партии, указы Совнаркома или другой государственной структуры, что придавало им якобы законный характер. Правда, некоторые из этих правовых актов появлялись уже после выдворения людей с территорий проживания.
Репрессии - одна из самых трагических страниц летописи истории нашей страны и края. Голод, страдания, лишения пришлось пережить миллионам гражданам России. События того времени, коснувшиеся многих семей, сохранились в памяти на всю жизнь. Система репрессий не щадила никого: ни детей, ни взрослых, ни безграмотных, ни руководителей, ни представителей и самой этой системы. Тяжкий труд с малолетства на «спецпоселениях» подорвал здоровье детей, лишил их детства на обжитых местах, возможности получить достойное образование и работу. Напрасные подозрения и недоверие окружающих сопровождали их на протяжении всей жизни. Но многие люди не зачерствели душой, сохранили в памяти и передали потомкам истории своих жизней.
27 декабря 1943 года вышел Указ президиума Верховного Совета СССР, а 28 декабря постановление СНК за подписью В.М.Молотова о ликвидации Калмыцкой АССР и о выселении калмыков в Алтайский и Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области.
Операция по депортации калмыков проводилась 28-29 декабря 1943 года под кодовым названием «Улусы». В ней участвовали 2975 офицеров НКВД, а также 3-й мотострелковый полк НКВД, ранее выселявший карачаевцев. Руководил операцией начальник УНКВД по Ивановской области генерал-майор Маркеев.
Депортация калмыков рассматривалась как мера наказания за якобы имевшее место массовой противодействие органам Советской власти, борьбу против Красной Армии, как средство урегулирования национального конфликта, возникшего с калмыками. Выселению были подвергнуты в первую очередь калмыки, проживавшие на территориях калмыцкой АССР, Калмыцкого района Ростовской области, а также военнослужащие. В каждый вагон помещали по 40-50 человек. Всего было сформировано 47 эшелонов.
Первым заходом было депортировано 91919 человек. За январь 1944 года к ним присоединилось еще 1014 человек. Между районами вселения они были распределены следующим образом: Омская область -24325, Красноярский край-21164,Алтайский край-20858, Новосибирская область-18333 человек. Больше половины калмыцкого контингента в Тюменской области было расселено в ее северных округах- Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском и Тобольском.
В 1944 году депортации калмыков продолжились за счет выселения тех, кто проживал вне Калмыцкой АССР: 2536 человек из Ростовской области отправили в Омскую область, 1178 человек из Сталинградской области отправили в Свердловскую область.
Позднее к ним присоединились демобилизованные из армии калмыки- более 15000 человек. Солдаты и офицеры калмыцкой национальности были направлены в Астрахань и переданы НКВД, который вывез офицеров в Ташкент и Новосибирск, а рядовых направил на строительство Широковской гидроэлектростанции в Пермской области.
Труд депортированных калмыков использовался в сельском хозяйстве, на лесоповале, но чаще всего – в промышленном рыболовстве, их многовековой опыт в области животноводства оказался невостребованным.
Этот декабрьский холодный день 1943 года, третьего года жестокой войны, каждый калмык – стар и млад, запомнил на всю жизнь. Задолго до рассвета в соответствии с тщательно запланированной операцией под кодовым названием «Улусы», утверждённой генеральным комиссаром госбезопасности Лаврентием Берия, одновременно во всех хотонах, сёлах, посёлках и городе Элисте в дома калмыков вошли по трое военных из войск НКВД и объявили, что по указу Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943 года все калмыки, как изменники и предатели, выселяются в Сибирь, а Калмыцкая АССР отныне ликвидируется.
В чем только не обвиняли калмыцкий народ. В период оккупации калмыки якобы изменили Родине, предавали немцам честных советских граждан, вступали в организованные немцами воинские отряды для борьбы против Красной армии, передавали немцам эвакуированный из других мест колхозный скот, организовывали банды и совершали налёты на колхозы и совхозы, терроризировали местное население и т.д. Это было самой гнусной, чудовищной клеветой, возводимой сталинским режимом.
Основная часть
Эту исследовательскую работу я посвящаю своим дедушке и бабушке в благодарность за то, что они выжили в те страшные суровые годы депортации, и пройдя такие испытания подарили жизнь моему отцу, а также всем депортированным калмыкам и сибирякам, с помощью которых им удалось выжить.
Мой дедушка, Мутренов Владимир Сарванович , родился 14 апреля 1931 года в поселке Гюдик Яшалтинского района Калмыцкой АССР. На момент выселения ему было всего 12 лет. Семья у него была большая: отец, мать и шесть сестер. Двенадцатилетнему мальчишке родители ничего не объясняли, не говорили о высылке. По его словам, накануне выселения по дворам ходили солдаты, они вели перепись всех проживающих на территории села калмыков, проверяли, кто куда отлучился. Взрослые просто сказали детям, что у них будут зимовать солдаты. Вечером 27 декабря, накануне выселения, его бабушка села, попросила воды и стала молиться. После этого она сказала, что калмыков ожидает дальняя дорога, домой они вернутся только лишь через тринадцать лет, будет очень трудно, многие погибнут, но их семья вернется в полном составе. Прадед в тот момент уехал на волах на мельницу в село Егорлык. Поэтому все тяготы легли на плечи матери.
Раньше калмыки жили очень дружно, делились всем. В этот день зарезали корову и поделили мясо на шесть семей. Дедушка говорит, что он выступил в роли «судьи». Ему говорили: «Это кому?», а он называл семью. Кто-то даже пошутил, «себя не забудь!», и он назвал свою фамилию. Утро 28 декабря он помнит отлично. В то время домашний скот ночевал в степи, так как коровы были подсосные (это значит, телята сосут своих матерей), а телята были дома. Дедушка вышел рано за двор и увидел, что коровы сами пришли домой. Он сообщил об этом своей матери. В этот момент в землянку вошли два солдата и офицер. Они стали проверять штыками закрома, ворошить сено. Видимо хотели убедиться, что там не прячутся люди. Офицер сообщил, чтобы все собирались. Кто, куда и почему, эти вопросы остались без ответа. Офицер ушел к соседям, а двое солдат остались охранять. Мать сидела и плакала, прижав к груди маленькую дочку, никто ничего не понимал. Один из солдат стал у входа, а другой стал помогать собирать имевшееся мясо и другие продукты, кое-какие пожитки. Потом они помогли всей семье выбраться из землянки, донесли вещи до ожидающих автомашин. Дети, конечно же, в тот момент ничего не понимали, не осознавали, им было интересно покататься в машине. Дедушка помог еще и соседям: семье Хохурова Халды, его жене - они уже были очень старые, и их двум снохам с маленькими детьми. Двое их сыновей были в то время на фронте. Когда все были погружены, автоколонна направилась сначала в Башанту, а затем в город Сальск на железнодорожный вокзал. На вокзале всех погрузили в товарняки, по несколько семей в каждый.
Отец моего дедушки тем временем уже ехал в обратном направлении. Он заночевал в селе Орловка. И хотя он вез муку на колхозных волах, ему было приказано оставить все и ехать домой. Один из солдат сказал, что это ему уже не понадобится. Прадед вернулся в Гюдик, но семьи там уже не было, пришлось ему отправиться вслед за ней. Он нагнал семью уже в дороге, и то случайно, его издали по одежде узнал сын.
А семья продолжала путь в товарняке. В дороге умерли старики, не выдержав голода и холода. Обогреваться приходилось при помощи перьев из перин, тряпья. Хорошо, что с собой были небольшие запасы продуктов, их тянули как могли. По дороге на остановках людей стали выпускать за едой и кипятком. Им готовили какую-то похлебку или будан и хлеб. Если бы не отец, вероятно, мать умерла бы. На одной из остановок отцу удалось купить или выменять кусок масла.
По приезду в город Ачинск людей стали распределять по районам Красноярского края прямо вагонами. Семья моего дедушки попала в Рыбинский район город Заозерный. Там их поселили в какой-то казарме. Сначала им разрешили помыться в бане, что было крайне необходимо после такой дальней дороги.
Вскоре на телегах приехали люди из разных колхозов и совхозов, чтобы забрать переселенцев. А семья дедушки погрузилась на телегу, которой управляли мужчина и женщина, как оказалось, это был управляющий подсобного хозяйства и его жена. Когда семья ехала, отец спускал сына с телеги, чтобы он мог согреться во время ходьбы, так как было очень холодно. Приехали они в село Бородино, которое находилось в семи километрах от Заозерного. Их поселили в доме, в котором было не топлено и холодно, а посередине комнаты были только деревянные нары для сна.
Утром, по словам дедушки, он проснулся раньше всех и в тулупе вышел на улицу. Снега было ему по пояс, и он, споткнувшись о полы тулупа, упал с крыльца. А перед домом стояли несколько женщин с детьми. Им было интересно, кто приехал. Дедушка вскарабкался на крыльцо, зашел в дом и спрятался под нары. А женщины вошли в дом и стали разговаривать с родителями. Одна маленькая девочка подошла к нарам, а дедушка дернул ее за подол шубы, и все увидели его. А одна женщина принесла им веник. Вскоре женщины ушли видимо на работу. Отец затопил печку ветками и дровами, они были сложены возле печки. На следующий день отец с матерью вышли на работу по наряду, а дедушка со старшей сестрой стали носить дрова, благо кругом был лес.
На следующий день в дом пришли главный бухгалтер и продавец из местного магазина. Они рассказали, что рабочим полагается 500 грамм хлеба, иждивенцам- 150 грамм, а детям- 200 грамм хлеба по талонам. Посоветовали приходить в магазин часов в 5-6 вечера. К весне стало совсем голодно. Ходили по полям, выкапывали мёрзлую картошку, отогревали её, потом варили, толкли и запекали на плите лепёшки. Ходили в лес, собирали травы для чая, зёрна овса, камнем перетирали их и пекли лепёшки. Сначала сибиряки относились к ним с опаской, говорили, что они людоеды. Потом, как они говорили: «…видим, что калмыки- люди трудолюбивые, мирные, терпеливые», потому стали относиться с уважением, помогать им: то принесут картошку, то яйца, то капусту. Жили дружно.
В 1945 году дедушка пошел в школу. По его словам класс во второй. В 1946 году он уже пошел работать разнорабочим в колхоз. Он наравне со взрослыми стал получать заработную плату, и на него завели трудовую книжку.
В 1956 году дедушку вызвали в военкомат, хотели забрать в армию, но не взяли по состоянию здоровья. В паспортном столе ему выдали паспорт и поставили печать в военном билете об увольнении в запас. В этом же году он женился на Муджиковой Тамаре Сергеевне. Когда вышел указ о реабилитации калмыцкого народа, дедушка обратился в управление колхоза с просьбой о расчете. Правление колхоза не хотело их отпускать. Но директор пошел навстречу и даже не стал ждать 14 дней с момента подачи заявления. Он только спросил: «А кто вас там ждет?»
Но прежде чем ехать домой, нужно было продать выращенную картошку. Дедушка заказал две машины. Их загрузили и отправились в город Разрез. Когда они туда приехали, им сказали, что картошку надо было перебрать: отделить крупную и мелкую. Но когда руководство базы услышало о возвращении калмыков домой, то взяли всю картошку по 15 копеек за килограмм. Дедушка вернулся домой, а домашние уже погрузили вещи и отправили их в город Сальск. А сами поехали на поезде. Правда, им пришлось прожить 3 дня на вокзале в городе Новосибирск потому, что не хватало поездов для всех желающих вернуться на родину.
Эти три дня показались всем вечностью: очень хотелось быстрее вернуться. Когда они приехали в Сальск, то на вокзале нашли машину до Яшалты. Шофер встретил их как родных, обнимал и называл земляками. Добралась семья моего дедушки домой тогда еще в колхоз Хрущев Камышинского сельского совета, а ныне село Бага- Тугтун в ноябре 1957 года.
Как потом вспоминал дедушка, они действительно вернулись домой без потерь через 13 лет, как говорила бабушка накануне выселения. Родная земля встретила их теплой погодой. Было ощущение, что природа ждала их возвращения. Правда, двум семьям жить пришлось в маленьком домике, состоящем из одной комнаты, но это было все не страшно. Главное, что это был родной дом и земля.
Уже позже, когда вышел Закон о реабилитации на основании свидетельских показаний в суде был действительно доказан факт выселения в Сибирь. А потом были выданы: справка о сроках пребывания под надзором с ограничением прав и свобод и справка о реабилитации.
Заключение
Читая эти документы, кожей ощущаешь, как ежедневно, ежечасно сталинская система пыталась раздавить честь и достоинство наших отцов и дедов, как пыталась довести их до скотского состояния. И удивляешься: как же они выжили? Как не обозлились? Не стали зверьми? Ведь это подвиг остаться человеком в таких нечеловеческих условиях. Это – подвиг народа! За эти тринадцать лет легче всего было сломаться. Но народ выдержал. Не обозлился. Это и есть крепость нации, ее спокойная сила, величие народа не в его количестве, а в духовной твердости. Не потерять бы ее нам, живущим сегодня.
18 ноября 1993 года в газете «Алтайская Правда» была напечатана статья Ольги Шевчук «Поезд памяти. Встречайте». Слова из ее статьи заставляют вновь и вновь пережить то, что испытал мой народ. «Этот поезд, следующий по маршруту Элиста – Тюмень – Омск – Барнаул – Томск – Красноярск – Новосибирск, прибудет к нам 21 ноября, в воскресенье. У него нет номера. У него есть имя – Поезд Памяти. …Около половины высланных не выдержали «наказания», обрушенного на них «отцом народа», скончались уже в пути следования и в первые месяцы депортации. Калмыки – исконные животноводы – работали на сибирских заводах, лесозаготовках, рыбных промыслах, в шахтах. Тяжелый непривычный труд и климат оборвали жизнь многих. Алтай принял в то время 22212 без вины виноватых переселенцев, определенных на жительство в 14 районов. И вот теперь, полвека спустя, движется к нам поезд, в котором едут 337 человек. Среди них те, чья судьба оказалась связана в те годы с Алтаем. Что хранит их память? Горечь? Боль? Перенесенные лишения и унижения? Да, конечно. Но не только это. Рядом со скорбью в памяти есть место и для добра. Для лиц и имен наших земляков, которые, как могли, приветили тогда, обласкали, обогрели человеческим теплом изгоев, в один момент лишившихся родины, выброшенных на чужбину…. В воскресенье к нам прибывает Поезд памяти. Встречайте».
Колеса все стучат…
И память возвращает нас назад,
В далекие сибирские года,
Которых не забыть нам никогда,
Сибирь – суровая, бескрайняя земля.
Январские морозы и тайга.
Могилы бабушек, отцов и матерей.
Вовек нам не забыть таких потерь.
Сибирь – суровая, но мудрая страна.
Теплом людских сердец приветила она.
Их помощь, милосердье, сострадание
Облегчили нам тяготы изгнанья.
Алтайский край – край детства моего,
И помнится мне более всего
Над Бией-речкой город, школа и друзья,
Откуда, в общем, родом вышла я.
Минули годы.
Седина в висках.
Живу у Каспия, в горячих я песках.
Но в памяти еще живут доныне
Леса и люди родимой мне Сибири.
Д. Сусеева
«Поезд памяти»
Мой дедушка и некоторые наши земляки тоже стали участниками этого поезда. По его словам, участники этого мероприятия уже и не верили, что смогут посетить места своего детства, юности, места, где остались навечно многие родные и близкие, земляки. Они проехали много километров, чтобы зажечь зул, помолиться, насыпать частичку родной земли на могилы калмыков.
Старожилы до сих пор помнили семью моего дедушки. Они встретили своих сибирских друзей, гостили у них, вспоминая годы своей молодости. А в 2001 году дедушке повезло быть участником Поезда Памяти, сколько волнений и радости ему пришлось перенести во время этой поездки!
Интересно, что же чувствует человек, который через столько лет ступает на землю, где прошли его молодые годы, где калмыки терпели унижения спецпереселенца, умирали от голода и холода?
И вот что ответил мне дедушка: меня давно тянуло туда, хотелось найти могилу моих родных, поклониться им, отдать дань. Что я чувствовал? С одной стороны глубокую печаль и грусть, вспоминая тех людей, кто не дожил до возращения на родину, с другой – чувство удовлетворения, что нашел могилу родных, увиделся с местом, где мы проживали, встретился с людьми, которые помогли нам выжить.
Есть калмыцкая пословица «Кто забывает прошлое, у того нет будущего», которая учит молодое поколение гордиться своими корнями, помнить историю своего народа, чтить память о погибших, уважать старшее поколение и никогда не забывать суровый декабрь 1943 года…
Список литературы.
1. «Операция «Улусы», Бугай Н.Ф., Элиста,1991г
2. «Калмыки. Выселение и возвращение», Убушаев В.Б., Элиста,1991г
3. Ссылка калмыков: как это было. Книга памяти ссылки калмыцкого народа,т1, Элиста,1993г
4. Указы Президиума Верховного совета СССР.
5. Воспоминание Мутренова Владимира Сарвановича .
7. Фотографии из семейного альбома.
8. Архивные справки.
Сказка об осеннем ветре
Учимся ткать миленький коврик
Усатый нянь
Рыжие листья
У меня в портфеле