• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа направление: литературоведение тема : «Чему нас учат сказки»

Опубликовано Шмелева Светлана Юрьевна вкл 30.09.2015 - 20:26
Шмелева  Светлана Юрьевна
Автор: 
Кораблева Ангелина

III районная исследовательская конференция учащихся младших классов  «Юный изыскатель»                                   Исследовательская работа                                                   направление: литературоведение                                                     тема :  «Чему  нас  учат  сказки»                                                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа415.61 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ  «ЗАРЕЧЕНСКАЯ  ОСНОВНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА»

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение ……………………………………………………………….    2 стр

2.Основная часть ………………………………………………………..    3 -4 стр.

3Заключение  ……………………………………………………………..     4стр.

4. Список  используемых информационных  источников…………….      5стр

5. Приложение……………………………………………………………     6 стр

Введение

Тема исследования:  «Сказка  ложь  да в ней  намек»

Цель исследования: Выяснить чему  нас  учат  русские народные сказки, « Репка»  «Колобок» и некоторые другие.

Задачи  исследования:1. Какую воспитательную или познавательную функцию выполняют эти сказки.

2. Сколько  лет  русским  народным сказкам.  

3.  Есть ли  тайный смысл у этих  сказок.

Актуальность:  Мы  любим читать  сказки. Особенно  русские  народные сказки.  Почти все они  начинаются одинаково ЖИЛИ-БЫЛИ ….. , а заканчиваются  словами СКАЗКА  ЛОЖЬ  ДА  В НЕЙ  НАМЁК……..

Сказка  это то, что  придумано, то чего не было на самом деле. Тогда зачем  придумывают  сказки?     Ведь  говорить не правду  не хорошо?  Значит она должна нас чему-то  научить.      А чему?  Это  мы и хотели  выяснить  через  Русские народные сказки, с которыми  знакомимся  в 1 классе.

Мы  прочитали  на уроке  русские народные сказки   «Репка» и  «Колобок».  Эти сказки  нам очень  понравились. Они  интересны, красочны и их  легко запомнить. Мы их пересказывали друг другу, маме, папе и даже коше.  Потом мы рисовали рисунки  к этим сказкам.  Смотрели  мультфильмы, но  мы же знаем,  что  все  сказки  чему-нибудь да  учат.  И перед  нами  встал  вопрос  чему же  мы  научились  у  этих  сказок.  

Объект исследования: Русские народные сказки «Колобок»,  « Репка» и др

Предмет исследования:    Смысловое значение  сказок  явное и тайное.

Гипотеза исследования: Мы  предполагаем,  что  за простыми сюжетами  сказок(РН) скрывается иное значение,  чем можно увидеть на первый взгляд.

Методы исследования: 1. Работа с книгой  

2. Анализ  сказок

3. Опрос  учащихся и родителей.

4. Познакомиться  с информацией из  интернет-ресурсов

4. Наблюдение.

Новизна: в нашей работе  мы  рассматриваем  Русские народные  сказки не просто как развлечение  для детей,  а как    научное  наблюдение  людей. о растущей и убывающей луне.

После подробного  знакомства с этими сказками  мы обсудили их в классе  и  у нас  вот что получилось.

Сказка  «Репка» нас учит дружбе, помощи  друг другу потому что,  только  работая дружно  герои сказки  справились  с  трудной работой.    Уважению  старшего поколения,  потому  что  помогать  старшим это  наша обязанность.  А так же что самая  маленькая помощь  может  оказаться  главной и даже самой  нужной.

Сказка «Колобок»  нас учит тому что нельзя  убегать   из  дома без  разрешения  взрослых, потому что  там  на улице  может быть  опасно.  Что нельзя  разговаривать  с незнакомыми  людьми, мы же не знаем чего они от нас  хотят.  И ещё она нас учит, что  Похвалу  надо ещё  заслужить, а когда  тебя хвалят  без причины  то это лесть и это не хорошо.

Итог  выше изложенного После  знакомства  с этими  сказками  мы стали  добрее относиться друг к другу. Мы стали с большим желанием помогать  друг другу. Чаще стали ходить  в гости друг к другу  и играть  вместе стало веселее. И даже   зная  эти сказки  наизусть  нам  нравится  их  слушать и читать самим и рисовать  к ним рисунки.

Сколько  лет  сказкам?

И у нас возник вопрос. Когда  появились  эти  сказки, если  их  ещё  читали наши бабушки и дедушки.

Чтобы это узнать  мы  зашли  на  сайт Википедия и вот что мы узнали.

Точный возраст сказки "Колобок" Вам не назовёт никто. Народным сказкам тысячи или даже десятки тысяч лет, они появились ещё в эпоху первобытно-общинного строя. А вот собирать, записывать и издавать их начали только в 19 веке. 
Колобок-персонаж имеет аналоги в сказках многих других народов: американский пряничный человечек, английский Джонни-пончик, имеются похожие славянские, скандинавские и немецкие сказки, сюжет также встречается в узбекских, татарских сказках и других.». 

                                        Наше  открытие.

Есть ли у русских народных сказок тайный смысл? Интересный вопрос.

Кажется, что только из смысла наши сказки и состоят….

На одном интересном сайте  нам  встретилась  сказка очень похожая  на уже  известную нас сказку «Колобок» но  все же  там были отличия . Например

        

Различия  

Сказка которую  знаем.

Старая сказка.

1 В той сказке которую знаем мы  были дед и баба

1.А в этой  были Рас и Дева.

 2.заяц, волк медведь и лиса.

2. Лебедь, Ворон, Медведь, Волк, Лиса.

3  животные  не трогали колобок и только лиса его съела.

3.животные откусывали  от  колобка по кусочку пока он совсем  не  исчез.

На самом деле сказки складывались для того, чтобы  передать  свои наблюдения и жизненный опыт. Недаром Пушкин сказал: «Сказка — ложь, да в ней намек…»

С этой точки зрения нужно подходить к русской народной сказке. И еще помнить народные традиции — когда эти сказки складывались, рассматривать их с точки зрения ритуалов, обрядов, представлений народа о жизни, т. е. читать их тем языком, на котором они были сложены.

  «Колобок» и «Репка» — астрологические сказки .

Эти сказки о луне, которая вначале превращается в месяц, а потом наоборот. Помните сказку «Колобок»? Оказывается, в первоначальном варианте(см в приложении) каждое животное откусывало от колобка по кусочку. Так круглая луна становилась все меньше и меньше. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка осталась одна горбушечка. «Ам» — и она исчезла…

Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни “почти ватрушкой”. Колобок – это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Не даром русский народ повсюду славился своим образным мышлением.

Сказка о Колобке – это астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса), до новолуния (Чертог Лисы). “Замес” Колобка – полнолуние, в данной сказке, происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идет на убыль, т.е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) – “съедают” часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается – Мидгард-Земля (по современному – планета Земля) полностью закрывает Месяц от Солнца.

Подтверждение именно такой интерпретации Колобка мы находим в русских народных загадках (из собрания В.Даля):

 Голубой платок,

красный колобок:

по платку катается,

людям усмехается.

 – Это про Небеса и Ярило-Солнце.

 «Репка» — о том же самом, только в обратном порядке Месяц постепенно превращается в полную луну.  

 Сказки «Петушок — Золотой гребешок» и «Заюшкина избушка». В первой говорится о смене дня и ночи. Петушок — это солнышко. Лиса подходит к окошку и зовет его (в народной культуре было очень много закличек к солнышку). Потом хватает и несет за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря — путь неоправданно далек, т. е. это путь, который проделывает солнце. Лиса — это ночь, которая украла солнышко, а кот — утро, он вернул его.        

В «Заюшкиной избушке»  очень просто и интересно  рассказывается о смене времен года. Лиса — зима, Заюшка — лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок — солнышко, которого очень боится лиса — зима

И мы решили  проверить так  ли это. Рассматривая ночное небо  мы видели что луна и правда по  круглая как колобок, а то  как долька апельсина или как арбузная корка. А то и  вовсе луны на небе нет. И вот что мы  взяли на сайте (приложение)  

Заключение

 Сказки очень  нужны  детям как раньше, так и теперь.  Их конечно с удовольствием  слушаем, читаем и сами рассказываем.  И  лишний раз  убеждаемся, что  в народной мудрости. Люди, создавшие сказки, не знали грамоты, и не было у простого народа иного способа хранить свой жизненный опыт и свой наблюдения. Поэтому они   рассказывали  свои наблюдения  друг другу  и из  этих  рассказов  родился  жанр народные сказки. Так нами любимый и  всем понятный.

 

Список  используемых информационных источников.

  1. .http://clubs.ya.ru/4611686018427398066/replies.xml?item_no=155568
  2. http://midgard-svaor.com/repka/
  3. http://www.moscowaleks.narod.ru/logoz.JPG
  4.  http://www.moscowaleks.narod.ru/galaxy016.html
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Репка 
  6.  http://en.wikipedia.org/wiki/Kolobok

 Символизм русских народных сказок    

  1. http://kravchenco.ucoz.ru/load/issledovatelskaja_rabota_quot_chemu_uchat_skazki_quot/1-1-0-5

.Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей

  1. http://www.dreams4kids.ru/tag/chemu-uchat-skazki/#

ЛИТЕРАТУРА

  1. Афанасьев  А.Н. Русские  народные  сказки/ Научн. ред. текста ,послесловия и примеч.  В.П.Аникина; Илл. Л. Непомнящего.-М.: ЗАО  «Издательский Дом  ОНИКС», 1999.-ISBN 5-249-00294-3
  2. Вороньев А.Н. Книга для чтения. Серия «Дружок» М., Просвещение, 2008.
  3. Порудоминский В., «А рассказать тебе сказку?..» – М.: «Детская литература», 1970;Сказки. Легенды: Антология семейного чтения /Авт. – сост. Е.И. Фадеев; Худож. С.А.Ступов. 1991.
  4. Сказки русских писателей /Сост., предисл., Н.Сидориновой/; Худож. Е. Монин и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
  5. Сказки русских писателей – М.: «Детская литература», 1986;

ПРИЛОЖЕНИЕ

РНС «Колобок»(старый  вариант)

Попросил Рас  Деву: – Испеки мне Колобок.

Дева по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок.

Покатился Колобок по Дорожке.

Катится-катится, а навстречу ему – Лебедь: – Колобок-Колобок, я тебя съем! И отщипнул клювом кусочек от Колобка.

Катится Колобок дальше. Навстречу ему – Ворон: – Колобок-Колобок, я тебя съем! Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел. Покатился Колобок дальше по Дорожке.

Тут навстречу ему Медведь: – Колобок-Колобок, я тебя съем! Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес.

Катиться Колобок, катиться по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему – Волк: – Колобок-Колобок, я тебя съем! Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок. Но Путь его еще не закончился.

Катится он дальше: уж совсем маленький кусочек от Колобка остался. А тут навстречу Колобку Лиса выходит: – Колобок-Колобок, я тебя съем! – Не ешь меня, Лисонька, – только и успел проговорить Колобок, а Лиса его – “ам”, и съела целиком.

 «Репка» — русская народная сказка, опубликованная в 1863 году исследователем  фольклора А. Н. Афанасьевым  в его сборнике «Народные русские сказки». Была записана в Архангельской губернии. Сказка относится к типу цепочных и рассказывает о попытке вырвать стариком огромную репу, который зовёт на помощь вначале своих родных, а затем и зверей.

В фольклорном варианте Афанасьева к участию в вырывании из земли репки подключаются ноги:

«

Пришла друга нога; друга нога за ногу, нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!

»

Только с приходом пятой ноги репку удаётся вырвать из земли. Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Репка

        


Поделиться:

Воздух - музыкант

Мост Леонардо

Цветок или сорняк?

Чайковский П.И. "Детский альбом"

Финист - Ясный сокол