• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Творческая работа на конкурс по теме "Традиционные виды деятельности Коми народа"

Опубликовано Терентьев Андрей Федорович вкл 01.10.2015 - 22:07
Терентьев Андрей Федорович
Автор: 
Батманов Максим

Исследоваетльская работа по теме "Традиционные виды деятельности жителей с.Петрунь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maksim_batmanov.doc203.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_k_rabote_bmn.doc253 КБ

Предварительный просмотр:

        МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ  

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

           «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ПЕТРУНЬ»

Тема: «Природные материалы и компоненты в традиционных видах  хозяйственной деятельности оленеводов с.Петрунь на примере технологии обрабатывания оленьей шкуры»

                                                             Работу выполнил: Батманов Максим, ученик 9 класса      

                                               Руководитель: Терентьев Андрей Федорович,  

                                                            учитель русского языка  и литературы, коми языка  

Петрунь 2013

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………. 3 стр.

Глава I. Историко-культурный очерк…………………………………………………5 стр.

Глава II. Технология обрабатывания оленьих шкур и камуса ……………………...7 стр.

Глава III. Традиционные инструменты ……………………………………………...12 стр.

Заключение…………………………………………………………………………….14 стр.

Список литературы……...…………………………………………………………….15 стр.

Приложение № 1………………………………………………………………………….

Приложение № 2………………………………………………………………………….

Приложение № 3………………………………………………………………………….

Введение

Республика Коми – многонациональная республика. Коренное население – коми – зыряне живут в соседстве с русскими, ненцами, ханты, манси, а также с приезжими украинцами, белорусами и азербайджанцами. В свою очередь зыряне представлены разными этнографическими группами: ижемцы, сысольцы, удорцы, вымичи, печорцы и т.д. Все эти народы и группы, проживая на одной территории длительное время, разумеется, оказали непосредственное, а иногда и опосредованное, воздействие друг на друга и в области культуры, и языка, и народного хозяйства. Порой трудно распознать: чья это традиция, или чей это обычай. Почему так происходит? Потому что со временем малые народы и этнические группы сливаются, ассимилируются в большинстве (в нашем случае с русскими) и тем самым теряют своё самосознание и идентичность. Направленная на сохранение малых этносов политика Российского государства часто не учитывает характерные особенности конкретных этносов и той природы, в которой они живут. Получается, что попытка сохранить культуру оборачивается ситуацией искусственного (можно даже сказать тепличного) сохранения лишь отдельных частей целой культуры.  Эта проблема актуальна в нашем обществе, и думается, что долго ещё будет иметь существенное значение в её социально-культурном пространстве. Поэтому идейной основой данной работы, а, следовательно, и актуальностью является заинтересованность научного сообщества в исследовании и сохранении малых и коренных этносов с их неповторимой культурой. Объектом исследования была выбрана локальная традиция этнографической группы коми ижемцев – традиция с.Петрунь г.Инты Республики Коми. Как известно, основным видом хозяйственной деятельности коми ижемцев было и остаётся оленеводство. Именно оленеводческая культура в синтезе с культурой оседлых коми представляет собой культурно-этническое своеобразие этой группы зырян. (с.Петрунь – одно из традиционных селений ижемских оленеводов). Чтобы раскрыть идею и попытаться продемонстрировать своеобразие народной культуры оленеводов с.Петрунь, её взаимосвязь с окружающей средой, опираясь на собственно проведённое исследование и труды В.В.Филипповой, И.Л.Жеребцова, Л.Н.Жеребцова, Н.Д.Конакова, перед исследователем поставлена цель: выявить природные материалы и компоненты в традиционных видах хозяйственной деятельности оленеводов с.Петрунь. Предметом исследования является технология обрабатывания оленьих шкур (с учётом инструментов и дополнительных компонентов). Чтобы цель работы была реализована в полной мере, исследователь решал следующие задачи:

- Привести краткий культурно – исторический очерк о с.Петрунь;

- Провести мониторинг по выявлению технологии обрабатывания камуса, шкур посредством опроса информантов – коренных носителей данной традиции;

- Поэтапно расписать, используя иллюстрации, технологию обработки шкур;

- Выявить особенности технологии обработки и непосредственные природные материалы, компоненты, используемые традиционно оленеводами с.Петрунь.

 В работе использованы материалы, полученные от 10 информантов, паспортизация которых приведена в приложении №3. Перечень научных исследований и монографий, использованных автором, приведён в списке литературы.

При написании научно-исследовательской работы были использованы следующие методы: описательный, анализа, синтеза и наблюдения.  В работе использованы фотографии Батманова М.Н., Терентьева А.Ф., Хозяиновой Н.Н., Муравьёвой Н.А., Чупрова В.В.  

Работа состоит из 5 частей и списка литературы:

- Введение

- Глава I. Историко – культурный очерк

- Глава II Технология обрабатывания оленьих шкур и камуса

- Глава III Традиционные инструменты

- Заключение.

К работе прилагаются иллюстрации и список информантов, размещённые в приложениях в конце работы.

        

Глава I.

Историко – культурный очерк  

В начале XIX века происходит активное заселение берегов реки Усы, так как длительные и дорогостоящие войны Ивана Грозного, рост налогов вынуждали крестьянство России уходить с насиженных мест. И в 1871 году 4 брата Хозяиновых, выходцы из села Мохча Ижемской волости, Симон, два Ивана и Петр выбрали место своего поселения - это был высокий берег Усы, с красивыми песчаными берегами и место, где ненцы-оленеводы весной и осенью перед походами к Ледовитому океану устраивали почести для бога Болбана. Есть так же легенда, связанная с основанием села: «Четыре молодых человека с широкими плечами, красивые и сильные поднялись на высокий берег, и где, откуда ни посмотри, везде лес, остались для ночлега. На следующий день проснулись и глазам своим не верят как тут красиво, словно в рай попали. И вот один из братьев говорит: «Вот видите ту большую ель - свалим это дерево, да если упадёт оно на восток, сюда и поселимся; а если на запад, то дальше пойдём». Начали рубить с четырех сторон, и дерево упало на восток. «Ну, видимо, это судьба», - сказали они и начали строить дом. Так и появилось село Болбан, которое позже переименовали в Петрунь в честь отца братьев - Петра».  Их основными занятиями были ловля рыбы, добыча пушного зверя, белой куропатки (а здесь это было в изобилии).[1] 

Сейчас петруньцы, в основном, занимаются оленеводством и скотоводством, но некоторые ещё держат овец, коз, кур, кроликов, лошадей. Все занимаются земледелием: выращивают картофель, редьку, репу, морковь. Когда-то растили ячмень, но из-за климатических условий перестали.

Петруньцы разговаривают на ижемском диалекте коми языка. Традиционная культура аналогична ижемской. Но стоит отметить: петруньцы, занимаясь оленеводством, многое переняли у ненцев с непосредственной модернизацией, что характерно ижемской традиционной культуре коми – зырян.[2]  До ныне сохранилась национальная одежда петруньцев. Женский костюм собой представляет следующее: длинный матерчатый сарафан с лямками и проборами с поперечным узором – вахрам; кофта с широкими рукавами и высокой шеей – сос, или разновидность – японка; головной убор – кокошник состоит из волостника, жесткого подклада - ободка (кишки) и платка; верхняя одежда для оседлых петруньцев – матерчатая куртка с воротником – пась или плюшевая куртка на пуговицах. Верхняя одежда чумработниц: малица с красочной накидкой из ткани. Обувь женская: пимы из камуса с коротким голенищем; пимы из камуса с длинным голенищем, украшенные разноцветным сукном, имеющие дополнительный подклад в виде меховых чулков – липича. Летний вариант женской обуви – кöтi – кожаная обувь со шнуровкой, без голенища, а ещё пимы, обработанные сосновой смолой – сирва тöбек.  Национальная мужская одежда петруньцев, ведущих оседлый образ жизни: льняная или просто матерчатая длинная рубаха с поясом из овечьей шерсти – вонь, широкие штаны из плотного материала, вязаные чулки и галоши резиновые или кожаные кöтi летом, а зимой – валенки или меховые пимы с коротким голенищем (бурка) и длинным голенищем (тобоки). Верхняя одежда у оленеводов сходна с теми, кто круглый год проживает в сельской местности и занимается земледелием: летом – брезентовая просторная рубаха – лаз, ватник – фуфайка; зимой – малица с матерчатой накидкой темного цвета  и совик из меха или сукна. Для мужчин характерно ношение кожаного пояса с украшениями и ножнами – тасма. Традиционные костюмы петруньцев представлены в приложении № 2.  

Как известно, культура представлена не только материально – духовными ценностями, но и целым образом жизни, который характерен носителям той или иной культуры. Традиционный образ жизни, или жизненный уклад, петруньцев представляет собой всю совокупность многолетней оленеводческой деятельности жителей села. Особый научный и общественный интерес вызывает деятельность, связанная с обработкой природного материала – оленьей шкуры. Она во многом служит основой для изготовления  одежды, предметов быта и т.д. Верхняя одежда, зимний вариант обуви – прямое доказательство полноценного использования оленьей шкуры, меха, камуса.

Придерживаясь основной цели данной работы (указана в введении – прим.автора), мы акцентируем своё внимание на технологии обрабатывания камуса и шкуры оленя. Об этом речь пойдёт в последующей главе.

Глава II.

Технология обрабатывания оленьих шкур и камуса.

Пояснительная записка: традиционная деятельность петруньцев – оленеводство. Олень – типичный представитель северной фауны, природной зоны тундры и лесотундры. (фото № 1 в приложении №1). По признанию самих жителей северного села заниматься оленеводством выгодно с точки зрения эффективности использования оленя в качестве пищи, материала для одежды и средства передвижения. Таким образом, срабатывает принцип безотходного производства. Чтобы наглядно представить данный принцип, приведём таблицу №1, составленную на основе полученных данных от информантов:

№ п.п.

Сфера применения

Часть тела

Принцип действия

Эффективность/полноценность использования (в %)

1.

Транспорт

Всё тело

Средство передвижения (прицепляют с помощью салямки  - упряжи  нарты – сани оленеводов к 1, 2, 3 (или максимум до 5) оленям.

100

2.

Пища

2.1. Мышцы задних и передних конечностей (филейная часть)

Из филейной части изготавливают различные блюда: фарш для котлет, жаркое, традиционное блюдо айбарч (сырое мясо с кровью), строганина.

100

2.2. Кости задних и передних конечностей

Из них варят суп, специально отваривая расколотую кость, не вынимая костный мозг, получается традиционное блюдо – тшöгыр.  

100

2.3. Кости позвоночника и тазовые кости

Варят суп, отваривают отдельно, подают как горячее блюдо;

100

2.4. Голова целиком

Язык – отваривают, деликатес; ротовая полость целиком- деликатес; нижняя челюсть – ингредиент для супа или отдельного горячего блюда; носовая полость – нырбук – деликатес (коптят, жарят); глазные кости, яблоки – деликатес; мозг – деликатес (фарш, ингредиент для пирожков с мясом); уши – едят сырыми, деликатес; шерстка с рогов – мора – деликатес;  

100

2.5. Кровь

Изготавливают блины с кровью; упомянутый уже айбарч;

100

2.6. Внутренние органы

Сердце – деликатес, в качестве мяса;

печень – деликатес, отваривают или сырым едят; почки – редко отваривают, чаще как корм собачий; лёгкие и гортань – деликатес + корм для собак. Желудок – деликатес + корм для собак

100

2.7. Брюшная полость

Изготавливают кровяную колбасу, отваривают кишки – деликатес – кишки-брушки; как корм для собак используется

100

2.8. Хвост

Деликатес – репей

100

2.9. Кости сустава передних и задних конечностей

Изготавливают блюдо – холодец – гыж кисель

100

3.

Материал для одежды/обуви

3.1. Шкура с лицевой части головы – лöб

Обрабатывают и шьют тапочки меховые – чуфыль, чуняк.

100

3.2. Шкура целиком (без конечностей и головы)

Полотно обрабатывают и шьют из него традиционную одежду коми оленеводов – малицу, совик, меховые рукавицы, меховые тобоки.

100

3.3. Шкура с конечностей – камус (кыс)

Обрабатывают и шьют традиционную обувь: тобоки, пимы с длинным голенищем, пимы с коротким голенищем.

100

3.4. Жилы – сöн

Используют в качестве ниток для прочности.

100

3.5. Печень

Отваривают, размельчают, размешивают в воде до однородной массы. Используют в качестве средства для размягчения жёсткой шкуры взрослых оленей.  

100

4.

 Практическое средство

Рога

Распиливают на мелкие фрагменты и варят в воде до однородной массы. Получается очень прочный и долговечный клей для склеивания пластиковых, деревянных и керамических изделий.

100

5.

Медицина

Рога

Из рогов оленя добывают ферменты для изготовления лекарств и препаратов для больных онкологией.  

100

6.

Народная медицина

Жировые отложения на внутренних органах и под кожей

В качестве профилактического средства – мази – против сухости кожи и мозолей.

100

Особый интерес представляет традиционная технология обрабатывания природного материала – шкуры оленей, используемая  для пошива национальной одежды и обуви. Чтобы реализовать в полной мере цель данной работы и следовать плану исследования (задачам), поэтапно представим технологию и методы обработки двух основных натуральных  полотен: шкуры и камуса. Камус – шкура с конечностей, по - коми традиционно называется кыс.( прил. №1, фото 2). Шкура – часть кожного покрова с волосяным покровом со всего тела кроме головы и конечностей, традиционно по - коми называется воль. (прил. №1, фото 3).

Этап 1. Высушивание шкуры/ камуса:

После разделывания туши убитого оленя, шкуру расстилают и делят её на части: шкура с конечностей – камус и шкура без головы и конечностей (собственно шкура). Традиционно камус отделяют от костей, группируют по четыре и сшивают, натягивая на деревянные прутья, а затем вывешивают в хорошо проветриваемом и сухом месте.  Собственно шкуру сначала вывешивают на улицу, где она проветривается предварительно. Затем шкуры вывешивают в подсобных проветриваемых помещениях. Традиционно высушивание длится 4-5 месяцев, в период с осени до весны.

Природные материалы, компоненты: оленья шкура, деревянные прутья.

Этап 2.  Предварительная обработка с целью смягчения шкуры с помощью простокваши/ мокрицы/ сырой тряпки/ отваренной печёночной однородной массы:

После просушки камус или шкуру, оставляя затем от 5 до 18 часов смачиваться, обрабатывают:

Вариант 1 – простоквашей;

Вариант 2 -  однородной массой из отваренной оленьей печени;

Вариант 3 (в летний период) – только что сорванной мокрицей;

Вариант 4 – тряпкой, смоченной тёплой водой.

На фотографии: обрабатывание простоквашей.

С целью сохранения меха в надлежащем состоянии, компоненты для смягчения стоит прикладывать к внутренней стороне или намазывать с внутренней стороны шкуры/камуса. Также не стоит забывать, что шкура взрослых особей смягчается и смачивается только под прессом.

Природные материалы, компоненты: оленья шкура, вода, мокрица (сорняк дикорастущий), простокваша натуральная из коровьего молока, отваренная печень оленя.  

Этап 3. Механическая ручная обработка (без инструментов) с целью смягчения.

Камус: После обрабатывания с помощью вышеперечисленных средств, камус вручную смягчают, одной рукой придерживая, а другой проделывая круговые движения. Время обработки от 10 мин до 1 часа (в зависимости от жёсткости и  размера). Цель: разогрев шкуры, её смягчение.

На фотографии: смягчение камуса вручную.

Собственно шкура:  В целях придачи наибольшей мягкости на данном этапе обработки, шкуру мнут руками, сгибая края к середине и обратно, убыстряя темп. Часто встречаются случаи топтания шкуры.

Этап 4. Механическая обработка при помощи инструмента крук. (описание инструмента даётся в следующей главе).   

Шкуру/камус обвязывают за один конец кожаным шнуром, прикреплённым к устойчивой конструкции/к стене/ к несущей конструкции чума в виде деревянного шеста – ыы. Далее берут крук и резкими движениями сверху вниз, давя ногой, проводят по внутренней стороне для разогрева. Затем меняют конец обвязывания и повторяют действие неоднократно. Шкура/камус не только лишается жёсткого жилистого слоя, или так называемых грубых остатков подсохших мышц, но и удлиняется, смягчается. Теперь она готова для дальнейшей обработки с помощью инструмента кытшыль кöрт. Природные материалы, компоненты: оленья шкура, инструменты из древесины.

Этап 5. Механическая обработка при помощи инструментов кытшыль кöрт и надёрт пöв.  

Камус закрепляют на надёрт пöв в вертикальном положении, берут кытшыль кöрт и резкими движениями, придавливая камус, неоднократно проводят по внутренней стороне шкуры. После этого камус становится мягче, убирается весь жилистый слой с кожного покрова, и камус увеличивается в размерах. Потом камус открепляют и снова закрепляют, но уже в горизонтальном положении, и проделывают то же самое действие. Результат: шкура мягкая, без жилистого слоя, увеличена в размерах и таким образом вполне пригодна, в последствие, для пошива пим или тобоков. Теперь она готова для дальнейшей обработки с помощью инструмента коса козяль. Природные материалы, компоненты: шкура оленья, деревянные инструменты.

Этап 6. Механическая обработка при помощи инструмента коса козяль.

Камус берут двумя руками по обе стороны и начинают плавными движениями тереть камус об косу инструмента коса козяль влево и вправо, и так до тех пор, пока не выпадут все жилистые остатки с кожного покрова. После этого камус становится гладким и мягким. Теперь он готов к использованию.

Природные материалы, компоненты: камус, деревянный инструмент.  

Таким образом, алгоритм обрабатывания камуса/шкуры в совокупности составил 6 этапов.  

Глава III.

Традиционные инструменты

Пояснительная записка: В данной главе предлагается полный перечень традиционных инструментов для обработки камуса   и шкуры оленьей.  Все инструменты изготовлены коренными жителями с.Петрунь. Мастера: Терентьев Ф.Е., Батманов Н.Я., Хозяинов А.А.

Крук – от русск. крюк – толстый металлический стержень с загнутым концом. [3] 

Крук: представляет собой деревянную раздвоенную трость с концами разной длины. Единая верхушка служит держателем для руки, чуть ниже, на месте раздвоения, вставлена заострённая стальная пластина. На конце длинной части рогатины проделано отверстие и вставлен упор для ноги – петелька из верёвки.

Традиционно по-коми процесс обрабатывания камуса круком именуется крукасьöм (букв. крюкование).  

На фотографии: крук.

Надёрт пöв – возможно, от русск. надирать – отрывать[4] или выдёргивать по частям. Надёрт пöв - это две (редко одна) доски, соединённые петлями. В образуемый между досками (короткой и длинной) проём зажимают камус/шкуру и далее обрабатывают инструментом кытшыль кöрт. Обычно верхний конец доски сглажен для удобства при напоре на него телом (животом).  

На фотографии: надёрт пöв в комплекте с кытшыль кöрт.

Кытшыль кöрт – в переводе на русский букв. кривая (изогнутая) железка. Кытшыль кöрт - это деревянная палка, посередине которой вставлена кривая металлическая пластина с острыми краями. Концы палки сглажены и округлены, чтобы держать руками было удобно и безопасно.  Пластина скреплена гвоздём или болтом. Кытшыль кöрт образует совместно с надёрт пöв комплект, или даже своеобразный станок из 2-х составных деталей.  На фотографии: кытшыль кöрт.

Коса козяль – от русск. коса – русское сельскохозяйственное орудие для скашивания травы.[5] и козяль – в переводе на русск. прялка или сиделище для прялки. Коса козяль - это конструкция, состоящая из деревянной основы в виде прялки, в которую вставлено металлическое полотно косы. Разумеется, заострённая часть полотна находится с внутренней стороны.  

На фотографии: коса козяль.  

Заключение

Поэтапно расписав технологию обрабатывания оленьей шкуры, продемонстрировав традиционные инструменты, используемые при обрабатывании, можно сделать следующие выводы:

- Оленеводческая хозяйственная деятельность петруньцев плотно вошла в традиционный образ жизни жителей села, о чём свидетельствуют сохранившиеся до наших дней технология обрабатывания шкуры и умение изготовлять инструменты, при этом используя народные методы, проверенные годами.

-  Описательный метод исследования позволил нам выявить безусловную связь народной культуры с природой: объект хозяйственной деятельности, инструменты, шкура – это всё изготовлено из природных материалов.

- Метод анализа помог нам доказать экологически чистую технологию обрабатывания оленьей шкуры, при этом важно отметить, что компоненты обработки – растения, органы оленя, натуральный молочный продукт, вода – непосредственные природные представители и вещества.

-  Названия инструментов, а все они на коми языке, свидетельствуют о давней традиции обрабатывания шкуры и о преемственности оленеводческой деятельности петруньцев.  

Таким образом, на основании вышеизложенного и проделанной работы автор объективно утверждает о полноценности выполнения основной цели и задач, поставленных перед исследователем. Несомненно, данная работа соответствует актуальности исследуемой темы.  

В дальнейшем автор планирует продолжить исследование и на основании данной работы углубить и расширить сведения об особенностях традиционной обработки природных материалов в культуре оленеводов с. Петрунь. Несомненно, взяв на вооружение методику, применённую в данной работе, исследование не ограничится описанием, наблюдением, анализом и синтезом. Вероятно использование метода текстологии.

 

 

Список литературы  

  1. Жеребцов, И.Л. Где ты живёшь? - Сыктывкар, 1994. 272 с.
  2. Жеребцов, Л.Н. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами. М.: Наука, 1982. 224 с.
  3. Коми фольклор/ сост. В.В.Филиппова. - Сыктывкар, 2003.
  4. Коровина, Н.С., Филиппова, В.В. Коми фольклор: хрестоматия/ Н.С.Коровина, В.В.Филиппова - Сыктывкар, 2002. - 328 с.
  5. Конаков, Н.Д. Социокультурная адаптация коми переселенцев в бассейне Нижней Оби/ Н.Д.Конаков // Проблемы культурогенеза и культурное наследие: матер. к конф. – СПб., 1993.
  6. Конаков,Н.Д. Древний календарь: от периода лося до периода медведя// Родники Пармы. – Сыктывкар, 1982.
  7. Культура ижемских коми. Традиции. Современность. Перспективы. - Сыктывкар, 2007. - 168 с.
  8. Повод, Н.А. Коми северного Зауралья (19 – пер.четв. 20в.)/ Н.А.Повод; Институт проблем освоения севера СОРАН. – Новосибирск: Наука, 2006 – 272 с.
  9. Словарь русского языка в 4-х томах. Т.2 К-О. /Под ред. А.П.Евгеньевой. М.: Русский язык, 1981.
  10.   Шашок В.А., Л.А.Лыткин, Село у полярного круга/ В.А.Шашок, Л.А.Лыткин. Сыктывкар, 1991. – 56 с.    


[1] Шашок В.А., Л.А.Лыткин Село у полярного круга/ В.А.Шашок, Л.А.Лыткин. Сыктывкар, 1991. – 56 с.

[2] Повод, Н.А. Коми северного Зауралья (19 – пер.четв. 20в.)/ Н.А.Повод; Институт проблем освоения севера СОРАН. – Новосибирск: Наука, 2006 – 272 с.

[3] Словарь русского языка в 4-х томах. Т.2 К-О. /Под ред. А.П.Евгеньевой. М.: Русский язык, 1981. С.142.  

[4] Там же… с. 347.

[5] Словарь русского языка в 4-х томах. Т.2 К-О. /Под ред. А.П.Евгеньевой. М.: Русский язык, 1981. С. 110.  


Предварительный просмотр:

Приложение № 2.

Традиционная национальная одежда петруньцев.

Мужской костюм (зимний вариант):

D:\Фото\ВИДЕОФОТО\День оленеводов в с.Петрунь 2010\DSC00568.JPG 

На фотографии: Филиппов М.В., Филиппов Е.В.

Мужской костюм (летний вариант) /концертный вариант/:

D:\Фото\разное\z_065d3dd5.jpg

На фотографии: Терентьев А.Ф.

Женский костюм (зимний вариант):

D:\Фото\Лето-Зима 2010\IMG_0938.JPG 

На фотографии: Валей А.А., Беляева А.И.

Женский костюм (летний вариант)

  1. Праздничный:

D:\Фото\Фотографии ПЕТРУНЬ2012\P1060319.JPG На фотографии: Семяшкина В.А., Муравьёва Н.А.  

  1. Повседневный

D:\Фото\Лето_Петрунь\2008-01-18, И\И 022.jpg На фотографии: Хозяинова Е.А.  

Приложение № 3.

Список информантов, опрошенных при написании исследовательской работы и являющихся коренными жителями с.Петрунь г.Инты Республики Коми:

  1. Батманов Н.Я. , 1976 г.р., ур. с.Петрунь;  
  2. Рочев А.Е., 1971 г.р., ур.с.Петрунь;
  3. Семяшкина В.А., 1937 г.р., ур.с.Петрунь;
  4. Терентьева П.Ф., 1969 г.р., ур.с.Петрунь;
  5. Терентьев Ф.Е., 1965 г.р., ур.с.Петрунь;
  6. Терентьев С.Ф., 1975 г.р., ур. с.Петрунь;
  7. Терентьева Ф.А., 1937 г.р., ур.с.Петрунь;
  8. Филиппова И.И., 19.. г.р., ур.с.Петрунь;
  9. Хозяинов А.Ф., 1972 г.р., ур. с.Петрунь;    
  10. Хозяинова Е.А., 1933 г.р., ур.с.Петрунь.  

Приложение № 1.

Иллюстрации.

  1. На фотографии: оленья упряжка.  

  

  1.  
  1. 2) На фотографии: оленья шкура.

                                                                                                           

3)На фотографии: камус.  


Поделиться:

Самый главный и трудный вопрос

Колумбово яйцо

«Течет река Волга»

Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"

Три орешка для Золушки