• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательский проект "Символика в изобразительном искусстве Возрождения"

Опубликовано Красавин Михаил Юрьевич вкл 10.10.2015 - 21:31
Автор: 
Евдокимова Антонина

Культура Ренессанса зародилась во второй половине ХIVв. и продолжала своё развитие до ХVI вв., постепенно охватывая  страны Европы. Гуманистические ценности Ренессанса, возвращающие к античной культурной традиции, перерабатывающие ее в новом творческом воплощении, актуальны и для нашего времени. Умение дешифровывать символы, заложенные в произведениях искусства важно для современного человека, так как  искусство XXI века  во многом адресует нас к классическим образцам.Исследовани. символики Возрождения посвящена данная работа.

Полный текст, презентация, текст защитной речи размещены по адресу  https://sites.google.com/site/mhkkrasavin/home/proekt

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referattivnaya_chast_fragment_evdokimova_antonina.docx479.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение «Школа № 878»

Южный административный округ города Москвы

Описание: Leonardo da Vinci Madonna of the Carnation.jpg

СИМВОЛИКА

в изобразительном искусстве

ВОЗРОЖДЕНИЯ

Исследовательский проект

 по мировой художественной культуре

ученицы 7 класса В

ГБОУ «Школа № 878»

Евдокимовой Антонины

Руководитель -  учитель МХК Красавин М.Ю.

Москва 2015 год

Содержание

Паспорт проекта……………………………………………………………..стр.3

Тезисы………………………………………………………………………..стр.5

Введение……………………………………………………………………..стр.7

Об эпохе Ренессанса………………………………………………………...стр.8

Символ и символика………………………………………………………...стр.11

Ян Ван Эйк «Портрет четы Арнольфини»: прочтение символов………..стр.12

Символика в картине «Весна «Боттичелли»………………………………стр.15

Символика в полотнах Леонардо да Винчи

«Благовещение» и «Мадонна в гроте»…………………………………….стр.17

Символы в гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия».

Символические автопортреты……………………………………………   стр.21

Иероним Босх «Извлечение камня глупости»…………………………… стр.23

Символы в серии Питера Брейгеля «Семь смертных грехов»………….  стр.26

Заключение………………………………………………………………….стр.29

Список использованной литературы……………………………………    стр.30

Приложение…………………………………………………………………стр.31

Паспорт проекта

•        Название-  «Символика в изобразительном искусстве Возрождения»

•        Руководитель – учитель МХК Красавин Михаил Юрьевич

•        Учебный предмет- МХК

•        Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: ИЗО,  ИКТ

•        Возраст учащихся, на которых рассчитан проект- 7-11 класс

•        Состав проектной группы( Ф.И.О., возраст, класс): Евдокимова Антонина,

7 «В» класс

•        Тип проекта-  исследовательский

•        Заказчик проекты- ГБОУ ШКОЛА 878

•         Тема: Символы в искусстве

•        Актуальность: умение дешифровавывать произведения живописи важно для современного человека, так как современное искусство во многом адресует нас к классическим образцам.

•        Проблема: Что скрыто в изобразительных символах?

•         Цели и задачи:

Цель: выявлении символического начала в восприятии мира в эпоху Возрождения

Задачи:- -поиск  источников информации: критическая литература, видеоматериалы,  живопись, графика.

-изучение отдельных аспектов искусства периода Средневековья и Возрождения;

-изучение стилевых и символических  особенностей данного периода;

-изучение творчества отдельных авторов Итальянского и Северного Возрождения;

-изучение методики анализа произведений изобразительного искусства;

-освоение методологии анализа символических кодов искусства как универсального искусствоведческого и культурологического метода;

-исследование отдельных символов в художественных произведениях эпохи Возрождения

 Объект (область)исследования -искусство Возрождения

•        Предмет ( аспект, отдельная сторона)исследования- Символика в изобразительном искусстве Возрождения

•        Рабочая гипотеза: художники, используя средневековые символы, в реалистическом визуальном образе пытались донести до зрителя глубинные смыслы о   мироздании, делали человека причастным к решению «вечных вопросов»: как устроен мир, что есть истина, Бог, человек, справедливость, в чём состоит счастье

•        Новизна и практическая значимость- создание авторского творческого продукта- статьи- исследования

•        Состав проекта     реферат-исследование, защитная речь ,                         презентация в программе POWER POINT                    

•        Сроки и этапы. График работ

1.сентябрь-октябрь 2014г.- формирование задания на проект;

2.ноябрь- декабрь 2014г.- поиск литературного, искусствоведческого, визуального материала, формулировка проблемы и поиск путей ее разрешения;

3. декабрь 2014г.- написание реферативной части, защитной речи, выполнение презентации в  программе Power Point;

4. январь 2015г.- защита на школьной конференции

•        Материально-техническое оснащение: компьютер, принтер, программы Power Point,  

•        Библиография-

1. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976.

2. Апостолос-Каппадона Д. Словарь христианского искусства: справочное издание / Д. Апостолос-Каппадона; пер. с англ. А. Ивановой. - Издательство "Урал Л.Т.Д.", 2000.

3. Арган Дж.К. История итальянского искусства / Дж.К. Арган; пер. с итал. - М.: Издательство "Радуга", 2000.

4. Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения / Б. Бернсон. - М.: Искусство, 1965.

5. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т.1-6.М., 1971.

6. Виппер Б.Р. Итальянский ренессанс XIII-XVI века. В 2-х томах. М., 1977.

7. Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения. М., 1984.

8. История Европы: Эпоха возрождения. -- Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2000. -- 642 с.

Интернет-ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki

http://allsymbols.ru/simvoly-simvolov/krug.htm

http://druid-club.ru

http://mebilirovka.com/pubmaterials/mebelnyi-stil-epokhi-vozrozhdeniya

Тезисы

исследовательской работы

по мировой художественной культуре по теме

«Символика

в изобразительном искусстве Возрождения»

Актуальность исследования. Культура Ренессанса зародилась во второй половине ХIVв. и продолжала своё развитие до ХVI вв., постепенно охватывая  страны Европы. Гуманистические ценности Ренессанса, возвращающие к античной культурной традиции, перерабатывающие ее в новом творческом воплощении, актуальны и для нашего времени. Умение дешифровывать символы, заложенные в произведениях искусства важно для современного человека, так как  искусство XXI века  во многом адресует нас к классическим образцам.

Объект исследования -  художественная культура эпохи Возрождения

Предмет исследования - символические изображения в изобразительном искусстве  Возрождения.

Цель работы заключается в выявлении символического начала в восприятии мира в эпоху Возрождения.

Поставленная исследовательская цель обусловила решение следующих задач:

-поиск  источников информации: критическая литература, видеоматериалы,  живопись, графика.

-изучение отдельных аспектов искусства периода Средневековья и Возрождения;

-изучение стилевых и символических  особенностей данного периода;

-изучение творчества отдельных авторов Итальянского и Северного Возрождения;

-изучение методики анализа произведений изобразительного искусства;

-освоение методологии анализа символических кодов искусства как универсального искусствоведческого и культурологического метода;

-исследование отдельных символов в художественных произведениях эпохи Возрождения.

Методология исследования включала приемы сравнительного анализа культуры Средневековья, Возрождения и архаической символики, позволяющие выйти на уровень понимания символических значений различных предметов, а также и глубинного смыслового подтекста произведений изобразительного искусства.

Рабочая гипотеза исследования состояла в том, что художники, используя средневековые символы, в реалистическом визуальном образе пытались донести до зрителя глубинные смыслы о   мироздании, делали человека причастным к решению «вечных вопросов»: как устроен мир, что есть истина, Бог, человек, справедливость, в чём состоит счастье?

Художники Ренессанса, комбинируя символы и создавая тем самым "кодовый язык искусства", сплетали в своих произведениях довольно сложные аллегории. Присутствие символики, аллегории и иллюстрации стимулировало дополнительный интерес к содержанию произведения.

          Данное исследование  на примере картин великих художников  раскрывает сущность и глубинный смысл символов того периода в Европе, когда они стали одним из общекультурных принципов в живописи.

В процессе анализа символических кодов было выявлено их родство с архаическими формами: геометрический символизм, символизм Центра Мира, полярная и солярная символика, инициические символы и т.д.

Анализ композиционных особенностей картин также выявил в них с точки элементы архаической геометрической символики. Таковы форма тондо, пирамидальная композиция и т.д..

В работе проанализированы  произведения разных мастеров Итальянского и Северного Возрождения, среди которых  «Благовещение» и «Мадонна в гроте» Леонардо да Винчи,  «Весна» Боттичелли,  «Меланхолия» и автопортреты Альбрехта Дюрера, и «Семь смертных грехов» Питера Брейгеля, «Портрет четы Арнольфини»  Яна Ван Эйка, «Извлечение камня глупости» Иеронима Босха.  

В ходе исследования  рабочая гипотеза нашла подтверждение и были сформулированы следующие выводы:

-смысл символа нельзя дешифровать простым усилием рассудка, в него надо «вжиться», а чтобы это сделать - символ необходимо знать;

- изучая символ, мы не только лучше понимаем художника, но и , разгадывая эти увлекательные загадки, становимся сопричастными к происходящему на картине;

-совокупность символических кодов сообщает картине художника мистериальные характеристики, и произведение искусства приближается по своему  значению к инициическому ритуалу, т.е. делает зрителя причастным к высшему знанию о мире, человеке, Боге, истине.

- зритель становится в определённом смысле соавтором произведения, прочитывая его глубинные смыслы в соответствии с идеалами своего времени.

Введение

Глядя на созданные мастерами эпохи Возрождения картины, мы воспринимаем и оцениваем их с точки зрения человека XXI века. Восхищаясь техникой, композицией, колоритом этих произведений, мы в то же время осознаем, что их подлинный, глубинный смысл остается закрытым для нас.

Произведения художников Ренессанса полны глубокого внутреннего значения и смысла. Загадочна и таинственна символика картин Ван Дейка, Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли и других гениальных мастеров. С помощью тончайших зашифрованных символов живописцы пытаются передать нам основные идеи своих работ.

Цель данной работы: познакомиться со значением символов, которыми широко пользовались художники эпохи Ренессанса и научиться с их помощью раскрывать истинный смысл произведений.


Поделиться:

Астрономический календарь. Ноябрь, 2018

Рисуем белые грибы пастелью

Каргопольская игрушка

Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт

Горка