Культура Ренессанса зародилась во второй половине ХIVв. и продолжала своё развитие до ХVI вв., постепенно охватывая страны Европы. Гуманистические ценности Ренессанса, возвращающие к античной культурной традиции, перерабатывающие ее в новом творческом воплощении, актуальны и для нашего времени. Умение дешифровывать символы, заложенные в произведениях искусства важно для современного человека, так как искусство XXI века во многом адресует нас к классическим образцам.Исследовани. символики Возрождения посвящена данная работа.
Полный текст, презентация, текст защитной речи размещены по адресу https://sites.google.com/site/mhkkrasavin/home/proekt
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 479.88 КБ |
Государственное образовательное учреждение «Школа № 878»
Южный административный округ города Москвы
СИМВОЛИКА
в изобразительном искусстве
ВОЗРОЖДЕНИЯ
Исследовательский проект
по мировой художественной культуре
ученицы 7 класса В
ГБОУ «Школа № 878»
Евдокимовой Антонины
Руководитель - учитель МХК Красавин М.Ю.
Москва 2015 год
Содержание
Паспорт проекта……………………………………………………………..стр.3
Тезисы………………………………………………………………………..стр.5
Введение……………………………………………………………………..стр.7
Об эпохе Ренессанса………………………………………………………...стр.8
Символ и символика………………………………………………………...стр.11
Ян Ван Эйк «Портрет четы Арнольфини»: прочтение символов………..стр.12
Символика в картине «Весна «Боттичелли»………………………………стр.15
Символика в полотнах Леонардо да Винчи
«Благовещение» и «Мадонна в гроте»…………………………………….стр.17
Символы в гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия».
Символические автопортреты…………………………………………… стр.21
Иероним Босх «Извлечение камня глупости»…………………………… стр.23
Символы в серии Питера Брейгеля «Семь смертных грехов»…………. стр.26
Заключение………………………………………………………………….стр.29
Список использованной литературы…………………………………… стр.30
Приложение…………………………………………………………………стр.31
Паспорт проекта
• Название- «Символика в изобразительном искусстве Возрождения»
• Руководитель – учитель МХК Красавин Михаил Юрьевич
• Учебный предмет- МХК
• Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: ИЗО, ИКТ
• Возраст учащихся, на которых рассчитан проект- 7-11 класс
• Состав проектной группы( Ф.И.О., возраст, класс): Евдокимова Антонина,
7 «В» класс
• Тип проекта- исследовательский
• Заказчик проекты- ГБОУ ШКОЛА 878
• Тема: Символы в искусстве
• Актуальность: умение дешифровавывать произведения живописи важно для современного человека, так как современное искусство во многом адресует нас к классическим образцам.
• Проблема: Что скрыто в изобразительных символах?
• Цели и задачи:
Цель: выявлении символического начала в восприятии мира в эпоху Возрождения
Задачи:- -поиск источников информации: критическая литература, видеоматериалы, живопись, графика.
-изучение отдельных аспектов искусства периода Средневековья и Возрождения;
-изучение стилевых и символических особенностей данного периода;
-изучение творчества отдельных авторов Итальянского и Северного Возрождения;
-изучение методики анализа произведений изобразительного искусства;
-освоение методологии анализа символических кодов искусства как универсального искусствоведческого и культурологического метода;
-исследование отдельных символов в художественных произведениях эпохи Возрождения
Объект (область)исследования -искусство Возрождения
• Предмет ( аспект, отдельная сторона)исследования- Символика в изобразительном искусстве Возрождения
• Рабочая гипотеза: художники, используя средневековые символы, в реалистическом визуальном образе пытались донести до зрителя глубинные смыслы о мироздании, делали человека причастным к решению «вечных вопросов»: как устроен мир, что есть истина, Бог, человек, справедливость, в чём состоит счастье
• Новизна и практическая значимость- создание авторского творческого продукта- статьи- исследования
• Состав проекта реферат-исследование, защитная речь , презентация в программе POWER POINT
• Сроки и этапы. График работ
1.сентябрь-октябрь 2014г.- формирование задания на проект;
2.ноябрь- декабрь 2014г.- поиск литературного, искусствоведческого, визуального материала, формулировка проблемы и поиск путей ее разрешения;
3. декабрь 2014г.- написание реферативной части, защитной речи, выполнение презентации в программе Power Point;
4. январь 2015г.- защита на школьной конференции
• Материально-техническое оснащение: компьютер, принтер, программы Power Point,
• Библиография-
1. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976.
2. Апостолос-Каппадона Д. Словарь христианского искусства: справочное издание / Д. Апостолос-Каппадона; пер. с англ. А. Ивановой. - Издательство "Урал Л.Т.Д.", 2000.
3. Арган Дж.К. История итальянского искусства / Дж.К. Арган; пер. с итал. - М.: Издательство "Радуга", 2000.
4. Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения / Б. Бернсон. - М.: Искусство, 1965.
5. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т.1-6.М., 1971.
6. Виппер Б.Р. Итальянский ренессанс XIII-XVI века. В 2-х томах. М., 1977.
7. Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения. М., 1984.
8. История Европы: Эпоха возрождения. -- Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2000. -- 642 с.
Интернет-ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki
http://allsymbols.ru/simvoly-simvolov/krug.htm
http://druid-club.ru
http://mebilirovka.com/pubmaterials/mebelnyi-stil-epokhi-vozrozhdeniya
Тезисы
исследовательской работы
по мировой художественной культуре по теме
«Символика
в изобразительном искусстве Возрождения»
Актуальность исследования. Культура Ренессанса зародилась во второй половине ХIVв. и продолжала своё развитие до ХVI вв., постепенно охватывая страны Европы. Гуманистические ценности Ренессанса, возвращающие к античной культурной традиции, перерабатывающие ее в новом творческом воплощении, актуальны и для нашего времени. Умение дешифровывать символы, заложенные в произведениях искусства важно для современного человека, так как искусство XXI века во многом адресует нас к классическим образцам.
Объект исследования - художественная культура эпохи Возрождения
Предмет исследования - символические изображения в изобразительном искусстве Возрождения.
Цель работы заключается в выявлении символического начала в восприятии мира в эпоху Возрождения.
Поставленная исследовательская цель обусловила решение следующих задач:
-поиск источников информации: критическая литература, видеоматериалы, живопись, графика.
-изучение отдельных аспектов искусства периода Средневековья и Возрождения;
-изучение стилевых и символических особенностей данного периода;
-изучение творчества отдельных авторов Итальянского и Северного Возрождения;
-изучение методики анализа произведений изобразительного искусства;
-освоение методологии анализа символических кодов искусства как универсального искусствоведческого и культурологического метода;
-исследование отдельных символов в художественных произведениях эпохи Возрождения.
Методология исследования включала приемы сравнительного анализа культуры Средневековья, Возрождения и архаической символики, позволяющие выйти на уровень понимания символических значений различных предметов, а также и глубинного смыслового подтекста произведений изобразительного искусства.
Рабочая гипотеза исследования состояла в том, что художники, используя средневековые символы, в реалистическом визуальном образе пытались донести до зрителя глубинные смыслы о мироздании, делали человека причастным к решению «вечных вопросов»: как устроен мир, что есть истина, Бог, человек, справедливость, в чём состоит счастье?
Художники Ренессанса, комбинируя символы и создавая тем самым "кодовый язык искусства", сплетали в своих произведениях довольно сложные аллегории. Присутствие символики, аллегории и иллюстрации стимулировало дополнительный интерес к содержанию произведения.
Данное исследование на примере картин великих художников раскрывает сущность и глубинный смысл символов того периода в Европе, когда они стали одним из общекультурных принципов в живописи.
В процессе анализа символических кодов было выявлено их родство с архаическими формами: геометрический символизм, символизм Центра Мира, полярная и солярная символика, инициические символы и т.д.
Анализ композиционных особенностей картин также выявил в них с точки элементы архаической геометрической символики. Таковы форма тондо, пирамидальная композиция и т.д..
В работе проанализированы произведения разных мастеров Итальянского и Северного Возрождения, среди которых «Благовещение» и «Мадонна в гроте» Леонардо да Винчи, «Весна» Боттичелли, «Меланхолия» и автопортреты Альбрехта Дюрера, и «Семь смертных грехов» Питера Брейгеля, «Портрет четы Арнольфини» Яна Ван Эйка, «Извлечение камня глупости» Иеронима Босха.
В ходе исследования рабочая гипотеза нашла подтверждение и были сформулированы следующие выводы:
-смысл символа нельзя дешифровать простым усилием рассудка, в него надо «вжиться», а чтобы это сделать - символ необходимо знать;
- изучая символ, мы не только лучше понимаем художника, но и , разгадывая эти увлекательные загадки, становимся сопричастными к происходящему на картине;
-совокупность символических кодов сообщает картине художника мистериальные характеристики, и произведение искусства приближается по своему значению к инициическому ритуалу, т.е. делает зрителя причастным к высшему знанию о мире, человеке, Боге, истине.
- зритель становится в определённом смысле соавтором произведения, прочитывая его глубинные смыслы в соответствии с идеалами своего времени.
Глядя на созданные мастерами эпохи Возрождения картины, мы воспринимаем и оцениваем их с точки зрения человека XXI века. Восхищаясь техникой, композицией, колоритом этих произведений, мы в то же время осознаем, что их подлинный, глубинный смысл остается закрытым для нас.
Произведения художников Ренессанса полны глубокого внутреннего значения и смысла. Загадочна и таинственна символика картин Ван Дейка, Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли и других гениальных мастеров. С помощью тончайших зашифрованных символов живописцы пытаются передать нам основные идеи своих работ.
Цель данной работы: познакомиться со значением символов, которыми широко пользовались художники эпохи Ренессанса и научиться с их помощью раскрывать истинный смысл произведений.
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Рисуем белые грибы пастелью
Каргопольская игрушка
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Горка