Издревле мамы старались защитить своего ребенка от промахов, вражды, неудачи, поэтому и делали разнообразные амулеты, талисманы и обереги, начиная с первых дней жизни своего чада. Даже в колыбель клали растения и другие предметы, защищающие от злых духов, а уж когда ребенок начинал напрямую общаться с большим миром, защитные средства применялись обязательно.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 78.5 КБ |
МБОУ «Эсто – Алтайская средняя общеобразовательная школа
им. Д.Н.Кугультинова»
Конкурс творческих и исследовательских работ
«Из бабушкиной копилки»
Номинация «Обычаи, обряды, традиции народов Калмыкии»
Исследовательская работа
«Обереги и амулеты для детей калмыцкого народа»
Выполнила: Джиданова Тамара,
Ученица 9 класса
МБОУ «Эсто – Алтайская СОШ им. Д.Н.Кугультинова»
Руководитель: Лябахова И.А.,
учитель истории и обществознания.
2014 год
План
Введение
Выводы
Приложения
Литература
Введение.
Издревле мамы старались защитить своего ребенка от промахов, вражды, неудачи, поэтому и делали разнообразные амулеты, талисманы и обереги, начиная с первых дней жизни своего чада. Даже в колыбель клали растения и другие предметы, защищающие от злых духов, а уж когда ребенок начинал напрямую общаться с большим миром, защитные средства применялись обязательно.
Мы живем в эпоху глобализации, которая делает наш мир универсальным, наполняет нашу жизнь стандартами. Но не все народы желают терять свою самобытность. Они стремятся сохранить уникальность, обращаясь к историческим корням. Поэтому очень актуальной стала тема этнических культур, которая вобрала в себя духовный опыт тысячелетий. В данной исследовательской работе я обратилась к культурному наследию калмыцкого народа, а именно, к теме детских оберегов и амулетов.
В настоящее время стало популярно украшать свой дом оберегами, иметь личные обереги – амулеты, специальные обереги для детей. Но зачастую, приобретая подобные предметы, люди не подозревают о том, что тот или иной оберег имеет определённую символику. Это первая причина выбора данной темы. Вторая: почему иноземные обереги вытесняют свои собственные, родные, может быть мы забываем или просто не знаем о своих национальных оберегах?
Цель исследования: изучить обереги для детей калмыцкого народа и узнать, что они символизируют.
Задачи:
1. Изучить информацию о детских оберегах и амулетах калмыцкого народа, выявить их символику.
2. Найти применение оберегов калмыков.
3. Доказать актуальность данной темы.
4. Проанкетировать взрослых, подростков об их отношении к оберегам.
Гипотеза: люди стараются внести в свою жизнь духовность, уберечь своих близких, сохранить здоровье посредством использования оберегов, как это делали наши предки. У нас в Калмыкии множество собственных оберегов, талисманов.
Оберег – это предмет, оберегающий от несчастья, амулет. Обереги можно разделить на группы:
орнамент украшения имена-обереги
обереги
тотемы обереги для дома личные амулеты
Наши предки за многие века практических наблюдений и экспериментов узнали сочетания предметов, помогающих в делах и охраняющих от неприятностей. Мечты, веру в добро и счастье, заботу о детях люди связывали с определёнными символами, заключёнными в оберегах и амулетах. К сожалению, в вихре скоростей современного мира многие из нас забыли о мудрости прошедших дней, но всё же эти знания и тайны сохранились.
Что такое обереги и амулеты?
Слово «оберег» любой носитель русского языка совершенно правильно отождествит со словами «оберегать», «беречь», «бережно». Слово «берег», в понимании – пристанище, родственно слову «беречь». Таким образом, оберег – это то, что бережёт человека, помогает ему избежать неприятностей, защититься от зла, устоять против врагов, как видимых, так и невидимых. Обычно оберег воспринимается как предмет материального мира. И в этом плане понятие «оберег» созвучно понятию «амулет». Амулетом называют определённую вещь, предназначенную для защиты её владельца. Но понятие «оберег» значительно шире. Многие обереги предметами не являются. Их нельзя пощупать руками. Издавна самыми сильными оберегами считались молитвы, а также заговоры и заклинания. Оберегами являются и жесты. Например, крестное знамение. А в старину для защиты от нечисти люди перебрасывали соль через левое плечо. Обычно этот оберег выполнялся, когда кто-то рассыпал соль, которая стоила тогда очень дорого. Оберегом является даже счастливое число. Так, некоторые водители считают, что им повезёт, если по дороге попадаются автомобили с симметричными номерами, например, 22-22. Те обереги, которые можно пощупать руками, тоже не все являются амулетами. Вряд ли правильно будет назвать амулетом гнездо аиста у дома. А ведь гнездо аиста издревле считалось мощнейшим оберегом, а его разрушение считалось тяжким грехом. Надо добавить, что птица, не обязательно аист, у многих народов считалась символом семьи, её оберегом. Оберегом считался и конёк на крыше дома. Его тоже вряд ли можно назвать амулетом, так как амулетами принято называть предметы, которые можно носить с собой. Но этот очень древний рукотворный оберег много веков подряд выполнял важнейшую защитную функцию. Согласно народным поверьям, он оберегал жилище наших предков. Таким образом, обереги могут быть как рукотворными, так и сотворёнными природой. К последним относятся самые разнообразные предметы, начиная от драгоценных и полудрагоценных камней, заканчивая головкой чеснока, призванного защитить своего владельца от вампиров. Самыми популярными и самыми древними из природных оберегов являются зубы и когти животных. Например, у евразийских народов издревле, ещё со времён палеолита, очень ценились ожерелья из волчих или медвежьих клыков, а у народов Южной Америки из клыков ягуара. Чем сильнее был зверь, чем труднее его было победить, тем мощнее был оберег. Считалось, что такой оберег не просто отгоняет зло, он повергает силы зла в панику, так как зло подвержено чувству страха. Оберег из зубов хищников считался действенным против врагов как невидимых, то есть духов, так и видимых, включая тех же хищников. Позже такие обереги стали изготавливать из серебра. Вернее, серебро отливали в форме клыков того или иного зверя. Но не любой амулет и заклинание считаются оберегами. Так не считалось оберегом заклинание, исполняемое с целью навести на кого-нибудь порчу, пусть даже этот «кто-нибудь» является очень плохим человеком. Оберегом не может быть также и предмет, направленный на совершение зла, на причинение кому-то вреда. Более того, никогда не станет оберегом предмет, добытый нечестным путём, например, украденный. Согласно народным поверьям, даже самый мощный оберег, переходя к другому нечестным путём, не только теряет свои оберегающие качества, но даже может приносить вред своему новому владельцу. Зато обереги, передаваемые по наследству, от родителей к детям, согласно народным поверьям, не только не теряют, наоборот, увеличивают свою силу. С понятием «оберег» пересекается понятие «талисман». Талисман – это не только предмет, приносящий удачу, но и символ. Так некоторые племена считали определённых животных своими покровителями, тотемными животными. Если, это например, рысь, то талисманом будет и рукотворная фигурка рыси, и сам образ рыси. А оберегом – только фигурка.
Амулеты и талисманы всегда играли огромную роль в жизни человека. Они существовали задолго до появления письменности. Была просто какая-то вещь, которая приносила удачу и оберегала человека. Это могло быть что угодно – кусочек дерева или просто камень.
С развитием человека и его культуры начала появляться магия, начали появляться всевозможные символы, которые применялись в виде талисманов. Их предназначение – защищать человека от негативных сил.
Ребенок подобен драгоценности.
В культуре калмыцкого народа ценности единства поколений находятся под охраной различных символов. Понимание этого основано на многовековом жизненном опыте и наблюдениях, которые проводятся в течение всей жизни с самого рождения. Особая роль отводится оберегам детей. Традиционная ценностная установка калмыцкой семьи – многодетность. Тяжелые условия кочевого быта, связанная с ними высокая смертность, заставляли калмыков прибегать к различным охранным мерам.
В далеком прошлом у предков калмыков было много поверий и оберегов, которые начинали охранять ребенка практически с момента зачатия. Потому что считалось, что ребенок уже в утробе матери имеет тесную связь с внешним миром. Беременная женщина должна была свято соблюдать все запреты в поведении. Ей запрещалось посещать похороны, выходить на улицу с наступлением сумерек, поднимать руки высоко над головой, перешагивать через веревку, завязывать узлы - все это приравнивалось к возведению препятствий нормальному течению беременности.
Появление ребенка – большое событие не только для всех членов семьи, но и ближайших родственников, всего рода в целом. Родители приглашали родственников, однохотонников, соседей и устраивали большое угощение, на которое они приходили с подарками. Большая часть подарков имела охранное значение и была призвана обеспечить магическое покровительство новорожденному. Дарили серебряные монеты и раковины каури («змеиные головки», моган толга). Их потом вплетали в волосы детям в качестве оберега. Раковинами каури обшивали ворот и левую сторону рубашки (непосредственно сердечную часть), составляя зигзагообразный орнамент в форме движения змеи. Из серебряных монет делали амулеты – браслеты.
На пиру по случаю рождения ребенка существовал обычай дарения молодняка скота "мал заах", выступавшего гарантом собственного хозяйства в будущем и обеспечивавшего полноценное вступление во взрослую жизнь. Если новорожденный - мальчик, то обязательно варили заднюю ножку барана. От нее отделяли большую берцовую кость, очищали от мяса и после прочтения стариками йоряла убирали на хранение в сундук или на алтарь. С этого момента она считалась принадлежащей мальчику, его оберегом. Если в семье часто умирали новорожденные, то для сохранения жизни очередного малыша проводили обряд жертвоприношения огню "гал тяялгн", после которого также оставляли большую берцовую кость жертвенного животного как личный оберег ребенка.
Ребенок, рожденный вместе с внутриутробной пленкой ("в рубашке"), считался у калмыков счастливым от рождения - "кишгтя", "сян заята". "Рубашку" очищали, сушили, аккуратно складывали, обворачивали тканью и изготовляли личный оберег. Особо берегли пленку с головы новорожденного, при заболевании ребенка ее использовали как лекарство. Личным оберегом также служила отпавшая пуповина.
Буддизм привнес практику наделения личным талисманом "бу", составленным согласно астрологическим показателям. Он представлял собой исписанный молитвами листок бумаги, обернутый тканью или кожей. Для изготовления талисмана приглашался священнослужитель. После прочтения молитвы он совершал обряд омовения святой водой и давал ребенку амулет "бу", который должен был служить ему оберегом от всех несчастий и носился всю жизнь.
Функцию оберегов выполняли также первородные волосы самого младенца: родители собирали выпавшие детские волосы, укладывали их в тряпичный мешочек и пришивали его на одежде ребенка у шейного позвонка. При слабости и болезненности малыша прядь волос срезали до проведения обряда стрижки первородных волос. Локон, обернутый в ткань, пришитую к одежде, ребенок носил до тех пор, пока не вырастал из рубашки. Затем его хранили на алтаре, или волосы в специальной ладанке носила мать. С годовалого возраста в качестве оберегов пришивали к вороту детской верхней одежды когти хищных птиц, кусочки шкурки хорька, запястные кости зайца. Ребятам постарше делали обереги из костей, которые издавали при ходьбе шум, отпугивавший темные силы. Существовал запрет на изготовление одежды для детей из меха хищных животных, так как бытовало поверье, что звери могут направить свои острые зубы на ребенка.
Но свой самый главный оберег калмык получал на пятый-шестой день от рождения, сразу после того, как отпадет пуповина. Правильно подобранное имя должно было охранять ребенка от несчастий и помогать ему в течение всей жизни. Потому наречение именем (нер оглhн, нер авлhн) являлось одним из самых знаменательных событий в жизни ребенка. И давали имя не родители, а зурхачи (астролог), которого обязательно приглашали «для наречения и указания судьбы новорожденного».
И все ждали от астролога счастливого имени для своего чада, что еще не означало красивого. При наречении астролог учитывал время года, дату и обстоятельства рождения, время суток и многое другое. Частые болезни, смертность нескольких детей в семье иногда заставляли прибегнуть к бранным, плохим именам. Астраханские калмыки, например, намеренно давали ребенку «дурное или плохое имя». Милого малыша вполне могли назвать: Ноха (собака), Чон (волк), Moha (змея), Мекля (лягушка). Имена могли носить и уничижительный оттенок: Муковун (плохой мальчик), Мукуукн (плохая девочка). И, получив такое имя, не стоило ожидать, что родители хотя бы в качестве компенсации приласкают или похвалят.
– В калмыцкой народной педагогике не было принято оказывать повышенного внимания ребенку, выделять его в семье, хвалить на людях. Это считалось не то чтобы смешным, а скорее даже неприличным, – поясняет Раиса Дякиева. – Если и допускались ласки, особенно к младшим детям, то старались это словесно переиграть, переиначить, добавляя слово «му» («плохой»). Это могло звучать примерно так: «Мана нег му куукн Байрта...». («Наша плохая девочка Байрта»...). Иногда новорожденным давали имя деда или бабушки, отца или дяди. Но если уж называли в честь предков, близких родственников, то только мудрых, сильных, пользующихся большим уважением в роду. В этом случае считалось, что с передачей имени предка передаются и черты его характера. Но случалось и так, что имя оказывалось слишком «тяжелым» – значит, оно выбрано неудачно и может даже навредить. К такому выводу приходили, если ребенок часто болел, вел себя беспокойно, беспричинно подолгу плакал, нервничал. Тогда родственники заключали, что имя, данное ребенку, не подходит (зокчахш) и заменяли его другим. Это было связано с желанием родителей ввести в заблуждение злых духов, чтобы малыш не был ими замечен. Очень часто мальчика нарекали женским именем, и наоборот.
Новорожденного укладывали в колыбель после проведения обряда имя наречения или по достижении им месячного возраста. Там он находился до тех пор, пока не начинал ходить, что обусловило расположение оберегов непосредственно на колыбели. Кнут отца, подвешенный сверху, должен был оберегать от любого приближения нечистых сил. Такую же функцию выполняли острые предметы: нож, ножницы.
Обереги современного общества
В процессе изучения данной темы я решила выяснить, а используют ли обереги и амулеты для детей сегодня? Если - да, то какие обереги используются? Для этого я провела анкетирование среди взрослых, подростков нашего села. Результаты таковы:
- верят в силу оберегов – 65%
- не верят – 15%
- не придают значения данной теме – 10%
Используют следующие обереги:
- личные обереги (бу, подвески, мерные иконы, первородные волосы) - 63%
- обереги – игрушки - 2% -
- имена - обереги – 9%
- молитвы – 30%
- обереги – манипуляции (жжение спичек, использование святой воды) – 11%
- предметы – обереги – 46%.
Таким образом, результаты моего опроса показали, что в современной обрядности многие обереги не потеряли своего значения. Можно отметить заимствование форм и видов оберегов у соседних народов. Калмыки продолжают практиковать ношение детьми "бу", большей частью из серебра; хранение пряди первородных волос, пуповины; в детскую постель под матрас кладут ножницы или маленький нож, подкалывают со стороны воротника булавки.
Современное общество расширяет возможности использования различных предметов как оберегов и амулетов. Так при изучении информации по данной теме я на одном из сайтов нашла материал, где мамам предлагали для успехов детей в учебе самостоятельно заговорить… школьный пенал.
Обереги используются может быть не так часто, но практически во каждой семье. Обереги достаточно часто изготавливаются своими руками для близких людей (по правилам, для себя оберег делать нельзя).
Выводы по работе
Тема «Обереги и амулеты для детей калмыцкого народа» достаточно обширна и интересна.
В результате исследования темы «Обереги и амулеты для детей калмыцкого народа» я составила таблицу символов изучаемых оберегов. Таким образом, можно считать, что мною получены ответы на вопросы и задачи, поставленные в начале работы над темой.
обереги | символ |
красный цвет | тепло, огонь, кровь; от дурного сглаза |
зелёный цвет | символ природы, жизни |
жёлтый цвет | свет солнца, возрождение |
белый цвет | символ чистоты и невинности |
украшения | защита от сглаза и нечистой силы |
шумящие подвески | от злых духов |
монеты, раковины каури | символ защиты |
орнамент змеи | защита, плодородие, женское начало |
монета 20 копеек = 70 «деньгам» | пожелание долголетия |
молодняк скота | благополучие во взрослой жизни |
большая берцовая кость | жизненность, чадородие |
внутриутробная пленка, пуповина, первородные волосы | личные обереги |
Да, современный человек верит в существование сверхъестественных сил, имеющих оберегающее значение. Многие люди всерьез увлекаются оккультными науками, верят в лечебную силу тех или иных оберегов, и что интересно, некоторым все это действительно помогает.
У нас в Калмыкии есть собственные обереги-элементы культуры и искусства. Конечно, кто-то может сказать, что всё это вымысел, но эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. И если человек хочет верить и видеть силу в простеньком обереге-амулете, то эта сила всегда будет помогать ему во всём.
Литература.
Сайты:
Заяц-хваста
Иван Васильевич меняет профессию
Заколдованная буква
Каргопольская игрушка
Мост Леонардо