Содержание:
2. Математические методы в науках.
3. Математика и химия.
4. Математика и астрономия.
5. М.В.Ломоносов о математике.
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_matematiki_v_otrytiyah_lomonosova.pptx | 2.9 МБ |
znachenie_matematiki_v_otkrytiyah_m.v.lomonosova.docx | 22.8 КБ |
Слайд 1
Значение математики в открытиях М.В.Ломоносова Выполнили обучающиеся 5 класса МОБУ « Терелесовская СОШ» Кудрявцев Савва, Пешков ДаниилСлайд 2
Всё, что до этого было в науках: гидравлика, аэрометрия и других темно, сомнительно и недостоверно, математика сделала ясным, верным и очевидным. М.В.Ломоносов
Слайд 3
Содержание: Наставники-математики М.В.Ломоносова. 2. Математические методы в науках. 3. Математика и химия. 4. Математика и астрономия. 5. М.В.Ломоносов о математике.
Слайд 5
«Арифметика» Л.Ф. Магницкого «Грамматика» Мелентия Смотрицкого . Псалтырь, 17 в. «Врата учености»
Слайд 6
Василий Евдокимович Адодуров , российский учёный, математик Христиан фон Вольф, немецкий учёный , математик Леонард Эйлер, выдающийся математик Наставники-математики
Слайд 7
" достаточное основание теплоты заключается": 1-"в движении какой-то материи" - так как "при прекращении движения уменьшается и теплота", а "движение не может произойти без материи"; 2-"во внутреннем движении материи", так как недоступно чувствам; 3-"во внутреннем движении собственной материи" тел, то есть "не посторонней"; 4- "во вращательном движении частиц собственной материи тел", так как "существуют весьма горячие тела без" двух других видов движения "внутреннего поступательного и колебательного", например раскалённый камень покоится (нет поступательного движения) и не плавится (нет колебательного движения частиц). "Таким образом, мы доказали a priori и подтвердили a posteriori , что причиною теплоты является внутреннее вращательное движение связанной материи". Математические методы в науках
Слайд 8
Математика и химия « Elementa Chimiae Mathematicae » (на латыни) «Элементы математической химии» 1741 год Стремящийся к ближайшему изучению химии должен быть сведущ и в математике. М.В.Ломоносов
Слайд 9
Химическая лаборатория Рисунок Ломоносова с математическим расчётом строительства
Слайд 10
Астрономия, оптомеханика и приборостроение
Слайд 11
Химия – правая рука физики, математика – её глаз . Слеп физик без математики. Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. Ломоносов о математике Стремящийся к ближайшему изучению химии должен быть сведущ и в математике. Всё, что до этого было в науках: гидравлика, аэрометрия и других темно, сомнительно и недостоверно, математика сделала ясным, верным и очевидным.
Слайд 12
http://5klass.net/fizika-9-klass/Matematika-Lomonosova.html http://www.msu.ru/lomonosov/science/math.html https://ru.wikipedia.org/wiki/ http://ria.ru/infografika/20111119/492150763.html http://pro-lomonosova.jimdo.com/ http://www.bestreferat.ru/referat-207473.html Источники
Значение математики в открытиях М.В.Ломоносова.
Общеизвестно высказывание, которое приписывают Ломоносову: «Математику изучать надобно, поскольку она в порядок ум приводит». Так кратко и выразительно может сформулировать свою мысль только человек, не просто относящийся к математике с почтением, но и в силу собственного опыта понимающий её роль в жизни, возможности её приложений в самых разных областях знания.
Грамоте Ломоносов обучился поздно – к двенадцати годам. И круг чтения ограничивался на первых порах церковными книгами – псалтырью и часословом.
Но однажды в доме соседа, Христофора Павловича Дудина (тогда Ломоносову было уже 14 лет), он увидел первые мирские книги — «Грамматику» Мелентия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтия Магницкого. И после этого Михайло уже не отставал от хозяев: просил, чтобы отдали их ему. Хозяева не раз отвечали отказом, но он вновь и вновь умолял, старался всячески им угодить. Наконец соседи не выдержали, и Михайло получил желанные сокровища. А получив, уже не выпускал книги из рук, повсюду носил с собою и, читая их постоянно, выучил наизусть.
Эти две книги Ломоносов вспоминал с благодарностью и назвал впоследствии «вратами своей учёности», они открыли для него мир знаний.
Именно с книги Магницкого началось знакомство «мудролюбивого российского отрока» с математикой. Эта книга, изданная в Москве в 1703 году, стала первым печатным учебником математики на русском языке и в то время была популярным учебным пособием, энциклопедией тех времен. «Арифметика» состояла из двух частей: «Арифметика политика» – нет правил, только практические задачи; «Арифметика – логистика» – с обоснованиями, правилами. Читалась книга легко, в ней было много стихов, заданий на смекалку.
В Петербургской академии он «с крайней охотою» изучал математику под руководством российского учёного, математика Василия Евдокимовича Адодуров,
Позднее, в Марбургском университете он слушал лекции немецкого учёного Христиана Вольфа по астрономии, алгебре, физике, механике, логике и другим дисциплинам, а в дополнение к перечисленному брал ещё уроки арифметики, геометрии и тригонометрии. Примечательно, что свои первые работы там Ломоносов подписывал как «студент математики и философии».
После возвращения в Россию он продолжал заниматься точными науками и совершенствовать свои познания в области математики, о чём говорит, в частности, его письмо в канцелярию Академии наук: «Потребна мне, нижайшему, для упражнения и дальнейшего происхождения в науках математических Невтонова «Физика» и «Универсальная арифметика». В своих работах Ломоносов постоянно ссылается на труды по математике Вольфа, Эйлера и других учёных того времени.
Особые отношения связывали Ломоносова с выдающимся математиком того времени Леонардом Эйлером, труды которого он изучал по мере выхода их в свет, (известно, что он хорошо знал фундаментальную работу Эйлера «Введение в анализ бесконечно малых»). Из сохранившейся переписки двух академиков известно, что Эйлер высоко ценил работы Ломоносова, начиная с его первых шагов в науке. В одном из его отзывов, в частности, говорится: «Все сии сочинения не токмо хороши, но и превосходны…».
Во всех научных трудах Ломоносов применял строго логический метод, принятый в математике. Он начинал с описания наблюдений над фактами и, обобщая эти наблюдения, приходил к аксиомам — положениям, не требующим доказательств. Основываясь на аксиомах, он формулировал и доказывал теоремы и разбирал все вытекающие из них следствия. А эти следствия проверял затем опытом. Тем самым Ломоносов не давал фантазии увлечь себя в область беспочвенных догадок: факты, с которых он начинал опыты и которыми заканчивал рассуждения, прочно привязывали его к реальной действительности.
Химия и математика! Современникам Ломоносова одно сопоставление этих слов казалось нелепым.
В 1741 году Ломоносов написал сочинение, изумившее всех своим названием: Elementa Chimiae Mathematicae (”Элементы математической химии”, на латыни).
Книга не была издана и сохранилась в черновиках, которые позволяют судить о том, что Ломоносов хотел создать целый трактат по математической химии. Можно предположить, что речь шла об изложении химии на прочных аксиоматических основаниях, взятых из наблюдений и экспериментов, затем об описании явлений на математическом языке и сравнении результатов вычислений с экспериментом (т.е. проверка модели на реальных, опытных данных).
Нельзя переоценить вклад математики в открытия, сделанные Ломоносовым в различных областях наук. Его высказывания, ставшие крылатыми, ещё раз подтверждают это.
Ель
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Рисуем кактусы акварелью
Машенька - ветреные косы
Круговорот воды в пакете