Данная научно-практическая работа воспитанницы отделения волейбол МОАУ ДОД ДЮСШ № 2 раскрывает влияние СМИ на формирование понятия здоровго образа жизни среди молодежи.
Вложение | Размер |
---|---|
rol_smi_v_formirovanii_zdorovogo_obraza_zhizni.docx | 39.69 КБ |
Роль СМИ в формировании здорового образа жизни
(на примере волейболисток ДЮСШ№2)
Введение
Что такое здоровый образ жизни? Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, – здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому все здорово». Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются сбои и человек вынужден обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья. Вместо того чтобы грезить о «живой воде» и прочих чудотворных эликсирах, лучше с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаляться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной и общественной гигиены – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Понятие "здоровый образ жизни" появилось совсем недавно, в 70-е годы прошлого века. Здоровый образ жизни - это система разумного поведения человека (умеренность во всем, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие (то есть здоровье) в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие.
Существует три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное.
Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психическое – здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человекаявляются прежде всего сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть « нравственным уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.
Существует несколько сложившихся теорий здорового образа жизни в зависимости от национальных, культурных или религиозных особенностей: восточный, американский, европейский, православный, мусульманский... Все дело в системе жизненных ценностей и мотиваций к самоограничению. Человек стремится к счастью, к здоровью и к богатству, и это всячески приветствуется, но до тех пор, пока стремление не переходит границу болезненного влечения, пока не превращается в самоцель. Нравственность - обязательное условие здорового образа жизни.
Таким образом, целью здорового образа жизни является достижение гармонии тела, духа и души, другими словами, стремление не только к здоровью тела, но и к здоровью духа и здоровью души.
Теория и практикаформирования здорового образа жизни выдвигают уровень информированности общества как один из важнейших факторов предпосылки успеха формирования здорового образа.Предоставление информации –одна из стратегий формирования здорового образа,ее эффективность напрямую связана у уровнем развития СМИ,особенностями их функционирования в социуме. Пропаганда формирования здорового образа -первостепенная задача не только школ,медицинских учреждений, но и СМИ,так как социализация подрастающего поколения в большей степени проходит через них.Задача журналистов-открыть формирование здорового образа для общества,популяризируя его.Поэтому актуальность темы «Роль СМИ в формировании здорового образа жизни » неоспорима.
Информационное поле города Белогорск представлено медиа-холдингом ТВС, в который входят телевизионные компании «Видеосервис», «Город-ТВ», «Сигнал инфо». В него входят печатные издания :общественно-политический еженедельник «Сегодня на Амуре», «Сигнал инфо»,интернет-сайт tvs-media.ru. Выходит «Просто газета».Вещание осуществляютрадиостанции «Русское радио», «Авторадио».Функционируют официальные сайты администрации города,образовательных учреждений города и других организаций
Я выбралаобъектом исследованияпропаганду здорового образа жизни в СМИ, распространяемых в основном на территории города Белогорск.Предметом исследования сталистатьиСМИ,влияющие наформирование здорового образа жизни.
Целью исследования данной работы является выявление влияния СМИ на формирование здорового образа жизни спортсменок, занимающихся волейболом в ДЮСШ№2.
Гипотеза: СМИ повышают интерес спортсменок-волейболисток к проблеме формирования здорового образа жизни.Эффективность влияния СМИ на переход к здоровому образу жизни возможен,если спортсменки будут осведомлены о ценностях здорового образа жизни и физической культуры, если они будут ими приняты и реализованы в жизни.
Задачи:
-охарактеризовать понятие здоровый образ жизни;
-изучить содержание материалов СМИ, формирующих здоровый образ жизни;
-определить количество спортсменок-волейболисток школы,получающих информацию о здоровом образе жизни через СМИ;
-выявить влияние информации,распространяемой в СМИ,на решение спортсменок-волейболисток вести здоровый образ жизни;
- изучить мнение спортсменок-волейболисток о создании школьной газеты «Юниор»,его первом выпуске
Основная часть
Мною были проанализированы выпуски газет «Сегодня на Амуре», «Сигнал», «Просто газета» с июля по декабрь месяцы.Отмечено,практически во всех номерах газеты «Сегодня» есть статьи о здоровом образе жизни. На треть их меньше в газете «Сигнал»,на 40% в «Просто газете» Подвергнуты анализу содержание 38 материалов,в которых говорилось о проблемах,касающихся здорового образа жизни. Новостной характер носят26% материалов. Новости спорта включают ход и итоги соревнований по различным видам спорта, конкурсов «Бабушка, мама, я-вместе дружная семья», «Большие гонки на Амуре» и др. Наибольшая доля статей(37%)пропагандировала физическую активность,10% были посвящены медицинской теме. В них затрагивались проблемы рационального питания школьников, употребления спайсов, профилактики гриппа и ОРВИ, давались рекомендации по предупреждению заболеваний сердца. 10% освещали содержательную организацию досугаи проблемы спорта в городе. Журналисты также рассказывали о действующих и строящихся спортивных объектах, например, «Гигантские шаги» в школе №200» (о строительстве первого современного школьного стадиона).
Анализ направленности проблем позволил выявить,что в 83% целевых материалах подчеркивалась важность конкретных составляющих здорового образа жизни, в 56% предлагались конкретные полезные советы.Но только в 41% случаев были приведены конкретные примеры здорового образа жизни.Это свидельствует о том,что материалы были более направлены на общую постановку проблем,чем на раскрытие реальных путей формирования здорового образа жизни.
В печатных изданиях созданы специальные разделы, рубрики,посвященные здоровому образу жизни.Например,есть такая рубрика «Наше здоровье в наших руках», «Новости спорта». Опубликованы такие статьи,как «Спорт объединяет всех», «Спрос на спорт», «Здоровый образ жизни-непустые слова», «От удовольствия не спайсут».Все материалы о здоровом образе жизни можно назвать качественными: в них журналисты стремятся избегать упрощения,спрямления ситуации и проблем,освещать события и проблемы объективно и полно.Качественность проявляется и в фотографиях,и в тематике, и в уважении к своей читательской аудитории.
Исследование проводилось в группах ,занимающихся волейболом на начальном этапе подготовки и учебно- тренировочном. В состав респондентов вошло 32 человека ,обучающихся в школе № 5 и одновременно занимающихся спортом в ДЮСШ№2.Им были заданы следующие вопросы:Читаете ли вы газеты «Сегодня», «Сигнал», «Просто газету»?
Читаете ли вы статьи этих газет на спортивную тему (о здоровом образе жизни)?
Кто(что)оказывает влияниена ваше решение вести здоровый образ жизни: родители, учителя , тренеры, сверстники,СМИ?
Результаты были такими:68%периодическичитают газету «Сегодня на Амуре»,40% газету «Сигнал»,20% «Просто газету».100%из читающих знакомятся со статьями на спортивную тему.
На решение вести здоровый образ жизни повлияли и родители, и сверстники, и тренеры, и СМИ. Трудно определить, чье влияние было больше. Так, подросткам очень нравится, когда об их достижениях написано в газете,что мотивирует на занятия спортом. Авторитетом пользуется тренер, имеющий в прошлом высокие спортивные достижения, интересующийся событиями спортивной жизни.Пример родителей часто тоже влияет на решение вести здоровый образ жизни.
В следующей части исследования испытуемые оценивалистепень своего доверия к средствам массовой информации.
Уровень доверия спортсменок к СМИ (в %)
СМИ | Полностью доверяю | Скорее доверяю | Скорее не доверяю | Полностью не доверяю |
Пресса | 60 | 40 | 0 | 0 |
Телевидение | 62 | 36 | 2 | 0 |
Радио | 50 | 50 | 0 | 0 |
Результаты опроса показали, что спортсменки в большей степени склонны доверять информации из СМИ. Таким образом, мы можем предположить, что СМИ оказывают определенное влияние на подростков, так как информации доверяют и,следовательно, ею руководствуются. СМИ выступают как фактор,стимулирующий формирование здорового образа жизни у школьников. А также способствуют повышению интереса к физическому совершенствованию, раскрытию ценности физической культуры и спорта, популяризации самостоятельных занятий, формированию в массовом сознании необходимости физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий.Также был задан вопрос, как представляют спортсменки, что такое здоровый образ жизни по материалам газет. Вот так свое видение изобразили участницы анкетирования:
7.Хорошее настроение | ||||||
6.Правильное питание | ||||||
5.Занятия спортом | ||||||
4.Отсутствие вредных привычек | ||||||
3.Соблюдение правил личной гигиены | ||||||
2.Соблюдение режима дня | ||||||
1.Глубокий и длительный сон |
Нетрудно заметить, что занятия спортом находятся на пятой строке.
Работа по теме привела к выводу о необходимости расширить полевлияния на формирование здорового образа жизни через организацию школьного пресс-центра, своеобразной площадки для обмена мнениями и информацией. С предложением о выпуске школьной газеты «Юниор» наша исследовательская группа обратилась к администрации школы. Мы предложили поднимать в газете вопросы актуальности здорового образа жизни, милосердия, толерантности и взаимопомощив современной жизни; охватить вопросы специальной подготовки, санитарии и гигиены, туризма, закаливания, борьбы с вредными привычками. В школе в течение года проходит большое количество мероприятий, укрепляющих здоровье подростков и формирующих положительное отношение к здоровому образу жизни, поэтому нужно обязательно рассказывать на страницах газеты о спортивной жизни школы. Нужно ввести такие рубрики, как «Минздрав предупреждает», «Слово предоставляется…», «Советы от Мойдодыра», которые помогут познакомить спортсменов с правилами личной гигиены, расскажут о здоровом и правильном питании спортсменов, как сохранить и укрепить здоровье. В нашей школе уважают тех ребят, кто достиг каких-либо результатов в спорте. Поэтому будет рубрика «Школа рекордов».
Администрация школы поддержала наше предложение, и первый номер газеты «Юниор» вышел,его тираж 1000 номеров.О первом номере мы получили следующие отзывы:Лариса К.: «Читать газету буду регулярно. Много известных фамилий.Хочется в газете прочитать и осебе.»
Екатерина Ш.: «Меня заинтересовала идея создать спортивную газету. У меня есть предложение работать над выпуском по очереди: волейболисты, стрелки, боксеры .А в конце года провести опрос ,чей выпуск был самым полезным, интересным».
Л.А.: «Нужно тщательнее и целенаправленнее работать над заметками».
Выводы. Дефицит знаний о здоровом образе жизни снижает уровень здоровья людей,ведет к распространению вредных привычек,становится одним изфакторов риска возникновения заболеваний.Здоровый образ жизни-это поведение,стиль жизнедеятельности, способствующие сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.Это своего рода искусство,и,значит,как любому искусству,ему необходимо учиться,начиная по возможности в раннем возрасте.Обучая здоровью, необходимо в основном ориентироваться не на передачу собственно знаний, а на формирование соответствующих представлений.Лишь та информация о здоровом образе жизни будет вызывать интерес у школьников и способствовать формированию подструктуры субъективного отношения, которая тем или иным образом связана с удовлетворением потребностей.
Пропаганду здорового образа жизни можно считать профессиональной обязанностью не только врача, учителя ,но и журналиста. СМИ города Белогорск при активном участии управления по физической культуре и спорту, комитета по образованию и делам молодежи,администрации города Белогорск обеспечивает регулярной информацией жителей города о спортивных событиях, здоровом образе жизни, что способствует продвижению здорового образа жизни в массы,влияет на смысложизненные ориентации учащейся молодежи, вызывает интерес к событиям спортивной жизни.Однако, как было отмечено, подростки читают газету нерегулярно, что снижает эффективность влияния на решение вести здоровый образ жизни, одним из важных составляющих которого являются занятия спортом. По данным отчета 5-ФК, не занимаются спортом 38 % мальчиков и 59 % девушек,т.е.проблема привлечения внимания школьников к спортивной теме налицо. Я предлагаю решать эту проблему таким образом:
1.Во всех группах проводить обзор статей на спортивную тему,используя материалы газеты «Сегодня на Амуре», «Юниор»,сайт ДЮСШ№2,других средств массовой информации.
2.Через школьный проект «Спортивный бульвар» популяризировать виды спорта и здоровый образ жизни.
3.Объявить конкурс на приз газеты «Юниор» на лучший информационный материал по пропаганде здорового образа жизни.
4. Провести по спортивным отделениям школы пресс-тур потеме «Формирование здорового образа жизни».
5.Создать в газете цикловые публикации по здоровому образу жизни.
Литература
1.Авилова О.В. Социальная ответственность газеты «Светоград» как одно из условий становления нового человека/ материалы педагогических чтений по гуманной педагогике. -Владивосток:МГУим.адм.Г.И.Невельского,2005.
2.Бригидина.Л.А.Формирование ценностного отношения к собственному «Я» как основа воспитания установок к здоровому образу жизни у подростков. Методические рекомендации по профилактике наркотического поведения в среде подростков, Благовещенск,1999.
3.КарабутР.В.Здоровый образ жизни и состояние здоровья школьников/Спорт в школе,2015,№1.
4.Мухина С.А.Диагностика ориентации студентов на ЗОЖ.Педагогическая диагностика в системе совершенствования учебно-воспитательного процесса в высшей и средней школе.Сборник научно-методических статей,Чебоксары,2010.
5.Тимофеев С.П. Здоровый образ жизни в современных образовательных учреждениях.Белгород,2004.
6.Шурухина В.К.Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и продленного дня школы.М:Просвещение,1980
Тезисы_Кузьминич
Областная научно-практическая конференция исследовательских работ обучающихся «Физкультура, спорт, здоровье-будущее России»
Направление: «Пропаганда здорового образа жизни»
Название исследовательской работы: «Роль СМИ в формировании здорового образа жизни(на примере волейболисток ДЮСШ№2)»
Автор работы Кузьминич Елена Андреевна
МОАУ ДОД ДЮСШ№2,группа УТ-2
Руководитель Поздеева Татьяна Сергеевна, тренер-преподаватель
МОАУ ДОД ДЮСШ№2
Понятие «здоровый образ жизни» появилось в 70-е годы прошлого века. Здоровый образ жизни-это система разумного поведения человека(умеренность во всем, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек)на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций.Нравственность-обязательное условие здорового образа жизни. Целью здорового образа жизни является достижение гармонии тела, духа и души.
Теория и практика формирования здорового образа жизни выдвигают уровень информированности общества как один из факторов предпосылки успеха формирования здорового образа. Пропаганда формирования здорового образа-первостепенная задача СМИ.Актуальность темы «Роль СМИ в формировании здорового образа жизни »неоспорима,так как социализация подрастающего поколения в большей степени проходит через них.
Информационное поле города Белогорск представлено медиа-холдингом ТВС,в который входят телевизионные компании «Видеосервис», «Город-ТВ». «Сигнал инфо».В него входит ряд печатных изданий,интернет-сайт. Вещание осуществляют радиостанции «Русское радио», «Авторадио».
Объект исследования: пропаганда здорового образа жизни в СМИ, распространяемых в основном на территории города Белогорск.
Предмет исследования: материалы СМИ, влияющие на формирование здорового образа жизни.
Цель исследования: выявить влияние СМИ на формирование здорового образа жизни спортсменок, занимающихся волейболом в ДЮСШ№2.
Гипотеза:СМИ повышают интерес спортсменок-волейболисток к проблеме формирования здорового образа жизни.Эффективность влияния СМИ на переход к здоровому образу жизни возможен,если спортсменки будут осведомлены о ценностях здорового образа жизни и физической культуры, если они будут ими приняты и реализованы в жизни.
Задачи:
-охарактеризовать понятие «здоровый образ жизни»;
-изучить содержание материалов СМИ, формирующих здоровый образ жизни;
-определить количество спортсменок-волейболисток школы, получающих информацию о здоровом образе жизни через СМИ;
-выявить влияние информации, распространяемой в СМИ на решение спортсменок-волейболисток вести здоровый образ жизни;
-изучить мнение спортсменок-волейболисток о создании школьной газеты «Юниор»,его первом выпуске.
Результаты исследования:в 83% целевых материалах подчеркивалась важность конкретных составляющих здорового образа жизни, в 56 %предлагались конкретные полезные советы. Но только в 41% случаев информация имела непосредственную и очевидную для школьников связь с реально существующими у них потребностями. Это свидетельствует о том, что материалы направлены на общую постановку проблемы, чем на раскрытие реальных путей формирования здорового образа жизни.
Исследование проводилось в группах, занимающихся волейболом Им была предложена анкета, в которую вошли вопросы:1.Читаете ли вы газеты «Сегодня», «Сигнал», «Просто газету»?2.Читаете ли вы материалы этих газет на спортивную тему(о здоровом образе жизни)?3.Кто(что)оказывает влияние на ваше решение вести здоровый образ жизни?
В следующей части исследования испытуемые оценивали степень своего доверия к СМИ.
Работа по теме привела к выводу о необходимости расширить влияние на формирование здорового образа жизни через организацию школьного пресс-центра, своеобразной площадки для обмена мнениями и информацией.
Выводы.Здоровый образ жизни-это своего рода искусство,и ему необходимо учиться.СМИ способствуют продвижению здорового образа жизни в массы.Однако подростки читают газеты нерегулярно,что снижает эффективность влияния на решение вести здоровый образ жизни,одним изважных составляющих которого являются занятия спортом.По данным отчета 5-ФК,не занимаются спортом 38 % юношей и 59 % девушек, т.е. проблема привлечения школьников к спортивной теме,здоровому образу жизни налицо. Я предлагаю решать эту проблему таким образом:
1.Во всех группах проводить обзор статей на спортивную тему, используя материалы газет «Сегодня», «Юниор», сайт ДЮСШ №2,других СМИ.
2.Через школьный проект «Спортивный бульвар» популяризировать виды спорта и здоровый образ жизни.
3.Объявить конкурс на приз газеты «Юниор» на лучший информационный материал по пропаганде здорового образа жизни.
4.Провести по спортивным отделениям школы пресс-тур по теме «Формирование здорового образа жизни».
5.Создать в газете «Юниор» цикловые публикации по здоровому образу жизни спортсмена.
Каргопольская игрушка
Денис-изобретатель (отрывок)
Ворона
Финист - Ясный сокол
Кактусы из сада камней