• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Мои сочные краски"

Опубликовано Когтева Альфия Акмаловна вкл 28.11.2015 - 13:36
Автор: 
Шмакова Анастасия

Цель работы: изучить свойства природных красителей и  их применение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_voskresnaya_shkola_-_gotovaya.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

VII детская городская научно-практическая конференция

«Славянский мир: общность и многообразие» 

Исследовательская работа

на тему: «МОИ СОЧНЫЕ КРАСКИ»

                                                                                         

  Работу выполнил:

                                                                                          ученица 3 класса,

                                                                                         

                                                                       Шмакова Анастасия

                                                                                          Когтева Альфия Акмаловна

                                                                                          педагог дополнительного образования

г. Урай

201

        Оглавление

Введение

1. Основная часть

1.1.  Из истории применения красителей

1.2.  Выбор природного материала для получения красителей

2. Заключение

3. Источники

4. Приложения

Введение

Задумывались ли вы о роли красок в нашей жизни? Ведь чаще всего, мы их даже не замечаем – наши игрушки, книги, стены нашего дома и все, что нас окружает, имеет свой цвет. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность.

     Я люблю, рисовать, и чаще всего  рисую гуашевыми и акварельными красками. Это очень увлекательно! Однажды, перед днем самого великого праздника – Пасхи или Воскресения Христова, раскрашивая пасхальное яичко на занятии, я заинтересовалась: почему сваренное в отваре шелухи репчатого лука, яичко окрасилось в красивый коричневый цвет? И решила выяснить, есть ли краски в овощах, фруктах, ягодах, культурных растениях? Можно ли полученными красками рисовать?

     Перед началом работы и в ходе была изучена литература более  трех источников, кроме этого посетила  пять сайтов социальной сети Интернет, которые помогли мне познакомиться с данной темой: «Луговые травянистые растения» (1),«Из чего в древности делали краски» (2), «Краски из растений» (3).

Затем провела анкетирование в своем классе  с целью выявления знаний и интереса учащихся о разнообразии  красящих веществ. В анкетировании приняли 25 человек. Ребятам был задан вопрос: Что можно использовать для рисования? (Приложение  1).

    По результатам анкетирования, сделала вывод: что наши одноклассники любят рисовать и хорошо разбираются в красках, но   многие не знают или  просто сомневаются, в том, что краски, полученные  из фруктов, ягод и  овощей, можно применять для рисования.

    И  я  решила проверить, выполнив исследовательскую работу.

Цель работы: изучить свойства природных красителей и  их применение.

В соответствии целью были определены следующие задачи:

  1. Изучить и обобщить материал о природных красителях и их                                                                                                   использовании.
  2. Провести анкетирование   среди  учащихся нашего класса.
  3. Получить некоторые органические краски растительного происхождения.
  4. Применить полученные краски для окрашивания тканей и  рисования.

Объект исследования: растительные красители.

Предмет исследования: листья петрушки и укропа, луковая шелуха, свекла, морковь, апельсин, ягоды черники и клюквы.

Гипотеза: некоторые способы добывания красок из природного материала сохранились и используются  в домашних условиях и в наше время.

Методы исследования:

     1. анкетирование;

     2. экспериментирование;

     3. сравнение.

1.1.  Из истории применения красителей

     Самым древним художником, создавшим рисунки и картины, был пещерный человек.  

Пещерные художники рисовали на стенах яркими, сочными красками.

Где же они их взяли?

     Самой первой краской была глина.  Глина бывает разная - желтая, красная, зеленоватая, белая и т.д.

Красителями, которыми пользовались пещерные художники, были химические вещества, залегающие в земле (окись железа всех оттенков - от светло-желтого до ярко-оранжевого), и марганец (металлический элемент). Эти вещества измельчались в мелкую пудру и  смешивались с жиром (возможно, с животным салом), чтобы они лучше держались на камне. Полученная таким образом окраска долгое время оставалась липкой и влажной, так как животные жиры не так легко высыхают на воздухе с образованием твердой пленки, как современные краски.

     Так появились первые краски. Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Красочные изображения на стенах пещерных жилищ до настоящего времени сохранились в относительно хорошем состоянии. Цветные изображения животных, датированные примерно 10 000 - 30 000 лет назад до н.э., были обнаружены на стенах пещер Южной Франции и Испании. Многие из этих рисунков удивительно хорошо сохранились потому, что в эти пещеры не было доступа в течение многих веков.

Самые великолепные рисунки находятся в Пещере Ласкао во Франции.

Немного позже была открыта новая краска - охра (от греч. ochros - "желтый"), которая часто встречалась в природе в виде глины или  рассыпающихся в пыль комочков. Она была разного цвета:  желтая, коричневая, красноватая.  охрой, по цвету похожей на кровь, покрывали перед погребением тела усопших. Сейчас об этой древней традиции нам напоминает современное название красного железняка - гематит (от греч. haima - "кровь").

     Краски – это цветные красящие вещества, предназначенные для непосредственного использования в той или иной сфере быта. Краски могут быть органические и минеральные, а так же природные и синтетические.

Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и желтой глины, тонко ее, растерев, можно получить красный и желтый краситель или, как говорят художники, пигмент. Черный пигмент дает уголь, белый - мел, лазорево-голубой или зеленый дает малахит и лазурит. Зеленый пигмент дают и окиси металлов.

Первая синяя краска из лазурита продавалась 1 килограмм за 60 франков. Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но удивительной прочности.

До нашего времени сохранилась псковская икона Дмитрия Солунского. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская

     Шли тысячелетия человеку понадобились другие краски, более стойкие и яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани.  

Желтую краску  научились вырабатывать из коры барбариса,  ольхи, молочая и шелковицы.

Коричневую краску  - из отвара луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны.

Для получения красного цвета – использовали ягоды клюквы, барбариса, вишни, красной смородины, малины. Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и дети, есть своя длинная и удивительная история.

1. 2.  Выбор природного материала для получения красителей

     Некоторые способы добывания красок из природных материалов сохранились и до наших дней (Приложение 2).

Например, красим яйца шелухой лука, как это делали наши предки.

Мы все с вами практически пользуемся ими хотя бы один раз в год на Пасху.

Чтобы проверить гипотезу и убедиться  в этом я провела несколько опытов.

Опыт 1. Шелуха репчатого лука (Приложение  3).

     Для проведения опыта я собрала шелуху с лука  в  кастрюлю и залила холодной водой. В эту кастрюлю положила два яйца и  два небольших отрезка  белой ткани и поставила кипятиться.

     Для получения разных оттенков цвета одно яйцо достала через 10  минут, цвет был светло коричневый,  а второе через 1 час, цвет стал более насыщенный коричневый. Затем промокнула и натерла тряпочкой в растительном масле для придания красивого блеска.

Отрезок кипятила, в луковом отваре  10 минут,  а второй 1 час.

Получился цвет: первый  отрезок ткани -  охра, второй – коричневый.

Опыт 2. Свекла и морковь (Приложение  4).

    Основным источником красок для изготовления нашими предками «крашеной одежды», которая считалась более нарядной и дорогой, чем одежда из некрашеной ткани, были натуральные красители. Для покраски хлопчатобумажной ткани использовала  натуральные соки свеклы и моркови.

    Одну большую свеклу почистила, измельчила  на терке и через марлю отжала сок.  В свекольный сок поместила небольшой отрезок белой ткани на 30минут, высушила (чтобы цвет лучше закрепился) и затем прополоскала водой.  Второй кипятила 30 минут.

Получился цвет:  первый отрезок ткани –  розовый, второй   – фуксии.

     Также мы проделали и с морковью. Получился цвет у первого  отрезка и второго – светло -  желтый.

Опыт 3.  Клюква, черника (Приложение  4).

     Клюкву размяла в блендере, отжала сок через марлю. Взяла небольшой отрезок белой ткани и намочила в этом соке, высушила и после прополоскала водой.  

Получился цвет – розовый, а второй кипятила 30 минут, цвет – бордовый.

     Таким же способом я сделала и с черникой.  

     Получился цвет:  первый отрезок – сиреневый, второй  ярко - фиолетовый.

Затем все крашеные отрезки ткани прогладила, оверложила и сшила из них сенсорные мешочки для развития мелкой моторики и наполнила их пшеном, шиповником, синтепоном (Приложение 5). Они развивают  пальчики,  как у маленьких детей, так и у взрослых.  Эти мешочки безопасны, даже в том случае,  если ребенок берет их  в рот. А еще сшила мешочки для хранения семян.

   Следующим этапом нашей работы была подготовка натуральных красок, которыми мы  раскрасили рисунки (Приложение  5;  6).

Для раскраски рисунка  «Дельфин»  использовала сок черники.

Для рисунка «Друзья» - соки моркови и  клубники, кофе.

Для рисунка «Кролик»  - сок моркови, кофе.

Для рисунка «Роза» - сок свеклы, петрушки.

Вывод: органические краски пригодны для использования, они достаточно стойкие, однако их цветовая гамма ограничена, они не такие яркие, как синтетические красители.

     Использование натуральных красителей при окраске тканей имеют свои недостатки:

  1. Не всегда получается нужный  оттенок.  
  2. Слабая устойчивость красителя при стирке изделия (необходим закрепитель краски).
  3. Данное время года, так как к весне в овощах и фруктах, растениях  красящий пигмент становится не таким ярким.

Заключение

     Изучив различные литературные источники, а так же интернет - ресурсы, проведя анкетирование, я узнала, что в овощах, фруктах, ягодах и травах действительно содержится краска, поскольку они содержат в себе красящий пигмент, который и отвечает за цвет.

     В процессе исследования я ознакомилась с историей возникновения красок, узнала, как изготавливались первые краски и что краски бывают растительного происхождения.

     Практическая часть моей работы содержит эксперимент по окрашиванию ткани соками и отварами. Также мною были сделаны пробные рисунки полученными красками.

     Мои предположения, что краски можно изготовить «не выходя из дома» подтверждена на примере органических красок растительного происхождения. Данная работа важна и я  буду продолжать, изучать   и выявлять другие  природные  красители и вести наблюдения за стойкостью цветовой гаммы  нарисованных рисунков.

     Если очень хочется рисовать, но красок под рукой нет, не расстраивайтесь! «Включите» фантазию, и тогда ничем не примечательная свекла превратится в тюбик с красной краской, а сажа из печки – в черный карандаш.

Список литературы:

1. Губанов И.А.Луговые травянистые растения. - М.: Агропромиздат, 2011.

2. Блинчева И. Б. Из чего в древности делали краски.  - М.:  «Мир книги», 2013.

3. Никифорова О. Краски из растений. – М.: «Малыш», 2013.

Интернет - источники:

4. http://www.about факты - plants.ru/ Растения – Интересные факты –   Красильные растения.

5. http://www.alhimikov.net/Природные красители.

6. http://priart.narod.ru/ Окраска ткани растениями.

7. http://mirknig.com/Краски  из растений.

8. http://www.bestreferat.ru/Пасха. Традиции. Пасхальный стол.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

Анкета

Акварельные краски – 100%

Акриловые краски – 80%,

Витражные краски –  95%,

Гуашь -  100%

Свекла – 35%  

Черники – 20%

Клюква – 15%

Малина –  27%

Петрушки – 8%

Результаты анкетирования

Приложение 2.

Растения, из которых можно получить красители

Цвет

Название растений

Используемые части растений

Коричневые краски

Ольха, дуб

Щавель конский

Кора

Корень

Красные и розовые краски

Ежевика, малина, бузина

Душица

Спелые ягоды

Все растение

Желтые краски

Крапива

Толокнянка

Барбарис, ольха, шелковица

Зверобой

Корень крапивы

Спелые ягоды

Кора

Листья

Оранжевые краски

Облепиха

Дикая яблоня

Спелые ягоды

Кора

Синие, голубые краски

Лебеда

Семена

Василек

Цветки

Гречиха

Листья

Голубика

Спелые ягоды

Зеленые краски

Крапива, щавель, петрушка, укроп

Хвощ болотный

Листья

Все растение

Черный, серый

Черника

Клен

Спелые ягоды

Листья


Поделиться:

Сказка об осеннем ветре

Басня "Две подруги"

Упрямый зяблик

Валентин Берестов. Аист и соловей

Что такое музыка?