• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Профессиональная ориентация и выбор профессии".

Опубликовано Перова Татьяна Францевна вкл 06.01.2016 - 18:37
Перова Татьяна Францевна
Автор: 
Ризун Светлана

Целью исследовательской работы является выбор и построение  образовательной траектории. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Исследовательская работа по профориентации.366 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГБОУ Средняя Общеобразовательная Школа № 37

 

 

Светлана Николаевна Ризун

Профессиональная ориентация и выбор профессии

Исследовательская работа

 

  

Научный руководитель:

                                                                    Педагог-психолог  ГБОУ СОШ № 37

Т.Ф.Перова

 

                                                  Москва
                                                     2012


Содержание

1.Литературный обзор

1.1.Проблема самоопределения

1.2.Шаги выбора профессии

1.3.Что влияет на выбор профессии

1.4.Ошибки при выборе профессии

2.Методический обзор

2.1.Цель и задачи

2.2.Профессиограмма

2.3.Востребованность на рынке труда

2.4.Изучение своих возможностей

3.Результаты и их обсуждение

3.1.Сравнение результатов диагностики с требованиями профессии

3.2.Нужные качества и знания для профессии

3.3.Образовательная траектория получения профессии

4.Вывод

5.Использованные ресурсы

6.Приложения

                                      Проблема самоопределения

Профессиональное самоопределение – это важная составная часть общего личностного самоопределения, это определение человеком себя в сфере профессиональной деятельности, направленность на профессиональное будущее. Это довольно долгий процесс, который длится на протяжении всей жизни. Но особенно остро проблема самоопределения становится именно в подростковом возрасте. Профессиональное самоопределение предполагает самостоятельное обдумывание не только вариантов «старта», но и жизненного пути в целом. Построение определенного плана профессионального жизненного пути (личного профессионального плана) – дело сложное, зависящее от ряда объективных и субъективных обстоятельств.

Когда говорят о профессии определенного человека, то имеют в виду ту его трудовую деятельность, которая позволяет ему участвовать в жизни общества и которая служит ему основным источником материальных средств и средством личной самореализации. Значит любая профессия – это вид трудовой деятельности, поэтому профессиональное самоопределение не сводится только к акту выбора профессии.

 Именно труд есть главная реальность и главное условие жизни, именно в труде человек утверждает себя как личность и индивидуальность.

Мир профессий, по образному выражению Е.А. Климова, - это не безлюдная пустыня, заселенная машинами, станками, технологиями, а область человеческих деяний, это мир людей, знающих и любящих свое дело, эмоционально переживающих ход его выполнения.

Успех профессионального самоопределения в подростковом возрасте существенным образом зависит от собственной активности, которая формируется и проявляется в многообразном интересе к миру, к людям и в осознании себя в нем и среди них.

Большое влияние на процесс профессионального самоопределения оказывает самооценка, так как именно она позволяет человеку понять, познать и оценить самого себя, свои личностные качества, возможности, желания, способности, мотивы, чувства.

Для профессионального самоопределения очень важно знать о своих склонностях, которые тесным образом связаны с развитием способностей. О склонности к какому-либо делу говорят тогда, когда  работа нравится человеку, когда человек испытывает влечение к ней. Деятельность по склонности всегда личностно значима, она занимает важное место во всей жизни человека. Чем сильнее привлекает человека  какая-либо деятельность, тем больше он занимается ею, и это приводит к развитию нужных для нее способностей.

                                Шаги выбора профессии

Выбор будущей профессии в подростковом возрасте неоднозначен и сложен.  

 Социально-экономическая ситуация такова, что человек должен научиться выбирать профессию. Надо уметь подстраиваться под обстановку. Образ будущей профессии включает в себя и содержательные характеристики профессии и эмоционально-оценочное отношение к ним.

Для того чтобы сделать правильный выбор профессиональной деятельности, нужно точно сформулировать основные шаги для взвешенного решения:

1. Составить список подходящих профессий.
Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

2. Составить перечень требований выбираемой профессии.

Составьте список своих требований:

  •  выбираемая профессия и будущий род занятий;
  •  выбираемая профессия и жизненные ценности;
  •  выбираемая профессия и жизненные цели;
  •  выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
  •  выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
  •  желательный уровень профессиональной подготовки;
  •  выбираемая профессия и мои склонности и способности;
  •  желательные содержание, характер и условия работы.

3. Определить значимость каждого требования.
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.
Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитать и проанализировать результаты.
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6. Проверить результаты.
Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. Определить основные практические шаги к успеху.
Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

                                         Что влияет на выбор профессии

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. Рассмотрим 8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/:

1. Позиция старших членов семьи.
Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии. 

2. Позиция товарищей, подруг.
Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь. 

3. Позиция учителей, школьных педагогов.
Наблюдая за поведением, учебной и вне учебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы.
Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности.
О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание.
Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность.
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности.
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

                                     Ошибки при выборе профессии

   1. Отношение к выбору профессии как к неизменному. 
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени. Проанализируем
ситуацию на рынке труда. Обратим внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Надо быть готовыми к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не надо бояться того, что выбор профессии сейчас или в 11 классе, фатальным образом определит всю Нашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Нас ценными  специалистами, востребованными в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Мы затем передумаем и найдем что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...

2. Бытующие мнения о престижности профессии.
В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик). Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Наших интересов и способностей. Иначе будем владеть (если будем) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажемся непригодны к выполнению основных рабочих функций...

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).
Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят нашего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому надо оглядываться на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Нужно стараться увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он - рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.

 При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика - это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены - они не все такие.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.

А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.
Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом. Тем более надо  иметь в виду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.
Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. (А компьютер внедряется абсолютно во все сферы деятельности - вплоть до животноводства).

8. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях).
Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако надо иметь ввиду, что среди них много непрофессиональных. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.

9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.

Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...

10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии.
Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.

                                                     Цель и задачи

Целью нашей работы является выбор и построение соответствующей образовательной траектории. На основании поставленной нами цели мы можем определить основные задачи:

  1. Необходимо проанализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности личности);
  2. Узнать и принять требования избираемой профессии;
  3. Осознать потенциальные несоответствия личностных особенностей и особенностей профессии и оценить возможность или невозможность коррекции этих несоответствий;
  4. Проанализировать, какая профессия больше других подходит к вашему типу личности;
  5. Оценить свой выбор со всеми источниками (родителями, друзьями, родными, специалистами и т.д.);
  6. Определить шаги к успеху для того, чтобы не ошибиться с выбранным учебным заведением и практикой работы по данной специальности.    

Профессиограмма «Журналист»

Наименование профессии

Журналист

Доминирующий способ мышления

Адаптация – формализация

Область базовых знаний №1

и их уровень

Гуманитарные науки, высокий уровень теоретических знаний

Область базовых знаний №2

и их уровень

Филология, иностранные языки, использование практических знаний

Профессиональная область

Литературно-художественная деятельность

Межличностное взаимодействие

Частое по типу «рядом»

Доминирующий интерес

Артистический

Дополнительный интерес

Социальный

Условия работы

Вне помещения, мобильный

 Доминирующие виды деятельности:

  • Работа в средствах массовой информации;
  • Информирование людей достоверными фактами;
  • Сбор информации (взятие интервью, работа с документами, архивами), ее обработка;
  • Анализ фактов и ситуаций, оценка текущих событий;
  • Поиск наиболее интересных, значимых, актуальных событий в сфере экономики, политики, культуры, общественной жизни для освещения их в средствах массовой информации;
  • Подготовка материалов для публикации;
  • Литературная обработка материала с учетом жанрового своеобразия, стилистической подачи фактов, журналистских приемов (в письменной и устной форме).

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:

  • Литературные способности;
  • Навыки общения и взаимодействия с людьми (установление контакта);
  • Умение слушать и слышать собеседника;
  • Способность грамотно и четко задавать вопросы, хорошие вербальные способности;
  • Высокий уровень развития памяти (способность запоминать факты, изложенные собеседником);
  • Умение быстро ориентироваться в событиях, принимать адекватное решение;
  • Творческое мышление;
  • Умение излагать доступным языком полученную информацию;
  • Высокий уровень физической и психической выносливости (работа в горячих точках, в условиях ненормированного рабочего дня, в экстремальных условиях).

Личностные качества, интересы и склонности:

  • Объективность;
  • Эрудированность;
  • Самоконтроль и уравновешенность;
  • Терпимость, безоценочное отношение к людям;
  • Интерес и уважение к другому человеку;
  • Стремление к самопознанию, саморазвитию;
  • Оригинальность, находчивость, разносторонность;
  • Любознательность;
  • Тактичность;
  • Вежливость.

Качества, препятствующие эффективностью профессиональной деятельности:

  • Ригидность (неумение изменить свое поведение и способы решения проблемных ситуаций в зависимости от изменения условий окружающей среды);
  • Некоммуникабельность;
  • Замкнутость;
  • Неумение излагать свои мысли на бумаге;
  • Корыстность;
  • Нечестность в изложении информации.

Области применения профессиональных знаний:

  • Средства массовой информации (еженедельники, газеты, журналы, телевидение, радио);
  • Пресс-центр;
  • Образовательные учреждения (вузы – факультеты журналистики).

История профессии

Первые регулярные периодические издания в России и на Западе в XVII веке не имели строгого подразделения на журналы и газеты. Первый русский журнал – «Ежемесячные сочинения, пользе и увеселению служащие» - выпускался Академией наук с 1755 года.

В России профессия журналиста приобрела большое значение в первой половине XIX века в связи с развитием периодической печати, особенно журналов.

В настоящее время профессия журналиста играет большую роль в формировании политического, экономического, культурного мировоззрения общества, а также является основным источником информации для всего населения нашей планеты.

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

Профессию журналиста можно получить в следующих высших учебных заведениях.

  • Московский государственный университет. 117234, Москва, Ленинские горы.

            Тел. 939-54-41.

  • Российский государственный социальный институт. Москва, ул. Лосиноостровская, 24. Тел. 169-49-81
  • Литературный институт имени Горького. 103104, Москва, Тверской бульвар, 25. Тел. 202-84-22.
  • Российский институт дружбы народов. 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6. Тел. 434-70-27.
  • Всесоюзный государственный институт кинематографии. 126226, Москва,             ул. Вильгельма Пика, 3. Тел. 181-38-68.

Профессиограмма «Политолог»

Наименование профессии

Политолог

Доминирующий способ мышления

Адаптация – анализ

Область базовых знаний №1

и их уровень

История, политология, психология, политические отношения, высокий уровень теоретических знаний

Область базовых знаний №2

и их уровень

Прикладная политология, прикладная социология, высшая математика, статистика, использование практических знаний

Профессиональная область

Политика

Межличностное взаимодействие

Частое по типу «рядом»

Доминирующий интерес

Социальный

Дополнительный интерес

Исследовательский

Условия работы

Вне помещения, мобильный

Доминирующие виды деятельности:

  • Изучение политических явлений в их последовательном временном развитии, выявление связей между прошлым, настоящим и будущим;
  • Исследование зависимости политики, политических процессов от общества, экономических отношений, социальной структуры общества, идеологии и культуры;
  • Определение значений политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, уважения человеческого достоинства;
  • Изучение зависимости между политическими явлениями в опыте и уровнем экономического развития, политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством партий и избирательной системой и т.д.;
  • Исследование и анализ вербального, практического, осознанного и подсознательного поведения отдельных личностей и групп;
  • Изучение и анализ деятельности институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность (государства, партии, правительственные программы   и т.д.);
  • Исследование и выявление субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, а также типичных механизмов психологической мотивации;
  • Анализ политических явлений с целью выявления их общих черт и специфики, нахождение наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач;
  • Прогнозы по поводу политического будущего государства, партии, политика.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:

  • Высокий уровень развития аналитического и синтетического мышления (умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее);
  • Высокий уровень развития понятийного мышления (владение научными понятиями);
  • Высокий уровень развития дедуктивного мышления (умение строить умозаключения от общего к частному);
  • Склонность к исследовательской деятельности (внимание к деталям, способность группировать множество фактов, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.);
  • Высокий уровень развития кратковременной и долговременной памяти;
  • Развитые коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения, развитость каналов вербального и невербального общения, профессиональная компетентность и т.д.);
  • Наличие хорошо развитых вербальных способностей (умение правильно и понятно изъясняться);
  • Умение слушать;
  • Ораторские способности (грамотное выражение мысли);
  • Высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на определенном виде деятельности);
  • Способность заниматься длительное время кропотливой работой (работа с досье, архивными документами);
  • Способность воспринимать большое количество информации (всестороннее адекватное восприятие ситуации);
  • Способность контролировать свои эмоции.

Личностные качества, интересы и склонности:

  • Честность и порядочность;
  • Организованность и ответственность;
  • Целеустремленность;
  • Креативность;
  • Эрудированность, широкий кругозор (хорошие познания в разных областях наук);
  • Пунктуальность, ответственность;
  • Высокие моральные качества (принципиальность, убежденность, чуткость и внимательность к людям и т.д.);
  • Любознательность;
  • Тактичность (способность проявлять чувство меры);
  • Гибкость, наличие развитой интуиции;
  • Настойчивость, объективность;
  • Самоконтроль, хладнокровие;
  • Коммуникабельность, энергичность;
  • Умение быстро восстанавливать работоспособность;
  • Стремление к самосовершенствованию.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • Корысть;
  • Агрессивность, неуравновешенность;
  • Узость кругозора;
  • Неуверенность в себе, нерешительность;
  • Низкий уровень развития или отсутствие коммуникативных способностей, плохая дикция;
  • Бестактность, беспринципность;
  • Инертность;
  • Отсутствие интереса к выполняемой работе;
  • Вспыльчивость, импульсивность;
  • Неспособность сопоставлять и анализировать факты;
  • Неумение противостоять внешним факторам.

Области применения профессиональных знаний:

  • Периодические издания (газеты, журналы и т.д.);
  • Телевидение (телевизионные программы, круглые столы и т.д.);
  • Информационные агентства (Интерфакс, РИА - новости и т.д.);
  • Учебные заведения;
  • Научно-исследовательские учреждения.

История профессии

Политология – это одна из наук о политике, область научного знания, изучающая политику, политические отношения и власть в обществе. Эта профессия имеет древнюю историю. Первыми мыслителями в этой области были выдающиеся философы Древней Греции – Платон и Аристотель. Аврелий Августин  и Фома Аквинский – создатели христианской политической теории. В их учениях христианская убежденность сочеталась с реализмом и умеренностью.

Теоретиков политики начала Нового времени меньше интересует проблема «лучшей жизни», их внимание переключается с цели государства на его происхождение и основание.  В XX веке существенный вклад в политическую мысль был сделан Максом Вебером. Он обратил внимание на усиливающуюся бюрократизацию общественной жизни в правовых государствах XX века, что. По его мнению, могло привести к возможному конфликту между бюрократией и демократией.

Проблема применения государства и общества остается актуальной и сегодня. Современные политики, теоретики вносят свой позитивный вклад в ее решение.

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

Профессию политолога можно получить в высших учебных заведениях.

  • Московский государственный университет. 117234, Москва, Ленинские горы.    Тел. 939-13-89.
  • Институт стран Азии и Африки при МГУ. 103009, Москва,           ул. Моховая, 18. Тел. 203-31-14.
  • Московский государственный социальный университет. 107 150, Москва,             ул. Лосиноостровская, 24. Тел. 169-49-43, 169-97-97, 169-49-81.

Профессиограмма «Лингвист»

Наименование профессии

Лингвист

Доминирующий способ мышления

Адаптация – формализация

Область базовых знаний №1

и их уровень

Русский языки, иностранные языки, литература, история, высокий уровень теоретических знаний

Область базовых знаний №2

и их уровень

Лингвистика, языкознание, культурология, логика, риторика, использование практических знаний

Профессиональная область

Литературно-языковая деятельность

Межличностное взаимодействие

Редкое

Доминирующий интерес

Исследовательский

Дополнительный интерес

Социальный

Условия работы

Вне помещения, в помещении, мобильный

Доминирующие виды деятельности:

  • проведение лингвистических экспертиз с совмещением фундаментального и прикладного подходов к языку;
  • изучение межкультурных различий, осознание особенностей своей культуры, для более эффективного взаимодействия с представителями другой культуры;
  • перевод иностранного языка, изложение сути текста без преломления смысла (передача эмоций, культурной окраски).

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

  • организованность, самодисциплина;
  • педантичность;
  • стремление к профессиональному совершенству;
  • внимание к деталям;
  • концентрированность внимания;
  • способность к образному представлению предметов, процессов и явлений;
  • абстрактность (абстрактные образы, понятия) мышления;
  • аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления;
  • ассоциативность мышления;
  • дедуктивное мышление;
  • способность запоминать на длительный срок большие объемы информации;
  • хорошая зрительная память;
  • память на семантику (смысл) текста;
  • память на слова и фразы;
  • умение грамотно выражать свои мысли;
  • упорство;
  • усидчивость;
  • склонность к исследовательской деятельности.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • Психическая и эмоциональная неуравновешенность;
  • Ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды);
  • Замкнутость;
  • Невнимательность;
  • Агрессивность;
  • Пассивность.

Области применения профессиональных знаний:

  • Российская академия образования;
  • Международные организации;
  • Презентация, переговоры.

История профессии

В древности наука о языке («грамматика») изучала лишь родной язык ученого, но не чужие языки; только престижные языки духовной культуры, а живой разговорный язык народа (и уж тем более неграмотных бесписьменных народностей) не изучался. До XIX века наука о языке была предписывающей (нормативной), стремясь не описать живой язык, на котором говорят, а дать правила, по которым «следует» говорить (и писать).

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

Профессию лингвиста можно получить в высших учебных заведениях.

  • Московский государственный лингвистический университет. 119837, Москва, ул. Остоженка, 38. Тел.: (495) 245-06-12. www.linguanet.ru;
  • Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана. 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5. Тел.: (499) 263-63-91. www.bmstu.ru;
  • Российский университет дружбы народов. 117198, ул. Миклухо-Маклая, д. 6. Тел.: (495) 434-53-00. www.rudn.ru.

                          Востребованность на рынке труда

В современных условиях жизни на выбор профессионального будущего влияет  положение на рынке труда (востребованность профессии). К сожалению, далеко не всегда работник получает зарплату по справедливости, т.е. в соответствии с затраченным трудом и реальной пользой для общества. Это часто приводит к тому, что наиболее квалифицированный труд просто «не воспринимается» обывателем, а соответственно «не покупается» им. Печальным следствием такой ситуации является то, что даже некоторые выдающиеся деятели науки и культуры вынуждены подстраиваться под рынок  и часто отказываются от настоящего творчества. Для того чтобы не допустить подобной ситуации при выборе будущей профессии, нужно представлять «картину»  востребованность профессий  на рынке труда, т. е. их актуальность. Для оценки положения на рынке труда мы можем воспользоваться данными за 2009-2010 гг. таблицы 4, где мы увидим, что профессии государственного управления и предоставления социальных услуг превышают  среднюю норму, что означает высокий уровень востребованности на рынке труда.

Из этого мы можем сделать вывод, что востребованность таких профессий, как журналист, лингвист и политолог, стабильна в нынешних условиях, несмотря на кризис.

Таблица 4. Динамика производства продукции, числа замещенных рабочих мест и среднемесячной начисленной заработной платы в 2009 - 2010 гг., %

 

Производство продукции

Число замещенных рабочих мест

Среднемесячная начисленная заработная плата (без выплат социального характера)

Февраль 2009 г. к февралю 2008 г.

Январь-февраль 2009 г. к январю-февралю 2008 г.

Январь 2009 г. к январю 2008 г.

Январь 2009 г. к январю 2008 г.

Январь 2009 г. к декабрю 2008 г.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

102,6

102,4

93,9

121,4

81,9

Добыча полезных ископаемых, всего

940

95,5

97,5

110,0

70,0

В том числе:

каменного, бурого угля и торфа

80,1

81,1

98,1

112,7

69,9

сырой нефти, природного газа и предоставление услуг в этих отраслях

95,3

96,8

 

 

 

прочих полезных ископаемых

86,8

87,1

96,4

101,1

70,4

Обрабатывающие производства, всего

81,7

79,0

93,6

103,9

86,1

   В том числе:

пищевых продуктов, включая напитки, и табака

96,2

96,3

96,9

117,4

93,3

текстильное и швейное

84,1

77,6

85,0

104,4

87,1

кокса

 

 

89,3

95,7

98,7

нефтепродуктов

94,9

95,3

97,2

119,9

83,6

химическое

78,7

72,9

91,6

103,9

89,4

прочих неметаллических минеральных продуктов

66,7

66,2

93,1

91,5

82,3

металлургическое и производство готовых металлических изделий

71,7

70,8

93,4

96,4

88,3

машин и оборудования

94,0

78,8

91,3

100,5

83,5

электрооборудования, электронного и оптического оборудования

53,4

53,1

95,0

104,3

81,2

транспортных средств и оборудования

69,0

66,5

95,2

100,8

83,9

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

94,3

93,6

99,5

117,8

83,6

Строительство

79,3

81,2

99,6

105,2

74,1

Финансовая деятельность

 

 

104,7

107,8

72,7

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

 

 

102,4

122,5

67,5

Образование

 

 

98,5

128,9

80,6

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

 

 

100,3

125,6

87,8

Изучение своих возможностей

Для того чтобы успешно определиться с выбором профессии, необходимо пройти и изучить тесты, которые направлены на выявление у подростка определенных качеств, способностей, склонностей и  сформировавшихся интересов.

Мои возможности

№

 

Результаты диагностики

  1.  

Характер

 Вы сдержанный человек, привыкший думать, прежде чем действовать. В отношениях с людьми вы предпочитаете сначала хорошо узнать человека, прежде чем завязывать с ним дружбу. В конфликтах вы твердо стоите на своем и не переходите на сторону соперника, даже если чувствуете, что он прав. Вы склонны к индивидуальной деятельности, без участия других людей. Вы – эмоционально устойчивый человек. Вы способны контролировать свои эмоции. Вы реалистично смотрите на жизнь, в стрессовых ситуациях остаетесь невозмутимы и спокойны. Иногда вы можете избавляться от проблем, избегая их. Вы осторожны и неторопливы. Начиная какое-либо дело, вы обычно все взвешиваете, продумываете, составляете план действий. Вас легко смутить. Вас отличает постоянство в дружбе и любви. Вы целеустремленны. Вы зависите от мнения группы, вам необходимо постоянное одобрение ваших мыслей значимыми для вас людьми (родителями, друзьями, учителями). Вы впечатлительны, часто под впечатлением можете уйти в себя и долго размышлять об увиденном. Вы ответственны, из вас получится очень хороший исполнитель. К организаторской работе не склонны. Вы – человек сознательный и обязательный. Вы прилежно соблюдаете все установленные в обществе нормы и правила. В делах руководствуетесь чувством долга. На вас можно положиться. Конфликты у вас часто возникают из-за того, что другие не соблюдают нормы и правила. Вы любите быть в центре внимания, когда вами восхищаются. Вы очень непосредственный и раскованный человек. Очень любите испытывать новые ощущения. Вам нравится общаться с людьми, поэтому вам рекомендуются профессии, связанные с таким общением. У вас хороший лидерский потенциал. Вы эмоционально чувствительный человек. Иногда вас может охватывать беспричинная тревога. В работе вы не любите большой ответственности. Вы – очень творческий человек, обладаете артистическими способностями. Вы тонко чувствуете произведения искусства. Легко поддаетесь мнению других людей, непрактичны. Вы эмоционально чувствительный человек. Иногда вас может охватывать беспричинная тревога. В работе вы не любите большой ответственности. Вы – очень творческий человек, обладаете артистическими способностями. Вы тонко чувствуете произведения искусства. Легко поддаетесь мнению других людей, непрактичны. Вы безмятежны, не задумываетесь о последствиях своего поведения. Вы уверены в своих близких и знаете, что на них можно положиться. Вы никогда не думаете об опасности, не чувствуете изменений в отношениях других людей к вам. Вы зависимы от мнения группы, предпочитаете совместное принятие решений. Нуждаетесь в постоянном взаимодействии с другими людьми. Вы обладаете огромной силой воли. Вы управляете своим поведением, благодаря чему успешно существуете в обществе. Вы заботитесь о собственной репутации. Обычно вы расслаблены, не любите постоянного напряжения в жизни и учебе и плохо работаете в таких условиях. Возможен переход от расслабленности к лени.

 

 

 

  1.  

Уверенность в себе 

 

 Вы очень уверенны в себе. Вы – решительны, поскольку отдаете себе отчет в своих силах и способностях. Вы знаете себе цену и в теплой дружелюбной компании, заручившись поддержкой друзей, и во враждебной и недоброжелательной обстановке. Вы с легкостью знакомитесь с понравившимися вам людьми, не опасаясь быть отвергнутыми. Вы комфортно себя чувствуете, выступая перед публикой, находясь в центре внимания. Попав в неловкую ситуацию на публике, вы реагируете спокойно и с юмором. Вы не испытываете особого раздражения, когда вас критикуют.

Волевые качества 

 

 У вас есть задатки волевых качеств. Вы старательны и ответственны. Вы способны управлять своими эмоциями и чувствами, можете сдержать вспышку гнева или приступ смеха, если это необходимо. Однако у вас бывают моменты, когда у вас просто не получается заставить себя сделать то, что вам не хочется. Такие ситуации вызывают у вас раздражение, при этом вы отвлекаетесь от самого дела, которое так и остается незавершенным. Вы из тех людей, которых очень мотивируют сжатые сроки – они вас подстегивают, заставляют собраться с силами и направить их на выполнение задания. Вам рекомендуется тренировка волевых качеств.

  1.  

Нервно-психическая устойчивость 

 

 В некоторых сложных ситуациях вы можете ощущать прилив сил и стремление разрешить проблему, в других – напротив, чувствуете себя бессильным что-либо предпринять. Все зависит от того, насколько ваш организм готов ко встрече со стрессами. После хорошего отдыха (например, школьных каникул) вы будете более устойчивы к стрессам, чем до него. Для повышения устойчивости вашего организма к стрессам вам необходим физический (прогулки, выезды на природу) и эмоциональный (проведение свободного времени с друзьями, слушание любимой музыки, чтение интересной книги) отдых.
В стрессе вы не всегда способны быстро подстроиться под изменившуюся ситуацию. Иногда это может привести к тому, что вы переносите последствия стресса на другие сферы вашей жизни – например, проблемы в семье могут отразиться на вашей учебе, и наоборот.

  1.  

Способность к суждению 

 

 Вы способны судить об основных понятиях и устанавливать между ними связь. Возможны ошибки при переносе типа связи между парой понятий на другую пару (подбор аналогий). При таком уровне развития способности к суждению вы можете освоить профессии, связанные с анализом информации и ее переработкой (программирование, аналитика). Для развития способности к суждению вам рекомендуются решение математических и физических задач, упражнения по классификации понятий и подбору аналогий.

  1.  

Логическое мышление 

 

 У вас сильно развито логическое мышление. Вы не только способны производить основные логические операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию, сравнение, конкретизацию), но и активно используете их на практике - при решении бытовых и школьных задач. При таком уровне развития логического мышления вы легко освоите профессии, где ведущей деятельностью являются логические операции (программист, аудитор, логист, следователь, маркетолог, аналитик, экономист). Кроме того, вы будете успешны и в научной деятельности.

  1.  

Индуктивное мышление 

 

 Вы способны к анализу связи между событиями и явлениями, к прогнозированию последующих событий и явлений. При таком уровне развития индуктивного мышления вы можете освоить сферы деятельности, в которых необходимо анализировать события и явления и на основе этого анализа прогнозировать будущее (аналитика, аудит, психология, консалтинг, экономика, медицина, управление сложным техническими средствами и оборудованием). Для развития индуктивного мышления вам рекомендуются упражнения на подбор аналогий к паре понятий, на анализ связи между понятиями, логические игры (с применением дедуктивного и индуктивного методов).

  1.  

Математические способности 

 

 Несомненно, у Вас есть определенные математические способности, возможно, что они не явно выражены, но это вовсе не означает, что на Вашем будущем, если Вы хотите связать свою будущую деятельность со специальностями, требующими математической и вычислительной подготовки, такими как математические и физические науки, информационные технологии, экономика, архитектура и др., надо ставить крест. Приложите старания в совершенствовании своих математических способностей, упражняйтесь, производите больше вычислений в уме, и Вы увидите, как стройна и красива математическая теория, как полезна она для Вас. И даже, если Вы выберете профессию далекую от математики, все равно математические способности и культуру логического мышления, которые Вы разовьете в себе окажут Вам большую помощь в жизни, поскольку жизнь не раз поставит перед Вами задачи, которые не решить без хорошего знания математики.

  1.  

Тест Амтхауэра 

 

 

Завершение предложений

14

Частный IQ: 14. Шкала позволяет исследовать индуктивное мышление, языковое чутье. Эта шкала тесно коррелирует с общей культурой и академической успеваемостью.

Исключение слов

15

Частный IQ: 15. Этот субтест позволяет определить Ваши способности к абстрагированию, обозначения предметов словом, способности вывести предмет из области чувственных образов и вводит в систему логических связей и отношений.

Соотношение слов

12

Частный IQ: 12. Данный субтест позволяет исследовать комбинаторные способности, Ваши способности выносить собственное суждение и умозаключение. Тест дает характеристику Вашего общего уровня развития, практически не изменяющегося с возрастом и при старении, что определяется Вашим уровнем образования.

Арифметические задания

Частный IQ: 0. Решение несложных арифметических задач позволяет исследовать уровень развития практического математического мышления, определяются Ваши математические способности и арифметическое мышление.

Продолжение ряда

Частный IQ: 0. Данный субтест позволяет исследовать индуктивное мышление, способность оперировать с числами, может определить наличие у Вас математических способностей.

Двумерные фигуры

15

Частный IQ: 15. Пространственный интеллект определяет способность видеть, воспринимать и манипулировать объектами в уме, воспринимать и создавать зрительно-пространственные композиции. Данный субтест позволяет Вам исследовать пространственное двумерное воображение, комбинаторные способности.

Трехмерные фигуры

11

Частный IQ: 11. Субтест позволяет исследовать пространственное воображение и комбинаторные способности, диагностируется визуальный синтез, оценивается точность и время решения. Ваше наглядно-образное мышление полнее всего воссоздает все многообразие различных фактических характеристик предмета.

Запоминание слов

11

Частный IQ: 11. Процесс мышления человека непосредственно связан с имеющимися у него знаниями. Данный субтест позволяет Вам исследовать способность к сосредоточению внимания и к сохранению в памяти, усвоенной информации.

Набрано баллов

91

Общий интеллект

средний

Пространственное мышление

У Вас низкий уровень пространственного мышления. Вы имеете бедное пространственное представление, не способны решать сложные геометрические задачи. Наглядно-действенное мышление и оперирование пространственными образами развито плохо. В работе с пространством не соединяете теоретическое и практическое мышление. При таком уровне развития пространственного мышления Вам не рекомендуются сферы деятельности, в которых объектом труда выступают пространство и пространственные образы (архитектура, конструирование, дизайн). Для развития пространственного мышления Вам рекомендуются занятия по рисованию, черчению, упражнения с поиском одинаковых фигур, решение геометрических задач.У вас хорошо развито пространственное мышление. При восприятии объекта в пространстве вы способны выделить его структурные особенности и отношения между ними. Выполняя задания на мысленное перемещение объекта в пространстве, вы достаточно легко можете определить, какие элементы структуры останутся неизменными, а какие приобретут другой вид. Все это помогает вам на уроках физики, черчения, геометрии. Вы легко понимаете карты и схемы, разбираетесь в чертежах и способны самостоятельно отобразить пространственные характеристики объекта на бумаге. Вы можете быть успешны в профессиях, связанных с конструированием и анализом чертежей и схем (чертежник, картограф, архитектор, дизайнер). Если вы хотите развить свое пространственное мышление, то попробуйте регулярно решать геометрические и тригонометрические задачи, конструировать и моделировать сложные трехмерные объекты по заданным схемам.

Общая осведомленность

Вы обладаете широким кругозором, достаточным для понимания школьных дисциплин и практической ориентировки в жизни. Вы любите общаться с родителями и взрослыми знакомыми на различные жизненные темы. Вам нравится читать художественную литературу, научно-популярные книги и журналы. Вам легко работать с учебниками — вы сразу видите главное в каждой теме. При ответе на уроке вы часто пользуетесь не только информацией из учебника, но и собственными знаниями. Благодаря такому уровню общей осведомленности у вас имеется представление о многих профессиях – это поможет вам в процессе профессионального самоопределения. Если хотите и дальше расширять свой кругозор, то попробуйте больше читать — и художественных, и научно-популярных книг. В процессе чтения выделяйте главную мысль, попытайтесь выразить ее одной фразой. Расширяйте свой кругозор путешествиями, походами по музеям, больше общайтесь со взрослыми на различные темы.

Интуитивное понятийное мышление

Читая художественное произведение или параграф учебника, вы тонко чувствуете смысл текста, четко формулируете его одним предложением, выделяете главные пункты. Вы легко составляете план или конспект учебного материала и активно используете их для подготовки к уроку. Вам под силу обработать неструктурированную информацию так, чтобы в ней прослеживалась логическая структура. Все это помогает вам лучше ориентироваться в учебниках и учебных пособиях, художественных произведениях. Можно говорить о вашей склонности к гуманитарным профессиям (филология, журналистика, искусствоведение, психология, история).

Понятийное логическое мышление

На уроках математики и физики вы легко улавливает смысл, скрывающийся за формулами и правилами, и способны подобрать к ним примеры. Решая «нешаблонную» задачу, вы сначала пытаетесь анализировать ее условия, их специфику, и лишь потом на основе результатов этого анализа выбираете нужные формулу или правило. Вы можете быть успешны в точных и естественных науках и профессиях, с ними связанных (экономист, инженер, физик, технолог, биолог, фармацевт, химик). Если вы хотите развить понятийное логическое мышление, то попробуйте регулярно решать математические и физические задачи, при этом подробно анализируйте условия и только потом подбирайте соответствующие формулы.

Математическая интуиция

При решении математических задач вы часто испытываете затруднение – вам нелегко определить тип задачи, подобрать под него способ решения. Сам процесс решения может затянуться и превратиться в решение «методом тыка». Вам трудно прогнозировать конечный результат и сверять его с промежуточными (как у шахматистов, думать «на несколько ходов вперед»). Все эти затруднения в решении математических задач проявляются у вас лишь в обстановке ограниченного времени – например, при выполнении контрольной работы. С домашними заданиями по математике вы справляетесь гораздо легче. В принципе, можно говорить о том, что вы не склонны к профессиям, ведущей деятельностью которых являются математика и операции с числами (бухгалтер, экономист, программист). Если вы хотите развить свою математическую интуицию, то попробуйте регулярно в качестве тренировки решать математические задачи.

Абстрактное мышление

Вы легко производите любые действия с реальными предметами. Когда дело доходит до того, чтобы оторваться от реальных предметов и оперировать ими в уме, то вы теряетесь. Вы с трудом понимаете смыслы образов, их значения и отношения между ними. Вам нелегко оторваться от реального предмета, произвести действия с ним в уме и перенести результат обратно на реальный предмет. Из-за этого вам трудно, к примеру, решать математические или физические задачи и уравнения с переменными, а не с числами. В принципе, можно говорить о том, что вы не склонны к профессиям, связанным с изучением языков (филолог, лингвист, переводчик), математикой (экономист, бухгалтер), естественными науками (химик, фармацевт, биолог, физик). Если вы хотите развить ваше абстрактное мышление, то попробуйте углубленно заняться алгеброй и регулярно решать уравнения с переменными.

Образный синтез

Данный уровень развития способности к обратному синтезу встречается крайне редко. Вы обычно блестяще справляетесь с заданиями на представление реальных предметов в виде чертежей и схем. Вам очень легко дается черчение. При восприятии неструктурированной информации вы мгновенно выстраивает ее целостный образ. Столкнувшись с какой-либо ситуацией, вы воспринимаете ее в целом и способны выбрать оптимальное направление для дальнейших действий. Вы склонны к профессиям, которые связаны с конструированием и анализом чертежей и схем (чертежник, картограф, архитектор, дизайнер) или с общественными науками (философия, культурология, социология).

Логическая оперативная память

11

У вас преобладает так называемая ассоциативная память – информацию вы запоминаете, но не усваиваете. Вы способны выучить большой объем материала. Однако при глубинной проверке оказывается, что он вами не осмыслен. Запоминание с помощью ассоциативной памяти осуществляется последовательно – каждый элемент усваивается как чем-то связанный с предыдущим. Поэтому воспроизвести оба сразу или только один из них вам сложно. В принципе, можно говорить о том, что вы не склонны к таким сферам деятельности, как медицина, иностранные языки, педагогика, бизнес и торговля (на уровне управления). Если вы хотите развить логическую память, то попробуйте регулярно выполнять упражнения по систематизации материала; составлять планы для запоминания и пересказывать заученный материал по пунктам этого плана.

Избирательность внимания 

Объем внимания 

Переключаемость внимания 

 

 Избирательность вашего внимания развита средне. Вы способны сосредоточить внимание на важном для вас объекте даже при наличии большого количества помех. Например, вы можете учить уроки или решать задачи в шумной отвлекающей обстановке, правда, для этого вы прилагаете все имеющиеся у вас усилия. У вас неплохо получается быстро находить среди разнообразия предметов те, которые вам необходимы. При длительном выполнении таких заданий ваше внимание быстро устает, и качество вашей деятельности снижается. Если вы выбрали в качестве будущей профессии ту, в которой требуется развитое внимание (диспетчер, бухгалтер, оператор сложных технических устройств, водитель, машинист, корректор), то вам рекомендуется тренировать ваше внимание.

Количество ответов

9

Количество ошибок

0

0

Время прохождения теста, сек.

300

Процент правильных ответов

98

Количество правильных ответов

48

48

  1.  

Скорость реакции выбора 

 

 Вы обладаете невысокой скоростью реакции выбора. В случае, когда необходимо быстро среагировать на нужный вам объект, вы проявляете нерасторопность. Вы теряетесь в ситуациях, в которых необходимо быстро принять решение. У вас могут быть сложности с выполнением проверочных тестов по школьным предметам, в которых требуется умение быстро найти тот ответ, который вам кажется наиболее верным. Вы не склонны к деятельности, которая связана со слежением за показаниями приборов, наблюдением за явлениями, или к той, которая требует быстрого принятия решений (диспетчер, оператор сложных технических устройств, водитель, машинист, брокер, спасатель, врач скорой помощи, пожарный).

  1.  

Карта интересов 

 

 Уровень выраженности интересов: Высокий уровень – вы определились с вашей будущей профессией и четко представляете себе процесс вашей подготовки к ней. Скорее всего, вы уже выбрали учебное заведение, в котором готовят специалистов по выбранной вами специальности. Вы интересуетесь вашей профессией, стараетесь больше читать по данной теме, углубленно изучаете те предметы, которые вам понадобятся в будущей работе. Сформированность интересов: Сформированы – на данный момент вы, скорее всего, уже наметили себе сферу вашей будущей деятельности. Осведомленность о мире профессий: Достаточная – вы хорошо осведомлены о тех профессиях, которые сегодня существуют в мире. Вы разбираетесь в отраслях деятельности, знаете, какие ее виды входят в производство, науку, искусство. Вам понятно содержание многих профессий, а именно: в чем заключается работа, с какими орудиями труда и в каких условиях ее выполнять. Вы осведомлены об уровне заработной платы по интересующим вас видам деятельности, и о том, какие из них популярны и престижны сегодня. С таким уровнем осведомленности вам легко будет сделать свой профессиональный выбор.

  1.  

Изучение склонностей 

 

 Коммуникативные склонности: Высокий уровень – вы очень хорошо взаимодействуете с людьми. Вы поддерживаете теплые отношения с друзьями, родителями, учителями. Конфликты с ними у вас возникают редко. В разговоре вы часто пытаетесь встать на сторону собеседника, посмотреть на проблему его глазами. Этим вы предупреждаете возможные ссоры из-за взаимного непонимания. Вы любите находиться в обществе людей, пусть даже незнакомых. Вам нравится приобретать новых друзей. Вы не стесняетесь знакомиться первым и подбираете для этого нужные слова. Вас можно назвать публичным человеком. Вы с легкостью можете выступить перед большой аудиторией с речью, причем иногда даже без подготовки. Вы грамотно выстраиваете фразы, красиво говорите и четко выражаете свою мысль. В разговоре вы отлично чувствуете ситуацию и подбираете к ней уместные слова и фразы. Вы склонны к профессиям, связанным с познанием человеческой природы, общением и взаимодействием с людьми, обслуживанием потребностей других людей (психолог, официант, менеджер по персоналу, продавец, консультант, горничная, преподаватель, воспитатель детского сада, торговый представитель, юрист).

Организаторские склонности: Высокий уровень – вы блестящий организатор. В детстве вы часто придумывали занятия и игры для своей компании. Вы способны сплотить вокруг себя людей ради общей идеи и организовать их деятельность. Вас тянет к участию в общественной жизни школы: вы легко соглашаетесь на предложение организовать школьную вечеринку или КВН. Часто именно вы решаете, куда сегодня вечером пойдет ваша компания. В экстремальной ситуации вы стараетесь не паниковать, а сразу распределяете обязанности между теми, с кем вы находитесь. Ваши друзья считают вас лидером, а классный руководитель часто назначает своим негласным заместителем. Когда вы выступаете перед большой аудиторией (своим классом), то вы не теряетесь, удерживаете внимание своих сверстников на том, о чем вы говорите. Вы комфортно чувствуете себя, управляя другими людьми, а вот исполнителем вам быть трудно – вы сразу начинаете конфликтовать с руководителем. Вы склонны к профессиям, связанным с организацией и управлением (менеджер, менеджер по персоналу, бригадир, воспитатель детского сада, преподаватель в школе, аниматор, организатор культурных мероприятий).

  1.  

Мотивы выбора профессии 

 

 Внутренняя мотивация. Преобладает социально значимая – в выборе профессии вы руководствуетесь той пользой, которую можете принести обществу. Вы ищете такие специальности, на которых можно было бы получать удовольствие от сознания того, как много вы сделали для людей, животных, окружающей среды, планеты и т.д. Свои потребности вы отводите на второй план – для вас не важна высокая зарплата и возможность карьерного роста. Главное, чтобы каждый рабочий день не был проведен без общественной пользы. Многие люди с такой мотивацией, как у вас, работают волонтерами, добровольцами, оказывают медицинскую, психологическую и социальную помощь абсолютно безвозмездно. Это не означает, что вы не можете выбрать профессию топ-менеджера или продавца-консультанта. Но в этом выборе вы будете руководствоваться общественной значимостью профессии. Например, продавец-консультант помогает людям определиться с выбором качественного и полезного товара. Такую пользу можно считать общественной. Выбранная профессия – политология.

  1.  

Мотивация к успеху 

 

 В делах вы привыкли рассчитывать на успех. Вы любите ставить перед собой трудно достижимые цели и обычно не останавливаетесь на достигнутом. В учебе вы стремитесь к лучшим отметкам, в работе ориентированы на продвижение по карьерной лестнице. Вы уверены в своих силах и способностях. Вы не боитесь рискнуть тем, чего уже достигли, ради новых высот.

  1.  

 

Проф. предпочтения 

 

 Знаковая система: Вы очень хорошо умеете работать со знаковой информацией. Вы отлично анализируете схемы и чертежи, без труда понимая то, что они обозначают. Вы легко проводите анализ слов, их составных частей, выясняете их происхождение. У вас хорошо получается производить операции с цифрами. Видимо, вы еще до конца не определились, хотите ли вы иметь профессию, связанную с построением и анализом карт, чертежей, схемам, анализом слов и цифровых обозначений. Вам по душе профессии, связанные с построением и анализом карт, чертежей, схем, анализом слов и цифровых обозначений (картограф, географ, чертежник, лингвист, филолог, корректор, бухгалтер). Вы очень любите играть словами, разбираться в их происхождении. Вам нравится разгадывать ребусы, кроссворды, цифровые загадки. Читая газету или журнал, вы любите находить ошибки в статьях. Техника: Вы очень хорошо умеете работать с техникой. Вы отлично разбираетесь в комплектации технического средства, его основных механизмах и принципах работы. Вам под силу самостоятельно собрать несложный технический механизм. Когда техника ломается, вы почти всегда точно определяете причину поломки и устраняете ее. Видимо, вы не определились до конца, хотите ли вы иметь профессию, связанную с конструированием, обслуживанием и ремонтом техники, технических средств. Видимо, вы не определились до конца, нравятся или нет вам профессии, связанные с конструированием, обслуживанием и ремонтом техники, технических средств (водитель, сварщик, инженер, лифтер, оператор станков с программным управлением, токарь, наладчик, машинист, телеоператор). Живая природа: Вы отлично понимаете особенности живой природы. Вы знаете, как ухаживать за цветами, и какие удобрения им нужны. Вы можете легко предсказать поведение домашних или диких животных. У вас много знаний о человеческом организме, о причинах различных заболеваний. Вы часто помогаете своим близким, когда они заболевают. Видимо, вы не определились до конца, хотите ли вы иметь профессию, связанную с наблюдением, изучением и лечением растений, животных или человека. Видимо, вы не определились до конца, нравятся или нет вам профессии, связанные с наблюдением, изучением и лечением растений, животных или человека. (биолог, ботаник, зоолог, врач, зоотехник, ветеринар).Художественный образ: Вы очень хорошо умеете взаимодействовать с художественным образом. В картинах вы угадываете те образы и мысли, которые хотел донести до вас художник. Читая литературное произведение, вы тонко чувствуете его настроение и переживаете эмоции героев. Вы музыкальны, слушая музыку, вы погружаетесь в нее целиком и можете определить, какой образ она в себе несет. У вас сформировано устойчивое желание иметь профессию, связанную с музыкой, театром, изобразительным искусством, танцем, а также их анализом. Вам по душе профессии, связанные с музыкой, театром, изобразительным искусством, танцем, а также их анализом (актер, музыкант, критик, режиссер-постановщик, искусствовед, художник, дизайнер). Вы часто посещаете выставки в музеях, любите посмотреть новый спектакль в театре. Когда вы читаете литературное произведение, то обращаете внимание на мысли и переживания героев, на тот образ, который это произведение оставляет в ваших мыслях. Вы очень любите слушать музыку, находить в ней оттенки различных чувств, размышлять о ее образе. Человек: Вы очень хорошо умеете взаимодействовать с людьми. Вы очень терпеливы при объяснении другим непонятного им материала. Вы любите общаться, часто проводите время в компании друзей. Вы способны установить контакт и завязать знакомство с человеком, которого видите впервые. В компании к вашей помощи часто прибегают, когда нужно кого-нибудь помирить. У вас часто получается правильно предсказать поведение того или иного человека, поскольку вы неплохо знаете человеческую природу. У вас сформировано устойчивое желание иметь профессию, связанную с познанием человеческой природы, общением и взаимодействием с людьми, обслуживанием потребностей других людей. Вам по душе профессии, связанные с познанием человеческой природы, общением и взаимодействием с людьми, обслуживанием потребностей других людей (психолог, официант, менеджер по персоналу, продавец, консультант, горничная, преподаватель, воспитатель детского сада, торговый представитель, юрист). Вы любите наблюдать за поведением ваших друзей, учителей и родителей. Вам нравится угадывать, как поступит в данной ситуации тот или иной человек. Вы любите общаться с друзьями, объяснять им непонятные вопросы, помогать им решать их проблемы. Неживая природа: Вы очень хорошо взаимодействуете с объектами неживой природы. Вам легко даются физика и химия, вы легко проникаете в сущность физических явлений и химических реакций. Вы отлично решаете задачи по этим предметам, а также по географии. Видимо, вы не определились до конца, хотите ли вы иметь профессию, связанную с наблюдением, изучением и моделированием явлений неживой природы. Видимо, вы не определились до конца, нравятся или нет вам профессии, связанные с наблюдением, изучением и моделированием явлений неживой природы (географ, геолог, физик, метеоролог, океанолог, химик, технолог, фармацевт).

  1.  

Профессиональный тип личности

 Вы – человек практического склада. Ваше преимущество – это практический интерес. Вам нравится видеть результат своего труда. Вы считаете, что пользу обществу может принести лишь работа на практике, а не бесплотные теории. Вы выносливы, любите физическую работу, умеете делать много вещей своими руками (шить, вязать, собирать и ремонтировать технические устройства и т.д.). Вы четко представляете себе свои цели, возможности и способности в профессиональном плане. Реалистический тип - несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдающий предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности. Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, агроном.

Менеджерские способности 

 Потенциально вы можете стать хорошим менеджером. У вас есть умение организовывать деятельность людей. Вы неплохо разбираетесь в людях и можете распределить между ними обязанности с учетом особенностей их личности. Однако у вас недостаточно лидерских качеств, чтобы «заразить» их общей идеей, во имя которой они будут работать. Невысокий лидерский потенциал может стать помехой и в контроле над работой ваших подчиненных. Если вы выбрали в качестве будущей профессию, связанную с управлением (менеджер, менеджер по персоналу, бригадир), то вам рекомендуется развивать ваши лидерские качества (например, с помощью специальных тренингов).

Предпринимательские способности 

 

 Ваши шансы на успех в качестве предпринимателя не столь очевидны. Однако вы можете стать удачливым дельцом, коммерсантом.

Творческий потенциал 

 

 Вы имеете неплохой творческий потенциал. Вы способны сходу придумать новую идею и наметить план ее воплощения в реальной вещи, но не всегда используете эту способность в повседневной жизни. Если для решения задачи требуется нестандартное решение, то вы можете проявить настойчивость и попытаться его найти. Однако вам проще и легче выполнять задания по готовым схемам, чем самостоятельно искать способ действий. Вы неплохо составляете образ человека или предмета по их описанию и можете изобразить его на бумаге, подобрать к нему характерные музыку и цвет. Вас можно назвать любознательным человеком, вы стремитесь познавать новое. Читая художественную литературу, вы чувствуете настроение произведения и образы его героев.

Любознательность (из 12 баллов)

11

11

Уверенность в себе (из 12 баллов)

11

11

Постоянство (из 6 баллов)

6

6

Амбициозность (из 3 баллов)

1

1

Слуховая память (из 6 баллов)

4

4

Зрительная память (из 3 баллов)

3

3

Стремление к независимости (из 3 баллов)

1

1

Способность к абстрагированию (из 6 баллов)

6

6

Степень сосредоточенности (из 3 баллов)

1

1

Сравнение результатов диагностики с требованиями профессии

Пользуясь приложениями №1-3, мы подводим итоги тестирования, выявляем конкретные результаты, сравниваем их с требованиями профессий.

 

Требования профессии журналиста

Результаты

Личностные качества, склонности:

1.Уравновешенность и самоконтроль;

2.Эрудированность;

3.Сознательность и обязательность, чувство ответственности;

4.Терпимость, безоценочное отношение к другим людям;

5.Любознательность, оригинальность, находчивость и разносторонность;

6.Тактичность и вежливость;

7.Стремление к самопознанию, саморазвитию.

Способности:

1.Высокий уровень развития памяти;

2.Умение быстро ориентироваться в событиях, принимать адекватное решение;

3.Творческое мышление;

4.Навыки взаимодействия с людьми.

Личностные качества, склонности:

1.Сдержанный, эмоционально устойчивый, невозмутимый и спокойный человек, способный контролировать свои эмоции.

2.Четко представляет свои цели, возможности и способности. Имеет обширные знания.

3. Сознательный и обязательный человек. В делах руководствуется чувством долга.

4. Обладает огромной силой воли. Управляет своим поведением, благодаря чему успешно существует в обществе.

5. Любит испытывать новые ощущения.  

6.В отношениях с людьми очень тактичен, не боится проявлять вежливость по отношению к старшим, коллегам, друзьям, родным и т.д.

7. Стремится к совершенствованию личностных качеств, развивает свои способности. Интересуется всеми сферами жизни, реализует себя в них, ищет подходящие.

Способности:

1.Имеет хорошо развитую память, как длительную, так и кратковременную.

2.Невысокая скорость реакции выбора, проявляется нерасторопность. Не склонен к деятельности, которая связана со слежением за показаниями приборов, наблюдением или которая требует быстрого принятия решения. Способен сосредоточить внимание на важном для него объекте даже при наличии большого количества помех.

3.Неплохой творческий потенциал. Способен сходу придумать новую идею и наметить план ее воплощения в реальной вещи, но не всегда использует эту способность в повседневной жизни.

4. Нуждается в постоянном взаимодействии с другими людьми. Предприимчив, больше любит проводить время с людьми, чем наедине с собой.

Требования профессии политолога

Результаты

Способности:

1.Высокий уровень развития понятийного мышления;

2.Развитые коммуникативные способности;

3.Высокий уровень развития кратковременной и долговременной памяти;

4.Склонность к исследовательской деятельности;

5.Способность контролировать свои эмоции;

6.Высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания.

Личностные качества, склонности:

1.Организованность и ответственность;

2.Целеустремленность;

3.Эрудированность, широкий кругозор;

4.Креативность и любознательность;

5.Самоконтроль, хладнокровие;

6.Стремление к самосовершенствованию;

7.Коммуникабельность, энергичность.

Способности:

1.Ему под силу обработать неструктурированную информацию. Легко составляет планы, активно их использует. Тонко чувствует смысл любого текста.

2. Очень хорошо взаимодействует с людьми. Не стесняется знакомиться с людьми первым и подбирает для этого нужные слова

3. Имеет хорошо развитую память, как длительную, так и кратковременную.

4. Отлично анализирует различные материалы, с легкостью понимает, что к чему. Такой человек способен проводить различные диагностики, исследования.

5. Сдержанный, эмоционально устойчивый, невозмутимый и спокойный человек, способный контролировать свои эмоции.

6.Хорошо развита сосредоточенность на определенных объектах; внимание более концентрированное  при сужении определенной группы объектов.

Личностные качества, склонности:

1. Сознательный и обязательный человек. В делах руководствуется чувством долга.

2.Любит ставить перед собой трудно достижимые цели и обычно не останавливается на достигнутом. Не боится риска ради новых высот.

3. Четко представляет свои цели, возможности и способности. Имеет обширные знания.

4. Креативно мыслящий человек. Любит испытывать новые ощущения.  

5.Управляет своим поведение, контролирует эмоции. Заботится о своей репутации.

6.Стремится к совершенствованию личностных качеств, развивает свои способности.

7.Тип такой личности не способен сидеть на месте,  он нуждается в постоянном движении. Легко преподносит себя в обществе, умеет без труда находить общий язык с совершенно незнакомыми людьми.

Требования профессии лингвиста

Результаты

Личностные качества, склонности:

1.Вежливость, тактичность;

2.Находчивость, эрудированность;

3.Выдержанность, энергичность, настойчивость;

4.Хорошо развитое мышление;

5.Организованность;

6.Самоконтроль, стремление к самосовершенствованию;

7.Упорство.

Способности:

1.Коммуникативные способности;

2.Гибкость мыслительных процессов;

3.Способность быстро принимать решение в условиях изменяющейся ситуации;

4.Хорошие мнемические способности (хорошая память);

5.Высокий уровень вербальных способностей.

Личностные качества, склонности:

1. В отношениях с людьми очень тактичен, не боится проявлять вежливость по отношению к старшим, коллегам, друзьям, родным и т.д.

2. Четко представляет свои цели, возможности и способности. Имеет обширные знания.

3. Любит испытывать новые ощущения.  Никогда не останавливается на достигнутом.

4. Неплохой творческий потенциал. Способен сходу придумать новую идею и наметить план ее воплощения в реальной вещи, но не всегда использует эту способность в повседневной жизни. Способен к анализу связи между событиями и явлениями, к прогнозированию последующих событий и явлений. Может освоить сферы деятельности, в которых необходимо анализировать события и явления и на основе этого прогнозировать будущее.

5. Сознательный и обязательный человек. В делах руководствуется чувством долга.

6. Управляет своим поведением, благодаря чему успешно существует в обществе.

7. Обладает огромной силой воли.

Способности:

1. Очень хорошо взаимодействует с людьми. Не стесняется знакомиться с людьми первым и подбирает для этого нужные слова.

2.Умеет быстро менять действия при изменении обстановки.

3. Невысокая скорость реакции выбора, проявляется нерасторопность. Не склонен к деятельности, которая связана со слежением за показаниями приборов, наблюдением или которая требует быстрого принятия решения. Способен сосредоточить внимание на важном для него объекте даже при наличии большого количества помех.

4. Имеет хорошо развитую память, как длительную, так и кратковременную.

5. С легкостью может выступить перед большой аудиторией с речью, причем, иногда без подготовки. Грамотно выстраивает фразы, красиво говорит и четко выражает свою мысль.

                      Нужные качества и знания для профессии

В связи с результатами сравнения, мы определили профессию, которая более существенно отражает все способности и личностные качества объекта исследования, то есть меня.

Этой профессией является политология. На основании этого мы можем определить нужные качества и знания для данной профессии.

 

Нужные школьные знания:

  • История;
  • Политология;
  • Математика (статистика);
  • Экономика.

Специальные знания:

  • Отечественная, мировая история;
  • История политических учений;
  • Теория  политики;
  • Сравнительная политология;
  • Политическая философия;
  • Политическая социология.

Профессионально-важные качества:

  • Самокритичность;
  • Самостоятельность;
  • Способность аргументировано отстаивать свое мнение;
  • Стремление к профессиональному совершенствованию;
  • Целеустремленность;
  • Избирательность внимания;
  • Развитый объем внимания (способность одновременно воспринимать несколько объектов);
  • Способность к образному представлению предметов, процессов, явлений;
  • Способность наглядно представлять себе новое явление или старое, но в новых условиях;
  • Динамичность мышления;
  • Абстрактность мышления;
  • Аналитичность мышления;
  • Гибкость мышления;
  • Понятийное мышление;
  • Эрудированность;
  • Хорошо развитые мнемические способности;
  • Умение грамотно выражать свои мысли;
  • Умение быстро ориентироваться в событиях;
  • Умственная работоспособность;
  • Эмоциональная стабильность;
  • Способность прогнозирования;
  • Способность устанавливать контакты с людьми;
  • Склонность к исследовательской деятельности.

Образовательная траектория получения профессии

Имея точные знания о каждой сфере деятельности, оценив свои возможности и профессиональные интересы, мы можем  успешно определиться с выбором профессии,  образовательной траектории, построением карьеры.

Для того чтобы получит профессию политолога, необходимо изучить следующие предметы школьной программы:

  • История;
  • Право;
  • Обществознание;
  • Русский язык;
  • Иностранные языки (английский, французский, немецкий);
  • Теория вероятности и статистика;
  • Экономика.

После окончания школы следует поступать в определенные учебные заведения, такие как:

  • Московский государственный университет. 117234, Москва, Ленинские горы.    Тел. 939-13-89.
  • Институт стран Азии и Африки при МГУ. 103009, Москва, ул. Моховая, 18.

      Тел. 203-31-14.

  • Московский государственный социальный университет. 107 150, Москва,             ул. Лосиноостровская, 24. Тел. 169-49-43, 169-97-97, 169-49-81.

                                                  Вывод

В мире существует огромное количество профессий, они охватывают различные сферы человеческой деятельности, постоянно изменяются вместе  с развитием общества, науки и техники, но при этом многие профессии сохраняют свои главные признаки и сопровождают человечество в течение столетий.

Значение профориенталогии возросло в последние годы в связи с введением профильного обучения в общеобразовательных школах, значительного расширения спектра профессионально-образовательных услуг: появления новых профессий и специальностей, образовательных учреждений, дистанционного обучения и др. Неизбежная для рыночной экономики безработица также обострила проблему профессионального самоопределения и реализации себя в профессиональной деятельности. Поэтому так важно правильно описать профессию, выделить в ней наиболее существенные особенности, которые могут показать человеку, выбирающему род деятельности, подходит она для него или нет.

Правильный профессиональный выбор – залог успеха в будущем карьерном развитии.

На основании проведенных диагностик, тестов, сравнений и прочих анализов нам удалось определить приблизительно подходящую профессию и построить образовательную траекторию для получения этой профессии.

Использованные ресурсы

  1. Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова  «Психология труда и человеческого достоинства»;
  2. Е.С. Романова «99 популярных профессий»;
  3. Л.Д. Столяренко “Основы психологии»;
  4. Э.Ф. Зеер, А.М.Павлова, Н.О. Садовникова «Профориентация»;
  5. http://www.proforient.educom.ru
  6. http://www.shkolniky.ru/

Приложения

Приложение № 1

Свойства личности

В этот раздел включен тест Кетелла, предназначенный для комплексной оценки черт личности подростка. Его показатели дают представления о

  • наличии у него патологических личностных проявлений, которые могут стать препятствиями в профессиональном развитии;
  • уровне его эмоциональной устойчивости, от которой напрямую зависят такие полезные в работе качества, как стрессоустойчивость, способность к быстрому принятию решений, способность «отключать» эмоции и рационально мыслить в непредвиденной ситуации;
  • уровне его возбудимости, «отзывчивости» на сигналы из внешнего мира – она может понадобиться в профессиях, связанных с активной деятельностью, работой с людьми;
  • склонности к доминированию, которая в одних профессиях (управленческая деятельность) является хорошим помощником, а в других (сотрудник отдела, рабочий в бригаде) может стать причиной профессиональных неудач;
  • уровне его легкомысленности (беспечности) – она будет полезна в творческих профессиях, но может стать помехой в деятельности, связанной с четким режимом работы и жесткими сроками;
  • степени принятия им моральных норм – это качество лежит в основе лояльности сотрудника по отношению к его организации;
  • уровне его авантюризма, который может объяснить интерес учащегося к профессиям, связанным с риском;
  • уровне его чувствительности, мечтательности – реалистам ближе сферы деятельности, связанные с логикой, техникой, ручной работой, тогда как мечтатели чаще всего становятся деятелями искусства;
  • уровне его неврастении, который, как и первый показатель, дает представление о психических и психологических отклонениях;
  • склонности к самообвинению, которая лежит в основе общей неуверенности в себе;
  • степени зависимости от мнения группы – это качество предопределяет лидерский потенциал
  • самоконтроле, который необходим для профессионального развития и совершенствования.

Приложение № 2

Профессиональная ориентация

Данный раздел содержит тесты, с помощью которых исследуются:

  • профессиональный личностный тип, который максимально соответствует личности учащегося (реалистический, артистический, конвенциональный, социальный, исследовательский, предпринимательский);
  • профессиональные интересы – позволяет выявить не только предпочитаемые, но, и отвергаемы сферы деятельности;
  • профессиональные предпочтения – определяются ведущие профессиональные предпочтения в следующих сферах: знаковая система, техника, живая природа, человек,  неживая природа, художественный образ. Все сферы рассматриваются через три показателя: умение, желание, отношение подростка;
  • мотивация – позволяет говорить о причинах (внутренних или внешних), по которым учащийся выбрал ту или иную профессию, и о том, нацелен ли он на успех;
  • склонности – оцениваются организаторские и коммуникативные способности;
  • специальные способности – оцениваются менеджерские, предпринимательские способности, творческий потенциал;
  • качества, связанные с работоспособностью и стрессоустойчивостью.

Приложение № 3

Способности

 В этом разделе оцениваются интеллект и когнитивные способности учащегося. Результаты позволяют судить об общем развитии и степени образованности учащегося, а также о его соответствии профессиональным требованиям.

  • Способность к суждению
  • Логическое мышление
  • Индуктивное мышление
  • Математические способности
  • Тест Амтхауэра
  • Избирательность внимания
  • Объем внимания
  • Переключаемость внимания
  • Скорость реакции выбора

        


Поделиться:

Нарисуем попугая цветными карандашами

Астрономический календарь. Июнь, 2019

Почему люди кричат, когда ссорятся?

Сказка об осеннем ветре

Лиса Лариска и белка Ленка