Известный ученый А. Эйнштейн говорил «Красивый эксперимент сам по себе часто гораздо ценнее, чем двадцать формул, добытых в реторте отвлеченной мысли». Физиологами установлено, что соотношение информации, поступающий в мозг человека через зрение и слух, составляет примерно 7:1. Изучение химии немыслимо без эксперимента.
Вложение | Размер |
---|---|
"Опыты для младшего брата". Химия | 189.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО ХИМИИ
«Опыты для младшего брата»
Выполнила учащаяся 10 класса Голышева Дарья Руководитель учитель химии Волкова В.Н. |
Клин, 2011 год
Введение
Известный ученый А. Эйнштейн говорил «Красивый эксперимент сам по себе часто гораздо ценнее, чем двадцать формул, добытых в реторте отвлеченной мысли». Физиологами установлено, что соотношение информации, поступающий в мозг человека через зрение и слух, составляет примерно 7:1. Изучение химии немыслимо без опытов.
Увлечение химией и начинается обычно с опытов. Есть множество полезных, поучительных и просто красивых экспериментов, которые вполне по плечу и юным химикам.
Химические опыты можно ставить с разными целями: чтобы удовлетворить любопытство, приятно и разумно занять досуг, проверить на практике то, что известно по книгам. А еще в результате химических превращений можно получить полезные – для себя, для дома, для школы – вещества или смеси веществ. Причем вещества, приготовленные своими руками! Это могут быть самодельные кристаллы, растительные индикаторы, краски, красивый (химический) новогодний подарок, которого ни у кого нет…
Целью моей работы стало заинтересовать учащихся 7-8 классов химией и показать им привлекательность этой науки, через химический эксперимент.
В ходе работы я поставила следующие задачи:
У опытов, проведенных мною в ходе работы, есть, по меньшей мере, одно неоспоримое достоинство: большинство нужных веществ найдется в кухонном шкафу или в холодильнике. Или же их можно купить в аптеке, продовольственном или хозяйственном магазинах (Приложение 1).
1. Теоретическая часть
1.1. Меры предосторожности
Начиная любой эксперимент, даже на первый взгляд самый безопасный, (неважно, в домашних условиях или в химической лаборатории) необходимо помнить о мерах предосторожности.
Во-первых, никогда не начинайте делать опыт, не дочитав его описание до конца. Это может привести к ужасным последствиям.
Во-вторых, дочитав описание до конца, не надо по своему усмотрению изменять пропорции, температуру проведения реакции, а также менять последовательность смешивания веществ.
В-третьих, ни в коем случае не проводить опыты в посуде, в которой Вы намерены хранить пищевые продукты.
В-четвертых, хранить все реактивы в отдельной посуде подальше от еды и кухни.
В-пятых, обязательно на все свои склянки, банки, пробирки с веществами приклеить этикетки с названием содержимого.
В-шестых, не стоит оставлять на потом и мытье использованной посуды (напоминаю, не в коем случае не использовать посуду, которую Вы хотите использовать для пищевых продуктов).
Нешуточные правила техники безопасности
Нужно всегда помнить, что несоблюдение правил техники безопасности может привести к нежелательным последствиям!
Вот несколько простых правил выживания:
Помни! В каждой шутке есть только доля шутки!
Анекдот - Сынок! Не надо делать такие шумные опыты. Оглохнешь. |
Следующие знаки можно встретить на страницах с описаниями опытов. Нужно обратить на них особое внимание!
Запрещающие знаки безопасности
Запрещается оставлять неубранными рассыпанные или разлитые реактивы | Запрещается есть, пить, пробовать вещества на вкус | Запрещается брать вещества руками |
Запрещается выливать или высыпать отработанные реактивы в раковину | Запрещается менять пробки и пипетки от различных банок или склянок | Запрещается оставлять открытыми склянки с жидкостями и банки с сухими веществами |
Предупреждающие знаки безопасности
Едкие вещества | Легковоспламеняющиеся | Опасность взрыва |
Первая помощь в экстренных ситуациях
Происшествие | Первая помощь |
Попадание едких веществ на кожу. Попадание едких веществ в глаза | Промыть большим количеством воды |
Попадание едких веществ в рот и пищеварительные органы | При попадании кислот: пить кашицу из оксида магния. При попадании щелочей: пить раствор лимонной кислоты или очень разбавленный раствор уксусной кислоты |
Отравление твердыми или жидкими веществами | Вызвать рвоту, например, выпив большое количество воды |
Отравление газами | Пострадавшего немедленно вывести на воздух |
Ожоги | Не обрабатывать водой! |
В любом случае пострадавшего, после оказания первой помощи, необходимо направить в медицинское учреждение к врачу.
продуктовых магазинах.
1.3. Химический эксперимент
На уроках химии мы узнали, что химическая реакция (химическое явление) - это процесс, при котором одни вещества превращаются в другие вещества, обладающие новыми свойствами. О протекании химической реакции можно судить по следующим признакам: выделение энергии, изменение цвета, выделение газа, образование осадка.
|
1.3.1. Самодельные индикаторы
В химических лабораториях то и дело пользуются индикаторами – иногда для определения тех или иных веществ, а большей частью, чтобы узнать кислотность среды, потому что от этого свойства зависят и поведение веществ, и характер реакции. Индикаторы не раз понадобятся и нам, а так как не всегда можно их купить, то попробуем приготовить их самостоятельно. Исходным сырьем будут служить растения: многие цветки, плоды, ягоды, листья и корни содержат окрашенные вещества, способные менять свой цвет в ответ на то или иное воздействие. И, попадая, в кислую (или, напротив, в щелочную) среду, они наглядным образом сигнализируют нам об этом.
Растительное «сырье» летом собрать нетрудно – в лесу, в поле, в саду
или огороде. Возьмите яркие цветы – ирис, темные тюльпаны и розы, анютины глазки, мальву; наберите малины, ежевики, черники, голубики, черноплодной рябины; запаситесь несколькими листами красной капусты и молодой свеклой. Так как растворы индикаторов получают отвариванием (отвар – это нечто вроде бульона), то они, естественно, быстро портятся – скисают, плесневеют. Их надо готовить непосредственно перед опытом.
Чтобы узнать, какой отвар служит индикатором на ту или иную среду, и как изменяется его цвет, надо провести испытание.
Возьмите пипеткой несколько капель самодельного индикатора и добавляйте их поочередно в кислый или щелочной раствор. Кислым раствором может служить столовый уксус, а щелочным раствор стиральной соды, карбоната натрия. Если, к примеру, добавить к ним коричневый отвар из цветков пиона, то под воздействием уксуса он станет красным, соды – мутно-зеленым.
Результаты всех этих опытов тщательно записывайте, лучше всего в таблицу.
Не только листья и ягоды могут сослужить вам службу в качестве индикаторов. На изменение кислотности четко реагируют изменением цвета некоторые соки (в том числе из красной капусты, из вишни, черного винограда, черной смородины), даже компоты. Выполнить роль индикатора может, обычный борщ. Хозяйки это давно приметили и используют такое свойство свекольного отвара, но не для анализа. Чтобы борщ был, ярко-красным, в него перед окончанием варки добавляют немного пищевой кислоты – уксусной или лимонной; цвет меняется буквально на глазах. Даже обычный чай является индикатором. Многие из вас наверно замечали, что если положить в чай лимон, то он светлеет, то есть в кислой среде чай светлее.
И последнее о растительных индикаторах. Некогда было в моде писать приглашения на лепестках цветов; а писали их в зависимости от цветка и желаемого цвета надписи раствором кислоты или щелочи, пользуясь тонким пером или заостренной палочкой. Попробуйте, если хотите, писать, таким образом, но лепестки и растворы для письма подберите самостоятельно. Имейте в виду, что раствор должен быть не слишком концентрированным, иначе можно повредить нежный лепесток.[2]
1.3.2. Иодированая соль
Иногда в магазинах можно встретить иодированую соль. В неё специально добавляют соли содержащие иод, так как иод очень важный микроэлемент. Что бы доказать содержание в ней йода проведём несложный опыт.
Насыплем в стакан чайную ложку соли, зальём её чайной ложкой воды и перемешаем. Затем добавим полчайной ложки уксуса и столько же раствора пероксида (перекиси) водорода. Через несколько минут насыплем в стакан немного крахмала. Постепенно появиться сине-фиолетовая окраска.
В иодированую соль добавляют иодид калия KI. Пероксид водорода H2O2 вытесняет свободной иод, который взаимодействует с крахмалом, освободившиеся ионы калия связывает уксусная кислота CH3COOH:
2I- + H2O2 + 2CH3COOH = I2 + 2H2O + 2CH3COO-
Опыт может не удаться, если для иодирования соли использовали KIO3, а не KI[3].
1.3.3. «Цветные реакции»
Для проведения этих опытов таблетки из обычной домашней аптечки необходимо растворить в воде, а лучше и профильтровать растворы. Фильтровать можно через вату, промокашку, а лучше через специальную фильтровальную бумагу, которая продается в соответствующих магазинах.
Опыт 1. 1 мл левомецитина + свежеприготовленный гидрокcид меди (II) = сине-фиолетовое окрашивание раствора.
Опыт 2. 1 мл зеленки + столько же 4%-го раствора соляной кислоты = оранжевое окрашивание.
Опыт 3. 1 мл парацетамола + 3-4 капли хлорида железа (III) = синее окрашивание.
1.3.4. «Черный удав» из стакана
Этот опыт представляет собой захватывающее зрелище, но проводить его необходимо в химической лаборатории. Сахарную пудру в количестве 75 г помещают в стеклянный стакан, смачивают ее 5–7 мл воды и перемешивают длинной стеклянной палочкой. Потом к влажному сахару приливают по этой палочке 30–40 мл концентрированной серной кислоты H2SO4. (Осторожно! Серная кислота – едкое и опасное вещество!) Затем смесь быстро перемешивают стеклянной палочкой, которую оставляют в стакане.
Через 1–2 мин содержимое стакана начинает чернеть, вспучиваться и в виде объемистой, рыхлой и ноздреватой массы подниматься, увлекая вверх стеклянную палочку. Смесь в стакане сильно разогревается и даже немного дымится. Она медленно выползает из стакана.
Серная кислота отнимает от сахара (сахароза C12H22O11) воду, разрушая его молекулярную структуру, и окисляет его, а сама превращается в диоксид серы SO2. При окислении сахара получается диоксид углерода CO2. Эти газы вспучивают образующийся уголь и выталкивают его из стакана вместе с палочкой.
Уравнение, передающее эти химические превращения, таково:
C12H22O11 + 2H2SO4 = 11C + 2SO2 + CO2 + 13H2O.
Диоксиды углерода и серы вместе с парами воды увеличивают объем реакционной массы и заставляют ее перемещаться.[4]
2. Практическая часть
Опыт 1. «Самодельные индикаторы»
Оборудование и реактивы: виноградный сок, лепестки красной розы, плоды черноплодной рябины, столовый уксус, стиральная сода (Na2CO3), химические стаканы, пипетка.
Ход работы:
Выводы: Растительные индикаторы действительно являются хорошими индикаторами, и их можно использовать на практических занятиях.
Опыт 2. «Иодированая соль»
Оборудование и реактивы: иодированая соль, вода, крахмал, уксус, перекись водорода, химический стакан, стеклянная палочка, чайная ложка.
Ход работы:
Выводы: Пероксид водорода H2O2 вытесняет свободной иод, который взаимодействует с крахмалом, освободившиеся ионы калия связывает уксусная кислота CH3COOH:
2I- + H2O2 + 2CH3COOH = I2 + 2H2O + 2CH3COO-
Опыт 3. «Цветные реакции»
Оборудование и реактивы: таблетка левомецитина, зеленка, таблетка парацетамола, свежеприготовленный гидроксид меди (II), соляная кислота, хлорид железа (III), пробирки, химический стакан, стеклянная трубочка, ступка, пестик.
Ход работы:
Выводы: Таблетки и многие другие лекарственные средства являются химическими веществами. Изменение цвета полученных растворов говорит о том, что произошла химическая реакция, образовались новые вещества.
Опыт 4. «Черный удав» из стакана»
Оборудование и реактивы: химический стакан, стеклянная палочка, сахарная пудра, вода, концентрированная серная кислота.
Ход работы:
Выводы: Серная кислота отнимает от сахара (сахароза C12H22O11) воду, разрушая его молекулярную структуру, и окисляет его, а сама превращается в диоксид серы SO2. При окислении сахара получается диоксид углерода CO2. Эти газы вспучивают образующийся уголь и выталкивают его из стакана вместе
с палочкой.
Уравнение, передающее эти химические превращения, таково:
C12H22O11 + 2H2SO4 = 11C + 2SO2 + CO2 + 13H2O.
Диоксиды углерода и серы вместе с парами воды увеличивают объем реакционной массы и заставляют ее перемещаться.
Выводы
В ходе проделанной работы (теоретической и практической) я для себя сделала следующие выводы:
Заключение
И в заключении хотелось бы отметить, что, химия – удивительная наука, имеющая дело с полезными и вредными веществами вокруг нас. Химия нужна всем: ученому, фармацевту, врачу, садоводу, строителю, повару, шоферу… Изучать химию не легко. Если с самого начала не поймешь, то вскоре все становится непонятным, скучным, неинтересным. Ну а если возник интерес к этой удивительной науке, тогда у человека развивается особая, химическая смекалка, растет кругозор, хочется узнавать и разбираться все больше и больше. И это неслучайно: ведь нас повсюду окружают химические вещества, которые могут подвергаться необыкновенным превращениям и задавать нам удивительные загадки. Порой в руках умелого химика, показывающего увлекательные опыты, самые простые и обыденные предметы приобретают волшебные свойства.
Список литературы
Приложение 1.
Фото 1. Многие вещества для опытов всегда можно принести из дома.
Приложение 2.
Индикатор | Цвет раствора | ||
исходный | в кислой среде | в щелочной среде | |
виноградный сок | темно-красный | красный | зеленый |
плоды черноплодной рябины | малиновый | красный | темно-зеленый |
лепестки красной розы | коричневый | красный | мутно-зеленый |
Фото 2. Отвар из плодов черной рябины в щелочной среде (1) – темно-зеленого цвета, а в кислой среде (2) – красного цвета.
Приложение 3.
Фото 3, 4, 5. Проверяем поваренную соль на содержание в ней иодида калия.
Приложение 4.
Фото 6. Подготовительная работа.
Приложение 5.
Фото 7, 8. Раствор таблетки левомецитина + гидроксид меди (II) = синее окрашивание.
Приложение 6.
Фото 9. Зеленка + соляная кислота = оранжевое окрашивание.
Приложение 7.
Фото 10, 11. Раствор парацетамола + хлорид железа (III) = синее окрашивание.
Приложение 8.
Фото 12. «Черный удав» из стакана.
[1] Алексеев П.И. Занимательная химия. Магнит, С-Пб, 2003.
[2] Ольгин О. Опыты без взрывов. М., Химия, 1993
[3] Ольгин О. Опыты без взрывов. М., Химия, 1993
[4] Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. М., аст-Пресс, 1999.
"Морская болезнь" у космонавтов
Ледяная внучка
Два морехода
По морям вокруг Земли
Астрономы получили первое изображение черной дыры