Исследовательская работа на тему "Русское коклюшечное кружево" позволяет отследить историю возникновения кружевоплетения, его виды, актуальность данного промысла в наше время.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.86 КБ |
Отдел народного образования администрации
Тулунского муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Бурхунская общеобразовательная школа»
Районный конкурс исследовательских работ и проектов детей
младшего и среднего школьного возраста
«За страницами учебника»
Исследовательская работа:
«Русское коклюшечное кружево»
Выполнил:
ученик 4 класса
Кокорин Егор
Руководитель:
учитель начальных классов
1 кв. категория
Парамонова Л.А.
2011 год
Содержание
Введение
История зарождения коклюшечного кружевоплетения….
Материалы и инструменты
Виды кружев изготовленных на коклюшках
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В своей работе я хочу познакомить вас с историей коклюшечного кружевоплетения – одного из видов народного искусства.
Однажды я посетил выставку прикладного искусства в нашем культурном досуговом центре. Там были представлены экспонаты народных промыслов: поделки из лозы, бересты, лоскутное шитье, бисероплетение и другие. Но мой взгляд привлек стенд с кружевными салфетками, воротничками, манжетами, скатертями, галстуками, плетеными элементами для украшения платья в виде бабочек и цветов; жабо и многое другое. Глядя на эту сказочную красоту, мне самому захотелось научиться этому. Я записался в кружок «кружевоплетения» и стал его посещать. Посещая кружок, я заинтересовался историей кружевоплетения. Мне захотелось узнать где, когда и как зародилось это искусство, проследить исторический путь развития ручного кружевоплетения на коклюшках и его практическое значение в жизни человека.
Цель – изучение истории коклюшечного кружевоплетения.
Задачи :
1 . Ознакомится с историей одного из видов русского народного творчества- коклюшечным кружевом;
2 . Освоить приемы кружевоплетения;
3 . Изготовить образцы кружевных изделий.
Методы исследований:
1.Информационно-аналитический (знакомство с историей кружева(теоретическая часть, обработка собранной информации);
2.Технологический (изготовление материалов и инструментов, освоение приемов кружевоплетения, плетение образцов кружев);
План работы:
1. Этап планирования работы над рефератом:
2. Аналитический этап:
3. Практическая часть:
4. Этап обобщения информации:
5. Этап презентации полученных результатов:
Виды кружев
Когда речь заходит о кружевах в специальной литературе, «настоящими» считаются кружева, выплетенные на коклюшках. Коклюшечные кружева разделяют на сцепное, многопарное и численное (бессколочное и безбулавочное). В отличие от других видов кружев, эти плетутся не одной, а сразу несколькими нитками, намотанными на специальные приспособления – коклюшки.
История зарождения коклюшечного кружевоплетения
Традиция плетения кружев уходит своими корнями в далекое прошлое: выяснить точно, где и когда был изобретен этот вид рукоделия не представляется возможным. История возникновения этого искусства окутана поистине фантастическими легендами. Одна из самых романтических из них родилась в Венеции и повествует нам о юной невесте рыбака. Девушка собственными руками сплела рыбацкую сеть и подарила ее будущему мужу, который забросил свой невод в море и вытащил на берег невероятно красивую водоросль. Моряки назвали ее «кружевным узором сирен»-морское растение действительно напоминало тонкое ажурное кружево. Молодой человек подарил эту водоросль своей возлюбленной и вскоре отправился в крестовый поход. В его отсутствие девушка полностью отдалась работе и сплела новую рыбацкую сеть. Глядя на подарок жениха прекрасную водоросль- она решила воспроизвести ее узор, используя те же нити, из которых плела сеть. Но как она не старалась, увы, ничего не получалось до тех пор пока ей не пришла в голову идея –она стала накручивать нити на маленькие свинцовые грузила. Так были сплетены новые кружева на коклюшках.
Впервые о русских кружевах упоминается в Ипатьевской летописи, где они названы золотыми. Именно от второй половины XVI столетия дошли до нас многочисленные памятники плетеного кружева, его изображения на
портретах[1]. Сохранились сколки, сделанные на пергаменте в 1557 г. Кружево выплеталось из золотой и серебряной нити. В сочетании с золотым шитьем, парчой, с драгоценными камнями использовалось в дворцовом и церковном обиходе, в быту бояр, дворян, купечества. В этот период в нем ценили не столько искусную работу, сколько сам материал. Кружево даже продавали на вес.
Традиции золотого и серебряного кружева довольно долго сохранялись на Руси. В Оружейной палате Кремля экспонировалось платье для царского выхода императрицы Екатерины II, сделанное из тончайшего серебряного кружева. Государыня надела его всего 1 раз из- за непомерной тяжести: платье со шлейфом весило более пуда (16 кг).
В XVII - XVIII веках, наряду с золотно-серебрянным кружевом, получают широкое распространение нитяные кружева; доступность материала, универсальность назначения приводит к повальной моде на кружево, нежные волны которого буквально затопили Европу. Кружева носили все: короли и трактирщики, офицеры и монахи, принцессы и крестьянки, и даже пираты. Кружево передавалось по наследству. Его покупка и ношение, как разорительное для благосостояния, даже регулировалось законом. Возникает множество типов кружев по месту их создания: "волансьен"[2], "малина", "брюссельские".
Особой тонкостью отличались "брабантские" кружева. Их выплетали изо льна, который рос только на полях Брабанта и давал нить нежно-розового оттенка. Пряли нити в сырых подвалах, чтобы кудель была влажной, а нить получалась эластичной и тонкой. Для этой работы использовался труд девочек, пальцы которых еще не огрубели.
Из Брабанта и выписал в 1725 году император Петр I монахинь-мастериц для обучения прядению "голландской" нити и плетению кружев 250 девочек-сирот при Новодевичьем монастыре. С внедрением европейского быта кружево получает невиданное распространение в России. В помещичьих усадьбах с утра до ночи плели кружево крепостные девушки, украшая уникальными изделиями дворянский быт. В многопарном плетении число коклюшек доходило до 800 пар.
В конце XVIII - начале XIX в.в. появляются первые крепостные мануфактуры[3]. Кружевоплетение становится промыслом. Им занимаются не только крепостные, но и горожанки и крестьянки[4]. С отменой в 1861 году крепостного права в России в 17 губерниях складываются центры кружевоплетения, и насчитывалось до 100 тыс. кружевниц. Большую известность получила Мариинская школа кружевниц, открытая в 1883 году в Петербурге по инициативе С.А.Давыдовой. Здесь обучали плести кружева, разрабатывать новые рисунки, преподавать это искусство.
Доступность материала и универсальность применения сделали коклюшечное кружева поистине народным. Пришедшее из Европы коклюшечное "немецкое" кружево, было расцвечено такой богатой выдумкой, такой оригинальностью, красотой и разнообразием орнаментов, так срослось с фольклорной славянской традицией, что вошло в историю мировой культуры под названием "Русское кружево".
Основными центрами кружевоплетения были Вологда, Рязань, Елец, Вятка, Белёв, Кириши. По мере распространения в разных местностях кружево приобретало там свои особенности: вологодское[5] (cостоит из крупного выразительного узора, исполненного плотной, непрерывной, одинаковой по ширине плавной полотнянкой со сканью посередине .Орнамент преобладает над фоновыми решетками. Композиции изделий строго симметричны. Часто изделия окружены ажурной плетешковой окантовкой.) , елецкое[6](кружева тоньше и легче вологодских. Полотнянка этого кружева часто переходит в сетку, что создает эффект контраста узоров различной плотности. Кружева более разнообразны по композиции и мотивам. В них нередко присутствуют узоры с растительным орнаментом. Для скани всегда берут нити основного кружева в 3 сложения); киришское[7] ( промысел сложился под влиянием гипюрного кружева, к которому добавили узорчатость русской вышивки . В результате сложился стиль, отличающийся легкостью, прозрачностью и тонкостью узора. Кружева выполняются сцепной техникой в которой используют старинные орнаментальные мотивы: 5- и 7-лепестковые «медвежьи лапы», 3-лепестковую «куриную лапу» ) ; вятское[8] (орнамент причудлив по форме, полотнянка широкая и плотная, плетешковые решетки встречаются редко, а на старинных вещах вовсе отсутствуют. Главный принцип плетения- откуда начали плетение, там и закончили. Основу решеток составляют плотные «звездочки», «двулистники», «трилистники», от которых расходятся плетешки. Кружево часто плетут черно-белым из нитей мулине различной толщины.); московское, галицкое, рязанское[9]( кружево отличается плотным плетением , его выполняют из ярких цветных хлопчатобумажных и льняных нитей. Разнообразно использование в этом кружеве полотнянки. Ее применяют не только в качестве кромки, но и как основной узор, дополненный различными видами скани. варианты орнамента в этом кружеве бесконечны.)и другие кружева имели самобытность и характерный стиль. В отличие от других видов плетения, коклюшечное кружево не было занятием для досуга. Коклюшки- дело неспешное, деревенское, не развлечение, а заработок.
Еще одной особенностью кружева является его символика[10]. На Руси принято было использовать кружево как оберег, который защищал человека в самых уязвимых (открытых) местах: шея, голова, руки. Каждый узор и цвет имел свое значение.
Техническое оснащение
Изготовление русского кружева не требовало специально оборудованных помещений и дорогих приспособлений. Приспособления изготавливали своими руками.
Для осуществления ручного кружевоплетения необходимо иметь: валик, подставку, коклюшки, булавки, шило, вязальный крючок, сколок, нитки.
Валик. Для изготовления валика[11] приготовьте кусочек ткани 70×50см. Короткие стороны соедините вместе и прострочите на швейной машинке, длинные подогните на 2–3см и сшейте по лицевой (наружной) стороне с двух сторон. В получившуюся кулиску продерните шнурок (веревку) и с одной стороны затяните его до упора. Внутрь чехла вложите картонный или фанерный круг диаметром 20 см, закрывающий стянутое шнурком отверстие. Затем чехол поставьте на пол и набивайте опилками, до тех пор, пока он не будет набит максимально туго. Сверху на сено проложите второй круг такого же диаметра, как первый. Готовый валик обтяните белой хлопчатобумажной тканью и закрепите ее булавками. Это ткань предохраняет валик от загрязнения. Сшейте и верхние наволочки – их придется чаще менять, так как изготовление кружев требует исключительной чистоты.
Валик кладется на деревянную подставку высотой около 75 см. Подушку с начатым кружевом вы потом будете накрывать белой салфеткой.
Подставка[12] для валика. Можно подобрать картонную коробку подходящего размера, чтобы валик входил в нее туго и не крутился.
Коклюшки. Коклюшки[13] – это деревянные палочки с головкой на одном конце. Под головкой шейка, на шейку коклюшки наматываются нити и плетут кружева, перекидывая одну коклюшку через другую. Длина коклюшки – 170 мм, шейки – 40 мм, диаметр коклюшки – 10 мм, шейки – 5–6 мм.
Сколок (схема). Кружево плетут по определенному картонному шаблону, который называется сколок[14]. На бумагу в клетку наносится рисунок. Цветными фломастерами отмечают направление ходовой нити. Бумагу наклеивают на картон. Основа рисунка – точки, куда нужно будет вколоть булавки. Точки соединены тонкими линиями, нанесенными тушью: они показывают расположение нитей. Если узор повторяется, в сколке достаточно показать его линиями один раз, а остальной участок сколка обозначить только точками для булавок. Булавки желательны латунные, но подойдут и обычные.
Булавки. Для плетения кружев используют булавки[15] с твердой головкой (похожие на гвоздики).Портняжными булавками с петелькой на конце лучше не пользоваться, так как нити будут проскакивать в петельки и запутываться.
Нити. Для плетения кружев можно использовать мягкие хлопчатобумажные нити[16]: ирис, штапельные нити, мулине. Для работы нельзя брать крученые нити, как например, кроше. Учиться плести кружево желательно белыми хлопчатобумажными нитями № 10. На белом образце хорошо видны и рисунок, и допущенные ошибки.
Шило . Для перекалывания рисунка кружева на сколок применяют тонкую иглу, вправленную в деревянную ручку.
Если сравнить старинные и современные инструменты кружевоплетения, то можно заметить, что они почти не изменились. Отличие может быть только в материале, используемом для их изготовления.
Виды кружев.
Коклюшечное кружево представляет собой два вида- штучное и мерное.
Мерное кружево плетут в длину, измеряют в метрах.Оно служит отделкой носовых платков. Салфеток, полотенец, постельного белья. Им можно украсить блузки, юбки, платья и таким образом сделать костюм индивидуальным и неповторимым. В зависимости от назначения мерное кружево подразделяется на край-кружево, прошву и аграмант.
Край- кружево[17], кайма или краюшка- это полоса, у которой один край прямой, он пришивается к ткани изделия, а второй край отделочный, фигурный, оформляется зубчиками, или фестонами.
Прошва- это кружевная полоса. У которой обе кромки имеют ровный край. Прошва[18] обычно используется при соединении деталей одежды или как декоративная вставка.
Аграмант[19]- это кружевная полоса с зубцами, или фестонами, с обеих сторон. Может просто нашиваться на ткань вместо вышивки.
Штучное[20] кружевное изделие может быть:
крупным ( скатерть, покрывало, занавесь)
средней величины ( накидка, жакет, жилет)
мелким (воротник, манжеты, салфетка, мотив).
Элементы коклюшечного плетения
Кружева состоят из различных по плотности и по рисунку элементов плетения, имеющих определенное название:
- «полотнянка»[21] — плотное плетение из не перевитых ниток, напоминающее по внешнему виду гарнитуровое (полотняное) переплетение, получаемое на ткацком станке;
- «сетка»[22] — плетение из перевитых между собой ниток, идущих частично в косом, а частично в прямом направлении;
- «плетешки»[23] — шнурочки , сплетенные из четырех ниток;
- «насновки»[24] — очень плотные, иногда даже рельефные элементы плетения в виде овалов или квадратиков;
- «паучки»[25] — фигуры с плотным центром и отходящими от него в разные стороны нитками или плетешками;
- «решетки»[26] — прозрачное плетение разнообразного рисунка, образующее фон кружевных узоров.
Заключение
В ходе исследовательской работы по теме «Русское коклюшечное кружево» я узнал много интересного из истории развития кружевоплетения, его значения в жизни человека, о традициях нашего народа. Веками на Руси процветало производство ручного коклюшечного кружева, но в век технического прогресса о нем стали забывать. В нашем селе этот промысел был неизвестен. Кружева умели плести только крючком или иглой.
Но в 2001г. под руководством Бордовой Елены Алексеевны в доме культуры села Бурхуна был открыт кружок кружевоплетения на коклюшках.[27] Елена Алексеевна, самостоятельно овладев техникой плетения на коклюшках, стала обучать этому всех желающих .Самыми желанными и благодарными учениками являются дети[28]. Мелодичный звон коклюшек за дверью этой сказочной комнаты говорит о том, что коклюшечное кружево, не утрачивает своего значения и в наши дни. В наше время кружево годятся не только для бабушкиного сундучка. Почти ни один показ высокой моды не обходится без вышитых кружевных узоров. Последнее слово моды[29] XXI века указывает на то, что кружева еще могут быть использованы в самых неожиданных и неизведанных областях.
Сделать что-либо своими руками всегда приятно, особенно если готовая вещица окажется желанным подарком для дорогих вам людей.
Может и вам стоит научиться ?
Список использованной литературы:
1. Стильные штучки из кружева. Лукашева Р.А.-М.:АСТ-ПРЕСС книга, 2005.-144 с.
2.Давыдова С.А., Русское кружево и русские кружевницы, СПб.
3.Ефимова Л.В., Русское кружево, М, 1982.
4.Фалеева В.А., Русское плетеное кружево, Л, 1983.
5.Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево, 1982.
[1] Приложение №1
[2] Приложение №2
[3] Приложение №3
[4] Приложение №4
[5] Приложение №5
[6] Приложение №6
[7] Приложение №7
[8] Приложение№8
[9] Приложение №9
[10] Приложение №10
[11] Приложение №11
[12] Приложение №12
[13] Приложение№13
[14] Приложение №14
[15] Приложение №15
[16] Приложение №16
[17] Приложение №16
[18] Приложение №17
[19] Приложение №18
[20] Приложение №19
[21] Приложение №21
[22] Приложение №22
[23] Приложение №22
[24] Приложение №24
[25] Приложение №25
[26] Приложение №26
[27] Приложение №27
[28] Приложение №28
[29] Приложение №29

Вода может клеить?

В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое

Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"

Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев

Этот древний-древний-древний мир!