• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа по литературе "Роль символов в рассказе М.Горького "Старуха Изергиль"

Опубликовано Мартынова Ольга Владимировна вкл 19.01.2016 - 8:48
Мартынова Ольга Владимировна
Автор: 
Сахапова Рушанна, Первойкина Валерия

Работа представляет собой исследование роли символов в рассказе М.Горького "Старуха Изергиль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no1.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Научно практическая конференция

«Великое русское слово»

  Номинация: «Прикладная лингвистика» 

Тема работы:  Роль символов в  рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»

                                   

Авторы:  Сахапова Рушанна Фаимовны  (16 лет),

                Первойкина Валерия  Николаевна (16 лет)

10 «А» класс МАОУ СОШ №11  город  Калининграда.

Научный руководитель: Мартынова Ольга Владимировна преподаватель русского языка и литературы МАОУ СОШ №11 города Калининграда.


Содержание

I.  Введение

II.  1 глава. Творчество раннего Горького.

1.1 Горький и его раннее творчество.

1.2 Идейно- художественное своеобразие рассказа «Старуха Изергиль».

III.   2 глава. Роль символов в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»

2.1. Символы и символика в литературе.

2.2.  Символы в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль», их значение, роль в раскрытии замысла писателя.

IV. Заключение

V. Список использованной литературы

Введение

Тема представленной работы – роль символов в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»

Актуальность данной работы состоит в том, что мы хотим донести до читателей, что помимо буквального понимания текста, в произведении также имеется скрытый смысл, выраженный в символах, словах и именах.

Цель исследования: определить роль символов в  произведении «Старуха Изергиль».

В соответствии с целью мы ставим перед собой задачи:

Проанализировать символику рассказа «Старуха Изергиль».

Раскрыть смыслы символов в рассказе, определить значение, роль в тексте.

Объектом исследования является рассказ М. Горького «Старуха Изергиль».

Предметом исследования являются выявление скрытого смысла в словах, выражениях, именах, событиях.

Глава 1   Творчество раннего Горького

Настоящее имя Максима Горького — Пешков Алексей Максимович (1868). Прозаик, драматург, публицист. Известные произведения М.Горького:  «На дне», «Дачники», «Васса Железнова», «Мать», «Жизнь Клима Самгина», «Мои Университеты», «Детство», «Егор Булычёв и другие», «Песнь о соколе», «Песнь о буревестнике».

Произведение «Старуха Изергиль»  (1894) относится к раннему творчеству Максима Горького. Главный вопрос этого произведения - вопрос о свободе и несвободе человека.

В своих рассказах Горький описывал обычных людей, со всеми их противоречиями и недостатками.  

Рассказ «Старуха Изергиль» делится на три части: легенда о Ларре, легенда о Данко и воспоминания Изергиль о её жизни. Композиция произведения — «рассказ в рассказе»: кроме старухи, в произведении присутствует ещё один рассказчик — это сборщик винограда, которому старуха рассказывает о своей жизни.

Произведение построено так, что с одной стороны-отрицательный Ларра, с другой- положительный Данко, а посередине связующая часть с настоящей действительностью - старуха Изергиль. Каждая часть рассказа имеет свой финал. В каждой из легенд Изергиль о её жизни представлены разные понятия свободной личности. Свобода человека - высшая ценность, но у  Изергиль, Данко и Ларры свои понятия свободы.

В Данко и Ларре Горький пытался обратить внимание на потенциальные возможности человека, и на  то, как эти возможности можно использовать.

Ларра,- сын орла и земной женщины, презирает людей, считая себя выше их. Люди для него- это средство, возможность реализовать свои любые желания. Ларра хотел получать пищу, кров и  любовь, не желая ничего давать взамен. Хладнокровно он убил девушку, оттолкнувшую его. Люди изгнали его за гордыню и презрение по отношению к ним. Итогом стало для Ларры одиночество: «У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого» (1.1); [М.Горький,1894 год-3 страница]. «В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары».(1.2) [М.Горький,1894 год-3 страница]. «Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу»(1.3). [М.Горький,1894 год-3 страница ]. «…он стал уже как тень и таким будет вечно!»(1.4). [М.Горький,1894 год-4 страница ] .«Он не понимает ни речи людей, ни их поступков — ничего.»(1.5) . [М.Горький,1894 год-4 страница ] .«В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира.».(1.6) [М.Горький,1894 год-4 страница ]. «Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти»(1.7). [М.Горький,1894 год-4 страница ].

«И все ищет, ходит, ходит..»(1.8). [М.Горький,1894 год-4 страница ]. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей...»(1.9). [М.Горький,1894 год-4 страница ].

Вырвав из груди «сердце, пылающее» любовью и состраданием к людям, Данко, герой второй легенды, освещает путь из мрачного леса на волю к солнцу и свободе, словно факелом, спасает свое племя. Данко погиб, а его сердце  растоптал «осторожный» человек. О подвиге Данко напоминают искры, вспыхивающие в степи перед грозой, эти искры в небе напоминают о сердце Данко, его подвиге.

«Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе.(1.10). [М.Горький,1894 год-10 страница]. « Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни». (1.11). [М.Горький,1894 год-11 страница ]. «Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей».(1.12). [М.Горький,1894 год-11 страница].
«И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем  «(1.13).
 [М.Горький,1894 год-11 страница ]. «Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река…»(1.14).[М.Горький,1894 год-11 страница ].«Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струёй из разорванной груди Данко.»(1.15). [М.Горький,1894 год-11 страница ].

«Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер» (1.16). [М.Горький,1894 год-11 страница ].

Старуха Изергиль одобряет подвиг гордого красавца Данко и осуждает холодный эгоизм и стремление к абсолютной свободе Ларры. Однако её собственная жизнь - это соединение эгоизма и самопожертвования. Изергиль — из тех, «кто умеет жить», брать от жизни всё, что считает нужным, часто не считаясь ни с кем и ни с чем. Она с гордостью рассказывает о настоящих «красавцах» — гордых и сильных мужчинах, с которыми её сводила жизнь, но она никогда не любила , а только пользовалась ими, забавляясь чужими чувствами, как игрушкой, и расставаясь  без сожаления. Только одному мужчине получилось оставить глубокий след в ее памяти  — Аркадэк — надменный шляхтич, такой же равнодушный. Старуха до конца не уверена, какую же она жизнь прожила: достойную или наоборот, растратила свое время впустую. Кукушка — эта  характеристика ставит под сомнение ценность той абсолютной свободы, которую проповедует Изергиль.

«Старуха Изергиль» — романтическое произведение Горького, который представил на суд читателей абсолютную свободу от общества, свободу чувств и высшее выражение свободы — подвиг во имя человечества. Авторская позиция заключается в осуждении индивидуализма и утверждении героического подвига во имя свободы и счастья народа.

Глава 2  Роль символов в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»

С целью определить значения слова «символ», обратимся к словарю Ожегова.
Символ - принятое в науке условное  HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/o1523.html" \o "Обозначение - Процесс действия по знач. глаг.: обозначить, обозначать (1)...." обозначение  HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/k588.html" \o "Какой-нибудь - Тот или иной, не больше чего-нибудь; всего лишь, всего-навсего..." какой-нибудь  HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/e265.html" \o "Единицы - 1. Первый справа разряд многозначных чисел, обозначаемый цифрами в пре..." единицы, величины

Символ- то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи

Символ в Энциклопедическом словаре:
Символ - (от греч. symbolon - знак - опознавательная примета),1) в науке(логике, математике и др.) то же, что знак.2) В искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории смысл символа не отделим от его HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/o1720.html" \o "Образной - 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: образ (2*), связанный с ним. 2. Пред..."образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания (ср. Аллегория)  какого-нибудь культа

Значение слова Символизм по Ожегову:
Символизм - Направление в литературе и искусстве конца 19 - начала 20 в., проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную сущность мира в условных и отвлеченных формах.

Символизм в Энциклопедическом словаре:
Символизм - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания,

Символическое значение, приписываемое чему-нибудь С. цветов.
2. совокупность каких-нибудь символов
3. СИМВОЛИКА - 1) выражение идей, понятий или чувств с помощью условных знаков или предметов (символов); 2) совокупность символов.

Рассмотрим символы в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль», попробуем разобраться в их значении, понять какую роль они играют в раскрытии замысла писателя.

В рассказе «Старуха Изергиль» у Горького чётко прослеживаются образы тьмы и смерти с одной части, и красоты и света с другой .

Перед повествованием о каждой легенде Горький сначала описывает природу.

В легенде о Ларре описание начинается с теней: «темней и гуще, чем другие», в одной из теней Изергиль показалось, что она увидела Ларру: «Он уже стал теперь как тень (...) Вот что может сделать бог с человеком за гордость!..»  При переходе к легенде о Данко, сначала появляются «маленькие голубые огоньки», которые напомнят Изергиль «искры от горящего сердца Данко». Эти образы-символы  задают эмоциональный настрой, которым будет пронизана легенда.

Символ-деталь –  глаза Ларры, которые холодны, в них отражено чувство собственного достоинства. «Все (...) видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Образ символа – птицы, орёл становится выражением не столько свободы, сколько необузданной гордости. 

В легенде о Ларре он не случайно сын именно орла. Птица  в фольклоре очень часто соотносится с миром смерти. Ее функция всегда одна и та же: она переносит героя в иное царство . Чаще всего в этом качестве выступают вороны и орлы. Непосредственно образы орла и смерти связаны в Новом завете. Так, в Евангелии от Матфея сказано: "Где будет труп, там соберутся орлы". В русской загадке: "Летит орел через немецкие города, берет орел ягоды зрелые и незрелые", отгадка - смерть.

Абсолютная  свобода,  дарованная Ларре, обернулась для него трагедией. Ларра осужден на вечное скитание и вечное одиночество: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей...». Бестелесная тень, обреченная на вечные скитания, нет жизни и нет смерти – вот, что ждёт в финале  того, кто хотел все, ни за что не заплатив.

 Легенда о Ларре выписана темными тонами. Уже в самом ее начале имеется указание на тень "...в той стране каждый древесный лист и стебель травы дает столько тени, сколько нужно человеку, чтобы укрыться в ней от солнца, жестоко жаркого там."

Здесь солнце является не светом, а чем-то ужасным, ведь это "жестоко жаркое" солнце, тень здесь- это символ не тепла , радости и любви, а наоборот приближающегося холода, тьмы и одиночества . Известно, что черный означает принадлежность к гибельным силам, это мрак, тьма, зло, смерть. 

 В цветах эта часть рассказа окрашена от серого к темно- серому, а затем к темному, что в восприятии достаточно безысходно. 

Данко- полная противоположность Ларре. Он счастлив, что живет среди людей, так как любит их больше себя. Данко готов отдавать всего себя людям, он ,в отличие от Ларры, ничего не ждёт в замен и готов служить людям. Он мужественен и бесстрашен, его влечет к подвигу, Данко совершит его и будет полезным людям

 При более внимательном прочтении легенды о Данко просматривается связь с Христом и Прометеем, образами, которые несли свет. В то же время, если Христос все свои деяния объясняет как волю небесного отца, то Данко- сын человеческий, и все его действия направлены на помощь человеку. Сострадание к людям зажгло в его сердце огонь.

Почему сердце? В древнееврейском языке сердце родственно глаголу «пылать», «гореть», «быть накалённым». У Горького метафора «огонь сердца» становится буквальной. Горящее сердце должно пробудить веру в лучшее и желание свободы. Символ сердца у славянских народов- это центр зарождения эмоций и сосуд для нахождения души, при этом сердце  бьётся, закипает, пламенеет, холодеет, грубеет, трепещет. Сердце- это световой центр, центр жизни психической, духовной: «сердце подсказало», «сердце горит», «гореть сердцем»

Сердце  может быть, с одной стороны, точкой соприкосновения с богом – сердобольный, с другой- источником греха,- «бессердечный».

Данко как раз «сердобольный» юноша, который хочет помочь своим соплеменникам.  Огонь любви  в его сердце, превратился в пылающий факел. Глубокая вера в людей превратила Данко в сподвижника, человека, который ставит перед собой цель- быть полезным людям.

Уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Потому-то они и пошли за ним, что «верили в него».
    Писатель наделяет человека почти божественной силой. Данко устанавливает новый порядок, новый закон бытия человека среди людей, он становится лидером в глазах соплеменников. Потому и ведет он свой народ из тьмы к свету, солнцу, теплу и гармонии. Но его подвиг по-настоящему не понят соплеменниками, забывшими о своем вожаке и спасителе: «осторожный человек», незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем». Видимо, память о Данко, чистом и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости. «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…. И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»

Образ Данко создается при помощи цветовой гаммы, которая состоит в основном из: золотого, красного, солнечного.

Свет в народной традиции- воплощение миропорядка (ср. белый свет), красоты, истинности, праведности. С солнечным и золотым связана святость. Красный говорит о могуществе, воле к победе, лидерстве. Красный цвет – цвет сильной энергии. Он символизирует страсть: страстно ненавидит, очень страстно любит, ждет страстно. Красный «странствует» в вечных поисках справедливости. «Красные» люди – отличные руководители и начальники. Они обладают выносливостью, открытостью и смелостью. Поэтому мы можем сказать, что Данко является "красным"человеком.
 Красный и черный цвета всегда идут бок о бок, они воюют за главенство, что символизирует оппозицию жизни и смерти " Река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из груди Данко". Сравнивая цвета, видим, что в легенде о Данко последние строки насыщены светлым цветом, а легенде о Ларре, наоборот, все насыщено тёмным цветом.

   Нельзя не заметить, как по- разному в первой и второй частях звучит смех.

Если в легенде о Данко смех- это символ радости победы над страхом и  смертью, то в части о Ларре смех для него –это символ испуга и страха «…он дрожал, слыша смех».

Достаточно символичными, на наш взгляд, являются и имена персонажей.

Значение имен:

Данко: Бог - мой судья (еврейское имя), также его имя связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий».

Имя Ларра созвучно с "лары" (лат. lares) - это духи, покровители дома, почитание которых восходит к культу мертвых . Значение имени Ларра: отверженный, выкинутый вон, изгой. Первоначально культ лар сопровождался человеческими жертвоприношениями. И, видимо, не случайно у Горького Ларра совершает убийство. Это своего рода жертвоприношение самому себе.
Однако этим суть имени героя не исчерпывается. Ведь Ларра к тому же еще и "отверженный, выкинутый вон" . А слово "отверженный" соотносится с однокоренным словом "изверг", которое является традиционным эпитетом Антихриста. Ведь и Антихрист, Сатана, был низвержен, изгнан с неба, "выкинут вон".

Фонетически слово "Изергиль" близко к слову "игграззиль" ("иггдразиль"). Так в скандинавских мифах называется гигантский ясень - структурная основа мира, древо жизни. Этот ясень во многом аналогичен библейскому древу познания добра и зла. Три корня Игграззиль простирались в царство мертвых, к богам и людям.

IV.Заключение

Таким образом, проведя исследование роли символов в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль», мы пришли к выводу, что символы у Горького определяют мотив в сюжете, выполняют роль предсказателя, формируют сквозные образы, помогают воспринимать события в цветовой гамме  и определяют интонацию событий

V. Список использованной литературы

М.Горький «Старуха Изергиль»  М. Детская литература  1966 г стр.96

Теория мифа в русской филологической науке XIX века  А.Л. Топоркова. М. Индрик  1997г. Стр. 456

Словарь иностранных слов. Под ред. А.Москвина М. Центрполиграф  2008г. Стр. 688

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой М. АЗЪ 1995г. Стр. 928

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова М. Дом Славянской книги. 2011г. Стр. 960.

http://free.megacampus.ru

http://tolkslovar.ru


Поделиться:

Чайковский П.И. "Детский альбом"

Рисуем домики зимой

Серебряное копытце

Весенние чудеса

Астрономический календарь. Декабрь, 2018