• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте

Опубликовано Хагарова Залина Валерьевна вкл 21.01.2016 - 18:22
Автор: 
Лукожева Камила Юрьевна

Основой профессионального самоопределения становиться личностная активность человека, которая является показателем умения занимать в жизнедеятельности в целом или в конкретной ситуации профессионального выбора позицию субъекта. Для того чтобы человек смог реализовать себя в качестве субъекта, он должен уметь согласовывать свои способности и возможности с внешними требованиями, носящими для него характер объективных и необходимых требований.

Цель нашего исследования изучить процесс профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.

В соответствии с целью мы ставим следующие задачи:

1. Изучить психологические особенности развития личности в юношеском возрасте.

2. Определить в чем заключается сущность процесса профессионального самоопределения.

3. Рассмотреть самопознание и самооценку как составляющих процесса профессионального самоопределения.

4. Провести экспериментальное исследование особенностей профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.

Объект исследования: учащиеся 9-11 классов.

Предмет: процесс профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.

Гипотеза исследования: предполагается, что одной из основных особенностей юношеского возраста является формирование профессионального самоопределения личности.

Теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения, а также результаты проведенного исследования позволяют сделать ряд выводов:

·       отношение к профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения;

·       большинство учащихся нашей школы выбирают профессию с учетом своих интересов, способностей, интеллекта;

·       у выпускников школы доминирующими являются внутренние, а не  внешние мотивы;

·       для более осознанного выбора профессии старшеклассников в школе необходимо проводить диагностику склонностей учащихся, личностных качеств, способностей и интересов, межличностных отношений, повышать самооценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа по психологии47.8 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Проблема профессионального самоопределения является одной из главных в жизни каждого человека. Данные современных исследований  свидетельствуют о том, что по причине незнания правил выбора профессии, ситуации на рынке труда, отсутствие практического опыта в профессиональной деятельности, около 40% молодых людей выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям и убеждениям. Это влечет за собой разочарование, пополняются ряды неудачников в жизни.  [1]

В качестве главного результата самоопределения личности в юношеском возрасте психологи называют потребность юношей и девушек занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, то есть понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. Поэтому характерным приобретением юности является формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения.

Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.

Основой профессионального самоопределения становиться личностная активность человека, которая является показателем умения занимать в жизнедеятельности в целом или в конкретной ситуации профессионального выбора позицию субъекта. Для того чтобы человек смог реализовать себя в качестве субъекта, он должен уметь согласовывать свои способности и возможности с внешними требованиями, носящими для него характер объективных и необходимых требований.

Цель нашего исследования изучить процесс профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.

В соответствии с целью мы ставим следующие задачи:

1. Изучить психологические особенности развития личности в юношеском возрасте.

2. Определить в чем заключается сущность процесса профессионального самоопределения.

3. Рассмотреть самопознание и самооценку как составляющих процесса профессионального самоопределения.

4. Провести экспериментальное исследование особенностей профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.

Объект исследования: учащиеся 9-11 классов.

Предмет: процесс профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.

Гипотеза исследования: предполагается, что одной из основных особенностей юношеского возраста является формирование профессионального самоопределения личности.

Методы исследования:

1. Изучение теоретических исследований по проблеме профессиональное самоопределение

2. Изучение  мотивов, влияющих на выбор профессии в юношеском возрасте

3.Подготовка  рекомендаций для обучающихся и их родителей.

В работе были использованы следующие методики:

1.Анкета «Профессиональный интерес»

2. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Климова (ДДО)

3. Тест самооценки личности (Демо-Рубинштейн)

4.  Типологический опросник  Дж. Холланда.

         Глава I. Профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте.

  1. Психологические особенности профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей.  [3]  

Е.А.Климов выделил три основания профессионального самоопределения: «хочу», предполагающее учёт желаний и склонностей человека, «могу», представляющее его реальные возможности и перспективы, «надо», составляющее потребности в выбираемой и осваиваемой человеком деятельности со стороны производства и общества.

По определению Н.С. Пряжникова, профессиональное самоопределение – это «самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив, предполагающие выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование себя в данной профессиональной деятельности. [4]

Этапы формирования профессионального самоопределения школьников

Этапы

Задачи

1-4 классы

Формирование трудолюбия, интереса к проблеме выбора профессии и мечты о профессии

5-7 классы

Формирование профессиональной направленности и предварительного выбора будущей профессии

8-9 классы

Формирование осознанного профнамерения, осознание интереса к будущей профессии

10 –11 классы

Формирование профессионального намерения и готовности к его реализации

        Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей знания о себе и о мире профессионального труда с последующим соотнесением знаний о себе и о профессиональной деятельности. Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.

Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации личности. Проблема самоопределения становится актуальной как для самого ученика, так и для общества. Адекватное профессиональное самоопределение - это главное достижение успеха в профессиональной деятельности. [6,7]

Профессиональное самоопределение - это осознание себя в отношении профессиональной деятельности, вследствие которого и совершается определенный профессиональный выбор; процесс самостоятельного и осознанного нахождения смыслов профессионального выбора и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации, а также нахождения смысла в самом процессе самоопределения.

1.2.Характеристика профессионального самоопределения в старшем школьном        и юношеском возрасте.

Потребность в профессиональном самоопределении, как отмечается в ряде исследований, возникает на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского периода. Ученые дают разные возрастные рамки этого периода. И.Ю. Кулагина выделяет старший школьный возраст – ранняя юность (16-17 лет), юность – от 17 до 20-23 лет. В.С. Мухина определяет юность как период после отрочества до взрослости (возрастные границы от 15-16 до 21-25 лет). С.Ю. Головин считает, что юность - период развития человека, соответствующий переходу от возраста подросткового к самостоятельной взрослой жизни (зрелости).[5]

Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.

Практика исследований показала, что наиболее распространенными трудностями и ошибками молодых людей при выборе профессии оказываются: использование неадекватных источников информации о профессии и, как следствие, выработка искаженных представлений о ней; неумение соотнести свои возможности с требованиями профессии, неадекватная самооценка; выбор профессии на основе симпатии к тем или иным личностным.

Профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией.

Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась, и старший подросток остался в школе, он тем самым отстрочил на 2 года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план - решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.

1.3.Самопознание и самооценка как составляющие процесса профессионального самоопределения

Данный мир создается и существует в процессе формирования и реализации многообразных взаимоотношений и взаимодействия человека в группе и обществе в целом. Именно в процессе данного взаимодействия в группах приобретается жизненный опыт, который формирует личность и в дальнейшем определяет систему ее отношений с окружающим миром и людьми.

Основным условием самоопределения как готовности к жизненному выбору выступает способность личности самостоятельно вырабатывать жизненные принципы и руководствоваться ими в деятельности и поведении.

Самостоятельно выработанные принципы жизнедеятельности облегчают поиски путей решения всех жизненных задач, сокращают сроки достижения психологической и социальной устойчивости, помогают находить способы и средства соотнесения общественных и личных интересов. На этой базе возникает возможность обучения навыкам способности принятия решений, умения выбирать, правильно прогнозируя последствия выбора. Без такого умения, без способностей к самоопределению человек теряет возможность обрести социальный, профессиональный, жизненный статус, реализовать свою индивидуальность.

Самопознание – одно из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии. Самопознание – это осознание человеком самого себя, своего «Я». Осознать самого себя – значит дать отчет себе относительно своих сил, возможностей, личных качеств, уровня их развития, то есть оценить их в должной мере [2].

В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания. В профессиональном самоопределении личности самооценка – оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или не соответствующим специфике профессии.

В юношеском возрасте самооценка служит двум целям: самовоспитанию и прогнозированию будущей профессии.

Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности.

Можно выделить 3 уровня адекватности самооценки:

1) Высокий уровень присущ тем учащимся, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью совпадает с оценкой учителей и родителей. Это подтверждается деятельностью с достигнутыми успехами ученика в различных видах занятий.

2) Средний уровень наблюдается в том случае, когда учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности.

3) Низкий уровень имеет место тогда, когда заметна резкая переоценка или недооценка своих интересов, способностей, личных качеств по сравнению с оценкой учителей, родителей. По существу, выбор профессии на данном уровне самооценки совершается необоснованно. [8]

Самооценка как феномен самопознания не дается человеку от природы. Она формируется в процессе развития личности и имеет разную степень объективности и полноты. Формирование самооценки, ее полноты и адекватности – одна из задач профессиональной ориентации.

Глава II.  Экспериментальное исследование профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.

2.1. Роль профориентации в профессиональном самоопределении учащихся.

         Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. На первый план выходят такие личные качества, как предприимчивость, интеллектуальность, ответственность, социально-профессиональная мобильность, способность принимать самостоятельные решения и т.д.

         Школа должна оказывать помощь обучающимся в адаптации к новым производственным отношениям, создавая условия для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о мире современного профессионального труда.                                             

        Результатом профессионального самоопределения, в старшем школьном возрасте, является выбор будущей профессии. Поэтому необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов, знакомить обучающихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовке избранной профессии и саморазвития в ней.

 В течение всего учебного года педагог-психолог школы знакомит учащихся с различными специальностями в профессиях; вооружает знаниями и умениями, которые понадобятся в практической деятельности, а также обеспечивает обучающихся возможностью соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.

 Выбор профессии подросток должен сделать осознано, а не вслед за друзьями, по совету взрослых или «куда проще поступить».

Диагностика профессиональных интересов и склонностей школьников – важнейший компонент в профориентации. Современный взгляд на профессиональную успешность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, а не дана человеку от рождения. Для овладения профессиональным мастерством необходимы положительная мотивация, то есть желание работать, а также соответствующие способности, на основе которых формируются навыки.

         После анализа результатов диагностик и  анкет, педагог-психолог  дает школьникам и их родителям примерные рекомендации по выбору профессии.

2.2.Результаты исследований.

В ходе экспериментального исследования профессиональных намерений мы получили следующие результаты:

Экспериментальное исследование проходило на базе 9,11 классов МКОУ СОШ им.А.Т.Канкошева СП Дейское.

В эксперименте приняло участие  21 испытуемых в возрасте 14-17 лет.

Цель эксперимента: выявить профессиональную направленность личности в юношеском возрасте.

В нашем исследовании  взаимосвязи профессиональных интересов и особенностей личности мы решили определить профессиональные типы личности учащихся, а также изучить склонности учеников 9,11 класса, а затем определить совместимость выбранных профессий учащихся и их  личностных качеств.

Для оценки профессионального личностного типа мы использовали методику Джона Холланда.

Цель: определение  профессионального личностного типа.

Оснащение: стимульный материал к методике Холланда, бланки ответов (Приложение 4).

Инструкция: из каждой пары профессий необходимо выбрать одну, которой вы отдаёте предпочтение.

По ходу работы над содержанием теста учащимся даются разъяснения, которые связаны с особенностями той или иной профессиональной деятельности.

После обработки результатов мы выяснили, что в 9 классе (из 17 человек)  4 человека (25%) имеют реалистический тип; 10 учащихся (60%) – социальный тип; 1 ученик (5%) – исследовательский, 1 ученик (5%) – предприимчивый; 1 ученик (5%) – артистический.

Эти данные вполне соответствуют нашим наблюдениям. Учащиеся 9 класса – активные участники школьных и районных мероприятий. Большинство ребят обладают социальными умениями, организаторскими способностями, эмоциональные и общительны.

По Дж. Холланду этими особенностями обладают социальный, предприимчивый типы личности. Большинство из них уже сделали свой профессиональный выбор, но не самостоятельно, а под влиянием чужого мнения. А раз выбор уже совершён, то не о чем беспокоиться: уровень тревожности низок, самооценка устойчива.

В 11 классе (из 4 человек) мы получили следующие результаты: реалистический тип имеют 1 ученик (25%); 3 (75%) – социальный. В этом классе большинство ребят тоже активные, общительные, хорошие организаторы. В классе учиться лидер школы. Но в отличие от учащихся 9 класса ситуация выбора профессии у 11 класса обострена, поскольку выбирать приходится из значительно большего числа возможных профессиональных путей, открывающихся перед человеком, получившим среднее образование. Им приходится отказываться от подростковых фантазий, в которых ребёнок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. В связи с этим  уровень тревожности учащихся 11 класса повышен.

Для предварительной ориентации в интересах и склонностях учащихся мы использовали дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова.

Цель: изучение участниками собственных склонностей.

Оснащение: стимульный материал к опроснику Климова Е.А., бланки ответов (Приложение 2).

Перед испытуемым ставится задача – дать, не задумываясь, ответы на 20 пар вопросов ДДО. При этом ответы должны быть дифференцированы. Если названная в вопросе деятельность скорее нравится, чем не нравится, следует поставить в соответствующей клетке «Листа ответов ДДО» знак «+». Если определённо нравится – «++», а если очень нравится – «+++». Если скорее не нравится, чем нравится, - один минус «- «, если определённо не нравится  - «--«, а если очень не нравится – «---«.

Результаты ответов (количество плюсов и минусов) подсчитываются по каждой колонке «Листа ответов ДДО».

Получились следующие результаты: в 9 классе наибольшее количество учащихся (10 чел. 60%) ориентируются на профессии типа «человек – человек», в 11 классе большая часть учащихся (3чел.75%) тоже выбирают профессии типа «человек – человек.

Мы сопоставили выбранные профессии учащихся и данные из опросников Е. А. Климова, Дж. Холланда (табл.1, 2)

Таблица 1.  Совместимость выбранных профессий и личностных особенностей

учащихся 9 класса

Ф. И.

По Климову Е. А.

По Холланду Д.

Выбранная профессия

Самооценка

1. Эллина К.

Человек-Человек

Социальный

Стоматолог

Высокая

  1. Алина К.

Человек-Человек

Социальный

Юрист

Высокая

3. Аслан К.

Человек-Природа

Исследовательский

военный

Средняя

4. Диана Х.

Человек-Худож.образ

Артистический

художник

Высокая

5. Даяна Т

Человек-Человек

Социальный

учитель

Высокая

6. Астемир Х.

Человек-Человек

Социальный

Механик

Средняя

7. Инал Е.

Человек-Техника

Реалистический

Сварщик

Средняя

8. Залим Т.

Человек-Техника

Реалистический

Механик

Высокая

9. Хажмурат А.

Человек-Техника

Реалистический

Машинист

Высокая

10. Кантемир М.

Человек-Человек

Социальный

Спасатель

Высокая

11.Диана Х.

Человек-Человек

Социальный

Учитель

Высокая

12. Алимбек М.

Человек-Знак

Предпринимательский

Тренер

Средняя

13. Амина К.

Человек-Худож.образ

Реалистический

Страховщик

Средняя

14. Милена Т.

Человек-Человек

Социальный

Врач

Высокая

15. Эллина Г.

Человек-Человек

Социальный

Психолог

Высокая

16.Роксана Т.

Человек-Человек

Социальный

Врач

Высокая

17.Салима Г.

Человек-Человек

Социальный

Адвокат

Высокая

                                                                Таблица 2.

                  Совместимость выбранных профессий и личностных особенностей

учащихся 11 класса

Ф. И.

По Климову Е. А.

По Холланду Д.

Выбранная профессия

Самооценка

1.Марьят К.

Человек-Человек

Социальный

Невролог

Высокая

2.Салим Г.

Человек-Техника

Реалистический

Инженер

Высокая

3.Ислам Х.

Человек-Человек

Социальный

Стоматолог

Высокая

4.Карина М.

Человек-Человек

Социальный

Юрист

Высокая

Из этих данных мы увидели, что, действительно, существует связь между профессиональными интересами и характерологическими особенностями.

 Так, в 9 классе у 79% учащихся совпали выбранные профессии с особенностями личности,  только 4 учащихся выбрали профессии, не соответствующие их способностям. Этот выбор сделан, мы думаем, под влиянием чужого мнения.

  В 11 классе  100% учащихся выбрали профессии с личностными особенностями.

Данные исследования  говорят о том, что за результатами диагностики по ДДО стоят не только осознаваемые профессиональные интересы, но и другие личностные образования: склонности, способности,  самооценка, соответствие характерологических особенностей личности требованиям профессии.                


     2.3. Рекомендации для учащихся и их родителей.

Данные диагностического исследования были использованы педагогом-психологом школы при разработке рекомендаций для обучающихся и их родителей. Всё это дало возможность выпускникам основной школы подойти более осознанно к выбору профессии и реализовать свой профессиональный выбор. Правильно сделанный подростком выбор – это начало пути к успеху, самореализации, психологическому и материальному благополучию.

                                                Памятка учащимся.

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни.

Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю.

Пользуйся информацией профессионалов.

• Изучи глубже самого себя.

• Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.

• Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям.  

 Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

• Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!

• Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

• Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.

• Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

Рекомендации родителям.

1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.

2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.

3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.

 4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

 5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.

 6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.

                                        Заключение.

В данной работе нами были рассмотрены некоторые аспекты вопросов, связанных с исследованием особенностей сторон профессионального самоопределения в юношеском возрасте.

Изучаемая тема актуальна и значима в силу того, что развитие и формирование профессионального самосознания является одним из центральных моментов становления личности.

Самоопределившийся человек открыт и готов к переменам в жизни, изменению своего мироощущения в ней. Юношеский возраст отличается ростом самосознания, возрастающим интересом к собственному «Я». Поэтому этап профессионального самоопределения личности связан с этапом юности, поскольку он характеризуется развитием самосознания, решением задач самоопределения и вступлением во взрослую жизнь.

Основу профессионального самоопределения составляют следующие психологические факторы:

  1. осознание ценности общественно полезного труда;
  2. общая ориентировка в мире профессионального труда;
  3. выделение дальней профессиональной цели;
  4. согласование мечты с другими важными жизненными целями;
  5. знание о выбираемых целях.

 Профессиональный интерес – это эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду профессиональной деятельности.

Основной показатель уровня профессионального самоопределения – содержательность и глубина профессионального интереса с учетом его положения в системе мотивов, образующих профессиональную направленность. Итогом профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте является личная профессиональная перспектива, жизненный план.

В ходе проведенного экспериментального исследования было выявлено, что все 21 испытуемых – учащихся 9,11 классов, чей возраст составил 14-17 лет, определились с выбором будущей профессии. Причем у 15 учащихся, что составляет 79 % от общего числа испытуемых, выбранная профессия полностью совпадает с результатами диагностики у них в процессе исследования профессиональной направленностью и профессиональным типом личности. Кроме того, у 15 учащихся, что составляет 79 % от общего числа испытуемых приоритетным фактором, определяющим выбор будущей профессии, является то, что согласно их самооценке работа соответствует их способностям. Все это указывает на то, что у данной группы учащихся сформировалась высокая, адекватная самооценка. Лишь только, у 4 учащихся, что составляет 19 % от общего числа испытуемых, наблюдается средний уровень самооценки, когда учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности в выборе будущей профессии.

Таким образом, гипотеза о том, одной из основных особенностей юношеского возраста является формирование профессионального самоопределения личности, выдвинутая в начале исследования подтвердилась.

Теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения, а также результаты проведенного исследования позволяют сделать ряд выводов:

  • отношение к профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения;
  • большинство учащихся нашей школы выбирают профессию с учетом своих интересов, способностей, интеллекта;
  • у выпускников школы доминирующими являются внутренние, а не  внешние мотивы;
  • для более осознанного выбора профессии старшеклассников в школе необходимо проводить диагностику склонностей учащихся, личностных качеств, способностей и интересов, межличностных отношений, повышать самооценку.

                                               


Поделиться:

Сорняки

Воздух - музыкант

Снег своими руками

Учимся ткать миленький коврик

Солдатская шинель