• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Читательский портрет моего сверстника"

Опубликовано Фёдорова Наталья Александровна вкл 27.01.2016 - 5:40
Фёдорова Наталья Александровна
Автор: 
Распопова А.

Исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskiy_portret.docx16.66 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Усть-Наринзорская ООШ»

Доклад на тему:

«Читательский портрет моего сверстника»

Выполнила: ученица 6 класса

Распопова А.

Руководитель: учитель русского языка и литературы

Фёдорова Н.А.

2015г.

   Всем хорошо известно, чтение книг влияет на повышение грамотности знаний человека: они развивают и обогащают нашу речь, расширяют словарный запас. Дети, читая книги, на примерах образов литературных героев учатся тому, как вести себя в некоторых жизненных ситуациях. Они учатся понимать красоту, различать добро и зло, учатся разбираться в человеческих характерах.

  Почему же снижается интерес детей к чтению? Что интересно читать моим сверстникам и читают ли они вообще? Как возродить интерес школьников к литературе?

   Чтобы ответить на эти вопросы, я попыталась изучить читательские интересы учащихся своего класса.

   Актуальность поднятой мной проблемы подтверждают данные о состоянии читательской культуры младших школьников КСОШ №1, найденные мною в газете «Советское Забайкалье».

   Данные анкетирования показывают: 87% младших школьников любят читать книги, 13% - нет. При этом на вопрос «Как вы проводите свободное время?» лишь 24 человека ответили, что читают книги. Большинство: смотрят телевизор и играют в компьютерные игры.

   Эти цифры свидетельствуют о том, что современные школьники любят читать книги, но, по словам автора статьи, «большинство детей относятся к книге не как к «учебнику жизни», который помогает разобраться в вопросах добра и зла, а как к одному из средств информации или тренажёру для техники чтения». Также, анализируя данные анкет, мы видим: в наше время далеко не все ребята притрагиваются к книгам в свободное время, считая, что их вполне могут заменить телевидение и Интернет.

   Изучая данную тему, я преследовала определённую цель: выявить круг читательских интересов моих сверстников, составить читательское досье класса.

   Для достижения  данной цели ставятся и решаются следующие задачи:

1. Проанализировать отношение одноклассников к чтению художественной литературы.

2. Определить перечень художественных произведений, которые интересны моим сверстникам.

3. Составить перечень «Любимых книг моего класса».

4. Провести анкетирование.

5. Представить полученную информацию   одноклассникам в виде презентации

   В ходе работы я опиралась на методы  наблюдения с последующим анализом материала через анкетирование, устный опрос.

Состояние читательской культуры современных школьников

   Из газетной статьи «Советское Забайкалья» я узнала, что когда-то наша страна была самой читающей страной в мире. А в 2008 году «были обнародованы следующие данные: россияне перестали быть самой читающей нацией. Исследование показало, что больше всех сейчас читают индийцы, которые тратят на это занятие 11 часов в неделю. Мы пока входим в десятку самых читающих стран».

   Почему же так происходит? Возможно, это связано с тем, что в современном мире появилось огромное количество разнообразных источников информации, но книга, не смотря ни на что, находит место в жизни школьника.

Анализ анкетирования

   Какие же книги предпочитают читать мои сверстники? Шестиклассникам было предложено написать жанры произведений, которым они отдают предпочтение. Результаты свидетельствуют о том, что наибольшее предпочтение ученики отдают таким жанрам как фантастика – 58%, триллеры (ужастики) – 58% и стихотворения – 50%. И лишь 2 человека (16%) предпочитают познавательную литературу.

Самыми любимыми произведениями оказались следующие: рассказ И.С. Тургенева «Муму», повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», роман А.С. Пушкина «Дубровский», фантастические произведения Сергея Недоруба «Песочные часы» и «Тайна полтергейста».

   Таким образом, несмотря на увлечение ребят современными литературными жанрами, любимыми оказались произведения классической литературы.

   Своим любимым писателем учащиеся моего класса признали И.С. Тургенева – 5 человек (41%). Любимым поэтом стал А.С. Пушкин – 8 человек (66%).

На вопрос: «Как часто вы читаете книги не по школьной программе?» - ответы ребят разделились следующим образом: 7 человек (58%) читают книги ежедневно, 4 человека (33%) раз в неделю.  1 человек из класса (8%) читает книги не по школьной программе 1 раз в год.

Сколько же времени уделяют чтению мои сверстники и как часто они читают?

В среднем мои одноклассники уделяют чтению 2-3 часа в неделю, 30 минут в день.58% из них читают от 1 до 3 часов, 33% уделяют чтению менее 1 часа, 8% от 3 до 5 часов в неделю.

Ответы учащихся были неоднозначными и на вопрос: «С какой целью ты читаешь?» 50% опрошенных читают, потому что любят чтение, 33% делают это только к уроку литературы, 8% - по принуждению родителей.

Радует то, что познавательная роль чтения остаётся всё-таки главной. Это подтверждает ответ на вопрос: «Чтение для тебя – это…»: развлечение считают – 25%, помощь в учёбе – 16%, познание нового – 58%.

Заключение

   Таким образом, результат данного исследования выглядит следующим образом: в круге чтения шестиклассников присутствует как современная, так и классическая литература. Многие предпочитают проводить время за чтением стихотворных произведений. Однако среди книг, часто выбираемых одноклассниками, оказывается фантастика и триллеры. Познавательная литература большинству не интересна.

   В целом, ребята положительно относятся к чтению и осознают, что книга – это, в первую очередь, источник знаний. Тем не менее, ещё многое предстоит сделать, чтобы возродить любовь к чтению. Первым шагом к этому стала моя работа. Результаты анкетирования были представлены ребятам в виде презентации. Также, я планирую в этом учебном году выступить на родительском собрании и ознакомить родителей с читательским досье класса, рассказать о роли чтения. Но это лишь малая часть того, что нужно сделать для возрождения культуры чтения. Закончить свою работу мне бы хотелось словами известного философа Дени Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Список литературы

1.Читательский портрет младших школьников// Советское Забайкалье, 2013. (Газета)

2.Интернет-ресурсы

Анкета

«Читательские интересы»

1.Какие жанры литературы Вы предпочитаете?

2.Твоё любимое произведение (указать название и автора)

3.Твой любимый писатель?

4.Твой любимый поэт?

5.Как часто вы читаете книги не по школьной программе (ежедневно, раз в неделю, раз в месяц, раз в год).

6.Сколько времени в неделю уделяешь чтению?

- менее 1 часа

- от 1 до 3 часов

- от 3 до 5 часов

7. С какой целью ты читаешь?

              - люблю читать

              - заставляют родители

              - нужно читать к уроку литературы

              - больше нечем заняться

              - не люблю читать

 8. Чтение для тебя – это…

              - развлечение

              - познание нового

              - помощь в учёбе

              - другое (указать)


Поделиться:

Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"

"Не жалею, не зову, не плачу…"

"Разделите так, как делили работу..."

Пока бьют часы

Злая мать и добрая тётя