• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Презентации по предмету: История костюма - Маслихина Анна

Опубликовано Лебедева Надежда Олеговна вкл 28.01.2016 - 12:47
Лебедева Надежда Олеговна
Автор: 
Маслихина Анна

Русский народный женский костюм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_kostyum.pptx836.46 КБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский народный женский костюм Автор: Маслихина Анна Студентка ПЛПМ Группа 01

Слайд 2

Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества .

Слайд 3

Традиционный костюм, распространенный на огромной территории расселения русского народа, был достаточно разнообразен. Этнографы выделяют четыре комплекса женской одежды на территории России: - с понёвой, - с сарафаном, - с юбкой-андараком , - с кубельком . Первые два комплекса были основными, бытовали они на большинстве территорий Европейской и Азиатской России. Комплексы же с андараком и кубельком имели ограниченное распространение.

Слайд 4

Условия исторического развития начиная с XII — XIII вв. определили наиболее характерное разделение форм русского костюма на северный и южный. В XIII — XV вв. северные области (Архангельская,Владимирская,Новгородская,Псковская,Карельская,СанктПетербургская,Великий Устюг) в отличие от южных не были разорены набегами кочевников. Здесь интенсивно развивались художественные ремесла,процветала внешняя торговля.

Слайд 5

Северный русский костюм Начиная с XVIII в. Север оказался в стороне от развивающихся промыш-ленных центров и поэтому сохранил целостность народного быта и культуры. Именно поэтому в русском костюме Севера национальные черты находят свое глубокое отражение и не испытывают иноземных влияний.

Слайд 6

Основные детали северного костюма-рубаха , сарафан, кокошник.

Слайд 7

Термин«Сарафан»появился в первой половине 14 века. В переводе с иранского с « сарапа »- означает «с головы до ног». Сарафан-цельнокроенное расклешенное платье без рукавов или длинная юбка, закрывающая грудь, с цельнокроенными или отрезными лямками. Часто название исходило от вида полотна, из которого шили сарафаны: сукман , пестрядильник , кумашник , атласник , штофник , кашемирник .

Слайд 8

Традиционные типы сарафанов: Косоклинный туникообразный сарафан без шва посередине; Косоклинный распашной со швом или застежкой посередине переда; Прямой сарафан на лямках из 4-6 и более полотен Прямой отрезной сарафан на лифе.

Слайд 9

Сарафан прямой Прямые сарафаны из пестряди и набойки носили девушки в начале 18 века. Широкое распространение прямые сарафаны получили в конце 19 века в связи с производством ситца. Крой сарафана был очень простым и быстро распространился в Санкт-Петербургской, Ивановской и Московской областях. Прямой сарафан шили из 5-6 прямых полотен на узких лямках. Верхний срез сарафана закладывался в мелкие складочки или собирался в сборку. Сбоку делали застежку на пуговку. Низ сарафанов и лямки часто отделывали лентами, тесьмой.

Слайд 10

Косоклинный туникообразный глухой сарафан Сарафан известен с 14 века. Вначале его шили соткидными рукавами и очень широкими проймами. Такие сарафаны-шушуны были характерны для Новгородской, Псковской и Олонецкой губерний. Шили сарафаны из гладкокрашеных шерстяных и полушерстяных тканей.Обычно их носили с рубахой-долгорукавкой . В основе кроя-перегнутое полотно ткани с притачиванием к нему скошенных или долевых клиньев. К концу 17 века такой тип сарафана из неокрашенного или синего холста носили только старухи Такой крой использовали и в смертной одежде

Слайд 11

Сарафан косоклинный Распашной Особенность кроя сарафана- наличие спереди двух полотен со швом или застежкой посередине. Часто это была фальшивая застежка, т.е ее имитация, но пуговицы пришивали почти до низа изделия. Вторая особенность-наличие косых полотен, притачанных к средним полотнищам по долевой нити. Сарафаны были очень широкими и по боковым швам часто сходились ёлочкой. Лямки были притачные и не очень широкие.Богатые крестьяне шили сарафаны из привозных шёлковых тканей. Украшались узорными лентами, шнурами, позументом и т.д.

Слайд 12

Южный русский костюм Южный русский костюм (Рязань, Тула, Тамбов, Воронеж, Пенза, Орел,Брянск Курск, Калуга и др.) гораздо более разнообразен по формам одежды.

Слайд 13

Южный русский костюм Многократные пере-селения жителей из-за набегов кочевников, а затем в период образования Московского государства, влияние соседних народов (украинцев, белорусов, народов Поволжья) обусловили более частую смену форм одежды и многообразие ее видов.Основные элементы южного костюма-рубаха , юбка-понева и кичка

Слайд 14

Понёва Понёва-древнейший вид одежды, характерный для южных губерний России. Понёву шили из шерстяной клетчатой домотканины синего или чёрного цвета, в некоторых губерниях использовали красный цвет(Рязань). По способу ношения понёвы, размеру клеток можно было определить, из какого района или деревни женщина. Понёвы существовали двух типов-понёва распашная и понёва с прошвой.

Слайд 15

Понёва распашная Распашную понёву шили из 3-х полотен. В распашной поневе полы спереди расходились, и была видна рубаха, которая тщательно украшалась.

Слайд 16

Распашная понёва-наиболее древний вид одежды. Понёва является прабабушкой современной юбки.

Слайд 17

Понёва с прошвой В понёву с прошвой вставляли четвертое полотно другого цвета (чаще синего).Такая понёва получила распространение в Курской, Воронежской, Смоленской и других губерниях

Слайд 18

Женский костюм содержит много символики: так женский головной убор в виде рога (одного, двух или трех) несет в себе символ плодородия - плодовитость животных. Пояс разделяет фигуру на верх и низ, верх символизирует землю и небо, голова - солнце, божество (выделялась красным цветом); низ - вода, подземные источники. Цветовая гамма народных костюмов была символичной: красный цвет символизировал солнце, огонь, а также союз красного солнца с землёй. Землю вышивали чёрными нитями. На выбор цвета оказывала влияние не только символика. Ткани в прошлом окрашивались только растительными красками, а красный цвет добывали из сорняка марены, росшего в каждом огороде. В русском костюме можно увидеть также белый, жёлтый, синий, зелёный, реже розовый цвет.

Слайд 19

Русский народный костюм Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, празд-ничная , свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.

Слайд 20

Основу коллекций этнографических музеев, как правило, составляет костюм конца XVIII - XX вв.

Слайд 21

Народное искусство художественными средствами воплотило прекрасный образ в женском народном костюме. Такие художники, как А.Венецианов, В.Вас-нецов , М.Шибанов, М.Врубель, Б.Кусто-диев , И.Билибин , Ф.Ма-лявин , В.Серебрякова, В.Маковский помогли нам увидеть русский костюм не на манекенах, а в жизни, в празднике и в сказке.

Поделиться:

Чья проталина?

Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")

Ломтик арбуза. Рисуем акварелью

Самый главный и трудный вопрос

Госпожа Метелица