• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Исследование старинных тувинских мер длины в соотношении со старинными русскими измерениями длины»

Опубликовано Монгуш Лариса Михайловна вкл 30.01.2016 - 13:01
Монгуш Лариса Михайловна
Автор: 
Доржукай Аржаана Кызыл-ооловна

Современная молодежь, т.е. мы, при измерении предметов пользуемся линейкой, сантиметровой лентой, различными рулетками. А как же измерить площадь участка, длину ленты или ткани, если нет под рукой линеек, сантиметровых лент? Как в древности измеряли  наши предки, тувинцы, и есть ли что-нибудь общее между старинными русскими мерами  относительно данных математических величин – главная проблема  нашего исследования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_doklad.pptx1.18 МБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Исследование старинных тувинских мер длины в соотношении с о старинными русскими измерениями длины» Исследовательская работа Доржукай Аржааны Кызыл-ооловны , ученицы 11 класса МБОУ «Гимназия г.Шагонар » Улуг-Хемского кожууна Руководитель: Монгуш Лариса Михайловна, учитель математики 1 категории

Слайд 2

Выбранная тема очень актуальна сегодня и как объект исследования представляет огромный интерес, потому что наряду с современными технологиями и возможностями мы можем забыть истоки – с чего же все начиналось. Современная молодежь, т.е. мы, при измерении предметов пользуемся линейкой, сантиметровой лентой, различными рулетками. А как же измерить площадь участка, длину ленты или ткани, если нет под рукой линеек, сантиметровых лент? Как в древности измеряли наши предки, тувинцы, и есть ли что-нибудь общее между старинными русскими мерами относительно данных математических величин – главная проблема нашего исследования.

Слайд 3

тема моей исследовательской работы Из данной проблемы определилась тема моей исследовательской работы «Исследование старинных тувинских мер длины в соотношении со старинными русскими измерениями длины». Изучая литературу по данной теме я нашла несколько работ: «Тыва чоннун бурунгу ужурлары » Монгуш К-Л.Б, Кызыл: 1993 Брошюра А.М. Байыр «Тыва хемчээлдер », Кызыл-Мажалык, 1993 г. Исследовательская работа «Старинные тувинские меры» Донгак Чолдуг Николаевича, ученика школы-интерната.

Слайд 4

В данных работах рассматриваются тувинские меры длины: 1 илиг = 2 см, карыш = 25 см и т.д. А как же они переводятся на русский язык? С какими старинными русскими мерами длины они совпадают? И я решила провести исследовательскую работу по данной теме.

Слайд 5

Цель исследования раскрытие обозначения старинных тувинских и русских мер длины в современном соотношении и исследование их общности. Задачи исследования : обратиться к первоисточникам, словарям и попытаться раскрыть первоначальное значение данных мер сравнить тувинские меры с русскими мерами длины провести анкетирование

Слайд 6

Объект исследования : старинные тувинские и русские меры длины Предмет исследования : соотношения между старинными тувинскими и русскими мерами длины. Данную работу можно использовать при проведении классных часов, на уроках математики при изучении темы «Отрезок. Длина отрезка»(5 класс), на уроках истории, литературы, технологии.

Слайд 7

Старинные тувинские меры длины 1илиг=2 см 2илиг=4 см мычак=3 см мугур с ɵɵ м =20 см карыш=25 см узун с ɵɵ м =22 см кулаш=180-190 см чартык кулаш=90-95 см базым=71 см

Слайд 8

Иллюстрация старорусских мер длины

Слайд 9

Анкета 1. Знакомы ли Вам старинные меры длины: дюйм, локоть, пядь, сажень, карыш , кулаш , илиг , сɵɵм? 2.Знаете ли Вы приблизительное значение этих мер в современной системе измерений?

Слайд 10

Результаты анкетирования учащихся 5-8 классов

Слайд 11

Результаты анкетирования учащихся 9-11 классов

Слайд 12

Результаты анкетирования учителей гимназии

Слайд 13

Процентное соотношение результатов анкетирования

Слайд 15

вывод: учащиеся и учителя гимназии больше осведомлены о старинных русских мерах длины чем о тувинских . большинство опрошенных респондентов не знают значений старинных русских и тувинских мер в современной системе измерений Причем была выявлена закономерность, что чем старше опрашиваемый человек, тем больше он осведомлен о старинных тувинских и русских мерах.

Слайд 16

Результаты эксперимента № Измеряемый Пол возраст Илиг (см) Мычак (см) Мугур сɵɵм (см) Узун сɵɵм (см) Карыш (см) Чартык кулаш (см) Кулаш (см) 1 Доржукай Аржаана , я ж 17 1,5 2,3 12 16 19 85 170 2 Монгуш-оол Орлан Кызыл-оолович , дядя м 40 2,2 3 15 21 23 95 190 3 Байлакай Ангыр Кыргысовна , тетя ж 39 1,8 2,8 12,5 15 18 90 180 4 Канчин Эчис , ученик 9 класса м 15 2 3 14,5 19 21 85 170 5 Монгуш Хулер , ученик 11 класса м 17 1,5 2,5 13 17,5 19,5 80 160 6 Шыгжаа Сайдаш , ученица 11 класс ж 17 1,5 2,3 13 16,5 19 75 150 7 Лопсан-Комбу Чаян, ученик 8 класса м 14 2 2,5 14,5 18 19 85 170 8 Дамдын Аюш , ученик 5 класса м 10 1,3 2 11,5 14 16,5 60 120 9 Намчак-оол Ай-Кат , ученица 5 класса ж 11 1,3 2 10,5 14 16 55 110

Слайд 17

№ Измеряемый Пол возраст Илиг (см) Мычак (см) Мугур сɵɵм (см) Узун сɵɵм (см) Карыш (см) Чартык кулаш (см) Кулаш (см) 10 Маргыы Айраана, ученица 9 класса ж 14 1,5 2,5 12,5 15,5 17,5 85 170 11 Ховалыг Николай Одекпенович, учитель физической культуры м 55 2,2 3 15,5 21,5 24 100 200 12 Байкара Кристина Александровна, учитель английского языка ж 40 2 2,5 14 18 20 95 190 13 Байлакай Айлана Васильевна, учитель физики ж 25 1,8 2,5 12 16 19 85 170 14 Опай-оол Байлак Маннай-оолович, учитель ОБЖ м 25 2 2,5 14 16 20 90 180 15 Монгуш Лариса Михайловна, учитель математики ж 31 1,8 2,5 13 17 19 90 180 Среднее значение 25 2 3 13 17 20 80 180

Слайд 18

Соотношение тувинских и русских мер Тувинская мера Измерения в см Русская мера Измерения в см 1 илиг ширина указательного пальца 2 Перст ширина указательного пальца 2 Мычак толщина указательного пальца 3 Дюйм длина фаланги большого пальца 2,5 Карыш расстояние между концами расставленных большого и среднего пальцев 20 Великая пядь расстоянию между концами большого пальца и мизинца 23 Узун сɵɵм расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев 17 Малая пядь расстоянием между концами растянутых большого и указательного пальцев 19

Слайд 19

Тувинская мер а Измерения в см Русская мера Измерения в см Мугур сɵɵм длина между вытянутым большим и согнутым указательным пальцами 13 Кулаш длина между вытянутыми горизонтально (на уровне плеч) руками 180-190 Маховая сажень длина между вытянутыми горизонтально (на уровне плеч) руками 176 Кыры дурту или дугай расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки 40-45 Локоть расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки 45 Чартык кулаш расстояние от грудной кости человека до конца вытянутой горизонтально руки ) 80-90 Аршин длине руки – от основания плеча до кончика вытянутого среднего пальца. 71 Базым длину широкого шага 60-70 Шаг длина широкого шага 72 Соотношение русских и тувинских мер

Слайд 20

Вывод: Между старинными тувинскими мерами длины есть общее с мерами русскими Каждой старинной тувинской, русской мерам можно определить приблизительное значение в современной системе измерений.

Слайд 21

В заключении Подводя итог работы, я пришла к выводу о большой ее значимости, поскольку знать и понимать, как появились меры, как изменялись, что несли народам и как влияли на их жизнь - это интересно и сегодня. Большинство старых мер забыто, вышло из употребления, но они хоть используются редко, все же, применяются в современной жизни, например, сажень используется до сих пор в сельском хозяйстве, кулаш при измерении ткани в бытовых условиях.

Слайд 22

История мер – это история торговли, ремесел, сельского хозяйства и строительства каждого народа, а в конечном итоге – это часть истории всего человечества. Сведения из истории мер длины раскрывают связь математики с жизнью. Они показывают, что единицы измерения люди не придумали, а принимали вначале в качестве мер части своего тела, которые постепенно превращались в общепринятые образцы.

Слайд 23

На последок…. Можете верить или не верить, Но всё на свете можно измерить: Время помогут измерить часы, Размеры – линейка, тяжесть – весы. Есть масса приборов – для измеренья Скорости, шума, объёма, давленья. Море измерит до дна эхолот, Температуру – градусник. И – при желании – каждый найдёт Величину своей радости… Вы думаете, это – бред? А мы откроем секрет: Простой линейкой – без ошибки – Измерьте ширину улыбки!

Слайд 24

Спасибо за внимание!

Поделиться:

А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?

Компас своими руками

Браво, Феликс!

Под парусами

Учимся ткать миленький коврик