Изучение истории создания скульптуры «Девочка – грибница», знакомство с технологией каслинского литья, изучение «легенды усадьбы Золино».
Вложение | Размер |
---|---|
mou_sosh_no16_tarasova.docx | 758.65 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ДЕНЬ НАУКИ» | |
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ | |
ТЕМА: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СКУЛЬПТУРЫ «ДЕВОЧКА – ГРИБНИЦА» | |
Выполнила Тарасова Анастасия Сергеевна Класс: 5 «а» | |
Научный руководитель НЕКРАСОВА ЕЛЕНА БОРИСОВНА Должность: учитель географии | |
г. Клин, 2016 г. |
Содержание
Введение………………………………………………………стр.3
«Грибницы»………………………………………………….стр. 4
и электронных ресурсов……………………………………стр.12
Введение
Клин – мой родной город. Здесь родились мои родители, бабушки и дедушки. В нашем городе есть много памятников архитектуры, исторических зданий. У Торговых рядов есть одно уникальное место – небольшой сквер, в центре которого находится фонтан «Девочка-грибница». Клинчане называют его «Клинская Аленушка».
Экскурсия в Клинский краеведческий музей, организованная на осенних каникулах нашим классным руководителем, для меня оказалась очень полезной. Я узнала много интересного, нового. Произведение скульптуры «Девочки-грибницы» очень поразило меня. Такая маленькая, красивая девочка - скульптура с интересной судьбой.
В этом учебном году я стала посещать занятия по внеурочной деятельности по краеведению. Мы знакомились с историей Клинского района. На одном из занятий мы говорили об интересных местах нашего города, и я опять вспомнила о «Девочке – грибнице».
Я изучила различные краеведческие материалы, воспользовалась интернет-ресурсами, воспоминаниями своих родных.
Цель моей научно-исследовательской работы – знакомство с разными источниками информации и обобщение полученных знаний.
Задачей исследования стало изучение истории создания скульптуры «Девочка – грибница», знакомство с технологией каслинского литья, изучение «легенды усадьбы Золино».
1.Скульптор Ф.Ф. Каменский и рождение «Грибницы»
Федор Федорович Каменский – великий русский скульптор. Он родился 2 августа1836 года в селе Лесное под Санкт – Петербургом. Скончался – 26 августа 1913 года далеко от родины – в штате Флорида в США. Родился Ф.Ф. Каменский в семье администратора Санкт-Петербургского лесного и межевого института. Все его детство было связано с лесом.
В 1852—1860 годах учился в Императорской Академии художеств у Николая Пименова, Петра Клодтаи Фиделио Бруни. В академии получил золотую медаль. В 1863 году академия послала Каменского учиться в Италию, где он пробыл до 1869 года.
Вернувшись на родину после долгой творческой командировки в Италию, он привёз оттуда новые работы. В Италии Ф.Ф. Каменский познакомился с прекрасной девушкой – 19летней Екатериной Есимонтовской. В 1869 году они вместе возвращаются в Россию, где потом поженились[6].
В 1870 году Каменский вновь на три года отправился во Флоренцию. В те годы во Флоренции постоянно жила великая княгиня Мария Николаевна, дочь Николая I, президент Императорской Академии художеств. Однажды она была в мастерской Каменского. Княгиня обратила внимание на эскиз «Грибницы». Он ей так понравился, что она и заказала скульптору изваять скульптуру.
Появление на свет перед народом «Девочки-грибницы» произошло 17 (29) ноября 1871 года в Санкт-Петербурге. В этот день в Императорской Академии художеств открылась первая выставка Товарищества передвижных художественных выставок. Это была самая большая художественная новость в России. Всего было выставлено 46 произведений живописи. Только одна скульптура – «Грибница» Фёдора Каменского, которая тогда получила название «По грибы». Знаменитый критик Стасов в статье о выставке передвижников так написал о произведении скульптора: «Для полноты отчёта следует упомянуть ещё о гипсовой статуе г. Каменского «По грибы». Тут представлена маленькая русская девочка, которая поставила наземь свой кузовок набранных грибов и, вероятно замочив низ сарафанчика, переходя вброд, выжимает из закрученного подола воду. Головка не лишена грации и русской типичности»[6].
Первое исполнение скульптуры было выполнено в гипсовом исполнении.
В 1893 году Ф.Ф. Каменский становится руководителем художественного отдела русского павильона на Всемирной выставке в Чикаго. Примерно в этот период он приехал в Россию и договорился об отливке «Грибницы» на Каслинском заводе. Было отлито несколько чугунных копий: одна копия поступила в усадьбу Золино, а другая попала на Всероссийскую художественно-промышленную выставку 1896 года в Нижнем Новгороде. Долгие годы она украшала вход в ажурный чугунный павильон Каслинского завода.
В 1900 году на Всемирной выставке в Париже павильон каслинского литья произвел настоящую сенсацию. Скульптура «Грибницы» поразила сердца парижан. На выставке ей присудили Большую серебряную медаль[9].
Скульптуре «Девочка-грибница» уже более 145 лет.
2.Уникальность «Каслинского литья».
Скульптура Ф.Ф.Каменского «Девочка-грибница» работа каслинских мастеров-литейщиков. На свет эта скульптура появилась на Урале. В 1830-1840 годах появилось фигурное чугунное литье на Каслинском заводе. Из ремесла в искусство чугунное литье превратилось в 70-х годах XIX века.
Технология изготовления каслинского литья имеет свою историю и особенности. В Каслях используют земляную формовку в кусках. Гипсовую или металлическую модель скульптуры укладывают в ящик со специальной смесью, состоящей на три четверти из песка и на одну из глины. Смесь эта носит название «земля». Ящик вместе с землей разрезают на две части, извлекают модель и, соединив обе части ящика вместе, заливают пространство, где была модель скульптуры. Остывший металл образует отливки скульптурной модели. Такой способ формовки позволяет отливать самую сложную скульптуру. От литейщиков требуется умение составить формовочную смесь, обладающую пластичностью и податливостью, а также прочностью. На этом процесс работы над скульптурой еще не заканчивается. Художественная ценность литой скульптуры проявится только после обработки ее мастером вручную. Каслинские отливки обладали художественными и пластическими качествами. Это объясняется следующими факторами. Высоким качеством чугуна, способного выявить и передать мельчайшие детали; особенностям лепки скульптурного оригинала. Особое неповторимое природное качество формовочных каслинских песков –так же немаловажный фактор успеха. И третьим условием стало неповторимое мастерство каслинских умельцев, превративших тяжелый чугун в тончайший, как черный воск, пластический материал.
В 1978 году «Каслинский чугунный павильон» по решению ЮНЕСКО был отнесен к уникальным художественным памятникам мирового значения. В том же музее в настоящее время в одном из залов находится и жанровая композиция «Девочки-грибницы» по мраморной скульптуре Ф.Ф. Каменского, показанной в Санкт-Петербурге на первой выставке передвижников.
«Работа – она штука долговекая, человек умрет, а дело его останется», – писал Бажов о каслинских мастерах. Работа мастеров каслинского завода продолжает радовать нас в скульптуре «Девочки-грибницы», которая стала визитной карточкой нашего города[8].
3.Усадьба Золино.
Деревня Золино расположена всего в 12 километрах от города Клин, а старинная усадьба находится в 500 метрах от деревни[4]. Место для строительства усадьбы ее основатели выбрали очень удачно - на возвышенности, над прудом. В ближайших окрестностях очень мало деревень. Каждый элемент усадебного комплекса был тщательно продуман и учитывал особенности местного рельефа.
Старинная усадьба Золино основана в 18 веке. Она была связана с жизнью и деятельностью князей Пожарских. С 1715 года усадьба принадлежала генерал - поручику Сергею Алексеевичу Всеволожскому. Вскоре усадьбу приобрел бригадир Петр Николаевич Алмазов. Последним владельцем усадьбы Золино был известный золотопромышленник Дмитрий Алексеевич Чернядев. Он был хорошим знатоком промышленного производства, увлекался археологией. Золино служило ему летней резиденцией для приема гостей, отдыха и охоты[2].
Главный дом усадьбы был построен в 1738 году. Колонны дома были отлиты из чугуна промышленного производства. Перед домом находилась парадная часть парка – здесь были красивые газоны, клумбы с цветами, разные произведения искусства, в том числе и знаменитые скульптуры «девочка-грибница» и «Пастушок». В парке были два больших пруда. В 1880 году в усадьбе произошел сильный пожар. Сгорело жилое здание управляющего усадьбы.
С 1936 по 1941 год в Золино был дом отдыха рабочих фабрики «Клинволокно». Во время Великой Отечественной войны в усадьбе размещался госпиталь. После окончания войны и эвакуации госпиталя в здании усадьбы была открыта неврологическая лечебница[5]. В течение многих лет здание приходило в упадок, постепенно разрушалось и долгие годы находилось в запустении. В начале 2000-х годов все остатки усадебных построек были снесены, территория очищена.
Сегодня на территории бывшей усадьбы Золино сохранились вековые дубы, старые липы, лужайки. Усадебный парк сейчас восстановлен: произведена санитарная чистка леса, «подлечены» старые деревья, очищены пруды. К территории бывшей усадьбы ведет аллея из стройных березок и плакучих ив.
4.Легенда усадьбы Золино.
Существует много разных легенд о появлении образа скульптуры «Девочки-грибницы».
Прообразом скульптуры стала обыкновенная маленькая девочка. Точно не известно, кто была эта девочка. По одним преданиям – простая деревенская девчушка, любившая собирать грибы. По другим – дочкой владельца усадьбы Дмитрия Алексеевича Чернядева, которая ушла в лес по грибы и не вернулась. В память о дочке он заказал у своего друга Ф.Ф.Каменского изваять скульптуру маленькой грибницы.
Я хочу рассказать самую известную легенду.
Эта история произошла в жаркий летний день.
Как-то раз одна деревенская девочка пошла в лес по грибы. Увлекшись сбором грибов, она не заметила, как оказалась далеко от дома. Вдруг налетел сильный ветер, и разразилась страшная гроза. Девочка успела спрятаться под ветками огромной ели. У владельца имения был сын. После грозы юноша пошёл в лес прогуляться вместе с охотничьей собакой. Убежав от своего хозяина глубоко в чащу, собака стала сильно лаять. Молодой человек, приподняв ветку ели, нашел маленькую промокшую девочку с корзиночкой грибов.
Девочку привели в господский дом, её напоили горячим чаем, а затем, проводили в родную деревню. В это время у хозяина имения гостил известный скульптор. Увидев маленькую грибницу, выжимавшую подол платья, Чернядев попросил своего друга создать скульптуру девочки. Через некоторое время в парке усадьбы Золино появились две чугунные скульптуры: «Девочка-грибница» и «Мальчик-пастушок». После революции «мальчик-пастушок» исчез, а «Девочка – грибница» оказалась на дне одного из прудов[7]. Как она там оказалась никому не известно. Старожилы предполагают, что ее специально спрятали на дне пруда. Только в 1935 году «Девочка-грибница» вновь была представлена людям. Ее перевезли в Клин и установили в центре города в сквере, у Торговых рядов. В 1990-годы скульптуру несколько раз хотели украсть. Тогда её поместили в краеведческий музей, а в сквере установили бронзовую копию.
5.Современная «Девочка-грибница».
«Клинская Аленушка» - так многие клинчане называют скульптуру. Она является «Визитной карточкой» нашего города. Многие клинчане помнят фигурку девочки, утопающей в море цветов. Сама скульптура была выполнена в цвете. Девочка была одета в яркий сарафан, цветную сорочку. Русые волосы собраны в косу . У ног девочки лукошко с грибочками, шляпки которых окрашены в разные цвета. На лукошко наброшен платочек.
Сейчас «Девочка-грибница» представлена в новом исполнении – чугунном, стоящей в центре фонтана.
22 декабря скульптуру «Девочка-грибница» демонтировали для реставрации. При закрытии фонтана на зиму у знаменитой скульптуры обнаружилась трещина. «Девочку-грибницу» клинчане увидят только весной, но зато обновленной.
28 декабря, в сквере торговых рядов на Советской площади на месте скульптуры «Девочка-грибница» появился воздушный световой арт - объект в виде елки. Уже к вечеру она засияла и преобразила старый центр Клина, создав новогоднее настроение его жителям[10].
Заключение
Таким образом, моя научно – исследовательская работа содержит собранную из различных источников информацию, связанную с историей создания скульптуры «Девочка – грибница».
Я постаралась найти, прочитать, проанализировать разные источники информации по этой теме. На основе полученных сведений я обобщила полученные данные, свела их в единую работу.
Моя работа может использоваться на занятиях внеурочной деятельности по краеведению по курсу «История Клинского района».
Библиографический список использованной литературы и электронных ресурсов.
Приложение
«Девочка-грибница» в конце 90-х годов
(лето, 2015 год)
Груз обид
Калитка в сад
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Разноцветное дерево
Три загадки Солнца