• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Система ЕГЭ: плюсы и минусы

Опубликовано Мучкин Павел Петрович вкл 14.02.2016 - 18:51
Мучкин Павел Петрович
Автор: 
Дмитриева Антонина

Тема работы «Система ЕГЭ: плюсы и минусы». Работа по данной теме в наше время актуальна. Прежде, чем приступить к выполнению данной работы  Антонина     познакомилась с некоторыми правовыми документами

(Законом об образовании, Правилами и процедурой проведения ЕГЭ, Конституция РФ).

       В своей работе Антонина пытается отразить своё понимание, видение и отношение к ЕГЭ. В работе отражены основные цели и задачи ЕГЭ. И что очень важно подробно описаны достоинства и недостатки такой формы сдачи экзаменов выпускниками школы. Свои выводы она подтверждает фактами мини-исследования, опроса. Работа изложена в доступной о понятной форме.

      Материалы и выводы творческой работы могут быть использованы на уроках обществознания, на школьных родительских собраниях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_ege-plyusy_i_minusy.docx268.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Порецкая средняя общеобразовательная школа

143263  Московская область, Можайский район,

с.Поречье, ул.Гагарина, д.25

сайт – http://mnshpor.edumsko.ru

телефон – 8(496)38-43-181

факс – 8(496)38-43-181

Директор школы - Гаманова Надежда Александровна

C:\Users\ТОНЯ\Pictures\Aozrs326Zpg.jpg

Дмитриева Антонина Валерьевна, 10 класс

        Контактный телефон: 8(915)111-03-79

        Электронный адрес: ms.dmitrieva2010@mail.ru

Тема работы: «Система ЕГЭ: плюсы и минусы»

Руководитель: Мучкин Павел Петрович, учитель географии, 8(916)445-29-01,

muchkin-pavel@rambler.ru

2016год

Рецензия

на творческую работу  ученицы 10-го класса Дмитриевой Антонины Валерьевны  МОУ Порецкая СОШ Можайского муниципального района Московской области.

Руководитель  Мучкин Павел Петрович.

        Тема работы «Система ЕГЭ: плюсы и минусы». Работа по данной теме в наше время актуальна. Прежде, чем приступить к выполнению данной работы  Антонина     познакомилась с некоторыми правовыми документами

(Законом об образовании, Правилами и процедурой проведения ЕГЭ, Конституция РФ).

       В своей работе Антонина пытается отразить своё понимание, видение и отношение к ЕГЭ. В работе отражены основные цели и задачи ЕГЭ. И что очень важно подробно описаны достоинства и недостатки такой формы сдачи экзаменов выпускниками школы. Свои выводы она подтверждает фактами мини-исследования, опроса. Работа изложена в доступной о понятной форме.

      Материалы и выводы творческой работы могут быть использованы на уроках обществознания, на школьных родительских собраниях.

Содержание работы

  1. Введение ……………………………………………………………….4
  2. Плюсы ЕГЭ …………………………………………………………….5
  3. Минусы ЕГЭ ……………………………………………………………9
  4. Выводы …………………………………………………………………10
  5. Список использованной литературы …………………………………12

Введение

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА).

При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания.

ЕГЭ проводится письменно на русском языке (за исключением раздела «Говорения» в ЕГЭ по иностранным языкам).

Для проведения ЕГЭ на территории Российской Федерации и за ее пределами предусматривается единое расписание экзаменов.

На территории Российской Федерации ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (ОИВ).

За пределами территории Российской Федерации ЕГЭ проводится Рособрнадзором совместно с учредителями российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию и реализующих основные образовательные программы среднего общего образования, и загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения.

Плюсы ЕГЭ

Итак, на данный момент сдача ЕГЭ является обязательной по всей территории страны. Рассмотрим плюсы и минусы этого явления.

Первым плюсом введения ЕГЭ лично я считаю возможность подавать документы в большое количество ВУЗов одновременно. Ведь во времена экзаменов «по билетам» документы можно было подать исключительно в один ВУЗ, а далеко не у каждого ученика к концу 11 класса формируется четкое понимание того, что ему нужно и чем он собирается заниматься в жизни.И к тому же, если с первого раза не поступишь, то придется дожидаться следующего года. Я лично сейчас на пороге одиннадцатого класса и все еще не определилась с выбором специальности, по которой хотела бы продолжить учиться. Так же и многие мои одноклассники в большинстве своем совершенно не представляют, куда они собираются поступать.

При этом вариантов у нас огромное множество, и многие настолько различны, если не сказать, противоположны по специализациям, что сделать выбор самостоятельно очень сложно. Конечно, многим ребятам в этом помогают родители, ставя перед своими детьми условия выбора своей будущей специальности. Но не всем так везет. Мои родители ничем меня не ограничивают, я могу выбрать любой ВУЗ по своему усмотрению, но не знаю хорошо ли это, ведь мне бы стоило давно определиться с выбором, но я этого так и не могу сделать.

С другой стороны, возможно из-за введения системы ЕГЭ и появилась такая ситуация неопределенности у выпускников. Насколько я знаю, экзамены, которые были до принятия системы ЕГЭ, были обязательны по очень большому количеству предметов, и ученик, сдавая их все, понимал для себя, что ему нравится, а что нет.

Вторым немаловажным плюсом для меня является то, что не нужно сдавать множество предметов. Только два обязательных и один-два по выбору. Это, конечно, значительно снимает нагрузку с учащихся в старших классах. Появляется много свободного времени, так как подготовке к обязательным предметам уже не нужно уделять много внимания ( на них наш класс, по крайней мере натаскали еще в перед ГИА), а к одному или даже к двум дополнительным предметам подготовиться не составит особого труда.

Но не стоит забывать о том, что школа в первую очередь должна воспитать разностороннюю, образованную личность в каждом из своих подопечных. А это значит, что отсутствие большого количества экзаменов в данном случае автоматически становится минусом. Ведь мы расслабляемся и все свои силы уводим на то, чтобы сдать эти два-три экзамена и перестаем обращать свое внимание на другие, не менее важные предметы. Знания становятся более узконаправленными и поверхностными, ученики теряют свое широкомыслее и перестают разбираться в необходимых в жизни вещах, снижается общий уровень образованности населения.

        Следующим большим плюсом ЕГЭ является отсутствие необходимости сдавать дополнительные вступительные экзамены в ВУЗах. Таким образом, существенно снизилась психологическая нагрузка на учеников: экзамен нужно сдавать только один раз. При этом умственные нагрузки тоже снизились, ведь готовиться нужно только к однократной сдаче экзамена.

Однако и у этого момента есть свой «антагонист». Ведь вступительные экзамены в ВУЗах дополнительно проверяли уровень знаний для дальнейшего обучения. Преподаватели проверяли в первую очередь, насколько подходит им данный, конкретный ученик для обучения у себя, насколько он подготовлен для учебы в ВУЗе.Плюс ко всему эти дополнительные экзамены не давали расслабиться, готовили ученика к тому, что его ждет за дверью высшего учебного заведения.Сейчас же сложилась такая ситуация, что выпускной экзамен в школе и подготовка к нему никаким образом не готовит учащихся к дальнейшему обучению. Ведь даже при существовании системы выпускных и вступительных экзаменов между школой и ВУЗом вырастала огромная пропасть, а с появлением ЕГЭ она постепенно расширяется и расширяется. По сути, попадая в институт, абитуриент находится в растерянности: вся система обучения здесь совершенно ничем не напоминает то, что он уже видел в школе.  И положение его усугубляется еще и тем, что никто его не готовил к этому и сам он тоже не имел возможности подготовиться.

А с другой стороны, конечно, мне очень сложно говорить о снижении психологической нагрузки с появлением ЕГЭ. Всех нас чуть ли не с начальной школы начинают запугивать «страшными» экзаменами. Камеры, металлоискатели, люди с оружием у входов в школы, где будет проходить ЕГЭ, все это уже не шутки, а действительная реальность и многие её очень боятся. Можно так же упомянуть о случаях суицида в связи с боязнью или плохой сдачей ЕГЭ.

Для многих, так же как и для меня, еще одним плюсом введения системы ЕГЭ является, если не уничтожение коррупции вовсе, то хотя бы ее снижение. Да, конечно, есть мнения, что вся коррупция просто переехала из ВУЗов в школы, но все же это не такое масштабное явление, как раньше.

И последнее, что я считаю действительно большим и неоспоримым плюсом системы ЕГЭ – это отсутствие человеческого фактора. Любой учитель в первую очередь – человек. А любому человеку свойственно иметь привязанности и неприязни. Это в свою очередь означает, что не смотря на всю непредвзятость преподавателей, любой из них, хоть и на подсознательном уровне, будет стремиться помочь своим любимчикам и наоборот «завалить» тех, кто им не нравиться. Другая сторона: человеку так же свойственно ошибаться. Даже учитель, знающий свой предмет на очень высоком уровне, может не заметить, пропустить, ослышаться и так далее.  И следовательно снизить оценку сдающему или наоборот завысить её.

Не смотря на то, что настоящие экзамены совершенно не подготавливают к обучению в ВУЗе раньше ситуация была не менее сложной. Я попросила своих родителей рассказать мне немного про то, как они сдавали свои экзамены:

-- В чем была самая большая сложность при сдаче вступительных экзаменов в ВУЗ?

-- Самая большая сложность для меня, - говорит мама – состояла в том, что экзамен в ВУЗе не соответствовала школьной программе. Чтобы сдать вступительные, нужно было обязательно специально готовиться, нанимать репетитора, искать учебники, в которых есть необходимая информация и знания.

К тому же была очень сильно развита коррупция, например: если твои родители были военными, то поступить в военный ВУЗ для тебя не составит труда. Все знали где, что, кому и сколько нужно дать, чтобы поступить, правда, потом все равно приходилось учиться, ну или снова платить.

Например вот, был у преподавателя список из десяти, так называемых позвоночников ( те, которых обязательно должны были зачислить по звонку от начальства ) , а всего он мог зачислить только пятнадцать человек. И конечно же из сотни подавших документы он выбирал тех, кто знает весь материал идеально.

На экзамене нам могли задать абсолютно любой вопрос, задания были не просто не по школьной программе, а даже по программе первого курса.

-- Да, - говорит мой отчим – когда я пришел сдавать экзамены в Военно-Медицинскую Академию, я был уверен, что очень хорошо знаю химию. Но вот я стою перед преподавателем и понимаю, что в целом, я что-то знаю, но ни на один вопрос не могу ответить.

Хотя вопросы-то были похожие на те, что были в выпускных, но вот дополнительные понятия и определения были из разряда фантастики – я даже никогда не слышал о многих вещах.

Зато после того, как я отслужил в армии, понял, что меня ждет, сходил на подготовительные курсы в Первый Медицинский Институт и по результатам экзаменов там, был зачислен на первый курс, учеба на этом самом первом курсе была очень легкой, потому что все то, что я учил к экзамену мы как раз и проходили.

-- Действительно, -- снова взяла слово мама – раньше, если ты уж поступил куда-то с собственными знаниями, то для тебя уже не было сложностью там учиться. Нет, ну конечно, перестройка на новую систему, сессии, зачеты, все это – не слишком просто. Но не было таких ситуаций, что бы половину курса отчисляли после первого же семестра обучения.

Этим коротким интервью подтверждаются уже указанные мной плюсы системы ЕГЭ: снижение коррупции и отсутствие человеческого фактора. А так же обозначается минус – ЕГЭ не подготавливает к учебе в ВУЗе.

Минусы ЕГЭ

Теперь рассмотрим минусы этой системы.

К первому минусу я бы отнесла простоту и плоскость ЕГЭ. Сдать его действительно очень просто, даже не зная предмета в целом. Вся суть подготовки к экзамену сводится к зазубриванию законов и правил чаще всего встречающихся в заданиях, а так же к элементарному «натаскиванию» на стандартные задания. Весь период с девятого по одиннадцатый класс сводится к прорешиванию демонстративных вариантов. Не к глубокому изучению предмета, не к последовательному изучению фундаментальных законов той или иной науки, а к «подготовке» к ЕГЭ. Данный уровень подготовки вместо творческого подхода, тренировки широкого взгляда на вещи, умения видеть связь между науками, самостоятельного мышления и нестандартного решения каких-либо задач и в будущем проблем, дает стандартизацию и узконаправленность знаний.

Второй минус, не смотря на ожидания, это все-таки огромная психологическая нагрузка. Как я уже говорила, волнение перед экзаменом доводит некоторых детей даже до самоубийства. Зафиксировано немало случаев суицида из-за плохих результатов ЕГЭ или из-за боязни не сдать.

Третий минус системы ЕГЭ: она не подходит для гуманитарных наук. Невозможно адекватно оценить знания учеников по литературе или истории, используя исключительно тесты. Необходим диалог, дискуссия с учителем. Ведь эти предметы нацелены, в первую очередь на то, чтобы учащиеся научились рассуждать, выражать свое мнение, логически связывать события. А при подготовке к ЕГЭ приходится зубрить абсолютно не соответствующие этим целям вещи.

Следующий минус плавно вытекает из предыдущего. Из-за системы ЕГЭ происходит стандартизация умов. В тестовой части задания всегда существует лишь один правильный ответ в то время, как на самом деле на заданный вопрос можно ответить очень и очень по-разному. Конечно, для выражения личного мнения существует часть С, но и там эта возможность очень формальная. Ведь, что бы сдать тоже сочинение по русскому языку в ЕГЭ, достаточно короткого клишированного сочинения, в котором, в общем-то, не слишком будет отражаться личное мнение ученика.

Выводы

Теперь, взвесив все плюсы и минусы, я бы хотела сделать несколько выводов из всего вышесказанного.

Первый вывод состоит в том, что ЕГЭ уже никуда не денется. Этот экзамен не отменят. Правда за последние несколько лет он претерпел довольно значимые изменения: из КИМов ушли тесты, задания становятся сложнее, уровень подготовки, необходимый для сдачи, повышается, а количество обязательных предметов все время обсуждается, и скорее всего, будет увеличиваться. Но пока этого все равно недостаточно для общего повышения уровня образования.

Второй вывод: в целом ЕГЭ – это не так уж и плохо. Да, есть недочеты, есть даже существенные недостатки, но в целом при должной корректировке системы образования в целом и системы сдачи экзаменов и проверки знаний в частности выдаст в итоге и повышение образованности, и расширение получаемых знаний и развитие культуры населения.

Список использованной литературы

1. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации",         Издательство – Проспект, 2013, с. – 160

2.   Полный справочник по подготовке и проведению Единого государственного экзамена для выпускников школ и абитуриентов, Издательства «ACT», 2013г., с. -  256

3. Конституция Российской Федерации с комментариями для школьников. Учебное пособие,Издательство – Феникс, 2015г., с.- 316


Поделиться:

Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея

Шелковая горка

Дерево в снегу

Тигрёнок на подсолнухе

Новый снимок Юпитера