• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Сравнительный анализ трёх исторических форм молодёжных движений в Англии, Германии, России

Опубликовано Башарина Раиса Дмитриевна вкл 17.02.2016 - 17:45
Башарина Раиса Дмитриевна
Автор: 
Екатерина Бачурина

Уникальный воспитательный потенциал детской общественной организации еще не раскрыт в должной мере, а без использования этого потенциала очень трудно решать проблемы современной молодежи. Как социальное  явление детская организация имеет историю, уходящую своими корнями в конец XIX - начало XX в. Общественно-экономические причины, благодаря которым появление детских общественных организаций стало необходимостью, можно описать так. В конце XIX в. всвязи с развитием промышленности и ростом городов огромное количество семей оказалось отрезано от привычной среды обитания. Дети, родившиеся в городах, отличались слабым здоровьем, низкой дисциплиной, отсутствием ценностей и жизненных ориентиров, а также стремлением вести асоциальный образ жизни. Между работающими родителями и находящимися без присмотра детьми наметился разрыв поколений, что не позволяло передать им положительную жизненную программу. В этих условиях и возник феномен детской общественной организации. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravnitelnyy_analiz_tryoh_istoricheskih_form_molodyozhnyh_dvizheniy_v_anglii.docx29.07 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Детский дом – школа №95» «Дом детства»

Исследовательский проект

Секция: страноведение

Сравнительный анализ

трёх исторических форм молодёжных движений

в Англии, Германии, России

Татьяна Бачурина, школа №95,11 класс.

Научный руководитель: Башарина Р.Д.,

учитель немецкого языка

Новокузнецк, 2016 год

Цель данного исследования:

  • сравнение трех исторических форм существования детского движения: скаутского движения в Англии, движения  Гитлерюгенд в Германии, пионерского движения в СССР.

Задачи:

  • использовать потенциал сегодняшней молодёжи для раскрытия проблемы трёх молодёжных движений;
  • выяснить причину необходимости появления детских организаций.

Актуальность и новизна:

  • необходимость раскрытия воспитательного потенциала сформулированного государственного заказа в сфере молодежной политики.

Практическое применение:

  • глубокое изучение опыта работы детских общественных организаций XX века и создание свободной, независимой от политики правительства детской общественной организации.

Уникальный воспитательный потенциал детской общественной организации еще не раскрыт в должной мере, а без использования этого потенциала очень трудно решать проблемы современной молодежи. Как социальное  явление детская организация имеет историю, уходящую своими корнями в конец XIX - начало XX в. Общественно-экономические причины, благодаря которым появление детских общественных организаций стало необходимостью, можно описать так. В конце XIX в. всвязи с развитием промышленности и ростом городов огромное количество семей оказалось отрезано от привычной среды обитания. Дети, родившиеся в городах, отличались слабым здоровьем, низкой дисциплиной, отсутствием ценностей и жизненных ориентиров, а также стремлением вести асоциальный образ жизни. Между работающими родителями и находящимися без присмотра детьми наметился разрыв поколений, что не позволяло передать им положительную жизненную программу. В этих условиях и возник феномен детской общественной организации. 
           Рассмотрим примеры детских общественных организаций, возникших в XX в., самыми значительными из которых, на наш взгляд, являются движение скаутов, гитлерюгенд и пионерская организация. 
          Скаутизм возник вначале XX в. в Великобритании. Основные его идеи были разработаны Робертом Баден - Пауэллом (1857-1941) и изложены в книге «Скаутинг для мальчиков».  Вскоре движение скаутов охватило почти все страны Европы, в том числе и Россию. На международной конференции скаутов была основана Всемирная организация скаутского движения, объединявшая детей из более 30 стран мира. 
Общими для всех отделений скаутской организации были идеология, внутренняя структура. Идеология скаутов сводилась к трем базовым принципам: 
1. Долг перед Богом, т. е. верность исповедуемой каждым религии. 
2. Долг перед другими, заключающийся в ответственности перед обществом в самых различных аспектах. 
3. Долг перед собой, т. е. ответственность за собственное развитие. 
           Воспитание в системе скаутинга имеет четыре основных направления: 

  • Воспитание природой.
  • Пропаганда здорового образа жизни.
  • Утверждение кодекса чести скаута, соответствовавшего кодексу чести джентльмена, который, в свою очередь, был взят из рыцарского кодекса.
  •  Основа воспитания гражданина - верность Отечеству, выполнение обязанностей точно и в срок. 
               Программы скаутов базируются на игре как скаутском методе, способствуют развитию ответственного поведения, как в малой группе, так и в обществе в целом. По сути, они являются своеобразной базой социализации и социального развития подростков. 
    Особенность скаутизма состоит и в том, что в нем участвуют взрослые - скаут мастера (верхняя граница возраста отсутствует), родители. Это способствует преодолению традиционного конфликта между поколениями. Доступность и ясность методики скаутизма, ее простота. Они охватывают важнейшие стороны детства, включая права ребенка, его здоровье, профилактику наркомании, экологию и защиту окружающей среды, воспитание в духе мира, социальную реабилитацию, работу с семьями беженцев и др. Скаутизм способствует социализации детей, помогает им. «Скауты, - подчеркивал Баден-Пауэлл,  организация совершенно свободная, независимая от правительства. 

Однако детская общественная организация может быть организована и сверху. Речь идет о немецкой юношеской организации, наиболее известной в истории под именем Гитлерюгенд, существовавшей с марта 1922 г. по май 1945 г. Национал-социалистическая организация молодежи была призвана вести воспитательную работу с как можно более широкими слоями молодежи. Методы работы были скопированы со скаутских союзов. 
Согласно «Закону о Гитлерюгенд», основной задачей молодежной организации (национал-социалистической рабочей партии Германии) было «физическое, духовное и нравственное воспитание молодежи в духе национал-социализма». Для достижения этой цели Имперское руководство использовало целый спектр методов работы, рассчитанных на самые разные пристрастия подрастающего поколения - любовь к спорту, технике, оружию, мечту стать летчиком или моряком. Обновленная организация представляла собой пирамиду подчинения, по образцу скаутской, охватывавшую всю Германию. Но на вершине этой пирамиды стояло особое ведомство, управляющее всей деятельностью организации - Имперское руководство по делам молодежи. 
Можно перечислить следующие направления воспитательной работы гитлерюгенд: 
• Спортивное воспитание.

• Военное воспитание.

•Идеологическое воспитание.

• Подготовка руководящего состава.

• Профессиональная подготовка

В целом молодежная политика партии в рамках Гитлерюгенд была направлена на воспитание поколения, идеологически устойчивого к чуждым влияниям, крепкого физически, хорошо подготовленного профессионально и безгранично преданного фашисткому режиму. Следует признать, что задачи, поставленные национал-социалистической партией перед молодежной организацией, были выполнены. 

 Пионерская организация возникла в России после Гражданской войны, как младшая ветвь рабочего революционного движения. Большой вклад в ее создание внесла Н. К. Крупская. Выражая суть своего отношения к организации юных пионеров, она писала, что пионерское движение имеет громадное значение. Оно, захватывая детей в том возрасте, когда они еще только формируются, развивает общественные инстинкты ребят, помогает выработке у них общественных навыков, общественного сознания. Цель эта - освобождение трудящихся, организация нового строя без разделения на классы, угнетения, эксплуатации, при котором все люди жили бы полной, счастливой жизнью. В организации были установлены единые для всех образцы красного знамени, галстука, значка, другие символы, атрибуты и ритуалы. 
Главным средством воспитания в пионерском движении стало активное участие подрастающего поколения в построении нового социалистического общества. Активность пионеров и школьников направлялась на разнообразную познавательную и общественно-практическую деятельность, спортивную, оборонную, художественное творчество, юннатство. 
Пионерская организация СССР была единственной детской организацией, действующей в условиях социалистического строительства. 
Наблюдалось чрезмерное увлечение парадными кампаниями и мероприятиями, порождающими в пионерской организации заорганизованность и формализм. У детей пропадал интерес к своей организации. В 90- х годах пионерская организация прекратила своё существование.
Однако Всесоюзная пионерская организация обеспечила на практике реализацию ленинских принципов руководства воспитанием юных граждан: миллионы советских людей выросли идейно закаленными, мужественными, трудолюбивыми. Из ее рядов вышли передовики и новаторы производства, видные деятели науки и культуры, Герои Социалистического Труда и Герои Советского Союза. 

Поколением Зет называют детей, родившихся примерно между ранними девяностыми и средними двухтысячными годами.То, что предыдущие поколения называли «новыми технологиями» или «технологиями будущего», для поколения Зет уже настоящее. Они растут «в интернете», и это главная их особенность. Новое поколение Z будет поколением замкнутых в своем внутреннем мире идеалистов-творцов. Оно даст нам новых великих российских музыкантов, художников и поэтов.
Большую роль в жизни Z-в приобретут книги. Их будут покупать в очень больших количествах, несмотря на то, что их можно будет читать и на компьютере. В моду войдут настольные игры нового поколения, ибо это станет для Z-в некоей зацепкой, связывающей их виртуальный и реальный миры. Своим детям они будут покупать сугубо технические игрушки. Вероятнее всего это будут электронные конструкторы – «Юный нанотехнолог», «Юный биотехнолог», «Юный генетик». А люди эти, несмотря на весь свой романтизм и идеализм, будут весьма практичные. Это будут идеалисты-прагматики с клиповым мышлением. Уже сейчас вовлечено 45% молодёжи в общественно полезную практическую деятельность: волонёры, экологисты, паркурщики, граффитёры и другие. Думаю, что уже начались создаваться новые созидательные молодёжные движения.

Заключение

Мы рассмотрели в общих чертах три исторические формы существования детской организации. Сравнительный анализ позволяет сделать следующие выводы: 
1. Детская организация, в какой бы форме она ни существовала, благотворно влияет на процесс воспитания молодого поколения, позволяя успешно решать такие проблемы, как социальная адаптация подростков, профилактика зависимого и девиантного поведения и др. 
2. Связь детской организации с государством имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Без поддержки государства детская организация не может раскрыть свой потенциал в должной мере. Но излишняя опека государства лишает инициативы детской общественной организации жизненности. Следует подчеркнуть, что детская общественная организация как уникальная воспитательная система требует четкого поддержания внутреннего равновесия. Для раскрытия воспитательного потенциала необходимы как четко сформулированный государственный заказ в сфере молодежной политики, так и глубокое изучение опыта работы детских общественных организаций XX в. 

3. Мы считаем, что детские общественные организации необходимы современным подросткам. Не найдя решения социальной адаптации, подростки уходят  в неформальные организации.

4.Второй год мы информируем старшеклассников о детских общественных организациях, анализируем, сравниваем, делимся опытом работы нашего детского самоуправления « Государство «Надежда» и волонтёрства, провели музейный урок по страноведению на данную тему. Видеоролик можно посмотреть на сайте школы.

Используемая литература

1.Новый энциклопедический словарь / Сост. Ф. Брокгауз, И. А. Ефрон. Т. 4. С. 652-65. 
2.Der Prozeb gegen die Hauptkriegsverbrecher vor dem Internationalem Militargerichtshofro Bd. 29. Nürnberg, 1948. S. 189. 
3. Закон о Гитлер-югенд. § 2. Цит. по приложению к: Кормилицът С. В. Гитлер-югенд: политизация германской молодежи. С. 65. 
4. Коноплев Н. А. Очерки педагогики деткомдвижения. М., 1930.
5.Научная библиотека КиберЛенинка: 
http://cyberleninka.ru/article/n/detskaya-obschestvennaya-organizatsiya-sravnitelnyy-analiz-istoricheskih-form#ixzz3ojxbhQFW.

  1. Интернет – ресурсы.


Поделиться:

Сказка "12 месяцев". История и современность

Браво, Феликс!

Галка в чужих перьях

Филимоновская игрушка

Пейзаж