Проект выполнили учащиеся, обучающиеся по ФГОС ОО.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 121 КБ |
МБОУ «Сорская СОШ №3 с углублённым изучением отдельных предметов» Республика Хакасия, г.Сорск
Статистические характеристики+математика
Творческий проект
Тема проекта
«Статистика населения г.Сорска»
Статистические данные рождаемости в г. Сорске с 2012-2014г.»- Филюшкина Светлана (7 В класс)
Статистические данные о потере населения и подростковой преступности в г. Сорске с 2012-2014г.» -Лупанова Ольга (7В класс)
Работу выполнили учащиеся 7 В класса.
Руководитель: Тахтаракова В.А., учитель математики
г. Сорск, 2015 г.
Цель работы: Изучение статистической обстановки города, в котором мы живём, формирование представления о простейших статистических характеристиках и их использовании при анализе данных, полученных в результате исследования; подготовка к проблемам современной жизни (понимание и интерпретация результатов статистических исследований).
Задачи работы: узнать данные о численности населения в г.Сорске, числа рождений, смертей, численности населения за последние 56 лет; рассмотреть динамику демографических процессов; провести социологические опросы работников ЗАГС, ОМВД, родильного дома, женской консультации г. Сорска. Построить таблицы данных. Сделать выводы о проделанной работе.
Основной метод статистики населения: статистическое наблюдение- сбор данных
Назначение проекта: исследовательский проект
Краткое содержание работы, описание хода выполнения проекта
и полученных результатов.
Так как наш город небольшой, то в течение одного-двух дней мы посетили следующие городские учреждения:
1. Историческая часть по теме проекта. Статистика – наука, которая занимается получением, обработкой и анализом количественных данных о разнообразных массовых явлениях, происходящих в природе и обществе. Слово «статистика» происходит от латинского слова status, которое означает «состояние, положение вещей». Статистика изучает численность отдельных групп населения страны и ее регионов, производство и потребление разнообразных видов продукции, перевозку грузов и пассажиров различными видами транспорта, природные ресурсы и многое другое. Результаты статистических исследований широко используются для практических и научных выводов. Вам было дано задание: измерить время, затраченное на выполнение домашнего задания.
Значение статистики в жизни современного общества можно ёмко выразить одной фразой из романа Ильфа и Петрова «12 стульев»: Статистика знает всё.
Жизнедеятельность общества свидетельствует о востребованности статистики, не только как надёжного первоисточника данных, но и мощного инструмента познания объективных закономерностей прошлого и будущего развития окружающего мира.
С помощью статистических методов можно доказать экономические предположения, проверить теоретические гипотезы, восстановить и пополнить существующие оценки, а также представить изучаемые явления в полном объёме накопленных знаний.
Нет другой отрасли современных знаний, которая решала бы эти вопросы более квалифицированно.
Возникновение статистики как науки.
Термин «статистика» произошел от латинского слова «статус» (status), что означает «состояние и положение вещей». Первоначально оно употреблялось в значении «политическое состояние». Возникновение статистики было связано с потребностями государственного управления. Уже ранние государства - Китай, Египет, Древняя Греция - нуждались в данных о населении и его составе, имущественном положении граждан, количестве скота, земельных угодий и т. д., это и положило начало статистической практике.
Статистика как наука стала развиваться со второй половины ХVII в. , когда в Европе сложились две основные школы: в Англии - математическая школа статистики, в Германии - описательная школа статистики. Ярким представителем первой школы был Уильям Петти (1623 - 1687), который по праву считается основоположником статистической науки. Он впервые широко применил математику для экономического анализа.
Известными представителями описательной школы статистики были немецкие ученые Генрих Конринг (1606 - 1681) и Генрих Ахенваль (1719 - 1772). Основной целью статистики они считали описание политического состояния и достопримечательностей государства, где числовые характеристики были лишь частью предмета статистики.
.Профессии, связанные со статистикой. Существует множество профессий различного типа. Это профессии типа:
«Человек – человек» (врач, учитель, психолог)
«Человек – техника» (столяр, металлург, инженер - механник)
«Человек – природа» (семеновод, зоотехник, агроном)
«Человек – художественный образ» (артист, музыкант, дизайнер)
«Человек – знаковые системы». Остановимся подробнее именно на этом типе профессий. Здесь главный, ведущий предмет труда – условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем: чертежи, схемы, карты, численные данные, таблицы, формулы – всё это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации. Значит, нужны и соответствующие специалисты.
Специалисты, работающие со знаковыми системами, готовят и хранят информацию, анализируют её, создают теоретические основы для усовершенствования машин, механизмов, создают электронно - вычислительную технику.
С абстрактно - математическими системами работают математики, астрономы, химики, которые создают информацию. Накапливают, анализируют и обрабатывают информацию: учётчики, бухгалтеры, лаборанты, статисты.
Сегодня, для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, экономисту, финансисту, менеджеру необходимо владеть статистическими методами сбора, обработки и анализа данных.
2. Теоретическая часть. Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на их количество (записать в тетрадь).
Мода - это число ряда, которое встречается в этом ряду наиболее часто (записать в тетрадь). Моды у ряда может вообще не быть или быть несколько мод (полимодальный ряд).
Размах - разность между наибольшим и наименьшим значениями ряда данных.
3. Практическая часть. Общие сведения. Статистика населения – наука, изучающая количественные закономерности явлений и процессов, происходящих в населении, в непрерывной связи с их качественной стороной.
- Демографическое понятие рождаемости. Рождаемость — массовый статистический процесс деторождения людей, составляющих поколение, или в совокупности поколений — населении.
- Интересные факты про рождаемость. Каждую секунду на планете появляется два новых жителя. При этом, не факт, что каждый из них доживет хотя бы до 10-летнего возраста. Особенно опасно рождаться в Афганистане: там умирает 257 младенцев из каждой тысячи родившихся.
Из всех месяцев больше всего новорожденные «любят» январь, на который приходится десятая часть всех родившихся в течение года, и март, на который падает одиннадцатая часть годового числа рождений. Рождение двойни приходится, примерно, на каждые 85 родов. Тройни появляются на свет намного реже — один случай на 7000 родов, а четверо близнецов — через 700 000 родов. Рождение пятерых близнецов явление исключительно редкое.
Исследование №1. Проверим эти закономерности на примере рождений в январе и марте в параллели 7 классов.
Всего учащихся в классе | 7А (23 чел) | 7Б (24 чел) | 7В (26 чел) | 7Г (23 чел) | Всего (96 чел) |
Родилось в январе | 3 | 4 | 2 | 1 | 10 (10%) |
Родилось в марте | 2 | 1 | 2 | 2 | 7/7% |
Итого в % | 5/22% | 5/21% | 4/15% | 3/13% | 17/18% |
Выводы. По данной таблице видно, что в параллели 7 классов эта закономерность не подтвердилась для детей, родившихся в марте. А для тех, кто родился в январе, статистика не обманула.
Что касается двойняшек и тройняшек -их в параллели 7 классов нет. В нашей школе обучается 659 детей, из них двойняшек всего одна пара- это Филатова Арина и Филатова Полина из 6Б класса.
Исследование №2. Мальчик или девочка? Семиклассников в нашей школе 96 человек.
Соотношение полов при рождении имеет определенные пропорции, которые на протяжении многих столетий не претерпели существенных изменений. ……………….Проверим это на примере параллели 7 классов, обучающихся в нашей школе.
Всего учащихся в классе | 7А (23 чел) | 7Б (24 чел) | 7В (26 чел) | 7Г (23 чел) | Итого |
Количество девочек | 12/52% | 13/54% | 14/54% | 12/52% | 51/53% |
Количество мальчиков | 11/48% | 11/46% | 12/46% | 11/48% | 45/47% |
Выводы: В современном мире показатели рождаемости неизменны много веков и это подтвердило исследование №2: мальчиков в 7 классах 45 человек-это 47%, девочек 51 человек-это 53%. Хоты в целом число девочек в каждом классе превышает количество мальчиков всего на 1-2 человека, в процентах это выглядит более угрожающе- разница в 6% (6 человек). Стольким невестам не хватит женихов, если все останемся жить в г.Сорске. Нужно сделать для себя ещё более серьёзные выводы.
Исследование №3. Чтобы более полно представить себе, какова была численность населения в г.Сорске, мы обратились к архивным данным и нашли таблицу.
Численность населения | |||||
1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 1996 | 1998 |
11 100 | ↘10 605 | ↗12 232 | ↗15 130 | ↗15 600 | ↘15 100 |
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
↘14 900 | ↗15 100 | ↘13 313 | ↘13 200 | ↘12 300 | ↘12 200 |
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
↘12 100 | →12 100 | →12 100 | ↗13 077 | ↘12 143 | ↘12 100 |
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||
↘11 908 | ↘11 706 | ↘11 496 | ↘11 485 |
Выводы: Итог данного исследования –за 56 лет численность населения почти не изменилась. В одни годы (с 1970-1996 г.) она росла. Причина-развал деревенского хозяйства, население мигрировало в города. С 1998 г. по 2000 г. уменьшилась на 200 человек. С 2001 г. по 2008 г. уменьшилась с 15 100 до 12 100 на 3 000 человек. Далее с 2010 г. идёт стабильное снижение числа жителей г.Сорска. Ответа на вопрос «Какие же причины?», нам в официальных службах г.Сорска не дали.
Исследование №4. Данные о рождаемости в г.Сорске за три года
Календарный год | Родилось | Всего детей родилось в текущем году | Наиболее популярные имена новорождённых | Примечание | |
м | д | ||||
2012 | 82 | 82 | 164 | Артем (11), Анастасия (5), Анна (5) | Рождено 2 двойни |
2013 | 79 | 86 | 165 | Артём (8), Ксения (7) | Рождено 2 двойни |
2014 | 83 | 74 | 157 | Роман (7), Виктория (6) | Рождено 3 двойни |
Итого | 244 | 242 | За 3 года: 479 |
Выводы: Рождаемость за 3 года уменьшилась. Соотношение рождения числа мальчиков к рождению числа девочек подтверждает статистику. Артём -наиболее популярное имя мальчиков в 2012-2013 г. (данные получены в результате статистического опроса специалистов ЗАГС г.Сорска)
Исследование №5. Данные о прерывании беременности в г.Сорске (мед. аборт)
Календарный год | Количество не родившихся детей | Разница (По сравнению с теми, кто родился и кто не родился) |
2012 | 116 | 164-116=48 (разница в70% ) |
2013 | 92 | 165-92= 73 (разница в 56% ) |
2014 | 80 | 157-80=77 (разница в 51% ) |
Итого за 3 года | 288 | 479-288=191 (разница в среднем 60%) |
Выводы. Количество прерываний беременности за последние 3 года в г.Сорске уменьшается. Причина: женщины стали больше думать о своём здоровье, появилось больше способов предохранения от нежелательной беременности. Большую роль сыграла также Программа материнского капитала в Российской Федерации (данные получены в результате статистического опроса специалистов родильного дома и женской консультации г.Сорска)
Уникальный способ поддержки рождаемости в России не встречался больше нигде. Наоборот, в Китае штрафовали за рождение «лишнего» ребёнка. Семья имела право только на рождение одного ребёнка. Правда, сейчас разрешено иметь двух детей в семье, но с огромным количеством оговорок.
Но тем не менее разница в 24 смерти (2012 и 2013 г.) и разница в 12 смертей (2013 и 2014 г.) –это тоже же немалое число! (данные получены в результате статистического опроса специалистов родильного дома и женской консультации г.Сорска)
Исследование № 6. Потеря населения в г.Сорске за три года (смертность) в сравнении с тем, сколько родилось детей.
Календарный год | Умерло | Всего умерло | Родилось | |
мужчин | женщин | |||
2012 | 85 | 91 | 176 | 164 |
2013 | 89 | 79 | 168 | 165 |
2014 | 91 | 78 | 169 | 157 |
Итого за 3 года | 265 | 248 | За 3 года умерло:513 | За 3 года родилось:479 |
Календарный год | Средний возраст умерших (года) | |||
мужчины | женщины | |||
2012 | 57 | 68 | ||
2013 | 56 | 71 | ||
2014 | 60 | 68 | ||
Итого за 3 года | 58 лет | 69 лет |
Исследование №7. Средний возраст умерших.
Выводы: за 3 исследуемых года мужчин в нашем городе умерло на 17 человек (7%) больше и с каждым годом их количество, хоть и незначительно, растёт. Разница на первый взгляд не большая, но по исследованию №7 настораживает возраст: мужчины не доживают до пенсионного возраста в 60 лет. Женщинам удаётся жить подольше (данные получены в результате статистического опроса специалистов ЗАГС г.Сорска)
Исследование № 8. Подростковая преступность. За 2012 год зарегистрировано 62 преступления, совершённых несовершеннолетними, в 2014 году– 44.
Подростки-юноши совершили за 2012 год 47 преступлений, подростки-девушки: 15. Самые часто встречающиеся правонарушения и преступления: употребление спиртных напитков, лёгких наркотиков, хулиганство (преступления против жизни и здоровья).
Научные выводы. Демографическое понятие смертности. Смертность является вторым после рождаемости важнейшим демографическим процессом. Изучение смертности имеет своим предметом влияние, которое смерть оказывает на население, на его численность и структуру. В демографии под смертностью понимают процесс вымирания поколения. Смертность — массовый процесс прекращения индивидуальных жизней, протекающий в населении. Наряду с рождаемостью смертность формирует естественное движение (воспроизводство) населения. Данные о смертности необходимы как для анализа прошлых демографических тенденций, так и для разработки демографических прогнозов. Последние используются практически во всех сферах деятельности: для планирования развития жилищных служб, системы образования, здравоохранения, для реализации программ социальной защиты, для производства товаров и услуг для различных групп населения. Статистика смертности необходима в анализе заболеваемости как на национальном, так и на региональном уровнях. Органы здравоохранения используют данные статистики смертности для мониторинга и совершенствования своей деятельности.
Заключение. Данные о потере и росте населения изучают такие науки как здравоохранение, педагогика, социология. Решение демографических проблем- важная задача для государства. Поэтому в нашей стране разрабатываются комплексные программы экономического и социального развития, которые включают в себя разделы по демографическим проблемам. В нашем проекте мы также попытались выяснить, какие демографические и иные проблемы решаются в нашем городе, в нашей школе и в нашем классе.
Юрий Визбор. Милая моя
Заяц, косач, медведь и весна
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Мастер-класс "Корзиночка"
Попробуем на вкус солёность моря?