Творческий проект "Бурятские народные игры"
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта
Актуальность проекта
История возникновения бурятских народных игр
Виды бурятских народных игр
Бурятские народны игры и их описание;
Заключение
Список литературы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта "Бурятские народные игры"
Основные разработчики проекта Биртанова Елена ученица 7 класса МБОУ «Мольтинская ООШ имени Богданова Г.Н.»
Руководитель: Биртанова А.Д, учитель физической культуры.
Цель проекта:
Расширить знания об этнической духовной культуре бурят
Задачи проекта:
-изучить историю возникновения бурятских народных игр;
-изучить виды бурятских народных игр и их описание;
-подготовка презентации
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Интерес к народным играм в современном мире всё возрастает. Народные игры - это основная деятельность любого народа, на какой бы ступени развития он не находился. Они способствуют их физической закалке, развивают у них инициативу, первоначальные навыки элементов трудовых процессов, приучают их к коллективизму и наблюдательности, стремление к учебе, желание получить профессии, вносят в жизнь детей много нового, полезного и интересного. Представляют собой богатый источник, из которого можно организовать и создать превосходное воспи¬тательное средство.
Этапы реализации проекта
Изучение истории возникновения народных игр
Изучение видов народных игр и их описание
Презентация проекта
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.28 КБ |
Творческий проект "Бурятские народные игры"
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта
Актуальность проекта
История возникновения бурятских народных игр
Виды бурятских народных игр
Бурятские народны игры и их описание;
Заключение
Список литературы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта "Бурятские народные игры"
Основные разработчики проекта Биртанова Елена ученица 7 класса МБОУ «Мольтинская ООШ имени Богданова Г.Н.»
Руководитель: Биртанова А.Д, учитель физической культуры.
Цель проекта:
Расширить знания об этнической духовной культуре бурят
Задачи проекта:
-изучить историю возникновения бурятских народных игр;
-изучить виды бурятских народных игр и их описание;
-подготовка презентации
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Интерес к народным играм в современном мире всё возрастает. Народные игры - это основная деятельность любого народа, на какой бы ступени развития он не находился. Они способствуют их физической закалке, развивают у них инициативу, первоначальные навыки элементов трудовых процессов, приучают их к коллективизму и наблюдательности, стремление к учебе, желание получить профессии, вносят в жизнь детей много нового, полезного и интересного. Представляют собой богатый источник, из которого можно организовать и создать превосходное воспитательное средство.
Этапы реализации проекта
Изучение истории возникновения народных игр
Изучение видов народных игр и их описание
Презентация проекта
История возникновения бурятских народных игр
Исследование проблемы народной игры дает возможность определить не только своеобразие и особенности игр, но и проследить процессы развития социальных отношений в обществе, особенности исторического развития этноса, поскольку народная игра отражает все стороны развития общества. С развитием социально-экономических отношений и сопутствующих изменений в общественном сознании, изменяется и игра.
В настоящее время, у всех слоев населения нашей страны, в том числе и у бурят пробудился интерес к вопросам исторических корней и путей развития наций, возросла тяга к познанию утраченных за последнее десятилетие ценностей своей этнической культуры, традиций и обычаев.
Из глубины веков дошли до нас народные игры, танцы, которые были непосредственно связаны с различными сторонами быта и трудовой деятельности бурятского народа. Среди большого количества игр, танцев и развлечений до недавних пор имели широкое распространение игры и пантомимические сценки, которые относятся к древнейшим по своему происхождению. Это такие игры, как «hойр наадан» (глухариная игра), «бабагайн наадан» (медвежья игра), «шоно наадан» (волчий танец), (тибhэ малташа наадан) (танец выкапывания сараны) и другие, отразившие явления жизни бурятских племен, характерные для периода охоты и собирательства, когда человек жил присваиванием готовых продуктов природы. В этих играх и танцах воспроизводятся характерные повадки животных и птиц, как домашних, так и диких. Еще в 1765 году русский капитан Михаил Татаринов, описывая быт бурят, писал: «Братские, как сидя в юрте, так и в компании между собою, охотники петь песни и голосу протяжного, также играют молодые в юртах, воркуют по-голубиному или кричат по-гусиному, по-утичьи и прочих птиц голосам. И так их игра весела и смешна».
Во всех играх и танцах исполнители, облачившись в шкуры животного, стремились как можно точнее воспроизвести характер движений, а также звуков, издаваемых ими. Древний охотник-бурят, плохо вооруженный, должен был умело приблизиться к зверю на близкое расстояние, чтобы поразить его наверняка. Чтобы уподобиться зверю, нужно хорошо знать их повадки. Без этого не могло быть успешной охоты, служившей в тот период едва ли не главным средством существования первобытного племени. После удачной охоты, обеспечив на длительный период весь род мясом, устраивали для всех соплеменников общее веселье. На этом торжестве нужно было показать всем этапы охоты, требовавшей мужества, ловкости, умения, сообразительности. Это веселье, торжество в этом случае носит характер игрища. Исполнители неоднократно перевоплощались то в охотника, то в разных зверей, изменяя каждый раз свое облачение и повадки. К этому же древнему периоду охоты и собирательства относится и возникновение такой игры, как «тибhэ малтааша наадан», в которой изображалась женщина, идущая и выкапывающая корни сараны. Являясь следствием и свидетельством первого разделения труда между мужчиной и женщиной, этот танец имел многочисленные аналоги у разных народов. По мере того, как охота и собирательства стали занимать все меньшее время в жизни бурят, подобные игры потеряли то большое значение, которое имели прежде, постепенно стали любимым и распространенным видом развлечения.
Новым крупным шагом на пути прогресса явилось появление скотоводства. Оно породило целый ряд новых обычаев, взглядов, традиций, которые нашли свое отражение в новых играх и танцах. Примером этого может служить «мори hургааша наадан» (танец укрощение коня). Исполнитель изображал наездника, укрощающего строптивого коня, роль которого выполняла палка или трость. Дикие скачки лошади, пытающейся сбросить седока, различные ухищрения всадника, то с трудом удерживающегося в седле, то молодцевато гарцующего на усмиренном коне, имитация бега коня – все это разыгрывалось очень живо, динамично и точно. В таких производственных играх, как «мори тахалха» (подковывание коня), «арhа элдэхэ» (выделка кожи), «юумэ оёхо» (шитье) и других, исполнитель пантомимически воспроизводил те или иные действия человека, занятого работой. Эти игры, развлечения, неся воспитательное значение, использовали элементы театра.
Некоторые игры и развлечения бурят изображали бытовые сценки, вроде «буубэй наадан» (игра в няньки), где в смешном виде показывалась нянька, усыпляющая в колыбели ребенка; «адангууша наадан» (танец насмешника), в котором исполнитель изображал остроумного и злоязычного пересмешника; «hогтуу онгон» (пьяный онгон), имитирующий поведение пьяного человека. Кроме того, было большое количество игр, сопровождающихся диалогами, песнями, юмором, они также отражали чисто житейские ситуации. В том числе буряты, исполняли круговые танцы вокруг какого-либо предмета или природного объекта: костра, столба-сэргэ, дерева, а также вокруг горы. Все эти объекты символизировали мифическое мировое дерево.
У бурят бытуют игры, которые представляют собой подражание птицам и зверям. Например, шуточные танцы тетеревов («Тетерин наадан»»), медведей («Бабгайн наадан»). Танец-игра «Батай убгэн» имеет внешнее сходство с танцем медведя, но он рисует образ человека. Таким образом, одной из характерных особенностей бурятских народных игр является взаимосвязь с культовыми обрядами, традиционным знанием и укладом жизни.
Игровые сюжеты являются важнейшим элементом того, положительного, что имеется в опыте многих народов земного шара. Самобытные игры бурят впервые изучили Г.Н.Потанин (1881г.), М.Н.Хангалов (1881г.), К.Д.Логиновский (1897г.), А.В.Потанина (1905г.), С.Д.Шагдарон и Б.Д.Очиров (1909г.) и другие. В их работах показано влияние природных, климатических, географических, производственных и других особенностей на общественный уклад, культуру и язык народа. В частности, К.Д.Логиновский исследовал бурятские игры в сравнительном плане с похожими играми других народов. Например, детская народная игра «Ботогон бууршалга» напоминает русскую народную игру «Кошки-мышки», «hохор hамаган» очень похожа на русскую народную игру «Жмурки».
Следующей характерной особенностью традиционных игр бурят является сезонность игр, т.е. игр, приуроченных к весне и началу лета. Это связано с традиционными празднествами бурят – «Праздник Белого месяца» (Сагаалган) и Сурхарбан – праздник, посвященный началу лета.
Традиции новогоднего праздника включали следующие ритуальные стереотипы поведения: хождение по юртам с поздравлениями, обмен подарками (причем обязательный), развлечения, жертвоприношения бурханам, игры. Все традиционные действия имели важное символическое значение, несли в себе магический смысл благопожелания. Наиболее популярными были подвижные игры на свежем воздухе «Аягша наадан», «Ботогон бууршалга» и другие. В эти игры играли не ради простого развлечения, но прежде всего для обеспечения будущего благополучия, счастья, здоровья. Благополучно проведенный праздник Сагаалган расценивался тогда и считается поныне как предзнаменование всех благ наступающего года. Среди игр Нового года популярны были настольные игры: шахматы (шатар), шагай – наадан (игры с бабками), хотя чаще всего они не связаны с сезоном года.
С наступлением лета меняется набор и характер игр: становятся более динамичными, чем зимой. Характерной чертой этих игр является борьба между командами, отдельными участниками, либо одного игрока с группой участников. Широко были распространены подвижные игры с бегом, прыжками, метанием, стрельбой из лука, игры с ездой (верхом, на колясках), национальная борьба и т.д. Увеличилось применение народных умственных игр (загадки, задачи шутки, головоломки), музыкально-танцевальные, музыкально-драматические (ехор, вокальное музыцирование, игры на музыкальных инструментах – на хуре, лимбе, рассказывание улигеров, сказок).
Ныне многие виды национальных игр в корне видоизменились, обогатились, стали более содержательными. Некоторые виды национальных игр стали забываться. Так, например, сведения о сурхарбане, некоторых бурят, вскоре после революции, можно было получить не по бытующему и широко распространенному в народе спортивному празднику, а только по литературным источникам таких авторов как Хангалов, Шагдарон, Очиров, Кулаков. Шагдарон и Очиров сурхарбан считали не больше, чем игрою. Хангалов придавал ему только историческое значение, связывая его с облавной охотой на зверей. Хангалов описал, как постепенно забывалась коллективная охота на зверей, но взамен ее был установлен «праздник стрельбы».
По описанию этнографов представляется возможность судить о старинных формах этого вида народного состязания, когда вместо цилиндрических мешков мишенью были «тунки бай». Тункой называют кожаный круглый мешок, набитый шерстью. Он имеет 5 дыр: одну большую – в середине и 4 – маленьких – по бокам. Тунку ставили на расстояние 20-25 тетив и старались попасть в центральное отверстие. Бай – это войлочная квадратная мишень, одна сторона которой равнялась длине тетивы лука. В бай стреляли с большего расстояния, чем в тунку.
В настоящее время из лука стреляют в «суур» - кожаные валики цилиндрической формы.
Конные скачки (мори урилдааан) – любимая спортивная игра бурят, бытующая с давних пор. В старое дореволюционное время в скачках участвовало неограниченное количество лошадей. Причем никто заранее не знал, сколько же скакунов будут оспаривать первенство. К тому же к тому же сами скачки носили обрядовый характер. Если они устраивались на «найрах», то прежде всего угощались старейшины, которые образовывали полукружье (духэрик). Внутри же «духэрик» по радиусу находились организаторы спортивных игр. Чтобы учесть количество скаковых лошадей, их водили вокруг «духэрика». Двух-трех лошадей, финишировавших первыми, три раза обводили вокруг «духэрика».
Кто-нибудь из народных певцов садился на лошадь-победительницу и пел песню о скакуне, победившем на конных скачках.
После конно-спортивных состязаний национальная бурятская борьба (барилдаан) является самой популярной народной спортивной игрой. Без нее не проводится ни одно празднество. В конце пятидесятых годов бурятская борьба стала более совершенной. Раньше среди борцов не было весового подразделения, и обладатель наименьшего веса в состязании с тяжеловесом надеялся не на силу, а на свою ловкость. В настоящее время введены весовых категории. Борец, коснувшийся земли рукой, коленом, локтем или какой-нибудь другой частью тела, считался побежденным. С лета 1959 года введены новые правила. Теперь победителем считается тот, кто положил противника на землю (свалил на спину, живот, бок или просто посадил его). При этом разрешен любой прием борьбы, кроме болевых. Этим самым была сохранена национальная особенность борьбы.
Борьба начинается со взаимного приветствия. Раньше это не практиковалось. Перед схваткой партнеры слегка раскачиваются с боку набок, присматриваясь к позиции друг друга. Затем один из них нападает, а другой защищается, прерывает его приемы.
Иногда у борцов складывается такая ситуация, когда никому из соперников не удается диктовать свою тактику, навязать свою инициативу. В таком случае возможны такие приемы: во-первых, борец с первых минут теснит соперника, затем внезапно хватает его руками за ногу и валит на землю. Во-вторых, один из борцов стремительно обеими руками хватает за шею соперника и не отпускает партнера, лишая его активности, затем проводит победный прием. В-третьих, один из борцов, захватив руку соперника, лишает его равновесия. В это время проводит подсечку ниже колена (ташаха). Этот вид старинной спортивной народной игры является у бурят одной из самых увлекательных.
Наши народные празднества и игры, призванные культивировать идейную чистоту, физическое совершенство, самобытное творчество, служат выражением высокого гражданского чувства патриотизма.
Виды бурятских народных игр
Бурятские народные игры, следуя классификации, разработанной В.М.Григорьевым, можно предположительно разделить на следующие виды:
Следовательно, характерной особенностью бурятских игр является их направленность на освоение социального опыта, выработанного этносом, человечеством в целом и отражение их в особой деятельности.
Необходимо отметить, что подводя бурятские игры под современную классификацию игр, следует учитывать некоторые особенности этнической духовной культуры бурят, поскольку игры неразрывно связаны с общественным бытом народа на уровне первичных ячеек социальной организации этноса. Значит, игра неразрывно связана со всеми событиями жизни человека, принадлежностью к определенному общинно-родовому коллективу со всеми нормами, установками и со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями членов коллектива, в том числе и детей.
Исторические формы бурятских народных игр определены такими факторами, как социальная организация жизни и деятельности представителей этноса, мифологическими и религиозными представлениями о законах жизни, онтологической сакрализацией общественных отношений.
Бурятские народны игры и их описание
Жизнь диктовала бурятам воспитание физически крепкого, сильного и здорового человека, поэтому народ уделял особое внимание здоровью детей, привитие им ловкости, быстроты движения, выносливости, силы, умение преодолевать трудности и накопил в этих целях богатый опыт, который сегодня во многом утрачен. Их восстановление поможет возрождению ценных традиций, повышению спортивного мастерства учащихся.
Сейчас очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда мы начинаем осваивать их на практике. В настоящее время на уроках физической культуры, внеклассных мероприятиях идет приобщение детей к бурятской культуре, а также культуре народов, населяющих нашу местность ( татары, якуты, русские, украинцы), возрождение, развитие утраченных духовных и материальных ценностей, формирование национального самосознания и достоинства через бурятские народные игры:
-«Бумбэгэ»;
-«Модо бэдэрхэ»;
-«Ботогон бууашалга»,
-«hурэгадууд»( Табун);
-Горшоогшоохо» (Горшки);
-«Меткий стрелок;
-«Шоно ба хурьгад» (Волк и ягнята);
-«Зун, утаhан, зангилаа» (Иголка, нитка, узелок);
-«Дэбхэншэ»;
-«Стрельба по мишеням»;
-«Стрельба по соломенным бабкам»;
Настольные игры: -«Шагай надан» (Бабки- лодыжки)-пять разновидностей;
-«hурагшад»;
-«Мори урилдаан»;
-«Шаагай таалсалга»,
-«Хумпара хаялга» (Бросок хумпара);
-«Шагай шyyрэлгэ»
Заключение.
Народные игры бурят носят самобытный характер. Одни игры, обогатившись содержанием, имеют широкое распространение в наше время, а другие, имевшие в прошлом ритуальный характер, в связи с ростом общественного самосознания сами по себе утратили свое значение и перестали пользоваться популярностью среди населения.
Игра, будучи категорией вечной и абсолютной, в связи с развитием общества меняет свое содержание и форму. Она, являясь составной частью народной культуры, питает ум и душу человека. Трудно представить себе людей на земле, не имеющих своих игр. Не будь самобытных игр у различных народов, не зародилась и не развилась бы человеческая цивилизация. Отсюда ясно, почему буряты, как и все народы планеты, к своим играм относятся так же серьезно и бережно, как и к другим сферам общественной деятельности. Трудно переоценить воспитательное значение народных игр. Не будет преувеличением сказать, что неправомерно преданы забвению некоторые виды традиционных игр, являющихся сильным средством в формировании духовных и физических качеств человека.
Между тем история доказывает, что игровые сюжеты и народные виды спорта являются важным фактором воспитания в молодом человеке таких черт характера, как дружба, чувство локтя, мужество, выносливость.
Мы, буряты, не мыслим свое бытие без общественных игр, украшающих наши будни, обогащающих нашу культуру и укрепляющих наше душевное здоровье.
Сочини стихи, Машина
Машенька - ветреные косы
Выбери путь
Агния Барто. Сережа учит уроки
Прекрасное далёко