Ценностные ориентации современных подростков
Система ценностных ориентаций влияет на то, как будет развиваться личность, её отношение к окружающим людям, к миру, к самому себе. Ценностные ориентации мотивируют человека, формируют принципы, которыми человек руководствуется на протяжении всей своей жизни.
Нравственные ценности и идеалы разных поколений часто не совпадают. Проблема разрушения и восстановления нравственных, духовных и психических основ личности является наиболее актуальной в контексте глобальных изменений последнего столетия.
Мне было интересно выявить и сравнить ценностные ориентации современных подростков и старших поколений.
Цель: Изучение ценностных ориентаций современных подростков.
Задачи:
• Изучить историю ценностных ориентаций человеческого общества.
• Сравнить ценностные ориентации учащихся разного возраста и людей старшего поколения.
• Выявить преобладающие ценности современных подростков.
Работа по изучению ценностных ориентаций была проведена в течение 2015 года. В исследовании участвовали 20 учащихся 10 «ю», 25 учащихся 7 «э» классов СОШ № 26, 13 учащихся 10 класса гимназии, также 30 человек - взрослых. В работе использованы такие методы как: беседа, игра, анкетный опрос, статистическая обработка материала.
Все это позволило выявить количественные и качественные показатели социально-психологических особенностей ценностей людей. Различные блоки вопросов были направлены на выявление жизненных ценностей: толерантности, отношения к школе, семье, образовательных и профессиональных планов, отношения к средствам массовой информации и участию в общественных организациях, ориентаций в разных сферах
Практически все категории ценностей по степени выраженности совпадают во всех возрастных группах. Такие ценности как милосердие, уважение и признание, здоровый образ жизни, отдых выражены в наибольшей степени.
ВЫВОДЫ
1. Истоки учения о ценностях берут свое начало еще в античную эпоху. Система ценностных ориентаций влияет на активность человека, поскольку она позволяет соотносить индивидуальные потребности с осознанными личностью ценностями и нормами социума.
2. Многие ценности подростков и взрослых совпадают (милосердие, уважение и признание, здоровый образ жизни, отдых). Мы наблюдаем стремление всех поколений к формированию благоприятных отношений в обществе, социуме. Это очень важно, особенно в сложные периоды развития общества, когда распространены наркотики, алкоголь, насилие и жестокость.
3. В процессе работы мы выявили наиболее значимые ценности современных подростков - любовь, помощь другим, взаимоуважение, дружба, семья, здоровый образ жизни, отдых и стремление к познанию природы, искусства и т.д.
Но по отношению к природе большинство участников эксперимента относятся потребительски, а не с точки зрения важности.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 207.36 КБ |
Государственное учреждение дополнительного образования Республики Коми
« Республиканский центр экологического образования»
Объединение “Потенциал”
Ценностные ориентации современных подростков
Работу выполнила: Хозяинова София, учащаяся 11 класса Руководитель: Н.Н. Александрова, педагог дополнительного образования |
Сыктывкар
2015
Содержание:
Раздел | Стр. |
Введение | 4 |
Обзор литературы | 5 |
Материал и методы исследования | 6 |
Результаты | 6 |
Выводы | 16 |
Источники информации | 17 |
Приложение | 18 |
ВВЕДЕНИЕ
В мире, нас окружающем, в изобилии есть различные предметы, вещи, явления, ситуации, объекты. У каждого человека - своя картина мира. Она складывается благодаря многим факторам - тому, что в нас вложили наши родители, тому, какой пример они нам показывали, тому, что в нас вложили наши педагоги, какие фильмы мы смотрели, какие книги читали. Ценности выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью. Ценности усваиваются индивидом и становятся «внутренними» регуляторами его поведения. Каждый день мы выстраиваем свою жизнь исходя из собственных потребностей, каждый день мы делаем выбор в пользу тех или иных ценностей, человеческих отношений, выбираем, какие дела необходимо решить сиюминутно, не откладывая на завтра, а какие - могут подождать. Выбор мы оставляем на том, что важно для нас самих, вне зависимости от мнения по этому поводу других. Мы сами делаем нашу жизнь такой, какая она есть. Каждый из нас является автором своей жизни. Так движется жизнь. И движется она стремительно. Мы испытываем счастье, радуемся, мечтаем, планируем, влюбляемся, иногда огорчаемся, печалимся, тревожимся. Наша большая жизнь складывается из мелочей, на которых мы останавливаем свой выбор [Прил. 3].
Проблема становления ценностей в подростковом возрасте волнует многих ученых, так как именно в этом возрасте формируется большинство наиболее значимых личностных структур молодых людей.
Актуальность:
Система ценностных ориентаций влияет на то, как будет развиваться личность, её отношение к окружающим людям, к миру, к самому себе. Ценностные ориентации мотивируют человека, формируют принципы, которыми человек руководствуется на протяжении всей своей жизни.
Нравственные ценности и идеалы разных поколений часто не совпадают. Проблема разрушения и восстановления нравственных, духовных и психических основ личности является наиболее актуальной в контексте глобальных изменений последнего столетия.
Мне было интересно выявить и сравнить ценностные ориентации современных подростков и старших поколений.
Цель: Изучение ценностных ориентаций современных подростков.
Задачи:
Обзор литературы
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни"[1].
Истоки учения о ценностях берут свое начало еще в античную эпоху. Одним из первых философских текстов, в котором понятие ценности приобретает самостоятельное значение, можно считать псевдоплатоновский диалог «Гиппарх», где предпринимается одна из первых попыток сопоставления объемов «ценного» и «благого».
У Аристотеля сравнительная ценность благ соотносится с категорией цели: ценнее то благо, которое ближе к цели; из двух благ более ценно то, которое является таковым не только «для меня», но и «вообще».
Принципиально новый смысл понятие ценности обретает в сочинениях И. Канта: ценность нравственных поступков соотносится не с «природными» расположениями души, но с тем противодействием, которое оказывает этим расположениям направляемая разумом воля. И. Кант вводит понятие «абсолютной ценности» воли, стремления исполнить нравственный закон ради самого закона. Все имеет лишь ту ценность, которую определяет нравственный закон. Свои аксиологические идеи И. Кант изложил в «Критике практического разума» (1788), «Критике способности суждения» (1790) и др. сочинениях.
В современной отечественной литературе, посвященной философско-аксиологической проблематике, выделяются научные исследования, рассматривающие категорию ценность в контексте нравственного и эстетического развития личности (Авалиани, 1989; Выжлецов, 1984, 1996; Дробницкий, 1966, 1974, 2002; Здравомыслов, 1986; Каган, 1997; Левиашвили, 1990; Столович, 1972, 1994; Чавчавадзе, 1984 и др.).
Анализируя ход мировой истории, исследователи выявили своеобразие каждого этапа общественного развития. Общество, согласно социологическому подходу, является своеобразной системой убеждений и ценностей, выражающих дух того или иного народа.
Система ценностных ориентаций влияет на активность человека, поскольку она позволяет соотносить индивидуальные потребности с осознанными личностью ценностями и нормами социума. Ценностные ориентации личности формируются в процессе адаптации, социализации и индивидуализации.
Данные теоретические воззрения ученых показывают необходимость изучения ценностей современных подростков с учетом ценностно-нормативного кризиса в условиях социально-экономической трансформации современной общественной жизни. Однако необходимо подчеркнуть, что социально-психологический подход к определению ценностей заключается не в рассмотрении ценностной системы общества как внешней по отношению к человеку совокупности норм и правил, а в анализе социально обусловленного характера принятия ценностей и норм общества личностью. [2]
Первые нравственные ценности формируются в самом раннем детстве. Родители воспитывают ребенка, объясняют ему, что хорошо, а что плохо.
В это время ребенок пытается подражать родителям и верит всему, что ему скажут взрослые. Но он растет, попадает в ситуации выбора и учится принимать решения и делать выводы самостоятельно.
В переходном возрасте система ценностей подвергается серьезному влиянию со стороны сверстников. На фоне гормональных всплесков возможны частые перемены взглядов, сопротивление позиции, навязываемой родителями, и постоянный поиск ответов на значимые вопросы. Существенная часть нравственных убеждений приобретается именно в этом возрасте и остается с человеком на всю жизнь. В последствие, конечно, они могут меняться в сложных жизненных ситуациях и под влиянием людей, которые считают авторитетными. [3]
Человек, являясь существом общественным, не может не подчиняться определённым правилам. Это необходимое условие выживания человеческого рода, целостности общества, устойчивости его развития. [4]
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Работа по изучению ценностных ориентаций была проведена в течение 2015 года. В исследовании участвовали 20 учащихся 10 «ю», 25 учащихся 7 «э» классов СОШ № 26, 13 учащихся 10 класса гимназии, также 30 человек - взрослых. В работе использованы такие методы как: беседа, игра, анкетный опрос, статистическая обработка материала.
Все это позволило выявить количественные и качественные показатели социально-психологических особенностей ценностей людей. Различные блоки вопросов были направлены на выявление жизненных ценностей: толерантности, отношения к школе, семье, образовательных и профессиональных планов, отношения к средствам массовой информации и участию в общественных организациях, ориентаций в разных сферах. Анкеты и содержание игры прилагаются (Прил. 1, 3).
РЕЗУЛЬТАТЫ
С учащимися 7, 10 классов я провела беседу, которая является важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания её затруднений. Мы беседовали о значимости ценностей в жизни человека. Я спрашивала об их отношении к определенным жизненным ситуациям, связанных с наличием определенных ценностей. И предложила им выбрать 5 наиболее важных для них ценностей из 14-ти.
Наиболее часто выбирали такие ценности как семью, любовь, дружбу, материальные блага, здоровье и самореализацию. Я спрашивала испытуемого, почему он выбрал именно эти ценности. Большинство отвечали, что семья – это опора и поддержка; любовь помогает стать счастливым и нужным; дружба – это крепкая связь с человеком, с которым можно интересно провести время и получить помощь в определенный момент жизни. Материальные блага служат средством удовлетворения физиологических потребностей. Здоровье – основа долгой, счастливой и полноценной жизни. А самореализация помогает человеку стать личностью, почувствовать свою значимость и полезность обществу.
В следующей части работы представлены результаты, полученные при анализе анкет (Прил. 2; таблицы 1, 2, 3, 4) выявляющих значимые для подростков личностные качества и жизненные ценности.
Для выяснения нравственных качеств подростков и старшего поколения была предложена методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубнова», которая содержит 66 закрытых вопросов, направленных на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.
Ценности в обобщенном виде:
• Приятное времяпрепровождение, отдых;
• Высокое материальное благосостояние;
• Поиск и наслаждение прекрасным, природой;
• Помощь и милосердие к другим людям;
• Любовь;
• Познание нового в мире, природе, человеке;
• Высокий социальный статус и управление людьми;
• Признание, уважение людей и влияние на окружающих;
• Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе;
• Общение;
• Здоровье.
Степень выраженности каждой из ценностных ориентаций личности определяется с помощью ключа, представленного в бланке ответов. Соответственно этому подсчитывается количество положительных ответов во всех одиннадцати столбцах ценностей (описаны ниже по тексту). По результатам обработки индивидуальных данных построены диаграммы 1-8, отражающие выраженность каждой ценности.
Диаграмма 1
Степень выраженности ценностей в группе учащихся 10 класса СОШ
В результате анкетирования мы выяснили, что у подростков средней школы доминируют такие ценности как отдых, помощь окружающим, любовь к искусству и природе, уважение.
Наименее выражены такие ценности как социальная активность, власть, общение. Я считаю, что уменьшение ценности общения связано с развитием современных технических средств (интернет), которые занимают почти все свободное время.
Диаграмма 2
Степень выраженности ценностей в группе учащихся 10 класса
(гимназия)
Результаты анкетирования 10 класса учащихся гимназии показали, что у подростков преобладают такие ценности как отдых, милосердие, признание и уважение людей. Меньше всего выражены ценности: социальная активность, здоровье и стремление к познанию.
Диаграмма 3
Степень выраженности ценностей в группах учащихся 10 класса
Мы сравнили результаты анкетирования учащихся 10 классов школы и гимназии. Мы видим, что некоторые ценности схожи: помощь другим, уважение и признание окружающих, любовь, искусство и природа.
Диаграмма 4
Степень выраженности ценностей в группе учащихся 7 класса
Результаты анкетирования показали, что у подростков 13-14 лет выражены такие ценности как милосердие, уважение к себе и окружающим, стремление вести активный образ жизни. Наименее всего выражены: стремление к власти, социальная активность и материальные блага.
Диаграмма 5
Степень выраженности ценностей в группах учащихся старшего и среднего звена
У подростков выражены: помощь другим, милосердие, отдых, стремление вести здоровый образ жизни, уважение к себе и другим. Наименее выражены: Власть, социальная активность.
Диаграмма 6
Степень выраженности ценностей в старшем поколении
В данном опросе мы выяснили, что наиболее выражены такие ценности как стремление вести здоровый образ жизни, помощь другим, уважение к себе и другим. Наименее выражены стремление к управлению другими (власть) и социальная активность
Диаграмма 7
Степень выраженности ценностей у подростков и взрослых
Наиболее выражены такие ценности как помощь другим, стремление вести здоровый образ жизни, уважение к себе и другим. Такие ценности как помощь другим, уважение к себе и ближним совпадает в обеих возрастных группах.
Диаграмма 8
Степень выраженности ценностей в 7 классе, 10 классе и у взрослых
Практически все категории ценностей по степени выраженности совпадают во всех возрастных группах. Такие ценности как милосердие, уважение и признание, здоровый образ жизни, отдых выражены в наибольшей степени.
По результатам наших исследований получилось, что младшее поколение повторяет взгляды и интересы своих родителей. Возможно, это связано с проблемами в современном обществе, с периодическими перестройками в социальной и политической структуре.
Для учащихся 10 класса была также проведена игра «Ценности».
Молодым людям были представлены 25 карточек, 10 из которых были избраны как «наиболее необходимые» для жизни.
В основном подростки выбирали семью, пищу, дом, деревья, шоколад, науку, корову, медицину, смартфон.
Не были выбраны: божья коровка, дятел, солнце, одежда
После того, как были выбраны все картинки, я задала такие вопросы:
1. Какой мир мы создали?
2. Все ли в нем хватает?
3. Хочется ли изменить этот мир?
4. Что бы вы изменили?
5. Получилось ли создать нужную картину мира?
6. Почему? Что упустили?
Я предложила школьникам поменять некоторые «ценности» на другие.
Нашлись такие, кто хотел выбрать дятла, солнце. Они пытались убедить других, что это тоже важно.
Я заметила, что чем младше подросток, тем более для него важны материальные ценности (одежда, смартфон)
Некоторые, кто, казалось бы, не особо интересуется окружающим миром, уверяли других, что даже божья коровка имеет свою ценность, имеет право на жизнь.
Дальше я предложила школьникам, представить, что они остались одни на планете. Но у них остались все ценности, которые они выбрали. Что их них самое ценное? И мы пришли к выводу, что ещё одна важнейшая ценность в мире – это человек. Без других людей наша жизнь кажется тщетной и бессмысленной. Поэтому важно понимать и принимать других. Человек – это биопсихосоциальное существо. Поддержка близких необходима каждому из нас.
Я задала вопросы:
Почему вы выбрали дерево, корову?
Почему вы не выбрали насекомое, птицу?
Корову выбрали, потому что она дает молоко, пропитание, шкуру.
Дерево – это кислород, отдых.
В итоге были выбраны ценности, которые выражали только потребительское отношение к ним, т.е. нужны нам для чего-то. Но мало кто сказал, что каждое живое существо имеет право на существование в этом мире, на жизнь, как и мы люди.
Я провела несколько схожих работ по выяснению ценностных ориентаций у молодых людей. И получилось так, что они во многом сошлись.
По результатам анкетирования мы выяснили, что многие ценностные ориентации у подростков и взрослых совпадают (помощь другим, уважение, любовь, материальные блага). Отдых как ценность у подростков выше. Я считаю, это потому, что я проводила анкетирование во время учебного года, именно в этот период молодые люди сильно устают после учебного дня. Следовательно, отдых как ценность имеет свою значимость. Материальные блага примерно на одном уровне. Я рассматривала в качестве материальных благ не только деньги, но и различные бытовые предметы, удовлетворяющие наши потребности (телефон, украшения, компьютер). Такие ценности как природа и искусство преобладают в большей степени у подрастающего поколения. Я объясняю это тем, что подростки многим интересуются и ищут различные методы самовыражения. Это проявляется в развитии таких навыков как рисование, лепка, фотография, музыкальные способности человека. Подростки также посещаю различные кружки (кружок бережного отношения к природе, художественная школа), что тоже вносит свой вклад в их развитие и интересы. Помощь другим и милосердие сильно выражены в обеих возрастных категориях. Я считаю это отличным результатом, так как именно взаимопомощь и милосердие учат нас толерантности и поддерживают взаимоотношения между людьми. Любовь ценят и взрослые, и дети. Это положительный результат. Любовь является важной составляющей успешной и счастливой семьи. Познание как ценность преобладает у молодых людей. Я считаю это вполне нормальным результатом. Подростки ещё только познают окружающий мир. Любознательность, интерес ко всему новому и неизведанному является естественным. Стремление к управлению, власть больше выражено у молодого поколения. Я думаю, это связано с тем, что молодежь ещё не определилась с выбором призвания в жизни. У них есть свобода, увлечения и свой взгляд на жизнь. Чтобы найти своё место в обществе, надо проявить смелость и не бояться жизненных трудностей. Подростки ценят власть не только потому, что это позволит кем-то командовать. Власть (власть – желание управлять, организовывать, командовать другими людьми) для подростков - это способность самореализоваться, показать свою значимость, проявить скрытые личностные качества. Такую ценность как взаимоуважение считают важной в обеих возрастных группах. Это похоже на знаменитую пословицу: " Относись к другим так, как хочешь, чтоб относились к тебе". Уважая интересы других людей, ценят и твои интересы. Это важный фактор в формировании благоприятных отношений в обществе. Социальная активность выражена ниже среднего в обеих группах. Мне кажется это связано с тем, что подростки просто не осознают пользу от участия в общественной жизни. Социальная активность развивает в человеке такие качества как общительность, трудолюбие, целеустремленность, расширяет кругозор, позволяет почувствовать свою значимость в общественной жизни. Мне кажется, повысить социальную активность подростков можно, если у них появится какой-либо стимул.
Общение ценится больше подростками. Это сказывается влияние сверстников, очень характерное в период юности. Здоровье взрослые ценят в большей степени. Но и у подростков данная ценность достаточно на высоком уровне. Думаю, это связано с тем, что в наше время здоровый образ жизни активно приветствуется.
По результатам беседы я выяснила, что подростки предпочитают ценности, связанные с отношениями людей. Это и любовь, и дружба, и семья.
По итогам игры я подтвердила свои результаты, связанные с отношениями людей. И выявила, что молодые люди интересуются природой. Но в большей степени в потребительских целях.
В результате работы мы выявили наиболее значимые ценности подростков. Самые популярные ценности - это ценности связанные с общественными отношениями (Любовь, помощь другим, взаимоуважение, дружба, семья). Так же молодое поколение ценит здоровый образ жизни, приятное времяпрепровождение и стремится к знаниям (искусство, природа и всё, что нас окружает).
ВЫВОДЫ
Но по отношению к природе большинство участников эксперимента относятся потребительски, а не с точки зрения важности.
Благодарности
Выражаем благодарность методисту Коми «РЦЭО» Социховской Ольге Николаевне за помощь в проведении игры «Ценности».
Источники информации
Приложение 1
Анкета
«Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубнова» для изучения реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.
Инструкция: Отвечайте по возможности быстро, долго не задумываясь над каждым вопросом. Помните, что плохих или хороших ответов нет, есть только ваше собственное мнение. Отвечать нужно «да» или «нет». В бланке ответов это соответственно «+» или «-», которые нужно поставить рядом с номером вопроса.
Опросник
1. Любите ли вы лежать на диване и ничего не делать?
2. Любите ли вы сами зарабатывать деньги и получать от этого удовольствие?
3. Часто ли вас посещает мысль, что хочется сходить в театр или на выставку?
4. Часто ли вы помогаете близким по хозяйству?
5. Считаете ли вы, что любовь - определяющее чувство в жизни?
6. Любите ли вы читать книги о чем-то новом и неизведанном вам?
7. Хотите ли вы стать боссом (начальником какой-нибудь компании)?
8. Хотите ли вы, чтобы вас уважали ваши друзья за ваши личные качества?
9. Хотите ли вы сами принимать участие в каких-либо общественных мероприятиях (митингах, забастовках) в пользу близкого вам населения?
10. Считаете ли вы, что без общения с друзьями ваша жизнь будет тусклой и безрадостной?
11. Считаете ли вы, что было бы здоровье, а все остальное приложиться?
12. Часто ли вам хочется расслабиться (послушать легкую музыку, например)?
13. Вы избрали свою профессию в основном потому, что она может приносить большой материальный заработок?
14. Считаете ли вы, что в жизни важно уметь играть на музыкальных инструментов, рисовать и т.п.?
15. Если кто - то из ваших знакомых заболел, выберете ли время, чтоб его навестить?
16. Ваш брак заключен (будет заключен) по любви?
17. Любите ли вы читать научно-популярные книги?
18. Хотели ли вы в школе стать каким-либо организатором?
19. Если вы совершили неблаговидный поступок по отношению к друзьям или сотрудникам, будите ли вы переживать по этому поводу?
20. Считаете ли вы, что путем общественных действий (митингов, собраний) можно что-либо изменить в общественной жизни?
21. Можете ли вы спокойно обойтись без частого общения со своими знакомыми?
22. Считаете ли вы, что необходимо каким - либо образом укреплять свое здоровье? (плавать, бегать, играть в теннис)?
23. Главное для вас- ваше настроение в данный момент?
24. Считаете ли вы, что главное – это приобрести дом, машину и другие материальные ценности?
25. Любите ли вы гулять по лесу, по парку?
26. Как вы считаете, нужно ли помогать материально тем, кто просит милостыню, или нет?
27. Любовь - это чувство, которое рождается и умирает?
28. Хотели бы вы стать ученым или научным сотрудником?
29. Власть - это почетно и значимо или от нее больше хлопот и всяких неприятностей?
30. Хотели ли вы, чтоб у вас было больше друзей?
31. Приходило ли вам в голову заняться переустройством какой-либо общественной (клуба, консультационного пункта, института)?
32. Много ли вы свободного времени вы хотели бы уделять общению?
33. Часто ли вы задумываетесь о своём здоровье?
34. Считаете ли вы, что очень важно уметь доставлять себе удовольствие?
35. Если все начать сначала, выбрали бы вы сейчас более высокооплачиваемую работу, чем настоящая?
36. Хотели бы вы заняться фотографией?
37. Считаете ли вы, что нужно обязательно помочь упавшему человеку?
38. Чувство любви для вас - это первооснова жизни или нет?
39. Часто ли вы задаете вопрос себе «А почему именно так?»
40. Хотели бы вы «делать» политику?
41. Часто ли ваш внутренний голос задает вам вопрос «А уважают меня окружающие?»
42. Являются ли для вас общественные явления предметом обсуждения на работе или дома?
43. Если вы три дня проведете на необитаемом острове, умрете ли вы от одиночества?
44. Катаетесь ли вы на лыжах, чтоб укрепить свое здоровье?
45. Часто ли вы подолгу мечтаете, лёжа с закрытыми глазами?
46. Главное в Жизни - это делать деньги, создавать собственный бизнес?
47. Часто ли вы покупаете картины и другие художественные изделия или хотели бы их купить?
48. Если кто-то из ваших близких надолго заболел, будете ли вы без его обсуждений выполнять его
обязанности по хозяйству?
49. Любите ли вы маленьких детей?
50. Хотели бы вы создать какую-нибудь свою «теорию» (относительности, таблицу и т.п.)?
51. Хотели бы вы быть похожим на кого- либо известного человека (актера, политика, бизнесмена)?
52. Важно ли вам, чтобы вас уважали сослуживцы за ваши профессиональные знания?
53. Хотели бы вы в настоящее время что-либо сами предпринять в политике?
54. Вы человек решительный?
55. Ходите ли вы в сауну, бассейн, баню, занимаетесь ли аэробикой для поддержания хорошего физического состояния?
56. Нормальный отдых - это чрезвычайно важно, не так ли?
57. Считаете ли вы, что очень важно накопить материальные средства и передавать их детям?
58. Хотелось бы вам когда-нибудь самому нарисовать картину или сочинить музыку?
59. Когда маленький ребенок плачет - это «крик о помощи»?
60. Для вас важнее любить самому, чем быть любимым?
61. «Во всем хочется дойти до самой сути» — это про вас?
62. Вы хотели бы, чтоб ваши дети стали знаменитыми людьми?
63. Хотели бы вы, чтобы сослуживцы обращались к вам за помощью в личном плане как к человеку?
64. В общественной жизни пусть остается все, так как есть?
65. Общение - это лишь пустая трата времени?
66. Здоровье - это не самое главное в жизни, не так ли?
Бланк ответов
Номер вопроса
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44
45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55
56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Приложение 2
Таблица 1
Результаты анкетирования 7 класс
Бутин Илья | 0,67 | 0,33 | 0,67 | 0,67 | 0,67 | 1 | 0,33 | 0,5 | 0,83 | 0,5 | 0,5 |
Белоусова Анна | 1 | 0,83 | 1 | 1 | 0,67 | 0,67 | 0,83 | 0,83 | 0,5 | 0,83 | 0,67 |
Кузев | 0,83 | 0,67 | 0,67 | 0,67 | 0,33 | 0,67 | 0,33 | 0,83 | 0,17 | 0,67 | 0,83 |
Наборщикова Ира | 1 | 0,67 | 0,33 | 1 | 0,83 | 0,5 | 0,83 | 1 | 0,83 | 0,67 | 0,67 |
Расковалов | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,67 | 0,83 | 0,5 | 0,83 | 0,67 | 0,33 | 0,83 | 1 |
Мирющенко | 0,5 | 0,33 | 1 | 0,83 | 0,67 | 0,83 | 0,67 | 0,83 | 0,83 | 0,83 | 1 |
Мишкин | 1 | 0,83 | 0,67 | 0,5 | 0,33 | 0,5 | 0,67 | 1 | 0,67 | 0,67 | 0,17 |
Арина | 0,5 | 0,5 | 0,67 | 0,83 | 0,67 | 0,33 | 0,33 | 0,5 | 0,33 | 0,83 | 1 |
Гущина | 0,83 | 0,5 | 0,33 | 0,83 | 0,67 | 0,33 | 0,5 | 0,67 | 0,17 | 0,83 | 1 |
Котов | 1 | 0,33 | 1 | 0,83 | 0,83 | 0,17 | 0,33 | 0,83 | 0,33 | 0,5 | 0,83 |
Саша | 0,33 | 0,5 | 0,33 | 1 | 0,5 | 0,83 | 0,5 | 0,67 | 0,33 | 0,67 | 1 |
Голубев Максим | 0,5 | 0,5 | 0,33 | 1 | 0,67 | 0,83 | 0,67 | 1 | 0,83 | 0,67 | 0,83 |
Анастасия | 1 | 0,67 | 0,67 | 0,83 | 0,67 | 0,67 | 0,67 | 0,83 | 0 | 0,5 | 0,83 |
Краснов | 0,5 | 0,67 | 0 | 0,67 | 0,67 | 0,17 | 0,33 | 0,5 | 0,67 | 0,33 | 0,33 |
Артем Ф. | 0,83 | 0,67 | 0,5 | 0,83 | 0,5 | 0,33 | 0,67 | 0,83 | 0,5 | 0,67 | 1 |
Васильева Настя | 0,83 | 0,33 | 0,67 | 0,83 | 0,67 | 0,5 | 0 | 0,33 | 0,5 | 0,5 | 0,83 |
Миша Ч. | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,67 | 0,67 | 0,5 | 0,5 | 0,83 | 0,5 | 0,5 | 0,83 |
Цыкина Дарья | 0,67 | 0,33 | 0,67 | 0,83 | 0,67 | 0,5 | 0,33 | 0,83 | 0,17 | 0,67 | 0,5 |
Корнеев | 0,67 | 0,5 | 0,5 | 1 | 0,83 | 0,33 | 0,5 | 0,5 | 0,33 | 0,5 | 0,67 |
Княжев | 0,5 | 0,5 | 0,33 | 1 | 0,67 | 0,67 | 0,17 | 0,67 | 0,5 | 0,5 | 0,67 |
Попова Е | 0,33 | 0,33 | 1 | 0,83 | 0,5 | 0,5 | 0,17 | 0,5 | 0,33 | 0,67 | 0,67 |
е | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,83 | 0,5 | 0,5 | 0,33 | 0,67 | 0,5 | 0,67 | 0,5 |
п | 0,17 | 0,33 | 0,67 | 0,67 | 0,67 | 0,17 | 0 | 0,33 | 0,33 | 0,5 | 0,33 |
о | 0,17 | 0,33 | 0,67 | 1 | 0,83 | 0,5 | 0,67 | 0,83 | 0,83 | 0,67 | 0,33 |
у | 0,67 | 0,67 | 0,67 | 0,83 | 0,83 | 0,83 | 0,33 | 1 | 0,67 | 0,67 | 0,67 |
Среднее 7 класс | 0,66 | 0,51 | 0,59 | 0,83 | 0,64 | 0,53 | 0,46 | 0,72 | 0,48 | 0,63 | 0,71 |
Таблица 2
Результаты анкетирования по 10 классу (школа)
Фамилия, школа | Отдых | Высокое материальное благосостояние | Поиск и наслаждение прекрасным | Помощь другим | Любовь | Познание нового в мире, человеке, природе | Высокий социальный статус и управление людьми | Признание и уважение людей и влияние на окружающих | Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе | Общение | Здоровье |
Каратаева | 0,67 | 0,33 | 0,17 | 0,67 | 1 | 0,17 | 0 | 0,67 | 0 | 0,5 | 0,83 |
Терентьева | 0,5 | 0,33 | 0,83 | 0,33 | 0,17 | 0 | 0,17 | 0,67 | 0 | 0,33 | 0,33 |
Поляков Н. | 0,33 | 0,5 | 0,33 | 0,5 | 0,33 | 0,33 | 0,5 | 0,33 | 0,17 | 0,33 | 1 |
Напалкова | 0,67 | 0,17 | 0,17 | 0,67 | 0,5 | 0,33 | 0,17 | 0,33 | 0,17 | 0,33 | 0,67 |
Ульнырова К. | 0,67 | 0,33 | 0,83 | 0,67 | 0,83 | 0,5 | 0,5 | 0,33 | 0 | 0,5 | 0,33 |
Румянцева М. | 0,83 | 0,5 | 1 | 0,83 | 0,5 | 0,83 | 0,67 | 0,83 | 0,17 | 0,5 | 0,5 |
Бурнышева М. | 0,5 | 0,33 | 0,67 | 0,83 | 0,33 | 0,5 | 0,67 | 0,67 | 0,67 | 0,5 | 0,83 |
Борисов М. | 0,83 | 0,5 | 0,5 | 0,67 | 0,5 | 0,83 | 0,5 | 0,83 | 0,5 | 0,33 | 0,67 |
Коткова С. | 0,5 | 0,17 | 1 | 0,83 | 0,17 | 0,67 | 0,33 | 0,83 | 0,67 | 0,33 | 0,67 |
Монгалёва Е. | 0,5 | 0,33 | 1 | 1 | 0,5 | 0,83 | 0,33 | 1 | 0,5 | 0,33 | 0,5 |
Пантелеева Д. | 0,83 | 0,17 | 0,67 | 0,83 | 0,67 | 0,83 | 0,67 | 0,83 | 0,17 | 0,5 | 0,5 |
Чорняк С. | 0,67 | 0,33 | 0,83 | 0,83 | 0,67 | 0,5 | 0,33 | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,67 |
Фалалеева А. | 0,5 | 0,67 | 1 | 0,67 | 0,33 | 0,5 | 0,5 | 0,17 | 0,67 | 0,33 | 0,67 |
Таламанова К. | 0,83 | 0,5 | 0,83 | 0,83 | 0,67 | 0,67 | 0,33 | 0,83 | 0,33 | 0,33 | 0,67 |
Гаврилов А. | 0,83 | 0,67 | 0,17 | 0,83 | 0,33 | 0,17 | 0,33 | 0,67 | 0,5 | 0,33 | 0,67 |
Шохсанам Р. | 0,67 | 0,67 | 0,33 | 0,67 | 0,5 | 0,83 | 0,5 | 0,83 | 0 | 0, 83 | 0,67 |
Полякова Я. | 0,5 | 0, 67 | 1 | 0, 83 | 0,33 | 0,83 | 0,5 | 0,67 | 0,17 | 0,17 | 0,5 |
Аксенова О. | 0,67 | 0 | 0,17 | 0,5 | 0 | 0,17 | 0 | 0,17 | 0 | 0,17 | 0,33 |
Хозяинов Н. | 0,83 | 0,67 | 1 | 0,67 | 0,67 | 0,83 | 0,83 | 0,83 | 0,33 | 0,33 | 0,33 |
Бобрецов И. | 0,67 | 0,67 | 0,17 | 0,83 | 0,33 | 0,17 | 0,17 | 0,67 | 0,17 | 0,5 | 0,83 |
Уманцев А. | 1 | 0,17 | 1 | 0,67 | 0,67 | 0,83 | 0 | 0,67 | 0,17 | 0,33 | 0,17 |
Среднее шк. 26, 10 кл. | 0,66 | 0,44 | 0,71 | 0,75 | 0,46 | 0,61 | 0,47 | 0,68 | 0,33 | 0,39 | 0,59 |
Общее по всем | 0,73 | 0,41 | 0,65 | 0,72 | 0,58 | 0,54 | 0,38 | 0,66 | 0,28 | 0,38 | 0,55 |
Таблица 3
Результаты анкетирования по 10 классу (гимназия)
Отдых | Высокое материальное благосостояние | Поиск и наслаждение прекрасным | Помощь другим | Любовь | Познание нового в мире, человеке, природе | Высокий социальный статус и управление людьми | Признание и уважение людей и влияние на окружающих | Социальная активность | Общение | Здоровье | |
А | 0,67 | 0,33 | 0,83 | 0 | 0,17 | 0,83 | 0,67 | 0,33 | 0,17 | 0,5 | 0,17 |
Б | 0,67 | 1 | 0,5 | 0,83 | 0,67 | 0,33 | 0,67 | 0,83 | 0,5 | 0,5 | 0,83 |
В | 1 | 1 | 0,83 | 0,5 | 0,5 | 0,33 | 1 | 1 | 0,83 | 0,5 | 0,17 |
Г | 1 | 0,17 | 0,67 | 1 | 0,83 | 0,5 | 0 | 0,83 | 0,33 | 0,5 | 0,67 |
Д | 0,83 | 0,5 | 0,83 | 0,83 | 0,83 | 1 | 0,83 | 0,83 | 0,83 | 0,83 | 0,5 |
Е | 0,83 | 0,5 | 0,83 | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,33 | 0,17 | 0,67 |
Ж | 0,83 | 0,5 | 0,5 | 0,83 | 0,83 | 0,67 | 0,67 | 0,5 | 0,67 | 0,67 | 0,5 |
З | 0,67 | 0,67 | 0,5 | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,67 | 0,83 | 0,67 | 0,5 | 0,83 |
И | 1 | 0,33 | 0,33 | 0,67 | 0,33 | 0,5 | 0,5 | 1 | 0,33 | 0,67 | 0,5 |
К | 0,83 | 0,5 | 0,67 | 0,83 | 0,83 | 0,33 | 0,17 | 0,33 | 0,17 | 0,33 | 0,33 |
Л | 0,67 | 0,5 | 0,67 | 0,83 | 1 | 0,5 | 0,67 | 1 | 0,67 | 0,67 | 0,67 |
М | 1 | 0,5 | 0,67 | 0,83 | 0,83 | 0,33 | 0,33 | 1 | 0,33 | 0,67 | 0,33 |
Н | 0,83 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,17 | 1 | 0,5 | 0,17 | 0,33 | 0,17 | 0,17 |
Общ | 0,83 | 0,54 | 0,64 | 0,74 | 0,61 | 0,49 | 0,55 | 0,7 | 0,47 | 0,51 | 0,49 |
Таблица 4
Результаты анкетирования взрослых
Отдых | Высокое материальное благосостояние | Поиск и наслаждение прекрасным | Помощь другим | Любовь | Познание нового в мире, человеке, природе | Высокий социальный статус и управление людьми | Признание и уважение людей и влияние на окружающих | Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе | Общение | Здоровье | |
34 | 0,67 | 0,33 | 0,33 | 0,67 | 0,67 | 0,33 | 0 | 0,33 | 0,17 | 0,5 | 0,5 |
23 | 1 | 0,5 | 0,83 | 0,83 | 0,83 | 0,83 | 0,5 | 0,67 | 0,67 | 0,5 | 0,5 |
26 | 0,83 | 0,5 | 0,67 | 0,83 | 0,67 | 1 | 0,5 | 0,83 | 0,83 | 0,67 | 1 |
28 | 0,33 | 0,5 | 0,17 | 0,83 | 0,5 | 0,33 | 0 | 0,5 | 0,17 | 0,17 | 0,83 |
47 | 0,33 | 0,33 | 0,5 | 0,83 | 0,83 | 0,33 | 0,33 | 0,5 | 0,67 | 0,33 | 0,83 |
42 | 0,83 | 0,67 | 0,67 | 0,83 | 0,5 | 0,67 | 0,5 | 0,67 | 0,5 | 0,67 | 0,83 |
31 | 0,33 | 0,5 | 0,67 | 0,67 | 0,67 | 0 | 0,33 | 0,67 | 0,5 | 0,33 | 1 |
36 | 0,5 | 0,33 | 0,83 | 0,83 | 1 | 0,83 | 0,5 | 0,83 | 0,5 | 0,5 | 0,67 |
59 | 0,5 | 0,17 | 0,5 | 0,83 | 0,5 | 0,67 | 0,17 | 0,5 | 0,67 | 0,5 | 0,33 |
60 | 0,33 | 0,17 | 0,33 | 0,83 | 0,67 | 0,5 | 0 | 0,83 | 0,17 | 0,17 | 0,67 |
47 | 1 | 0,67 | 0,33 | 0,83 | 0,83 | 0,17 | 0 | 0,67 | 0,17 | 0,33 | 0,83 |
48 | 0,67 | 0,67 | 0,17 | 1 | 0,33 | 0 | 0 | 0,33 | 0 | 0,17 | 0,67 |
39 | 0,83 | 0,33 | 0,33 | 0,67 | 0,17 | 0 | 0 | 0,67 | 0,17 | 0,83 | 0,5 |
44 | 0,83 | 0,5 | 0,17 | 0,67 | 0,17 | 0 | 0 | 0,5 | 0,17 | 0,5 | 0,83 |
50 | 0,67 | 0,83 | 0,67 | 0,83 | 0,5 | 0,33 | 0,67 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,83 |
40 | 0,67 | 0,67 | 0,33 | 0,83 | 0,67 | 0,5 | 0,33 | 0,83 | 0,17 | 0,5 | 0,83 |
39 | 0,83 | 0,5 | 0,17 | 0,83 | 0,83 | 0,17 | 0,17 | 0,17 | 0 | 0 | 0,83 |
54 | 0,33 | 0,5 | 0,33 | 0,67 | 0,33 | 0,17 | 0,33 | 0,33 | 0,17 | 0,17 | 0,5 |
34 | 0,67 | 0,33 | 0,17 | 0,5 | 0,5 | 0 | 0,33 | 0,17 | 0,17 | 0,17 | 0,67 |
49 | 0,83 | 0,67 | 0,33 | 0,67 | 0,67 | 0 | 0,33 | 0,67 | 0,17 | 0,67 | 1 |
54 | 0,33 | 0,33 | 0,5 | 0,67 | 0,5 | 0,17 | 0,33 | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,83 |
47 | 0,17 | 0,5 | 0,17 | 0,83 | 0,5 | 0,5 | 0 | 0,83 | 0,17 | 0,67 | 0,67 |
46 | 0,5 | 0,17 | 0,5 | 0,83 | 0,17 | 0,67 | 0,5 | 0,83 | 0,67 | 0,5 | 0,83 |
68 | 0,33 | 0,67 | 0 | 0,67 | 0,83 | 0,33 | 0,17 | 0,67 | 0,33 | 0,33 | 0,5 |
48 | 0,83 | 0,5 | 0,17 | 0,83 | 0,67 | 0,33 | 0,33 | 0,67 | 0,33 | 0,33 | 0,67 |
46 | 0,5 | 0,5 | 0,33 | 0,83 | 0,5 | 0,33 | 0 | 0,67 | 0,33 | 0,33 | 0,67 |
44 | 0,33 | 0,67 | 0,17 | 0,67 | 0,5 | 0,17 | 0,33 | 0,33 | 0,33 | 0,33 | 0,83 |
40 | 0,67 | 0,5 | 0,83 | 1 | 0,83 | 0,67 | 0,17 | 0,83 | 0,33 | 0,5 | 1 |
40 | 0,83 | 0,17 | 0,5 | 0,5 | 0,67 | 0 | 0,17 | 1 | 0,33 | 0,33 | 0,67 |
44 | 0,5 | 0,5 | 0,17 | 0,83 | 0,5 | 0,17 | 0,33 | 0,83 | 0 | 0,33 | 1 |
общ | 0,6 | 0,47 | 0,4 | 0,77 | 0,58 | 0,33 | 0,27 | 0,63 | 0,33 | 0,41 | 0,74 |
Приложение 3
Игра «Ценности»
В мире, нас окружающем, в изобилии есть различные предметы, вещи, явления, ситуации, объекты. У каждого человека - своя картина мира. Она складывается благодаря многим факторам - тому, что в нас вложили наши родители, тому, какой пример они нам показывали, тому, что в нас вложили наши педагоги, какие фильмы мы смотрели, какие книги читали.
Каждый день мы выстраиваем свою жизнь исходя из собственных потребностей, каждый день мы делаем выбор в пользу тех или иных ценностей, человеческих отношений, выбираем, какие дела необходимо решить сиюминутно, не откладывая на завтра, а какие - могут подождать. Выбор мы оставляем на том, что важно для нас самих, вне зависимости от мнения по этому поводу других. (Это важно мне, не важно, что скажут другие). Мы сами делаем нашу жизнь такой, какая она есть. Каждый из нас является автором своей жизни. Так движется жизнь. И движется она стремительно. Мы испытываем счастье, радуемся, мечтаем, планируем, влюбляемся, иногда огорчаемся, печалимся, тревожимся...
Наша большая жизнь складывается из мелочей, на которых мы останавливаем свой выбор.
Я предлагаю вам сыграть в игру «Ценности», с которой нас познакомили педагоги-экологи из Швеции.
Ход игры:
У меня есть 25 карточек, на которых изображены жизненные явления, объекты, предметы и вещи, с которыми мы ежедневно сталкиваемся в повседневной жизни, без которых наша жизнь уже кажется немыслимой.
Но! Правила игры позволяют вам выбрать только 10 карточек из 25, ваш выбор должен остановиться на тех, без которых вы точно не смогли бы вести полноценную жизнь с ощущением гармонии и счастья.
Я в определенной последовательности буду открывать вам карточки, а ваша задача - принять совместное решение - оставляете ли для себя изображенный на карточке объект или нет. Если выбираете, - я вывешу карточку на наш импровизированный стенд, если нет - отложу в сторону. Обязательное условие: решение должно быть совместным, НЕОБХОДИМО ВЫСЛУШАТЬ МНЕНИЕ КАЖДОГО ИГРОКА, даже если один человек выскажет свое мнение против данной карточки, она не будет вывешена, вы должны прийти к единому мнению, И ОБОСНОВАТЬ СВОЙ ВЫБОР.
Для проведения игры мне нужны 2 помощника, которые будут держать веревку.
Итак, приступаем.
ОБСУЖДЕНИЕ.
1. Какой мир мы создали?
2. Все ли в нем хватает?
3. Хочется ли изменить этот мир?
4. Что бы вы изменили?
5. Получилось ли создать нужную картину мира?
6. Почему? Что упустили?
Как вы работали при обсуждении? Все ли мнения были выслушаны? Получилось ли договориться? Слышали ли друг друга?
А теперь вы можете изменить сложившуюся картину мира, внести изменения.
Открываем оставшиеся карточки, есть ли среди них такие, которыми вы бы хотели заменить те, которые вами уже выбраны и вывешены.
А теперь каждый из вас представьте, что в ваших руках, у ваших ног есть все ценности, которые выбрали или не выбрали, у вас есть все, о чем только можно мечтать, но на планете остались вы остались одни в единственном числе, никого кроме вас нет, только ты один (одна). Нужны ли вам эти ценности? Почему не нужны? (Для чего нужны?)
Кроме материальных (предметных) ценностей есть самая главная ценность - это сам ЧЕЛОВЕК.
Ценность человеческих отношений, уважение к другому.
Понимание, умение слушать и услышать другого человека.
Пока мы не научимся понимать друг друга, доверять друг другу, построить идеальную картину мира не получится, которая бы устраивала всех.
Мы сами можем привнести изменения в свою жизнь, сделать ее лучше, краше, радостней, мы можем улучшить жизнь близких и дорогих нам людей.
ПОЧЕМУ ВЫБРАЛИ ДЕРЕВО?
ПОЧЕМУ НЕ ВЫБРАЛИ НАСЕКОМОЕ, ПТИЦУ?

Три орешка для Золушки

Просто так

Лиса-охотница

Северное сияние

Девчата