• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Вкус хлеба-какй он"

Опубликовано Буланов Константин Владимирович вкл 17.04.2016 - 17:55
Буланов Константин Владимирович
Автор: 
Колегова Алиса

Проект выполнен учащейся 9"с" класса МБОУ СОШ №1 г.Шатура Московской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_voyny.odt23.17 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 г.Шатуры

                     

Исследовательская  работа

на тему:

«Хлеб войны – какой он?»

Выполнила:

Ученица 9 «с» класса

Колегова Алиса

Руководитель:

Буланов К.В.

г.Шатура 2016 г.

                             

                       

Оглавление

Введение --------------------------------------------------------------------------с2

Основная часть :  «Хлеб войны - какой он?»-------------------------------с3

Заключение------------------------------------------------------------------------с6

Список литературы --------------------------------------------------------------с7

\Введение

Актуальность темы

   Существуют понятия, ценность которых не вызывает ни у кого сомнений. Это вода, земля, солнце, воздух и, конечно же, хлеб.

2,3слайд

           Хлеб - самая древняя еда человека. "Хлеб да соль!" - говорил по обычаю русский человек, приветствуя всех за столом. "Хлеб кушать!" - непременно отвечали ему.

4,5,6,7 слайд

            Нередко можно увидеть недоеденный, а то и целый кусок хлеба или булочку, небрежно брошенные на пол учениками, большинство из них не знают истинную цену хлеба, насколько он был дорог в годы Великой Отечественной войны, как он спасал жизнь людям, как тяжело доставался кусок хлеба людям на фронте, в глубоком тылу, в блокадном Ленинграде.

   8 слайд

 У войны был свой хлеб. Небогатый, отмеренный хлебной карточкой. И если сейчас, в год 69 –ой  Победы в Великой Отечественной войне, так важно писать о её ветеранах, то не менее важно вспомнить и о том, как в те годы обстояло дело с хлебом.

              Мы решили узнать, каким был хлеб войны, из чего его пекли, какое значение он имел во время войны.

9 слайд

 Я предположила, что военный хлеб по своему составу  был мало похож  на наш  современный хлеб.

10 слайд

Цель моей работы:  сохранение исторической памяти, изучить  состав и значение хлеба во время войны.

11,12 слайд

Задачи:

-расширить знания о значении хлеба во время войны;

 -узнать состав и испечь хлеб военного времени;  
- создать сборник рецептов военного времени;

-доказать, что хлеб войны  отличался от современного хлеба;

-выяснить, как относились к хлебу во время войны

через воспоминания людей военного времени;

- Изучить и внедрить литературу в проектную работу;

-Ознакомить учащихся с этой темой, провести анкету –

опрос по теме «Отношение к хлебу»;

- обобщить полученные результаты.

                                                                                                                                               2

Основная часть

Слайд13-17

Мы с моим учителем искали материал по нашей теме   в музее, посетили  детскую и в центральную библиотеку.

          На уроках мы говорили о войне. Зная отношение людей к хлебу в трудное время их жизни, мы задумались, а почему в настоящее время многие перестали ценить хлеб? Чтобы ответить на поставленные вопросы, я провела исследование на основе составленной анкеты.

В опросе приняли участие 16 учеников 9 класса

             Результаты проведённого исследования на основе составленной анкеты:

1. Все учащиеся нашего класса любят хлеб.

2. Употребляют его несколько раз в день.

3. Белый хлеб является наиболее любимым у ребят.  

4. Больше половины ребят считает, что хлеб является полезным продуктом.

5. Некоторые из опрошенных признались в том, что они не доедают кусочки хлеба.

Социологический опрос показал, что большинство третьеклассников ценят хлеб, но есть дети, которые  могут равнодушно пройти мимо брошенного хлеба на пол  или играть хлебом. К сожалению, есть родители, которые не беседуют со своими детьми о ценности хлеба. Результаты  ответов на 8 вопрос «Знаете ли вы состав хлеба во время войны?» натолкнули нас на эту интересную  тему.

          Я считаю, что все люди нашей страны не должны, не имеют права терять историческую память о военных годах, о цене хлеба в то время.

18 слайд

         Хлеб войны

Я помню хлеб, военный, горький.

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой корке, в каждой крошке

Был горький вкус людской беды.

19,20 слайд

             Хлеб  во время войны  был самым главным продуктом питания. Есть только одно слово, которое равнозначно слову «ХЛЕБ» - это то слово – «ЖИЗНЬ». Советское правительство сумело в  очень трудных  условиях организовать выпечку хлеба для фронта. Даже тогда, когда земля горела под ногами.

21-25 слайд

          Велики были трудности, но трудящиеся всей страны с честью выполняли свой патриотический долг. За годы войны колхозы и совхозы дали Родине много хлеба. Это были в основном женщины и  им помогали дети. Женщины научились водить тракторы и комбайны.

26, 27 слайд

               Труженики сельского хозяйства делали всё, чтобы обеспечить фронт и тыл продуктами питания, отказывая себе в самом необходимом. Голодно было везде. Через 26 дней после начала войны страна перешла на карточную систему.

Почему Россия устояла на краю пропасти и победила?

Что помогло ей прийти к Великой Победе?

             Немалая заслуга в этом людей, которые обеспечивали наших солдат, воинов, жителей оккупированных и блокадных территорий продовольствием, в первую очередь хлебом и сухарями. Всюду продолжали работать хлебозаводы, пекари выпекали хлеб.                                                                                                                                          3

                Многие пекари работали и с заводов не выходили, спали, где придется. У горячей печи стояли по 12-14 часов. Заменив  ушедших на фронт мужчин, трудились женщины. Мука поступала с перебоями, о вкусных добавках, об изюмах, цукатах, тмине старались не вспоминать.

        И стремление у всех было выстоять, помочь солдатам своим трудом, своим хлебом победить, одолеть врага.

28 слайд

         Часто случалось так, что доставить хлеб в нужное место было просто не возможно. И тогда прямо на местах, где шли бои, сами солдаты выпекали хлеб в печах, печи делали из глины или кирпича. Такая печь строилась обычно за 8 ч,  в ней можно было выпечь до 50 кг хлеба.

          Если муку не  успевали доставлять, то  хлеб готовили из того, что находили: мерзлые овощи, грибы, отруби, трухлявые пни, лебеду, сено, солому, древесную кору на мясорубке, все это перекручивали и получали «сырую блинную муку». Эту муку смешивали с картофельным пюре, добавляли туда соль, артиллерийский солидол и пекли блины.

Почему так сложно было с мукой?

Фашисты не случайно напали на нашу Родину в сорок первом в конце июня, когда все хлебные поля набирали силу. Первый удар был нанесен именно по хлебу. Горели поля пшеницы и ржи. Часто  немцы ходили по дворам и отбирали весь хлеб, муку и зерна.

Хлеб в те времена выпекали без соли — ее не было. К пресной еде привыкали мучительно.

30 -41 слайд

42-48 слайд Блокадный хлеб и хлеб военнопленных

В разных точках нашей страны, в военные годы хлеб готовили по разным рецептам.

«Ржевский» хлеб

Картофель варили, очищали, пропускали через мясорубку. Выкладывали массу на доску, посыпанную отрубями, охлаждали. Добавляли отруби, соль, быстро замешивали тесто и помещали его в смазанные жиром формы, которые ставили в духовку.

Хлеб «Сталинградский»

В годы войны ржаной муки было мало, и при выпекании хлеба для бойцов Сталинградского фронта широко использовалась ячменная мука.

Особенно вкусными с применением ячменной муки получались сорта хлеба, приготовляемые на закваске. Так, ржаной хлеб, в состав которого входило 30% ячменной муки, почти не уступал по качеству чисто ржаному.

 «Хлеб» фашистских концлагерей»

Многим волею судьбы пришлось пройти гитлеровские концлагеря. И кто там был, по сей день, помнят тот хлеб, которым кормили заключенных. Дело в том, что гитлеровцы выпекали для русских военнопленных особый хлеб по особому рецепту.

Назывался он «остен-брот» 21 декабря 1941 г. «только для русских».

Вот его рецепт:

отжимки сахарной свеклы – 40%, отруби – 30%, древесные опилки – 20%, целлюлозная мука из листьев или соломы – 10%.

«Блокадный» хлеб

Для обеспечения воинов и населения города на хлебозаводах было организовано производство хлеба из скудных резервов, а когда они закончились, муку стали доставлять в Ленинград по «Дороге жизни».

В состав блокадных буханок входило:

10–12% — это мука ржаная обойная, остальное – жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя.                            4

 Ровно 125 г – дневная норма святого черного блокадного хлеба.

Кукурузная лепёшка

-  Кукурузная мука – 200 г.

-  Обойный клей – 100г.

-  Вода – 100 г.

Хлеб из овса и лузги ячменя 

-  Овёс – 4 ст. л.

-  Лузга ячменя – 2 ст л.

-  Вода 100 г.

Ржаной хлеб

-  Рожь – 200 г.

-  Древесные опилки – 100 г.

-  Вода – 100 г.

 Слайд 49-59

В Санкт-Петербурге создан музей хлеба, здесь представлены разные виды хлеба, в том числе и  военный.

Результаты исследования.

60-61 слайд

           Изучив материал о всевозможных рецептах приготовления в военные годы, я на практике решила приготовить хлеб по нескольким рецептам и посмотреть, что из этого получиться. (показать)

          Возможно, хлеб на войне был не совсем таким, как получился у нас, так как мы пекли его в духовке, а не в глиняной печке, как это чаще всего бывало в то время.

        Хлеб по вкусу отличался очень сильно, хлеб для русских пленников есть невозможно.

Мы сказали:

-Как страшно, что такой хлеб пришлось, есть хоть день, не говоря уже про неделю или года.

-  Пусть никому больше не придется есть такой хлеб.

-  Этот хлеб совсем не похож на тот, что мы сейчас едим.

62-64 слайд

 Как  ученики в нашей школе едят.

Я подсчитала, что если каждый учащийся нашего класса в день не доест хотя бы 10г хлеба, то в целом это составит 160г  хлеба, в сутки  почти  640г.А в неделю это будет примерно 4480 граммов. Этого хлеба людям  блокадного Ленинграда хватило бы примерно на 35 дней. Нам есть над чем задуматься!

                                                                                                                                        5

Заключение

65-70 слайд

Книги о хлебе в событиях войны и мирное время.

       Я собрала богатую копилку сведений по нашей исследовательской работе. Сюда вошли: иллюстрации, статьи из газет и журналов, фотографии, книги, информация о хлебе из интернета.

         Работая над проектом, я вместе с одноклассниками записала воспоминания  своих родных, бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек, знакомых, соседей по дому о хлебе военного времени , сохранив тем самым историческую память о войне, собрали сборник стихотворений, пословиц  о хлебе. Прочитала много детских книжек о хлебе во время войны.

71 слайд

Выводы.

1.  В годы Великой Отечественной войны хлеб был большой ценностью.

2.  Рецепты и способы приготовления хлеба в военные годы и сегодня отличаются.

3.  Вкусовые качества военного хлеба отличаются от современного хлеба.

4. В процессе работы над выбранной темой я достигла поставленной цели и подтвердила выдвинутую мною гипотезу, что военный хлеб отличался от современного хлеба.

Работа над ее пополнением будет продолжаться.

Мы должны всегда помнить, сколько труда людей затрачено, чтобы мы ели хлеб и каждый день не знали голода. Никогда нельзя выбрасывать остатки хлеба, ведь ими можно накормить птиц, других животных в городе.

Пусть во всех домах мира будет хлеб! Ведь хлеб – это жизнь!

72 слайд

                                                                                                                                                   6

Список литературы:

1.  Алмазов Б. А. «Наш хлеб». Ленинград, Детская литература, 1985 г.

2. Б.А.Алмазов «Хлеб наш насущный» Лениздат, 1991 г.

3.Н.Ходза «Дорога Жизни», М.:  «Детская литература»,1979 г.

4.В. Степаненко «хлеб»,М.:Агропромиздат,1989г.

5.  Рассказы  местных жителей.

6 Газета «Менделеевские новости»,2013 г.,2014 г.

  7.Википедия, Интерент ресурсы

                                                                                                                                                   7


Поделиться:

Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"

Карандаши в пакете

В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое

Красочные картины Джастина Геффри

Солдатская шинель