Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 967.5 КБ |
Работа | 647.5 КБ |
Слайд 1
Исследовательский проект: «Хореографические картинки на тему мордовской свадьбы»Слайд 2
Подготовила ученица 4 Б класса МОУ «СОШ №36» г. Саранска Бурнаева Елизавета
Слайд 3
Обоснование выбора темы: Почему меня заинтересовала эта тема, да потому, что я много раз была на республиканском фестивале народного творчества «Шумбрат Мордовия», а также в Институте национальной культуры на выпускных спектаклях и концертах ансамбля танца «Мордовочка», где неоднократно видела танцевальные постановки на тему мордовской свадьбы.
Слайд 4
Актуальность исследовательского проекта заключена в проблеме воплощения оригинальных тем мордовской свадьбы средствами хореографии в начале XXI века.
Слайд 5
Объектом исследования являются литературные произведения на тему мордовской свадьбы Предметом исследования являются хореографические картинки на тему мордовской свадьбы
Слайд 6
Целью и задачами проекта можно считать: навыки работы с разными источниками информации; сравнительный анализ сценического танцевального творчества с традиционными свадебными обрядами мордвы-мокши и мордвы-эрзи ; применение современных информационных технологий для презентации исследовательского проекта .
Слайд 7
Свадьба как особый обрядовый ритуал является одним из немаловажных и, пожалуй, самых красивых событий в нашей жизни. Поэтому все народы уделяли этому событию особое внимание.
Слайд 8
Приведем сценические примеры мордовской свадьбы: балет «Зачем солнце рано пало», «Игра в свадьбу», «Хореографические картинки на тему мордовской свадьбы», «Вокально-хореографическая зарисовка свадебного обряда мордвы». Эти произведения поставлены на кафедре национальной хореографии Института национальной культуры Мордовского университета имени Огарева в начале XXI века. Существуют и другие хореографические постановки, например, балет «Алена Арзамасская» идет в Мордовском музыкальном театре имени Яушева.
Слайд 9
Отметим, что в основе рассмотренных хореографических произведений постановщики делали опору на ритуально-обрядовую практику мордвы, обращались к истокам этнического танца. Как говорит мой дедушка - «В нем есть народное своеобразие, пластическое решение, костюм с шумящее – звенящими украшения, в отличие от мордовского балета, в котором не синтез этнической пластики, а классический танец, элементы акробатики и танцевальная пантомима».
Слайд 10
Заметим, что рисунок этнического танца, положения рук, ног, головы и корпуса несли и несут в себе своеобразную пластическую систему знаков, вплетенную в религиозные и бытовые традиции народов. Руки, поднятые вверх, означают просьбу, мольбу; удары ногой по земле – оплодотворение; круг – солнце; квадрат – землю; треугольник вершиной вверх – женское начало, вершиной вниз – мужское и т. д.
Слайд 11
Сегодня эти символы утратили свое значение в сценическом танце. Они имеют иное звучание, развлекательное. Однако в профессиональном танцевальном искусстве есть присутствие этнических элементов, но в адаптированном виде. Примером служат приведенные нами хореографические произведения на тему мордовской свадьбы.
Слайд 12
Таким образом, сравнительный анализ сценического прочтения мордовской свадьбы с традиционным обрядовым действием помог нам сделать вывод: то есть у всех народов свадьба сопровождалась причитаниями, песнями, игровыми плясками, а сам свадебный обряд символизировал переход девушки из рода отца в род мужа.
Слайд 13
Поэтому структура свадебного обряда имеет не только региональные традиции, относящиеся к дохристианским истокам язычества, как это было и есть у двух крупных субэтносов мордвы: мордвы-эрзи и мордвы-мокши, но и внедрение современных реалий жизни.
Слайд 14
Спасибо за внимание!
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 36»
ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТИНКИ
НА ТЕМУ МОРДОВСКОЙ СВАДЬБЫ
Выполнила:
Бурнаева Елизавета
Руководитель:
Бурнаева С.Н.
учитель начальных классов
средней школы № 36
Саранск 2016
Содержание
Введение …………………………………………………………………...3
Глава 1. Сценические версии мордовской свадьбы в балетах …………6
1.1. Балет «Зачем солнце рано пало»
(«Чивалгома моро» – «Шивалгома мора») (2002г.) ….……...6
1.2. Балет «Игра в свадьбу» (2003г.) …………………………….14
Глава 2. Интерпретация танцевальных картинок
мордовской свадьбы ……………………………………….…18
2.1. Стилизованные действия мордовской свадьбы
в хореографических картинках ………………………….…..18
2.2. Вокально-хореографическая зарисовка
свадебного обряда мордвы …………………………………..21
Заключение ………………………………………………………………27
Список литературы ……………………………………………………...28
Введение
Жизненный путь человека – явление сложное и неоднозначное. Каждый проходит его по-своему, и путь отдельно взятого человека или этноса от этого приобретает непохожий ни на кого оттенок. Однако есть вехи, через которые проходит почти каждый: это рождение, взросление и становление, даже свадьба, с которой связано и воспитание детей, а также финал нашей жизни − смерть. Именно свадьба как особый обрядовый ритуал является одним из немаловажных и, пожалуй, самых красивых событий в нашей жизни. Все народы уделяли этому событию особое внимание.
Приведем примеры трактовок этого явления: С. И. Ожегов определяет свадьбу как «брачный обряд», В.И. Даль говорит, что «Свадьба ж. – обрученье, совершение брака, женитьба и замужество, повенчанье, со всеми брачными обрядами и пирушками», но по Ф. А. Брокгаузу и И. А. Эфрону свадьба означает «юридический, окончательный акт заключения брака, придающий последнему полную юридическую силу, но в прежнее время различались три акта, имевшие в разные эпохи неодинаковое значение: договор о браке с родителями невесты, передача невесты и плотское соединение». Именно поэтому новая иллюстрированная энциклопедия определяет свадьбу как множество обрядов, сопровождающих заключение брака: «сватовство, помолвка, ритуализированный переезд невесты из дома родителей в дом жениха, обмен подарками, пир и т. д.».
Мордовская свадьба в разных хореографических зарисовках представлена в балетах «Зачем солнце рано пало» («Чивалгома моро» – «Шивалгома мора») на музыку композиторов Н.В. Кошелевой и Г. В. Дулкина (2002), «Игра в свадьбу» (2003, либретто А. Г. Бурнаева и И. В. Алексеевой), «Хореографические картинки на тему мордовской свадьбы», (2013, либретто А. Г. Бурнаева) и других, на выпускных квалификационных работах студентов и их руководителей Института национальной культуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Аналогичная картина встречается и в национальном балете «Алена Арзамасская» (2012, либретто Ю. А. Кондратенко, балетмейстер А. А. Батраков) Мордовского государственного музыкального театра им. И. М. Яушева.
Сегодня новые балетные произведения на тему мордовской свадьбы помогают глубоко проникнуть не только в мудрость и своеобразие народных легенд мордвы, но самое главное знакомят с характерными свадебными образами, которые придают национальной хореографии загадочность и таинственность. Они рождают неординарную танцевальную лексику, сочетающую традиционные элементы этнического танца, свободную пластику с игровым настроением народных гуляний подчиненных драматургическому действию, отмечает в своих научных трудах А. Г. Бурнаев. «Вокально-хореографическая зарисовка свадебного обряда мордвы» показанная на сцене ДКИ МГУ им. Н. П. Огарева в 2015 году (хореография студентов выпускников направления подготовки «Народная художественная культура», рук. М. А. Костерина, музыка фольклорного ансамбля «Гайги моро», рук. Е. О. Модина (Кутаева)) показывает синтетику музыкально-танцевально-песенного материала и утверждает гипотезу нашего исследования.
Хореографические картинки на тему мордовской свадьбы
(Выпускной спектакль, кафедры национальной хореографии
ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва», 2013г.)
Актуальность исследовательского проекта
– рассмотрение вопроса о воплощении на сцене средствами хореографии оригинальных тем мордовской свадьбы в XXI веке.
Гипотеза исследования
– познание сценических версий мордовской свадьбы в комплексе всех ее аспектов.
Цель исследовательского проекта
– провести сравнительный анализ сценического танцевального творчества мордвы с изучением традиционных свадебных обрядовых действий мордвы-мокши и мордвы-эрзи, имеющий общую национальную основу.
Задачи исследовательского проекта
– приобрести навыки работы с разными источниками информации, уметь применять информационные технологии для презентации исследовательского проекта.
Объект исследования
– хореографические произведения на тему мордовской свадьбы.
Предмет исследования
– хореографические картинки на тему мордовской свадьбы.
Апробация результатов исследования
– сценическая практика народного хореографического искусства, теоретическое осмысление балетных спектаклей, танцевальная и литературная составляющие хореографических зарисовок на тему мордовской свадьбы и их образные решения не только имеют общую национальную основу, но и связаны с этнокультурным потенциалом музыкально-песенно-танцевально-пластического творчества мордвы-эрзи и мордвы-мокши.
Глава 1. Сценические версии мордовской свадьбы
1.1. Балет «Зачем солнце рано пало» («Чивалгома моро» – «Шивалгома мора»)
На тему сценических версий мордовской свадьбы сегодня существует бесчисленное множество танцевальных примеров. Для ясности предложенной темы попытаемся проанализировать выборочно отдельные хореографические спектакли. Например, студентами факультета национальной культуры Мордовского университета им. Н. П. Огарева в соавторстве с А. Г. Бурнаевым (доктором искусствоведения, профессором, заведующим кафедрой национальной хореографии, ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва»), поставлены одноактные балеты «Зачем солнце рано пало» («Чивалгома моро» – «Шивалгома мора») на музыку мордовских композиторов Н. В. Кошелевой и Г. В. Дулкина (2002). Остановимся подробнее на танцевальной, музыкальной и литературной составляющих спектаклей и их образном решении.
В основе хореографического произведении – «Зачем солнце рано пало» на музыку Н. В. Кошелевой, Г. В. Дулкина опора на ритуально-обрядовую практику мордвы дала ценные результаты: интересное сценическое решение первого в истории Мордовии национального балета продемонстрированного на сцене музыкального театра. Балетмейстеры обратились к истокам национального танца и создали по сценарию художественного руководителя и балетмейстера А. Г. Бурнаева спектакль, в котором своеобразное хореографическое действие благодаря синтезу свободной пластики, танцевальной пантомимы, этнического танца, классического балета, элементов неоклассики и акробатики помогло продемонстрировать незаурядные профессиональные и актерские качества исполнителей, отмечает сам автор спектакля.
В прологе юноши в мордовских костюмах с деревянными музыкальными инструментами в руках проходили в такт музыке по кругу лесной поляны и удалялись. В давние времена так отгоняли нечистую силу, утром пробуждали жителей села. Место событий выбрано не случайно: «У племен угро-финской расы языческий культ справлялся преимущественно в лесах». Сценическое оформление – лес и озеро – было продиктовано сюжетом и композицией спектакля.
Из глубины сценической площадки появляются девушки-судьбы в белых одеждах. Их танец символичен: это рассказ о предопределенности судьбы главных героев, нелегкой женской доле и одиночестве. Введение авторами «белых» сил – способ ярко высветить связующую канву истории, линию человеческой жизни. За ними выходят две девушки – мокшанка и эрзянка. Они встречаются с юношами, которые предлагают им руку и сердце. Лирические дуэты влюбленных пар, построенные в русле классического танца, прерывает шумное народное гулянье.
В первой картине нарядные юноши и девушки и пожилые люди в масках вовлекают главных героев в плясовой хоровод. Народное веселье представлено в балете пантомимными пластическими картинами осеннего обрядового мордовского праздника. Площадь заполнена множеством танцующих исполнителей в разноцветных народных костюмах. Массовый пляс сменяется шуточным сольным танцем старика и старухи, держащей в руках корзину с овощами и фруктами. Это гротесковое действие органично для спектакля: оно было характерной чертой мордовских обрядов. Танцы заканчиваются, и оживленные крестьяне уходят.
Авторы балета провели линию героев в народной сцене следующим образом: влюбленные пары в праздничной веренице национальных танцев то теряются, то встречаются, то меняются партнерами, разыгрывают друг друга и удаляются со сцены вместе с народом. Остаются лишь девушка-мокшанка и ее подруги, которые решили узнать свою судьбу, гадая на зеркале. Эта картина вводила в мир ритуальных языческих таинств мордвы, придавая балету волшебную загадочность. Вера в магические предсказания судьбы была распространена как в древности, так и в новейшее время, хотя сами приемы гадания, естественно, неодинаковы. Балетмейстеры использовали необходимые детали – зеркальный поднос, ковш и свечу (штатол), звенящие набедренные украшения, другие характерные элементы женского костюма. В древних языческих верованиях свеча обязательно присутствовала в ритуале. С особым тщанием хранимая родовая свеча – атянь штатол – универсальное средство организации родового коллектива, снимающее дихотомию и объединяющее в ходе обряда землю и небо, живых и мертвых, прошлое и настоящее, образуя единое пространственно-временное поле.
Главная героиня в ходе гадания снимает с головы украшения, распускает волосы, а подруги держат в руках оберег (талисман) и производят звон набедренными украшениями. Ношение украшений с колокольчиками в женском мордовском костюме обязательно при совершении торжественных обрядов, т. к. его истинный смысл не только отталкивание злых духов, но и привлечение внимания добрых сил божественным мелодическим звоном металла. Их магическая функция, заключавшаяся в защите от бед всего тела, была отражена в спектакле, но играла побочную роль этнического атрибута.
В лексике танца героини и ее подруг органично сочетались элементы модерна, свободной пластики и мордовской хореографии. Этот сплав придавал движениям и позам мягкость и особый драматизм, подчеркивает А.Г. Бурнаев.
Он указывает на самое важное обстоятельство в спектакле, что далее сюжет развивается трагично. На сцене появляется мордовская богиня Мастор-ава и бросает девушкам мужскую рубаху. Они в своеобразном сольном танце по очереди набрасывают ее на свои плечи. Главная героиня подходит к зеркалу и видит в нем то, что ей предрешено судьбой. От потрясения она лишается ума. Входят девушки-судьбы, держа на вытянутых руках покрывало-саван, и уносят мокшанку на плечах в иной мир – на небеса. Юноша, убитый горем, опускается на колени с поднятыми вверх руками, потом медленно встает, берется в отчаянии за голову и уходит. Дуэтная форма танца в национальном ключе высвечивала особую глубину переживаний. В нем соединялись этническая и классическая основы. Балетмейстерский прием органично связывал лирическое (женское) и лаконичное (мужское) начало.
Вторая картина начинается гаданием девушек со свистульками. Под исполнение мордовской песни «Горай» мужским фольклорным ансамблем «Торама» появляются юноши, прерывающие их занятие танцевальным шествием. Динамичный массовый мужской пляс в балете вносил особый колорит в развитие будущих обрядовых картинок свадебного сюжета. Незамысловатость рисунка и хореографического текста пляски соответствовали сдержанности подлинного мордовского мужского танца. Именно эта отличительная черта культуры мордвы контрастирует с поэтичностью женской хореографии, что отражено в пластике мизансцен гаданий.
Хореографические картинки на тему мордовской свадьбы
(Выпускной спектакль, кафедры национальной хореографии
ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва», 2013г.)
Гадание девушки-эрзянки с подругами на воде продолжает историю. Важную роль играли предметы, наделенные знаковым значением: ковш, рубаха, пулай (набедренное украшение). Сосуд с водой служил в обрядах орудием таинственного действия. В нем мордовские девушки пытались увидеть отражение своего любимого, а также будущую судьбу. «Заводящая» хороводных танцев всегда черпала воду из святого источника, передавала его девушкам, которые в свою очередь по цепочке смотрели в нем отражение небесных звезд, покачиваясь то в одну, то в другую сторону. Этот эпизод был взят авторами за основу сцены.
«Девичьи игрища» переходят в танец-заклинание, связанный с богиней плодородия Мастор-авой. Эрзянки зовут богиню и просят наградить их чадородием. Магический танец Мастор-авы состоял из мелкой пластики и дробных выстукиваний. Она вовлекает девушек в пляс, где изображает и мужчину. Те подчиняются гротесковому эротическому танцу богини, символизирующему акт совокупления. (Это характерное для мордвы явление вошло в языческую танцевальную культуру и существует до сего дня в национальном искусстве.) Девушки делают быстрые переборы ногами, поворачиваются в одну и другую сторону, одновременно меняя положение рук.
Массивный костюм Мастор-авы состоял из домотканой рубахи, головного убора, украшений и двух набедренных пулаев, одетых друг на друга. Один из них, предназначавшийся главной героине, готовой к деторождению, дополнял пластическую половозрастную характеристику. Воздушные туникообразные рубахи подружек с элементами мордовской вышивки не мешали исполнительницам выполнять выразительные ритмичные телодвижения в сценической трактовке магических обрядов. Быстро сменяющиеся движения, звенящие украшения, а иногда и выкрики помогали артистам раскрывать смысл пластики, выражать идею рождения новой жизни.
Особое место в заклинании отводилось мужской рубахе, которую Мастор-ава бросала девушкам. Они в характерном танце пытались выхватить ее друг у друга. С помощью этой картины балетмейстеры подчеркивали их неоднозначное отношение к замужеству: кого-то оно пугает, а кого-то, наоборот, радует.
Обрядовое действие девушек прерывает мужской пляс, переходящий в парный танец. Особенность праздничных игрищ мордвы – выбор жениха или невесты. Смешанная пляска соединяла два начала – мужское и женское – в единое целое. Следующая мизансцена – дуэт, заканчивающийся гибелью героя. Она углубляла трагическую коллизию спектакля. Юноша, который не смог вырваться из сатанинского круга черных сил, погибает в неравной борьбе. Девушка-эрзянка остается одна.
В балете наряду с этой линией судьбы героев балетмейстерами использовалась контрастная линия, которую воплощал образ девушек в белом и богини Мастор-авы. «Оправдано, что эти образы выполняют лишь внешнюю роль по отношению к внутренней динамике действия любовных дуэтов. Богиня безразлична и, вместе с тем, благостна и зла одновременно. Она лишь отмечает своим появлением переломные моменты в жизни человека, судьба которого вершится им самим».
В третьей картине богиня Мастор-ава сочетала функции свахи и повитухи. У многих народов мира именно эти женщины пользовались особым уважением, поскольку от них зависело соблюдение всех ритуальных действий в свадебном обряде и благополучное разрешение родов.
В спектакле большое значение имели геометрические рисунки, составляющие основу перемещения исполнителей по сценической площадке. Каждый из них нес определенный смысл, помогал раскрывать замысел сюжета.
Девушки-судьбы, танцуя, символическим действием соединяют эрзянку и мокшанина – представителей двух субэтносов мордвы. Юноша влюбляется в девушку. Лирический дуэт влюбленной пары, который нес идею зарождения новой жизни, заканчивается. Мастор-ава благословляет их союз и уводит юношу с собой. Она возвращается в тот момент, когда на свет должен появиться ребенок. Согласно описаниям обряда при родах могла присутствовать лишь повитуха: «В качестве повитухи предпочитали здоровую женщину, имевшую много детей и внуков… Для облегчения родов роженице расплетали косы, расстегивали одежду, открывали двери, заставляли мужа перепрыгивать через жену три раза».
Стоя у ног эрзянки, Мастор-ава делает вращательные движения бедрами, наклоняется, протягивает руки вперед, как бы помогая женщине благополучно родить и принять ребенка. Раздается крик новорожденного. Богиня с благоговением покидает сцену, выполнив одну из главных миссий в драматургии национального балета.
С помощью выразительной пластики рук эмоционально передавалась радость матери и материнства в сцене «Качание колыбели». Эта деталь мордовского обряда – передача младенца с рук на руки – связана с обычаем «качания колыбели». «В нем участвовали девочки, которых приглашали родственники молодой матери. Девочки по очереди раскачивали колыбель».
Балет «Зачем солнце рано пало» («Чивалгома моро» – «Шивалгома мора»)
на музыку композиторов Н. В. Кошелевой и Г. В. Дулкина
(Выпускной спектакль, кафедры национальной хореографии ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва», 2002г.)
Эпилогом спектакля стал крестьянский праздник – веселое народное гулянье. На нем происходит одаривание ребенка и подношение ему символических даров. Старик со старухой передают ему зерно и корзину с фруктами и овощами – символ благополучия и достатка, юноши – оружие как символ силы и богатырского здоровья. Богиня Мастор-ава появляется в финале с главным героем и возносит руки над головами молодых, что было знаком оберега от несчастий и обещанием счастливой семейной жизни.
Балет «Невеста Грома» на музыку композиторов Г. Г. Вдовина и И. Шевца
(Выпускной спектакль, кафедры национальной хореографии ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва», 2004г.)
Итак, действие балета завершается жизнеутверждающей сценой, в которой рождение новой жизни стало выражением победы добра над злом и смертью. В идее спектакля современность органично связана с прошлым: трагизм человеческой судьбы раскрывается в дихотомии смерти – рождения.
В целом спектакль производил двойственное впечатление с точки зрения пластического и сюжетного решения. Но он столь, же двойствен, как и душа любого народа, живущего, сообразуясь с ритмами природы. Балетмейстеры создали «выразительную композицию, тем более что действие определялось только средствами танца без привнесения внетанцевальных элементов».
1.2. Балет «Игра в свадьбу» (2003 г.)
В профессиональной мордовской хореографии как отмечает А. Г. Бурнаев, сегодня прослеживается переход от фиксации народных элементов пластики к трансформации их в разнообразные формы характерного, игрового танца. Положения рук, ног, головы и корпуса, рисунок любого этнического танца несли и несут в себе своеобразную пластическую систему знаков, вплетенную в религиозные и бытовые традиции народов. Например, руки, поднятые вверх, означают просьбу, мольбу; удары ногой по земле – оплодотворение; круг – солнце; квадрат – землю; треугольник вершиной вверх – женское начало, вершиной вниз – мужское и т. д. Эти символы утратили свое значение в сценическом танце. Они имеют иное звучание, не выстраиваются на глубинном образном наполнении, а находят смысл в свободной пластике. Однако присутствие этнических элементов в танцевальном искусстве очевидно, хотя и в адаптированном виде.
Хореографические картинки на тему мордовской свадьбы
(Выпускной спектакль, кафедры национальной хореографии
ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва», 2013г.)
Примером служит балет «Игра в свадьбу» (2003г., либретто А. Г. Бурнаева и И. В. Алексеевой), показанный на сцене музыкального театра имени И. М. Яушева студентами отделения хореографии Мордовского университета. В основу спектакля, созданного на музыкальном материале ансамбля «Торама», положен мордовский свадебный обряд. Его игровой характер позволил балетмейстерам отступить от канонов национального ритуала и создать пластическое решение балетных номеров, используя разнообразие современной лексики и текста народного танца. Драматургическая линия невесты, жениха, свахи, родителей, наполненная переживаниями и чувствами, превращается в калейдоскопическую смену танцевальных техник. Как отмечает Ю. А. Кондратенко, «игра не зашла так далеко, не переросла в детализированное ритуальное шествие, а превратилась в праздничный кортеж, который прошел мимо дома маленькой девочки, вызвав в ее фантазиях причудливые картины мордовской свадьбы».
В пластике танца девочки повторяются движения «взрослых» девушек, их психологический настрой. Хореография выстроена на приеме контрапункта: героиня «молчит» тогда, когда свадьба бурно «говорит», и наоборот. Девочка с подругами «представляет» свадьбу: проходит через «воротца», «ручеек» (символ времени), превращаясь в невесту.
В спектакле девушки гадают, готовя невесту к обряду, просят богов о счастье и благополучии. В руках каждой участницы кольцо, нанизанное на цветную ленту, схожую с каким-то цветом радуги, олицетворяющим определенное божество (красная – богиню огня, оранжевая – солнца, желтая – луны, зеленая – леса, голубая – воды, фиолетовая – молнии, синяя – бога грома).
Подруги складывают кольца в ковш (главный атрибут гадания на суженого), завязывают невесте глаза, водят вокруг него хоровод. Танец-игра не заканчивается, а перетекает в следующую картину.
Невеста, пластикой рук отражая волнение и страх, берет из ковша кольцо, одевает на палец (по нему судят о будущем муже – красив он будет или страшен, богат или беден). В обряде причитаний она делает многочисленные поклоны на восток, молит богов о покровительстве и плодородии и, впадая в своего рода затмение, бегает по кругу, просит богов указать ей «несчастную» половицу на полу, чтобы суметь пройти испытания. В слезах она вырывает из головы клок волос, держит его в руках, вдевает в кольцо с розовой лентой (цвета невинности), проходит через «воротца», образованные подругами. В ее сознании одно состояние меняется другим, когда девушка заплетает косу зеленой лентой и кольцом, которые обязана носить до замужества, чтобы примириться с будущей судьбой.
Хореографические картинки на тему мордовской свадьбы
(Выпускной спектакль, кафедры национальной хореографии
ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва», 2013г.)
Очищение водой происходит в бане в форме игры. Сваха объясняет невесте всю важность этого обряда-оберега. Он становится как бы очищением души. Начинается действо с мытья волос, лица, рук, ног. С помощью звеняще-шумящих предметов отпугивают злых духов и выстраивают музыкально-пластическую дорожку из бани в дом. Далее идут магические ритуалы по углам комнаты, со священным мелодичным звоном металла. Девушки, скрестив и подложив руки под мышки, повернувшись к востоку, частыми поклонами отдают дань предкам, переходят на экстатический топот и бег, падают на пол. Динамика телодвижений достигает предела человеческих возможностей.
Свадебная игра предусматривает укладку приданого в сундук. Его сперва очищают от нечистой силы, обводя зажженной лучиной. Затем пригоршнями разбрасывают монеты, вкладывая в это магический смысл (веру в будущее богатство).
Широкий спектр семейно-бытовых отношений отражается в характерном танце свекра и свекрови. Женщина со своими нравоучениями «довлеет» над мужем. Он же, отмахиваясь от ее наставлений, пытается заигрывать с ней.
Во главе драматургического действия балета стояла родовая свеча – штатол, символ семейно-родового культа, очага, мужского начала, предмет языческого обожания. Нарядно украшенная разноцветными лентами, она имела эротический оттенок и даже юмористическую окраску. Вокруг штатола возникает цветная карусель. Участники закручивают ленты на родовую свечу, передают ее жениху, словно связывая его с национальным божеством, к помощи которого взывали древние моления. Он становился главой рода, непосредственным его продолжателем и освещал светом свой путь. Но из сундука неожиданно выскакивает медведь и танцует с невестой (для мордвы он также олицетворял счастье, благополучие, плодородие).
Рисунок древнего национального ритуального действия обладает ярким пластическим выражением. В балете он создавал особый игровой образ, направлял движения участников «свадебного поезда» подобно «змейке».
Персонификации героев способствовали и комические сюжеты бытового ряда. Например, мужчина изображал женщину и управлял действиями жениха, поучая его, как он должен вести себя после свадьбы (за дело поругать жену, потом приласкать и в постель уложить, а после этого и детей растить).
Трансформация знаковой системы национального танца внесла новые актуальные смыслы в ее универсальное значение. Это позволило хореографам освободиться от рамок академических школ и канонов, искать и находить новые средства и технику танца, способствующие воплощению мысли, характера, национальной истины.
Глава 2. Интерпретация танцевальных картинок мордовской свадьбы
2.1 Стилизованные действия мордовской свадьбы в хореографических картинках
Приведем другой пример, который диктует современную интерпретацию танцевальных картинок мордовской свадьбы. То есть стилистическое начало сценического действия показывает своеобразную картинку прощального причитания невесты перед своими подругами, которые утешая ее, танцуют с разноцветными лентами, символизирующие времена года. Они вплетают ленты в венок и передают его матери невесты. Родительница кладет на ее голову красочный венок, подруги подхватывают концы лент, поднимают их вверх, символизируя разноцветную карусель. Подруги танцуют по кругу, не прощаются с невестой, а решаются заняться гаданием, выхватывают у невесты венок, бросают его в русло синей реки, и следят за его перемещением. Невеста в отчаянии, так как у мордвы существует поверье, что если венок тонет, то ее ждет несчастье.
Хореографические картинки на тему мордовской свадьбы
(Выпускной спектакль, кафедры национальной хореографии
ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва», 2013г.)
Думы и страх сценического действия разбавляет ведунья (сваха), которая выносит мужскую рубаху, делает с ней различные манипуляции, то сворачивает ее в клубок, то разворачивая, набрасывает на себя, своей пластикой как бы представляет нашей невесте суженного, который ловит ее венок и вынимает из реки. И вот он реально появляется на сцене с друзьями. Их действенный танец рассказывает о том, что они, обнажив свой торс, добросовестно трудятся, то есть косят в поле сено, валят деревья, распиливают их и раскалывают на дрова, а также умываются в реке после тяжелой работы и ловят ее венок.
Хореографические картинки на тему мордовской свадьбы
(Выпускной спектакль, кафедры национальной хореографии
ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва», 2013г.)
Рассматривая его, они удивляются появлению «ведуньи» (свахи), пожилой женщины, которая держит в руках праздничную рубаху. Она просит парня державшего венок одеть эту рубаху и станцевать танец жениха. Выходят подруги невесты, несут вышитые рубахи, одевают друзей жениха и разыгрывают сюжетную пляску. В ней присутствует и свадебная карусель с лентами, и «породнение» родов приемом закручивания и связывания красным полотном жениха с невестой, и хлебный коровай («умарина») с кустом красочных цветов в центре, и праздничный поезд поезжан с различными деревянными музыкальными инструментами и табуретами. Все участники находятся в общем танцевальным веселье, они уходят со сцены. Именно таким образом заканчивается представленная хореографическая картинка на тему мордовской свадьбы. Необходимо отметить, что аналогичная картина присутствует и в национальном балете «Алена Арзамасская».
Хореографические картинки на тему мордовской свадьбы
(Выпускной спектакль, кафедры национальной хореографии
ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва», 2013г.)
2.2 Вокально-хореографическая зарисовка свадебного обряда мордвы
Для более полного представления и нашего искусствоведческого анализа о последних сценических версиях мордовской свадьбы рассмотрим «Вокально-хореографическую зарисовку свадебного обряда мордвы» показанную на сцене ДКИ МГУ им. Н. П. Огарева в 2015 году (хореография студентов выпускников направления подготовки «Народная художественная культура», рук. М. А. Костерина, музыка фольклорного ансамбля «Гайги моро», рук. Е. О. Модина (Кутаева)).
Традиционное действие сватовства у мокшан начинается с выхода жениха и его товарищей, затем мы видим появляющегося отца невесты с родственниками, они начинают запевать. Происходит сватовство, невеста стоит молча. Далее они делятся на две части, в одной из которых мать причитает над своей дочерью, вокруг них подруги невесты, в другой – все остальные. Невеста по-прежнему молчит, стоя неподвижно. Одна из подруг приносит шаль, накрывает ей голову невесты. Последнюю сажают на коня и начинается всеобщий пляс. Подруги невесты наряжают ее. После того, как ее облатили в полную сряду, невеста начинает танцевать вместе со всеми, в том числе и с женихом. Мать невесты ведет молодых за руку, за ними – все их друзья и подруги. Далее следует пляс молодых и парный танец их друзей вместе с ними. Все внимание приковано к жениху и невесте, они радостны, их обступает круг гостей. Выходом в финальную картинку, где молодые являются центром композиции, и заканчивается данная хореографическая зарисовка.
Пластика ее решена в народно-сценической манере и только у подружек невесты присутствуют «свободные» движения. Безусловно, она подчиняется музыкальному материалу, который представлен в данном произведении: минорная музыка дополнена спокойными, размеренными движениями, мажорная – подскоками, дробями, всплесками рук и т.д.
Сватовство у эрзян начинается с выхода жениха и его товарищей, которые идут за ним вместе с конем, затем мы видим появляющихся отца и мать невесты с родственниками, они начинают запевать. Происходит сватовство, невеста стоит молча. Жених подходит к отцу невесты, тот благословляет его. Все действующие лица здороваются друг с другом. Далее они делятся на две части, мужскую и женскую; в одной из них мать причитает над своей дочерью, сожалеет о том, что она переходит в дом жениха, вокруг них танцуют подруги невесты, их пластика полна грусти о будущей свадьбе их подруги. В другой располагаются все остальные, они поют о горькой судьбе будущей супруги. Невеста по-прежнему молчит, стоя неподвижно. Одна из подруг приносит шаль, накрывает ей голову невесты, сажают на коня, и начинается всеобщий предсвадебный пляс. Жених помогает невесте спуститься с коня. Подруги наряжают ее, помогают ей с пулаем, головным убором и украшениями.. После того, как ее облачали в полную сряду, невеста начинает танцевать вместе со всеми. Друзья жениха и подруги невесты танцуют вместе в отдельных кругах, жених – с невестой, гости расположены по бокам. Мать невесты соединяет молодых и ведет за собой, извещая о том, что родилась новая семья, за ними следуют все их друзья и подруги, соседи наблюдают эту процессию. Жених с невестой останавливаются по центру, держась за руки. Далее следует пляс молодых и парный танец их друзей вместе с ними. Жених кружит невесту. Все внимание приковано к ним, они радостны, их обступает круг гостей, который отдает им поклоны по очереди. В общее действо встраиваются все участники торжества, включая гостей и родителей. Выходом в финальную картинку, где молодые являются центром композиции, и заканчивается данная хореографическая зарисовка.
Пластика ее решена в основном в народно-сценической манере; и только у подружек невесты присутствуют «свободные» движения. Безусловно, она подчиняется музыкальному материалу, который представлен в данном произведении: минорная музыка дополнена спокойными, размеренными движениями, мажорная – подскоками, дробями, всплесками рук и т. д.
Сравнивая сценическое прочтение мордовской свадьбы мокши и эрзи с традиционным обрядовым действием, мы можем отметить, что у всех народов свадьба сопровождалась не только причитаниями, но и песнями, игровыми плясками. Например, в русской свадьбе присутствует сватовство, смотрины, помолвка, вытие (плач), девичник и мальчишник, свадебный поезд, свадебный выкуп, венчание, гуляние, свадебный пир и многое другое. Все эти этапы разнятся локальными особенностями этноса зависящие не только от географического расположения. Сам свадебный обряд символизировал переход девушки из рода отца в род мужа. Структура свадебного обряда имеет и региональные традиции, относящиеся к дохристианским истокам, как это было и есть у двух крупных субэтносов мордвы: мордвы-эрзи и мордвы-мокши.
Наше представление об этом удивительном обрядовом действии формируется на основе описаний исследователя русского географического общества П. И. Мельникова-Печерского и других ученых. Для эрзи предсвадебное действо проходит следующим образом: если в доме жениха нужна сноха, его родители решают сватать невесту, но ее родители требуют запоя, а потом уже дают согласие, но все это делается в определенный для них день. В этом действии подчеркнем немаловажные детали, на запое жених садится в угол и молчит, затем начинается договор на стол, на венец, на пироги, называемый рядой или торгом. Родственники жениха едут к невесте на пироги в обозначенный день (в телегу кладут вино, пиво и пироги, 5 ситных караваев и девичью лепешку с грушей). После этого обычая невеста не может выйти замуж за другого, а ее родители не могут называть свою дочь своей. Все обрядовое действо проходит в молитве, а потом уже игры на нюдях или «дуде», а также свадебные песни с плясками, как выражается Мельников-Печерский.
Но на третий день после дня пирогов, когда отец жениха едет к невесте, назначается день свадьбы, а уже накануне венчания к невесте приходят подруги, топят баню, заплетают ей косу, она при этом горько плачет. Потом они ужинают, готовят дары невесты и поют свадебные песни всю ночь, после этого она приходит к отцу с матерью, просит благословения, получая его, идет в огород с любимой подругой и причитает. Все это происходит до рассвета, но после него мать встречает их и угощает блинами. Невеста, совершая свои причитания, идет на блины к своим подругам отдельно по старшинству. Обойдя всех засветло, они идут в соседний домой собирать ее в свадебный мордовский наряд («сряда» (э.)), который играет немаловажный факт в обряде, т. е. на рубашку без выемки, надевается не только полоскопайка (верхняя рубашка из холста), а также вышитая супдаря с широкими рукавами. На голову невесты надевается венец с серебряными монетами и бисером, на его верхе обручики, к которому прикреплены шелковые нити. В уши надевают плетни (серьги), на грудь и шею шумяще-звенящие цоковки (женский шейный наряд) с колокольчиками и чавки (нагрудное уркашение из раковин «каури»). Поверх всего накидывается шелковый дудяшник (верхняя вышитая рубаха), а кушаком прикрепляются вакстери (пояс с бахромой типа набедренника). Волосы невесты должны быть заплетены особым образом, т. е. в двадцать пять кос и в каждую из которых вплетается голубой шерстяной шнурок как своеобразный хвост, украшенный привесками из бисера, монет, раковин и т. д., идущий от затылка.
Отметим, что и женихов поезд начинается после «сряды» (э.), т. е. мужской мордовский свадебный наряд в отличие от женского не имеет многочисленного набора деталей, он гораздо проще: поверх кафтана надевается белый балахон, опоясанный кушаком с красными кистями, к которому привешивают полотенце (потомбаце).
Хореографические картинки на тему мордовской свадьбы
(Выпускной спектакль, кафедры национальной хореографии
ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва», 2013г.)
Свадебный пир с песнями и плясками начинается в избе невесты. После благословления отца и матери невеста с воплями подносит дары поезжанам. После этого на невесту надевают попоняху, берут под руки и кладут в телегу голову вперед, везут к церкви. По приезде совершается обряд венчания. После него невесту сажают в телегу со свекровью, и весь поезд едет к женихову двору. Жених, украдкой выйдя из церкви, бежит в любой соседний двор и прячется там. Приехав к женихову двору, свекор со свекровью благословляют невесту, затем ее уводят раздевать в амбар. После обеда начинаются песни, пляски и игры в дуду. Вечером, когда разъедутся гости, жениха, отыскивают и приводят к молодой жене. Утром молодая угощает всех пивом, раздает дары родственникам мужа и идет со свекровью за водою. Так и заканчивается свадебный обряд у мордвы-эрзи.
Хореографические картинки на тему мордовской свадьбы
(Выпускной спектакль, кафедры национальной хореографии
ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва», 2013г.)
У мордвы-мокши не было обряда похищения невест, но сватовство с погоней. Сперва отец и мать жениха приносили жертву богине двора и дома, пекли различных животных, клали их под порог дома. В полночь отец жениха тайно отправлялся к дому, в котором живет невеста, клал горбушку с медом на столб и выкрикивает фразу. После этого скачет домой, вдогонку за ним – отец невесты. Если последний его догонит, то его изобьют, бросят в лицо горбушку и свадьбе не будет возможности случиться. Если не догонят, то подъезжая к избе отца жениха, спрашивают, дома ли хозяин. Если нет, то свадьбе тоже не состояться, а если да, то уже не было возможности отказать жениху. Жрец и жрица назначают за невесту плату. Кроме этого вручались различные дары. Отпуская невесту из дома, отец давал ей штатол (восковую свечу). В дом жениха невеста должна была прийти со своим штатолом. Мать жениха при встрече невесты ставила ей на правую ногу сковороду с зажженным хмелем, та его сбрасывала, и по этому определяли, какой будет жизнь у молодых. Держа в руках штатол, невеста входила в дом жениха. Затем следовал обряд нарекания имени и прикармливания. На следующий день молодая приносила жертву богиням бани и реки. Здесь заканчиваются свадебные обряды мордвы-мокши.
Хореографические картинки на тему мордовской свадьбы
(Выпускной спектакль, кафедры национальной хореографии
ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва», 2013г.)
Заключение
Мордовская свадьба, представленная в разных хореографических зарисовках и картинах, как в балете «Игра в свадьбу» (2003 год, либретто А. Г. Бурнаева и И. В. Алексеевой), в «Хореографических картинках на тему мордовской свадьбы», (2013) и других представляет сценическую интерпретацию танцевального студенческого творчества. Аналогичная картина встречается в «Вокально-хореографической зарисовке свадебного обряда мордвы» (2015г.), хореография студентов направления подготовки «Народная художественная культура: хореография», музыка фольклорного ансамбля «Гайги моро»), но мы можем видеть и в профессиональном хореографическом искусстве в национальном балете «Алена Арзамасская» (балетмейстер А. А. Батраков, 2012г).
Учитывая эти свидетельства, можно говорить о том, что отличительной чертой развития национального балетного искусства Мордовии стало обращение к языческой ритуально-обрядовой практике мордвы, в которой существенная доля отводится свадебному действию. Именно поэтому общие тенденции развития национального хореографического искусства в конце XX – начале XXI в. влияют на поиски балетного искусства Мордовии, а предлагаемые балетмейстерами хореографические композиции обретают многозначность не только в пластическом решении.
Хореографические картинки на тему мордовской свадьбы
(Выпускной спектакль, кафедры национальной хореографии
ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва», 2013г.)
Список литературы
1. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь: современная версия. − М.: ЭКСМО, 2002. − 672 с.
2. Бурнаев А. Г. Мордовский танец в контексте финно-угорской танцевальной культуры : монография. − Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014. − 84 с.
3. Бурнаев А. Г. Культурная модель мордовского танца: монография. − Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. − 204 с.
4. Бурнаев А. Г. Танцевально-пластическапя культура мордвы (опыт искусствоведческого анализа): монография. − Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. − 256 с.
5. Бурнаев А. Г.История хореографического искусства Мордовии: учеб. пособие. − Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. − 180 с.
6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. − М.: Рус. яз., 1978-1980.
7. Кондратенко Ю. А. Выпускные экзамены на ФНК // Феникс – 2002. Саранск, 2002. С. 66.
8. Кондратенко Ю. А. Баллада об игре // Мордовия – 7 дней. 2003. 11 июня. С. 11.
9. Мельников П. И. (А. Печерский). Очерки мордвы. − Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. − 134 с.
10. Ожегов С. И., Шведова С. И. Толковый словарь русского языка. − М.: АЪ, 1993. − 960 с.
11. Федянович Т. П. Свадебные обряды мордвы-эрзи Татарской, Чувашской и Башкирской АССР // Тр. МНИИЯЛИЭ. − Саранск, 1972. Вып. 45. С. 249, С. 255.
Привередница
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Иван Васильевич меняет профессию
Лавовая лампа
Рисуем крокусы акварелью