• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Секреты повышения урожайности при выращивании овощных культур"

Опубликовано Гущина Любовь Дмитриевна вкл 04.06.2016 - 17:54
Гущина Любовь Дмитриевна
Автор: 
Сергеева Нина

В данной работе раскрываются некоторые секреты выращивания овощных культур, а именно окучивание стеблей картофеля, пасынкование томатов, прореживание моркови.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sergeeva_nina.docx597.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шугаровская средняя общеобразовательная школа»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Секреты повышения урожайности при выращивании овощных культур

Выполнила:                                                                                   ученица 6 класса МБОУ

 «Шугаровская СОШ»

Сергеева Нина

Руководитель:

Учитель биологии

и химии

Гущина Л.Д.

Шугарово

2016г

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…... 3

Основная часть…………………………………………………………….……4-6                                                                  

  1. Научно-теоретические основы изучения выращивания растений….….4
  1. Что такое агротехнические приемы при выращивании овощных

культур? ………………………………………………………………….……….4

  1. Агротехника овощных культур в открытом грунте………………4
  2. Биологические особенности растений…………………………..…5
  1. Исследовательская работа…………………………………………….. 7-15  

 2.1. Материал и методы исследования.…………………………….….....7

           2.2. Опыт №1. Влияние  прореживания  моркови  на урожайность …...7

           2.3. Опыт №2. Влияние окучивания  на рост и развитие картофеля ....10

 2.4. Опыт № 3. Влияние пасынкования   на   урожайность  и   сроки

 созревания томатов……………………………………………………………...12

           2.5.Результаты исследования…….……………………………………....15

Заключение………………………………………………………………….……16

Список литературы………………………………………………………….…...17

Приложение…………………………………………………………………..18-25

Введение

      Когда я была маленькой, мне было интересно наблюдать за мамой, как она ловко продергивала морковь, окучивала картофель или зачем то обрывала веточки у помидоров. На вопрос: «Зачем ты все это делаешь?», она отвечала: «Чтобы урожай хороший был!».  Но взрослея, я поняла, что есть какие-то секреты выращивания овощей и решила проверить слова мамы. Вопросы выращивания овощных культур очень актуальные, так  как овощи очень полезные, на рынке или в магазинах покупать их дорого, да и опасно. Ведь овощи могут быть с нитратами, как говорили мне родные. А, к примеру, морковь, сорванная со своей грядки,  такая вкусная и ароматная!  И я решила провести исследовательскую работу  и выяснить, в чем же заключаются секреты повышения урожайности моих любимых овощей.  В качестве объекта исследования я выбрала морковь, картофель и томаты. А  выбрала их потому, что это самые важные и нужные овощи для нашей большой семьи, которые кормят нас до нового урожая.

        Цель исследования: выяснить причины повышения урожайности некоторых овощных культур.

       Для достижения цели, я поставила задачи:

  1. Изучить литературные источники по данной теме;
  2. Познакомиться с приемами выращивания овощей;
  3. Выяснить биологические особенности тех овощей, которые я выбрала для исследования;
  4. Наметить план исследования и вести дневник наблюдений;
  5. Сделать вывод о проделанной работе;

       Гипотеза:

        Предположим, если применить специальные приемы при выращивании овощей, то можно повысить урожай моих любимых овощей.

Основная часть

  1. Научно-теоретические основы изучения выращивания растений   
  1. Что такое агротехнические приемы при выращивании овощных культур?

     Знакомясь с литературными источниками, я узнала, что есть специальные приемы, повышающие урожай и называются они – агротехническими.  Сначала я решила выяснить, а что такое агротехнические приемы при выращивании овощных культур? В Толковом словаре С.И. Ожегова сказано, что агротехника – это технология возделывания сельскохозяйственных культур. Агротехника включает обработку почвы (рыхление почвы, окучивание растений, борьба с сорняками), прореживание всходов,  внесение удобрений, подготовку семян и посадочного материала, посев и посадку, уход за посевами, уборку урожая. Приёмы агротехники, применяемые при выращивании культурных растений, обусловлены, с одной стороны, их биологическими особенностями, а с другой — почвенно-климатическими условиями района возделывания.

  1. Агротехника овощных культур в открытом грунте

       Более подробно остановлюсь на некоторых приемах, такие как окучивание стеблей,  прореживание всходов и пасынкование, которые помогут мне раскрыть секреты урожайности. 

         Окучивание  стеблей.  Окучивание нижней части стеблей некоторых овощных культур способствует образованию дополнительных корней, помогает борьбе с сорняками.  После окучивания растения лучше способны сохранять вертикальное положение. Окучивание применяют на посадках картофеля, капусты, томата, огурца, лука-порея и некоторых других культур. При этом у картофеля усиливается образование подземных побегов (столонов) и клубней на них.

     Почва при окучивании должна быть влажной; лучше окучивать после дождя или полива.  Своевременное окучивание влажной почвой увеличивает урожай на 10- 12%; при запоздании или при окучивании сухой почвой придаточные корни не образуются и прибавки урожая не будет. 

      Прореживание всходов.      При посеве  семян моркови, петрушки, редиса, салата и других культур, берут как правило, в 2 - 3 раза больше, чем положено. Этим достигается страховка от неблагоприятных погодных условий, вредителей, которые могут привести к гибели значительной части семян и всходов. Если же условия для роста растений благоприятные, то они сами начинают угнетать друг друга из-за загущенности посева. Возникает  необходимость прореживания всходов - удаления части культурных растений с целью предоставления оставшимся оптимальной.

          Пасынкование. Удаление только начавших расти боковых пазушных побегов называется  пасынкованием. Один из основных приемов ухода за томатом - удаление пасынков, которое ускоряет плодоношение и повышает выход зрелых плодов, но несколько снижает общую урожайность.

       Эффективность этого приема во многом зависит от своевременности его проведения, условий выращивания и сортовых особенностей. 
Пасынки томата следует удалять до того, как они достигнут длины 4-5 см. 
Удаляя переросшие пасынки, можно сильно травмировать растение и принести ему этим больше вреда, чем пользы.

  1. Биологические особенности растений

       Чтобы применять указанные приемы, необходимо знать биологические особенности тех овощей, которые стали объектом исследования, а именно: морковь, картофель и томаты.

      Морковь – двулетнее травянистое растение семейства Зонтичные. В первый год растения образуют корнеплод, в котором накапливаются питательные вещества. На второй год – цветут и  образуют плоды и семена. У моркови стержневая корневая система. Корни глубоко уходят в землю до 2 м. Стебли полые, округлые или ребристые, опушенные, достигают в высоту 0,5—1,5 м, а иногда и 2м. Соцветие — сложный зонтик.

     Картофель – однолетнее травянистое растение семейства Пасленовые. Корневая система его располагается преимущественно в пахотном слое. От стеблей отходят подземные побеги – столоны, на которых образуются клубни. На свету клубни зеленеют, в них накапливается вещество соланин. Употреблять такие клубни не рекомендуется. Цветки картофеля собраны в соцветие — сложный завиток.

      Томаты относятся к семейству Пасленовых. Это однолетние травянистые растения. Стебель травянистый, прямостоячий или раскидистый, склонен к ветвлению, достигает различной длины от 30см до 2 м в открытом грунте, а в теплицах до 5 м. Листья непарноперистые, в пазухах листьев образуются боковые побеги. Все зеленые части томатных растений покрыты опущением из длинных и коротких беловатых волосков, выделяющих желто-масличный сок со специфическим запахом, отпугивающий насекомых. Соцветие томата — завиток, но часто называется  кистью.

      Томаты  имеет сильно развитую корневую систему стержневого типа. Уходят в землю на большую глубину. Плод томата (ягода) в разговорной речи называется помидо́р.

     

2. Исследовательская работа

2.1.   Материалы и  методы исследований.

Поставленные цели определили программу и методы исследований:

  1. метод эксперимента;
  2. метод наблюдения;

Метод эксперимента проводился с целью изучения  влияние разных    агротехнических  приемов   на рост и развитие овощей.

Метод наблюдения проводился с целью наблюдения  за растениями после проведенных  агротехнических  приемов.

Исследования проводились  за период с мая  по сентябрь 2015 года.

  1. Опыт №1.  Влияние  прореживания  моркови  на урожайность.

При проведении данного опыта, я наметила план работы (таблица №1)

Цель:  определить влияние густоты посева на урожайность моркови.

Ход работы

  1. На участке почвы для выращивания моркови определили  расположение моей грядки.
  2.  Перекопали.
  3. На перекопанной почве сделали грядку шириной 70см и длиной 100см. Сделали бороздки на глубину 2 см на расстоянии  20 см.
  4.  Смешали семена моркови с песком  в пропорции 1:2.
  5. Высеяли в семена в бороздки.  Присыпали почвой.

Посев произведён 12 мая. Появление всходов через 3-4 недели.

  1.  Первое прореживание на опытной грядке производили, когда высота всходов была  5-7 см, второе прореживание  провели через 3 недели. После прореживания расстояние  между растениями в рядах оставляли 5-10 см.
  2. С середины сентября собирали урожай моркови и готовили его к длительному хранению.

                                         http://nasotke.ru/wp-content/uploads/2014/04/posev-posadka-morkovi-vesnoy-video-1.jpg

     Народные приметы говорят: «Зацвела осина и фиалка – пора сеять морковь».

    Мои родные подсказали, чтобы получить добротный урожай моркови, нужно знать о некоторых нюансах. Один из них — это правильный выбор «соседей» (тех растений, с которыми хорошо растет данная сельскохозяйственная культура). По сути, морковь может вполне нормально уживаться со многими растениями. В список наиболее удачных «соседей» входят: лук, чеснок, томаты, редис, салат, а также горох (приложение №1 таблица №2-3).

Дневник наблюдений

Дата

Опытный участок

Контрольный участок

12.05.15.

 Посев семян моркови

Посев семян моркови

01.06.15.

Появились первые всходы семян

Появились первые всходы семян

15.06.15.

Хороший рост  всходов

Хороший рост  всходов

23.06.15.

Первое прореживание. Высота всходов 8 см.

Прореживание не производилось

10.07.15.

Второе прореживание. Интенсивный рост зелени моркови, утолщение корнеплода.

Прореживание не проводилось, рост продолжается

10.08.15.

Высота зеленой массы 25-30 см. Утолщение корнеплодов

Высота зеленой массы 15-20 см. Утолщение корнеплода.

23.08.15.

Высота надземной части 30-35 см, густая пушистая масса, утолщение корнеплода в верхней части.

Высота надземной части разная от15 -30 см, очень густая масса, корнеплоды разной толщины и размера

27.08.15

Урожайность составила

 4800 г.

Урожайность составила

3500 г.

Результат:

  1. На контрольной грядке корнеплоды выросли разного размера, попадались кривые, причудливой формы, а на опытной грядке  крупные, ровные и  гладкие (фото №1-4);
  2. Урожай на опытном участке составил  4800г, что на 1300г больше, чем на контрольном участке (диаграмма 1).

Вывод

          На основании проведенного опыта и наблюдений я сделала следующие выводы:

  1. Густота посева семян моркови повлияла на её урожай и качество. Густо посаженные корнеплоды мешают друг другу расти и развиваться. При тесной посадке корни в процессе роста переплетаются, что значительно осложняет выдергивание отдельных ростков, а сами растения голодают и сильно отстают в развитии, поэтому сеять нужно не густо и прореживать несколько раз.
  2. Морковь очень требовательна к почве. Длинная и ровная морковь растёт только на специально подготовленной почве;
  3. Урожайность моркови повысится, если  правильно выбрать растения, с которыми она хорошо растет.

  1. Опыт №2.   Влияние окучивания  на рост и развитие картофеля

           На нашем огороде  под картофель отводится самая большая площадь (2 сотки). Ведь это и понятно, потому что картофель считается вторым хлебом.  Для проведения эксперимента, мне дали всего 10 кустов картофеля, за которым я ухаживала так же, как взрослые за весь картофель в целом, то есть поливала, рыхлила почву, убирала сорняки, боролась с колорадским жуком. Мне хотелось узнать, зачем взрослые окучивают картофель и, что будет, если его не окучивать, повысится или нет его  урожайность.  Прежде, чем посадить картофель, была проведена подготовка семенного материала. Для этого за месяц до посадки, мы достали  картофель из подвала и поместили в теплое  место. На картофеле появились ростки.

При проведении данного опыта, я наметила план работы (таблица №4) Цель: выяснить,  нужно ли окучивать растения.

Ход работы

  1. На участке почвы для выращивания картофеля определили  расположение моих кустов;
  2.  Перекопали, прорыхлили почву.
  3. Посадили  клубни картофеля  в лунки  глубиной до 10 см, на расстояние 30 см друг от друга и между рядами 60-70 см. Посадку произвели  15 мая;
  4. Через 3 недели появились всходы;
  5. Первое окучивание провели через 20 дней после всходов;
  6. Через месяц окучили картофель второй раз;
  7. С середины сентября собирали урожай моркови и готовили его к длительному хранению.

Дневник наблюдений

Дата

Опытные грядки

Контрольные грядки

15.05.15.

Посадка клубней  картофеля

Посадка клубней  картофеля

06.06.15

Появление всходов

Появление всходов

10.06.15

Обработка ядохимикатами от колорадского жука

Обработка ядохимикатами от колорадского жука

20.06.15.

Дружные всходы высотой 15-20см

Хорошие всходы высотой 15-20см

26.06.15.

Окучивание

 Рыхление почвы, окучивание не проводилось

07.07.15.

Появление цветков. Обнаружены личики колорадского жука

Появление цветков. Обнаружены личинки колорадского жука

10.07.15

Сбор личинок, обработка

Сбор личинок, обработка

22.07.15.

Второе окучивание.

Рыхление, второе окучивание не проводилось

29.07.15.

Цветение

Цветение

12.08.15.

Пожелтение ботвы

Пожелтение ботвы

24.08.15.

Скашивание картофельной ботвы перед уборкой урожая

Скосили ботву перед уборкой урожая

07.09.15

Сбор урожая.

Урожайность 6,3кг

Сбор урожая

Урожайность 3,4кг

Результат:

  1. Всхожесть картофеля была разной.
  2. Клубни картофеля получились средних и крупных размеров;
  3. Урожай картофеля  с опытных участков оказался  на 2,9кг больше

(фото №5-8), (диаграмма 2).

Вывод

        На основании проведенного опыта и наблюдений я сделала следующие выводы:

  1.  Неравномерность всходов объясняю тем, что клубни картофеля для посадки не все успели прорасти (фото №5).
  2. На растениях, которые окучивали, клубни  были  на много крупнее, но их было на  кустах меньше, чем на контрольных  растениях.
  3. Урожайность опытных растений отличается от  контрольных значительно.
  4. Считаю, что окучивание  не только повышает урожайность, но и  может защитить молодые растеньица от возможных еще заморозков, частично уберет сорняки, обеспечит накопление влаги и приток воздуха к корням, будет стимулировать рост зеленой массы и корней, повысит  урожайность (фото №6)

  1. Опыт № 3.  Влияние пасынкования на урожайность и сроки созревания томатов

        Томат – капризный овощ, любит тепло и свет, не дружит с ветром и избытком влаги. Поэтому на огороде для него необходимо выделить лучшие участки.

      Изучив дополнительную литературу, я выяснила, что относительно пасынкования томатов даются два ответа: а) пасынковать следует только высокорослые сорта, выращивая их в 1-2 стебля, подвязывая к кольям; б) сорта низкорослые, в основном промышленные, пасынковать не надо, так как основная масса плодов у них формируется на пасынках, а поэтому их удаление приводит к недобору урожая.

      Для того чтобы практически подтвердить или опровергнуть теоретическую информацию о влиянии пасынкования на качество и количество урожая томатов, на личном приусадебном участке летом 2015 года был проведён опыт с томатами.  Мы сажаем обычно до 40 растений томата. Для исследования мне позволили провести опыт и наблюдения за 10 кустами.

При проведении данного опыта, я наметила план работы (таблица №5)

Цель:  выяснить, как влияет   пасынкование  на урожайность и сроки созревания томатов.

Ход работы:

1)  Вырастили  рассаду.

2)  Выбрали участок для выращивания томатов в открытый грунт;

3)  Произвели высадку рассады томатов на расстоянии между рядами 60 см и 30см между растениями;

4)  Во время роста растений регулярно производили пасынкование половины растений, а другие не пасынковали.

5)  На протяжении вегетационного периода производили своевременный уход за посадками.

6)  Осенью собрали полученный урожай и сравнили урожай на пасынкованных растения и на контрольных (не пасынкованных).

Дневник наблюдений

Дата

Опытные растения

Контрольные растения

28.05.15.

Посадка рассады томатов

Посадка рассады томатов

06.06.15.

Рост и развитие рассады.

Рост и развитие рассады.

15.06.15.

Пасынкование новых побегов

Пасынкование не проводилось

23.06.15.

Рост  листьев  в ширину и  в длину,  стебля в толщину.

Сильный рост  листьев  в ширину и  в длину,  стебля в толщину.

30.06.15.

Второе пасынкование

Пасынкование не проводилось

08.07.15.

Появление  цветов

Появление цветов

16.07.15

Появление плодов. Третье пасынкование

Появление плодов

02.08.15

Появление бурых помидоров

Плодов много,  но бурых нет

21.08.15.

 Сбор урожая   5,6 кг

Сбор урожая 4,1кг

Результат:

  1. На опытных растениях томаты были крупные, ровные и созревали раньше;
  2.  Урожай томатов на опытных растениях был значительно больше, чем на контрольных (фото № 9-12), (диаграмма 3).

Выводы:

  1. Томат – капризный овощ, любит тепло и свет, не дружит с ветром и избытком влаги. Поэтому на огороде для него необходимо выделить лучшие участки;
  2. Чем больше на растении цветков, тем медленнее растут и зреют плоды. Лишние побеги потребляют большое количество питательных веществ и сильно оттягивают созревание урожая;   
  3.  Можно сказать, что пасынкование действительно оказывает влияние на сроки созревания и повышения урожайности томатов;
  4. Срезанные листья и боковые побеги не оставляют на земле. Их надо собирать и удалять, так как растительные остатки, оставляемые на почве, могут быть источником инфекции, особенно грибковых заболеваний.

 

2.5. Результаты исследований

В результате исследовательской работы я пришла к следующим выводам:

  1. Чтобы получить хороший урожай овощей, нужно знать их биологические особенности, отношение к теплу, свету, влажности, знать почву, изучить вредителей, которые могут уничтожить весь урожай;
  2. Для посева нужно выбирать здоровый посадочный материал;
  3. Растения могут быть союзниками или врагами, то есть необходимо изучить их «соседей», для того, чтобы узнать, что одни растения угнетают других, а другие, наоборот, отпугивают вредителей, улучшают вкус, способствуют росту;
  4. Не рекомендуют сажать томаты после картофеля, так как у них одинаковые заболевания и вредители;  
  5. Прислушиваться к мнению опытных огородников;
  6. В результате проведенных опытов по влиянию агротехнических приемов на урожайность томатов, картофеля, моркови было выяснено:

- урожайность моркови существенно увеличивается при регулярном прореживании;

- урожайность картофеля после окучивания  повысилась на  2,9 кг;

-  томаты нуждаются в пасынковании,  потому что при проведении  этого приема сокращаются сроки созревания и значительно повышается урожайность.

Заключение

В начале  исследовательской работы я выдвинула гипотезу о применении специальных приемов, повышающие урожайность.   Считаю, что гипотеза подтвердилась. Действительно, используя агротехнические приемы (так они грамотно называются), можно повысить урожай. Они  становятся все более популярными,  активно входят в  практику благодаря своей простоте, безопасности и эффективности.

Написав данную исследовательскую работу, я еще раз убедилась, как интересно и увлекательно выращивать растения своими руками, выдвигать и доказывать гипотезы, проводить опыты, собирать урожай и радоваться полученным результатом.

        Я считаю, что моя работа будет полезна не только мне, моим родственникам, но и одноклассникам, когда в сентябре я буду им рассказывать о своих результатах. Может, кто то из них заинтересуется и тоже решит провести  исследования на своих приусадебных участках и вырастят полезные и нужные  овощи без нитратов. И, наверное, самое приятное – это увидеть плоды собственного труда.

Не знаю, определит ли данная работа мою будущую профессию, но знаю наверняка, что обязательно продолжу проводить исследования на нашем огороде, потому что есть еще  много нераскрытых мною секретов по выращиванию овощных культур.

Список литературы

1. Алексеев С.П. Что такое. Кто такой: Т.2.  – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1992. – 416 с.: ил.

2. Алексеев С.П. Что такое. Кто такой: Т.3. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 336 с.: ил.

3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 стр.

4. Журнал. Приусадебное хозяйство

5. Журнал. Дача круглый год.

6. Энциклопедический словарь юного земледельца / Сост. А.Д.Джахангиров, В.П.Кузьмищев. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с., ил.

Интернет Ресурсы:

1. http://www.7dach.ru/Uleyskaya/chto-s-chem-rastet-1382.html

2. http://www.7dach.ru/Uleyskaya/chto-s-chem-rastet-1382.html#ixzz42DrnRcFu;http://dachnye-sovety.ru/predshestvenniki-i-sosedi-ovoshhnyx-kultur-xoroshie-i-ploxie/

3. http://dachnye-sovety.ru/predshestvenniki-i-sosedi-ovoshhnyx-kultur-xoroshie-i-ploxie/


Поделиться:

Аэродинамика и воздушный шарик

Растрёпанный воробей

Рисуем белые грибы пастелью

Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка

Для чего нужна астрономия?