Карабозов Ф. Особенности речевого поведения подростка-героя художественной литературы (на примере рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой») // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференция (28 апреля 2016 г.) / под ред. Л.В. Гордеевой, Т.Ю. Зотовой, А.П. Сурковой, Т.А. Федосеевой. - Новокузнецк: РИЦ НФИ КемГУ, 2016.
СТАТЬЯ и СЛАЙДЫ
Вложение | Размер |
---|---|
2016_karabozov_faridun_statya._pdf.pdf | 163.12 КБ |
karabozov_faridun.ppt | 871 КБ |
Слайд 1
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА-ГЕРОЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗА В.П.АСТАФЬЕВА «КОНЬ С РОЗОВОЙ ГРИВОЙ») Карабозов Фаридун МБНОУ «Гимназия № 17 им. В.П. Чкалова», 6 В класс Руководитель: Федосеева Т.А., учитель русского языка и литературы МБНОУ «Гимназия № 17 им. В.П. Чкалова», к.п.н., доцентСлайд 2
Речевое поведение – форма взаимодействия человека с окружающей средой, выраженная в речи, которая помогает людям общаться. Речевое поведение связано с особенностями характера, воспитания и с семейными традициями. Речевое поведение отражается в речи, в невербальном поведении (жестах, мимике, взгляде), в звучании голоса
Слайд 3
Цель исследования - выявить особенности речевого поведения подростков в разных речевых ситуациях на примере рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Слайд 4
Для достижения целей необходимо решить следующие задачи : 1) изучить доступную нам литературу, 2) узнать значения определений «речевое поведение», «речевая ситуация», 3) выяснить, как чаще всего ведут себя подростки в определённых речевых ситуациях, 4) выяснить, как воспринимают речевое поведение героя художественной литературы подростки нашего времени, 5) проанализировать полученные результаты сделать выводы.
Слайд 5
Ситуация 3. — Задаст тебе Катерина Петровна! Задаст! — заржал Санька. — Ягоды-то мы съели! Ха-ха! Нарошно съели! Ха-ха! Нам-то ништяк! Ха-ха! А тебе-то хо-хо!.. Я и сам знал, что им-то, левонтьевским, «ха-ха!», а мне «хо-хо!». Бабушка моя, Катерина Петровна, не тетка Васеня, от нее враньем, слезами и разными отговорками не отделаешься. Тихо плелся я за левонтьевскими ребятами из лесу. Они бежали впереди меня гурьбой, гнали по дороге ковшик без ручки. Ковшик звякал, подпрыгивал на камнях, от него отскакивали остатки эмалировки. — Знаешь че? — проговорив с братанами, вернулся ко мне Санька. — Ты в туес травы натолкай, сверху ягод — и готово дело! Ой, дитятко мое! — принялся с точностью передразнивать мою бабушку Санька. — Пособил тебе воспо-одь, сиротинке, пособи-ил. — И подмигнул мне бес Санька, и помчался дальше, вниз с увала, домой. А я остался .
Слайд 6
Ситуация 4. Я поел, отправился на улицу играть, и там дернуло меня сообщить обо всем Саньке . — А я расскажу Петровне! А я расскажу!.. — Не надо, Санька! — Принеси калач, тогда не расскажу. Я пробрался тайком в кладовку, вынул из ларя калач и принес его Саньке, под рубахой. Потом еще принес, потом еще, пока Санька не нажрался. «Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет?» — терзался я ночью , ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, покой «андельский» не снисходил на мою жиганью, на мою варначью душу, хотя бабушка, перекрестив на ночь, желала мне не какого-нибудь, а самого что ни на есть «андельского», тихого сна.
Слайд 7
Ситуация 7. — Ты чего там елозишь? — хрипло спросила из темноты бабушка. — В речке небось опять бродил? Ноги опять болят? — Не-е, — откликнулся я . — Сон приснился… — Спи с Богом! Спи, не бойся. Жизнь страшнее снов, батюшко… «А что, если слезть с полатей, забраться к бабушке под одеяло и все-все рассказать?» Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека. Жалко будить, устала бабушка. Ей рано вставать. Нет уж, лучше я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу обо всем: и про туесок, и про домовниху с домовым, и про калачи, и про все, про все…
Слайд 8
Вопросы и задания для анкетирования 1. Продолжите определения. а) Речевое поведение – это … б) Речевая ситуация – это … 2. Оцените речевое поведение героев в ситуациях. Объясните, почему вы так думаете. А) «— Скажи уж лучше — боишься ее и еще жадный! — Я? — Ты! — Жадный? — Жадный! — А хочешь, все ягоды съем? — сказал я это и сразу покаялся, понял, что попался на уду. Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят. — Слабо! — сказал он. — Мне слабо! — хорохорился я, искоса глядя в туесок. Там было ягод уже выше середины. — Мне слабо?! — повторял я гаснущим голосом и, чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться, решительно вытряхнул ягоды на траву: — Вот! Ешьте вместе со мной! Навалилась левонтьевская орда, ягоды вмиг исчезли» Б) «Оттуда, из-за моста, должна приплыть бабушка. Что только будет! И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить. Ходи, бегай, играй и ни о чем не думай. А теперь что? Надеяться теперь не на что. Разве что на нечаянное какое избавление. Может, лодка опрокинется и бабушка утонет? Нет уж, лучше пусть не опрокидывается».
Слайд 9
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА-ГЕРОЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗА В.П.АСТАФЬЕВА «КОНЬ С РОЗОВОЙ ГРИВОЙ») Карабозов Фаридун МБНОУ «Гимназия № 17 им. В.П. Чкалова», 6 В класс Руководитель: Федосеева Т.А., учитель русского языка и литературы МБНОУ «Гимназия № 17 им. В.П. Чкалова», к.п.н., доцент
Рисуем белые грибы пастелью
Свинья под дубом
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Ручей и камень
Лиса и волк