• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проектно-исследовательская работа "Балет - спорт или искусство?"

Опубликовано Павлова Юлия Сергеевна вкл 07.06.2016 - 19:46
Павлова Юлия Сергеевна
Автор: 
Прохоренко Елизавета

В своей работе ученица выдвигает гипотезу и доказывает, что балет можно отнести не только к искусству, но и спорту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balet-sport_ili_iskusstvo_prohorenko_elizaveta_2_a_kl.docx127.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  школа-интернат № 49 Петродворцового района Санкт-Петербурга «Школа здоровья»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 49

Петродворцового района Санкт-Петербурга «Школа здоровья»

http://ae.registereastconn.org/media/catalog/product/cache/1/image/9df78eab33525d08d6e5fb8d27136e95/b/a/ballet_3.jpg

классный руководитель 2 «А» класса

Санкт-Петербург

2016 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ……………………………………………………………………………………..

2

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………

2

НЕМНОГО ИСТОРИИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)…………………………………………….

3

БАЛЕТ – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ИСКУССТВО, НО И СПОРТ (ДАННЫЕ СОБСТВЕННЫХ   ИССЛЕДОВАНИЙ)………………………………………………………..

3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………

5

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………….

6

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………

7

ВВЕДЕНИЕ

                                                                                          Балетной магии фонтан

                                                                                                       Кружился, распускаясь дымом,

                                                                                           И лампы хрупкая звезда

                                                                                               Молчала о невыразимом…

         Когда мы с семьёй приходим в театр, мне кажется, что я попадаю в волшебный мир. Вот открывается занавес, и я вижу балерин, таких грациозных и красивых... Звучит прекрасная музыка, и я уже не в силах оторваться от сцены. Мне бы очень хотелось стать одной из тех балерин, которых я там вижу. Раньше я думала, что красивая осанка, пластика и гибкость балерины – это дар от природы. Но мои родители утверждают, что для артиста балета требуется хорошая физическая подготовка, большая выносливость и упорство. Впервые я задумалась о том, что балет – это не просто красивое зрелище, от которого захватывает дух. Это ещё и систематический, долголетний и очень тяжёлый труд, каждодневные тренировки и высокая дисциплинированность. Как у спортсменов. Я давно мечтаю танцевать в балете, и мне стало интересно, действительно ли мне понадобятся все те качества, о которых говорят мои родители? Данная тема стала для меня актуальна.

        Цель моей исследовательской работы: узнать, можно ли балет отнести не только к искусству, но и спорту.

        В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи исследования:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Путём анкетирования выяснить мнение ребят из моей школы и взрослых по этому вопросу.
  3. Обобщить полученные результаты и сделать вывод.

        Объект моего исследования – балет.

        Предмет исследования – отношение людей к балету.

        Мною была выдвинута гипотеза: балет – это комбинация спорта и искусства.

        В ходе работы были использованы следующие методы:

  1. Обзор доступной литературы и интернет ресурсов.
  2. Разработка анкет.
  3. Опрос.
  4. Обработка анализа данных.
  5. Формулирование выводов.

НЕМНОГО ИСТОРИИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

        Балет — это искусство сценического танца. «Некоторые из балетных представлений рассказывают зрителям о каком-то событии, происшествии или сказке захватывающим языком танца, а другие стремятся передать движением и музыкой не содержание, а скорее настроение или идею» [2, с. 193]

        Термин «балет» появился в конце XVI века. Произошло слово «балет» от итальянского balletto, что означало «танцевать». Появился балет более пятисот лет тому назад в Италии. Но в те времена это был не спектакль, а лишь танцевальный эпизод, который передавал определенное настроение. Итальянские дворяне наслаждались танцами, поэзией и музыкой, объединяя их в одно представление.

        Учителя в те времена назывались танцмейстерами, а «балетные движения были похожи на элегантные и достаточно простые придворные танцы» [2, с. 194] Сам балет в то время не назывался балетом, это название он получил во время царствования французского короля Генриха III.

        В 1581 году королева Катерина Медичи приказала устроить большой праздник в честь свадьбы в королевской семье. «Празднество вылилось в огромный балет, в котором приняли участие сотни танцоров, певцов и актёров» [2, с. 193] Танцмейстеры заранее репетировали с дворянами отдельные фигуры и движения и руководили целыми группами людей, которые участвовали в танцах.

        Любопытно, что продолжительность первого балетного представления составляла около пяти часов. Это было творение итальянского балетмейстера Бальтазарини. Называлось представление «Комедийный балет королевы».

        Известно, что танцовщицу, исполняющую в балете главную партию, называют прима-балериной. А из энциклопедии А. Леокума «Скажи мне, почему?..» я узнала, что первой прима-балериной была известная актриса по фамилии Лафонтен.

БАЛЕТ – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ИСКУССТВО, НО И СПОРТ (ДАННЫЕ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

        При проведении исследования я в первую очередь обратилась к толковому словарю. Меня интересовали два понятия: искусство и спорт. Словарь С. И. Ожегова даёт следующие определения:

  1. Искусство – это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
  2. Спорт – это составная часть физической культуры – комплексы физических упражнений для развития и укрепления организма, соревнования по таким упражнениям и комплексам.

        После этого я прочитала и проанализировала несколько источников по данной теме. В одной из прочитанных мною статей на сайте http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=865 

говорилось о проблеме взаимоотношения спорта и искусства вообще. Оказывается, этому вопросу посвящена огромная литература. Один французский ученый в докладе на 4-й сессии Международной Олимпийской академии обосновывал положение о том, что «искусство – спорт, а спорт – искусство, и между ними нет никаких границ или отличий. Известный балетмейстер К. Я. Голейзовский  на страницах журнала "Театр" прямо утверждал, что спорт, без всякого сомнения, является искусством (Приложение № 1). Он говорил, что «из специфических искусств спорт ближе всего к балету, где средством художественной выразительности служит человеческое тело» [5]. Более того, на сайте http://operaibalet.ru/mezhdunarodnye-baletnye-konkursy я узнала, что, оказывается, в 2005 году во время проведения Х Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве реализовали идею возникновения Федерации балетных конкурсов! А это значит, что в балетном искусстве тоже имеют место соревнования, как и в любом виде спорта.

        Также я прочитала мнения людей по данной проблеме на одном из форумов в Интернете (сайт https://otvet.mail.ru/question/8463697) и выявила, что их точки зрения неодинаковы. Кто-то считает, что балет – это, безусловно, искусство, а кто-то говорит о большом сходстве его со спортом.  

        Мною был проведён опрос среди школьников по данному вопросу. Для проведения опроса были разработаны вопросы и тестовая анкета (Приложение № 2).  В опросе участвовало в общей сложности 32 человека, из них 19 девочек и 13 мальчиков (Приложение № 3).

        В результате проведенного анализа результатов опроса я получила данные об отношении к балету. Из 32 опрошенных 7 человек занимаются танцами, причём совершенно разного характера. Это и хореография, и бальные танцы, и спортивные, а также современные типа хип-хоп и брейк-данс. 17 человек признались, что любят балет и хотят им заниматься (Приложение № 4).  

        Не вызвало удивление то, что большая часть школьников (24 человека) считают, что балет – это искусство. Однако 8 человек уверены, что балет сочетает в себе спорт и искусство.

        Лидирующие позиции заняли такие качества балерины, как выносливость, терпение, собранность, настойчивость, упорство, самоконтроль и хорошая координация, что позволяет говорить о сходстве балета и спорта.

        Кроме этого, я опросила взрослых в количестве 24 человек (педагогов нашей школы и родителей своих одноклассников) на предмет их отношения к балету как искусству и спорту. Оказалось, что только 3 человека относят балет исключительно к искусству, большинство же опрошенных (21 человек) считают, что балет – это сочетание спорта и искусства. Объяснялось это тем, что для балета требуется отличная физическая подготовка, каждодневные тренировки, строгий режим дня и питание. Словом, всё, как у спортсменов (Приложение № 5).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        В результате проведённого исследования выяснилось, что многие черты сближают балетное искусство со спортом. Да, безусловно, балет – это великое искусство, ведь он доставляет эстетическое удовольствие, даёт нам возможность полюбоваться красотой и грацией танцоров, послушать классическую музыку. Гармоничное сочетание музыки с танцем, поэзией и живописью дают человеку исключительно положительные эмоции. «Содержание балета рассказывается танцем, в танце раскрываются характеры действующих лиц, их мысли, чувства, настроения и действия. «Мы хотим не просто танцевать, а говорить танцем», – в этих словах Галины Улановой, поведавшей всему миру столько прекрасного своим танцем, заложен глубокий смысл, отражено упорное стремление к содержательности в нашем балетном искусстве. Эти слова дополняют то чудесное определение, которое дал русскому балету А. С. Пушкин, в строках «Евгения Онегина» отметивший его поэтическую одухотворённость: «…душой исполненный полёт» » [1, с. 113]

        Но для того, чтобы танцоры на сцене выглядели грациозными, пластичными и красивыми, им приходится долго и упорно тренироваться. Ни один танцевальный момент в балете невозможен без комплекса физических упражнений, без тренировок, без хорошей координации и силы мышц. Балет также недостижим без тех моральных и волевых качеств, которые присущи всем спортсменам, а именно: выдержки и самообладания, настойчивости и упорства, целеустремлённости и самовоспитания.

        Труд балетного артиста и спортсмена постоянно насыщен большим физическим напряжением. Необходима систематическая физическая тренировка, соблюдение определённого режима. В труде балерины, как и спортсмена, необходим всегда строжайший самоконтроль, соблюдение точности расчёта сил, времени.

        Таким образом, мы смело можем утверждать, что балет – это комбинация спорта и искусства. Моя гипотеза подтвердилась.

        Занятия балетом – это способ полноценно совместить спортивное и эстетическое развитие, поэтому я считаю, что необходимо продолжать и расширять исследования в этой области.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бочарникова Э. В. Страна волшебная – балет. – М.: Детская литература, 1974. – 192с.
  2. Леокум А. Скажи мне, почему?.. – М.: Джулия, 1992. – 337с.
  3. Универсальная школьная энциклопедия. Т. 1. А – Л/Глав. Ред. Е. Хлебалина, вед. ред. Д. Володихин. – М.: Аванта, 2003. – 582 с.
  4. Что такое. Кто такой. Т. 1. А – З/под  ред. Дорохова А. А. и др. – М.: Педагогика, 1975. – 352 с.
  5. Сайт: http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=865
  6. Сайт: http://operaibalet.ru/mezhdunarodnye-baletnye-konkursy
  7. Сайт: https://otvet.mail.ru/question/8463697

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

http://files.ballet60.webnode.com.ua/system_preview_detail_200000018-d5997d78e6/250px-Goleyzovski-1-wiki.jpg

Приложение № 2

Список вопросов для проведения научно-исследовательской работы:

  1. Занимаешься ли ты танцами? Если да, то какими?
  2. Любишь ли ты балет?
  3. Хотел(а) бы ты заниматься балетом?
  4. Как ты считаешь, балет – это спорт или искусство?
  5. Как думаешь, какими качествами должна обладать балерина? Выбери и подчеркни:

Выносливость, обаяние, терпеливость, собранность, беззаботность, музыкальный слух, настойчивость, упорство, мечтательность, робость, самоконтроль, хорошая координация.

Приложение № 3

Приложение № 4

Приложение № 5


Поделиться:

Глупый мальчишка

Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"

Денис-изобретатель (отрывок)

По морям вокруг Земли

Девочка-Снегурочка