• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Речевой портрет студента

Опубликовано Котова Юлия Владимировна вкл 09.06.2016 - 4:19
Котова Юлия Владимировна
Автор: 
Коротких Полина

В статье пранализирована лексика студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речевое поведение 22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой портрет студента

Коротких П.С.

Научный руководитель - преподаватель Котова Ю. В.

УУКЖТ УУИЖТ ИрГУПС

Молодежь – наиболее активная часть нашего общества. Она живо откликается на все изменения,  происходящие в обществе, в том числе и на  языковые.  Молодежь является инициатором языковых изменений и может влиять на дальнейшее развитие языка.  Носителями молодежного языка принято считать студентов. Студенчество - социально-возрастная группа, представляющая наибольший интерес для изучения, так именно студенты быстрее всех подмечают различные изменения в языке и реагируют на них.

Речевой портрет - это воплощенная в речи языковая личность определенной социальной общности. В речи каждой социально-возрастной группы реализуются специфический для нее набор языковых единиц и различные приемы общения, свойственные данной группе и выделяющие речь ее представителей в обществе. Особого внимания заслуживают особенности речевого поведения студентов.

Цель нашего исследования:  изучение особенностей лексики  и речевого поведения, проявляющиеся в процессе общения современных студентов.

Предмет исследования: особенности лексики  и речевое поведение студентов.

Методы исследования: анкетирование.

Общее количество студентов, принявших участие в анкетировании - 95 человек. Возраст студентов от 15-20 лет. Разработанная нами анкета включала в себя 9 вопросов, 5  из которых  с вариантами ответов. Для чистоты эксперимента анкетирование проводилось анонимно. Анкета содержала следующие вопросы:

  1. Какие слова используете для обращения друг к другу?
  2. Какие слова используете для названия учебных  предметов, общежития, экзамена, зачета?
  3. Употребляете этикетные (вежливые) слова?
  4. Какие этикетные слова чаще всего употребляете?
  5. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить НАДЕТЬ?
  6.  Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
  7. Чья речь является для вас эталоном?
  8. Можем ли мы повлиять на лингвистическую ситуацию?
  9. Как можно улучшить речь студентов?

Результаты анкетирования:

Первый и второй вопросы анкеты были направлены на выявление жаргонизмов, просторечий в лексике студентов. Результаты анкетирования показали, что студенты употребляют жаргонизмы для названия учебных дисциплин, например, 33% опрошенных называют математику  " матан", 10,5% говорят "фра" вместо физическая культура, 18,9 % - "литра" вместо литература. Наиболее интересным объектом для изучения студенческих номинаций бытовых реалий является общежитие. 36,8 % опрошенных студентов часто называют его "общагой". 49,4% студентов обращаются друг к другу с помощью определенных прозвищ:      31,5 % говорят «привет». Меньшинство студентов обращаются по имени и фамилии.

Третий и четвёртый вопросы предназначены для проверки степени овладения речевым этикетом. 10,5% опрошенных отметили, что употребляют этикетные слова часто, 84,21% делают это иногда, 5,2% - редко. Таким образом, выяснилось при ответе на вопрос № 3, что  большинство студентов, к сожалению, лишь иногда употребляют этикетные слова. Чаще всего употребляют слова пожалуйста (97,8 %), спасибо (77,8 %) , здравствуй (16,8%) , приятного аппетита (4, 2%).

В анкете содержались  вопросы, выявляющие степень владения  лексической и морфологической нормами. При ответе на пятый вопрос студенты  должны были найти предложение, в котором вместо ОДЕТЬ нужно употребить НАДЕТЬ. Правильно ответили 73, 6 % опрошенных. Вопрос, связанный с морфологическими нормами, оказался для студентов сложнее. При ответе на шестой вопрос нужно было найти пример с ошибкой в образовании формы слова. Правильно ответили 21 % опрошенных.

Если рассматривать седьмой вопрос, то я склоняюсь к ответу "речь родителей", так же думают 31,5% опрошенных,  большинство анкетируемых студентов (52.6%) считают  эталоном  речь друзей. Но речь друзей не всегда является чистой и красивой,  бывают в их речи грубые и нецензурные выражения.

Восьмой и девятый вопросы вызвали затруднение. При ответе на вопрос, могут ли студенты повлиять на лингвистическую ситуацию, большая часть студентов ответили «не знаю» (89,5%),  10, 5 % считают, что могут повлиять.

При ответе на девятый вопрос студентам предлагалось внести предложения по поводу улучшения их речи. Предложения были следующие: уделять время чтению художественной и познавательной литературы, проведение мероприятий.

Итак, современный студент является носителем индивидуальной формы, отражающей его социальное, территориальное  происхождение, уровень его образования и культуры. Культура  речи и культура общения  необходимы каждому  человеку, а студенту в особенности, так как в дальнейшем студент - это будущий специалист в какой - либо деятельности.  Совершенствовать свою речь необходимо постоянно, для этого надо следить за своей речью, обогащать словарный запас.

 Я думаю, что студенты нашего колледжа, отвечая на вопросы, задумались о своей речи и  в дальнейшем будут стремиться к правильной  и красивой речи, так как мы будущие специалисты.


Поделиться:

Круговорот воды в пакете

Весёлые польки для детей

Мастер-класс "Корзиночка"

Ах эта снежная зима

Рисуем кактусы акварелью