Исследовательская работа ученицы 4 класса, о том как можно изменить старую мебель и что из этого получилось.
Вложение | Размер |
---|---|
restavratsiya_staroy_mebeli.doc | 136 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №121 г.о. Самара
Реставрация старой мебели.
Работу выполнила
ученица 4 «В» класса
МБОУ СОШ №121
Котлярова Виктория
Научный руководитель: Герасимова И.А.
Самара, 2015.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Подбор материалов для реставрации стула 4
Глава 2. Технология реставрации стула 6
Глава 3. Реставрация стула в домашних условиях 8
Заключение 11
Библиография 12
Введение.
Актуальность темы: К сожалению, ничего вечного не бывает. Всё рано или поздно изнашивается, стареет и ломается. И мебель не является исключением. Однако, любая мебель может обрести второе дыхание. Реставрация старой мебели является отличной альтернативой покупке новой дорогой мебели.
Целью моего проекта явилось то, что я хотела дать вторую жизнь старым стульям: вернуть им функциональное назначение и внешнюю привлекательность.
Задачи исследования:
Глава 1. Подбор материалов для реставрации стула.
1.1. Краски. Покраска мебели плотным слоем производится масляными красками или акриловыми эмалями. Нитро-, глифталевые и пентафталевые краски для домашней мебели мало пригодны: они очень глубоко проникают в дерево, расход краски оказывается высок, а ее полное удаление – невозможным. Но для дачной и садовой мебели этот недостаток может оказаться достоинством. Под масляную краску поверхность грунтуют олифой, а под акриловую – водно-полимерной эмульсией. Для окраски с подчеркиванием фактуры дерева используют морилки и протравы. Морилки выпускаются всех цветов радуги и проникают в дерево неглубоко, на 0,3-0,5 мм, так что потом окрашенный слой можно снять шкуркой. Но окраска морилками выглядит несколько неестественно; видно, что крашеное. Протравы проникают в дерево на несколько мм и дают натуральный вид окрашенного, т.к. окраска достигается за счет взаимодействия протравы с содержащимися в древесине дубителями. Поэтому протравами можно красить далеко не всякое дерево, а лишь содержащее ощутимые количества танина. Из отечественных пород – дуб отлично воспринимает протраву, а с березой лучше и не пытаться. С любыми другими – нужна пробная покраска небольшого участка, т.к. содержание дубителей зависит от времени выдержки дерева.
1.2. Мебельные ткани. Лицевые. Перетяжка мебели своими руками требует особо внимательного выбора ткани. Дело не в ее виде, подойдут традиционные жаккард, гобелен, велюр, флок, куртизан и шинилл; плательные ткани абсолютно не годятся – плохо тянутся, быстро протрутся. Дело в рисунке – начинающему мебельщику можно порекомендовать только мелкий не очень контрастный. Во-первых, рисунок на сиденье и спинке должен быть согласован – уехавшая в сторону полоса или сдвинутые половинки цветка сразу испортят весь вид. Дорогую ткань придется покупать с запасом в 15-20% на совмещение узора, и нет никакой гарантии, что, завершив работу, не придется понять, что всю обивку нужно менять. Однако перетяжка мебели недаром так называется: без утягивания ткани никак не обойтись. А тогда потянется и рисунок, и на крупном рисунке искажение контуров будет очень заметно. Обтяжка мебели с согласованием узора – тонкое искусство, и сразу не получалась даже у знаменитых мастеров. Поэтому первый мебельный блин лучше делать с мелким неярким рисунком или вовсе однотонным. Изнаночные и подкладочные. На изнанку, подкладку мебельной обивки идут льняной холст или джутовая мешковина. Синтетика, сизаль и пр. скользкие ткани совершенно непригодны: обивка на них скоро поедет. Пенька также не годится: хоть и шершавая, она быстро истирается и при этом пылит. Поролон и синтепон. Набивку мебели конским волосом уже почти не делают даже для эксклюзива; ватин и войлок также отживают свое – современные синтетические материалы превосходят их по всем параметрам. Поролон делится на марки по плотности, обозначаемые двумя цифрами: 20, 35, 45 и т.п. От марки зависит и упругость, что важно для набивки. Проверяют качество поролона, сжав его до предела пальцами: пригодный, если отпустить, сразу отстреливает до ровного, а плохой постепенно распрямляется, и может остаться вмятина. Мебельный синтепон должен быть чисто белым и цельным. Во-первых, лоскутной цветной, скорее всего, изготовлен из отходов; возможно, токсичных. Во-вторых, мат синтепона должен быть достаточно прочным, не расползаться при натяжении руками с небольшим усилием как вдоль, так и поперек волокон.
Глава 2. Технология реставрации стула.
Полный ремонт стула с обновлением и новым декором включает в себя следующие этапы: разборка; очистка, смывка; покраска древесины; защитная лакировка; замена сиденья; поверхностное декорирование; сборка.
Разборка. Резьбовые соединения разбирают как обычно: отвертками, ключами, пассатижами. Главное условие – никакого упора на дерево. Если отвертка так и норовит выскользнуть или винт проворачивается, надо придержать его тело пассатижами, утконосами или круглогубцами. Если вовсе засел, то нужно капнуть часового масла, выждать полчаса-час и попробовать снова, то есть иметь терпение и смекалку.
Очистка, смывка. Если лак никуда не годится и его нужно смывать, то делать это лучше нетоксичными поверхностно-активными (ПАВ) смывками типа СМ-1 или СМ-2. Можно провести зачистку дерева шкуркой. Чтобы дерево не съедалось, и поверхность была ровной, надо выбирать мелкозернистую шкурку.
Покраска древесины. Под масляные краски и лаки грунтуют олифой, разогретой до 60-70 градусов на водяной бане. Под другие лакокрасочные покрытия – ею же или водно-полимерной эмульсией комнатной температуры. Прокраску для подчеркивания фактуры дерева делают морилкой или протравой; то и другое – по инструкции изготовителя. Анилиновые морилки разводят в воде при 70-80 градусов. Для яркости в готовый к употреблению раствор вводят несколько капель спирта.
Защитная лакировка. Для защитной лакировки мебели используют любые мебельные лаки. Но лучшим мебельным лаком следует признать прозрачный или тонированный акриловый: он пригоден для любой поверхности, необычайно прочен и стоек и практически не требует ухода.
Замена сиденья. Некоторая переделка может понадобиться для основы сидений стульев. Для этих деталей используют фанеру, так как она выдержит больше и продержится дольше, чем массив самых прочных пород дерева той же толщины.
Поверхностное декорирование. Обивка сиденья и спинки стула держится на фанерной доске – основе. Вырезаем по контуру основы с выпуском в 5-10% куски поролона. Затем вырезаем обивку с припуском в 10-15%. Обивку по сторонам закрепляем на исподе степлером, по 3-4 скобы на сторону. По сторонам обивка закрепляется наперекрест с вытяжкой, нужно следить, чтобы рисунок не поплыл. Если перекосился – выдираем отверткой скобы и перетягиваем заново.
Сборка. Сборка мебели, затруднений не представит, особенно если вы догадались сфотографировать разборку поэтапно. Используйте старый крепеж или полностью замените его новым: мебель на крепеже вразнобой потом держится плохо.
Глава 3. Реставрация стула в домашних условиях.
Изучив лакокрасочные материалы, мебельные ткани и технологию реставрации стула в домашних условиях я приступила к работе.
Вот так изначально выглядел венский стул, который в два раза старше меня. Им пользовались мои бабушка и дедушка, поэтому в память о них очень хотелось его отреставрировать.
На первом этапе необходимо было стул разобрать. Я взяла отвёртку и рожковый ключ на 10 и отвернула шурупы.
На втором этапе я зачистила детали стула мелкозернистой шкуркой.
На третьем этапе для подчеркивания фактуры дерева я использовала морилку на водной основе, без запаха, время высыхания30 - 40 минут.
На четвёртом этапе необходимо было выполнить защитную лакировку. Для этого я выбрала атмосферостойкий и износостойкий лак на основе алкидно-уретановой смолы для наружных и внутренних работ. Этот лак образует высокопрочное покрытие, стойкое к воздействию воды и бытовых моющих средств.
На пятом этапе пришло время заменить сиденье. Для этого была использована фанера. В качестве лекала я взяла старое сиденье, обвела его, а папа выпилил лобзиком.
Однако старое сиденье было украшено узором, а фанера не выглядела бы торжественно и парадно даже после морилки и лака. Поэтому я решила обить фанеру. Вырезала по контуру основы поролон. Затем вырезала обивку с некрупным рисунком с припуском в 10-15%. Обивку по сторонам закрепила с помощью папы мебельным степлером. Обязательно нужно следить, чтобы рисунок не поплыл.
На последнем этапе для сборки стула я использовала старый крепёж. И вот старый стул, который хотели выбросить вписался в новую обстановку.
Скажу честно - это мой второй стул. Ещё четыре стула ждут, когда их отреставрируют.
Заключение.
Реставрация мебели своими руками – занятие трудное и кропотливое, но благодарное. Старая мебель после реставрации способна прослужить еще очень долго. Она создает в доме уют, сердечную, дружескую атмосферу и приобретает большую ценность. Реставрация старой мебели осуществима в домашних условиях.
Библиография:
Философские стихи Кристины Россетти
Вокруг света за 80 дней
Этот древний-древний-древний мир!
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Пустой колос голову кверху носит