• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Работа в графическом редакторе Gimp

Опубликовано Естин Владимир Иванович вкл 17.06.2016 - 8:32
Естин Владимир Иванович
Автор: 
Беликов Дмитрий Юрьевич

Область информатики, занимающаяся методами создания и редак­тирования изображений с помощью компьютеров, называют компьютерной графикой.

Компьютерная графика очень актуальна в настоящий момент и пользуется большой популярностью у учащихся основной и средней школы. Умение работать с различными графическими редакторами является важной частью информационной компетентности ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon belikov_d._programma_fakultativnogo_kursa.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ ОО СПО «Болховский педагогический колледж»

Программа факультативного курса

«Работа в графическом редакторе Gimp»

(8 класс, 17 часов)

Составитель:

студент 5 курса группы «Г»

отделения «Информатика»

Беликов Дмитрий Юрьевич

Болхов, 2013

Пояснительная записка

Область информатики, занимающаяся методами создания и редактирования изображений с помощью компьютеров, называют компьютерной графикой.

Компьютерная графика очень актуальна в настоящий момент и пользуется большой популярностью у учащихся основной и средней школы. Умение работать с различными графическими редакторами является важной частью информационной компетентности ученика.

 В УМК базового или профильного курса Информатики и ИКТ «Компьютерная графика» как самостоятельный раздел не выделена. Отдельные элементы темы изучаются  только на ознакомительном уровне, например, в базовом курсе информатики в рамках методической линии «Обработка графической информации». Следует отметить, что за 4 или 5 часов рассмотреть особенности компьютерной графики нереально. В этом проявляются ограниченные возможности базовых и профильных курсов по информатике. Поэтому в качестве предпрофильной подготовки, а затем на профильном уровне, очевидна необходимость изучения графических программ (растровых и векторных редакторов, программ создания и обработки трехмерных объектов, систем автоматизации проектирования, настольных издательских систем и др).

Охватить всю предметную область компьютерной графики в рамках одного курса невозможно, поэтому изучение сведено к рассмотрению вопросов работы с конкретным редактором растровой графики, при этом основной акцент сделан на технологию обработки цифровой фотографии.

Компьютерная графика, как одна из значимых тем школьного курса информатики, активизирует процессы формирования самостоятельности школьников, поскольку связана с обучением творческой информационной технологии, где существенна доля элементов креативности, высокой мотивации обучения. Создание художественных образов, их оформление средствами компьютерной графики, разработка компьютерных моделей требует от учащихся проявления личной инициативы, творческой самостоятельности, исследовательских умений. Данная тема позволяет наиболее полно раскрыться учащимся, проявить себя в различных видах деятельности (диагностической, аналитической, проектировочной, конструктивной, оценочной, творческой, связанной с самовыражением и т.д.).

Предлагаемый факультативный курс способствует развитию познавательных интересов учащихся; творческого мышления; повышению интереса к предмету, имеет практическую направленность, так как получение учащимися знаний в области информационных технологий и практических навыков работы с графической информацией является составным элементом общей информационной культуры современного человека, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства. Реализация программы  позволяет заложить основы работы с графической информации, благодаря которой в будущем учащиеся смогут самостоятельно осваивать новые сложные графические программы.

Программа предназначена для учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 34 часов, по 1 часу в неделю.

Цель курса - освоение базовых понятий и методов компьютерной графики; изучение популярных графических программ; обеспечение глубокого понимания принципов построения и хранения изображений; профориентация учащихся; приобретение учащимися теоретических знаний и практических навыков, необходимых для дальнейшей практической деятельности, связанной с использованием информационных технологий.

Исходя из цели, можно определить следующие задачи курса:

  • привитие навыков сознательного и рационального использования ПК;
  • знакомство с методами представления графических изображений и форматами графических файлов;
  • изучить форматы графических файлов и целесообразность их использования при работе с различными программами;
  • изучение возможностей растрового графического редактора Gimp;
  • удовлетворение познавательных интересов учащихся.

В результате изучения факультативного курса «Изучение графических редакторов»

Учащиеся должны знать:

  • Особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
  • Методы описания цветов в компьютерной графике – цветовые модели;
  • Способы хранения изображений в файлах растрового формата;
  • Назначение и функции различных графических программ;

Учащиеся должны уметь обрабатывать графическую информацию с помощью растровых программ  (Gimp), а именно:

  • Выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (Область, Лассо, Волшебная палочка и др.);
  • Перемещать, дублировать, вращать выделенные области;
  • Редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;
  • Сохранять выделенные области для последующего использования;
  • Монтировать фотографии (создавать многослойные документы)
  • Раскрашивать черно-белые эскизы и фотографии;
  • Применять к тексту различные эффекты;
  • Выполнять цветовую и тоновую коррекцию фотографий;
  • Ретушировать фотографии;
  • обладать приёмом реставрации фото, а также искусственно состаривать фотографию;
  • Создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ;

Учащиеся должны развивать :

  • познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ
  • алгоритмическое мышление, способности к формализации.

Учащиеся должны:

  • Воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда;
  • Формировать установки на позитивную социальную деятельность в информационном  обществе, на недопустимости действий нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией
  • Воспитывать стремление к самоутверждению через освоение компьютера и созидательную деятельность с его помощью;
  • Воспитывать личную  ответственность за результаты своей работы на компьютере, за возможные свои ошибки;
  • Воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач
  • Воспитывать скромность, заботу о пользователе продуктов своего труда.

В результате обучения учащиеся смогут получить опыт:

  • проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств;
  • коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда;
  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов  в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

В конце изучаемого курса учащиеся могут:        

  1. защитить реферат, доклад;
  2. представить свои разработки визиток, открыток;
  3. представить реставрированные и обработанные фотографии;
  4. представить коллажи.

Основной  результат обучения - понимание учащимися современных технологий создания компьютерного изображения в растровых и векторных графических программах, освоение основных практических приемов создания изображения в программе Gimp.

Форма занятий направлена на активизацию познавательной деятельности, на развитие творческой активности учащихся. На занятиях теоретического блока преобладает практикум с элементами творческих заданий. На занятиях практического блока используется метод проектов, игровая форма организации деятельности учащихся, коллективные способы работы и другие элементы личностно-ориентированных технологий обучения.

Учебно-тематическое планирование

№

Наименование тем

Количество часов

всего

теория

Практика

1.

Понятие растровой графики.

1

1

-

2.

Цвет в компьютерной графике.

1

1

-

3.

Знакомство с растровым графическим редактором Gimp.

1

0,5

0,5

4.

Инструменты рисования программы Gimp.

1

0,5

0,5

5.

Инструменты выделения программы Gimp.

1

0,5

0,5

6.

Инструменты преобразования программы Gimp.

1

0,5

0,5

7.

Работа со слоями в Gimp.

1

0,5

0,5

8.

Работа с текстом в Gimp.

1

0,5

0,5

9.

Работа с фильтрами в Gimp.

2

0,5

1,5

10.

Тоновая и цветовая коррекция фотографий.

2

0,5

1,5

11.

Ретушь изображений.

2

0,5

1,5

12.

Реставрация старых фотографий с помощью Gimp.

2

0,5

1,5

13.

Искуственное состаривание фотографий.

2

0,5

1,5

14.

Фотомонтаж с помощью Gimp.

2

0,5

1,5

15.

Создание коллажа в Gimp.

2

0,5

1,5

16.

Разработка и оформление выпускного альбома.

1

-

1

17.

Защита творческого проекта «Образец выпускного альбома»

1

0,5

0,5

Содержание курса

Тема 1. Понятие растровой графики.

Растровая графика. Достоинства растровой графики. Недостатки растровой графики. Особенности растровых программ. Методы сжатия графических данных. Форматы растровых изображений. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических программ. Преобразование файлов из одного формата в другой.

Тема 2. Цвет в компьютерной графике.

Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели).  Цветовая модель RGB. Формирование собственных цветовых оттенков на экране монитора. Цветовая модель CMYK. Формирование собственных цветовых оттенков при печати изображений. Взаимосвязь цветовых моделей RGB и CMYK. Кодирование цвета в различных графических программах. Цветовая модель HSB (Тон — Насыщенность — Яркость).

Тема 3. Знакомство с растровым графическим редактором Gimp.

История создания и назначение редактора. Интерфейс программы. Тип лицензии.

Тема 4. Инструменты рисования программы Gimp.

Инструменты рисования: карандаш, кисть, ластик, аэрограф, перо, размывание, резкость, осветление, затемнение, плоская заливка, градиентная заливка, штамп.

Тема 5. Инструменты выделения программы Gimp.

Инструменты выделения: Прямоугольное выделение; Эллиптическое выделение; Свободное выделение (Лассо); Выделение связанных областей (Волшебная палочка); Выделение по цвету; Выделение фигур в изображении (Умные ножницы) и Выделение переднего плана.

Тема 6. Инструменты преобразования программы Gimp.

Инструменты преобразования:  Перемещение; Выравнивание; Кадрирование; Вращение; Масштаб; Искривление; Перспектива; Зеркало.

Тема 7. Работа со слоями в Gimp.

Тема 8. 

Тема 9. 

Тема 10. 

Тема 11.   

Тема 12.

Тема 13.

Тема 14. Защита творческого проекта «Образец выпускного альбома»».

Подведение итогов работы факультативного курса. Презентация творческих работ учащихся.

 


Практический минимум

Практическая работа №1. «».

Практическая работа №2. «».

Практическая работа №3. «».

Практическая работа №4. «».

Практическая работа №5. «».

Практическая работа №6. «».

Практическая работа №7. «».

Практическая работа №8. «».

Практическая работа №9. «».

Практическая работа №10. «».

Практическая работа №11. «».

Практическая работа №12. «».

Практическая работа №13. «».

Условия реализации программы:

1. Наличие компьютерного класса.

2. Наличие ПК для учителя, учащихся, принтера, медиапроектора.

2. Операционная система ALT Linux.

3. Программа Gimp.

Список рекомендованной литературы

Учебная и справочная литература

  1. Графический редактор GIMP: первые шаги / И.А.Хахаев — М.: ALT Linux; Издательский дом ДМК-пресс, 2009. — 232с.: ил. — (Библиотека ALT Linux).
  2. Жексенаев А.Г. Основы работы в растровом редакторе GIMP (ПО для обработки и редактирования растровой графики): Учебное пособие. — Москва: 2008. — 80 с.
  3. Тимофеев Г.С., Тимофеева Е.В. Графический дизайн. Серия “Учебный курс”. Ростов н/Д: Феникс, 2002;
  4. Соловьева Л.В. Компьютерные технологии для учителя. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
  5. Тимофеев С.М.  Работа в графическом редакторе GIMP  Издательство: Эксмо-Пресс , 2010
  6. Якушин А. The GIMP Gnu Image manipulation Program Редактирование изображений. – Open Office.ru, 2004.

Интернет ресурсы

  1. Графический редактор GIMP: легкие уроки и простые примеры  http://knach.com/
  2. Технология работы с графической информацией. Лекция. http://www.ppf.krasu.ru/informatica/graph/slide_graph.htm -
  3. Уроки по Gimp  http://gimp.nas2.net/ 
  4. Уроки по Gimp: http://www.progimp.ru

Поделиться:

Кто чем богат, тот тем и делится!

Рисуем пшеничное поле гуашью

Весенняя гроза

Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики

Две лягушки