Материал к уроку
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 586.29 КБ |
Слайд 1
ФразеологизмыСлайд 2
Казанские сироты «Сирота казанская» - человек, прикидывающийся несчастным, чтобы вызвать сочувствие жалостливых людей; в этом смысле мы и по сей день используем как поговорку старинную кличку.
Слайд 3
Попасть в переплёт Попасть в переплет Это значит попасть в затруднительное, опасное или неприятное положение. В русских диалектах ПЕРЕПЛЕТ - плетенная из веток ловушка для рыб. Она устроена таким образом, что заплыть в нее рыба может легко, а вот выплыть обратно из-за точащих навстречу острых срезов прутьев уже не может. Как во всякой ловушке, оказаться в ней - дело малоприятное.
Слайд 4
«Коломенская верста» «Коломенской верстой» называют иногда длинных и худощавых людей. Родилось словосочетание еще в допетровские времена, когда в XVII веке, по распоряжению царя Алексея Михайловича, на «столбовой» дороге (то есть дороге с верстовыми столбами) между Москвой и летней царской резиденцией в селе Коломенском было заново произведено измерение расстояний и установлены «вёрсты» (то есть верстовые столбы) такой высоты, каких на Руси еще не видывали. Должно быть, столбы эти произвели огромное впечатление, если на протяжении трех веков мы пользуемся связанным с ними сочетанием слов.
Слайд 5
«Лить колокола» «Лить колокола» значит: врать, рассказывать небылицы. Почему? Отлить церковный колокол было непросто. Для этого требовались и немалое мастерство, и хитроумные приспособления, и правила. Чуть что не так, неизбежна была неудача: пропадал дорогой металл или колокол получался с неверным, дребезжащим звоном. Люди, занятые этим делом, сами считали его чем-то близким к колдовству, выдумывали всевозможные странные обычаи и приметы, без которых-де ничего не получится. Вот тогда-то и родился суеверный обычай: во время отливки колокола распространять в народе самые нелепые слухи, а скоро и сами слова «колокола лить», «заливать» стали означать: выдумывать бог знает что. Считалось, что чем невероятней удастся пустить слух, чем больше народа ему поверит, тем звончей , красивей по тону выйдет новый колокол.
Слайд 6
Гол как сокол Гол как сокол - характеристика крайне бедного человека Весьма распространенное выражение, происхождение которого спорно. Маловероятно, что в данном случае используется образ птицы, которая как-никак покрыта перьями. Существуют две более правдоподобные версии происхождения данного выражения. 1)Возможно, что в этом выражении имеется ввиду старинный сокол – окованное железом бревно или чугунные брус, которым русские войска в далеком прошлом долбили стены осажденных городов, то есть таран. 2) Есть еще вариант, что выражение преобразовано для большей благозвучности из «Гол как сукол ». В крестьянстве такое название носят пары тесно сближенных кольев, поддерживающие частокол, плетень, изгородь. Осенью, когда полевые ограды разрушаются, на полях остаются торчать только голые суколы ; их грустный, сиротливый вид и впрямь мог легко сделать их образом печальной наготы, послужить для создания поговорки – характеристики крайне бедного человека
Слайд 7
Лясы точить Лясы точить Пустословить заниматься бесполезной болтовней. Лясы (балясы) - это точеные фигурные столбики перил у крылечка; изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала "точить балясы" означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. А умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.
Слайд 8
Тёртый калач Тертый калач Так называют опытного человека, которого трудно провести. Между прочим, и на самом деле был такой сорт хлеба - "тертый калач". Тесто для него очень долго мяли, месили, "терли", отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица - "не терт, не мят, не будет калач". То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от пословицы, а не от названия хлеба.
Слайд 9
Бить баклуши Бить баклуши баклуша - обрубок древесины, обработанный для выделки различных предметов (чашек, ложек и т. п.), т.е. заготовка. Для ее изготовления не требуется большого умения. "Бить баклуши" - заниматься пустяками, бездельничать.
Слайд 10
На воре шапка горит На воре шапка горит Есть разные варианты притчи, в которой после кражи, при собравшемся по сему поводу толпе некий мудрец громко вскрикнул: "на воре шапка горит". И, до того таившийся, виновник кражи вскочил и сорвал с головы шапку, чем себя и выдал. Так говорят, когда виновник некоего неблаговидного поступка, пожелавший скрыть свое участие в нем, выдает себя некоей оплошностью.
Слайд 11
Тянуть конитель Тянуть канитель «канитель» - слово французское: оно означает тонкую нить, золотую или серебряную, употребляющуюся в золотошвейном деле для расшивания узоров. Изготовлять канитель было занятием кропотливым и трудным. «Тянуть канитель» получило переносное значение - зря терять время, растягивать работу, делать что-то нудное, затяжное.
Слайд 12
Зарубить на носу Зарубить на носу Интересное сочетание слов с неожиданным для большинства объяснением его происхождения. Мало кто сомневается в смысле этого выражения - «зарубить на носу» значит: запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Неужели, действительно необходимо делать болезненные зарубки на своем носу для того, что бы память лучше работала? К счастью, слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния. Как это ни странно, оно значит «памятная дощечка», «бирка для записей». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие палочки и дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Эти бирки и звались «носами». В более широком смысле затрапезный вид означает еще неряшливый, неухоженный, неприбранный, не подобающий случаю.
Слайд 13
Затрапезный вид Затрапезный вид В более широком смысле затрапезный вид означает еще неряшливый, неухоженный, неприбранный, не подобающий случаю.
Слайд 14
Спасибо за внимание!

Осенняя паутина

Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"

Есть ли лёд на других планетах?

Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"

Нас с братом в деревню отправили к деду...