Данный проект был разработан с применением цифровой лаборатории Архимед.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shum_v_shkole.rar | 2.51 МБ |
shum_v_nashey_shkole.pptx | 2.28 МБ |
Актуальность работы: Школа – это место, где собирается большое количество детей и взрослых. Каждый издает звуки – кто – кричит, кто - то поет, разговаривает. Есть уроки, на которых неминуемы громкие звуки – музыка, физкультура. На переменах масса детей устремляется по разным кабинетам, в столовую. Часто эти перемещения сопровождаются шумом. Здоровье ребёнка, его эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются внешней средой, теми условиями, в которых он живёт. Для детей 6-17 лет основной средой жизни является школа, где они могут проводить до 70% времени бодрствования. Говоря о психогигиенической обстановке в школе, нельзя обойти вниманием такой существенный фактор, как шум. Необходимо подчеркнуть, что шум коварен, его вредное воздействие на организм совершенно незримо, незаметно и имеет аккумулирующий характер. Более того, против шума организм человека практически не защищен. При резком свете мы закрываем глаза, инстинкт самосохранения спасает нас от ожогов, заставляя отдернуть руку от горячего, а от воздействия шума у человека нет защитной реакции. Поэтому и существует недооценка борьбы с шумом. Наша задача – обезопасить себя и окружающих от такого небезопасного шума.
Цель работы: изучение шумового загрязнения школы как фактора риска здоровью.
Задачи:
Предмет исследований: школьные помещения.
Методы исследования:
Теоретическая часть.
1. Характеристика шума.
1.1. Определение шума.
Мы живем среди различных звуков и шумов. Часть из них является полезными сигналами – они дают возможность общаться, правильно ориентироваться в окружающей среде, принимать участие в трудовом процессе и т. п. Некоторые из них, такие как шумы природы (листьев, дождя, моря, птиц и др.), даже оказывают благоприятное воздействие на человека. А многие другие мешают, раздражают и даже могут повредить здоровью.
Так что же такое шум?
В различных странах понятие «шум» определяется по-разному. В Мексике шумом считается «всякий звук, который является раздражающим и вредным для людей». В некоторых других странах считается, что шум превышает допустимый уровень, если «нарушает покой человека и причиняет ему неудобство».
Вот определения шума, взятые из разных источников:
- из Советского Энциклопедического Словаря: "Шум - это беспорядочные звуковые колебания разной физической природы, характеризующиеся случайным изменением амплитуды, частоты. В быту - звуки, мешающие восприятию речи, музыки, отдыху, работе».
- из словаря Даля: «Шум – это всякие нестройные звуки, голоса, поражающие слух; громкие голоса, крик; стук, гул, зык, рев, громкий шорох, все, что нескладно раздается в ушах».
- из словаря С.И. Ожегова: «Шум – это звуки, слившиеся в нестройное, обычно громкое звучание, например, шум поезда».
Таким образом, под термином «шум» мы понимаем всякий неприятный или нежелательный звук или совокупность звуков, мешающих восприятию полезных сигналов, нарушающих тишину, оказывающих вредное или разряжающее влияние на организм человека, снижающих его работоспособность.
С физических позиций шум представляет собой механические волновые колебания упругих твердых тел различной частоты и интенсивности. Звуковые колебания, возникшие в твердом теле, распространяются в окружающей человека воздушной среде и могут восприниматься органом слуха человека. Человек способен слышать колебания с частотой от 16 до 20000 Гц.
Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, - децибелах. Порог слышимости определяется в 0 дБ. Уровень шума в 20-30 децибелов практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а в 150 - становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь «под колокол». Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного.
Очень высок уровень и промышленных шумов. На многих производствах он достигает 90-110 децибелов и более. А шум на улице? Если в 60-70 годы прошлого столетия шум на улицах не превышал 80 децибел, то в настоящее время он достигает 100 децибел и более. На многих оживленных магистралях крупных городов даже ночью шум не бывает ниже 70 децибел. А уровень звукового давления на рок -концерте может составить 120 децибел, что сопоставимо с рёвом реактивного двигателя. По данным специалистов, шум в больших городах ежегодно возрастает примерно на 1 децибел. Имея в виду уже достигнутый уровень, легко себе представить весьма печальные последствия этого шумового «нашествия». Регулярное и длительное воздействие производственного шума в 85-90 децибел приводит к появлению тугоухости. Когда молодые люди, покидая дискотеку, ощущают звон в ушах, они полагают, что это вполне нормальное явление. Между тем, это один из выраженных симптомов шумовой травмы. И через какое-то время это обязательно скажется на остроте слуха.
Санитарные нормы устанавливают значение уровня шума около зданий в дневное время не более 55 децибел, ночью (с 23 до 7 ч утра) — 45 децибел, а в наших квартирах — соответственно 40 и 30 децибел.
Наша школа, как и многие другие детские учреждения, страдает как от внутреннего, так и от внешнего шума, под влиянием которого у учащихся и учителей проявляется изменение функционального состояния нервной системы. Источником внутреннего шумового загрязнения являются сами дети. Уровень интенсивности шума на уроках находится преимущественно в пределах от 50 до 80 дБ. Шум до 40 дБ не вызывает отрицательных изменений, они становятся выраженными при воздействии шума в 50 и 60 дБ. За стенами школы недалеко расположены железнодорожные пути, автомобильная дорога, которые также издают неприятные звуки.
Первые дошедшие до нас жалобы на шум можно найти у римского сатирика Ювенала. По его утверждению, в столице трудно было заснуть — скрип, грохот обозов на узких улицах, брань возниц мешали сну, раздражали. «Большая часть больных,— писал он,— умирают в Риме от бессонницы». Но все же эти шумы были более или менее терпимы для человеческого уха. И только в настоящее время проблема шума заявила о себе в полный голос.
В условиях мегаполиса человек постоянно зависим от шумовой нагрузки, к которой он привыкает и, которая, в большинстве случаев, становится для него малозаметным жизненным фактором, не побуждающим к незамедлительной защитной реакции. В этом и состоит ответ на то, почему в городе борьбе за тишину отводится одно из последних мест. О тишине просто забывают, т.е. привыкают к шуму, приводящему постепенно организм человека к пагубным ответным реакциям. При этом зачастую такие реакции даже не отождествляются с вызвавшим их шумовым фактором.
1.2. Источники шума
Источником шума является любой процесс, вызывающий местное изменение давления или механические колебания в твердых, жидких или газообразных средах. Его источником является как окружающий мир, так и сами люди. Современное общество, имеющее в своем распоряжении наисовременнейшую электронику, — самое шумное за всю историю существования человечества. В нашем мире шум сопровождает нас с утра до вечера. Шумовой фон — признак городской жизни. Дома — гул пылесоса, соковыжималок, на улице – рев моторов и автосигнализаций, в магазинах, ресторанах и кафе, обычно звучит музыка, отнюдь не всегда приглушённая. Невозможно представить без музыки современных молодых людей. Миниатюрные плееры нового поколения, начинённые музыкой, можно даже носить на запястье, как часы.
Источники шума в окружающей человека среде могут быть разбиты на две большие группы: внешние и внутренние.
Основными источниками шума в жилых и общественных помещениях являются, в первую очередь, жизнедеятельность людей (разговор, крики, игра на музыкальных инструментах, ходьба, передвижение мебели) и связанная с ней работа радиотелеприемников, магнитофонов, электромеханических бытовых приборов, а также эксплуатация инженерного и санитарно-технического оборудования. При ходьбе, танцах, передвижении мебели, беготне детей в перекрытиях дома возникают звуковые колебания, которые распространяются по зданию на большое расстояние в виде структурного шума. Уровни звука в жилых помещениях от различных источников могут достигать значительной величины, хотя в среднем эквивалентные уровни звука редко превышает 80 дБ.
Наиболее распространенным источником городского внешнего шума является транспорт, особенно грузовой. Повышается шум при эксплуатации транспортных средств с неисправными и не отрегулированными двигателями. Автотранспорт, троллейбусы и трамваи на магистралях городов создают шум, который воздействует на человека в течение 16–18 часов в сутки, движение иногда затихает лишь на короткий срок. Значительное влияние на шумовой режим города оказывают внешние шумы железнодорожного транспорта и открытых линий метрополитена. Шумовой режим многих городов определяется близостью расположения аэропортов гражданской авиации.
Промышленные предприятия, расположенные вблизи жилой застройки также являются источниками шума, но их действие "смягчается" при наличии шумозащитной зеленой массы. К внешним источникам шума также можно отнести различные источники шума внутри кварталов, связанные с жизнедеятельностью людей (например, спортивные и игровые площадки и др.). Оборудование, применяемое при строительстве и ремонте домов и дорожных покрытий, промышленные предприятия, звуковая реклама, автомобильные сигналы и многие другие источники звука увеличивают уровень шума на улицах.
1.3. Нормирование шумов.
Пороговое значение звукового давления равно 0 дБ. Ухо человека способно различать разницу в звуковом давлении на 1-2 децибела. Спектр акустического шума – распределение уровней звукового давления по частотам – зависит от источника шума. Уличные шумы и шумы в жилых помещениях имеют обычно широкий спектр - от 10 Гц до 50 кГц. Диапазон слышимых человеком частот лежит в пределах от 16 Гц до 20 кГц.
Уровень шума в 20-30 децибел практически безвреден для человека. Это естественный шумовой фон, без которого невозможна человеческая жизнь. Для “громких звуков” допустимая граница примерно 80 децибел. Звук в 130 децибел уже вызывает у человека болевое ощущение, а в 150 - становится для него непереносимым.
По Строительным нормам и правилам Российской Федерации (СНиП 23-03-2003) в классных помещениях, учебных кабинетах, аудиториях учебных заведений, конференц-залах, читальных залах библиотек - допустимая норма шума 40-55 дБ. К сожалению, в Санитарных правилах и нормах в организации деятельности образовательных учреждений (СанПиН, 2003 г.) мало обращается внимания на шумовое загрязнение, не прописаны допустимые нормы шума в кабинетах, спортивном зале и других помещениях школы.
2. Шум в условиях учебной деятельности в школе.
Основной шум, который возникает на уроке,— это шум человеческой речи. Интенсивность речевого шума измеряется в дб: тихий шепот — 10 дб, умеренный шепот — 20 дб, громкий шепот — 40 дб, нормальная громкая речь — 50—60 дб. Эти уровни не мешают умственному труду, если этот шум кратковременный.
Надо знать, что шум обладает способностью складываться и увеличиваться по мере увеличения источников шума. И если двадцать пять маленьких школьников, радуясь чему-то, разом закричат: «Ура-а!», то учитель либо недовольно поморщится, либо улыбнется, но закроет уши руками: интенсивность шума превышает нормы, допустимые для слухового анализатора. А если несколько детей в классе заговорят шепотом или вполголоса, кто-то повернется к соседу, кто-то полезет в портфель за книжкой, кто-то, уронив ручку, загремит партой, поднимая ее, какой же интенсивности будет сложенный из этих источников шум? Правомерно ли говорить о его вредности?
В технической и медицинской литературе по вопросам акустики имеются данные о влиянии шума на внимание, умственный труд, работоспособность, разборчивость речи, центральную нервную систему с указанием порогов интенсивности шума, превышение которых оказывает существенный отрицательный эффект.
Так, шум, интенсивностью выше 55 дБ мешает умственному труду, ощущается при умственной работе неприятным, раздражающим; шум интенсивностью выше 58 дБ заглушает нормальную речь учителя, делает ее неразборчивой; шум, превышающий 60 дБ, снижает внимание; шум интенсивностью выше 65 дБ, оказывает вредное влияние на центральную нервную систему, снижает работоспособность, развивает утомление, может вызвать раздражение, подавленное настроение, тревогу.
Исходя из интенсивности шума, характера его влияния на умственный труд, внимание, работоспособность, центральную нервную систему, эмоции, исследователь В. А. Рахматшаева дает следующую типологию шумов школьного урока.
Незаметный шум (40—45 дБ) создает ощущение полной тишины, благоприятной для умственного труда. Этот шум не утомляет. Его можно сравнить с шумом тихого радио, легкой радиомузыки в квартире, с шумовым фоном в городе ночью. Незаметный шум не превышает допустимых уровней шума для умственного труда и речевого шума, не снижает внимания, работоспособности, не оказывает вредного воздействия на центральную нервную систему, не вызывает отрицательных эмоций.
Тихий рабочий приятный шум (46—58 дБ) ощущается субъективно приятным. Это шум умеренного разговора. Он сам по себе также не утомляет. Его можно сравнить с шумом спокойной улицы днем, с шумной квартирой. Он в два раза громче незаметного шума. Тихий рабочий приятный шум не превышает допустимых норм для умственного труда, не снижает внимания, умственной работоспособности, не оказывает вредного воздействия на центральную нервную систему, не вызывает отрицательных эмоций.
Громкий рабочий неприятный шум (59—65 дБ) ощущается неприятным, мешающим умственному труду, раздражающим. Это шум громкого разговора. Он заметно утомляет. Его можно сравнить с громкой речью по радио, с шумной улицей (без трамвая). Он в два — два с половиной раза громче тихого приятного рабочего шума, в четыре раза громче незаметного шума. Громкий рабочий неприятный шум превышает санитарные допустимые нормы для умственного труда, снижает внимание, работоспособность, оказывает нагрузку на центральную нервную систему вызывает неприятные эмоции.
Интенсивный анормативный шум (65—75 дБ) — это шум, неприемлемый для умственного труда. Заглушает повышенный голос учителя, голоса детей. Этот шум быстро утомляет. Его можно сравнить с громкой музыкой по радио, с шумом очень оживленной городской улицы. Он в полтора-два раза больше громкого рабочего неприятного шума. Интенсивный анормативный шум значительно превышает санитарные нормы для умственного труда, нормы допустимых уровней речевого шума, снижает внимание, развивает утомление, оказывает значительную нагрузку на центральную нервную систему, вызывает отрицательные эмоции.
Вредный импульсный шум (76—88 дБ) — это шум крика, резкого стука, удара. По интенсивности можно сравнить с громкой музыкой в ресторане, с шумом очень большого водопада. Он в два раза громче интенсивного анормативного шума, почти в три раза громче неприятного рабочего шума, в пять раз громче приятного рабочего шума; вреден не только для умственного труда, центральной нервной системы, внимания и работоспособности, но и для слухового анализатора. Этот шум быстро утомляет, вызывает чувство страха, неустойчивое эмоциональное состояние, отрицательные эмоции, вызываемые им, сохраняются надолго.
3. Влияние шумового загрязнения на организм человека.
3.1.Медико-техническая характеристика шума
Шум характеризуется двумя основными параметрами: интенсивностью и частотным составом. Интенсивность шума измеряется в децибелах (дб), частота в герцах (гц). При гигиенической оценке учитываются оба фактора.
В зависимости от уровня интенсивности и спектра шума различаются несколько ступеней воздействия шума на человека:
• шум, вызывающий механические повреждения органов слуха;
• шум, вызывающий необратимые изменения в органах слуха и приводящий к общему болезненному состоянию организма человека;
• шум, затрудняющий разборчивое восприятие речи и оказывающий, таким образом, значительное воздействие на нервную систему человека, повышающий утомление и снижающий производительность труда;
• шум более низких уровней, оказывающий вредное воздействие на нервную систему человека, мешающий его умственному труду и отдыху.
3.2. Правило тишины.
Проведенные исследования достаточно убедительно показали, что шум вызывает изменения в первую очередь в центральной нервной системе. Медицинская литература так описывает механизм воздействия шума на центральную нервную систему. В коре головного мозга, то есть в высшем его отделе, под воздействием шума возникает охранительное торможение, защищающее нервные клетки от истощения, затем, по мере увеличения времени действия шума, происходит нарушение уравновешенности основных нервных процессов — торможения и возбуждения — в сторону преобладания возбуждения. Нарушение слаженности двух основных процессов в центральной нервной системе приводит к нарушению функции различных органов и систем организма.
3.3. Негативное воздействие шума на организм человека.
1)Последствие постоянного шума – шумовая болезнь;
Громкие, резкие, пронзительные звуки действуют возбуждающе на нервную систему. Ведь в природе шум часто связывается с опасностью, и в ответ организм рефлекторно приходит в боевую готовность. Если вокруг слишком шумно, перенапряжение приводит к неприятным последствиям: снижается внимание, падает работоспособность, появляется бессонница и даже страдает желудок (вплоть до возникновения гастрита и язвенной болезни). Все это называют шумовой болезнью. Кроме того, установлено, что внезапный и громкий шум вызывает сужение сосудов и, как следствие, повышение артериального давления. Резкие звуки оказывают на наш организм более вредное воздействие, чем слабые – монотонные, ритмичные. Знакомые звуки переносятся легче непривычных.
2) Звуки – причина нервных расстройств;
Зависим мы и от частоты звука, то есть от его высоты. Слишком высокие для нас - ультразвуки и слишком низкие – инфразвуки мы не слышим, но все же ультразвуки способны вызывать общую слабость и головокружение, а инфразвуки – стать причиной нервных хронических расстройств.
3) Еще одно последствие постоянного шума – ослабление слуха;
Ослабление слуха – это защитная реакция нашего организма. Если мощная звуковая волна от 70 дБ и выше будет постоянно (иногда достаточно и полугода) «напрягать» слуховой аппарат, то сенсорные клетки, которые как бы «переводят» все слышимые звуки на язык мозга, не выдерживают и начинают отмирать. Поначалу человек перестает слышать высокие звуки, затем все хуже слышит и речь. Развивается тугоухость, которую называют шумовой травмой. Количество сенсорных клеток каждому человеку дается раз и навсегда - новые не рождаются. Медицинская статистика свидетельствует, что сейчас жители крупных городов теряют остроту слуха уже с 30 лет, хотя в норме это должно происходить не ранее 60 лет. Причин для этого несколько. Основная причина в том, что шум, создаваемый транспортом, уже близок к опасному пределу в 80 децибел. За последние 10 лет интенсивность шума во всех крупных городах мира увеличилась на 10-15 дБ. Это и понятно: трамваи, троллейбусы, автобусы, легковые и грузовые автомобили, мотоциклы – на все лады звучащий транспорт буквально овладел улицами. Шестирядное шоссе под окном дает уровень шума не ниже 100 дБ. А сила звука тормозящего поезда в метро достигает 110 – 120 дБ, то есть долгие и частые поездки в метро опасны для слуха.
Однако когда мы мечтаем о тишине, вовсе не имеем в виду абсолютное безмолвие. Полная тишина угнетающе действует на психику, не случайно для будущих космонавтов испытание в сурдокамере – испытание тишиной - одно из самых трудных. Эксперименты, проводившиеся медиками и физиками еще в 40-х гг. XX в., показали, что пребывание человека около 6-10 ч. В звуконепроницаемой камере отрицательно сказываются на его двигательной реакции, памяти и сочувствии. Увеличение времени пребывания в камере приводило к серьезным изменениям, требовавшим лечения.
4)Длительное воздействие шума может повлиять и на характер человека. Большинство тех, кто страдает от шума, замечают, что им становится все труднее сохранять спокойствие в напряженных ситуациях. Люди, подвергающиеся постоянному воздействию шума, часто становятся трудными в общении. Усталость от шума накапливается, угнетается нервная система, происходит функциональное расстройство центральной нервной системы, психики. Шум вызывает заболевания сердечно-сосудистой системы, зрения и вестибулярного аппарата, снижает рефлекторную деятельность, часто становится причиной несчастных случаев и травм.
5)Также негативные последствия для здоровья и психики человека можно получить от шума и вибрации компьютера. Компьютер обычно включен не час–два, а 10 и более часов, то есть человек работает при постоянном шумовом фоне, методов противостояния которому крайне мало. Если работа требует внимания, то смесь шумов (гула компьютера, радио, разговоров коллег) может действовать раздражающе. Это проявляется не сразу, однако рано или поздно человек может начать чувствовать повышенное утомление по окончании рабочего дня. Ярким примером такого отрицательного влияния является потеря общего тонуса, сонливость и головные боли по вечерам, появление которых объясняют магнитными бурями или плохой экологией.
Итак, можно выделить следующие последствия влияния шумов на человека:
1. Шум становится причиной преждевременного старения. В тридцати случаях из ста шум сокращает продолжительность жизни людей в крупных городах на 8–12 лет.
2. Каждая третья женщина и каждый четвертый мужчина страдают неврозами, вызванными повышенным уровнем шума.
3. Достаточно сильный шум уже через минуту может вызвать изменения в электрической активности мозга, которая становится схожей с электрической активностью мозга у больных эпилепсией.
4. Такие болезни, как гастрит, язвы желудка и кишечника, чаще всего встречаются у людей, живущих и работающих в шумной обстановке. У эстрадных музыкантов язва желудка – профессиональное заболевание.
5. Шум угнетает нервную систему, особенно при повторяющемся действии.
6. Под влиянием шума происходит стойкое уменьшение частоты и глубины дыхания. Иногда появляется аритмия сердца, гипертония.
7. Под влиянием шума изменяются углеводный, жировой, белковый, солевой обмены веществ, что проявляется в изменении биохимического состава крови (снижается уровень сахара в крови)
Практическая часть
1. Определение уровня шума в школьных помещениях.
Уровень шума в школьных помещениях измерялся с помощью цифровой лаборатории «Архимед», используя, регистратор данных NOVA 5000 и датчик определения уровня шума. Уровень шума измерялся на уроках, в столовой, в коридорах на уроках и переменах.
2. Обработка данных эксперимента с помощью лаборатории «Архимед» (программа МультиЛаб).
Используя NOVA 5000, провела обработку данных проведённых измерений. С помощью анализа определила среднее, максимальное и минимальное значение уровня шума (в дБ) в исследуемых помещениях. По каждому эксперименту с помощью NOVA построила соответствующие графики, диаграммы.
В анкетировании принимали учащиеся 7 классов (53 учащихся). Им было предложено ответить на следующие вопросы:
1.Знаете ли вы о влиянии шумового загрязнения на живые организмы?
А) Да
Б) Нет
В) Немного
2.Влияет ли шум на ваше состояние?
А) болит голова
Б) раздражает
В) не влияет
Г) другое__________________________________________________________
3.Какие места нашей школы наиболее шумные?
А) в кабинете на уроке
Б) в кабинете на перемене
В) в столовой
Г) в рекреации (укажите этаж)
Д) другое __________________________________________________________
4.Как вы чувствуете себя после урока, на котором было шумно?
А) хорошо
Б) как обычно
В) раздражен
Г) другое_____________________________________________________________
5.Шум на переменах мешает тебе отдыхать?
А) нет
Б) да
6.Что является источником шума в нашей школе?
А) сами дети
Б) звонок
В) другой ответ______________________________________________________________
7. Как громко вы слушаете музыку?
А) очень громко
Б) громко
В) средне
Г) тихо
8.Удобно ли вам слушать музыку и одновременно заниматься учебой?
А) да
Б) нет
В) не знаю
9.Предпочитаете смотреть телевизор при:
А) высокой громкости
Б) средней
В) тихой
10.Надо ли принимать какие-то меры, чтобы запретить на переменах включать громкую музыку на сотовых телефонах?
А) да
Б) нет
В) не знаю
Результаты анкетирования
Выводы и рекомендации по снижению шумового загрязнения школы
Выводы:
Изучив шумовое загрязнение школьных помещений на примере МКОУ Таловской СОШ, мы пришли к следующим выводам:
Рекомендации по уменьшению шума внутри школьных помещений:
Памятка для учащихся
Наша жизнь проходит в повышенном шумовом загрязнении, что отражается на нашем здоровье. Сейчас эта проблема должна стоять на одном из первых мест, но, к сожалению, люди недооценивают эту серьезную опасность. Поэтому каждый из нас должен ограничить уровень вторжения шума в нашу жизнь и заранее принимать профилактические меры:
Слайд 1
По данным Всемирной организации здравоохранения, прослушивание громкой музыки через наушники регулярно в течение 1-2 лет может привести к снижению порога слышимости на 20-30%, и восстановить слух будет сложно.Слайд 2
Актуальность работы «Сегодня на планете около 500 миллионов людей с нарушениями слуха, и медики предполагают, что к 2015 году их количество удвоится» (журнал «Здоровье» №11, 2003 г.)
Слайд 3
«Шум в нашей школе»
Слайд 4
«Шум в нашей школе» Цель: изучение шумового загрязнения школы как фактора риска здоровью. Задачи: на основе теоретического изучения литературы дать характеристику «шума», определить его источники, изучить санитарные нормы шумового загрязнения в здании школы, выявить влияние шума на организм человека; провести практические исследования по измерению уровня шума в школе; выявить с помощью анкетирования отношение учащихся к шуму; разработать рекомендации по снижению шумового загрязнения школы.
Слайд 5
Теоретическая часть Характеристика шума. Определение шума. Источники шума. Нормирование шумов. Шум в условиях учебной деятельности. Влияние шумового загрязнения на организм человека. Медико-технические характеристики шума. Правило тишины. Негативное воздействие шума на организм человека.
Слайд 6
Уровень шума Шум — совокупность звуков различной интенсивности и частоты. С физиологической точки зрения шум — это всякий неблагоприятный воспринимаемый звук.
Слайд 7
Источники шума Болевой порог 130дБ Ракетный двигатель 140дБ Девчачий визг 127дБ Громкая музыка 120дБ Дробильная машина 110дБ Пресс, метро 100дБ «Ура»- хором 100 дБ Уровень шума, вредный для слуха 90дБ Хлопанье в ладоши на представлении 88дБ Товарный поезд(на расстоянии 33 м) 80дБ Пылесос (на расстоянии 3м) 70дБ Автомобильное движение на автостраде 60дБ Громкий разговор в классе 40дБ Шелест листвы 10дБ
Слайд 8
Источники шума Допустимая норма шума 40-55 дБ
Слайд 9
Шум в условиях учебной деятельности Незаметный шум 40-45 дБ Благоприятный для умственного труда, не вреден Тихий, рабочий, приятный шум 46-58 дБ Не утомляет, не вреден. Громкий, рабочий, неприятный шум 59-65 дБ Утомляет, снижает внимание, работоспособность, оказывает нагрузку на ЦНС. Интенсивный анормативный шум 65-75 дБ Неприемлемый для умственного труда, снижает внимание, работоспособность, оказывает значительную нагрузку на ЦНС. Вредный импульсивный шум 76-88 дБ Вреден для умственного труда, ЦНС, слухового анализатора.
Слайд 10
Практическая часть Определение уровня шума в школьных помещениях. Обработка экспериментальных данных с помощью лаборатории «Архимед» (программа МультиЛаб ). Анкетирование учащихся.
Слайд 11
Определение уровня шума и обработка экспериментальных данных
Слайд 12
Уровень шума на уроках химии, дБ
Слайд 22
Влияние шумового загрязнения на организм человека Шумовая болезнь. Ослабление слуха. Нервные расстройства. Преждевременное старение. Болезни ЖКТ.
Слайд 23
Каналы улитки Волоконца основной мембраны Рецепторные волосковые клетки Покровная пластинка
Слайд 24
Постоянный шум…
Слайд 25
Выводы В период обучения на уроках дети подвергаются шуму в 56,99 дБ, что превышает ПДУ( 45 дБ) в 1,3 раза. На переменах уровень шума 61,8 дБ, что превышает ПДУ (45 дБ) в 1,4 раза. Суммарный период воздействия шума на уроках (56,99 дБ) составляет 4 часа 30 минут; на переменах (61,8 дБ) – 1 час 15 минут. Шум на уроках и переменах снижает работоспособность, вызывает усталость и головную боль, оказывает существенное влияние на слух школьника.
Слайд 26
Рекомендации Не кричите, не повышайте голос. Старайтесь не кричать на уроках, так как шум рассеивает внимание, влияет на работоспособность. Перемены используйте для отдыха, а не для прослушивания громкой музыки. Придерживайтесь «шумовой диеты». Проходите регулярное медицинское обследование.
Слайд 27
Источники Воздействие шума на организм человека http://shkolanikolaevk.ucoz.ru/index/issledovatelskaja_rabota_quot_vozdejstvie_shuma_na_organizm_cheloveka_quot/0-18 Влияние шума на детей http://mamochki-detishki.ru/kakovo-vliyanie-shuma-na-detej/ Влияние шума на человека http://www.allbest.ru/ Влияние шумов на здоровье http://alfaland.ioso.ru/pages/projects/sreda/noise.htm Воздействие шума на организм человека http://shkolanikolaevk.ucoz.ru/index/vozdejstvie_shuma_na_organizm_cheloveka/0-27 Перышкин А.В. Физика. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008. Прошу тишины http://www.7ya.ru/article/Proshu-tishiny Прошу тишины http://sobesednik.ru/family/silense/ Спасите наши уши http://class-fizika.narod.ru/s20.htm Толковые словари и энциклопедии http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Vasmer-term-16762.htm#encycl Шум и его влияние на здоровье человека http://eco-divo.ucoz.ru/index/shum_i_ego_vlijanie_na_zdorove_cheloveka/0-7 Шум и здоровье человека http://festival.1september.ru/articles/509610/ Шум как угроза здоровью http://www.medkrug.ru/article/show/2068
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Мастер-класс "Корзиночка"
Астрономический календарь. Май, 2019
Голубая лягушка