• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Изучение и оценка функциональных проб дыхательной системы у подростков.

Опубликовано носкова Елена Михайловна вкл 09.07.2016 - 11:34
носкова Елена Михайловна
Автор: 
Ярушина Дарья

Проведена оценка дыхательной системы у подростков. Изучена зависимость состояния дыхательной системы от занятий спортом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_i_otsenka_funktsionalnyh_prob_dyhatelnoy_sistemy_u_podrostkov.docx50.28 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Дистанционный этап краевого форума «Молодежь и наука»

Полное название темы работы

  Изучение и оценка функциональных проб дыхательной системы у подростков.

Название секции форума

  Медицина и здоровье

Тип работы

 Исследовательская  работа 

Фамилия имя отчество  
автора, дата рождения  

Александрова Светлана Андреевна

 Ярушина Дарья Игоревна

Место учебы:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Северо-Енисейская средняя школа №2»

Класс

  8

Место выполнения работы

 МБОУ «Северо-Енисейская  средняя школа №2»

Руководитель

Носкова Елена Михайловна  учитель биологии

Научный руководитель

 

Ответственный за корректуру текста работы

 

e-mail (обязательно)
Контактный телефон

        ,  ele20565405@yandex.ru

Аннотация

  Александрова Светлана Андреевна  Ярушина Дарья Игоревна

   МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа №2», 8а класс

   Изучение и оценка функциональных проб дыхательной системы  у подростков

 Руководитель: Носкова Елена Михайловна, МБОУ ССШ№2 , учитель биологии

Цель научной работы:   научиться объективно оценивать состояние дыхательной системы подростка и организма в целом и выявить зависимость её состояния от занятий спортом.  

Методы исследования: анкетирование, эксперимент, сравнение,  наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.

Основные результаты научного исследования:  Человек в состоянии оценить состояние своего здоровья и оптимизировать свою деятельность. Для  этого  подростки,  могут овладеть необходимыми знаниями и умениями, обеспечивающими     возможность ведения здорового образа жизни.

        

Введение

У нашей соседки  Юли  родилась недоношенная дочь. И из разговоров взрослых было только и слышно, что  многие недоношенные дети умирают, потому что у них не начинается самостоятельное дыхание. Что жизнь человека начинается с первого крика. Строение дыхательной системы и понятие жизненная емкость легких мы изучили  на  уроках  биологии. Так же мы узнали, что во внутриутробном развитии легкие не участвуют в акте дыхания и находятся в спавшемся состоянии. Расправление их начинается с первым вдохом ребенка, однако полностью оно происходит не сразу, и отдельные группы альвеол могут оставаться нерасправленными.[5] Таким детям нужен особый уход.  Нас заинтересовал вопрос.  Чем же с возрастом  должна заниматься эта девочка, чтобы объем легких и жизненная емкость увеличилась?

Актуальность работы. Физическое развитие детей и подростков является одним из важных показателей здоровья и благополучия. Но   дети часто болеют простудными заболеваниями, не занимаются спортом, курят.

 Цель работы: научиться объективно оценивать состояние дыхательной системы подростка и  организма в целом и выявить зависимость её состояния от занятий спортом.

      Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- изучить литературу о строении и возрастных  особенностях дыхательной системы у подростков, о влиянии загрязнений воздуха на работу дыхательной системы;

-  дать    оценку   состояния дыхательной системы двух групп подростков: активно занимающихся спортом и не занимающихся спортом.

Объект  исследования:   учащиеся школы

Предмет исследования   исследование состояния дыхательной системы двух групп подростков: активно занимающихся спортом и не занимающихся спортом.

Методы исследования: анкетирование, эксперимент, сравнение,  наблюдение, беседа,  анализ продуктов деятельности.

   Практическая значимость.   Полученные  результаты можно использовать в качестве пропаганды здорового образа жизни и активных занятий такими видами спорта: легкая атлетика,  лыжи, плавание    

      Гипотеза исследования:

     Считаем, что если нам в ходе исследования удастся выявить определённое положительное влияние

занятий спортом  на состояние дыхательной системы, то  можно будет пропагандировать их

    как      одно из средств укрепления здоровья.

          Теоретическая часть

1. Строение и значение дыхательной  системы человека.

Дыхание – это основа жизни любого организма. В ходе дыхательных процессов кислород поступает ко всем клеткам тела и используется для энергетического обмена – расщепления пищевых веществ и синтеза АТФ. Сам процесс дыхания состоит из трех этапов:  1 -внешнее дыхание (вдох и выдох), 2 -газообмен между альвеолами легких и  эритроцитами,  транспорт кислород а и углекислого газа  кровью, 3- клеточное дыхание – синтез АТФ при участии кислорода в митохондриях. Дыхательные пути (носовая полость, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы) служат для проведения воздуха, а газообмен происходит между клетками легких и капиллярами и между капиллярами и тканями организма. Вдох и выдох происходят за счет сокращений дыхательной мускулатуры – межреберных мышц и диафрагмы. [3] Если при дыхании преобладает работа межреберных мышц, то такое дыхание называется грудным (у женщин), а если диафрагмы – то брюшным (у мужчин).[7]  Регулирует дыхательные движения дыхательный центр, который находится в продолговатом мозге. Его нейроны реагируют на импульсы, приходящие от мышц и легких, а  также на повышение концентрации углекислого газа в крови.

  Жизненная емкость легких - это тот максимальный объем воздуха, который можно выдохнуть после максимального входа. Жизненная ёмкость легких является возрастным и функциональным показателем системы дыхания. Величина ЖЕЛ в норме зависит от пола и возраста человека, его телосложения, физического развития, а при различных заболеваниях она может существенно уменьшаться, что снижает приспособляемость больного к выполнению физической нагрузки. При регулярных занятиях спортом увеличивается жизненная емкость легких, происходит наращивание мощности дыхательных мыщц, подвижности грудной клетки, эластичности лекгих.[1] Жизненную ёмкость легких и составляющие её объёмы   определяли  с помощью спирометра. Спирометр имеется в медицинском кабинете каждой школы. 

Практическая часть

1.  Определение максимального времени задержки  дыхания на  глубоком вдохе и выдохе (проба Генчи-Штанге) Проба Штанге: обследуемый в положении стоя делает вдох, затем глубокий выдох и вновь вдох, составляющий 80 - 90 процентов от максимального.  Отмечается время задержки дыхания в секундах. При обследовании детей проба проводится после трех глубоких вдохов. Проба Генчи: после обычного выдоха исследуемый  человек задерживает дыхание. Время задержки определяется в секундах.[2]

Для проведения экспериментального исследования нами было подобрано две группы добровольцев восьмых классов по 10 человек, различающиеся тем, что в одной группе были учащиеся, активно занимающиеся спортом (таблица 1), а в другой равнодушные к занятиям физкультуры и спорта (таблица 2).

Таблица 1. Группа испытуемых ребят, занимающихся спортом

№ п/п

Имя испытуемого

Возраст (полных лет и месяцев)

Вес

(кг.)

Рост (м.)

Индекс  Кетле

(вес кг./рост м2)

N = 20-23

фактически

норма

1.

Алексей

15

45

1,62

17,14    меньше нормы

19,81

2.

Денис

14 лет 2 мясаца

42

1,44

20,25    норма

16,39

3.

Анастасия

14 лет 7 месяцев

50

1,67

17,92   меньше нормы

20,43

4.

Сергей

14  лет 3 месяца

63

1,67

22,59    норма

20,43

5.

Михаил

14лет 5 месяцев

65

1,70

22,49   норма

20,76

6.

Елизавета

14 лет 2 месяца

46

1,54

19,39   меньше нормы

18,55

7.

Алексей

14 лет 8 месяцев

63

1,72

20,95   норма

20,95

8.

Максим

14 лет 2 месяца

57

1,64

21,19   норма

20,07

9.

Никита

14 лет 1 месяц

51

1,53

21,78   норма  

18,36

10.

Андрей

15 лет 2 месяца

58

1,65

21,03   норма

20,20

ИМТ = m| h2  , где m – масса тела в кг , h – рост в м.  Формула  идеального веса: рост  минус  110  (для подростков )

Таблица 2. Группа испытуемых ребят, не занимающихся спортом

№ п/п

Имя испытуемого

Возраст (полных лет и месяцев)

Вес

(кг.)

Рост (м.)

Индекс  Кетле

(вес кг./рост м2)

N = 20-25

фактически

норма

1.

Алина

14 лет 7 месяцев

50

1,53

21,35 норма

18,36

2.

Виктория

14 лет 1 месяц

43

1,54

18,13   меньше нормы

18,55

3.

Виктория

14 лет3 месяца

49

1,59

19,38   меньше нормы  

21,91

4.

Нина

14 лет 8 месяцев

50

1,60

19,53  меньше нормы  

19,53

5.

Карина

14 лет 9 месяцев

51

163

19,19 меньше нормы

22,96

6.

Светлана

14 лет 3 месяца

35

1,45

16,64 меньше нормы  

16,64

7.

Дарья

14 лет 8 месяцев

45

1,59

17,79 меньше нормы

19,38

8.

Антон

14 лет 8 месяцев

70

1,68

24,80 норма

20,54

9.

Анастасия

14 лет 3 месяца

47

1,63

17,68  меньше нормы

19,94

10.

Руслана

14 лет 10 месяцев

39

1,60

15,23  меньше нормы

19,53

Анализируя данные таблицы, мы заметили, что абсолютно у всех ребят из группы не занимающихся спортом индекс Кетле  (массо-ростовой показатель) ниже нормы, а по физическому развитию ребята имеют средний уровень. Ребята из первой группы наоборот все имеют уровень физического развития выше среднего и по 50 % испытуемых по массо-ростовому индексу соответствуют норме, оставшаяся половина не значительно превышают показатели нормы. По  внешнему облику  ребята из первой группы сложены более атлетически.

    У здоровых 14 -летних школьников время задержки дыхания равняется  у мальчиков 25, девочек 24 секунд.  При пробе Штанге испытуемый  задерживает дыхание на вдохе, прижав нос пальцами. У здоровых  14 – летних школьников время задержки дыхания равняется   у мальчиков 64, девочек – 54 секунд. Все пробы  повторяли три раза.

На основе полученных результатов было найдено среднее арифметическое и данные были занесены в таблицу № 3.

Таблица 3. Результаты функциональной пробы Генчи-Штанге

№ п/п

Имя испытуемого

Проба Штанге   (сек.)

Оценка результата

Проба Генчи

(  сек.)

Оценка  результата

Группа, занимающихся спортом

1.

Алексей

76

Выше нормы

56

Выше нормы

2.

Денис

66

Выше нормы

57

Выше нормы

3.

Анастасия

55

Выше нормы

34

Выше нормы

4.

Сергей

77

Выше нормы

60

Выше нормы

5.

Михаил

68

Выше нормы

30

Выше нормы

6.

Елизавета

56

Выше нормы

25

Выше нормы

7.

Алексей

65

Выше нормы

33

Выше нормы

8.

Максим

67

Выше нормы

64

Выше нормы

9.

Никита

65

Выше нормы

30

Выше нормы

10.

Андрей

63

Выше нормы

30

Выше нормы

Группа, не занимающихся спортом

1.

Алина

22

Ниже нормы

48

Ниже   нормы

2.

Виктория

37

Ниже нормы

26

Ниже  нормы

3.

Виктория

28

Ниже норма

23

Ниже нормы

4.

Нина

41

Ниже нормы

23

Ниже   нормы

5.

Карина

33

Ниже  нормы

23

Ниже  нормы

6.

Светлана

52

Ниже нормы

25

  Норма

7.

Дарья

51

Ниже норма

30

 Выше нормы

8.

Антон

53

Ниже нормы

37

Выше нормы

9.

Анастасия

54

Норма

25

  Норма

10.

Руслана

55

Норма

25

Норма

C пробой Генчи в первой группе все справились успешно: 100 % ребят  показали результат выше нормы , а во второй группе только 20 % показали результат выше   нормы, 30% соответствует норме ,а 50 % –  наоборот ниже нормы.

С пробой Штанге в первой группе 100 % ребят дали результат выше нормы,  а во второй группе с задержкой дыхания на вдохе в пределах нормы справились 20%, а оставшаяся группа   показала результаты ниже нормы. 80%

2. Определение времени максимальной задержки дыхания после дозированной нагрузки (проба Серкина)   [2]

Для более объективной оценки состояния дыхательной системы испытуемых мы провела с ними ещё одну функциональную пробу – пробу Серкина.

После проведенных испытаний результаты оцениваются по данным таблицы 4:

Таблица 4. Данные результаты для оценки пробы Серкина   [3]

Категории испытуемых

Задержка дыхания в покое, t сек А

Задержка дыхания после 20 приседаний, t сек.

Б –после работы

Б/А     100%

Задержка дыхания после  отдыха в течение 1 мин, t сек  С- после отдыха

В/А      100%

Здоров, тренирован 

50 – 70 

Более 50 % от фазы 1 

Более 100 % от фазы 1 

Здоров, не тренирован 

45 – 50

30 – 50 % от фазы 1 

70 – 100 % от фазы 1 

Скрытая недостаточность кровообращения 

30 – 45

Менее 30 % от фазы 1 

 Менее 70 % от фазы 1 

Полученные результаты всех участников эксперимента занесены в таблицу 5:

Таблица 5. Результаты пробы Серкина

№ п/п

Имя испытуемого

Фаза 1 – задержка дыхания в покое, t сек

Задержка дыхания после 20 приседаний

Задержка дыхания после  отдыха в течение 1 мин

Оценка результатов

T 250 ,  сек

% от фазы 1

t, сек

% от фазы 1

Группа, занимающихся спортом

1.

Алексей

76

40

52

76

100

Здоров не тренирован

2.

Денис

66

35

53

66

100

Здоров   тренирован

3.

Анастасия

55

25

45

45

81

Здорова не тренирован

4.

Сергей

78

45

57

80

102

Здоров   тренирован

5.

Михаил

60

29

48

55

91

Здоров не тренирован

6.

Елизавета

50

28

50

50

100

Здорова тренирована

7.

Алексей

60

38

63

60

100

Здоров   тренирован

8.

Максим

67

45

67

67

100

Здоров   тренирован

9.

Никита

65

30

46

54

83

Здоров не тренирован

10.

Андрей

63

32

51

58

92

Здоров не тренирован

Группа, не занимающихся спортом

1.

Алина

37

16

43

29

78

Здорова не тренирована

2.

Виктория

37

18

48

34

91

Здорова не тренирована

3.

Виктория

35

7

50

18

51

Здорова не тренирована

4.

Нина

40

20

50

30

75

Здорова не тренирована

5.

Карина

33

11

33

20

61

Здорова не тренирована

6.

Светлана

56

20

35

47

84

Здорова не тренирована

7.

Дарья

51

25

49

48

94

Здорова не тренирована

8.

Антон

66

29

44

50

76

Здоров не тренирован

9.

Анастасия

52

23

44

42

81

Здорова не тренирована

10.

Руслана

55

25

45

53

96

Здоров не тренирован

Проанализировав результаты обеих групп, можем сказать следующее:

-во-первых, ни в первой, ни во второй группе не выявлено детей со скрытой недостаточностью кровообращения;

-во-вторых, все ребята второй группы относятся к категории «здоровые не тренированные», что в принципе и следовало ожидать.  

-в-третьих,  в группе ребят, активно занимающихся спортом, только 50 % относится к категории «здоровые, тренированные», а  об остальных пока такового не скажешь. Хотя этому есть разумное объяснение. Алексей участвовал в эксперименте после перенесенного ОРЗ.

в – четвертых, отклонение от нормальных результатов при задержки дыхания после дозированной нагрузки, можно объяснить общей гиподинамией 2 группы, что отражается на развитии дыхательной системы

Выводы

Подводя итоги своего исследования, хотим  отметить  следующее:

-экспериментальным путем нам  удалось доказать, что занятия спортом способствуют развитию дыхательной системы, так как по результатам пробы Серкина можно сказать что у 60 % детей  из группы 1 время задержки дыхания возросло, а это значит, что у них дыхательный аппарат более подготовлен к нагрузкам;

-функциональные пробы Генчи-Штанге также показали, что ребята из группы 1  находятся в более выгодном  положении. Их  показатели выше нормы по обеим пробам  соответственно 100 % и 100 %.

Новорожденная девочка у молодой мамы выжила. Даже была на исскуственной вентиляции легких. Ведь дыхание – самая важная функция организма, влияющая на физическое и умственное развитие. [4]  Недоношенные  дети входят в группу риска по заболеванию пневмонией.

Хорошо развитый дыхательный аппарат — надежная гарантия полноценной жизнедеятельности клеток. Ведь известно, что гибель клеток организма в конечном итоге связана с недостатком в них кислорода. И напротив, многочисленными исследованиями установлено, что чем больше способность организма усваивать кислород, тем выше физическая работоспособность человека. Тренированный аппарат внешнего дыхания (легкие, бронхи, дыхательные мышцы) — это первый этап на пути к улучшению здоровья. Потому в будущем мы посоветуем ей заняться спортом.

  Для  укрепления и развития дыхательной системы необходимо заниматься спортом регулярно.

 Список литературы

 1.Георгиева С. А. « Физиология»   Медицина 1986г. Стр 110 - 130

2. Федюкевич Н И. «Анатомия и физиология человека» Феникс  2003г. Стр181 – 184

3. Колесов Д.В..,  Маш Р.Д.  Беляев И.Н.Биология: человек.  – Москва, 2008 8 кл.

4. Федорова М.З. В.С.Кучменко Т.П. Лукина . Экология человека Культура здоровья Москва 2003 стр 66-67

Ресурсы интернет

 5.http://www.9months.ru/razvitie_malysh/1337/rannie-deti

6. http://www.kidplanet.ru/menu/articles/articles_109.html

7. https://ru.wikipedia.


Поделиться:

Две лягушки

Четыре художника. Осень

Фильм "Золушка"

Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды

Что есть на свете красота?