• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

КАРТОЧНЫЕ ФОКУСЫ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ РАСЧЕТОМ

Опубликовано Шпакова Ирина Михайловна вкл 25.07.2016 - 15:48
Автор: 
Тулепбергенов Игорь

Цель работы: ознакомится с ролью математического расчёта в карточных фокусах.

В соответствии с целью определились следующие задачи:

- раскрыть понятие фокус;

- изучить разделы фокусов;

- изучить фокусы с математическим расчётом;

-рассказать про знаменитого фокусника (Мартина Гарднера) и рассказать про его вклад в развитие карточных фокусов.

Актуальность проекта состоит в том, что магия фокуса способна разбудить сонных, растормошить ленивых, заставить думать «тугодумов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Индивидуальный проект110.5 КБ
Office presentation icon Презентация к проекту2.98 МБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  АО   «Школа-интернат  им.  С.И. Здоровцева»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  УЧЕБНЫЙ  ПРОЕКТ

«КАРТОЧНЫЕ ФОКУСЫ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ РАСЧЕТОМ»

                                                     Выполнил:  

ученик  7Б  класса

                        Тулепбергенов Игорь

                                                                             

                                                                  Руководитель  проекта:  

                                                                  Рындина Ирина Михайловна

Астрахань  2016 г.

Содержание

Введение………………………………………………...……………….. 3

Глава I Фокусы с математическим расчётом…………………………..4

1.1.  Что такое фокус?

1.2.  Какие бывают фокусы?

Глава II. Карточные фокусы с математическим расчётом…………....8

2.1. Разделы фокусов с математическим расчетом

Глава III.  Мартин Гарднер…………………………………………….12

3.1.  Вклад Мартина Гарднера в развитие фокусов

Заключение ………………………………………………………………17

Литература ………………………………………………………….........18

ВВЕДЕНИЕ

Как-то в интернете я увидел карточный фокус. Я его не смог разгадать. Но после того как нашел его секрет оказалось, что фокус не такой уж сложный. Это меня заинтересовало ещё больше. Читая о карточных фокусах, я узнал, что большинство из них строиться не на ловкости рук или обмане, а на самом обычном математическом расчете. А так как я увлекаюсь этой замечательной наукой, то я решил совместить развлечение с любимым предметом и выбрал эту тему для научно-исследовательской работы.

Приведу вам пример моего любимого фокуса с математическим расчётом:

Сложение

Берём колоду 36 карт. Загадываем любую карту из колоды (если оказывается как фокус, то можно попросить вытащить и загадать, или просто загадать – это абсолютно неважно). Для простоты эксперимента можно хоть туза пик, хоть бубен - чтобы чётко запомнить. Колода тасуется абсолютно неважно как, как угодно.

Далее я беру колоду и картинкой вверх, последовательно раскладываю её на четыре колодки по девять карт в каждой. Спрашиваю у жертвы - в 
которой колодке его карта? Он говорит. Я беру в руку любую колодку, потом ещё одну, а потом указанную и накрываю четвёртой, оставшейся. Т. е. колодку с надлежащей картой кладу в руку предпоследней. Всё это делается рубашкой вниз, картинкой вверх.

Колода больше не тасуется. Опять раскладываю на четыре колодки, 
спрашиваю - где? И опять беру указанную колодку предпоследней. Hе тасую. Раскладываю третий раз. Точно так же, указанная колодка - предпоследняя. Трёх раз абсолютно достаточно (но можно разложить хоть десять - результат будет тот же). Теперь делаю умный вид и разглядываю карты (на самом деле я их считаю). Искомая карта ВСЕГДА оказывается тринадцатой сверху.

Отсюда, объект исследования: карточные фокусы с математическим расчётом.

Цель работы: ознакомится с ролью математического расчёта в карточных фокусах.

В соответствии с целью определились следующие задачи:

- раскрыть понятие фокус;

- изучить разделы фокусов;

- изучить фокусы с математическим расчётом;

-рассказать про знаменитого фокусника (Мартина Гарднера) и рассказать про его вклад в развитие карточных фокусов.

Актуальность проекта состоит в том, что магия фокуса способна разбудить сонных, растормошить ленивых, заставить думать «тугодумов».

Методы исследования

Изучение, анализ, практическое применение полученных знаний.

ГЛАВА I. ФОКУСЫ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ РАСЧЕТОМ

  1. Что такое фокусы?

Иллюзионное искусство (фокусы) привлекают внимание человечества уже более четырех с половиной тысяч лет. В чем причина такой устойчивой популярности фокусов? Ответ прост – человек всегда стремится к чему-то необычному, фантастическому, мечтает парить в воздухе как птица, исчезать и появляться в любом месте и проделывать это с различными предметами. Человек хочет верить в чудо и потому так популярны фокусы, иллюзионное искусство.

Что такое фокус? В Средние века считалось, что фокусы и трюки – это нечто дьявольское. Бродячие фокусники, демонстируя свои фокусы зрителям, старались всеми силами показать божественное происхождение своих фокусов, для чего осеняли себя крестным знамением и призывали имя Иисуса Христа. Древние фокусники использовали фразу, которую обычно произносили в Храме во время выноса святых даров: «Хок эст корпус меум» - «Сие есть тело мое».

С годами смысл этой фразы был забыт и «Хок эст корпус меум» превратился в «хокус-покус». На Руси «хокус» превратился в «фокус».

Владимир Даль в своем словаре приводит такое определение: Фокус-покус –фиглярство, шутка, морока, отвод глаз, непонятное явление, основанное на искусствеи притворстве. Фокусник – штукарь или фигляр».

Даль, знакомый с фокусами и трюками балаганных фокусников и с салонном магией, указал на главное правило в работе фокусников – «отвод глаз», т.е. отвлечение внимания. В современном мире иллюзионизм – это демонстрация фокусов с применением различной аппартатуры, неожиданное появление и исчезновение крупных предметов, людей и др. Манипулирование – фокусы с мелкими предметами: шариками, платками, картами.

Главный принцип фокусника таков - говори обратное тому, что делаешь. Это правило придумано еще древними магами и фокусниками. Человек не в силах уследить за двумя действиями одновременно. Из чего следует, что фокусник должен уметь делать одновременно несколько нескоординированных раздельных движений. Многие говорят о «неуловимых движениях» фокусника. Это не так. Все движения фокусника должны быть видны зрителям, просто они направляют внимание публики в другую сторону.

Сейчас в мире живет много фокусников. Иллюзионные шоу будят воображение зрителя, заставляют его мечтать и верить в чудеса. Каждая встреча с магией фокусов приносит человеку восторг и удивление.

  1. Какие бывают фокусы?

Иллюзионное искусство привлекает зрителей своей фантастичностью происходящего на сцене. Зритель, присутствуя во время трюка, сам может убедиться в том, что на сцене происходит невероятное, невозможное действие.

Фокусы делятся на:

·  математические

·  графические

·  оптические

·  логические

·  мнемотехнические

·  психологические

·  факирские

·  фокусы обоняния

·  фокусы осязания

·  звуковые

·  пластические

·  аппаратурные

Математические

Математические фокусы – фокусы, основанные на использовании математических закономерностей, арифметических и алгебраических действиях. Обычно показываются в кругу друзей, но не на сцене. Можно привести простой пример математического фокуса:

Задумайте любое число, удвойте его, прибавьте 12, то, что получится, разделите на 2 и вычтете задуманное число, у вас получится 6.

Формула:

(2х+12):2-х=6 (Всегда)

Графические

Графические фокусы – фокусы, которые рисуются на бумаге или холсте, основанные на искажении графического изображения. Вид таких фокусов очень редко встречается. Их можно встретить в художественных салонах и на выставках.

Оптические

Оптические фокусы основаны на свойствах преломления, отражения световых лучей, расположении линз, зеркал, стекол и т. д.

Один из самых известных примеров оптического фокуса – знаменитая «говорящая» голова. Это фокус, в котором голова без тела стоит на тонком столе и говорит.

Логические

Это фокусы, основанные на неверных умозаключениях, внешне кажущихся правильными. В обыденной жизни логические иллюзии встречаются чаще, чем это можно предположить. Например, вы спрашиваете:

- Все ботинки имеют подошву?

- Да, - ответит зритель.

- Но вы согласны с тем, что ботинки без подошвы – тоже ботинки?

Здесь зритель снова согласится с вами.

И вы скажете:

- Значит, из этих двух вопросов следует, что ботинки без подошвы имеют подошву.

Мнемотехнические

Это трюки, основанные на скрытом от зрителя том или ином коде и, чаще всего, сводящиеся к демонстрации угаданного задуманного зрителем предмета, фразы, фамилии человека, года рождения и т. д. Обычно исполняются вдвоем.

Например: вы говорите зрителю, что выйдете из зала и угадаете число от 0 до 9. Ваша помощница подходит к зрителю, и он говорит ей задуманное число. Затем вы приходите и называете это число, задуманное зрителем.

Секрет прост. Ваша помощница передает вам число с помощью специального кода.

Например, 0 – ноги расставлены широко, ступни параллельны друг другу; 1 – ноги на ширине плеч, правый носок развернут вправо; 2 – ноги на ширине плеч, правый носок развернут влево и т. д.

Психологические

Трюки, основанные на дефектах восприятия, на недостаточной внимательности или неполной концентрации зрителя.

Пример из загадок Корнея Чуковского:

Шел Кондрат

В Ленинград,

А навстречу – двенадцать ребят.

У каждого по три лукошка,

В каждом лукошке – кошка,

У каждой кошки – двенадцать котят.

У каждого котенка

В зубах по четыре мышонка.

И задумался старый Кондрат:

Сколько мышат и котят

Ребята несут в Ленинград?

Часто зрители пытаются сосчитать котят и мышат, на самом деле ответ прост:

Глупый, глупый Кондрат!

Он один и шагал в Ленинград.

А ребята с лукошками,

С мышами и кошками

Шли навстречу ему –

В Кострому.

Фокусы обоняния

Трюки, основанные на искаженном восприятии запахов.

Например: вы подходите к зрителю и просите назвать какие-либо известные ему духи. Затем вы достаете платочек и даете понюхать его зрителю: «Этот платок пахнет вашими духами?». Получив утвердительный ответ, вы подходите к другому зрителю и проделываете тоже самое. Во всех случаях платочек имеет запах названных разных духов.

Секрет: перед демонстрацией смочите платочек каплями различных наиболее известных духов. Платок нужно подносить быстро, тогда зритель не успеет почувствовать запахи других духов.

Фокусы осязания

Фокусы, основанные на использовании искажений, связанных с тактильными ощущениями.

Например: Вы показываете зрителю поролоновый шарик и передаете его с просьбой сжать в кулаке. Вы спрашиваете:

- Вы сжали один шарик?

- Да, - отвечает зритель.

Зритель разжимает кулак и оттуда выпрыгивают пять шариков.

Секрет прост. Вы передаете зрителю сразу пять шариков: один показываете ему, а четыре шарика зажаты у Вас в руке. При получении шариков зритель сразу сжимает кулак, а так как шарики поролоновые, он не ощущает их количества.

Звуковые

Фокусы, основанные на искажении звуковых эффектов.

Наиболее известный пример – чревовещание (вентрология) – умение говорить не шевеля губами. Гортань сужается и голос звучит отдаленно от исполнителя и совершенно не похож на него.

Пластические

Фокусы, основанные на пластических приемах, создающих иллюзию выполнения какого-либо действия.

Например: вы показываете шарик от пинг-понга в правой руке, затем передаете его в левую руку и сжимаете в кулаке. Делаете пасс правой рукой над кулаком. Раскрываете пальцы левой руки… шарика там нет. Затем правой рукой Вы достаете шарик из кармана или любого другого места.

Секрет: когда вы передаете шарик из правой руки в левую, шарик остается в правой руке с помощью пальмировки.

Аппаратурные или иллюзионы

Это крупномасштабные трюки, в которых используются крупная аппаратура, люди, звери.

Факирские

Это трюки, в которых происходит прокалывание тела ножами и кинжалами, проглатывание шпаги, хождение босиком по горячим углям и тому подобное.

Как и в любом виде деятельности человека, в иллюзионном искусстве есть свои приёмы (приём – способ для достижения иллюзионного эффекта в фокусе). Они основаны на психологии, способах мышления зрителя, его физиологических особенностях.

Действия фокусника, на самом деле, не представляют собой чего-то необыкновенного, сверхъестественного. Они просты, естественны и логичны, но зрителю они представляются невероятными потому, что фокусник применил приём, в результате чего зритель сам сделал ошибочный вывод и поверил в него.

Глава II. Карточные фокусы с математическим расчётом

2.1.  Разделы фокусов с математическим расчетом

Все карточные фокусы разделяются на два типа:

А. с математическим расчётом

В. “ловкость рук и не какого мошенничества”

Поскольку мне нравится математика, я решил остановиться на  карточных фокусах с математическим расчётом. Я буду вам рассказывать фокус и объяснять его секрет. С одним из фокусов на сложения я вас уже познакомил, вот еще один:

Вот еще один фокус с картами, который основан на точном математическом расчете.

Потребуется колода из 36 карт, однако для фокуса можно использовать больше 10 и меньше 30 карт.

Пусть зритель выберет из колоды от 11 до 29 карт и положит их в стопку. Разумеется, он может все карты хорошо перемешать. Предложите ему пересчитать карты и назвать вам их количество.

Теперь пусть зритель найдет сумму цифр числа, равного количеству отобранных карт.

Далее ему следует запомнить карту, которая имеет порядковый номер, равный вычисленной сумме.

Теперь пусть он положит оставшиеся карты сверху отобранных.

Остается только перевернуть карты лицом вверх.

Если в стопке у зрителя было от 11 до 19 карт, фокусник произносит заклинание К-Р-У-М-С-К-Р-А-М-С, указывая пальцем на карты, и с последним звуком его палец указывает на нужную карту.

Если же у зрителя было от 20 до 29 карт, то фокусник произносит другое волшебное заклинание К-Р-У-М-С-К-Р-А-М-С-Б-У-М-С-К-Р-А-М-С, опять-таки указывая пальцем на карты, и с последним звуком его палец указывает нужную карту.

Секрет

Важно количество произнесенных звуков.

Объяснение фокуса очень простое. Если карта находится между 10 и 19 картами, ее номер имеет вид

\overline{1a}=1\cdot10+a=10+a.

Складывая цифры этого числа, зритель получит 1+a.
Прежде чем вернуться к игре, вычислим число карт, которые лежат перед той, которую мы хотим найти:

10+a- (1+a) = 10 +a- 1 – a = 9.

Карта, которую запомнили, лежит 10-й по счету, если перевернуть карты лицом вверх.

Произнеся слова КРУМС КРАМС (вместе 10 звуков/букв), получим требуемый результат.

Если имеется от 20 до 29 карт, то число имеет вид

2a = 2 \cdot 10 +a = 20 +a.

Складывая цифры этого числа, зритель получит 2+a.
Прежде чем вернуться к игре, вычислим число карт, которые лежат перед той, которую мы хотим найти:

20+a- (2+a) = 20 +a- 2 – a = 18.

Карта, которую запомнили, лежит 19-й по счету, если перевернуть

карты лицом вверх.

Добавив к 10 буквам слов КРУМС КРАМС 9 букв слов БУМС КРАМС, получим требуемый результат.

Вычитание.

Попросите любого зрителя выбрать карту. Попросить его запомнить порядковый номер карты (Туз-1, двойка- 2 и так далее … Валет – 11, дама -12, король -13). Ну и конечно же необходимо запомнить масть карты. Затем попросить увеличить порядковый номер вдвое. К полученному прибавить три и получившееся число умножить на пять. Затем, сделав выражение лица загадочным, попросить зрителя сконцентрироваться на масти карты. Если это буби, то попросите прибавить к получившемуся числу единицу, если трефы – прибавить двойку, если червы – тройку, а если пики – четыре. И в конце концов попросите зрителя сказать вам число, которое получилось в итоге всех операций. После того, как зритель назовет число, вы мгновенно узнаете, что это была за карта!

Секрет фокуса: Вам будет необходимо вычесть из полученного числа пятнадцать. У вас получится двух или трехзначное число. Последняя цифра будет обозначать масть ( бубны - единица, трефы – двойка, червы – тройка, пики – четверка), а первая или первые две – порядковый номер карты.

Пример: Выбрана карта Валет треф. Порядковый номер карты – одиннадцать, увеличиваем вдвое – двадцать два, плюс три – двадцать пять, умножим на пять – сто двадцать пять, и прибавляем по масти – сто двадцать семь. Фокуснику предстает именно это число. Отнимаем пятнадцать. Получаем сто двенадцать. Двойка – означает трефы, одиннадцать – валет. И не забудьте, что для этого фокуса необходимо, чтобы и вы и ваш зритель умели правильно считать!

Угадывание числа карт, снятых с колоды

    Показывающий просит кого-нибудь из зрителей снять небольшую пачку карт сверху колоды, после чего сам тоже снимает пачку, но с несколько большим количеством карт. Затем он пересчитывает свои карты. Допустим, их двадцать. Тогда он заявляет: "У меня больше, чем у вас, на четыре карты и еще столько, чтобы досчитать до шестнадцати". Зритель считает свои карты. Допустим, их одиннадцать. Тогда показывающий выкладывает свои карты по одной на стол, считая при этом до одиннадцати. Затем в соответствии со сделанным им утверждением откладывает четыре карты в сторону и продолжает класть карты, считая далее: 12, 13, 14, 15, 16. Шестнадцатая карта будет последней, как он и предсказывал.

    Фокус можно повторять снова и снова, причем число откладываемых в сторону карт нужно все время менять, например один раз их может быть три, другой - пять и т. д. При этом кажется непонятным, как показывающий может угадать разницу в числе карт, не зная числа карт, взятых зрителем.

    Секрет. В этом тоже несложном фокусе показывающему совсем не нужно знать числа карт, имеющихся на руках у зрителя, но он должен быть уверенным, что взял карт больше, чем зритель. Показывающий считает свои карты; в нашем примере их двадцать. Затем произвольно берет какое-нибудь небольшое число, скажем четыре, и отнимает его от 20; получается 16. Затем показывающий говорит: "У меня больше, чем у вас, на четыре карты и еще столько, чтобы досчитать до шестнадцати". Карты пересчитываются, как это объяснялось выше, и утверждение оказывается справедливым. (Предположим, что у зрителя имеется k карт, у показывающего N > k карт, пусть, далее, выбрано число m < N, Очевидное равенство N = k + m + (N - k - m) является математическим эквивалентом утверждения, показывающего: "у меня имеется на m карт больше, чем у зрителя, и ешё столько, чтобы от числа карт зрителя (А) досчитать до числа N - п". Число m следует выбирать маленьким; если m + k будет, больше, чем N, то разность N - k - m окажется отрицательной.)

Циклическое число

Фокус основан на том, что если умножить «циклическое число» 142857 на любое целое число от 2 до 6, то получится число, составленное из тех же цифр с круговой (циклической) их перестановкой.

Фокус состоит в следующем. Зрителю даются пять карт красной масти, имеющие числовые значения 2, 3, 4, 5 и 6. Себе же показывающий берет шесть карт черной масти, размещая их так, чтобы их числовые значения соответствовали цифрам числа 142857. Как показывающий, так и зритель тасуют свои карты; при этом показывающий только делает вид, что тасует, а в самом деле сохраняет и порядок неизменным. (Этого можно легко добиться, дважды перекладывая карты по одной с одной стороны колоды на другую. Быстрое выполнение этой операции создает полное впечатление тасовки, хотя весь эффект состоит в том, что расположение карт дважды меняется на обратное, оставляя таким образом первоначальный порядок не¬изменным.)

Показывающий раскладывает на столе карты в ряд, лицевой стороной кверху, образуя число 142857. Зритель вытягивает одну из своих карт и кладет ее лицевой стороной вверх под рядом, разложенным по¬казывающим. С помощью карандаша и бумаги зри¬тель перемножает наше число на числовое значение вытянутой им карты. Пока он занят этим делом, по¬казывающий собирает свои карты, накладывает на первую слева карту соседнюю, затем на нее соседнюю и т. д., «снимает» их один раз и снова кладет на стол кучкой (лицевой стороной книзу) 5). После того как зритель выполнит умножение, показывающий берет свою кучку карт и снова раскладывает их слева направо лицевой стороной кверху. Шестизначное число, которое при этом получается, в точности совпадает с результатом умножения,  найденным зрителем.

Секрет. Карты черной масти показываю¬щий собирает, не нарушая порядка, в котором они были разложены. Допустим, что зритель умножал наше число на 6; тогда произведение должно оканчи¬ваться двойкой, так как шесть раз по семь (это последняя цифра множимого) будет сорок два. Если снять так, чтобы двойка оказалась внизу, то после того как карты будут разложены в ряд, она окажется последней картой и изображаемое картами число совпадет с ответом, полученным зрителем.

Циклическое число 142857 является обратным по отношению к простому числу 7 в том смысле, что оно получается от деления 1 на 7. Выполняя это деление, мы получаем бесконечную периодическую дробь с пе¬риодом, совпадающим с нашим циклическим числом. Другие, большие, циклические числа также можно получить путем деления единицы на большие простые числа.

Глава III. Мартин Гарднер

 Мартин Гарднер (англ. Martin Gardner; род. 21 октября 1914, Талса, Оклахома, США) — американский математик, писатель, популяризатор науки.

Ведущий рубрики математических игр и развлечений журнала «Scientific American», в которой была представлена широкой общественности игра «Жизнь», изобретенная Дж. Конвеем, а также многие другие интересные игры, задачи, головоломки.

Многим читателям, возможно, неизвестно о разнообразии граней волшебства Мартина Гарднера. В первую очередь, он - великолепный выдумщик задачек для «гимнастики ума» и всяких волшебных фокусов. Его первые публикации появились в «Сфинксе», американском журнале для фокусников, когда Мартин ещё учился в университете. Он с удовольствием демонстрирует свои трюки всем, кому посчастливилось с ним познакомиться. Например, он может заставить булочку скакать по полу, как резиновый мячик, проглотить ножик или надеть позаимствованное у вас кольцо на круглую резинку. Особенно ему нравятся трюки, «опровергающие» законы топологии.

Магия совсем иного сорта — способность Мартина объяснять серьёзные математические понятия неспециалистам, причем так, что они загораются желанием узнать больше. В отличие от многих других популяризаторов математической науки, он любим не только дилетантами, но и профессионалами. На вопрос о том, как ему это удается, он обычно отвечает, что дело всего лишь в отсутствии у него глубоких познаний. В колледже он не прошёл ни одного математического курса. Только в 1989 году он выступил в качестве соавтора научного труда, описывающего новые открытия.

Хотя Мартин был математиком-самоучкой, его личность и деятельность оказали влияние на многих специалистов, в том числе и на нас. Однажды он превратил бродячего мальчишку-фокусника в подающего надежды ученого-математика, опубликовав некоторые из его математических идей, а позже — оказав ему помощь в дальнейшем обучении и карьере. В другой раз из его попыток разобраться в ряде головоломок с целью создания новых вырос целый «букет» серьёзных теоретических задач.

Мартин нелегко достиг своего успеха. После окончания Чикагского университета в 1936 году со степенью бакалавра философии он стал репортёром газеты в Тальсе, а позже - сотрудником пресс-центра университета. После четырёхлетней службы во флоте во время Второй мировой войны он начал писать рассказы для журнала «Эсквайр», переехал на Манхэттен и стал одним из редакторов журнала Humpty Dumpty Magazine. После восьми лет изобретательства увлекательных развлечений и сочинения рассказов и стихов для 5—8-летних читателей он начал вести свою знаменитую колонку в Scientific American. А до этого, как нам стало известно, он долгие годы жил в маленькой мрачной квартирке, носил рубашки с обтрепанными воротничками и дырявые кальсоны и частенько завтракал одним лишь стаканом кофе и слоёной булочкой.

В своих публикациях в Scientific American Мартин излагал результаты большой исследовательской работы. Однажды он сказал, что работа над колонкой оставляет ему лишь несколько дней в месяц для других исследований и дел. Его основным мотивом ухода из журнала стала именно нехватка времени на написание книг и статей по предметам, не имеющим отношения к математике. В настоящее время он опубликовал уже более сорока книг, среди которых, кроме математических трудов, работы, посвященные естествознанию, философии и литературе. Его долго не переиздававшийся теологический роман «Полёт Питера Фромма» вновь увидел свет только в 1989 году. Часть его книг составляют сборники литературных эссе и критических статей. Но, до сих пор, на восьмом  десятке лет жизни Мартин так же упорно, как и в студенческие годы, ищет то, что иллюзионисты называют новыми и оригинальными «движениями

3.1. Вклад Мартина Гарднера в развитие фокусов

Мартин Гарднер был один из немногих математиков которые увлекались фокусами, а так же их придумывали. Вот пример самых распространённых:

- Угадать задуманное число

- У кого какая карточка?

- Любимая цифра

- Угадать задуманное число, ничего не спрашивая

- Число в конверте

- Угадывание дня, месяца и года рождения

- Угадать задуманный день недели

- Угадать возраст

На следующих фокусах Мартина Гарднера остановимся подробнее, т. к. они являются карточными фокусами с математическим расчетом.

1.  Пять кучек карт

Показывающий усаживается за стол вместе с четырьмя зрителями. Он сдает каждому (включая себя) по пяти карт, предлагает всем посмотреть их и одну задумать. Затем собирает карты, раскладывает их на столе в пять кучек и просит кого-нибудь указать ему одну из них. Далее берет эту кучку в руки, раскрывает карты веером, лицевой стороной к зрителям, и спрашивает, видит ли кто-нибудь из них задуманную карту. Если да, то показывающий (так и не заглянув ни разу в карты) сразу же ее вытаскивает. Эта процедура повторяется с каждой из кучек, пока все задуманные карты не будут обнаружены. В некоторых кучках задуманных карт может вовсе не оказаться, в других же их может быть две и более, но в любом случае карты отгадываются показывающим безошибочно.

Объясняется этот фокус просто. Пятерки карт нужно собирать начиная от первого зрителя, сидящего слева от вас, и далее по часовой стрелке (карты держат лицевой стороной книзу); карты показывающего будут при этом последними и окажутся сверху пачки. Затем все карты раскладываются в кучки по пяти карт в каждой. Любая из кучек может быть открыта зрителям. Теперь, если задуманную карту видит зритель номер два, то эта карта будет второй, считая сверху кучки. Если свою карту видит четвертый зритель, она будет четвертой в кучке. Иными словами, местоположение задуманной карты в кучке будет соответствовать номеру зрителя, считая слева направо вокруг стола (т. е. по часовой стрелке). Это правило имеет силу для любой кучки.

  После небольшого размышления становится ясным, что в рассматриваемом фокусе, точно так же как и в предыдущем, применяется один и тот же принцип с пересечением рядов. Однако в последнем варианте "пружинка" замаскирована гораздо лучше, благодаря чему получается значительно больший внешний эффект.

  На ближайших страницах мы остановимся на тех фокусах, которые могут показаться более оригинальными или занимательными; при этом мы постараемся проиллюстрировать как можно больше математических принципов, на которых они могут быть основаны.

2.  Угадывание числа карт, снятых с колоды

Показывающий просит кого-нибудь из зрителей снять небольшую пачку карт сверху колоды, после чего сам тоже снимает пачку, но с несколько большим количеством карт. Затем он пересчитывает свои карты. Допустим, их двадцать. Тогда он заявляет: "У меня больше, чем у вас, на четыре карты и еще столько, чтобы досчитать до шестнадцати". Зритель считает свои карты. Допустим, их одиннадцать. Тогда показывающий выкладывает свои карты по одной на стол, считая при этом до одиннадцати. Затем в соответствии со сделанным им утверждением откладывает четыре карты в сторону и продолжает класть карты, считая далее: 12, 13, 14, 15, 16. Шестнадцатая карта будет последней, как он и предсказывал.

  Фокус можно повторять снова и снова, причем число откладываемых в сторону карт нужно все время менять, например один раз их может быть три, другой - пять и т. д. При этом кажется непонятным, как показывающий может угадать разницу в числе карт, не зная числа карт, взятых зрителем.

  Объяснение. В этом тоже несложном фокусе показывающему совсем не нужно знать числа карт, имеющихся на руках у зрителя, но он должен быть уверенным, что взял карт больше, чем зритель. Показывающий считает свои карты; в нашем примере их двадцать. Затем произвольно берет какое-нибудь небольшое число, скажем четыре, и отнимает его от 20; получается 16. Затем показывающий говорит: "У меня больше, чем у вас, на четыре карты и еще столько, чтобы досчитать до шестнадцати". Карты пересчитываются, как это объяснялось выше, и утверждение оказывается справедливым. (Предположим, что у зрителя имеется k карт, у показывающего N > k карт, пусть, далее, выбрано число m < N, Очевидное равенство N = k + m + (N - k - m) является математическим эквивалентом утверждения, показывающего: "у меня имеется на m карт больше, чем у зрителя, и ешё столько, чтобы от числа карт зрителя (А) досчитать до числа N - п". Число m следует выбирать маленьким; если m + k будет, больше, чем N, то разность N - k - m окажется отрицательной.)

3.  Фокус с четырьмя картами

  Колода карт тасуется зрителем. Показывающий кладет ее в карман и просит кого-либо из присутствующих назвать вслух любую карту. Предположим, что будет названа дама пик. Тогда он опускает руку в карман и достает какую-то карту пиковой масти; это, поясняет он, указывает масть названной карты. Затем он вытаскивает четверку и восьмерку, что дает в сумме 12-числовое значение дамы.

  Объяснение. Перед демонстрацией этого фокуса показывающий вынимает из колоды трефового туза, двойку черв, четверку пик и восьмерку бубен. Затем прячет эти карты в карман, запоминая их порядок. Перетасованная зрителем колода тоже опускается в карман, причем так, чтобы отобранные четыре карты оказались сверху колоды. Присутствующие и не подозревают о том, что при тасовании колоды четыре карты уже были в кармане показывающего.

  Числовые значения отложенных четырех карт образуют ряд чисел (1, 2, 4, 8), каждое из которых вдвое больше предыдущего, а в этом случае, как известно, можно, комбинируя их различными способами, получить в сумме любое целое число от 1 до 15.

  Карта требуемой масти вытаскивается первой. Если она должна участвовать в комбинации карт, дающих в сумме нужное число, тогда ее включают в общий счет вместе с одной или несколькими картами, которые вытаскиваются из кармана дополнительно. В противном случае первая карта откладывается в сторону, а из кармана вынимается одна или несколько карт, необходимых для получения нужного числа.

  При показе нашего фокуса случайно может быть названа и одна из четырех отобранных карт. В этом случае показывающий вытаскивает из кармана сразу ее - настоящее "волшебство"!

  Встреченный нами в этом фокусе ряд чисел, из которых каждое последующее вдвое больше предыдущего, применяется и во многих других математических фокусах.

И ещё множество разных фокусов.

А так же к его фокусам относится фокусы: “Угадать зачеркнутую цифру”, “Волшебная таблица”, “Угадать задуманное число”, “Феноменальная память”,“Циклическое число”приведённые ранее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение я предложу вам свой личный фокус:

Четыре валета

Вы просите кого-нибудь назвать число от 10 до 20 и складываете по одной такое же количество карт в отдельную стопочку. Затем вы подсчитываете сумму цифр названного числа, снимаете с верху кучки число карт, равное этой сумме, и возвращаете их обратно, но кладете на верх колоды. Любое число от 10 до 20 и проделываете то же самое. Так же вы поступаете еще два раза, пока не отложите в сторону 4 карты.

Затем вы открываете эти четыре карты – и все они оказываются валетами, к удивлению зрителей.

Здесь все дело в том, что перед началом фокуса валеты кладутся на девятое, десятое, одиннадцатое и двенадцатое места сверху. Все остальное получится автоматически.

Верхняя карта откладывается в сторону лицевой стороной вниз, а все остальные карты кладутся на место.

Таким образом, можно сделать выводы, что в окружающей нас жизни гораздо больше явлений и событий связано с математикой и математическим расчетом, чем мы на самом деле себе представляем.

Литература

  1. http://illuzorio.ru/magic_about
  2. Даль - толковый словарь
  3. http://pandia.ru/text/77/495/47833.php
  4. http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/10/11/fokusy-v-matematike
  5. http://hijos.ru/2013/11/18/matemagiya-kartochnyj-fokus/


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ АО «Школа-интернат им.С. И. Здоровцева» Проект «Карточные фокусы с математическим расчетом» Выполнила: Тулепбергенов Игорь Ученик 7 Б класса Руководитель : Рындина Ирина Михайловна

Слайд 2

Объект исследования : карточные фокусы с математическим расчётом. Цель работы : ознакомится с ролью математического расчёта в карточных фокусах. Задачи : - раскрыть понятие фокус; - изучить разделы фокусов; - изучить фокусы с математическим расчётом; - рассказать про знаменитого фокусника (Мартина Гарднера) и рассказать про его вклад в развитие карточных фокусов.

Слайд 3

Актуальность проекта состоит в том, что магия фокуса способна разбудить сонных, растормошить ленивых, заставить думать «тугодумов».

Слайд 8

Фокусы делятся на : · математические · графические · оптические · логические · мнемотехнические · психологические · факирские · фокусы обоняния · фокусы осязания · звуковые · пластические · аппаратурные

Слайд 10

А . с математическим расчётом В. “ловкость рук и не какого мошенничества”

Слайд 12

Если карта - между 10 и 19, то Если карта - между 20 и 29, то

Слайд 13

Американский математик, фокусник, журналист, писатель Мартин Гарднер Родился 21 октября 1914 г Окончил математический факультет Чикагского университета Основатель, автор и ведущий (до 1983) рубрики "Математические игры" журнала «Scientific American» ("В мире науки")

Слайд 17

Вывод: В окружающей нас жизни гораздо больше явлений и событий связано с математикой и математическим расчетом, чем мы на самом деле себе представляем.

Поделиться:

Заколдованная буква

Юрий Визбор. Милая моя

Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"

Почта

Астрономический календарь. Февраль, 2019