Целью работы является исследование возникновения и употребления лексических инноваций в языке молодежи и определение степени их влияния на русский язык, нормативную его сторону; рассмотрение употребления сленга писателями в русской литературе.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.7 КБ |
![]() | 2.07 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 5»
г. Рославля
Исследовательская работа
Молодёжная лексика:
вчера,сегодня,завтра
Автор:ученица 9-б класса
Паршина Ксения
Руководитель: учитель русского языка и литературы Соловьева Наталья Сергеевна
2016г
ОГЛАВЛЕНИЕ
I.Введение ……………………………………………….……………… 3-4
I.1.Цель……………………………………………………………………3
I.2.Задачи…………………………………………………………………3
I.3.Актуальность…………………………………………………………4
I.4.Гипотеза исследования……………………………………………....4
II.Основная часть…………………………………………………………5-13
II.1.Теоретические основы проблемы………………………………...…5
II.2.Все причины возникновения сленга………………………………..5-7
II.3.Отличие сленга от жаргона…………………………………………7-8
II.4. Сленг в произведениях художественной литературы……………8-11
II.5.Сленг в СМИ………………………………………………………..11-13
III.1.Лингвистическое исследование речи школьников………...……13-16
III.2. Анализ анкетирования……………………………………………16-17
IV.Заключение ………………………………………………………….17-18
V. Список литературы…………………………………………………..19
I.Введение
Я выбрала эту тему, так как актуальность ее очевидна. Молодежный сленг - особая форма языка. С определенного возраста многие из нас окунаются в ее стихию, но со временем как бы "выныривают" на поверхность литературного разговорного языка.
Действительно, несмотря на объективное существование молодежного сленга, явление это не устоялось во времени, оно является подвижным и меняющимся, поэтому есть трудности в изучении этой темы.
Во времена дедушек и бабушек деньги могли называться рупии, тугрики, во времена родителей- монеты, мани, у теперешней молодежи в ходу бабки, баксы.
I.1. Цель
Целью моей работы является исследование возникновения и употребления лексических инноваций в языке молодежи и определение степени их влияния на русский язык, нормативную его сторону; рассмотрение употребления сленга писателями в русской литературе.
I.2. Задачи
Исследуя данную тему, я ставила следующие задачи:
1)исследовать литературу по данной теме;
2)выявить источники и причины возникновения молодёжного сленга;
3)провести исследование на предмет использования писателями сленговых слов и выражений.
4)провести анкетирование для выявления особенностей восприятия заимствованных слов молодежи от 13- 17 лет;
I.3.Актуальность
Актуальность проблемы заключается в том, что молодежный сленг – одно из составляющих процесса развития языка, его пополнения, его многообразия.
Язык развивается... Эта банальная мысль тут же обычно обрывается и замирает. Почему-то считается, что язык, в основном, развивается сам по себе, обладая мистической и мифической субъектностью. Считается также, что он вбирает в себя другие языки за счет коммуникаций, в наш век все более технических. Ну, и, конечно, язык формируют поэты и писатели, профессионалы слова.
Однако вклад этот удивительно мал. Сам по себе язык не может развиваться. Его развивают. И основную роль в развитии языка играют дети.
I.4. Гипотеза исследования
Может ли современная молодёжь разговаривать «нормальным» языком, чтобы их понимали все окружающие?
Материалом для исследования послужили:
Материалы современных молодежных журналов, газет, новаций языка молодежи;
Произведения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, В. В. Маяковского;
Объектом изучения является различного рода образования в разговорном языке молодежи.
II. Основная часть
II.1.Теоретические основы проблемы
Поводом для создания данной работы стало домашнее задание после изучения темы «Стили речи». Естественно, разговорный стиль нам всем гораздо ближе, нежели научный или официально-деловой. Поэтому с заданием написать диалог с использованием сленговых слов не составило труда.
Я тогда подумала, почему же так нам писать легче? Мои наблюдения за речью сверстников, перенасыщенной «особым» языком, далеко не литературным, не могло оставить меня равнодушной. Сейчас для русского языка настало трудное время.
От разных людей — учителей, родителей — я слышала совершенно противоположенные мнения о языке подростков, и мне захотелось выразить свое. После тщательного изучения молодежной речи, отличной от сложившихся правил и норм в публикациях СМИ, Интернет — форумах и живой речи школьников, я собрала свои мысли, и как результат появилась эта работа.
II.2. Все причины возникновения сленга
С начала ХХ века отмечены четыре бурные волны в формировании молодежного сленга.
1) Первая датируется 20-ми годами, когда революция и гражданская война, разрушив до основания структуру общества, породили армию беспризорных, и речь учащихся подростков и молодежи, которая не была отделена от беспризорных непроходимыми перегородками, окрасилась множеством «блатных» словечек.
2) Вторая волна приходится на 50-е годы, когда на улицы и танцплощадки городов вышли «стиляги».
3) Появление третьей волны связано не с эпохой бурных событий, а с периодом застоя, когда удушливая атмосфера общественной жизни 70-80-х породила разные неформальные молодежные движения и «хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.
4)Начало четвёртой волны принято сейчас связывать с началом компьютеризации.
1. Главное в этом языковом явлении – отход от обыденности, игра, ирония, маска. Непринужденный молодежный сленг стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей.
2. Молодежный сленг подобен его носителям он резкий, громкий, дерзкий. Он результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а также знак "я свой". Язык здесь отражает внутренние устремления молодых ярче и сильнее, чем одежда, прически, образ жизни.
Молодежный сленг легко вбирает в себя слова из разных языков (из английского - шузы, бэг, мэн, хаер; из немецкого – копф; из французского – шершерить – искать.) из разных диалектов (берлять, ухайдокать), из уголовного языка (круто, шмон, беспредел).
3. После 11 лет индивидуальное сознание ребенка перерастает в более сложное соединение центростремительных и центробежных тенденций. Начинается формироваться антагонистическое сознание – "быть не как все" и корпоративное – "быть подобно своим". Так создается специфическая лексика подростков, тинов, а именно сленг подростков, объединенных общими интересами, территорией, образом жизни. К подростковым относятся и сленг панков, металлистов, хиппи с их своеобразным лексиконом – причудливой смесью англизированных и воровских по происхождению слов: "аскать" - просить, "герла" - девушка и т. пр.
Жаргонизация является своеобразной игрой в названия, причины которой объясняются желанием создать «свой» язык для общения, чтобы выделиться или в целях конспирации.
Что влияет на появление сленговых слов в современном языке?
1.Развитие компьютерных технологий.
2.Иностранный язык.
3.Слова , связанные с наркотиками, алкоголем.
4.Современная музыкальная культура.
5.Уголовная лексика.
6.Компьютерные игры, фильмы, мультфильмы.
7.Хобби и увлечения подростков.
II.3.Отличие сленга от жаргона
Молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона.
Наверняка многим встречались эти понятия, но далеко не все знают их истинное значение. Все они очень тесно связаны по той причине, что сленг является разновидностью жаргона. По статистике, понятие «жаргон» закрепилось за воровскими, блатными, матерными словами и выражениями. Термин «сленг», в свою очередь, у современных людей ассоциируется с молодежной, студенческой речью. Арго как понятие малоизвестно за пределами научных кругов. Как же на самом деле выглядит жаргонная «картина», постараемся разобраться в этой статье.
Итак, если опираться на проверенные академические издания, жаргонной лексикой считаются слова и выражения людей, объединенных общей профессией, интересами или другим родом деятельности. Жаргонизацияявляется своеобразной игрой в названия, причины которой объясняются желанием создать «свой» язык для общения, чтобы выделиться или в целях конспирации.
II.4.Сленг в художественной литературе
Сленг – специфичный вариант разговора. Именно поэтому он совершенно не воспринимается как часть литературы. Однако в классической русской литературе сленгом можно назвать лишь диалекты, которые иногда используются для достижения атмосферы определенного народа. А вотсовременная литература в полной мере позволяет посмотреть на изменение сленга во времени, ведь даже незначительный временной отрывок может
существенно исказить многие речевые обороты.
Профессионализмы, по своей сути, не являются сленгом, однако зачастую их используют в речи именно в таком состоянии. Это связано с тем, что профессиональные слова входят в обиходную речь в зависимости от того, чем человек обычно занимается.
Активное использование диалектизмов и просторечия в художественной литературе ведет к их распространению в общем употреблении. В результате многие слова, ранее считавшиеся диалектными и просторечными, становятся литературными, «нейтральными». К числу таких слов относятся, например: беднота, быт, бытовой, бытовать, дословный, завсегдатай, занятный, застрять, корениться, неудачник,обрядовый, обыденный, отчётливый, почин (в значении «инициатива»), противовес, самодур, семенить, смаковать, строй, суть, рознь, шуршать, щуплый и др.
Способствовала художественная литература и вовлечению в общее употребление многих слов и выражений из социально-профессиональных диалектов и жаргонов, причемнекоторые из них полностью «нейтрализовались» в литературном языке, а некоторые сохранили те или иные экспрессивные оттенки. Но в том и в другом случае переходпрофессионализмов в слова и выражения общего употребления был связан с использованием их в более широком, переносном значении.
К такого рода словам относятся, например, следующие: доморощенный (первоначальное значение связано с сельским хозяйством — «выращенный, вскормленный дома»), животрепещущий (первоначально слово употреблялось в рыбной торговле), отпетый (первоначальное значение связано с глаголом «отпеть — отпевать» в церковно-обрядовом употреблении), подголосок (первоначально — термин хорового пения), приспешник (первоначально — пекарь или помощник, подготовщик в какой-либо работе), пустопорожний (первоначально — сельскохозяйственный термин, так говорилось о земле), разношёрстный (первоначально — также сельскохозяйственный термин, так говорилось только о животных), сплотить, сплочённый (первоначально —- строительный термин), стушеваться (первоначально — профессионализм чертежников и художников) и др.
Становятся достоянием общего употребления и такие экспрессивные выражения, как «размениваться на мелкую монету», «нагреть руки», «вылететь в трубу» (из жаргона буржуазных дельцов), «этот номер не пройдёт» (из циркового жаргона), « ни в зуб ногой», «завалиться», «срезаться» (из школьно-студенческого жаргона),«втереть очки» (из шулерскогоарго), «валять дурака», « тянуть волынку» (из воровского арго).
Современные формы использования просторечия, территориальных и социально-профессиональных диалектов и разного рода профессионализмов вырабатываются изакрепляются в творчестве А.С. Пушкина. Например, в репликах Аксиньи из повести «Гробовщик»:
«— Что ты, батюшка? Не с ума ли спятил, али хмель вчерашний
еще у тя не прошел? Какие были вчера похороны? Ты целый
день пировал у немца, воротился пьян, завалился в постелю, да
и спал до сего часа».
Опираясь на опыт Пушкина, значительно расширил изображение социально-профессиональных жаргонов в художественной прозе Гоголь.
Только в «Мертвых душах» воспроизводится множество самых разнообразных жаргонов — от жеманного жаргона дам города N, которые не говорили «я высморкалась, я вспотела, я плюнула, этотстакан воняет, но говорили «я облегчила себе нос, я обошлась посредством платка, этот стакан нехорошо ведёт себя», до пестрейшей смеси в репликах Ноздрева колоритного просторечия («А я, брат, с ярмарки. Поздравь: продулся в пух!..» « Поверишь ли, что не только убухал четырех рысаков — всё спустил»), «армейских» словечек(Штаб-ротмистр Поцелуев... «Такой славный! усы, братец, такие! Бордо называет просто бурдашкой…» Поручик Кувшинников... «Ах, братец, какой премилый человек! вот уж, можно сказать, во всей форме кутила»), картежных жаргонизмов («Незагни я после пароле на проклятой семёрке утку, я бы мог сорвать весь банк»), выражений, характеризующих стати охотничьих собак («Ну, так купи собак. Я тебе продамтакую пару, просто мороз по коже подирает! брудастая с усами, шерсть стоит вверх, как щетина. Бочковатостьрёбр уму непостижимая, лапа вся в комке, земли незацепит») .
"Денежный" жаргон неоднократно встречается в произведениях Гоголя. Вспомним Плюшкина, не желавшего платить "красную бумагу", т. е. 10 руб. , за оформление купчей. Жаргонным словом "угол" Собакевич хотел придать разговору иную тональность - задушевность, на какую только был способен этот медведеобразный помещик. Плюшкин же использует жаргонное словечко как своеобразную мету своей молодости, вспомнив о председателе палаты, с которым был когда-то "однокорытником", т. е. вместе учился. Лишь на миг он ушел в мир воспоминаний, и на миг же на его "деревянном лице скользнул какой-то теплый луч".
В большом количестве жаргонизмы использовал В.В. Маяковский:
"И вылезло
из-за спины РСФСР
мурло
мещанина" ("О дряни").
"Я ухо словом не привык ласкать;
Ушку девическому
в завиточках волоска
с полупохабщины
не разалеться тронуту" ("Во весь голос").
II.5.Сленг в СМИ
За последние десятилетия язык прессы открыт для внелитературных форм национального языка, больше не существует жёстких стилистических преград между газетной речью, жаргонами и сленгом. Для анализа я взяла еженедельную газету «Телесемь». Авторы статей используют юношеский сленг, на мой взгляд, чтобы продемонстрировать свою приверженность к данному социуму, его стремлению противопоставить себя окружающему миру. При этом не нарушаются закономерности развития языка: некоторые единицы разговорного языка становятся литературными, пополняют языковой стандарт. Такими стали слова «болтать», «наверняка», «ладно», «горб» когда-то бывшие просторечными. Другие же сленговые слова «стушеваться», «острить» «мариновать», «сачок» стали общеупотребительными. Следовательно, юношеский сленг- это своего рода переходная сфера национального русского словаря, которая пополняется за счёт популяризации определённых слов и новаций. Интересен тот факт , что в молодёжной прессе появляются викторины по сленгу, тесно увязанные с классической литературой. Так, в газете «Телесемь» за 10.10.2014 года напечатан кроссворд, который пытался переложить на литературный язык известный телеведущий Д. Дибров. Приведу несколько примерных вопросов: Роман И.С.Тургенева «Предки и беби», поэма Н.А.Некрасова « Кому на Руси кайф», романы Ф.М.Достоевского «Залет и заточка», «Записки шизика», драма Н.А.Островского «Не в своих санях не парься», «Шнобель» Н.В.Гоголя.и др.
Также я провела анализ материалов рекламных сообщений.
1. «Сникерс». «Не тормози, сникерсни!» Тормозить — 1)останавливаться; 2) не понимать, не догадываться, отупевать, обалдевать.
2. «Финт» — для тех, кто вправду крут!». Крутой — особенный, выдающийся, неординарный, обладающий какими-либо специфическими качествами.
3. Конкурс от батончика «Пикник»: «В подарок классные наушники-радио!» Классный — отличный, прекрасный.
4. Конфеты «М&Мs»: «Суперупаковка — веселая тусовка!» Молодежное слово «тусовка» следует понимать как «мероприятие, собрание, предполагающее неформальное общение».
Подобные языковые явления свидетельствуют о том что:
1. В обществе сформировалась новая социальная категория, с новым социальном статусом, со своим образом и стилем жизни, существенно отличающемся от образа жизни взрослых, и со своей собственной молодежной культурой. Юношеский сленг – информационный наркотик, захватывающий все больший пласт говорящих на нем подростков.
2. Негативное влияние юношеского сленга на развитие современного языка очевидно. Жаргонизмы встречаются даже в речи политиков. Так, выступая перед олимпийским комитетом в г. Сочи 14.03.2013г на I канале президент страны использовал жаргонизм «Тех, кто будет продолжать вести конкурентную борьбу за участие в Олимпийских играх, мы их уберем и «перетасуем колоду карт».
3. Наличие или отсутствие сленговых выражений напрямую зависит от общей культуры, развитости и грамотности ее носителей.
4. Богатства языка необходимо показывать с ранних юношеских лет, не отделяя его от других элементов культуры, так как «материальная и духовная ее части отражаются в языке народа».
III.1. Лингвистическое исследование речи школьников
Проблема использования жаргонизмов в речи школьников исследовалась мною экспериментальным путём. Учащимся 8-х, 9-х и 11-х классов МБОУ “Средняя школа № 5” города Рославля была предложена анкета, целью проведения которой было следующее:
- знают ли учащиеся что такое сленг и жаргон
- пользуются ли они сленгом в своей речи
- выявить наличие и отсутствие стремления обойтись без жаргонизмов.
Для этого в анкету были включены следующие вопросы:
1)Знаете ли вы что такое сленг и жаргон?
2)Пользуетесь ли вы в своей речи словами:мобила, училка, круто и т. п.?
3)Как вы считаете засоряют ли такие слова современный русский язык?
4)Готовы ли вы отказаться от употребления этих слов?
Положительные ответы введены в таблицу:
Класс | 8-а | 8-б | 9-а | 9-б | 10 | 11 |
1 вопрос | 2 | 13 | 9 | 11 | 15 | 8 |
2 вопрос | 15 | 15 | 24 | 12 | 17 | 8 |
3 вопрос | 12 | 13 | 20 | 6 | 15 | 8 |
4 вопрос | 9 | 8 | 1 | 3 | 0 | 1 |
Всего человек в классе | 15 | 15 | 24 | 18 | 17 | 8 |
Знают о жаргоне и сленге:
Пользуются в своей речи словами типа: мобила, училка, круто и т. п.:
Считают, что такие слова засоряют современный русский язык:
Готовы отказаться от употребления сленга:
III.2. Анализ анкетирования
В результате нашего опроса оказалось, что из97 учащихся моей школы знают, что такое жаргонная лексика только 58 учеников (это 59%).
Последующий ответ, заставил подумать о том, что большинство детей воспринимать жаргонную лексику, как обыденное, повседневное и малозначимое. Это говорит о том, что молодежь использует жаргонную лексику беспринципно и необдуманно. Доказывается это тем, что на вопрос «Как вы считаете, засоряют ли такие слова современный русский язык?» только 76% учеников 8 -11 классов ответили «да». А готовы отказаться от жаргонной лексики лишь 23%.
А самое необычное, что при дополнительном вопросе «Смогли бы вы подобрать синонимы к данному списку слов: дерюжка, пеша, шрайбать, свежачок, бабки» и половины детей не ответили на этот вопрос.
Из этого стоит извлечь, что ученики, противоречат сами себе. Многие не имеют четкого представления о том, что означают те или иные слова, и как правильно их употреблять.
Решить проблему можно способом таким, по мере возможности проводить беседы о молодежной лексике, объяснять и выявлять функции данного языка. Обращать внимание на положительные и отрицательные качества данной лексики. Искать приемлемые способы использования молодежного языка.
IV.Заключение
На основании изученных работ и проведённого исследования мы убедились, что жаргон и сленг активно проникают не только в общеупотребительную лексику, но и в язык художественных произведений.
Влияние нелитературной лексики на язык неоспоримо. Сленг – это неотъемлемая часть нашей жизни и языка. Он остается с молодежью, как островок естественности и свободы от мира взрослых. Сленг был, есть и будет. Хорошо это или плохо? Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие - появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь, но представить современного молодого человека совсем без сленга невозможно.
Правительство Российской Федерации в 2006 году утвердило Федеральную целевую программу «Русский язык» на 2006–2010 годы, направленную на поддержание русской языковой культуры. Но большая часть молодёжи об этой программе не знает. Зато все усиленно учатся решать тесты по русскому языку для успешной сдачи ЕГЭ, результаты которого в настоящее время передовые люди научного и педагогического сообщества оценивает как национальную катастрофу.
Я считаю, что нужно на государственном уровне поставить правовой заслон жаргонным словам в литературе, на телевидении, в кино, в театральных постановках, в СМИ, в рекламе и т.д.; необходима специальная программа, которая смогла бы реально помочь молодёжи сделать выбор между сленгом и красивым языком; на уровне школы необходимы мероприятия, которые были бы направлены на формирование любви к национальному языку.И всё-таки, основная роль в повышении культуры речи принадлежит самому человеку.
Лев Владимирович Щерба писал: «Язык есть кусочек жизни людей…
Никакие комиссии и федеральные программы ничего не изменят, если сами люди не начнут уважать родной язык, чувствовать свою ответственность за каждое сказанное слово, вдумываться в его смысл.
Язык настолько богат, что его невозможно описать в одном учебнике. Значит, необходимо постоянно заниматься развитием своей речевой культуры, постижением глубин русского языка».
Статистика показывает, что сленг присущ молодым людям 12- 22 лет. При вступлении во взрослую осознанную жизнь молодежь перестает активно употреблять сленговые выражения. Существование молодежного сленга нужно принимать как данность, ведь это отнюдь не «покушение» на «великий и могучий».
V. Список литературы
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 5» г. Рославля Автор: ученица 8Б класса Паршина Ксения Сергеевна Руководитель: Соловьева Наталья Сергеевна Молодёжная лексика: вчера, сегодня, завтраСлайд 2
Цель работы: исследование возникновения и употребления лексических инноваций в языке молодежи и определение степени их влияния на русский язык, нормативную его сторону; рассмотрение употребления сленга писателями в русской литературе.
Слайд 3
Задачи 1)исследовать литературу по данной теме; 2)познакомиться со словами, характерными для подростков, определить место сленга в речевой культуре подростков; 3)выявить источники и причины возникновения молодёжного сленга; 4)разобраться в смысле и происхождении сленговых слов через их классификацию; 5)провести исследование на предмет использования писателями сленговых слов и выражений.
Слайд 4
Четыре волны в истории формирования сленга в России: 20-е годы 50 – 60-е годы 70 – 80-е годы 90- е – наши дни
Слайд 5
Если говорит неправильно, значит большевик! ( А.М. Селищев.) Революция и гражданская война породили армию беспризорных, и речь «благополучной» молодёжи пополнилась множеством «блатных» словечек.
Слайд 6
Вторая волна приходится на 50-е годы, когда на улицы городов вышли «стиляги». Своя музыка, свои танцы, своя одежда, свой особый язык. Ч – Человек, У - Уважающий В - Высокую А -Американскую К - Культуру
Слайд 7
Пусть этот мир прогнется под нас… (группа «Машина времени») Третья волна в развитии молодежного сленга в России связана с периодом «застоя». «Системный» сленг появляется как языковой жест противостояния неформальной молодежи официальной идеологии.
Слайд 8
Начало четвёртой волны принято сейчас связывать с началом компьютеризации
Слайд 9
1 . Главное в этом языковом явлении – непринужденный молодежный сленг стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей. 2 . Для некоторых молодых людей использовать литературный язык сложнее , чем говорить на сленге. 3. Сленг очень насыщен и колоритен, имеет множество оттенков, поэтому использовать его гораздо удобней. Причины возникновения сленга
Слайд 10
6 . После 11 лет у ребенка начинается формироваться антагонистическое сознание – "быть не как все" и корпоративное – "быть подобно своим". 4. Сленг - это дань моде. Каждое направление, в музыке, в танцах, в религиозных убеждениях используют свою лексику. 5. Сленг – это результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а также знак "я свой".
Слайд 11
Что влияет на появление сленговых слов в современном языке? Уголовная лексика. Современная музыкальная культура. Иностранный язык. Слова , связанные с наркотиками, алкоголем . Хобби и увлечения подростков. Компьютерные игры, фильмы, мультфильмы . Развитие компьютерных технологий.
Слайд 12
Отличие сленга от жаргона Жаргон Сленг Понятие «жаргон» закрепилось за воровскими, блатными, матерными словами и выражениями. Термин «сленг», в свою очередь, у современных людей ассоциируется с молодежной, студенческой речью.
Слайд 13
А. С. Пушкин (1799-1837) «— Что ты, батюшка? Не с ума ли спятил , али хмель вчерашний еще у тя не прошел? Какие были вчера похороны? Ты целый день пировал у немца, воротился пьян, завалился в постелю , да и спал до сего часа».
Слайд 14
Н. В. Гоголь (1809-1852) « А я, брат, с ярмарки. Поздравь: продулся в пух !..» « Поверишь ли, что не только убухал четырех рысаков — всё спустил »
Слайд 15
"И вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина" ("О дряни "). В. В. маяковский (1893-1930) "Я ухо словом не привык ласкать; Ушку девическому в завиточках волоска с полупохабщины не разалеться тронуту " ("Во весь голос").
Слайд 16
Анализ материалов рекламных сообщений 1.«Сникерс». « Не тормози , сникерсни !» Тормозить — 1)останавливаться; 2) не понимать, не догадываться, отупевать, обалдевать . 2. «Финт» — для тех, кто вправду крут !» Крутой — особенный, выдающийся, неординарный .
Слайд 17
3. Конкурс от батончика «Пикник»: «В подарок классные наушники-радио!» «Классный» — отличный, прекрасный. 4. Конфеты « М&Мs »: « Супер упаковка — веселая тусовка !» Молодежное слово «тусовка» следует понимать как «мероприятие, собрание, предполагающее неформальное общение».
Слайд 18
Знаете ли вы, что такое жаргон или сленг?
Слайд 19
2. Пользуетесь ли вы в своей речи словами типа: мобила , училка , круто и т. п.?
Слайд 20
3. Как вы считаете, засоряют ли такие слова современный русский язык?
Слайд 21
4. Готовы ли вы отказаться от употребления этих слов?
Слайд 22
Заключение
Слайд 23
« Язык есть кусочек жизни людей… Никакие комиссии и федеральные программы ничего не изменят, если сами люди не начнут уважать родной язык, чувствовать свою ответственность за каждое сказанное слово, вдумываться в его смысл…» ( Л. В. Щерба)
Слайд 24
Спасибо за внимание!
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Разноцветное дерево
На горке
Н. Гумилёв. Жираф
Хитрость Дидоны